Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как вести себя в театре? Советы от Театра Маяковского. Правила поведения в театре: культура и нормы этикета

Что мы представляем себе, слыша слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала?
Не правда ли, похоже на праздник?
Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни соседям, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

1. Приходите в нарядной одежде. Мужчины обыкновенно надевают темный костюм, а женщины – выходное платье. Конечно, если вы придете в джинсах, контролер Вас пропустит. Но помните, что дамам надевать в театр брюки считается не самым хорошим тоном.
Позаботьтесь, чтобы в руках у Вас не было шуршащих пакетов или больших рюкзаков. Вас могут не пустить.
Зимой женщины обычно берут в театр туфли, оставляя сапоги в гардеробе, так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью.

2. Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть не спеша раздеться, поправить прическу, купить программку и занять свои места.

3. Как правильно пройти к своим креслам? Для начала найдите ряд, указанный в билете. Чтобы пройти к своим местам, Вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если Ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше.
Не стоит ждать 3-го звонка. Если же Вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, стоящему у дверей зала. Вам помогут занять до антракта свободные места, или придется постоять.

4. Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.
Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и Вы. Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену.

6. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров. Перед началом действия отключите мобильные телефоны и пейджеры. Если Вы простужены – воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешают публике и артистам.
Если же Вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише.

7. В антракте можно обсудить увиденное, выйти в фойе, найти среди портретов артистов тех, кто принимает участие в спектакле, и кого Вы только что видели.

8. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала». Пять минут Вас не спасут, а настроение будет испорчено. К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве Вам не приятно еще раз увидеть людей, работавших для Вас два часа? Поблагодарите их аплодисментами.
Другое дело, если Вам не понравился спектакль. Тогда стоит покинуть театр еще в антракте (но не во время действия!)

9. Если Вы уже видели этот спектакль и пришли посмотреть его еще раз и подарить цветы полюбившимся актерам, не кидайте их на сцену. Отдайте в руки или передайте через работника театра.

На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от маленького праздника – посещения театра.


Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной.

Если мужчина и женщина отправляются в театр вместе, им следует заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем - приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам - смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь.

Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Не принято носить номерок от гардероба на пальце, как кольцо.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом.

Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи.

Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

В любом гардеробе есть зеркала. Здесь, если есть необходимость, можно поправить свой внешний вид.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края.

Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Сиденье кресла следует опускать бесшумно, а вставая, не ударять его о спинку кресла.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним - женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины - по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним - женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, - кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично.

В ложу можно входить, когда гаснет свет.

В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит:- «Да, немного», головной убор следует снять.

Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически - бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения; во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты - предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места.

Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами.

Рукопожатием обмениваются, если при этом не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих.

Если к даме подходит знакомый - она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают.

Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать.

Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать.

Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения.

Если кто - то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать - не стоит.

Некоторые особо чувствительные натуры во время сильных, патетических мест на сцене не могут удержаться от слез - неучтиво осуждать таких людей или насмехаться над ними.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

Влюбленным не следует сидеть в театре со склоненными друг к другу головами - это причиняет неудобства сидящим позади. Также они не должны явно выражать свои чувства на людях.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво.

Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться.

Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей.

Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере.

Не используйте программки вместо веера.

В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу.

Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров.Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками.

Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет - дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта.

Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах.

Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться.

Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно.

Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах.

Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам - аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится - не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:
- после поднятия занавеса;
- перед началом оперы или балета;
- при появлении дирижера за пультом;
- при выходе на сцену известного актера или певца;
- после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах;
- после трудных арий или блестящего исполнения сложных мест в опере или балете;
- после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера;
- в начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей;
- на симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов);
- в театре сатиры, комедии - после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;
- в цирке - после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера;
- на концерте солиста при исполнении целого цикла песен - после каждой песни, а на концерте джазового оркестра - после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами.

Если спектакль понравился - восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену.

Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков:- «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера - преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб.

Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.

Что мы представляем себе, слыша слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала? Не правда ли, похоже на праздник?

Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни соседям, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

1. Приходите в нарядной одежде. Мужчины обыкновенно надевают темный костюм, а женщины – выходное платье. Конечно, если вы придете в джинсах, контролер Вас пропустит. Но помните, что дамам надевать в театр брюки считается не самым хорошим тоном.

Позаботьтесь, чтобы в руках у Вас не было шуршащих пакетов или больших рюкзаков. Вас могут не пустить.

