Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как делать фонетический разбор предложения. Что такое фонетический разбор слова: оформление, транскрипция, примеры, полезные советы

Что такое фонетический разбор слова:оформление,транскрипция, примеры, полезные советы

Школьная программа требует от ученика средней школы владения навыками фонетического разбора. Далеко не каждый школьник легко осваивает эту тему, ведь она таит в себе немалое количество подводных камней. Рассмотрим, как производить фонетический разбор слова и приведем игры-упражнения на тему.

Подготовка к изучению фонетического разбора слова

Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.

Под требуемым видом разбора понимается:

    указание гласных и согласных звуков;

    обозначение ударных гласных звуков;

    указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;

    определение количества букв и звуков.

Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:

    определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;

    определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;

    умение отличать букву от звука;

    деление слова на слоги.

Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.

Как сделать фонетический разбора слова

Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.

Шаг 1 : слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.

Шаг 2 : производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.

Шаг 3 : определяются все возможные варианты переноса слова.

Шаг 4 : осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк. Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей.

Шаг 5 : происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных - ударность и безударность, для согласных - мягкость и твердость, глухость и звонкость.

Шаг 6 : подсчёт количества звуков и букв.

Друзья¹ - дру – зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) → [друз"й"а]

Перенос: дру – зья

д [д] – согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)

р [р] – согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый

у [у] – гл., безударный

з [з"] – согл., звонкий парный (з/с), мягкий

ь [-]

я [й"] - согл., звонкий непарный, мягкий непарный

[а] – гл., ударный

6 букв, 6 звуков.

Игры по теме «фонетический разбор слова»

Опытным путем доказано, что научить ребенка чему угодно легче и полезнее в процессе игры. Даже, казалось бы, неигровая тема анализа слоговой структуры и звукового соответствия может стать интересной для ученика при правильном выборе методов ее преподнесения и контроля.

Детям всегда нравится угадывать и искать что-то, поэтому следующие задания будут как нельзя кстати.

Игра «Сундучок звуков» для фонетического разбора слова

Для развития конкуренции и повышения азарта игры, а значит и ее продуктивности, следует . У каждой команды будет импровизированный сундучок, который можно нарисовать на доске или бумаге, или вовсе склеить из картона. Можно сделать красивый сундучок и постоянно использовать его.

Задача каждой группы детей придумать слово, в котором будет наибольшее количество звуков. Соответственно, слова с твердым и мягким знаками могут уменьшить шансы на выигрыш, а вот присутствие букв Ё, Я и Ю, наоборот, будет ключом к победе. В каждом туре преподаватель называет тему, которой будут соответствовать слова, например, животные, профессии, спорт и т.п.

Временные рамки следует указать в зависимости от возраста ребят, для учеников младших классов средней школы это может быть 5-8 минут, а для старшеклассников - 3-4 минуты. Количество звуков в сундучке суммируется, а в конце выявляется команда-победитель, которую можно поощрить отметкой «отлично».

Фонетическая игра «Поиск потерявшихся слов»

Игру можно построить как в неподвижной форме, когда ребята будут сидеть за партами и искать слова на доске, так и в движении, запрятав листочки со словами на всей территории кабинета и позволив детям ходить и отыскивать их. Лучше всего разделить класс на команды, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью единого целого.

Преподаватель заранее готовит слова с различными фонетическими характеристиками, например, слова с ударениями на разный слог, со всеми парными звуками или всеми твёрдыми, слова, в которых звуков больше, чем букв и т.п.

Кроме того, слова должны соответствовать разным тематикам, например, птицы, содержимое пенала, еда. Учитель называет тему и характеристики требуемого слова, а дети ищут его.

Такую же игру можно сделать в форме интерактивного тренажера-презентации. Интерактивные тренажеры можно использовать не только в классе, но и давать ребятам в качестве домашнего задания.

Стоит иметь в виду, что слов одной тематики и с полностью одинаковыми характеристиками быть не должно, иначе это запутает школьников.

Русский язык сложен не только для изучающих его иностранцев, зачастую и носители сталкиваются с определенными трудностями. Кажется, что сложного в обычном фонетическом разборе, ведь все мы учились в школе, где эта тема была преподнесена весьма доступно. Но когда пытаемся помочь отпрыскам с домашним заданием по русскому языку, сталкиваемся с рядом трудностей. Начинаем звонить друзьям, знакомым, учителям, но можно поступить намного проще и не искать информацию в школьных учебниках и всевозможных шпаргалках на бумажных носителях.

Здесь на помощь придет фонетический разбор слова онлайн бесплатно. Очень удобная система алфавитного поиска позволяет сразу же найти слово, вызвавшее затруднение при разборе.

Словарь полного фонетического разбора представляет анализ слов, который на каждой странице сделан в соответствие со всеми необходимыми требованиями. То есть последовательно выполнены все шаги, которые предполагает разбор слова онлайн.

Во-первых, дана запись слова в соответствие с орфографическими нормами. Затем определен ударный звук, что, кстати, позволяет использовать данный фонетический словарь при неуверенности в орфоэпических характеристиках. То есть если у вас есть сомнения в верной постановке ударения, развейте их, зайдя на страницу, посвященную сложному для вас слову.

Немаловажным является и деление слова на слоги. Если вы не знаете, как правильно перенести слово, используйте звукобуквенный анализ слова онлайн, где есть все необходимые сведения. Зайдя на сайт, найдите искомую страницу и проверьте – правильно ли был вами сделан слогораздел.

Фонетическая транскрипция слова пригодится и школьникам, но в большей степени студентам, углубленно изучающим современный русский язык и пытающимся постичь его фонетические и орфоэпические нормы.

И непосредственно звуковой анализ слова онлайн заключается в последовательной характеристике всех звуков в слове. Каждый из них записывается с новой строчки, определяется гласный он или согласный, а после этого рядом подробно описываются его свойства с точки зрения глухости/звонкости, твердости/мягкости. Для гласных звуков выделяются ударная или безударная позиции. Причем если слог в слове один, запись об ударности звука опускается, так как это очевидно. После того, как дана характеристика каждого из звуков, составляющих слово, подсчитывается и записывается количество букв и звуков.

Кроме того, в конце каждой статьи словаря дается ряд ссылок, направляющих посетителей в другие словари для ознакомления со статьями, касающимися данного слова.

Большое спасибо за этот ресурс. Нужное слово легко и быстро находится. Удобно, что есть ссылки не на один, а сразу на несколько словарей. По роду своей деятельности постоянно вынуждена доставать с полки старый фонетический и долго перелистывать его в поисках нужного слова. А так как словарь еще и советского издания, то помогает он мне далеко не со всеми словами. С вашей помощью освободила кучу места на столе, работать стало проще, спасибо. Елена Александровна

Когда я еще училась в школе интернет еще не был в каждом доме, как сейчас, поэтому моей маме часами приходилось проверять мои уроки, вникать во все задания и заново учиться. Теперь можно воспользоваться услугами фонетического разбора слова онлайн, это значительно сократит время на проверку домашнего задания моего ребенка и поможет выполнить ему работу безупречно! Здесь можно найти огромный перечень слов, и кроме фонетического разбора слова онлайн, Вам предложат еще , да еще и не один, где можно посмотреть значение слова. Наталья

Очень полезный ресурс. Сейчас сынишка пошел в школу, и мы все время обращаемся к этому сайту. Это очень удобно: можно сделать фонетический разбор слова онлайн бесплатно. И не надо занимать рабочее место сына кипой книг и словарей. Недавно разбирали слово - без вашего словаря не справились. А главное, сайт прост в работе - справляется даже ребенок. Теперь домашнюю работу по русскому делаем быстро и без звонков другим родителям с просьбой о помощи. Алена Сафронова

Раньше как-то не задумывалась над полезностью фонетического словаря. Ну и так же произносим слова, зачем так внимание на правильности произношения, это же наш родной язык, как мы можем произносить по другому. А вот когда столкнулась с иностранцами, особенно с американцами, тогда то и поняла для кого наш русский язык очень сложен! И вот для них фонетический словарь русского языка просто настольная книга! Наталья

Раньше возникало много сложностей при решении вопросов относительно правил написания слов, приходилось перечитывать много литературы, сейчас на данном сайте можно узнать о лексическом, морфологическом и фонетическом составе слов онлайн, а так же даны ссылки на иные словарики, что очень удобно и позволяет экономить время. Интересовала транскрипция слов онлайн, здесь мы нашли ответы на все наши вопросы и почерпнули много нового о требуемом слове: транскрипцию, ударение, разбитие на слоги, что необходимо для правильного переноса слова, а так же было интересно почитать о происхождении слова в толковом словарике. Светлана

В нашем доме, как и во многих других, уже давно нет толстых словарей на полках. Поэтому при выполнении заданий по русскому языку приходилось звонить родителям, чтобы уточнить возникающие вопросы по разбору слова. Каково же было наше удивление, когда дочка стала делать уроки сама, используя фонетический разбор онлайн для проверки правильности выполненной домашней работы! Очень удобно, теперь наша бабушка спрашивает у внучек, как правильно пишется, произносится слово или ставится ударение.А для меня лично стала очень полезной информация о транскрипции слов и ударениях оказалось, что многие слова мы произносим неправильно. Оказалось, что сайт полезен не только школьникам, но и их родителям! СуперСвета

Раньше возникало много сложностей при решении вопросов относительно правил написания слов, приходилось перечитывать много литературы, сейчас на данном сайте можно узнать о лексическом, морфологическом и , а так же даны ссылки на иные словарики, что очень удобно и позволяет экономить время. Интересовала транскрипция слов онлайн, здесь мы нашли ответы на все наши вопросы и почерпнули много нового о требуемом слове: транскрипцию, ударение, разбитие на слоги, что необходимо для правильного переноса слова, а так же было интересно почитать о происхождении слова в толковом словарике. айк2000

Фонетический словарь онлайн сейчас наш помощник в семье и маме, и сыну. Когда я училась в школе, то мы все слова искали в фонетических словарях в библиотеке, словарей было не много и мы по очереди брали их на перемены. А сегодня очень часто пользуемся фонетическим словарем онлайн для подготовки домашнего задания сыну, он во втором классе и для себя. Я учусь в пед университете. А эти словари экономят уйму времени на проверку разбора слов. И удобно, что есть ссылки сразу на другие словари и выложено все по теме без лишней информации. Ведь часто как зададут что-то заковыристое, вот и проверяю себя, не хочется выглядеть глупо, сдавая работы с ошибками. Спасибо за доступную информацию. Tatjana

А мы уже давно пользуемся вашим ресурсом всей семьей. Для старшего сына при выполнении домашних заданий приходится частенько заглядывать и уточнять то написание, то ударение, то произношение в стихах. Вот, например, в понедельник и использовали ваш . А в разговорной ежедневной речи такие слова не произносишь или на автомате, и не задумываешься - как правильно. И действительно, на сколько быстро осуществлять поиск по словарях онлайн, а не бегать и заказывать словари книжные, а потом еще и долго листать. А в этом году вот и папа на заочное отделение поступил. А там и младшему скоро в школу. Так что мы с Вами подружились на долго.

Татьяна85

Интересно знать, на основе какого словаря сделан Ваш он-лайн словарь полного фонетического разбора. У Вас слово привезти разбирается как [бр"ив"ист"и] и все аналогичные слова!. Но по правилам русской орфоэпии глухие согласные озвончаются перед звонкими кроме [р, л, н, м, в], соответственно в транскрипции не должно быть б. Если для специалиста филолога Ваш разбор - пища для размышлений и повод заглянуть в учебник фонетики, то для школьника - это катастрофа. Евгения

Почему так важен анализ звуков, слогов, структур, ? Почему без этого тяжело изучить любой а русский - еще и довольно сложный язык? Потому что иначе не познать сам способ прочтения букв. Из сотен звуков нужно выбрать фонетически верные. Сформировать у человека правильный тандем: устная - письменная речь главнейшая задача школьного курса фонетики. В первую очередь нужно привить навык разграничения звуков с буквами. Это непросто! Несоответствие в словах русского языка соотношения: звук - буква бывает весьма существенным. Этот ресурс, с удобным, наглядным интерфейсом выполняет фонетический разбор слов весьма доступно и грамотно. Для облегчения поиска слова здесь весьма уместно, в верхнем поле, в один ряд, размещены буквы-кнопки. Это делает комфортабельным выбор слова.

Ольга малявская

Сочетание задач орфоэпического, фонетического и словаря ударений - три, так сказать, в одном - несколько нетипично, хотя и, несомненно, не лишено практичных удобств для пользователей. И все же вызывает немало вопросов, поскольку каждый из трех перечисленных типов лексиконов исполняет четко возложенные на него задачи, не претендуя на всеобъемлемость. Самая спорная из функций он-лайн словаря - транскрипция. Почему? Здесь немало языковедческих школ, отстаивающих свою позицию. До сих пор ведутся нескончаемые споры: московское или петербургское произношение следует признать нормативным, а отсюда, вероятно, вытекает необходимость предложить пользователям оба варианта с указанием источников. В целом же, конечно, данный словарь - неплохое подспорье. Евгений

В начально-школьном обучении много сил тратится на изучение звуков и букв. В учебниках, конечно, даются основы фонетико-графического анализа. На этом базовом уровне и основываются все уроки. Однако, результаты исследования проводимого обучения несколько печальны. Главная причина этого путаница звуков и букв, произношения и графики, письма и устной речи. Нередко, подсчитывая звуки дети, думая о буквах, называют именно их число. И происходит нарушение развития культуры языка. Формируются ошибочные навыки, которые впоследствии уже некому исправить. Поэтому фонетический разбор слова онлайн может быть полезен для совершенствования знаний, анализа ошибок, развития речевого опыта. К сожалению, встречаются молодые учителя, допускающие неточности и подменивающие понятия орфоэпии. Не потому, что они не знают, а потому что русский язык сложнейший. И багаж, который им дал ВУЗ, требует огромного усиления и выработки чутья. Виктор Седов

Хочется от души поблагодарить создателей данного сайта, в настоящее время в интернете огромное количество словарей, несущих в себе недостоверную информацию. А тут все, что необходимо любому школьнику собрано в одном месте. Можно сделать фонетический разбор слова онлайн бесплатно, найти однокоренные слова, афоризмы, почитать словари Даля и Ожегова. Думаю уже многих вы смогли выручить в трудной ситуации. Я как мама, могу сказать, что большинство правил русского языка изучаемых в школе, я не помню, а уроки у дочки проверять приходится, тут вы и выручаете. На сайте все последовательно и понятно, не требуется по 20 минут изучать словари, это в целом экономит и мое время, и время ребенка. Большое вам спасибо!

Анастасия

Уважаемые создатели сайта.Обратите, пожалуйста, внимание на раздел с фонетическим разбором слов. Разбор слова "Ключ", как [глуч] и слова "Вьюга", как [фйуга], вызвали, мягко говоря, недоумение. Кто скажите мне произносит слово "ключ" через букву "г"? и слово "вьюга" через "ф"? Такое ощущение, что у человека, делавшего разбор этих слов, логопедические проблемы. Пожалуйста, контролируйте такие вещи, ведь ваш сайт используют школьники, которые делают ошибки, благодаря вам, вместо того, чтобы научиться чему-то. Спасибо. Светлана

Спасибо за очень полезный и удобный ресурс. Использую его при затруднениях в переносе слов и морфемной разборе слов. Но есть проблема. Постоянно дискутируем с коллегами по поводу переносов. Хотим познакомиться с правилами современного переноса слов, на которые опирается ваш ресурс. Где их найти?

Людмила

меньше пишите больше показывайте. данек епт

Спасибо за этот сайт. Давно уже пользуюсь.Он становится все лучше и лучше. Без него бы не справлялась. Помогает улучшать знания русского языка! Особенно хорошо я пользуюсь фонетическим разбором и однокоренные слова часто ищу. Очень помогает. Спасибо. Юлия Добрая

Владимир

фонетический разбор слова онлайн это незаменимый помощник для нашей школьницы, мы разбирали слова всегда самостоятельно, но не всегда это было правильно, теперь благодаря сайту мы может проверить фонетический разбор слова онлайн бесплатно1, мы делаем разбор слова самостоятельно, потом проверяем на сайте, и делаем работу над ошибками, сейчас моя дочь приносит одни пятерки по русскому языку и все благодаря Вашему сайту. Владимир

Мне больше все нравится работать на Вашем сайте, столько много сейчас нового в русском языке и все вопросы на Вашем сайте. Мне помогает звуко буквенный разбор слова для занятий с моим ребенком. Это очень просто и легко сделать, все рассмотрено многогранно и легко запоминается. Такая большая помощь для нас детей и родителей в изучении русского языка. Мои знакомые тоже уже по моей рекомендации пользуются этим словарем. Оксана Соколова

Фонетический анализ включает перечень изучаемых вопросов. Один из них разделение на слоги. На этом сервисе проводится только слогоделение с целью переноса. Но фонетика первоочередным подразумевает, учитывая суть проводимой работы, все-таки анализ фонетических компонентов. Слоги как единицы фонетики нередко отличны от слогов для переноса, и это нужно указывать. Например, Авиа: фонетические слоги а-ви-а, при этом перенос слова исключен. Ирина Леонидовна

Звуки обладают множеством качеств, среди них - парность. Эта характеристика имеет отношение к их твердости или мягкости. Она может определяться также к глухости (звонкости). Фонетический разбор слова направлен на четкое обозначение звуковых качественных свойств. На этом сервисе не конкретизируется тип парности-непарности. Но такой анализ обязателен, учитывая вероятность обладания звуком парностью по мягкости, не имея парного к себе глухого или звонкого. Ирина Леонидовна

Учась в гимназии, не понимала, почему учительница все время делала акцент на то, что русский язык является очень сложным при изучении и в разговоре. Тем более, что им владеет так много людей на постсоветском пространстве. Потом в университете столкнулась со студентами из Африки, которых спасал разбор слова по звукам и буквам онлайн. Для них это просто находка и нет необходимости брать из библиотеки ценный, бумажный и толстенный словарь, оставляя в залог студенческий. СловарьОнлайн

