Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

История формирования профессии «хореограф. Хореограф - что это за профессия? Хореограф: история профессии, плюсы и минусы

Хореограф — специалист в области хореографии, постановщик танцев (в том числе и танцевальных композиций фигуристов и мастеров художественной гимнастики) и балетных спектаклей; балетмейстер.

Хореограф работает с танцорами, чтобы придать их движениям завершенность, которая предстает перед зрителями в виде танцевального произведения.

Некоторые хореографы используют свои навыки для переделки уже существующих танцев, другие при помощи техник наподобие контактной импровизации создают совершенно новые работы.

Хореограф проводит тренировки с танцорами, вечером посещает и оценивает их выступление, а в остальное время занимается административной работой.

Так же хореограф разрабатывает идеи, проводит оценивание и отбор танцоров, подбирает костюмы, музыку и т.д.

Специфика профессии: Во всех жанрах на одного, двух или несколько сотен исполнителей - только один хореограф. В такой конкурентной среде выживают лишь самые креативные и оригинальные мастера.

Место работы: В танцевальных компаниях, в театрах мюзиклов, в опере, на телевидении, на съемках фильма, на фестивалях, на круизных суднах и даже на подиуме.

Личные качества: Хореографы должны прекрасно знать танец и сами уметь танцевать, пусть и не феноменально.

Планирование репетиций - так, чтобы она проходила без сучка и задоринки, потому что репетиционное место и время недешевы и сложно находятся.

Умение создать и поддержать контакты не только с танцорами, но и с техниками (для реплик, сценических инструкций, управления освещением и т.п.), с другими артистами, которые встретятся вам по работе (музыканты, дизайнеры сцены и костюмов), и даже с человеком, который будет делать флаеры, афиши и билеты для выступления!

Хореографы ищут вдохновение вокруг себя. Чтобы создавать идеи, необходимо чувствовать весь мир искусства скульптуру, фотографию, текст, музыку, что угодно. Хореографическая работа, демонстрирующая хорошо развитые темы и идеи, интересна и увлекательна.

Несмотря на то, что оригинальность в ней жизненно важна для успеха, важно уметь анализировать произведения других хореографов и использовать их опыт, обогащенный вашей личностной интерпретацией.

Количество рабочих часов бывает разным, но рабочий день хореографа чаще длинный, чем короткий. Многие предложения работы основаны на свободной занятости и поэтому оплачиваются не очень хорошо, поэтому часто хореографы занимаются еще и преподавательской, профессиональной танцевальной деятельностью, или же работают вообще не в области искусства, особенно в начале карьеры до известности и раскрученности.

Танец – древнейшее из существующих искусств. На наскальных рисунках исследователи часто встречают изображения танцующих фигур. Об искусстве хореографии писали Гомер и Аристотель. Наши предки особенно остро чувствовали свое единение с природой, и испытывали потребность подчинения ее ритму. Танец в то время носил ритуальный характер, был частью обряда поклонения богам, духам или тотему племени. Совместные танцевальные движения под аккомпанемент ударных инструментов вызывали у танцоров эйфорию, и даже подобие транса. Танцы были призваны обеспечить богатый урожай, успешную охоту, победу в сражениях. Ритуал проводили жрецы, шаманы или вожди племен. Их и можно назвать первыми хореографами. Танец и песня - это проявления народного творчества. У каждого народа есть свои национальные танцы, по которым понятна принадлежность к какому-либо государству. У простых людей после тяжёлой работы на поле было только одно развлечение - водить хороводы. Т анец стал средством праздничного общения, неотъемлемой частью жизненного уклада. Юноши выбирали будущих невест на балах, либо в хороводе. Именно в танце девушка могла продемонстрировать всю свою красоту и грацию, поразить воображение будущего жениха. Хореографом стала народная традиция. Именно она диктовала, где и когда состоится хореографическое действо, кому надлежит в нем участвовать. Рисунок хоровода, фигуры кадрили передавались из поколения в поколение, а танцоры сами обогащали танец замысловатыми движениями и коленцами. Современные хореографы воссоздают ритуальные танцы, погружая туристов в таинственную атмосферу храмов Древнего Египта, Индии, Китая.

В 12 веке вошёл в моду придворный танец, когда много пар кружили по кругу. Очень важно было двигаться красиво, так как от этого в некоторой степени зависело общественное мнение о джентльменах и леди. В 14-15 веках возник придворный балет, для которого характерны роскошные костюмы, сюжеты с участием богов и богинь. Танцевальным действом руководил распорядитель бала. Придворные балеты длились иногда по нескольку дней. В поместьях богатых людей танцевали специально нанятые танцоры, чтобы скрасить скучный вечер вельможи. Поэтому перед профессиональными хореографами стояла задача - научить манерам, которые должны проявляться во время танца.…

Постепенно происходила театрализация танца, и в 18 веке балет занял прочное место на сценической площадке. Появились и постановщики танцев. Считается, что первым хореографом, попытавшимся создать лексику балета стал Пьер Бошан, преподаватель танцев при дворе Людовика ХIV. В России в 18 веке начался расцвет крепостных театров, в которых обучением танцоров и постановкой балетов руководили иностранные хореографы и балетмейстеры, такие, как Розетти, Мариодини.

В 19 веке в знаменитых театрах европейских столиц шли балетные постановки хореографов М. Петипа, Ж.Коралли, Ж.Перро. Русский балет приобрел мировую известность во многом благодаря великолепным хореографам и балетмейстерам, таким как В. Нижинский, И.Вальберх.

Существует ли разница между хореографом и балетмейстером? Разница есть, но она, особенно в современной хореографии, весьма размыта. Хореограф придумывает, создает композицию. Балетмейстер же реализует замысел хореографа. Очень часто руководитель танцевальной студии или театра совмещает функции хореографа и балетмейстера. В пример можно привести Моисеева, руководителя знаменитого ансамбля народного танца, руководителя и хореографа шоу-балета «TODES» Аллу Духову.

В современной хореографии множество разнообразных стилей и направлений и для каждого из них хореографу необходимо иметь соответствующие знания, умения и навыки. Но в любом случае, хореограф должен иметь безупречный музыкальный слух, уметь разработать замысел постановки, подобрать музыку и костюмы, провести отбор исполнителей. Хореограф должен знать пределы физической нагрузки танцоров, планировать репетиции, уметь находить общий язык не только с исполнителями, но и с техниками, музыкантами, дизайнерами.

Социальная значимость профессии в обществе: Человек может танцевать без помощи хореографа на любительском уровне сколько угодно - на дискотеке, дома. Но не надо забывать, что польза от этих профессионалов в чём-то по значимости сопоставима с работой психолога. Научив человека двигаться, владеть своим телом, хореограф тем самым освобождает его от комплексов. Также без этих специалистов не могут обойтись артисты. Зрителям будет скучно, если они будут просто петь свои песни. Поэтому балет всегда сопровождает артиста на концертах, передавая танцем настроение, атмосферу.

Хореограф – востребованная профессия. Он может работать в театре, на телевидении, на съемках фильмов. Он необходим при проведении различных фестивалей, праздничных мероприятий, в фигурном катании, для постановки дефиле. Мест приложения сил и таланта – огромное количество, но и конкуренция огромна.
Хореограф должен быть не только профессионалом, но и личностью, разносторонне развитым человеком, который черпает вдохновение в других искусствах и во всем многообразии окружающего мира.

Массовость и уникальность профессии: Хореограф должен, естественно, уметь танцевать, быть хорошим организатором и креативщиком. Ведь работа заключается в том, что предстоит координировать действия всех танцоров, придумывать образы и концепцию. Нужно уметь быть оригинальным, так как именно импровизаторы добиваются успеха. Также желательно любить общение, потому что встречаться надо будет со многими людьми: артистами, продюсерами, танцорами, костюмерами.

