Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Итог приобщения к искусству. Приобщение детей к миру искусства. Картины у вас дома

В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры.

Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в исследовании предметного и природного окружения человека, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания форм образовательной деятельности, в создании материальной базы познавательного туризма, в интеллектуальном наполнении досуга. Для миллионов людей - это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

Благодаря хранящимся в музейных собраниях памятникам истории, культуры и природной среды, представляющим первоисточники знаний и эмоционального воздействия, обеспечивается преемственность и непрерывность культурно-исторического развития духовной жизни, воссоздаются исторические реалии, человек вовлекается в мир ожившей истории, утверждает свое национальное самосознание.

Роль и место музея в жизни общества нашли свое отражение в Федеральных Законах Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992, 1999 годы), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 год), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 год) и иных директивных документах.

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» г. Чебоксар ведет работу по художественно-эстетическому развитию личности ребенка-дошкольника. Главная цель , которой – обогащение духовного мира детей через приобщение к лучшим сокровищам мирового искусства.

Основными задачами нашей работы стали:

  1. Формирование знаний детей о различных видах и жанрах изобразительного искусства, о своеобразии произведений разных эпох и народов, о создателях.
  2. Развитие способности к проявлению эстетических чувств, высказыванию художественных суждений о произведениях изобразительного искусства, к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и изобразительном искусстве как способе отображения.
  3. Воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям, выставкам изобразительного искусства, потребности в общении с произведениями изобразительного искусства.

В дошкольном учреждении созданы оптимальные условия: художественная минигалерея, детская изобразительная студия, центры детского творчества в группах детского сада, тематические уголки, ТСО и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К МИРУ ИСКУССТВА

II младшая группа

Средняя группа

  • жанры живописи (пейзаж, портрет)
  • культовая живопись (иконы, древнерусская архитектура)
  • скульптура (малые формы, садово-парковая)
  • книжная графика (Ю.А.Васнецов, Е.М.Рачев, В.Г.Сутеев, Е.И.Чарушин, В.В.Лебедев)
  • архитектура (достопримечательности г.Чебоксары, Проспект Ленина, церкви, соборы, памятники)
  • народное искусство (Семеновские матрешки, Полхово-Майданские матрешки, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, чувашское декоративно-прикладное искусство, глиняные изделия чуваш)

Старшая группа (с выходом в музей, экскурсии)

  • язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, фактура, свет, ритм, тень)
  • жанры живописи (пейзаж, портрет, автопортрет, интерьер, натюрморт, исторические картины)
  • графика (книжная графика, цветная графика)
  • древнерусское искусство (древнерусская архитектура)
  • скульптура (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф)
  • музей (история, виды)
  • архитектура (чувашские архитекторы, памятники)
  • народное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись, чувашская вышивка)

Подготовительная группа (с выходом в музей, проведение мастер-класса, экскурсии)

  • язык изобразительного искусства (цвет, ритм, свет, тень, форма)
  • жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр)
  • графика (книжная, плакатная)
  • древнерусское искусство (иконопись)
  • скульптура (станковая, монументальная, рельеф)
  • музей
  • архитектура (скульптурные памятники г.Чебоксар, архитектурные памятники г.Чебоксар)
  • народное искусство (бисероплетение чуваш, Жостовские подносы, и др.)

С опорой на текст, обществоведческие знания, собственный социаль­ный опыт приведите два аргумента, почему человеку необходимо при­общение к искусству.
Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслит образами» (Маймин Е. А. Искусство мыслит образами. М. , 1977) пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое че­ловеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения». Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?
Искренность в отношении к искусству - это первое условие его по­нимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нуж­ны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстети­ческому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не прину­ждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.
Фактические сведения нужны, прежде всего, для того, чтобы восприя­тие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое.
Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Народное творчество учит понимать условность искусства. Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство на­рода - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям

(традиционные формы тоже были в свое время открытиями) , но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного. Народ­ное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений.
(Д. С. Лихачев)

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Учимся анализировать результаты выполнения задания 25

(сочинения-рассуждения)

в ЕГЭ по русскому языку

Подготовила учитель

русского языка и литературы

первой категории Курбатова Г.Н.

П.Колонтаевка, 2016 год

Задание 1.

Прочитайте исходный текст.

Исходный текст.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»

(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.

(46)И это им удалось!

(По С. Львову)

2. Вспомните формулировку задания 25.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – 150-300 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.Сформулируйте сами «информацию о тексте».

Основные проблемы:

4.Внимательно прочитайте работу учащегося; справа на полях отметьте все виды ошибок, встретившихся в тексте.

