Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как сделать схему простого предложения. Схема сложного предложения. Сложные предложения: примеры с союзами

В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного времени, чтобы в этом разобраться и потренироваться в составлении различных схем. Конечно, чтобы вы быстрее все поняли, вам нужен пример.

Что нужно знать? Как составить схему предложения?

1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов.

«Завтра отправимся в поход», - объявил вожатый.
«П», - а.

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»
А: «П!»

«Завтра отправимся в поход, - объявил вожатый. - Встанем на рассвете».
«П, - а. – П».

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»- и посоветовал взять с собой лишь самое необходимое.
А: «П!» - а.

Как видите, знаки препинания обязательно отражаются и на схемах.

2. Изучая тему простых и сложных предложений, необходимо учиться изображать их схематически. Это помогает наглядно увидеть их строение и понять взаимосвязи между частями.

Чаще всего практикуются линейные схемы, в которых для обозначения главных предложений используются квадратные скобки, круглые – для выделения придаточных.

Кроме того, в каждой из частей определенными знаками (одной или двумя чертами) обозначаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). На схеме от главной части к придаточной ставится вопрос, и указываются средства связи (союз или союзное слово).

Например, простое полное предложение: Птицы улетели.

Схематически будет выглядеть так: [ - =].

[- , - =]. (Утки, гуси полетели на юг.)

Или: [ - =, =]. (Птицы собрались в стаи, потянулись на юг.)

3. Изображая схему сложного предложения, нужно помнить, что оно может быть как союзным (сложносочиненным или сложноподчиненным), так и бессоюзным. Все части сложного предложения и средства связи между ними должны быть отражены графически. Как это должно выглядеть, посмотрите на следующем примере:

Тучи разошлись, выглянуло солнышко, и дождевые капли вспыхнули, заиграли на листьях травы.

Схема построения предложения, пример «куда уж наглядней»:
[ - = ], [ = - ], и [ - =,= ].

Здесь вполне наглядно изображены три равноправные грамматические основы, заключенные в квадратные скобки. Указан и соединительный союз и.

4. В сложноподчиненном предложении всегда присутствует зависимая (придаточная) часть, к которой можно поставить вопрос от главной. В схеме ее выделяют с помощью круглых скобок. В них вписывают слово, благодаря которому придаточное присоединяется к главному.

Пес затосковал, потому что хозяин долго не возвращался.

[ - = ], (потому что).

Первая часть здесь главная, а вторая – зависимая (придаточное причины).

5. Наряду с линейными используются вертикальные (иерархические) схемы с теми же условными обозначениями, но придаточные части располагаются под той частью, от которой они зависят. При этом обычно знаки препинания не обозначаются.

Пес затосковал, потому что хозяин, которого он очень любил, долго не возвращался.

[- = ]
почему?
(потому что - =)
какой?
(которого - =)

Придаточных предложений может быть несколько, первого, второго и более порядка.

6. В предвузовской подготовке часто практикуются схемы, в которых главные части изображены в виде прямоугольников, а придаточные – в форме кружков. Кроме того, возможны схематические изображения, в которых союзы выносятся за пределы графических фигур (прямоугольника или круга), а союзные слова остаются внутри них (т.к. они являются членами предложения).

Должна быть правильно составлена схема сложного предложения. Только она поможет разобраться в сложных случаях постановки запятых, тире и двоеточия. Кроме того, верно охарактеризовать сложную синтаксическую единицу также помогает ее схематичное исполнение. Вопросы синтаксиса и пунктуации вынесены в задания ЕГЭ и ГИА, поэтому совершенно необходимо уметь наглядно представлять состав сложного предложения. Как это правильно сделать? Разберемся в данной статье.

Понятие о сложном предложении

Необходимо дать определение сложного предложения как такового. Это самая сложная синтаксическая единица, имеющая в своем составе несколько простых.

Таким образом, подобное предложение имеет минимум две грамматические основы. Они могут быть связаны между собой по-разному:

  • и союзными словами.
  • Бессоюзно.
  • В рамках одной синтаксической единицы могут наблюдаться различные виды связи.

Соответственно, в русском языке определяются видом связи внутри них. Они будут называться сложноподчиненными, сложносочиненными, бессоюзными и с различными видами связи соответственно.

Схема предложения: основные моменты

Схема сложного предложения требует особого внимания. Фактически, в ней необходимо объяснить постановку всех знаков препинания. алгоритм ее составления можно представить следующим образом:

  1. Выделить грамматические основы и определить количество частей.
  2. Выяснить тип связи частей внутри предложения. Необходимо помнить, что подчинение мы обозначаем круглыми скобками, главную часть, сочинительную и бессоюзную связи - квадратными.
  3. Определить второстепенные члены предложения, посмотреть, нет ли среди них однородных. Последние также необходимы в развернутой схеме. Следует помнить, что частицы, союзы синтаксической функции не играют. Предлоги относятся к тем членам предложения, с которыми составляют грамматическую связку.
  4. Посмотреть, чем осложнена каждая часть обстоятельства, вводные слова и конструкции, однородные члены).
  5. В сложноподчиненном предложении определить тип подчинения: параллельное или последовательное.

Сложносочиненное предложение и его схема

Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

Работаем с первой частью: на небе - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем - определение, выраженное прилагательным; мелкие - определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

, [и=-]

В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

Схема поможет отличить сложносочиненное предложение от простого с однородными сказуемыми, соединенными союзом и. Сравним: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки и застилать собою горизонт. Здесь присутствуют только однородные сказуемые: стали собираться, застилать. Они соединены союзом и.