Риски профессии: На такой работе сложно избежать травм. Все танцоры страдают тем, что у них болят колени или другие части тела, на которые приходится основная нагрузка. От конкуренции тоже не убежишь. В шоу-бизнесе сложно удержаться на плаву - сегодня ты можешь быть модным хореографом, а завтра о тебе не вспомнят. В любом случае, эта работа приносит удовольствие, как моральное, так и материальное. Люди этой творческой профессии смогут найти себе применение в танцевальных клубах, фитнес-комплексах, театрах, на телевидении и других местах.

Где получить профессию: Обучиться хореографии на полупрофессиональном уровне можно в танцевальной студии. Образование по одноимённой специальности получают в Педагогическом институте или Институте (школе) искусств.

Танец - как смысл жизни. Хореограф

Танец - наверное самый впечатляющий вид искусства, в нем и музыка, и ритм, и свет, и пластика и конечно же движение! А движение - жизнь! Танец транслирует зрителю спектр чувств. Переживать, возбуждать и будоражить нас заставляет грамотно поставленный танец. Будь то балет () или современный мюзикл, успех постановки зависит от хореографа, его образа мышления, уникального стиля и грамотного руководства танцорами.

Профессия хореограф - несомненно творческая, требующая эстетического восприятия окружающего и умения перекладывать мысли в танцевальные движения. Основной задачей хореографа является умение связать действия как группы человек, так и сольного исполнителя, в понятный для зрителя образ.

Диплом хореографа можно получить как в высших учебных заведениях, так и в средних. Естественно в данной отрасли искусства, как и, например, в театральной или музыкальной, большинство стремится получить образование в престижном заведении. Лучшие хореографические школы находятся в разичных уголках мира - в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. В России престижными заведениями являются - Академия русского балета имени А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге и Московская государственная академия хореографии.

Но диплом - это всего лишь пропуск к работе на профессиональном уровне. Выучится на хореографа мало - нужно посвятить этому делу всю свою жизнь. Как правило, занятия танцами начинаются в специализированных хореографических школах искусств или студиях танцев. Далее два пути - либо вы танцуете, либо переключаетесь на что-то другое. Человек, действительно полюбивший танцевать, уже не может существовать более без тренировок, репетиций и непосредственно самого акта танца. С одной стороны - это тяжкий труд: постоянные разминки, тренировки, нехватка времени на личную жизнь, но с другой - это и есть жизнь танцора! Поэтому просто диплома хореографа мало, нужно посвятить хореографии большую часть своей жизни. Мало кто сразу выбирает эту профессию, большинство хореографов - это бывшие танцоры. Но конечно же есть и те, которым с детства интересна сама идея постановки танца. Помимо вышеописанных качеств хореограф должен уметь руководить, преподавать. Заражать своей энергетикой и очаровывать танцоров своими идеями. Также любой хореограф обязан знать теорию и историю музыки, сценографии и костюма.

Деятельность хореографа - это репетиции с танцорами, оценка их выступления. Хореографы-постановщики разрабатывают идею танца, его «рисунок». Также хореографы принимают участие в оценке и отборе танцоров, подборе костюмов и прочей творческой и административной деятельности.

Хореографы необходимы в различных сферах деятельности - от ночного клуба до Большого театра. Не стоит забывать о значимости работы хореографа с детьми в детских танцевальных коллективах. Хореограф может потребоваться для постановки танца в фильме, телепередачи, в отдельно взятом спектакле. Сейчас большинство начинающих свой творческий путь хореографов ставят танцы частным лицам - например на свадьбе или корпоративном торжестве.

Профессия хореографа удивительна и невероятна интересна, она открывает массу возможностей тому, кто действительно ей овладел!

Ответить на этот вопрос довольно легко. Просто в какой-то момент я поняла, что хочу связать свою жизнь с хореографией, творчеством и искусством. Но этот момент настал только тогда, когда я перешла в одиннадцатый класс. До этого, я не сильно заботилась о выборе будущей профессии. И сейчас я ни сколько не жалею о своем выборе и точно знаю, что всегда буду любить свое дело.

Мое знакомство с миром танца произошло, когда мне было шесть лет. Мама отдала меня в кружок по танцам, где я прозанималась около двух лет. После чего, я сказала маме, что мне там больше не интересно, и я хочу заниматься и танцевать в другом месте. Мы танцевали одни и те же хореографические номера, и мне наскучило это. Мама тоже не видела там дальнейшего развития для меня и отдала во Дворец детского творчества в Образцовый театр танца «Смерч», где я обучалась 10 лет. Я, можно сказать, выросла там и безумно благодарна своей руководительнице и другим педагогам, которые очень много вложили в меня. Наверное, то, что все мое детство и подростковый период прошли в культурной среде, в творчестве, танцевальном искусстве, постоянных выступлениях на сцене, поездках, конкурсах и фестивалях, и повлияло на выбор моей будущей профессии. По окончании образовательной программы я получила диплом о дополнительном образовании. К тому времени я уже точно знала, что хочу поступать на хореографию. Я очень рада, что в нашем институте появилось очное отделение по данному направлению, иначе мой выбор, скорее пал бы на другую специальность. Во-первых, потому что родители не одобрили бы заочное обучение, да я и сама считаю, что заочная форма не дает таких обширных знаний и навыков, которые ты сможешь получить, обучаясь на очном отделении. Во-вторых, я не хотела уезжать поступать в другой город. Сейчас я учусь на 2 курсе. Моя специальность — балетмейстер- . Помимо учебы, я работаю в Муниципальном культурном центре нашего города в должности артиста ансамбля. Наш ансамбль принимает активное участие в культурно-досуговой деятельности города. Репертуар ансамбля танца отличается своей разножанровостью. Мы исполняем как классическую и народную хореографию, так и эстрадную и современную, включая стилизации. Еще я работаю как педагог в танцевальной студии. Мои ученики – детишки 5-6 лет. Работа с детьми – это большой труд и ответственность. Но эмоции, которые получаешь от работы с ними, непередаваемые. Мне нравится совмещать исполнительскую и педагогическую деятельность в своей профессии. Я считаю, что это очень важно. Ведь, чтобы быть успешным в своей профессии и продвигаться по карьерной лестнице вверх, нужно знать свою работу со всех сторон.

Одним из главных отличий моей профессии от других является то, что она связана с творчеством. Творчество — это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Творчество в моей профессии — это кропотливый и упорный труд, но также вдохновение и удовольствие от выполняемой работы. Балетмейстером сможет работать далеко не каждый человек. На мой взгляд, лишь творческая личность способна преуспевать в этой профессии. Здесь нужно отдаваться целиком и полностью, жить работой, вдохновляться, мыслить образами, много читать и смотреть, а также постоянно совершенствоваться. Но это того стоит. Источником развития творческой личности можно считать потребность к самореализации, самовыражению. В процессе творчества происходит преобразование самой личности, её обогащение и саморазвитие. Сочинение танца — процесс сложный и длительный. Нужно иметь определенные способности (волевой контроль, работоспособность, устойчивость внимания, стойкость, выносливость) и уметь погружаться в творческий процесс. Поэтому хореограф должен иметь комплекс психофизических качеств, делающих его пригодным к творческой деятельности. Балетмейстер, как мне кажется, должен обладать огромным воображением, иначе ему придется очень нелегко. И главным, на мой взгляд, для балетмейстера является его хореографический стиль, его индивидуальность и отличие от других. На этом мне хотелось бы заострить внимание, так как в наше время многие люди, работающие в сфере искусства, пытаются копировать чей-то стиль, подражать кому-то, а что еще хуже, присваивать чужие творческие работы себе. Для каждого балетмейстера характерны определенные стилистические особенности, нередко позволяющие определить автора хореографического текста. Стиль балетмейстера зависит от: темперамента, воспитания, культуры, образования, таланта, вкуса, мировоззрения. Стилистика определяется набором танцевальной лексики. Нужно пытаться создавать что-то свое, иначе кому такое творчество вообще нужно?

