Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как победить страх вопрос по обществознанию. Как преодолеть свой страх. Применяем новые знания

О какой науке сообщила учительница?

Психология

Какое мнение высказал Антошка? Какой возникает вопрос? Сравни свою формулировку с авторской (с. 136).

Без психологии и так много вопросов. Неужели нельзя обойтись без нее?

Зачем нужна психология?

Вспомним то, что пригодится для решения проблемы

Что такое чувства, эмоции, характер?

Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.

Эмоции – это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств.

Характер - Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Как ты объяснишь выражение «богатый внутренний мир человека»?

Сфера индивидуальной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, аффекты, верования, устремления и содержащая в себе результаты внутреннего и внешнего опыта человека.

Что изучает наука философия?

Философия изучает наиболее общие вопросы и законы природы, общества и познания человеком мира, отношения к нему.

Вспомни ситуации из литературных произведений, где герои преодолевают свой страх, неуверенность. Как ты думаешь, почему им это удаётся?

Они могут преодолеть свой страх и неуверенность, потому что поставили перед собой цель. Примеры: Золушка, Красная Шапочка.

Решаем проблему, открываем новые знания

1. Наука о душе.

Прочитай текст и объясни своими словами, что изучает наука психология. Проверь себя по словарю.

Психология изучает поведение человека в разных ситуациях и ищет способы избавления от тревожных состояний; поведение человека, его общение с другими людьми.

По словарю психология - наука, изучающая мышление, восприятие, внимание, память, воображение, чувства, усилия воли человека, его поведение и общение с другими людьми.

В каком состоянии человек легче справится с тревожностью?

В приподнятом настроении.

2. Понять и поддержать.

Прочитай текст и объясни своими словами, где психология помогает в жизни.

Психология помогает лучше понять себя и научиться управлять своим состоянием, помогает понимать других. Психология помогает жертвам катастроф или чрезвычайных ситуаций. Также психология может помочь в профессиональной деятельности: Например, продавцов учат, как правильно расставить товар в магазине, чтобы покупателю захотелось его купить. А начинающих предпринимателей обучают тому, как правильно организовать свою деятельность, наладить активную работу коллектива.

Какие добрые дела могут совершить психологи?

Помочь людям научиться справляться со стрессами и тревожностью.

Применяем новые знания

Выполняем учебные задания.

1. Объясните друг другу пословицы:

Большая душа, как большой костёр, – издалека видна.

Говорится о хорошем человеке, о его хороших качествах.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Ценность семьи для человека.

Чужая душа – потёмки.

Чужая душа – дремучий бор.

Никто не знает, что творится в мыслях другого человека.

2. Выясните, есть ли в вашем городе, посёлке служба психологической поддержки подростков (телефон доверия). По каким вопросам туда можно обратиться?

По вопросам проблем в семье, с одноклассниками.

Учимся решать жизненные задачи.

Новый учитель

Ситуация. Прозвенел звонок, а Катя не хочет идти в класс, так как боится учителя истории – высокого бородатого мужчину.

Роль. Одноклассник Кати.

Результат. Твои доводы, адресованные Кате, благодаря которым её страх прошёл.

Учительская суровость не направлена против Кати, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться. Можно предложить девочке поговорить с классным руководителем и узнать больше об учителе истории.

Учимся осуществлять проекты.

Придумайте историю о том, как сказочный герой преодолел свой страх и помог своим друзьям. Опишите внутреннее состояние, мысли, чувства героя до его победы над страхом и после.

Спектакль

Решили однажды лесные жители спектакль поставить. Больше всех боялась выступать маленькая белочка. На сцене ей нужно было выйти и рассказать стихотворение.

На репетициях белочка видела как выступает заяц, лиса и другие звери. Она сильно переживала, потому что тихо говорила и очень стеснялась выступать. Ее шерстка от страха становилась дыбом, а глаза становились огромными и круглыми. И слова вспомнить у нее не получалось. Многие звери сердились на белочку, потому что из-за нее спектакль могли отменить. От этого ей становилось еще хуже. Ночью ей снились кошмары о том, как она рассказывает стихотворение со сцены и все звери смеются над ней. А днем она почти ни с кем не общалась, лишь изредка приходила на репетиции.

На одной из репетиций к белочке подошел медвежонок и спросил у белочки что с у нее произошло. Белочка начала плакать и сказала, что очень сильно боится выступать на сцене, потому что над ней будут смеяться. Тогда медвежонок предложил ей свою помощь. До спектакля оставалось еще 2 недели, и каждый день белочка выступала перед медвежонком.

