Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Какие основные жанры живописи вы знаете? Сообщение на тему пейзаж в живописи

Виды природы поражают своей красотой, помогают расслабиться, вдохновляют на творчество. Неудивительно, что запечатлеть их человек стремился с давних времен. Так появился особый жанр искусства – пейзаж. Так что такое пейзаж?

Слово «пейзаж» произошло от французского pays – местность, страна. Это жанр изобразительного искусства, передающий реальные или воображаемые виды природы.

Развитие пейзажного жанра

Пейзаж с древности был частью разных изображений. Его элементы есть в древнерусской иконописи (так называемые «горки»). Долгое время изображение природы оставалось условным, сохранялась его вспомогательная роль.

Значение пейзажа возросло в эпоху Возрождения, когда открытия в области перспективы, светотени, позволили сделать его более натуралистичным.

В период классицизма пейзажи носят скорее условный характер, являясь в большей степени вымышленными. Строгие каноны написания видов природы (трехплановая композиция) делали эти изображения напоминающими театральные декорации.

Расцвет жанра приходится на XIX в. Сначала роль его была переосмыслена в искусстве романтизма. Затем появилась пленэрная живопись (от французского «открытый воздух»). Ранее на природе делались наброски, а писалась картина в мастерской. После изобретения краски в тюбиках стало возможным полностью работать на природе.

Большую роль в развитии пленэрного пейзажа сыграли французские мастера Барбизонской школы. А затем импрессионисты, стремившиеся воплотить в своих работах непосредственные впечатления от увиденного (impression – впечатление). Появились пейзажи, пронизанные ощущением света и воздуха.

Виды пейзажа

Пейзаж часто носит вспомогательный характер, передавая эмоциональное состояние человека (лирический пейзаж). Являясь фоном, он может в зависимости от жанра картины быть историческим, абстрактным, героическим и т.д.

В XVIII в. получает развитие такая разновидность пейзажа как ведута – городской, архитектурный пейзаж.

Изображение моря также выделяется в особый вид: морской пейзаж – марина (яркий представитель – И.Айвазовский).

Пейзаж в литературе

Что такое пейзаж в литературе, зачем он нужен? В литературных произведениях пейзаж – мощное средство выразительности. Он помогает не только показать место действия, определить время года и суток (описательная функция).

Он носит психологический характер. Часто именно через изображение различных природных явлений писатели показывают душевное состояние героев. Причем это не всегда происходит по принципу аналогии. Используется и противопоставление для усиления эмоционального воздействия.

Таким образом, тесная взаимосвязь человека и природы породила такой жанр искусства как пейзаж.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока:

  • научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
  2. Николай Анохин «Старые дубы»
  3. Исаак Левитан «Март»
  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»
  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»
  6. Ирина Мысова «Тихая бухта»
  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
  8. Павел Корин «Александр Невский»
  9. А. Рылов «В голубом просторе»
  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
  12. Левитан «Озеро»
  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
  14. Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
  16. Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
  17. А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
  18. Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
  22. Злобин Павел. «У Волги»,
  23. Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
  24. Владислав Коваль «Зона»,
  25. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
  26. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
  3. Закрепление материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение новой темы

(Слайды 2, 3)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:

(Слайд 4)

1. Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа,
2. Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус
3. Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти».
4. Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.

(Слайд 5)

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

(Слайд 15)

1. Героический пейзаж

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

(Слайд 16)

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ рус­ской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала

1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются пейзажи по характеру?
3. Какой пейзаж вам ближе по духу?
4. Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками

(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.

(Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал

(Слайд 24)

– Спасибо за урок!

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, в служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий. Полотно имело религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа – простой фон.

Примеры представлены работами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, созданный в первой половине 16 века.

История жанра

В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.

В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.

Историческая живопись

В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.

В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.

После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов. Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью.

Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.

Пастораль в живописи

Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.

Особенности и виды пейзажной живописи

В переводе название жанра значит «местность», «страна» — это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Среда может иметь природное или искусственное, антропогенное происхождение. К природным объектам относят водоемы – озера, моря, реки, различные виды рельефа, растительность, небо.

К искусственным – дома и хозяйственные постройки, дороги, здания общественного назначения, сады, фонари – все, что создано человеком. Природа изображалась художниками с древних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр дало возможность проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.

Используя разные критерии, можно выделить несколько классификаций пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта, выделяют:

  • Деревенский;
  • Природный;
  • Городской.

Особенности древнегреческой вазописи

По характеру работы выделяют:

  • Эпический;
  • Героический;
  • Романтический;
  • Пейзаж-настроение.

Природа

Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.

Морской

Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.

Футуристический

Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.

Деревенский

Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени. Разновидность развивалась не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.Полевова, А.Пластова, И.Леевитана.

Батальная живопись

Большинство живописцев-пейзажистов представляли стили реализм, классицизм, романтизм. Современные художники Европы и Америки также занимаются пейзажной живописью.

Городской

Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек.
В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» — зародился в Италии. По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала. Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.

Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.

Характеристика сюжетно-тематического жанра

Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета.

Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.

Особенности техник

На технические особенности работ влияет стиль, в котором работал художник:

  • Импрессионисты уделяли внимание цвету и особой передаче света, перспективы, работали мазками, создавая солнечные, весенние и зимние полотна, полные эмоций и динамики.
  • Академисты и реалисты стремились к максимальной достоверности, использовали природные цвета и оттенки, работали акварелью и маслом.
  • Барочные мастера наполняли пышностью даже изображения природы.
  • Романтисты делали изображение светлым, радостным, воодушевляющим, весенним.

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин