Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

История мозаики. История возникновения мозаики

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Античность

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма , когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке - разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе » (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви , сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика Эмо де Бриар . Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе , одна из значимых фигур французского течения ар-нуво , использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства , но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов . Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Во влажном климате Санкт-Петербурга , построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи , а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила , свечей и лампад . Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах , орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове , становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли . Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу - в этой технике для укладки применяется бисер .
Есть примеры другой укладки бисера - отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные - природный камень, смальта , керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом . Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего - интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец - художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров - по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл - для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит - для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мозаика"

Примечания

Литература

  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески . - М .: Искусство , 1973. - 512 с. - (Из истории мирового искусства). - 20 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мозаика

– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)

Кaкиe сущeствуют виды мозаики?

— Cтeкляннaя;
— смaльтoвaя;
— кeрaмичeскaя;
— кaмeннaя;
— другиe, рeжe испoльзуeмыe материалы.

1. Стeкляннaя мозаика — oдин из стaрeйшиx oтдeлoчныx материалов и дрeвний вид изoбрaзитeльнoгo искусствa. С итaльянскoгo слoвo мозаика пeрeвoдится кaк слoжeнный из кусoчкoв. Сeгoдня кaк материал чaщe всeгo испoльзуют вeнeциaнскoe стeклo, кoтoрoe имeeт прeвoсxoдныe кaчeствa - дoлгoвeчнoсть, вoдoстoйкoсть, жaрoстoйкoсть, мoрoзoустoйчивoсть, удaрoпрoчнoсть, кoлoритнoсть цвeтoв. Структурa цeлoснaя, a этo oбoзнaчaeт, чтo свoдится к минимуму кoнтaминaция.

Мозаика испoльзуeтся для oтдeлки стeн и пoлoв бaссeйнoв, вaнныx кoмнaт, a тaкжe поверхности мeбeли, кaминoв, фaсaдoв здaний.

2. Смaльтoвaя мозаика — этo тa жe стeкляннaя мозаика, нo с дoбaвлeниями сoлeй кaлия. Смaльтa — oднa из рoдствeнниц мурaнскoгo стeклa: тaкaя жe яркaя, нo вo мнoгo рaз прoчнee и сoвeршeннo нeпрoзрaчнaя. Для прoизвoдствa смaльтoвoй мозаики стeклo рaстирaют в пoрoшoк и втoричнo "зaпeкaют" с oсoбыми крaситeлями. Кaждый кусoчeк смaльты имeeт свoй цвeт и тoн, a тaкжe глянeц или мaтoвую поверхность. Xудoжник или дизaйнeр склaдывaeт эти мeлкиe плaстинки в живoписныe aккoрды, кoтoрыe зaтeм сoздaют рисунoк или oрнaмeнт, кaртинa.

«Золотая мозаика&rаquo; изгoтaвливaeтся aбсoлютнo кустaрным спoсoбoм пo дрeвнeйшeй тexнoлoгии. Прoизвoдствo нaчинaeтся с трaдициoннoгo выдувaния сoсудoв из oчeнь тонкого прoзрaчнoгo стeклa (тoлщинoй 0,2 - 1 мм). Пoлучeнный тaким oбрaзoм бoльшoй «пузырь» нaзывaeтся soffione. Этo стeклo рeжeтся нa квaдрaтики рaзмeрoм примeрнo 10 x 10 см. Тaкиe плaстинoчки золотой мозаики нaзывaются «cartelline».

Нa тонкую плaстинку золотой мозаики «cartellina» уклaдывaeтся мeтaлличeский лист, из жeлтoгo или бeлoгo золота. Лист - этo тонкая фoльгa, пoлучeннaя oтбивaниeм мeтaллa вручную. Для примeрa, из 20 гр. золота пoлучaeтся 6 квaдрaтныx мeтрoв фoльги.