В день спектакля белочка очень сильно нервничала. Медвежонок предложил ей думать о том, что перед ней сидит только медвежонок. Подошла очередь белочки выйти на сцену. Она так сильно нервничала, что не могла сказать и слова. И тут она вспомнила слова медвежонка и представила его перед собой, будто она рассказывает стихотворение ему.

Белочка выступила великолепно, зрители сильно аплодировали ей. С тех пор белочка не боится выступать перед зрителями.

Учимся работать с дополнительной информацией.

1. Советы из Интернета

К родителям.

Учительская суровость не направлена против Кати, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться. Изучать с ребенком интересные факты из истории, чтобы было интереснее ходить на урок истории.

2. Конфликт ребёнка с учителем

Классный руководитель, учитель.

Какой выход из ситуации, описанной в жизненной задаче, можно предложить, опираясь на этот текст?

Спросить совета у родителей, классного руководителя.

3. Трусливый заяц

Какое настроение было у зайца в начале сказки? Почему оно изменилось?

Подавленное. Он не видел смысла жить. Изменилось, к сожалению, потому что кто-то (в данном случае овцы) оказался трусливее, чем заяц.

Как можно использовать текст сказки при создании своего проекта?

Можно использовать сюжет и развить его, описав более подробно чувства героя, его мысли.

4. Страшилки, или Кто кого боится

Прочитай и осмысли: какое у тебя было настроение в начале сказки?

Появилось чувство тревоги и страха, что ночью придет страшилка.

Как оно потом изменилось?

Как можно использовать текст сказки для создания своего проекта?

В тексте описаны эмоции, которые использовали страшилки, и их поведение в разных ситуациях. Это можно использовать в своем сюжете.

Страх присутствовал в нашей жизни на протяжении тысячелетий. Наши предки боялись грома и молнии, боялись диких животных и друг друга. Ной в великом страхе поднялся на борт своего ковчега. Слово «страх» встречается в Библии более четырехсот раз. Когда народы начинают воевать, мир боится расширения конфликта. Когда войны нет, мы боимся, что она может разразиться. А остальное время мы боимся тысячи вещей, больших и малых, а также самих себя, окружающих и ситуаций, возникающих в нашей повседневной жизни.

Мы рождены лишь с двумя страхами: страхом перед падением и страхом перед громкими звуками. Остальные страхи мы придумали сами. У страха много обличий. Есть клаустрофобия, боязнь замкнутого пространства; агорафобия, боязнь открытого пространства; айлурофобия, боязнь кошек; астрофобия, боязнь грома и молний; гематофобия, боязнь крови; акрофо-бия, боязнь высоты; гидрофобия, боязнь воды; ноктофобия, боязнь темноты, и, наконец, наихудшая фобия из всех - страх перед неудачей.

Страх - деструктивная эмоция, наносящая смертельный удар по любой вашей попытке обрести полную уверенность в себе. Если вы боитесь, то не можете позитивно мыслить, что необходимо для достижения успеха.

ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ СВОИХ ОШИБОК, А НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ИХ

Направляя свое основное внимание на неудачу, вы обрекаете себя на поражение. Сценарий неудачи постоянно репетируется. Сколько раз в день вы думаете о неудачах и о своей неудачливости? Называете ли вы себя неудачником в разговорах с людьми? Не ловите ли вы себя на мыслях: «что я за неудачник», «я ничего не могу сделать так, как надо», «я недостаточно образован» или «я не слишком привлекателен»? Этот тип негативного повторения в сочетании с воспитанием, усвоенным в детстве, заставляет вас реагировать на величайшие вызовы и возможности беспомощным «я не могу!»

Как избавиться от страха? Позитивный склад ума побудит вас к преодолению страха. Освобождение от страха начинается с позитивного мнения о себе. Знайте, что внутри вас находится Сила, способная преодолеть все, что преграждает вам путь. Используйте позитивные утверждения для укрепления своего мнения, пока ваше подсознание не примет их как факт, поставив на место страха.

Следующий этап - готовность встретить неудачу лицом к лицу. Перед тем как приниматься за новое дело, спросите себя: «Что может произойти в худшем случае?» Будьте мысленно готовы к возможной неудаче. Очень важно отделить эту готовность от ожидания. Я не говорю, что вы должны ждать поражения, ибо в этом случае оно станет неизбежным. Я говорю, что если вы мысленно готовы к худшему, у вас появится уверенность, помогающая вам успешно справляться с самыми сложными проблемами.