Какую роль играет музыка в жизни человека? Именно над этой проблемой

размышляет С.Л.Львов в своем тексте.

В данном тексте рассказчик говорит о том, как ему было трудно сидеть и

слушать музыку и получать удовольствие. Но он не сдался и приобщился к

музыке и помогли ему в этом его собственное терпение и друзья.

Д.Д.Шостаковича, благодаря этому произошел важный и решительный

поворот. Именно это приобщило его к музыке.

Я полностью разделяю точку зрения С.Л.Львова. Ведь во все времена

10.

музыка играла важную роль в жизни людей.

11.

Вспомним рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Через незатейливую

12.

музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа, с рождения лишенный зрения,

13.

открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим

14.

собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа его исцелилась.

15.

Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов

16.

человек одинокий, неудачливый скрипач, который пытается скрыться от прозы

17.

жизни в мире музыки. В мучительные для него минуты он доставал из футляра

18.

скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир

19.

музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В заключение хочу сказать, что с давних времен человек создавал музыку

21.

как что-то большее, чем развлечение, и до сих пор мы открываем новое в мире

22.

музыкальных произведений. «Музыка – народная потребность», -- так говорил

23.

великий немецкий композитор и пианист Л. Бетховен.

5. Пользуясь таблицей критериев оценки, пошагово оцените работу учащегося.

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

К1-12

6. Проверьте правильность своего ответа по таблице «Информация о тексте».

Основные проблемы:

    Проблема постижения произведений искусства. (Кому доступно постижение произведений искусства?)

    Проблема самовоспитания и самообразования. (Кто достигает успеха в самовоспитании и самообразовании?)

    Проблема роли близких людей в становлении человека. (Могут ли близкие люди помочь человеку постичь настоящее искусство?)

    Проблема роли музыки в жизни человека. (Что дает людям музыка?)

    Произведения искусства постигает тот человек, который отдает этому постижению «силы, раздумья, время, внимание».

    Успеха в самовоспитании и самообразовании достигает тот человек, который не лукавит с самим собой, честно может себе признаться, что он чего-то не понимает, и пытается понять непонятое ранее.

    Близкие люди, друзья могут помочь человеку в приобщении к искусству, в становлении человека как личности.

    Музыка играет важную роль в жизни людей. Для многих серьезная музыка – «необходимость. Потребность, счастье».

7.Проверьте правильность выставления вами баллов.

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

К1-12

8. Обоснуйте выставление баллов экспертами в графе «Комментарии». Для обоснования пользуйтесь критериями оценки работы.

Примечание.

Цифры слева в экзаменационной работе нужны для того, чтобы, не переписывая фрагмент текста, указать номер строки, в которой допущена какая-либо ошибка: фактическая, логическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, этическая.

Критерий

Дачная аптечка

В дачной аптечке обязательно должны находиться жаропонижающие и болеутоляющие препараты для детей, средства от аллергии, антисептики наружного применения («зеленка», перекись водорода), активированный уголь, сосудосуживающие капли для носа, а также бинт, лейкопластырь, вата и градусник.


В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытаться, потому что ребенок все равно ничего не поймет. Главное, чтобы дома он научился читать, писать и считать.

Если малышу нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски и кисти Конечно же, это не так. К искусству, как и ко всему остальному, ребенка нужно приучать. И чем раньше этот процесс начнется, тем лучше. Разумеется, на первом году жизни малыш еще не в состоянии оценить красоту произведений художников эпохи Возрождения или восхититься литературным гением Пушкина. Но давайте вспомним, что всегда привлекает внимание еще не умеющего говорить малыша? Предметы разных цветов. Какой лучший способ убаюкать не желающего засыпать ребенка? Спеть ему колыбельную. Получается, что с самых ранних лет маленький человек способен реагировать на произведения искусства, пусть пока и по-своему. Задача родителей – со временем научить ребенка делать это осознанно и получать от этого удовольствие.

Кто-то может спросить: а зачем это вообще нужно ребенку? Ответ прост и очевиден – искусство это еще один способ познания мира. Слушая классическую музыку, ребенок учится постигать гармонию, рассматривая известные картины, он воспринимает цветопись и композицию, читая поэзию, он раскрывает новые возможности языка. Кроме того, искусство неразрывно связано с историей человечества. Изучая вместе с ребенком художественные произведенияшироком смысле слова), основанные на исторических сюжетах, родители могут рассказывать малышу об интересных, важных фактах из прошлого. Таким образом расширяется кругозор, эрудиция и словарный запас ребенка.