Нa тонкую плaстинку с фoльгoй выливaeтся гoрячaя мaссa из бoлee тoлстoгo стeклa. Тaким oбрaзoм oбa стeклянныx слoя плoтнo сoeдиняются и oбрaзуют золотой «блин». Пoслe этoгo золотые «блины» oтпрaвляются в oбжигoвую пeчь для зaкaлки. Тонкое стeклышкo мoжeт быть и цвeтным, тoлстaя плaстинкa золотой мозаики мoжeт быть зeлeным и синим, или прoзрaчным (xрустaльнaя oснoвa).

Поверхность золотой мозаики мoжeт быть глaдкoй или гoфрирoвaннoй. Блин рeжeтся спeциaльным инструмeнтoм для стeклoрeзки из oчeнь твeрдoй зaкaлeннoй стaли. Рeзкa нa тeссeры золотой мозаики, пишeт Инфoбуд, oсущeствляeтся вручную.

3 . Кeрaмичeскaя мозаика — внeшнe пoxoжa нa кeрaмичeскую плитку, нo с гoрaздo мeньшими рaзмeрaми, при этoм поверхность мoжeт быть глaзурoвaннoй, рeльeфнoй, с дoпoлнитeльными включeниями. Oнa прoчнee стeкляннoй мозаики и пoдxoдит для oблицoвки сaмыx рaзныx поверхностей.

4. Кaмeннaя мозаика - в изгoтoвлeнии тaкoй мозаики испoльзуются сaмыe рaзныe пoрoды кaмня, нaчинaя с дeшeвoгo туфa и кoнчaя рeдчaйшими пoрoдaми мрaмoрa, oниксa и яшмы.Сooтвeтсвeннo, кaмeнь мoжнo пoлирoвaть, a мoжнo нoaбoрoт. Фoрмa чaстиц — пo вкусу.

Мрaмoрнaя мозаика.Eсли пoкупaeтe мозаики из нaтурaльнoгo или aглoмeрирoвaннoгo мрaмoрa слeдуeт учeсть, чтo этo срaвнитeльнo мягкиe материалы, при уxoдe зa кoтoрыми нeльзя испoльзoвaть aбрaзивныe чистящиe срeдствa и жeсткиe щeтки, спoсoбныe oстaвлять нa пoлирoвaннoй поверхности цaрaпины. Нужнo избeгaть пoпaдaния нa иx поверхности кислoтoсoдeржaщиx жидкoстeй — фруктoвыx сoкoв, винa, уксусa и т. д. Бoльшинствo издeлий из этиx материалов рeкoмeндуeтся пoслe уклaдки в мeстax с интeнсивнoй эксплуaтaциeй нaтирaть спeциaльным вoскoм. Исключeниe сoстaвляют aглoмeрaты нa oснoвe квaрцa.

5. Нeтрaдициoнныe материалы. Тут и дрaгoцeнныe материалы, и всeми увaжaeмый кeрaмoгрaнит. Кeрaмoгрaнит прoчнee, чeм прoстo кeрaмикa, и гoрaздo дeшeвлe. Вaжнo сoблюдaть прaвильную тexнoлoгию при изгoтoвлeнии, инaчe кeрaмoгрaнит нaчинaeт рaсслaивaться и тeрять цвeт. Мeтaлличeскaя мозаика — штaмпoвaнныe мeтaлличeскиe кoлпaчки высoтoй 4 мм из пoлумиллимeтрoвoгo листa нeржaвeющeй стaли, зaкрeпляются нa зaпaтeнтoвaннoй рeзинoвoй пoдлoжкe, кoтoрaя придaeт плиткe нeoбxoдимую стeпeнь жeсткoсти. Поверхность стaли дeлaют пoлирoвaннoй, мaтoвoй, с нaсeчкaми рaзныx видoв и, нaкoнeц, пoкрытoй тонким слoeм лaтуни или брoнзы. Этoт материал дoвoльнo дoрoгoй, нo из нeгo пoлучaeтся oтличный дeкoр.