Вот уж действительно, домашние задания без контроля зря потраченное время. Проверяю дочкины уроки, дошли и до русского языка. На повестке дня фонетический разбор. Смотрю, половину неправильно сделала. Указываю на ошибки. Доченька утверждает, что им так учительница поясняла. Начинаем разбираться и спорить. И вот здесь ваш сервис приходит на помощь. Запускаю фонетический разбор нужного слова и наглядно показываю дочке, где допущены ошибки. Кстати, на поверку временами оказывается, что и я могу ошибаться. А напоследок закрепляем материал, перечитывая правила. Дарья Бильчик

Работа с фонетикой начинается еще на подготовительных занятиях с дошкольниками. Не зная букв, дети уже учатся анализировать их звуковое качество, рисуют соответствующие схемы слов. Фонетический анализ разноплановый, включает множество изучаемых вопросов. При этом он неоднозначен: допускает иногда вариативность постановки ударения, произношения слов зависимо от литературного, разговорного стиля или диалекта. Ирина Леонидовна

Нелогичность, по словам иностранцев, русского языка требует напряженного внимания, горячего желания его выучить. Если такое желание рождается, то комфортно пользоваться сервисом фонетический разбор онлайн. Вместо того, чтоб загромождать стол словарями, просто открыть сайт для уточнения транскрипции, произношения. Внизу каждой страницы дотошные пользователи оставляют свои дополнения к разбору. Это ценно и полезно. СловарьОнлайн

Школьники неоднократно испытывают сложности, выполняя домашние задания. Этим сервисом удобно пользоваться как справочником. К словарю Фонетический разбор слова онлайн полезно обращаться для уточнения вопроса. Зная, что автоматический сервис может содержать ошибки, нужно внимательно изучать спорные вопросы. Моменты, которые вызывают в словаре сомнения, стимулируют к тому, чтобы вернуться к правилам фонетики. Кузнецова Ирина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о

В школьной программе изучаются несколько разделов науки о языке. Каждый из них предполагает анализ языковой единицы с определенной точки зрения. Одним из этих разделов является фонетика. Фонетический анализ слова подразумевает знания о том, что такое звуки речи, какими они бывают, как соотносятся с буквами.

Смысл анализа

Для того чтобы понять, что значит фонетический анализ слова, нужно хорошо понимать принципы русской графики. Всем нам привычно мыслить о слове как о состоящем из определенных букв. На самом же деле запись при помощи алфавита - это всего лишь один из способов, далеко не всегда отражающий звуковой Мы записываем не звуки, а морфемы. Если бы мы отражали то, что слышим, результат был бы безграмотным с точки зрения русской орфографии. Скажем, произносим мы «дуп», а записываем «дуб». Конечный согласный так интерпретируется нами, так как корень «дуб» по правилам русской орфографии должен сохраняться в графическом виде неизменным, независимо от звукового облика слова.

При фонетическом анализе нужно записать слово именно так, как мы его в реальности слышим и произносим (т. е. «дуп», а не «дуб»), а затем прокомментировать каждый звук и слово в целом, используя те сведения, которые получены при изучении школьной программы.

Общая последовательность действий

Фонетический анализ слова делается по четкому плану и с разработанной последовательностью действий. В данном случае это очень важно: нарушение этих разработанных правил может привести к серьезным искажениям и ошибкам. Общая последовательность такова:

  1. Орфографическая запись слова.
  2. Постановка ударения. Нередко в этом кроется дополнительное задание -проверяются знания школьника о том, как должна правильно произноситься лексема. Например, в слове «договор» он должен поставить ударение на последний, а не на первый слог.

Корректное выполнение этого этапа особенно важно, если программой предполагается анализ редуцированных гласных.

  1. Разбивка слова на слоги, запись количества слогов.
  2. Перед тем как сделать слова, необходимо рядом в квадратных скобках записать его транскрипцию, то есть представить такой вариант лексемы, какой мы слышим и произносим (освобожденный от правил орфографии). Почему-то именно на этом этапе возникает максимальное количество нарушений. Нередко школьник стремится сначала сделать анализ слова, а уже затем записать транскрипцию. Часто это делает выполнение задания невозможным.
  3. Запись каждого звука в столбик.
  4. Комментирование фонетических характеристик гласных и согласных.
  5. Подсчет букв и звуков.
  6. Комментарии относительно различия в количестве (если таковые есть). Это подводит итог анализу. Например, нужно объяснить, почему в слове шесть букв, но семь звуков. Нередко формально это количество может совпадать, это не значит, что комментарии не нужны. Скажем, в слове «якорь» пять букв и пять звуков: «я» означает два звука, а «ь» - ноль.

Транскрипция

Фонетический анализ слова по факту чаще всего является звуко-буквенным, так как транскрипция записывается не с нуля, как в вузе, когда интерпретируется звуковой облик слова во всей его полноте. Школьник опирается на орфографическую запись и анализирует, что означает каждая буква. Например, ход его рассуждений может быть приблизительно таков.

Слово «якорь». Буква «я» здесь начальная, значит, она обозначает в этом слове два звука: «й» и «а». «К» передает «к». «О» стоит не под ударением, слышится не как «о», а как «а». Сочетание «рь» передает один мягкий звук (мягкость согласных в транскрипции передается апострофом). В результате получаем фонетическую запись: [йакар’]. Многие преподаватели требуют, чтобы йот был передан в транскрипции профессионально, знаком «j».

Что такое редуцированные гласные

Некоторые программы предполагают также использование особенных знаков для так называемых редуцированных гласных. Это часто пугает детей и родителей, однако здесь нет абсолютно ничего сложного. Смысл этого в следующем.

В каждом слове полноценно звучит лишь один гласный звук - тот, который находится под ударением. Остальные звучат неполноценно, кратко, смазанно, терминологически выражаясь - редуцированно. Именно поэтому у нас возникают проблемы с орфографической записью лексической единицы. Например, в слове «якорь» во втором слоге мы не слышим ни «о», ни «а», а слышим нечто среднее. Эти редуцированные звуки в транскрипции должны быть переданы особенными знаками. Безударный звук не приравнивается ни к какому другому звуку, а фиксируется как «нечто среднее».

Многим школьникам это кажется очень разумным, так как, записывая транскрипцию [йакар’], они испытывают внутреннее сопротивление: ведь они отдают себе отчет в том, что они не слышат во втором слоге «а», как им «диктует» слышать школьная программа.

Правила записей редуцированных гласных

В том случае, если фонетический анализ слова подразумевает запись редуцированных, действовать нужно по четким правилам. Не нужно ни отчаянно прислушиваться к себе, ни «тыкать пальцем в небо», ни мириться с непонятными условностями.

Эти правила таковы.

  1. Они не касаются звука «у». Этот звук без ударения звучит кратко, но не меняет своих основных качеств. (Терминологически выражаясь, происходит только количественная, а не качественная редукция).
  2. Безударные слоги могут находиться до ударения и после, поэтому их нужно мыслить как предударные и, соответственно, заударные. Например, в слове «собака» к первым относится «со», а ко вторым - «ка».
  3. Среди всех безударных слогов особое место занимает первый предударный (то есть тот, который находится непосредственно перед ударением). Гласный на этом месте звучит ярче и «качественнее», чем в других позициях. Например, в слове «колбаса» это слог «ба».
  4. В том случае, когда любой гласный находится в так называемом абсолютном начале слова, он также звучит ярче и качественнее (его редукция менее выражена). Например, в слове «Антонина» это первый звук, передаваемый на письме буквой «а».
  5. Безударные звуки, следующие за твердыми согласными, во всех случаях, кроме слога, предшествующего ударному, передаются в транскрипции знаком «ъ». Например, в слове «колбаска» это последний «ка» - [къ], а в глаголе «подходить» - первый «под»: [път]
  6. Безударные, следующие за звуками в слоге, предшествущем ударному, и звуки «о» и «а» в абсолютном начале слова передаются знаком Ʌ. «Собака» - [сɅбакъ]. «Антошка» - [Ʌнтошкъ].
  7. Безударные звуки, следующие за мягкими согласными, во всех случаях, кроме первого предударного слога, передаются в транскрипции знаком «ь». Например, в слове «мизинец» это последний «нец» - [н"ьц], а в глаголе «переходить» - первый «пе» и второй «ре»: [п’ьр"ь].
  8. Безударные гласные, следующие за мягкими согласными в первом предударном слоге и звуки «и», «э», «ы» абсолютном начале слова передаются знаком и э (и с призвуком э): «летать» - [л’ и э тат"].

Необходимо помнить, что в том случае, если слово начинается с букв я, ю, ё, е, гласные звуки не являются абсолютным началом, так как перед ними находится согласный «й».

Анализ звуков

Собственно, фонетический анализ слова после записи транскрипции, как правило, очень прост и базируется на званиях начальной школы (и совсем немного сложнее, если характеристики звуков изучаются углубленно).

Объем информации о звуках варьируется программой, стандартно же нужно сообщить о каждом звуке следующее.

  1. О гласном - ударный он или безударный (либо редуцированный). Иногда преподаватель требует также сообщить, к какому ряду относится звук.
  2. Согласный нужно охарактеризовать по твердости/мягкости и глухости/звонкости и отметить, имеет ли он пару по соответствующему признаку.

Пример 1

Фонетический анализ слова «сирень». Это пример элементарного анализа.

Си-рень. 2 слога, второй из них ударный.

Транскрипция: или

Записываем буквы столбиком:

Переносим звуки из транскрипции - записываем их столбиком рядом.

Изучая русский язык, школьники вынуждены вникать в разнообразные правила, проводить многочисленные анализы и разборы по самым разным параметрам. Эту составляющую изучения языка невозможно избежать, поэтому нужно просто разобраться в вопросе с помощью примеров.

Фонетика

Прилагательное «фонетический» неразрывно связано с понятием «фонетика». Стоит подробнее узнать об этом термине.

Итак, чем же является фонетика? Эта наука, одна из составляющих лингвистики. Она концентрируется на звуках человеческой речи , изучает строение разнообразных слов с точки зрения их звучания. Фонетика рассматривает слоги, то, как в них сочетаются звуки, пытается обнаруживать закономерности их соединения.

Всю фонетику можно разделить на четыре ключевых аспекта.

  • Первый – артикуляционный . Это значит, что наука рассматривает процесс непосредственного создания звука. То есть, она изучает человеческие органы, так или иначе задействованные при произношении.
  • Физический аспект рассматривает воздушные колебания при произношении слов, и их характеристики. В частности, сюда относится частота и амплитуда.
  • Фонологический аспект концентрируется на фонемах. То есть он рассматривает функционирование звуков в языке в целом.
  • Наконец, последний, перцептивный аспект , изучает то, как разнообразные слова воспринимаются людьми.

Хотя подобное задание появилось относительно давно, оно сохраняет свою востребованность в большинстве школ бывшего СССР. Это анализ, который нацелен на рассмотрение слогов и звуков отдельного слова, при этом используются графические элементы (простановка ударения, выделение орфограмм).

  • При выполнении такого задания важно, в первую очередь, произнести анализируемое слово вслух.
  • Не менее важно проверить его транскрипцию.
  • Прежде чем приступать к разбору, стоит просмотреть слово на предмет орфограмм.
  • Ошибки можно допустить в местах, где звук имеет слабую позицию. К таким моментам относятся шипящие, согласные, имеющие твердость или мягкость, а также моменты, когда они могут быть глухими или звонкими.

Как проводить фонетический разбор?

Как правило, такой анализ состоит из семи главных аспектов:

  • В первую очередь, необходимо записать исследуемое слово.
  • Затем его нужно поделить на слоги и указать ударение.
  • После этого необходимо рассмотреть возможность переноса слогов.
  • Далее нужно записать транскрипцию разбираемого слова.
  • Затем начнется самый длительный процесс – каждой букве в слове необходимо будет дать характеристику . То есть нужно указать, является ли та или иная буква согласной или гласной, ударная она или безударная, глухая или звонкая, и т. д. Также у каждой буквы нужно указать звук, которым она произносится . Нередко буквы вовсе не имеют звука.
  • После этого останется указать, сколько в слове звуков, а сколько букв.
  • Далее нужно написать те случаи, когда звук не соответствовал букве.

Пример фонетического разбора

Рассмотрим пример фонетического разбора слова морковь.

  • Для начала, пишется само слово – морковь.
  • После этого указывается ударение и возможность переноса – мор-ковь.
  • Далее прописывается транскрипция, то есть то, как слово звучит – [маркоф’].
  • После этого нужно разобрать каждую букву. Например, М будет соответствовать звуку [м], будет являться твердой, звонкой, непарной согласной. О будет соответствовать звуку [а], это безударная гласная. Остальные буквы нужно разобрать по такому же принципу. Отдельное внимание стоит уделить мягкому знаку. Он не будет иметь ни транскрипции, ни характеристик.
  • По окончанию разбора нужно указать, что в слове находится 7 букв и 6 звуков.
  • Случаями несоответствия является буква О, звучащая как А, буква В, которая звучит глухо, то есть Ф, а также присутствие мягкого знака.

ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «СДЕЛАТЬ»

В слове сде́ лать :
1. 2 слога (сде́ -лать);
2. ударение падает на 1-й слог: сде́ лать

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «сде́ лать»: [з❜д❜э́ лът❜].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
с - [з❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Парный глухой озвончается, если перед ним стоит звонкий согласный (ниже см. § 86). Ниже см. § 88.
д - [д❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е - [э́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 27.
л - [л] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а - [ъ] - гласн., безударный; ниже см. § 48.
т - [т❜] - согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь - [ ] - нет звука

7 букв, 6 звуков

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 27

§ 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, бе́ лый, ве́ ра, мел, се́ рый, зе́ ркало, де́ ло, те́ сно, кедр, ге́ тры, нерв, те́ рмин, музе́ й, инспе́ ктор, ме́ дик — в них произносятся сочетания: [п❜ э], [б❜ э́ ], [в❜ э́ ], [м❜ э], [с❜ э́ ], [з❜ э́ ], [д❜ э́ ], [т❜ э́ ], [к❜ э], [г❜ э́ ], [н❜ э], [т❜ э́ ], [з❜ э́ ], [п❜ э́ ], [м❜ э́ ] 2 .

Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, це́ нный (произносится [шэ], [жэ], [цэ́ ]).

§ 48

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) вы́ дан (произносится [вы́ дън]), выбрана (произносится [вы́ брънъ]), вытаскал (произносится [вы́ тъскъл]), рабо́ тал (произносится [рабо́ тъл]), по забо́ рам (произносится [пъ- забо́ ръм]), на забо́ рах (произносится [нъ-забо́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-забо́ ръми]), коро́ ва (произносится [каро́ въ]), о́ кна (произносится [о́ кнъ]), дела́ (произносится [де́ лъ]), вы́ жал (произносится [вы́ жъл]), по лу́ жам (произносится [па-лу́ жъм]), в лу́ жах (произносится [в-лу́ жъх]), за лу́ жами (произносится [за-лу́ жъми]), лу́ жа (произносится [лу́ жъ]), вы́ царапал (произносится [вы́ църъпъл]), ку́ рица (произносится [ку́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па-у́ лицъм]); б) вы́ нос (произносится [вы́ нъс]), вы́ брос (произносится [вы́ бръс]), го́ лову (произносится [го́ лъву]), на́ голову (произносится [на́ -гълъву]), на́ дом (произносится [на́ -дъм], у́ зок (произносится [у́ зак]), за до́ мом (произносится [за-до́ мъм]), на ста́ ром (произносится [на-ста́ ръм]), за кана́ вой (произносится [зъ-кана́ въй]), се́ но (произносится [се́ нъ]), де́ ло (произносится [де́ лъ]), мно́ го (произносится [мно́ гъ]), на́ до (произносится [на́ дъ]).

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [де́ лъ], [зъхади́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: те́ хником и те́ хникам, забо́ ром и забо́ рам, ду́ лом и ду́ лам, кре́ слом и кре́ слам: [те́ хникъм], [забо́ ръм], [ду́ лъм], [кре́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авизо́ (может произноситься [зо]), ве́ то (может произноситься [то]), кре́ до (может произноситься [до]), лега́ то (может произноситься [то]), алле́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

§ 86

§ 86. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в]) произносятся соответствующие звонкие. Таким образом, на месте с произносится [з], на месте т — [д], на месте к — [г] и т. д. Например:

[про́ з❜ бъ] (про́ сьба), [каз❜ ба́ ] (косьба́ ), [збыт❜ ] (сбыть), [збыт] (сбыт), [згаре́ л] (сгоре́ л), [з-горы́ ] (с горы́ ), [зза́ ди] (сза́ ди), [мълад❜ ба́ ] (молотьба́ ), [адгада́ т❜ ] (отгада́ ть), [о́ дбыл] (о́ тбыл), [аддала́ ] (отдала́ ), [то́ д-жы э ] (тот же), [г-жы э не́ ] (к жене́ ), [та́ гжы э ] (та́ кже), [вагза́ л] (вокза́ л), [ани е гдо́ т] (анекдо́ т), [эгза́ м❜ т] (экза́ мен), [г-гаре́ ] (к горе́ ).а́ с❜ с❜ ] (на тра́ ссе);

[с❜ к❜ ]: [с❜ нек] (снег), [сас❜ н❜ а́ к] (сосня́ к), [ус❜ ни́ ] (усни́ ), [васкре́ с❜ ник] (воскре́ сник);

[з❜ н❜ ]: [драз❜ ни́ т❜ ] (дразни́ ть), [маз❜ н❜ а́ ] (мазня́ ), [куз❜ не́ ц] (кузне́ ц), [каз❜ н❜ ] (казнь), [бале́ з❜ н❜ ] (боле́ знь).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..