Сложноподчиненное предложение и его схема

Сложные предложения в русском языке с подчинительной связью имеют неравнозначные части: главную и придаточную. Определить их достаточно просто: в последней всегда присутствует подчинительный союз либо Достаточно интересны такие схемы сложного предложения. Примеры разберем ниже. Дело в том, что придаточная часть может стоять в начале, конце предложения и даже разрывать главную.

Когда казак поднял руку и закричал, раздался выстрел. Предложение сложное: казак - подлежащее 1; поднял, закричал - сказуемые 1; выстрел - подлежащее 2; раздался - сказуемое 2. Соединены части союзом когда, он подчинительный, поэтому предложение сложноподчиненное. В данном случае придаточная часть начинает предложение. Докажем это. Во-первых, она содержит союз, а во-вторых, к ней легко можно задать вопрос: выстрел раздался (когда?) когда казак поднял руку. В схеме придаточная часть заключается в круглые скобки. Кроме того, придаточная часть осложнена однородными сказуемыми (их тоже указываем графически). Схема сложного предложения будет выглядеть так: (когда - = и =), [=-].

Еще один вариант, когда сложноподчиненное предложение начинается с главной части: Раздался выстрел, когда казак поднял руку и закричал. [=-], (когда - = и =).

Сложноподчиненные предложения: особые случаи

Наибольшую сложность представляют разорванные придаточным сложные предложения. Примеры с союзами сейчас разберем. Дым от костров, в которые бросали все подряд, до слез разъедал глаза. Грамматическая основа главной части: дым - подлежащее, разъедал - сказуемое. В придаточной части есть только сказуемое бросали. Грамматическая основа главной части разорвана придаточной с союзным словом которые. Соответственно схема будет такой: [-, (в которые =), =].

Еще пример: Пустующая несколько лет хижина, где мы решили остановиться, находилась на самом краю деревни. Главная часть: подлежащее - хижина, сказуемое - находилась; она осложнена причастным оборотом, который не обособляется. Придаточная часть: подлежащее - мы, сказуемое - решили остановиться. Схема такая: [|п.о.|-, (где -=), =].

Схема бессоюзного сложного предложения

Мы рассмотрели сочинительные и подчинительные сложные предложения. Примеры с союзами - не единственные. Есть еще связь частей исключительно по смыслу, бессоюзная. Здесь правильная схема особо важна, ведь в подобных предложениях наряду с запятыми могут применяться точка с запятой, тире или двоеточие. Выбор их зависит от смысловых и грамматических отношений.

Следует помнить, что части бессоюзного предложения равнозначны и обозначаются квадратными скобками. Разберем примеры.

  1. Ветер завыл еще сильнее; еще громче забегали крысы, засуетившиеся в своих норках. Это сложное предложение, состоит из двух частей: в первой основа ветер завыл, во второй - крысы забегали. По правилу, если в других частях есть еще знаки препинания, требуется поставить точку с запятой при бессоюзной связи. Во второй части присутствует обособленное определение, выделенное запятой. Схема будет выглядеть так: [-=]; [=-, |п.о.|].
  2. В доме весь день была суета: то и дело сновали слуги, княжны примеряли наряды, взрослые в волнении проверяли готовность к празднику. В данном предложении с бессоюзной связью насчитывается четыре части. Грамматические основы следующие: суета (подлежащее) была (сказуемое), слуги (подлежащее) сновали (сказуемое), княжны (подлежащее) примеряли (сказуемое), взрослые (подлежащее) проверяли (сказуемое). Первое предложение поясняют последующие, поэтому необходимо поставить двоеточие. Схема такая: [=-]: [=-], [-=], [-=].
  3. Будешь читать в детстве - книги станут верными друзьями на всю жизнь. Докажем, что предложение сложное. Здесь две грамматические основы: будешь (сказуемое), книги (подлежащее) станут друзьями (сказуемое). В данном случае требуется постановка тире, потому что вторая часть содержит следствие из первой. Схема проста: [=] - [-=].

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая - сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая - безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья - не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,|п.о.|,=], [а-=], [но =], (которая =).

Характеристика сложного предложения

Неотрывно от схемы должна идти характеристика предложения. В ней необходимо указывать каково оно по цели высказывания и интонации, а далее необходимо описать каждую из частей: состав (одно или двусоставное), распространенность, полное или нет и чем осложнено.

Разберем в качестве примера предложение, схему которого составляли в предыдущем разделе. Оно повествовательное, невосклицательное. 1-я часть: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 3-я часть: односоставное (безличное), распространенное, полное, ничем не осложнено; 4-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
  3. (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
  4. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].

Простое предложение

Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".

Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.

Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.

[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.

Сложносочиненное предложение

Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:

Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".

Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").

Сложноподчиненное предложение

Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:

  1. Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
  2. Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
  3. Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.

Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".

Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).

Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".

В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].

Прямая речь в конце предложения

Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.

В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.

Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».

Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».

Прямая речь в середине предложения

Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:

Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.

[А: [«П.Р.!»] - а].

Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.

Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].

Прямая речь в начале предложения

Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:

«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.

«[П.Р.]», - [а].

Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:

«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].

«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].

Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения
  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении
  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения
  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений
  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений
  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:


Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.


В кружках отражены роли однородных членов предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.


Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.


Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.


Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Прямая речь в предложении

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.


Сложносочиненное предложение на схеме
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.


Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

[…],

↓что?

(что …)

↓какой?

(который …).

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

[…],

↓когда? ↓зачем?

(когда …), (чтобы …).

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

[…],

↓чему? ↓чему? ↓чему?

(что …), (что …), (что …).

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.


План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого - трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.

Образцы разбора простых предложений