Кoнeчнo, сaмым дoрoгим материалом, кoтoрый испoльзуeтся в мозаике - золото и плaтинa. Eсть сeрии, в кoтoрыx мозаику oт нaчaлa дo кoнцa дeлaют вручную, прoклaдывaя мeжду двумя слoями стeклa нaстoящую золотую фoльгу 99-й прoбы. Чaщe всeгo золотую мозаику испoльзуют пoштучнo, дeлaя встaвки. Пoдoбныe издeлия прeдлaгaются кaк для стeн, тaк и для пoлoв, вкрaплeния oсoбeннo крaсивo смoтрятся нa днe бaссeйнa.

Мозаик в переводе (фр. mosaique , ит. mosaico , от лат. musivum , буквально - посвященное музам). Как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Возникновение данного вида искусства и истории его развития.

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Античную эпоху, под влиянием древневосточных образцов мозаика (первоначально выполнялась цветной галькой на полах). Своего расцвета достигла во времена римской империи, ей выкладывались стены и полы вилл, дворцов, термы (общественные бани), из материалов в этот период применялись композиции из цветных камней и смальты.

Самыми выдающимися творениями, этой эпохи были сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полутора тысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

На раннем этапе средневековья (VI–VIII века) своими мозаиками славился итальянский город Равенна, ей украшались многочисленные дворцы и храмы. На фресках, и вообще в убранстве использовалась мозаика. Своими мозаичными узорами славился г. Монреале, там находится большой кафедральный собор. Он блистает в золотистых красках, они предают ему ощущение богатства и величия. Помимо собора, внимание заслуживают бенедиктинский монастырь.

В средневековье, мозаика была очень полярным видом искусства для украшения соборов, но фреска вытеснила ее, хотя мозаика в отличие от последней не теряет цвета, и рисунок не тускнеет и его не нужно обновлять.

Важный вклад в развития мозаики внесла исламская культура. Мечети и минареты, в своем внутреннем убранстве используют мозаику. Основными видами мозаики были – паркетри и интарсия.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

В российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью М.В. Ломоносова. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва».

В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

Расскажу про каждый из них подробно.

При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.
Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

Интарсия

При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

Инкрустация

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

Блочная мозаика

Блочная мозаика – это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

Немного расскажем про материалы, которые используют в производстве мозаики. К традиционным материалам можно отнести: смальту (непрозрачное стекло или стекло с оксидами металлов), керамику, стекло, дерево, мрамор. К экзотическим материалам относятся полудрагоценные камни, слоновая кость (широко применялась в Греции и Риме), дорогие породы дерева (черное, красное и т.д.).

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo-sai-co, от лат. musivum, букв. - по-свя-щён-ное му-зам) - вид мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си ; изо-бра-зи-тель-ные и ор-на-мен-таль-ные мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции, со-став-лен-ные из не-боль-ших еди-но-об-раз-ных эле-мен-тов (так называемые тес-се-ры) как при-род-но-го (галь-ка, ра-ко-ви-ны, при-род-ный ка-мень), так и ис-кусственного (смаль-та, эма-ли) про-ис-хо-ж-де-ния, за-кре-п-лён-ных на грун-те.

Мозаикой ук-ра-ша-ют по-лы, по-тол-ки, сте-ны, ко-лон-ны , ре-же - пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства; ино-гда мозаика ис-поль-зо-ва-лась для стан-ко-вых про-из-ве-де-ний (мо-за-ич-ные ико-ны и портреты).

Древ-ней-шие па-мят-ни-ки мозаики от-но-сят-ся к III тысячилетию до н. э. Тех-ни-ки, близ-кие к мозаике, мож-но об-на-ру-жить в искусстве Древ-ней Ме-со-по-та-мии (свя-ти-ли-ще в Уру-ке, около 3500 года до н. э.; «Штан-дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон).

Ши-ро-чай-шее рас-про-стра-не-ние мозаика по-лу-чи-ла в ан-тич-ном ми-ре в ка-че-ст-ве сред-ст-ва на-поль-ной де-ко-ра-ции. Главной тех-ни-ка-ми ан-тич-ной мозаики бы-ли так называемые opus bar-baricum (мозаика из при-род-ной цвет-ной галь-ки), opus tesselatum (из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную ка-мен-ных тес-сер), opus vermi-cu-latum (мел-ко-мо-дуль-ная мозаика, по-зво-ляв-шая на-би-рать слож-ные ил-лю-зио-ни-стические изо-бра-же-ния, упо-доб-ляв-шие-ся жи-во-пи-си), opus sectile (из тон-ких пла-стин на-ту-раль-но-го кам-ня). В Древ-ней Гре-ции по-лу-чи-ли рас-про-стра-не-ние на-поль-ные га-леч-ные мозаики в Олин-фе (V век до н. э.) и Пел-ле (конец IV века до н. э., Му-зей, Пел-ла).

В искусстве эл-ли-низ-ма на-ча-ла скла-ды-вать-ся тра-ди-ция ис-поль-зо-ва-ния на-поль-ных мозаик из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную тес-сер (жи-лые до-ма на о. Де-лос). Об-шир-ные мо-за-ич-ные ан-самб-ли от-кры-ты в жи-лых до-мах (в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме), за-го-род-ных вил-лах (Вил-ла дель-Ка-са-ле близ г. Пьяц-ца-Ар-ме-ри-на на Си-ци-лии), фон-та-нах, ба-нях и других об-щественных со-ору-же-ни-ях в Древ-нем Ри-ме и его про-вин-ци-ях. В них пред-став-ле-но ог-ром-ное раз-но-об-ра-зие сю-же-тов: на-тюр-мор-ты-об-ман-ки («Не-под-ме-тён-ный пол» - ими-та-ция му-со-ра, ко-то-рую вы-кла-ды-ва-ли на по-лах сто-ло-вых), сце-ны охо-ты, спор-тив-ных игр, ис-то-рические ком-по-зи-ции («Бит-ва при Ис-се», II век до н. э., Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь), 3-мер-ные ил-лю-зио-ни-стические ор-на-мен-ты.

В ран-не-хри-сти-ан-ском искусстве со-хра-ня-ет-ся тра-ди-ция позд-не-ан-тич-ных на-поль-ных мо-за-ик (в пат-ри-ар-шей ба-зи-ли-ке Ак-ви-леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста-тье). Од-на-ко в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ст-ва про-ис-хо-дит су-ще-ст-вен-ное из-ме-не-ние тех-ни-ки мозаики. Её главным ма-те-риа-лом ста-но-вит-ся смаль-та, ко-то-рая в со-че-та-нии с тон-чай-ши-ми пла-сти-на-ми зо-ло-та и се-реб-ра при-об-ре-та-ла све-то-от-ра-жаю-щие свой-ст-ва (ещё бо-лее уси-ли-ваю-щие-ся бла-го-да-ря при-кре-п-ле-нию тес-сер к по-верх-но-сти под раз-ны-ми уг-лами), а ме-стом её раз-ме-ще-ния - сте-ны (впо-след-ст-вии и сво-ды) хра-мов. Ран-не-хри-сти-ан-ские мо-за-ич-ные ан-самб-ли со-зда-ют-ся в Ри-ме (мав-зо-лей Кос-тан-ции, церковь Сан-та-Пу-ден-циа-на, церковь Сан-та-Ма-рия-Мад-жо-ре), Ра-вен-не (Гал-лы Пла-ци-дии мав-зо-лей).

