Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon) — храм всех богов. Пантеон в Риме – Храм всех Богов

Пантеон – еще одна важнейшая историческая достопримечательность Рима, с посещением которой непременно ассоциируется туристическая поездка в вечный город.

Древний Пантеон представляет собой языческий храм, который во времена расцвета католической религии был освещен и приобрел статус церкви Святой Марии и мучеников. Таким образом, это удивительное сооружение пережило новое рождение.

Пантеон или Храм всех Богов известен не только как великолепный образец архитектуры эпохи античного мира, но и как место погребения итальянских королей, а также в нем находится гробница знаменитого Рафаэля. Сооружение настолько хорошо сохранилось с древних времени, что даже не потребовало значительных реконструкций.

История возникновения Пантеона

Пантеон был построен во 2 веке н.э. на месте старинного храма, возведенного по приказу Марка Агриппы (Marcus Agrippa) в 27 году до н.э. Консул Агриппа был родственником первого императора Рима Октавиана Августа (Octavianus Augustus).

Храм Агриппы

Это был первый храм, возведенный не в честь одного или двух божеств, как это делали раньше, а в честь сразу всех главных древнеримских богов.

Еще одной особенностью храма было то, что все горожане могли входить в храм через триумфальную арку наравне с жрецами. До этого все ритуалы устраивались на прилегающей площади, а внутрь сооружения имели право входить только жрецы.

Во то время в Пантеоне поклонялись таким древнеримским богам, как Венера, Юпитер, Марс, Плутон, Меркурий, Нептун и Сатурн, для которых устраивали жертвоприношения в виде животных. Для данных обрядов в здании было специально сделано отверстие в куполе — «окулус» (oculus), под которым располагался алтарь.

Интересно, что изначально здание имело форму квадрата. Оно пережило два пожара и уже в 80 году н.э. было практически разрушено, а на его месте устроили банный бассейн.

Храм Адриана

Форму круга Пантеон приобрел только в 118-125 годах н.э. при Адриане (Publius Aelius Traianus Hadrianus), который и построил новый храм на месте прежнего. Создателем проекта и руководителем строительных работ был Аполлодор Дамасский. Возведенный им сферический купол стал настоящим архитектурным чудом.

Церковь Святой Марии и мучеников

В 608 году император Фока передал Пантеон во власть церкви, а именно, римскому папе Бонифацию IV, который осветил здание и превратил его в храм католической религии. Конечно, все языческие скульптуры богов были вынесены.

Кроме того, папа приказал перевести в храм останки первых приверженцев христианства. Так храм получил новое название – Церковь Святой Марии и мучеников. Под покровительством папы Бонифация IV храм сохранил свое первоначальное состояние.

Средневековая крепость

Однако, Пантеон не всегда использовался в качестве церкви. С 14 по 16 век он служил даже в роли крепости. Его стены были настолько мощными, что могли выдержать даже сильные военные удары. После четырехсотлетнего периода упадка здание вновь обрело статус храма.

В настоящее время

На сегодняшний день это одно из немногочисленных строений древнеримской эпохи, так хорошо сохранившееся до нашего времени. Невозможно приехать в Рим и пройти мимо Пантеона – одного из древних символов Рима, превратившегося с течением многих веков из храма языческой культуры в католическое место покоя знаменитых жителей вечного города.

Архитектура Пантеона

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры строения касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства. Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима. На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

Что посмотреть внутри

В самом Пантеоне и на площади возле него всегда много туристов, ведь площадь Пьяцца-делла-Ротонда не менее привлекательна и интересна, чем древний храм с уникальной историей.

В настоящее время в Пантеоне хранятся не только уникальные картины и скульптуры 18-го века, но и останки итальянских королей — Умберто I, Виктора Эммануила II, королевы Маргариты, а также находится могила Рафаэля (Raffaello Santi) и надгробья других художников – Карраччи и Дзуккари.

Легенды Пантеона

Несомненно, вокруг такого древнего памятника архитектуры и языческой культуры, ходит много легенд. Согласно одной из них, для того, чтобы построить купол, строение специально ровными настилами заполняли землей вместе с золотыми монетами. Только представьте, сколько монет накопилось для возведения купола такой высоты!

После окончания работ император разрешил римлянам забрать все монеты, которые они впоследствии смогут найти. Так из Пантеона исчезли монеты, которыми было наполнено пространство сооружения.

Другая легенда касается отверстия в куполе. Многие предполагают, что оно не была спроектировано в Пантеоне изначально, а образовалось во время первой мессы, когда злые языческие существа пытались прорваться наружу.

Как добраться до Пантеона

До Пантеона можно добраться на метро и выйти на станции Barberini, или же на одном из многочисленных автобусов, курсирующих по центру Рима.

Находится Пантеон на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

Часы работы

Пантеон открыт для посещения в любой день недели: с понедельника по субботу с 9.00 до 17.15, а в воскресенье работает до 17.45. По официальным праздникам базилика открыта с 9.00 до 12.45, но закрыта 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Лучше всего приходить в первые два часа с утра, когда меньше всего туристов.

Вход в Пантеон

Вход в Пантеон абсолютно бесплатный по состоянию на 2019 год, двери базилики открыты для всех желающих. В храме также можно бесплатно делать фотографии. Также вы можете взять аудиогид на русском языке – это будет стоить 5 Евро.

Посетите также

Рядом с Пантеоном располагается прекрасная площадь Пьяцца-делла-Ротонда (PiazzadellaRotonda), собирающая всех желающих полюбоваться уникальным строением. На площади часто играют уличные музыканты. В окружении домов изысканной архитектуры, древнего храма, плеска фонтана и музыки можно провести потрясающий вечер.

На площади располагается фонтан с египетским обелиском Рамзеса II, которого со всех сторон окружают дельфины. Фонтан действительно запоминающийся, не менее, чем Пантеон. Он был возведен по эскизам известного архитектора Джакомо Дела Порта в 1575 году.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

(итал. Pantheon) - исторический и архитектурный памятник Древнего Рима. Первоначально известен как античный Храм всех Богов , однако после падения Римской империи освящён как христианская Церковь святой Марии и Мучеников.

содержание:
Практическая информация:

Пантеон Агриппы

Пантеон Агриппы

Первое здание Пантеона было построено в 27–25 годах до нашей эры. Его название происходит от двух греческих слов: «пан» - «все» и «теон» - «божественный». Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн). Строительством руководил консул Марк Агриппа, друг и зять императора Августа. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму. Стены были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. Agrippa L F cos Tertium Fecit» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Фасад украшали статуи и кариатиды. Плиний о достопримечательности оставил следующие слова: «На редкость прекрасны кариатиды на колоннах храма, а капители этих колонн сделаны из сиракузской меди».

Пантеон Агриппы окружала небольшая площадь, мощённая плитами из травертина. На противоположной стороне площади находился Храм Нептуна. Первый Пантеон был уничтожен во время трехдневного пожара в 80 году нашей эры, однако наряду с другими храмами был полностью отстроен во время восстановительных работ императора Домициана. Его руины сейчас расположены на глубине 2,5 метров.

Постройка современного Пантеона (Рим)

Пантеон Агриппы, в очередной раз разрушенный при правлении Траяна (в него попала молния) был полностью перестроен уже императором Адрианом, который написал в своих мемуарах: «Я хотел, чтобы это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу». Поэтому Пантеон Адриана стал фактически новой постройкой.

Найденная в результате исследований маркировка на кирпичах Пантеона, указывает на период 115-127 годов, когда предположительно и велось строительство сооружения по проекту известного архитектора того времени Аполлодора Дамасского. Он спроектировал и построил множество зданий и сооружений в Риме. Например, Термы Траяна, Триумфальную арку Траяна и порт Траяна в Остии. Аполлодор продолжал работать и после смерти Траяна, когда императором стал Адриан.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Архитектура Пантеона

По проекту Аполлодора Пантеон был ориентирован на север, а его размеры значительно увеличены. Сооружение было возведено на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг Пантеона повысился, и сейчас он расположено даже в неглубокой впадине.


Конструкция храма имеет цилиндрическую форму, представляя собой круглую ротонду. Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем. Потолок купола кессонный и первоначально был позолочен. Свет проникает через «Глаз Пантеона » (окулус) - единственное круглое отверстие диаметром 8,5 метров в центре свода. Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Пол спроектирован слегка выпуклым, что способствует отводу дождевой воды в специальные отверстия, которые являются частью сложной системы подземных стоков.

Стены толщиной более шести метров составляют сложнейшую и хорошо продуманную структуру, которая помогает удерживать высокий купол. Состав бетона, из которого возводили стены, меняется в зависимости от высоты. Нижний ярус состоит из бетона с травертиновой крошкой, затем следуют пояса с более лёгкими наполнителями из туфа или пемзы.

Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн коринфского ордера с капителями из белого мрамора. Колонны, высотой 14 метров, поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы. В пространстве под треугольным фронтоном, видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

Фронтон здания также был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно выполненными Диогеном Афинским. Впоследствии по приказу папы Урбана VIII все бронзовые украшения с фасада были использованы архитектором Бернини при строительстве Базилики Святого Петра. Такой варварский поступок послужил поводом для знаменитого в то время пасквиля: «Что не сделали варвары - сделали семейство Барберини» («quod non fecerunt barbari - fecerunt Barberini»).

Пронаос (проходная часть или передний зал Пантеона) связывает портик с круглым залом. Наружные стены пронаоса частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Пронаос имеет прямоугольную форму и три ряда коринфских колонн, восемь из серого гранита в переднем ряду и восемь из красного. В пронаосе находились статуи императора Августа и Агриппы.

Большие бронзовые двери, предположительно сохранившиеся с античных времён и отреставрированные в XVI веке, ведут в круглый зал Пантеона. Его стены внутри покрыты плитами из цветного мрамора. На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам - Солнцу и Луне. На верхнем уровне над этими нишами расположены помещения, куда можно попасть через внешнюю галерею. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых. Это были статуи самых почитаемых богов римской мифологии (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн).

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

История Пантеона после падения Римской империи

Пантеон был спасён от уничтожения в эпоху раннего Средневековья, благодаря тому, что в 608 году византийский император Фока подарил его Папе Бонифацию IV, который превратил сооружение в церковь. На следующий год Пантеон был торжественно освящён как Церковь святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Название было дано в честь мощей христианских мучеников, которые были перевезены из катакомб Рима в Пантеон. Однако в 655 году Констант II, император Константинополя, во время визита в Рим, вывез из храма некоторые бронзовые детали отделки и позолоченную черепицу. Только в начале VIII века время правления Папы Григория III здание покрыли свинцовой крышей. До XIV века Пантеон неоднократно пребывал в запустении (например, во время нахождения римских пап в Авиньоне). В 1378-1417 годы храм стал крепостью в борьбе между римскими семьями Колонна и Орсини.

Сразу же после превращения храма в церковь, все предметы, связанные с языческим культом были уничтожены, а вместо них появились статуи христианских святых и картины на библейские сюжеты. В Пантеоне появился алтарь и апсида, выполненные по заказу папы Климента XI и по проекту Алессандро Спекки. В апсиде находится копия византийской иконы Мадонны. Оригинальная икона сейчас находится в Ватикане. В 1840 году был добавлен хор, разработанный Луиджи Полетти.

Внутри главного зала устроено восемь ниш, одна из которых является входом, а в других расположены семь статуй святых: святого Анастасио, святой Агнес, Мадонны дель Какко, святой Эрасио, святой Николай, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура святой Анны и Пресвятой Богородицы.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками. Наиболее известны: «Благовещение» Мелоцци да Форли, «Святой Лаврентий и Святая Агнес» Клемента Майоли, «Поклонение пастухов» Франческо Козза, а также «Поклонение волхвов» и «Сошествие Святого Духа» Пьетро Лабрузи.

Захоронения в Пантеоне (Рим)

Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. В частности, здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь также находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский - великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Также здесь находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой. Король в 1900 году был застрелен монархистом, а Маргарита умерла спустя 36 лет. Королевские гробницы охраняются волонтёрами Национального института почётной охраны, основанного в 1878 году.

Пантеон одно из немногих сооружений Античности, сохранившихся в состоянии, которое даёт нам полное представление о монументальной архитектуре Древнего Рима. Несмотря на все перипетии выпавшие за минувшие столетия, Пантеон и сегодня остаётся символом величия Римской империи.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

Пантеон (храм всех богов) в Риме – воплощение богатства и роскоши Римской Империи, исторический памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н.э.

Traveltipy / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Luftphilia / flickr.com Thomas Shahan / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com Darren Flinders / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Kari Bluff / flickr.com Jun / flickr.com Stewart Butterfield / flickr.com Giulio Menna / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com yeowatzup / flickr.com Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com cogito ergo imago / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Bruce Harlick / flickr.com Darko / flickr.com

Храм всех богов – воплощение богатства и роскоши Римской Империи и просто замечательный памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н. э. во время правления императора Адриана и до сих пор сохраняет свою таинственность и величие.