В завершении, мне хотелось бы сказать, что искусство танца – единственное из искусств, где инструментом является лишь человеческое тело. Танец может выразить то, что нельзя сказать словами. Язык танца универсален, так как не имеет границ и понятен каждому. Танец требует не только участия тела, но и души, и разума. И люди, полностью погрузившиеся в волшебный мир танца, остаются преданными ему до конца. Многие считают, что профессия хореографа — несерьезная, и не требуется особого ума, чтобы работать в этой сфере. Я хочу сказать лишь одно: они сильно ошибаются. Я счастлива, что выбрала именно эту профессию.


×

ХОРЕОГРАФ

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями, и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности.

Кто же такой хореограф и чем он занимается?

Хореограф – это деятель искусства, инструктор по танцам, постановщик танцев, учитель танцев.

Само искусство танца называется хореографией. Если руководствоваться происхождением этого слова (с древнегреческого «choreia» переводится как пляска, «grapho» – описываю), то его можно понимать как запись танцевальных движений с помощью особых символов. Создание этих движений и составление из них целого произведения – удел хореографов.

Хореограф может заниматься постановкой не только танцев, но и балетных спектаклей, концертных номеров. При этом главная его задача неизменно заключается в создании цельной, красиво оформленной и по-своему уникальной композиции. Хореограф работает с группой танцоров, распределяет между ними созданные образы, учитывая при этом способности и характер каждого. Также этот специалист подбирает музыку и костюмы. Во время занятий он трудится над отработкой техники исполнения танца коллективом. Хореографы могут работать в школах танца, фитнес-центрах, а также давать частные уроки.

Какими навыками и качествами должен обладать хореограф?

Для того чтобы придумать танец, человеку понадобятся богатая фантазия, творческое мышление и знание большого количества танцевальных элементов. Хореограф, как любой танцор, не состоится без музыкального слуха и чувства ритма. Работая с танцорами, хореограф должен сохранять доброжелательность, спокойствие, готовность к долгому сотрудничеству с одной и той же командой. Хореографу нужно учитывать, что иногда ему придётся работать в условиях сильной загруженности и гастрольных разъездов. Отличная физическая форма и способность работать в любое время суток – незаменимые качества хорошего специалиста в этой области.

Хореографу необходимо быть не только профессиональным танцором, но и настоящим интеллектуалом, знатоком различных видов искусства. Он должен уметь создавать танцы как с помощью переработки чужих работ, так и на основе исключительно собственных идей. Кроме занятий с группой, ему предстоит вести переговоры с артистами, музыкантами, дизайнерами, техническими работниками, PR-менеджерами.

Как показывают результаты анкетирования, профессия Хореографа подразумевает преимущественно физический труд. Хореограф должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Где учат профессии «хореограф»?

В колледжах, училищах и в высших учебных заведениях.

Хореографические училища и колледжи Санкт-Петербурга:

· ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»

· СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

· Колледж «Звездный»

Высшие заведения с кафедрой хореографии в Санкт Петербурге:

· Санкт-Петербургский государственный университет

· Санкт Петербургский Государственный Институт Культуры

· Санкт Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

· Российский Государственный педагогический Университет имени А.И. Герцена

История формирования профессии «хореограф»

Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.

История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.

В 14-16 веке пришла мода на классику и появился балет.

В 15-м веке людей, которых можно было бы назвать хореографами, было совсем немного. Сейчас известно лишь про тех из них, которые писали про танцы, работы остальных утеряны. Доменико из Пьяченцы (DomenicodaPiacenza), или Доменико Феррарский (DomenicodaFerrara) был одним из таких хореографов.

Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.

Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как «природа», «естественность» и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.

Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, ЛоиФуллер.

Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, СигурдЛидер а также не связанные напрямую с Лабаном, ГрэтПаллука, РозалиаХладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.

И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, ХаняХольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.

С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как «безобразное», уродливое, его проживание.

Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому манера движения в танце носила естественный, простой характер.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08