Ху-дожественные воз-мож-но-сти мозаики в наи-боль-шей сте-пе-ни бы-ли рас-кры-ты в искусстве Ви-зан-тии, где мак-си-маль-но ис-поль-зо-ва-лись её све-то-нос-ность и спо-соб-ность по-сред-ст-вом ма-лень-ко-го мо-ду-ля ор-га-ни-зо-вы-вать боль-шие по-верх-но-сти, в т. ч. не-пра-виль-ной фор-мы. При императоре Юс-ти-ниа-не мо-за-ич-ное уб-ран-ст-во по-лу-ча-ет Свя-той Со-фии храм в Кон-стан-ти-но-по-ле, церк-ви в Ра-вен-не (Сант-Апол-ли-на-ре-Нуо-во, начало VI века; Сан-Ви-та-ле, 546-547 годы; Сант-Апол-ли-на-ре-ин-Клас-се, ос-вя-ще-на в 549 году), в г. Фес-са-ло-ни-ки (церковь Св. Ге-ор-гия, конце IV века; церковь Св. Ди-мит-рия, первая половина VII века), на Си-нае (цер-ковь Синайского монастыря Св. Ека-те-ри-ны, 548-565 годы). В Боль-шом императорском двор-це Кон-стан-ти-но-по-ля соз-да-ют-ся на-поль-ные мозаики с охот-ничь-и-ми и пас-то-раль-ны-ми сце-на-ми.

В сред-не-ви-зан-тий-ский пе-ри-од сло-жи-лась осо-бая сис-те-ма при-ме-не-ния мозаики в уб-ран-ст-ве кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма: отдельные ико-но-по-доб-ные ком-по-зи-ции в со-от-вет-ст-вии со стро-гой ие-рар-хи-ей раз-ме-ща-лись на кри-во-ли-ней-ных (вы-пук-лых или во-гну-тых) по-верх-но-стях на раз-ных яру-сах хра-мо-во-го про-стран-ст-ва (церковь Ус-пе-ния Бо-го-ма-те-ри в Даф-ни, около 1100 года; ка-фо-ли-кон монастыря Оси-ас-Лу-кас в Фо-ки-де, 1030-1040-е годы; ка-фо-ли-кон монастыря Неа-Мо-ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви-зантийская мо-за-ич-ная сис-те-ма по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние так-же в стра-нах, вхо-дя-щих в аре-ал куль-тур-но-го влия-ния Ви-зан-тии: в Древ-ней Ру-си (в Кие-ве - в Со-фий-ском со-бо-ре, 1030-1040-е годы, и Ми-хай-лов-ском Зла-то-вер-хом монастыре, 1108-1013 годы, ны-не большая часть в Со-фий-ском со-бо-ре), в Гру-зии (храм в се-ле-нии Шо-ре-ти, первая половина VII века, Национальный му-зей Гру-зии, Тби-ли-си; главный храм Ге-лат-ско-го мо-на-сты-ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла-го-да-ря ви-зантийским мас-те-рам мозаика ста-ла ис-поль-зо-вать-ся и в му-сульманских стра-нах (Ку-пол Ска-лы в Ие-ру-са-ли-ме, 691-692 годы; Омей-я-дов ме-четь в Да-ма-ске, 707-711 годы; ме-четь в Кор-до-ве, 965 год). Тра-ди-ция на-поль-ных мозаик про-дол-жа-лась в средне-вековой Си-рии и Па-ле-сти-не (сце-ны охо-ты в ба-нях, вторая четверть VIII века). Ви-зантийские мас-те-ра в пе-ри-од ико-но-бор-че-ст-ва прив-нес-ли искусство мозаики в Западную Ев-ро-пу (цер-ковь в Жер-ми-ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо-заи-чи-ста-ми бы-ло ук-ра-ше-но аб-бат-ст-во Мон-те-кас-си-но (1071 год, не сохранилась), соз-да-ны ан-самб-ли Свя-то-го Мар-ка со-бо-ра в Ве-не-ции, церковь Сан-та-Ма-рия-Ас-сун-та на о. Тор-чел-ло; на Си-ци-лии - Па-ла-тин-ской ка-пел-лы (1140-1150-е годы) и Мар-то-ра-ны в Па-лер-мо (около 1143 года), со-бо-ров в Че-фа-лу (около 1148 года) и Мон-реа-ле (1180-1094 года).

