Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как раскрылся в любви к одинцовой базаров. История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети»: отношения героев. Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь

Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.

Роман «Отцы и дети» открывает перед читателем необычайно интересную историю взаимоотношений двух молодых людей, которые так и не стали счастливы вместе.

Главный герой – , яркий поклонник течения нигилистов, в корень отрицал все чувственное, эмоциональное. Он верил только в естественные науки, стремился создавать что-то новое. Он считал, что для того чтобы перестроить старое общество, нужно разрушить все, что было ним создано.

Конечно, на первый взгляд достаточно глупое утверждение, однако, оно было основным принципом нигилистов.

Однажды, главный герой попадает на бал и встречает там молодую и красивую, сильную и впечатляющую женщину – . Молодые люди сразу же понравились друг другу. Однако их внутренние убеждения были своеобразными преградами в развитии их взаимоотношений.

Нигилистические мотивы, которым подчинялся Евгений, не давали ему свободно задуматься о том, что в душе могут зародиться такие эмоции, как любовь, взаимная симпатия. Именно это и становится первым камнем преткновения между героями.

После того, как Евгением все-таки овладевают простые, земные чувства, он безумно злится и на себя, и на Анну. Он пытается сопротивляться тем эмоциям, которые волновали, будоражили его душу. Такое противоречивые мысли к любви и к дальнейшему счастью не дали развиваться отношениям Евгения и Анны.

К тому же, Одинцова совершенно не отвечала взаимностью на признания Базарова. С одной стороны она почувствовала влечение и симпатию к данному мужчине, однако разум победил над душевными чувствами. Анна приняла решение о том, что спокойствие и тишина для нее все-таки важнее всяких волнующих эмоций. Именно это и стало основной преградой, которая помешала построить счастье героям романа.

Если бы Одинцова сделала шаг навстречу Базарова, он бы смог прийти к нормальной жизни, отбросить свои нигилистические убеждения, создать семью, быть полезным в обществе, обрести свое счастье. Однако такого не случилось.

По задумке Тургенева, ярый представитель нигилистов должен был умереть, ведь автор негативно относился к их течению. Так и случилось. Холодность душ и ясность умов не позволили двум людям испытать судьбу и построить свое счастье.

Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он - ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, - сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.

Тургеневым был создан образ Анны Сергеевны Одинцовой, молодой красавицы-вдовы и богатой аристократки, женщины праздной, холодной, но умной и любопытной. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным, таких она ещё не встречала. Верно заметил об Одинцовой наблюдательный Набоков: "Сквозь грубую наружность ей удаётся разглядеть очарование Базарова". Она им интересуется, спрашивает о его главной цели: "Куда вы идете?" Это именно женское любопытство, а не любовь.

Базаров же, гордый и самоуверенный разночинец, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, испытывает перед уверенной в себе красавицей внутреннее волнение и смущение, сконфужен и, наконец, страстно влюбляется в аристократку Одинцову. Вслушайтесь в слова его вынужденного признания: "Я люблю вас глупо, безумно".

Так никогда бы не сказал культурный дворянин, умевший ценить красоту возвышенного любовного чувства, и здесь печальный рыцарь несчастной любви Павел Кирсанов выше и благороднее Базарова, стыдящегося своей любви. Романтизм вернулся и ещё раз доказал свою силу. Базаров признаёт теперь, что человек - загадка, его самоуверенность поколеблена.

Сначала Базаров гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п Лебедев Ю.В. Роман Тургенева "Отцы и дети". - М., 1982. .

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Его предсмертного прощания с Одинцовой, исповедь Базарова - одна из самых сильных в тургеневском романе.

Итак, в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исчезают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и "двух уже дряхлых старичков", родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь!"Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?".


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Образ Одинцовой никак не связан с проблемой женской эмансипации, и его назначение в романе другое. Он нужен был автору, главным образом, для того, чтобы помочь более глубокому раскрытию образа Базарова. Подобно Павлу Петровичу, у Базарова тоже были свои принципы, свои убеждения, доставшиеся ему, очевидно, немалой ценой. Многие из них имели положительное значение в то время, они были оправданы жизнью — и это подтвердил спор Базарова с Павлом Петровичем. Некоторые же нуждались в серьезной проверке, в частности, нигилистическое отрицание эстетической силы искусства, любви и т.д. Базаров считает, что для изучения людей существует жизненный опыт, но его замечания — «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельно березой» — вызвали недоумение со стороны Одинцовой и ее сестры. Если разговор с Одинцовой о художестве никак не заинтересовал Базарова, то сама встреча с Анной Сергеевной не прошла для него бесследно. Она пробудила в нем самые интимные, самые сокровенные человеческие чувства, и то, чему он старался не придавать никакого значения. Умный Базаров вскоре убедился сам, что с Одинцовой «не добьешься толку», но и отвернуться от нее не имел сил. «Кровь его загоралась, — рассказывал автор, — как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Базаров с первого взгляда на балу у губернатора сумел увидеть в Одинцовой что-то особенное. Она привлекла его внимание своей внешностью, как «герцогиня, владетельная особа». У себя в усадьбе во время «ботанических» прогулок Анна Сергеевна охотно поддерживала разговоры с Евгением на разные темы. Ей нравились его резкие, смелые суждения. Недаром она признавалась, что с ним разговариваешь, словно по краю обрыва идешь. Базаров для нее был человеком «не из числа обыкновенных». Именно поэтому она и спрашивала его о том, кто он, что он, какие у него планы, какое будущее его ждёт. Ответы на них могли бы раскрыть сокровенные думы Базарова. Но он прекрасно понимал, что все они заданы только ради одного любопытства. Он знал, что она не разделит его вспыхнувшей любви, ничем не пожертвует для него, ибо больше всего сама любит свободу, покой, независимость.

Базаров и Одинцова — это два совершенно противоположных по мировоззрению человека, хотя в них, по словам автора, «было слишком много … однородного». Одинцова обострила, усилила назревание внутренних противоречий в Базарове. Если поэзия, живопись, музыка могли и не
возбудить в нем глубоких чувств, то встреча с женщиной, неразделенное чувство принесли ему много душевных мук и страданий. Общение с Одинцовой поставило Базарова в острое противоречие сего нигилистическим отрицанием любви. Сознание этого противоречия вело его к переоценке своих взглядов, к нарастанию духовного кризиса. Что же касается Одинцовой, то она осталась холодной и равнодушной к нему. Эгоизм и практический расчет овладели ею; она и вышла замуж не по любви, а по убеждению за делового человека, «холодного, как лед».