Мы беспокоимся о многом, но в итоге все сводится к следующему: МЫ НЕ ЖИВЕМ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. Подумайте об этом! Вы можете беспокоиться лишь в том случае, если мысленно живете в будущем, которого вы жаждете или боитесь, либо в прошлом, где произошло что-то беспокоящее вас до сих пор. Если вы живете в настоящем, то беспокоиться просто невозможно. Например, обеспокоены ли вы в этот самый момент? Разумеется, нет! Почему? Да просто потому, что вы читаете эту книгу, и ваша сосредоточенность устраняет беспокойство. Разум не может думать о двух вещах одновременно.

Вы преодолеваете страх и беспокойство, если живете сегодняшним днем, а еще лучше - текущим моментом. Просто скажите себе: «Следующие несколько минут, часов или дней я буду…!» Сделайте позитивное утверждение и придерживайтесь его в течение определенного промежутка времени. Забудьте о будущем, которое наступит потом. Если вы проживаете жизнь по частям, ваши тревоги будут сведены к нулю.

Важно иметь чувство юмора. Юмор - это предохранительный клапан. Он не дает вам слишком серьезно относиться к себе. Проблема многих людей заключается в том, что они слишком серьезно относятся к жизни. Даже религия слишком серьезна. То, что должно быть просветляющим, волнующим и вдохновляющим опытом, становится средством развития комплекса вины. Заставляя людей чувствовать себя недостойными, можно управлять ими. Это все та же ситуация с зависимостью. Но Бог, несомненно, должен обладать чувством юмора. Если вы посмотрите на рыбу-ежа или на дикобраза, то легко согласитесь с этим. Он привил нам чувство юмора, чтобы мы могли сбрасывать напряжение. Юмор есть и в трагедии. Он позволяет нам смеяться над нашими страхами.

Делайте то, чего вы больше всего боитесь. Снова и снова беритесь за то, что вас пугает, и постепенно ваши страхи исчезнут. Использование страха как средства борьбы помогает обрести духовную и эмоциональную уверенность.

Как правило, страх занимает больше ум, чем тело. Если вы слишком много думаете и пренебрегаете действием, рождается страх. Ведите более активную жизнь, и у вас останется меньше времени для беспокойства. Совершайте долгие прогулки, чтобы снять физическое напряжение. Чрезмерная активность ума и недостаточная активность тела могут привести к неприятным последствиям. На прогулки берите с собой книгу. Найдите тихое место, присядьте и раскройте ее в любом месте. Ваше подсознание верно направит вас. Прочтите страницу-другую и, не торопясь, идите домой. По пути думайте о прочитанном, и ваш ум и тело будут работать в совершенном равновесии. Страх начинается там, где отсутствует равновесие. Этот принцип принимается во внимание при физическом развитии, но совершенно забывается при развитии разума и достижении гармонии между разумом и телом.

ИЗМЕНЕНИЕ - ОСНОВА ПОРЯДКА ВСЕЛЕННОЙ

Психиатрические клиники полны пациентов, неспособных изменить свою жизнь. Эти люди изобрели разные способы избегать перемен. Но если существует более непреложная вещь, чем смерть и налоги, то это неизбежность перемен. Никто не может избежать их. Поэтому мы должны учиться принимать их и ждать встречи с ними.

В сущности, перемены - это то, чего вы хотите. Вы хотите быть кем-то вместо того, чтобы быть никем. Вы хотите иметь вес, что-то значить в этой жизни. Вы хотите красоты: шампанского вместо пива, возможности иметь автомобиль вместо велосипеда, собственный дом вместо квартиры или комнаты. Вы получите все это лишь в том случае, если отбросите страх.

Перемена означает изменение способа вашего мышления. Это также готовность поступиться тем, что есть, ради того, что может быть. Никто не сделает этого за вас. Хотя эта книга даст вам совет, действовать придется вам самим.

ИЗМЕНЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ

Не допустите ошибки. Если вы собираетесь сломать воздвигнутые вами барьеры, вы должны понять, что вы хотите отличаться от других. Все выдающиеся личности отличаются друг от друга. Они отличаются от подавляющего большинства; поэтому они и выделяются на общем фоне.

Вы должны набраться смелости и сказать себе: «Я не хочу быть посредственностью. Я - другой. Я - фантастическая личность с фантастическим будущим. Скучная жизнь - не для меня. «Повторяйте эти утверждения! Не ждите ни минуты, начинайте прямо сейчас! Если вы одни, встаньте и выкрикните их в полный голос! Часы идут, и время уходит. С этого момента вы должны думать, говорить и действовать позитивно, не позволяя страху перед неудачей овладеть вами.