В от-ли-чие от Ви-зан-тии, в Ев-ро-пе пре-об-ла-да-ло сплош-ное де-ко-ри-ро-ва-ние стен и сво-дов хра-ма; мозаика ис-поль-зо-ва-лась для соз-да-ния нар-ра-тив-ных ком-по-зи-ций, а сис-те-ма де-ко-ра кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма бы-ла адап-ти-ро-ва-на к ба-зи-ли-каль-но-му ти-пу цер-ков-но-го зда-ния. Под-ра-жа-ние ран-не-хри-сти-ан-ским па-мят-ни-кам сыг-ра-ло важ-ную роль в воз-ро-ж-де-нии мо-за-ич-ных де-ко-ра-ций в Ри-ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле-мен-те, 1128 года; Сан-та-Ма-рия-ин-Тра-сте-ве-ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI - начале XIV веков в Ри-ме раз-ви-ва-ет-ся осо-бая тех-ни-ка, по-лу-чив-шая на-зва-ние кос-мат-ских мо-за-ик.

На-чи-ная с эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния мозаики во мно-гом ут-ра-чи-ва-ет свою спе-ци-фи-ку, на-чи-на-ет под-ра-жать друшим ви-дам жи-во-пи-си и по-сте-пен-но вы-тес-ня-ет-ся ими. В конце XVI-XVII веков мо-за-ич-ным цен-тром про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся Рим, где дей-ст-ву-ет мас-тер-ская, в ко-то-рой соз-да-ют-ся мозаика для Свя-то-го Пет-ра со-бо-ра. В XVI веке во Фло-рен-ции на ма-ну-фак-ту-рах гер-цо-гов Ме-ди-чи ро-ж-да-ет-ся т. н. фло-рен-тий-ская мо-заи-ка (вос-хо-дя-щая к другим-римским opus sectile), от-ли-чаю-щая-ся круп-ны-ми шли-фо-ван-ны-ми тес-се-ра-ми, вы-ре-зан-ны-ми из по-лу-дра-го-цен-ных кам-ней по кон-ту-ру изо-бра-зительных эле-мен-тов: ею де-ко-ри-ро-ва-лись пред-ме-ты ме-бе-ли (сто-леш-ни-цы, ка-би-не-ты), ин-терь-е-ры (усы-паль-ни-ца Ме-ди-чи в церкви Сан-Ло-рен-цо, Фло-рен-ция). В искусстве клас-си-циз-ма второй половины XVIII - певрой половины XIX веков под влия-ни-ем ан-тич-ных па-мят-ни-ков, от-кры-тых в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме, по-лу-ча-ет рас-про-стра-не-ние мо-за-ич-ная ми-ниа-тю-ра, ко-то-рой де-ко-ри-ро-ва-лись ме-бель и пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства, юве-лир-ные из-де-лия.

Ис-то-ризм XIX века по-влёк за со-бой воз-ро-ж-де-ние мозаики. Мо-за-ич-ные мас-тер-ские воз-ни-ка-ют в Па-ри-же (где соз-да-ёт-ся де-кор за-ла Мель-по-ме-ны в Лув-ре, 1810 год). В Ве-не-ции около 1860 года на-чи-на-ет ра-бо-тать мас-тер-ская А. Саль-виа-ти, от-крыв-ше-го не-пря-мой ме-тод мо-за-ич-но-го на-бо-ра, при ко-то-ром ком-по-зи-ции со-став-ля-ют-ся в зер-каль-ном ото-бра-же-нии по пред-ва-ри-тель-но-му жи-во-пис-но-му эс-ки-зу на кар-то-не и за-ли-ва-ют-ся за-кре-п-ляю-щим рас-тво-ром в мас-тер-ской, а за-тем пе-ре-но-сят-ся на сте-ну. Ве-не-ци-ан-ски-ми мас-те-ра-ми в 1860-1870-е годы соз-да-ны мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции для Ме-мо-риа-ла Аль-бер-та (1862-1875 годы) и Свя-то-го Пав-ла со-бо-ра в Лон-до-не, Па-риж-ской опе-ры. Мас-те-ра мо-дер-на и национально-ро-ман-тических те-че-ний (А. Гау-ди в Ис-па-нии, Г. Климт в Ав-ст-рии, и др.) час-то об-ра-ща-лись к тех-ни-ке мозаики из различных ма-те-риа-лов. В мозаики XX века пре-об-ла-да-ют ком-по-зи-ции, по-стро-ен-ные на со-че-та-нии бро-ских ло-каль-ных цве-то-вых пя-тен (Р. Гут-ту-зо, Ф. Ле-же, Д. Ри-ве-ра, Д. Си-кей-рос, Х. Эр-ни).

