Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как куприн решает проблему неразделенной любви. Результаты исследований учащихся в проекте Повесть А.И.Куприна Гранатовый браслет. Результаты проведённого исследования

Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь, так как темы, которые он в них поднимал, всегда были актуальны и волнительны. Читая небезызвестную повесть «Гранатовый браслет», можно заметить, что автор не просто мастер художественного слова, а настоящий певец возвышенной любви. В ней он раскрывает себя как романтика. Увы, история, которая легла в основу повести, не может похвастать счастливым концом. Это трагическая любовь, наполненная загадками и символизмом. Действие рассказа переносит нас на дачу княжеской четы Шеиных.

Вера Николаевна – светская женщина с устоявшейся репутацией. Несмотря на то, что прежняя страсть к мужу давно сменилась чувством обыденной преданности и дружбы, она всегда рядом и старается всеми силами быть достойной женой. Сам князь Василий Львович Шеин находится на грани разорения, но чувства достоинства не теряет, старается как-то решить эту проблему. Жену он всегда балует подарками. Так и сейчас, на день ее именин он подарил ей великолепные серьги с грушевидными жемчужинами. По случаю этого события, гостей у Шеиных было немного, но все они близкие родственники или друзья семьи. В разгар празднования Вере Николаевне принесли еще один подарок.

В загадочном свертке женщина с удивлением обнаружила футляр с оригинальным ювелирным украшением, недорогим, но явно ценным. Это был браслет невысокой пробы, украшенный красными гранатами, а посередине маленьким зеленым камешком. Как оказалось, браслет принадлежал еще прабабке дарителя. Как можно догадаться по акценту на камне, зеленый гранат имел особое значение в подарке. Он наделял владелицу браслета даром предвидения, в чем читатель может убедиться в конце произведения. Тайным поклонником Веры Николаевны был никто иной как человек, уделяющий ей ненавязчивое, но регулярное внимание на протяжении многих лет.

Г. С. Желтков был мелким чиновником, живущим под крышей одного из бедных домов. Увидев однажды Веру Николаевну на цирковом представлении, он полюбил ее той самой нежной и беззаветной любовью, которую, по словам генерала Аносова , многие ждут, но так и не находят. В своей безответной любви Желтков находил счастье. Он даже не требовал ничего взамен, только хотел угождать объекту своих пылких чувств и уделять хоть немного внимания. Но так как в цивилизованном мире не принято докучать замужним дамам подарками и знаками внимания, муж и брат Веры Николаевны решились на прямой разговор с Желтковым, после которого тот покончил жизнь самоубийством, предварительно оставив записку, якобы совершил это из-за растраты казенных денег.

За день до этого Вера словно предчувствовала что-то ужасное. Возможно, это сказались загадочные свойства зеленого граната, а возможно сработал просто здравый смысл. Она понимала, что человек, столько лет ухаживающий за ней и любящий ее так искренне, самоотверженно, не сможет жить без проявления своих чувств. Сам Желтков не хотел докучать ей своими чувствами, поэтому решил свести счеты с жизнью. Для Веры он оставил прощальное письмо, в котором просил после его смерти послушать сонату № 2 Бетховена. Этой музыкальной композицией он словно прощал ее и отпускал. В память о нем остался гранатовый браслет редчайшей красоты, в дешевую оправу которого заключена была его возвышенная безответная любовь.

Предварительный просмотр:

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области, эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством А.И. Куприна;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграф (к 1 уроку) : Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему « Жизнь и творчество А.И. Куприна» – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

2). Чтение и обсуждение сонета И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».

- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

Учитель: - Наверное, нелегко сразу понять чувство, охватившее и захватившее вас: что это – любовь или влюблённость?

Послушайте сонет И.Л. Сельвинского.

Как вы думаете, какие чувства испытывает герой: любовь или влюблённость?

Бывал влюблённым я, но не любил.

Любовь? Не знаю имени такого.

Я мог бы описать её толково,

Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,

Или занять у Пушкина чернил…

Но отчего – шепну лишь это слово,

И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.

Душа моя томилась и вздыхала,

Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.

И хоть любовь – безбрежный океан,

Ещё мой брег не трогался с причала.

- Как любовь преображает героя?

Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».

- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?

Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в пара х и запишите.

Разграничьте эти понятия: любовь – страсть; любовь – жалость; любовь – привычка; любовь – поклонение .

Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Какими качествами обладает любящий человек?

Существует ли идеальная любовь? Какая она?

Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

3). Викторина по рассказу «Гранатовый браслет» (1910 г.) .

Учитель: - Сегодня мы не случайно так много говорим о любви, ведь рассказ, который нам предстоит обсудить – «Гранатовый браслет» – тоже о любви.

Но прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём викторину, вопросы которой помогут вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

Его должность? (Предводитель дворянства.)

Какого числа были именины княгини веры Шеиной? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга грушевидной формы.)

Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте». )

Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

О ком Куприн писал: «Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (О княгине Вере.)

Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» (Анна.)

О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.)

Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…» (Генерал Аносов.)

- О ком пишет (О Вере Шеиной.)

Кому принадлежат слова «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Генералу Аносову.)

4. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет» . Аналитико-исследовательская работа по тексту. (2-й урок)

Эпиграфы : «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

Луи Арагон, французский поэт

Учитель: - В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.

А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?

(Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков.)

Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая?

(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и замужество Веры.)

Учитель: - Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» .

Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

Кто выделяется среди них?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Учитель : - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

Когда происходит завязка действия рассказа?

Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день ?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель : - Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель : - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

Учитель . Куприн в рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной.

Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова ?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…» )

Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.

(Стр. 386-387, гл. VI. Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

А какова любовь в рассказах генерала Аносова?

(Стр. 390-391, гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла «свежая девчонка», у которой «грудь так и ходит под кофточкой», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма?

Сопоставьте его с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

(Гл 11. Стр. 406-407. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.»)

Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Прочитайте финальную главу – В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?

Примечание. Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое»

(гл. ХIII, стр.410-411. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

…Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. ...в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть» . Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона» .)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». )

А какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание, что в произведении много пейзажных зарисовок; человеческое чувство отожествлено с творческой энергией самой природы.

Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

(Первая глава – это вступление, которое должно подготовить читателя к восприятию последующих событий. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у неё покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна» .)

Учитель. Совсем иная картина в 7 главе: в природе – «осенний закат догорал» . И в жизни – со смертью Желткова (он застрелился) умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!

«Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

Так можно ли чувство Желткова назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые и станут ответом на поставленный вопрос.

(«Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); « я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать» . (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим» .)

(Имя Георгий означает « победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

Учитель. Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Совета Л. Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа « Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни?

Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

  1. По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)
  2. Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81) подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».
  3. Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна (разноуровневые задания – по выбору учащихся)

Вопросы к уроку

«Любовь в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона» .)

2. Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». )

3.Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

4. Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

5.Меняется ли природа со смертью Желткова?

(«осенний закат догорал» . (умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!) «Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

(Имя Георгий означает «победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

16. В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека. Образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек - единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

17 Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

18.Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Образовательные:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа.

Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Воспитательные:

Воспитывать трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

Метод: слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр эпизодов фильма, презентации.

Технологии: технология проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделенной любви?»).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна, презентация.

Ход урока.

Любовь, любовь, -- гласит преданье,--

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

(Ф. И. Тютчев)

1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

2.Объявление темы и целей урока.

Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем говорить с вами о любви.

Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

Запись темы урока.

3.Слово учителя (слайд 1).

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

4. Чтение учителем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах рассказа:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрю - мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов. На чужбине, 1963

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное им (слайд 2).

6.Чтение стихотворения «Навсегда» (слайд 3).

Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

В какое время происходит действие рассказа?

Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (слайд 4).

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (слайд 5).

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение описания подарков).

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в

удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? (Чтение описания браслета) (слайд 6).

(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,- фамильную драгоценность.)

Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».)

8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым (слайд 7).

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

9.Продолжение беседы.

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

Как ведут себя участники этой сцены?

Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12 гл.).

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

12.Основные выводы:

Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.); «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

(Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

И главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви?»

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…) (читает учитель)

13.Чтение стихотворения А. Дементьева наизусть.

Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также и стихотворение А. Дементьева.

Любовь не только возвышает. Любовь порой нас разрушает. Ломает судьбы и сердца…В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, как девять грамм свинца. Она врывается внезапно. И ты уже не можешь завтраНе видеть милого лица. Любовь не только возвышает. Любовь вершит и все решает. И мы уходим в этот плен. И не мечтаем о свободе. Пока заря в душе восходит, Душа не хочет перемен.(А. Дементьев)

14. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

15.Звучит вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

16.Д/з.: Написать сочинение - рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души»?».

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум...

  2. Загрузка... В творчестве двух русских писателей начала века - А. И. Куприна и И. А. Бунина - прослеживается одна общая тема - тема любви. Необычайная...
  3. Загрузка... И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно...

Автор-разработчик – , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области , эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет; аудиозапись Второй сонаты .

Эпиграф (к 1 уроку): Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1г. г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена, . И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.


Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

- Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество » – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

· По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)

· Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81)подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».

· Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству и (разноуровневые задания – по выбору учащихся)