Если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу Рано или поздно наступит момент, когда маленькому человеку обязательно захочется перейти от созерцания к созиданию. Проще говоря, он испытает потребность не только любоваться чужими картинами, но и создавать свои. Не только слушать чужие музыкальные произведения, но и сочинять свои. Родителям стоит оказать в этот момент поддержку ребенку. Заниматься с ним дома, записать его в соответствующий кружок или секцию. Если малышу больше нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски, кисти, цветные карандаши и вдоволь бумаги. Можно приобрести для ребенка набор открыток с репродукциями известных художников, рассматривать их вместе, спрашивать, какие картины нравятся малышу больше и почему. Разумеется, нельзя забывать о пользе посещения музеев. Надо только заранее объяснить ребенку все правила поведения в подобном месте. А можно призвать на помощь компьютер и Интернет: некоторые музеи уже давно создали свои сайты, на которых есть прекрасные виртуальные экскурсии.

Если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу еще до поступления в общеобразовательную. Главное, чтобы малыш определился с выбором инструмента, на котором он хочет научиться играть. Дома обязательно, помимо прочего, должна звучать классическая музыка. Рано или поздно ребенок определится с любимыми композиторами, тогда родители смогут рассказать ему истории жизни этих великих людей. Конечно, в жизни малыша будут присутствовать и современные музыкальные произведения. Но привитый с детства хороший вкус позволит ребенку отсеивать совсем уж бездарные «творения» и получать удовольствие от профессиональной работы настоящих музыкантов и авторов.

Искусство – это бесконечно важная часть нашей жизни, и ребенок должен ощущать и понимать это с самого детства.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднения у учащихся. Автор размышляет о влиянии классической музыки на формирование личности. В работе представлен текст и сочинение по нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения по тексту (формат ЕГЭ).

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснеишая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!». (25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д. Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (З5)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и – непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!». (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. (46)И это им удалось! (По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Сочинение.

Какие факторы влияют на духовное совершенствование человека? Может ли классическая музыка оказаться решающим в их числе? Именно проблему влияния серьезной музыки на человека и затрагивает С. Л. Львов в своем тексте, сообщая читателю об одном из периодов своей жизни.

В начале своего повествования автор размышляет о том, как может происходить приобщение к искусству, делая акцент на мысли, что «искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдает ему силы…» Далее известный публицист рассказывает, как произошло его личное приобщение к классике. Он останавливает внимание читателя на том, как ненавязчиво друзья призывали его соприкоснуться с оперными, камерными и симфоническими произведениями. Сыграло ли это свою роль? Безусловно. После одного из концертов автор почувствовал, что в его душе произошел некий перелом, заставивший иначе воспринимать серьезную музыку. Рассказывая об этом, С. Львов стремится донести до читателя мысль о том, насколько важной составляющей является музыка на пути духовного становления человека.

Не могу не согласиться с автором. Убежден, что классическая музыка несопоставима по эмоциональному воздействию с музыкой современной. Та глубина и сила чувств, которые ты испытываешь, слушая Бетховена или Рахманинова, не идут ни в какое сравнение с воздействием музыки развлекательной. Ты словно бы становишься мудрее, спокойнее и, наверное, счастливее. Кажется, что душа очищается от того бытового налета, что оседает на нее каждый прожитый день.

Вспомним повесть известного русского писателя В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Родившись слепым, мальчик, взрослея, начинает испытывать обиду на мир, способный видеть, чувствовать иначе, глубже (как ему кажется), чем он. Эта обида приводит к ожесточению и озлоблению. И только музыка, к которой он постепенно приобщался, знакомясь и с народной незамысловатой игрой на дудке, и с серьезными симфоническими произведениями, спасла его душу от самоуничтожения. Она стала способом познания мира, благодаря ей он, слепой, стал духовно зрячим, научившись ценить добро, любовь и красоту человеческих отношений.

В не менее известном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» мы можем обратить внимание на эпизод, когда Н. Ростов, проиграв Долохову 43 тысячи, возвращается домой в состоянии, близком к критическому. Думая о самоубийстве, снедаемый стыдом, раскаянием и ощущением позора, он не представляет, как будет жить дальше. И только музыка – песня в исполнении Наташи, девушки удивительно тонкой – оказалась способна восстановить его душевное равновесие, заставив переоценить сложившуюся ситуацию и найти в себе силы с ней справиться.

Серьезная музыка – это действительно один из решающих факторов, оказывающих немаловажное влияние на духовное взросление человека.