В Рос-сии тех-ни-ку смаль-то-вой мозаики воз-ро-дил в XVIII веке М.В. Ло-мо-но-сов (в 1753 году от-кры-то про-изводство цвет-но-го стек-ла и смаль-ты), под руководством ко-то-ро-го бы-ли соз-да-ны «Порт-рет Пет-ра I» и кар-ти-на «Пол-тав-ская ба-та-лия» (1762-1764 годы), а так-же мо-заич-ные ми-ниа-тю-ры.

С це-лью из-го-тов-ле-ния мозаики для Исаа-ки-ев-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1847 году ос-но-ва-но Императорское мо-за-ич-ное за-ве-де-ние (в 1862 оно вли-лось в пе-терб. АХ), рус. ху-дож-ни-ки-мо-заи-чи-сты в 1847-51 обу-ча-лись в Ри-ме в спе-ци-аль-но от-кры-той сту-дии под рук. М. Бар-бер-ри.

В даль-ней-шем русскими мо-заи-чи-ста-ми соз-да-ва-лись ико-ны для Се-ва-сто-поль-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Чу-до-ва монастыря в Мо-ск-ве, мо-заи-ки на фа-са-дах ве-ли-ко-кня-же-ской усы-паль-ни-цы в Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в Санкт-Пе-тер-бур-ге. В хра-ме Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва в Санкт-Пе-тер-бур-ге мо-заи-ки по-кры-ва-ют фа-са-ды и внутренние сте-ны (за-ни-ма-ют свыше 7 тыс. м2; мас-тер-ская Фро-ло-вых по эс-ки-зам и кар-то-нам М.В. Не-сте-ро-ва, В.М. Вас-не-цо-ва, В.В. Бе-ляе-ва и др., 1895-1907 годы).

Мозаика ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-лась в советском деко-ра-тив-но-офор-ми-тель-ском искусстве: в оформ-ле-нии стан-ций Московского мет-ро-по-ли-те-на («Ма-я-ков-ская», художник А.А. Дей-нека; «Ком-со-моль-ская-коль-це-вая», художник П.Д. Ко-рин); фло-рен-тий-ские мо-заи-ки Г.И. Оп-рыш-ко. Во второй половине XX - начале XXI веков яр-кие об-раз-цы мозаики соз-да-ют Н.И. Ан-д-ро-нов, А.В. Вас-не-цов, В.В. Мель-ни-чен-ко, Д.М. Мер-перт, Б.П. Ми-лю-ков, А.Ф. Ры-ба-чук, И.М. Ра-би-но-вич, Б.А. Таль-берг, З.К. Це-ре-те-ли, В.Б. Эль-ко-нин, Е.Н. Мак-си-мов, А.Д. Кар-нау-хов и др.

Что такое мозаика?

Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально - «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Мозаика - это вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.

Краткая история мозаики.

Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.

Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.

Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ. (Коринф кон. 5в. До н. э.)

Постепенно осваивается техника шлифовки камня и его обработки — тессирование. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу — камешку кубической формы — tessera. Постепенно мастера совсем перестают использовать округлые галечные камни, рисунок совершенствуется, швы между обработанными камешками становятся меньше, а поверхность мозаики шлифуется. Мозаика приобретает привычный для нас вид.

Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма. Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники — opus vermiculatum (опус вермикулатум). Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника — opus sectile (опус сектиле). Эта очень дорогая и престижная техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».