Если вы чувствуете себя измученным и пугливым, то, возможно, в вашей жизни не хватает приключений. Нет ничего хуже, чем катиться по наезженной колее. Спать каждую ночь в одной и той же постели, обедать в одних и тех же ресторанах, встречаться с одними и теми же людьми, ходить на работу одной и той же дорогой, каждый день делать одно и то же - полное безумие. Это разрушает способность к творчеству; такой образ жизни достаточно быстро заставит вас постучаться в дверь к психиатру. Люди, затянутые в этот круговорот, и есть те пленники пристрастного мышления, о которых я упоминал раньше. Это те, кто говорит: «В один прекрасный день я…» Они - рабы рутины, страшащиеся малейших перемен.

Если вы устали от нее, измените свою жизнь. Перемена не означает, что вы должны игнорировать окружающих или преисполниться чувством превосходства перед семьей и друзьями. Перемена означает провозглашение вашего права говорить и действовать для себя и делать необходимое для вашего счастья. Конфуций облек это в такую форму: «Те, кто пребывает в постоянном счастье, должны пребывать в постоянном изменении». Ваше счастье идет на пользу всем остальным.

Первым делом нужно прекратить сопротивляться переменам. Учитесь встречать и радоваться им. Погода меняется. Ваша компания меняется. Состав правительства меняется. То же самое происходит со всем обществом. Все вокруг постоянно меняется, так зачем сопротивляться переменам? Почему бы не стать одним из тех, кто говорит: «Посмотрим, что можно изменить, чтобы улучшить положение»?

Производите правильные изменения. Правильные изменения всегда позитивны. Начните с мелочей и продолжайте до тех пор, пока перемены не станут стилем вашей жизни. Не цепляйтесь за одно и то же. Смените мебель… поменяйте стиль одежды. Еще что-нибудь. Переставьте вещи в комнате, квартире или доме.

Вы поняли, что сопротивляетесь этому? Если это так, то, значит, вас, как и других «ограниченных» людей, пугают перемены. Помните: единственный способ преодолеть страх - делать то, чего вы больше всего боитесь. Если вы боитесь перемен, то вы должны их совершать!

Поменяйте прическу или макияж. Попробуйте какую-нибудь новую еду. Измените имидж. Если вы не довольны своей внешностью, проконсультируйтесь со специалистом по пластической хирургии. Прочтите книгу доктора Мальца о психокибернетике, и вы узнаете о том, как ему удалось изменить жизни тысяч людей. Пусть он скажет вам, какая внешность вам подойдет. Поражайте себя и своих друзей своим новым «я».

Перемена - это привычка. Вся ваша жизнь управляется привычками. С самого детства вы приучили себя к определенным реакциям. Изменение вашей жизни означает перемену ваших привычек. Иногда это может быть неприятным, но такие неприятности недолговечны.

Чтобы избавиться от дурных предчувствий, думайте о конечной выгоде, которую вы извлечете из перемен. Сосредотачивайтесь на выгодах, а не на страхах и предполагаемых лишениях. Перечислите преимущества перемен и запишите их на листе бумаги. Каждый день читайте этот список и думайте о том хорошем, что вам принесут перемены.

Смотрите на все происходящее с вами как на шанс измениться к лучшему. Если вас переводят на новую работу, если закрывается ваша фирма или отдел, если сокращается ваше рабочее место, если от вас ушел муж или любовник, если вам приходится переезжать на новое место или у вас сломался автомобиль, то вместо того, чтобы отчаиваться, думайте о возможных позитивных последствиях. Если вы перестанете сопротивляться, примете перемены и начнете осваивать новый, более позитивный опыт, то с вами обязательно случится что-нибудь хорошее. Оно происходит, когда вы готовы к переменам.

Сегодня мы поговорим с вами о том, чего мы боимся, почему мы боимся и как научиться наши страхи преодолевать.

Каждый из нас чего-либо в жизни боится. Страхов существует великое множество: кто-то в детстве мог бояться темноты, кто-то – пауков или змей. Некоторые люди ещё в детстве выбирают какого-то человека, которого они очень боятся, который кажется им страшным и опасным. Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. В целом, страх – это чувство, которое сопутствует человеку во всей его жизни, исключений здесь нет абсолютно никаких. Боятся все, но не все люди это показывают. Страх – это часть нашей физиологии, особенность формирования человека. Но порой страх может перерастать в панику - отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью. Когда человек паникует, он не в состоянии принимать взвешенные решения, в этом её опасность.