Зимой женщины обычно берут в театр туфли, оставляя сапоги в гардеробе, так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью.

2. Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть не спеша раздеться, поправить прическу, купить программку и занять свои места.

3. Как правильно пройти к своим креслам? Для начала найдите ряд, указанный в билете. Чтобы пройти к своим местам, Вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если Ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше.

Не стоит ждать 3-го звонка. Если же Вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, стоящему у дверей зала. Вам помогут занять до антракта свободные места, или придется постоять.

4. Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.

Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и Вы. Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену.

6. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров. Перед началом действия отключите мобильные телефоны и пейджеры. Если Вы простужены – воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешают публике и артистам.

Если же Вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише.

7. В антракте можно обсудить увиденное, выйти в фойе, найти среди портретов артистов тех, кто принимает участие в спектакле, и кого Вы только что видели.

8. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала». Пять минут Вас не спасут, а настроение будет испорчено. К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве Вам не приятно еще раз увидеть людей, работавших для Вас два часа? Поблагодарите их аплодисментами.

Другое дело, если Вам не понравился спектакль. Тогда стоит покинуть театр еще в антракте (но не во время действия!)

9. Если Вы уже видели этот спектакль и пришли посмотреть его еще раз и подарить цветы полюбившимся актерам, не кидайте их на сцену. Отдайте в руки или передайте через работника театра.

На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от маленького праздника – посещения театра.

Любое мероприятие в общественной жизни требует соблюдения определенных правил, которые называют этикетом. Естественно, что правила поведения в театре также существуют. Когда человек отправляется туда, он хочет получить эстетическое удовольствие, насладиться искусством актеров.

Но при этом очень важно не испортить удовольствие от спектакля другим своим неправильным поведением. О театральном этикете для взрослых, а также о правилах поведения в театре для школьников мы расскажем в нашем обзоре.

Каким должен быть внешний вид?

К походу в театр нужно готовиться заранее, чтобы подобрать правильную одежду, которая должна соответствовать обстановке. Ведь не зря театр называют храмом искусства. В современной действительности это сделать не так уж трудно, так как надевать женщинам вечернее платье, а мужчинам смокинг уже не требуется. Но тем не менее выглядеть более нарядными, чем обычно, все же нужно.

Мужчинам подойдет костюм спокойных тонов, светлая рубашка, красивый галстук. А женщинам - нарядное, но не кричащее платье, дополненное аксессуарами, но опять же не слишком громоздкими. Здесь лучше уж одеться более скромно, чем переусердствовать. Одним словом, как и всегда, целесообразно придерживаться золотой середины.

Соблюдать меру необходимо также и при пользовании духами. Это касается как женщин, так и мужчин. Излишнее увлечение парфюмом рассматривается как моветон. Тем более что при большом скоплении слишком «благоухающих» особ, где смешивается масса различных ароматов, у кого-то может закружиться голова или даже произойти аллергическая реакция.

Как вести себя перед спектаклем?

Согласно правилам поведения в театре, на входе билеты контролеру предъявляет мужчина (даже если он приглашен на спектакль женщиной). Входную дверь перед дамой открывает также он. Появляться в театре нужно заблаговременно. Это мероприятие праздничное, поэтому спешка здесь крайне неуместна.

Ведь перед спектаклем всегда совершаются какие-либо действия, например, может понадобиться:

  • сдать верхнюю одежду в гардероб;
  • купить программку;
  • взять напрокат бинокль;
  • прогуляться по фойе, знакомясь с информацией о театре или о спектакле;
  • поприветствовать знакомых.

Если вы появитесь в театре примерно за полчаса до начала представления, это будет наиболее оптимальным вариантом.

Что нужно учесть в гардеробе?

Следуя правилам поведения в театре, мужчина должен постоянно заботиться о своей спутнице, в том числе и в гардеробе. Он обязан помочь ей снять верхнюю одежду, а уже затем раздеться сам. После этого он сдает вещи в раздевалку и берет номерок, оставляя его при себе. При этом носить его на пальце не следует, нужно спрятать в карман сразу же.

После того как одежда сдана, обычно человек смотрит на себя в зеркало, оценивая свой внешний вид. И если он заметил в нем какие-то нежелательные штрихи, исправлять их прямо в фойе будет неправильным. Для этого необходимо пройти в туалетную комнату.

Как пройти на свое место в зале?

Первым в зрительный зал входит мужчина. Он указывает даме дорогу к месту (если этим не занимается театральный служащий). Вдоль ряда следует продвигаться лицом к сидящим людям, в случае необходимости извиниться тихим голосом, не привлекая излишнего внимания, и идти дальше.

В том случае, если проход между рядами является очень узким, тот, кто сидит, должен встать, чтобы пропустить проходящего. Первым идет мужчина, который, дойдя до места, должен остановиться и дождаться, пока сядет его дама, а затем сесть сам. Места необходимо занять до того, как прозвенит третий звонок. Если места расположены в середине ряда, то лучше проследовать на них заранее, чтобы лишний раз не беспокоить сидящих по бокам.

Если же места находятся по бокам, то стоит, наоборот, не спешить, чтобы не пришлось все время пропускать зрителей в середину ряда. Если вдруг оказалось, что ваши места кто-то занял, нужно предъявить сидящим на них людям свои билеты. А затем очень вежливо выразить просьбу об их освобождении. В случае когда куплены «двойные» билеты, нужно обратиться к служащим театра, в обязанности которых входит разрешение данной проблемы.

Когда вас могут не пустить в зал?

Опоздание в театр - проявление неприличия. После того как свет в зале погас, входить можно только в ложу. Во всех других случаях служащие имеют полное право до антракта перекрыть вам доступ к месту. Если же ими проявлена лояльность и вам позволили пройти в зал, нужно сделать это как можно тише и сесть на первое же свободное место. Пробираться на места, обозначенные в билете, если они находятся в середине ряда, в такой ситуации недопустимо. Это можно сделать только в антракте.

Как правильно вести себя на месте?

После того как места в зале благополучно заняты, не стоит думать, что можно полностью расслабиться и не соблюдать правила театрального этикета. Вот памятка правил поведения в театре во время спектакля:

  1. Класть руки на оба подлокотника не нужно, так как это может помешать соседям. Даже если в зале душно, не рекомендуется обмахиваться программкой. Не нужно рассматривать находящихся в зале людей в театральный бинокль. А также во время просмотра нельзя есть и шуршать фольгой от шоколада.
  2. Не рекомендуется сидеть очень близко, склонив друг к другу головы, чтобы не мешать смотреть на сцену сидящим сзади.
  3. Не следует сидеть, закинув ногу на ногу, широко расставлять ноги, опираться на спинку стоящего впереди кресла, упираться ногами в него или же засыпать, опираясь на спинку своего стула (даже если вам скучно).
  4. Требуется соблюдать полную тишину, не забыв выключить заблаговременно телефон, не обсуждая актерскую игру и поведение окружающих. Если последние ведут себя нескромно, нужно очень тихо сделать им замечание, а если оно не помогло, обратиться к представителям театра за помощью.
  5. Дурным тоном считается выражать чрезмерное удовольствие от спектакля. Аплодисменты не должны быть слишком громкими и продолжительными во время просмотра, обычно это откладывается на конец представления. Так же, как и вручение актерам цветов. А тем более недопустимыми являются топот ног, крики и свист. В театре не принято кричать «бис», так как здесь, в отличие от концерта, повторение какой-либо сцены невозможно.

Эти основные 5 правил поведения в театре во время просмотра спектакля помогут вам проявить свою культуру и, что называется, не ударить лицом в грязь.

Как правильно уйти?

Завершая обзор правил поведения в театре для взрослых, целесообразным будет сказать о том, как правильно его покинуть. Если человек покидает зал во время действия, он тем самым демонстрирует плохое воспитание. Даже если спектакль совсем не нравится, нужно дождаться антракта, чтобы уйти.

Но даже когда спектакль уже окончен, не следует стремглав нестись в гардероб за одеждой. Ведь нередко артисты выходят на поклон неоднократно, поэтому нужно дождаться, когда занавес будет опущен, и не спеша направиться к выходу. Если есть уважительные причины, по которым зрителю нужно уйти из театра пораньше, то на этот счет также существует негласное правило. Для этого последний акт смотрят с балкона, после чего тихо уходят, никого не беспокоя.

Теперь перейдем к правилам поведения в театре для детей.

Чему следует научить ребенка?

Опираясь на театральный этикет для взрослых, можно порекомендовать и детям 2 класса правила поведения в театре. Вот самые основные из них:

  1. Нельзя опаздывать в театр.
  2. Мобильный телефон должен быть выключен - недопустимо ни разговаривать по нему, ни играть в игры.
  3. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим людям.
  4. На месте следует сидеть спокойно, не вертеться, не мешать окружающим, сильно раскидывая руки или ноги.
  5. Во время концерта нельзя: играть, жевать, шуметь, болтать с соседями.
  6. Сильно хлопать и дарить цветы можно только в конце спектакля.
  7. Запрещается раньше времени убегать в гардероб к концу представления или в буфет перед антрактом.