На протяжении долгого времени люди здесь поклонялись языческим божествам и даже приносили им жертвы, а в VII веке храм освятили в католический.

На фасаде здания виднеется надпись «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit», которая свидетельствует о том, что строительство вел Марк Випсаний Агриппа, трижды избранный консулом. Но речь идет о прежнем пантеоне, основанном еще до нашей эры, который позже был достроен и значительно изменен.

Переднюю часть храма всех богов поддерживают массивные гранитные колонны высотой 14 метров, такие можно увидеть во многих архитектурных строениях Древнего Рима.

Пантеон как бы состоит из двух зданий – входа и самой ротонды – основной части цилиндрической формы с громадным куполом. Ее диаметр 43 метра и несмотря на такие размеры – ни одного окна, лишь круглое отверстие в куполе – окулюс или око пантеона.

Купол Пантеона, Рим (Jun / flickr.com)

Это объясняется тем, что один вход для солнечных лучей в то время символизировал единое начало всех богов, говорят, в разное время года поток света из ока падал то на одного каменного идола, стоящего в углублении вдоль стены, то на другого, к сожалению, до нашего времени статуи не сохранились. Высота здания – 42 метра, что создает атмосферу величия внутри.

Купол имеет идеальную сферическую форму и является поистине чудом архитектуры. 140 кессонов украшают его и в то же время поддерживают конструкцию, значительно уменьшая массу свода.

С основания храма до окулюса толщина стены уменьшается, тем самым обеспечена стойкость и безопасность здания. Ученые подсчитали, что вес купола равен примерно пяти тоннам, еще до XIX века он считался самым большим в мире.

Картины и скульптуры XVIII века напоминают о том, что храм уже давно перестал быть пантеоном в своем истинном значении, то есть местом для поклонения языческим богам. Это Мария с Иисусом на руках, Иисус рядом с неопознанным святым, фреска Мадонны с поясом и св. Николая и другие.

Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com)

Перед самим пантеоном расположен не менее старинный фонтан. За историю его существования он был реставрирован несколько раз. Вначале это был фигурный бассейн, а из чаши, стоявшей посередине, ключом била вода.

Затем появились ступени, муляж скал и дельфины, окружающие гротескные маски, затылок которых был мордами драконов – особым геральдическим символом папы Григория XIII.

В 1711 по желанию папы Клемента XI фонтан был улучшен, посередине установили древний египетский обелиск, принадлежащий некогда Рамзесу II и украсили символикой папской семьи – восьмиконечной звездой с тремя холмами (папская триара) и перекрещенными ключами над ней.

В конце XIX столетия оригинал мраморной скульптуры демонтировали и отправили в Музей Рима. В настоящее время перед пантеоном находится лишь копия, изготовленная конструктором Луиджи Амичи.

Римский Пантеон – гробница великих людей

Немало художников и ученых побывало в храме за историю его существования и все они восхищались непревзойденным могуществом и роскошью.

Микеланджело прозвал храм всех богов творением ангелов, а Рафаэль Санти мечтал быть похороненным здесь, по его мнению, в месте, соединяющем людей и богов. Так и случилось, после смерти художника его тело упокоили в пантеоне, и с тех пор он стал местом захоронений великих людей.

В Средние века храм всех богов начали использовать в качестве христианской церкви, такая же судьба была предначертана и многим другим языческим святыням, если их и вовсе не сносили.

Интерьер Пантеона в Риме (Darren Flinders / flickr.com)

Архитектор Бернини в XVI веке решил построить сверху ротонды две небольшие колокольни. Но не все языческие символы можно было совместить с христианством.

Пристройка выглядела совершенно нелепо. Именуемые народом «ослиные уши Бернини» простояли так два столетия, в результате их все же снесли.

Изначально купол был покрыт позолоченной бронзой, но ее переплавили, чтобы сделать киворий для собора Святого Петра.

13 мая в 609 году Пантеон освящен и преобразован в церковь Святой Марии и Мучеников. Эту дату начали отмечать как День Всех Святых. Позже этот праздник был перенесен, когда Папа Григорий III освятил 1 ноября капеллу в соборе Святого Петра.

Как и когда попасть в Пантеон?

Располагается Пантеон на площади делла-Ротонда, ближайшая станция метро — Barberini. Открыт для посетителей с 9:00 до 18:00 в воскресенье, а во все остальные дни с 8:30 до 19:30. Посещение бесплатно.

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.