Рис. 1. Страх – часть нашей жизни ()

2. Суть наших страхов

Чего же мы действительно боимся, какова истинная сущность страха? По-настоящему мы боимся непонятного и неизвестного . Если я не понимаю какой-то процесс или какое-то явление, если мне непонятно, что ожидать от какого-то существа, тогда я боюсь, Если мы с вами посмотрим на страх как на явление с научной точки зрения, то есть постараемся отойти от своих фобий (это ещё одно замечательное слово, которое олицетворяет страх), то мы увидим, что мы боимся тех существ либо ситуаций, от которых не знаем, чего ожидать в каждую конкретную минуту. То есть страх – это, по сути, предвосхищение опасности. Задумайтесь: если вы боитесь пауков, то это потому, что не знаете, как они себя поведут, боитесь, что они могут вас укусить.

Есть люди, которые боятся собак. Они считают, что собака может их укусить, возможно, им будет больно, и они пострадают. Мы словно проецируем, предвосхищаем некоторые события. Вы можете согласиться, что так оно и есть. Мы поняли, в чём природа страха, но что нам это даёт? Мы не перестаём бояться от того, что понимаем, в чём причина нашего страха.

3. Значение страха

Страх для нас очень важен, нам необходимо бояться. Страх – это специальный механизм, который заложен в человеке как способ самосохранения. У нас очень острое чувство страха, мы предвосхищаем опасности, и это помогает нам сохранить свою жизнь. Это крайне важный защитный механизм. У человека на самом деле не так много защитных механизмов, физиологически мы намного слабее других животных. Мы не такие быстрые, не такие ловкие, у нас не такое хорошее обоняние и не такое хорошее зрение. Но нам нужно было выжить, и природа заложила в человека этот защитный механизм: человек боялся, и в итоге выживал. На самом деле страх для нас очень полезен с физиологической точки зрения, он сохранится в человеческой природе, видимо, навсегда.

Но при этом быть трусом совершенно не нужно, ведь человек на то и человек, что он во многом преодолел свою природную сущность. Это не значит, что нужно лезть на рожон, всячески показывать свою храбрость и умение преодолевать страхи. Но, тем не менее, страхи преодолевать нужно, потому что тогда человек становится свободным, освобождается от ненужных, сковывающих его сознание и его поведение предрассудков, которые иногда действительно превращаются в настоящую фобию.

4. Преодоление страхов

Если вы понимаете природу страха, то в таком случае вы действительно сможете избавиться от своих фобий. Фобия – это навязчивое психологическое состояние, при котором человек испытывает болезненный страх. Одними из самых распространённых в мире фобий являются арахнофобия (боязнь пауков), акрофобия (боязнь высоты), клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), аэрофобия (боязнь самолётов), некрофобия (страх перед умершими).

Допустим, человек боится насекомых при любой ситуации, и никак не хочет исправлять эту ситуацию. Это неправильная позиция. Нужно преодолевать свои страхи, потому что они мешают нам жить. Нужно быть смелым человеком, для того чтобы преодолевать какие-то проблемы, которых ты можешь опасаться: зачастую это страх рассказать правду, страх противостоять хамству со стороны окружающих людей по отношению к слабому. Если человек не может преодолевать эти чувства – это уже настоящая трусость.

Смелый человек всегда противостоит какой-либо угрозе, но это не означает, что угрозу для собственной жизни ты должен создавать сам. Когда человек сам лезет на рожон и создаёт для себя опасности – это не смелость, а глупость. Сейчас в интернете можно найти много самых разных роликов, в которых подростки, для того чтобы показать свою взрослость, смелость, отвагу выполняют всяческие совершенно нелепые трюки, иногда связанные с опасностью для жизни или здоровья. Конечно, если это им удаётся, ребята выглядят весёлыми и счастливыми, но в случае если что-то пойдёт не так, такая детская забава может стоить кому-то жизни или потери здоровья. Это не проявление смелости, это проявление безрассудства – совершенно иного качества человека.

5. Смелость

Смелость – это когда ты не даёшь обижать слабого. Смелость – это когда ты сам не поступаешь в угоду толпе. Смелость – это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха. Иногда бывает так, что в классе какой-то один человек выпадает из круга общения, становится белой вороной или даже изгоем. Чем-то его действия, повадки, внешний вид или образ не согласуются с общим мнением и пониманием о том, каким нужно быть. Тогда его начинают каким-то образом донимать. И смелость – это если ты не ведёшь себя, как все остальные, а, наоборот, пытаешься такого человека защитить. В дальнейшем в жизни по мере взросления вы увидите, что вообще человек должен совершать много смелых поступков. Взять на себя ответственность порой требует огромной храбрости и силы воли. Поэтому наши страхи и наша смелость далеко не всегда являются реакцией на какую-то физическую опасность.

В конце нашего сегодняшнего разговора о том, как человеку нужно преодолевать страхи, как стать смелым, хотелось бы дать вам маленький совет. Просто улыбайтесь чаще! Если вы улыбаетесь, значит, вам ничего не страшно. Если вы страшное делаете смешным, его уж точно не стоит бояться.

А на следующем уроке мы поговорим о гуманизме, и это будет для нас обобщающим занятием. Мы узнаём, что такое настоящее человеколюбие и в чём оно на деле проявляется.

6. У страха глаза велики

Иногда наши страхи заставляют нас совершать совершенно нелепые и неправильные поступки. Дело в том, что, когда мы боимся, мы перестаём мыслить рационально, мы начинаем действовать ситуативно. Позже мы можем пожалеть о совершенных поступках, но будет уже поздно.

Существует древняя история, про то, как будущий император Китая, царь царства Тын Цинь Шихуанди победил всех своих конкурентов. У него остался только один серьёзный противник – царь царства Чу. Когда два войска сошлись, в первый день они сражаться не стали, только расположились в боевом порядке. Ночью будущий император Цинь приказал своим воинам зажечь факелы и обойти лагерь войска царства Чу, распевая их песни. Когда это услышал царь царства Чу, он решил, что часть его войска его предала и перешло на сторону Циня. Он испугался, и ночью бежал из лагеря. Когда на утро войска увидели, что их Господин сбежал, они просто перестали сопротивляться и сдались. Вот так, не совершив никаких боевых действий и не потеряв своих воинов, Цинь стал императором Китая. В конечном итоге он поймал царя царства Чу и сделал его своим советником. Но быть советником императора – это не то же самое, что быть царём в собственном царстве. У страха действительно велики глаза. Поэтому прежде чем по-настоящему испугаться и начать как-то действовать, подумайте, действительно ли опасность так велика или вам только кажется.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

3. Как стать Смелым и Уверенным в себе человеком ().

1. Выучи наизусть стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» на странице 205. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Расскажи о том, какие у тебя есть страхи. Пытаешься ли ты бороться со своими страхами? Если да, то как?

3.* Напиши сочинение-рассуждение на тему: «У страха глаза велики».

Цели и задачи урока: раскрыть понятие страха, дать определение страха, показать, как страх отображается на теле человека и как влияет на его поведение, выявить наиболее типичные страхи у подростков, научить преодолевать страх.

Форма урока – интегративный урок. Проведен учителем обществознания совместно с педагогом-психологом школы.

Оборудование урока - интерактивное оборудование, программное обеспечение, карточки с заданием, барабан

Межпредметные связи – обществознание, психология

Учитель обществознания:

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что же такое страх. Давайте вспомним

Что представляет собой страх? (Страх - это аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности).Слайд №2.

Какие измерения имеет страх? (Биологическое, социальное, психологическое, культурное, историческое)

На сегодняшнем уроке вместе с педагогом -психологом школы мы с вами раскроем понятие страха, покажем как страх отражается на теле человека и как влияет на его поведение. Слайд №3.

И самое главное будем учиться побеждать страх.

Педагог-психолог:

Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Он становится неуверенным в себе, а иногда страхи представляют собой “кладбище” несбывшихся надежд человека.

Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Слайд №4.

Чего обычно боятся люди? Педагог-психолог раздает карточки и предлагает в течение трех минут записать как можно больше вариантов окончаний к предложениям: “Школьники обычно боятся...”, “Взрослые обычно боятся...”, “Учителя обычно боятся...”. Слайд №5.

Обратите внимание на то, как ведет себя наше тело в момент, когда мы напуганы или нам очень страшно, и мы испытываем чувство страха и ужаса... Слайды № 6 и № 7.

Затем психолог предлагает выйти к доске самым “смелым” подросткам (6 человек),раздает им карточки с заданиями, просит показать страх глазами, ртом, телом, звуками “А”, “Б”, “В”, фразами “Доброе утро”, “Что сегодня на обед?”.

Одному из учеников предлагается придумать какой-нибудь типичный страх школьника и простучать его на барабане, а остальным - догадаться, какой страх был задуман.

С детства нас учат, что страх – это признак слабости. Идеалом детей становятся именно бесстрашные герои различных сказок, способные и дракона победить, и с несправедливостью бороться. А отрицательным персонажам остаётся только бояться, дрожать, испытывать страх перед расплатой. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, однако...

Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далёких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несём её в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. <...>Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему быть счастливым только одно – страх ”.

Братья Вайнеры, “Лекарство против страха”. Слайд №8.

Действительно, на протяжении тысячелетий этот механизм работает в каждом из нас. Надо думать, что если бы это чувство не было необходимо для сохранения человека в этом сложном, многообразном и постоянно меняющемся мире, то природа позаботилась бы о его исчезновении из нашей жизни.

Некоторые источники пишут, что именно страх смерти, трансформировавшийся в осознание конечности своего существования, заставил первобытного человека привнести в свою жизнь ритуалы. А те, в свою очередь, нивелируя страхи, копили и консервировали культурную жизнь на каждом этапе развития человека.

Отсутствие страха – глупость, перманентный страх – глупость вдвойне.И. Шевелев. Слайд №9.

Если вдуматься, то страх – это естественное состояние, спасающее нам жизнь в критических ситуациях, сохраняя и защищая нас. Считается, что страх вызывается неизвестной опасностью, которую до сих пор человек ещё не встречал, и эту новую опасность надо пережить, получить опыт, который в дальнейшем поможет избежать подобных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.

И тут организм сам включает необходимые функции. В стрессовых состояниях, в шоковой ситуации, при ощущении опасности начинает активно вырабатываться гормон адреналин, который усиливает и учащает сердцебиение, вызывает сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек, расслабляет мускулатуру кишечника и расширяет зрачки. То есть всеми способами наше тело мобилизует силы призванные защитить собственную жизнь.

Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта.

В.Гюго. Слайд №10.

Существует ещё поговорка: “У страха глаза велики”, смысл которой можно интерпретировать по-разному. Кроме того, что под влиянием адреналина увеличиваются зрачки и глаза кажутся больше, в состоянии страха отключается логическое мышление. Окружающая действительность дорисовывается воображением до фантастических размеров и вариаций.

Когда мы боимся потерять в этой жизни что-то крайне важное, то любое грубое слово, чей-то случайный поступок, простое стечение обстоятельств заставляет нервничать, переживать тревогу, испытывать страх, дорисовывая в нашем воображении к грубому слову враждебный умысел, в случайном поступке мы начинаем видеть угрозу своему существованию. А случайное стечение обстоятельств воспринимается как порча или сглаз со стороны окружающих недоброжелателей.

Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.

Сенека Старший. Слайд №11.

Наблюдения учёных привели к выводу, что не только страх изменяет состояние нашего организма и внутренних органов, но существует и обратный процесс. То есть вначале окружающая среда вызывает соответствующие реакции у нашего тела, а мы впоследствии “называем” своё состояние тем или иным именем. Ещё в XVII веке Рене Декарт говорил, что неправильно говорить, что человек убегает от волка, потому что боится, а правильно говорить, что человек боится, потому что убегает.

Сегодня в качестве примера американские психологи предлагают улыбнуться, а потом подумать о чём-то страшном, после чего прислушаться к своему внутреннему состоянию. Считается, что две противоположные эмоции – страх и радость – нейтрализуют друг друга, а значит, и бояться вы будете меньше.

Страх существует столько же, сколько существует человечество. Страх мешает нам рационально мыслить. Однако, он не отделим от нас, т.к. подконтрольный страх приносит больше пользы, чем разрушения.

Всегда считалось, что осторожность – лучшая часть мужества.Слайд №12.

Учитель обществознания:

В то же время ситуация опасности заставляет человека мобилизовать весь потенциал, чтобы найти выход из положения, вызвавшего страх. Страх – это своеобразный информатор или сигнализатор, организующий внутренние силы человека на борьбу с опасностью.

Как вы считаете, право ли высказывание: “Смелый человек – это тот, кто не испытывает страха” или “Тот, кто сумел победить его”?

Вспомним синонимы к слову “смелость”. (Храбрость, отвага, мужество, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность). Слайд №13.

Жизнь полководца Суворова является примером решительности и мужества. Слайд №14.

И в мирной жизни во многих профессиях, связанных с риском смелость- это необходимое качество. (Водолаз, пожарный, полицейский, и др.)

Но и для любого человека это качество не менее важно. Люди по-разному проявляют себя перед лицом страха.

“Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает:отсюда и герои и храбрецы”. А.И. Куприн . Слайд №15.

Вспомните пословицы и поговорки о страхе и преодолении его. Слайд №16.

Домашнее задание: параграф 20, в рабочей тетради выполнить задание к параграфу 20. Слайд №17.

придумайте историю о том, как сказочный герой преодолел свой страх и помог своим друзьям. опишите внутреннее состояние, мысли, чувства героя до его победы

над страхом и после. и еще, пожалуйста, прозвенел звонок, а катя не хочет идти в класс, так как боится учителя истории - высокого бородатого мужчину. твои доводы, адрессованные кате, благодаря которым ее страх прошел.

или творчеству что побудила его к этому чагу какие трудности встретились на пути как построить свою жизнь интересно и ярко подготовьте рассказ об открытиях которые вы сделали в процессе в беседы с героям своего интервью

1.Верны ли утверждения о производственных отношениях? А. Производственные отношения связаны с получением и удержанием власти. Б.

Производственные отношения связаны с производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Спрос потребителя определяется

1) уровнем индивидуальных доходов

3) затратами на производство товаров

2) ограниченностью природных ресурсов

4) качеством трудовых ресурсов

3. Основная цель экономической деятельности

1) снижение затрат производства

3) достижение социального равенства

2) удовлетворение потребностей людей

4) увеличение индивидуальных доходов

4. Если доход фирмы больше ее издержек, то фирма

1) сокращает административный аппарат

3) увеличивает цены на продукцию

2) снижает производительность труда

4) получает прибыль

5. Основными подразделениями сферы производства выступают
1) магазины 2) фирмы 3) покупатели 4) банки

5. Главными производителями товаров считаются

1) совхозы и фермы 2) банки и биржи 3) промышленные предприятия

4) супермаркеты

6. В роли потребителей выступают

1) продавцы и покупатели 3) организации и население, 2) собственники и наемные работники 4) взрослые и дети.

7. В условиях рыночной экономики производитель может самостоятельно:

1) определять виды налогов 3) назначать социальные пособия 2) устанавливать размеры минимальной зарплаты 4) решать, что и как производить

8. Признаком рыночной экономики является

1) преобладание государственной собственности 3) централизованное ценообразование 2) директивное планирование производства 4) конкуренция товаропроизводителей

9. Конкуренция производителей в рыночной экономике

1) способствует росту монополий 3) уравновешивает спрос и предложение 2) приводит к снижению потребления 4) увеличивает объемы производства

10. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии 1) низкого уровня безработицы 3) разделения труда 2) высокого потребительского спроса 4) частной собственности на средства производства

11. Основной целью экономической деятельности является

1) регулирование социальных отношений 3) внедрение новых технологий 2) производство материальных благ 4) распределение природных ресурсов

12. В рыночной экономике, в отличие от командной, производителя характеризует 1) экономное ведение дела 3) соблюдение трудовой этики 2) экономическая самостоятельность 4) стремление повышать квалификацию

13. Верны ли суждения о командной экономике?

А. Командная экономика - это экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют использование ограниченных ресурсов.

Б. Командная экономика - это экономическая система, в которой действует централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны А и Б 4) оба суждения неверны

Часть 2(В)

1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1) люди свободны от власти традиций и

А) традиционная распоряжений «сверху»

Б) рыночная

2) широко используется ручной труд

В) командная

3) экономические решения принимаются государственным органом

4) ресурсы производства находятся в частной собственности Запишите в таблицу выбранные буквы.

2. Найдите в приведенном ниже списке положения, относящиеся к средствам производства, и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.

1) автомобильная дорога

2) производственное оборудование

3) транспорт

4) загородный парк

5) энергоресурсы

6) городской пляж

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________ (1) открывает возможности самостоятельно, без диктата ________ (2), на свой страх и риск производить и продавать нужные товары. Рынок высоко ценит ________ (3). Предприниматели могут добиться успеха, принести пользу и себе, и _________ (4)». Слова даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем потребуется для заполнения пробелов. Ответ запишите в таблицу. А) государство Б) государственная собственность В) традиции Г) общество Д) предприимчивость Е) командная экономика Ж) рыночная экономика

Часть 3(С)

1. По мнению ученых, рыночная экономика немыслима без конкуренции. Конкуренция, в свою очередь имеет как позитивные, так и негативные последствия. Заполните таблицу, указав их. Последствия конкуренции Позитивные Негативные

2. Если бы получили возможность открыть свою фирму, на каком виде деятельности вы бы остановились? Обоснуйте свой выбор.