Представь себе, что ты сидишь в театре и, затаив дыхание, смотришь на сцену. А на сцене происходят захватывающие события: пираты взяли в плен отважного юношу.
– Отвечай, куда направлялась твоя шхуна! – кричат они.
Пленник молчит.
– Будешь отвечать?
Напряженное молчание. И вдруг юноша что-то говорит. Но что он сказал, ты не слышишь. Потому, что в этот самый интересный момент какой-то шутник подошел сзади и прикрыл тебе ладонями уши. Ну что бы ты сделал с таким человеком? Во всяком случае, не поблагодарил бы его.
А то еще представь себе такой случай. Актеры покорили весь зал своей прекрасной игрой. Зрители взволнованы, у многих на глазах слезы. И вдруг кто-то из зрителей, встав со своего места, подошел к сцене и крикнул:
– Подумаешь, артисты! Вы играете, а мне наплевать.
Ты скажешь, что так не бывает. Правильно, не встретишь таких дикарей. Но нечто похожее на это я видела.
Однажды на дневном спектакле, где было много ребят, сзади меня сидели две девочки. На коленях у одной лежал пакет с печеньем. Девочки, не отрывая глаз от сцены, жевали. Шуршал пакет. Хрустело печенье. Да вдобавок одна девочка время от времени спрашивала у подруги:
– Вкусно, правда?
Девочки вовсе не думали о том, что они мешают всем сидящим поблизости.
Ведь мешая другим слушать, они поступали почти так же, как тот "остряк", что прикрыл уши соседу.
Разве зритель, который, не дождавшись, пока окончится спектакль и опустится занавес, бежит в гардероб, – разве такой зритель не говорит своим поступком, что он нисколько не уважает актеров, не ценит их искусства? А ведь такое поведение не только обижает актеров. Оно очень мешает им играть, по-настоящему войти в образ. Кому хоть раз приходилось играть на сцене, тот знает, что очень многое зависит от того, насколько внимателен и доброжелателен зал. Когда в зале скрипят стулья, зрители покашливают, перешептываются, внимание актера рассеивается, пропадает уверенность в себе. И спектакль проходит хуже.
В театр всегда идешь в хорошем настроении: радостно посмотреть хороший, умный спектакль, познакомиться с его героями – разными интересными людьми.
Как досадно бывает, когда настроение тебе постепенно портят! То кто-нибудь в гардеробе оттолкнет тебя и сдаст свое пальто без очереди. То, отыскав свое место, ты обнаружишь, что оно занято. Сидит на нем какой-то человек. И сел он на это место не то чтобы по ошибке, он почему-то надеялся, что ты не придешь.
Потом во время действия кто-то впереди тебя стал громко шептаться, где-то зазвенел упавший номерок. Кто-то, пробираясь на свое место, заслонил от тебя сцену, пусть на несколько секунд, – все равно неприятно.
И все эти досадные мелочи оставляют нехороший осадок. И ты идешь домой после спектакля в плохом настроении, хотя и пьеса была интересная и актеры играли отлично...
Не случалось ли тебе задуматься над тем, как сам ты вел себя в театре? Не испортил ли и ты кому-нибудь настроение? Всегда ли ты с должным уважением относишься к актерам, играющим на сцене, к зрителям, сидящим в зале?

Как себя вести в театре

1. В театр приходи минут за десять-пятнадцать до начала. Не обязательно иметь для театра какой-то специальный ("выходной") костюм. Одежда просто должна быть чистой и не помятой.
2. Проходи по ряду на свое место лицом к сидящим. А если ты пришел раньше других, встань, пропуская людей, идущих к своему месту.
3. Во время спектакля не разговаривай. Свое мнение можешь высказать другу в антракте. Выключи мобильный телефон.
4. Номерок от гардероба убери в карман, не верти его в руках, иначе он обязательно в конце концов упадет, зазвенит, а то и потеряется.
5. Если твое место занято и его сразу не освобождают, не вступай в пререкания. Обратись к билетеру, он поможет быстро уладить недоразумение.
6. Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.
7. Не постукивай ногой в такт музыке.
8. Не вставай с места до окончания спектакля. Спектакль считается оконченным, когда занавес опустился.