Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер. Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер Борис Мессерер – Василию и Майе Аксеновым

IMDb :

Аса́ф Миха́йлович Мессере́р (6 ноября , Вильно , - 7 марта , Москва) - российский советский артист балета, балетмейстер, педагог и автор книг; солист Большого театра , представитель артистической династии Плисецких - Мессерер . Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976).

Биография

Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии Михаила Мордкина , затем - в у Александра Горского , по окончании которого в году был принят в балетную труппу Большого театра .

С середины 1920-х годов начал пробовать себя как балетмейстер . На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал со Всеволодом Мейерхольдом , однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета . Мессерер ставил как целые балетные спектакли и танцы в операх, так и отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам.

Асаф Мессерер - выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923-1960 годах - в Московском хореографическом училище . С 1946 года вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

  • Первая жена - Анель Судакевич , актриса и художник.
  • Вторая жена - Ирина Тихомирнова , балерина, балетный педагог, заслуженная артистка РСФСР (1951).
  • Сёстры - Суламифь Мессерер , балерина Большого театра, чемпионка СССР по плаванию, педагог «Токио балле» и труппы Ковент-Гарден ; Рахиль Мессерер , актриса немого кино. Брат - Азарий Азарин , актёр, художественный руководитель театра им. Ермоловой .
  • Племянница - Майя Плисецкая . Племянники - Наум Азарин , балетный педагог и репетитор; Азарий Мессерер , радиожурналист, переводчик, теоретик массмедиа; Михаил Мессерер , педагог-балетмейстер, главный балетмейстер Михайловского театра .

Награды и премии

Библиография

Фильмография

  • - «Асаф Мессерер», документальный фильм, 55 мин, режиссёр Феликс Слидовкер .
  • - «Золотой век Асафа Мессерера», документальный фильм, 39 мин, режиссёр Никита Тихонов .

Источники

  • Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц - М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998-208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1

Напишите отзыв о статье "Мессерер, Асаф Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • в Электронной еврейской энциклопедии

Отрывок, характеризующий Мессерер, Асаф Михайлович

Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра…
Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.
В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.

Личное дело

Асаф Михайлович Мессерер (1903 – 1992) родился в городе Вильно. В 1904 году его отец получил диплом зубного врача, дававший право на жительство и практику в Москве, и семья переехала в Москву, в дом в Мыльниковом переулке, недалеко от Чистых прудов. Асаф учился в реальном училище и занимался в нескольких спортивных клубах: бегом, прыжками, фехтованием, теннисом, гимнастикой.

В 16 лет Асаф Мессерер попал на балетный спектакль Большого театра и решил стать артистом балета. Так как в столь большом возрасте нельзя было поступить в балетное училище, он начал заниматься в частной студии Михаила Мордкина, где быстро раскрылось его незаурядное дарование. Чтобы заработать деньги на занятия в студии, Мессерер поступил в танцевальную труппу драматического Театра Художественно-просветительского союза рабочих организаций. В 1919 году по инициативе балетмейстера Александра Горского в Московском хореографическом училище впервые был произведен набор класса для взрослых, куда принимали на конкурсной основе людей, уже имевших некоторую подготовку. Асаф Мессерер успешно прошел испытания и был зачислен в восьмой класс, который вел сам Горский. В 1921 году он окончил обучение и был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, но уже очень скоро ему поручили первую ведущую партию – Океана в «Коньке-Горбунке».

Среди партий Асафа Мессерера в Большом театре: Колен («Тщетная предосторожность»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Принц («Щелкунчик»), сарацинский танец и Бернар («Раймонда»), Петрушка и Арап («Петрушка»), Раб и Пират («Корсар»), индусский танец («Баядерка»), Арлекин («Миллионы Арлекина»), Раб и Океан («Конек-Горбунок»), Франц («Коппелия»), Раб и Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Зефир («Теолинда»), Зефир («Эсмеральда»), Голубая птица («Спящая красавица»), Божок, Китайский фокусник и Японский матрос («Красный мак»), Лидийский военачальник («Саламбо»), Базиль, Филипп («Пламя Парижа»). Был ведущим танцовщиком Большого театра до 1954 года.

Уже с 1925 года Асаф Мессерер выступает как балетмейстер. В студии «Драмбалет» он поставил «Войну игрушек» на музыку Шумана, затем «Игры в танцах» и «Спортивные танцы» на сборную музыку. В Большом театре в 1925 году он ставит спектакль Москоского художественного училища «Фея кукол» (под названием «Волшебница кукол», совместно с Е. И. Долинской). В 1930 году на сцене Экспериментального театра – филиала Большого театра – им был поставлен балет «Тщетная предосторожность» (совместно с И. А. Моисеевым). Затем были постановки балетов «Спящая красавица» (1936, 1944, 1952), «Лебединое озеро» (1937), «Класс-концерт» (1962), «На берегу моря» (1953, Вильнюсский театр), «Урок танца» (1960, МХУ; 1961, Брюссель). Ставил также танцы в операх Большого театра.

В 1941 году Мессерер получил Сталинскую премию II степени, а в 1947 – Сталинскую премию I степени за исполнение партии Филиппа в балете «Пламя Парижа».

Чем знаменит

Танец с лентами из балета "Красный мак" Афиша фильма "Большой концерт"

Выдающийся артист балета, значительно обогативший технику мужского танца. Более сложные вариации мужских партии, включавшие двойные и тройные пируэты и повороты в прыжке, разработанные Мессерером, впоследствии стали широко распространенными приемами у танцовщиков. Ввел в мужские партии некоторые элементы, ранее исполнявшиеся только балеринами (например, со-де-баск). Критики отмечали жизнерадостность и эмоциональность его танца, подчас ироничную трактовку образов. Помимо танцевальных партий в классических и современных балетных постановках Асаф Мессерер создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял: «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. В. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова. Наибольшим успехом пользовался номер «Футболист» на музыку А. И. Цфасмана.

О чем надо знать

Как педагог Асаф Мессерер стал известен не меньше, а, возможно, даже больше, чем как артист балета. Преподавать он начал еще в 1920 году, сначала в студии «Драмбалет» и на вечерних курсах при Большом театре. С 1923 по 1960 год работал педагогом в Московском художественном училище. С 1946 года вел класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре. Как педагог и балетмейстер Асаф Мессерер работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе (1961-62), а также в Венгрии и Польше. Его учебник «Уроки классического танца» (1967) выдержал несколько изданий.

Прямая речь

«Теперь я расскажу об одном из зимних вечеров 1919 года. В Большом театре дают балет "Коппелия", и я случайно оказываюсь на гудящей галерке. В театре холодно, публика сидит в валенках, в шубах, под куполом висит морозный туман от дыхания зрителей. Зима 1919 года была вообще какой-то небывало лютой и голодной. Москва глубоко утонула в снегу, на улицах валялись закоченевшие дохлые лошади, их никто не убирал. У нас в доме вся жизнь перенеслась в ту комнату, где топилась "буржуйка". Длинная, голенастая труба тянулась от нее в форточку. Поэтому в комнате дыма было больше, чем тепла. Мать варила суп: на чугун кипятка горсть пшена. Мы сидим, жмемся ближе к "буржуйке" и друг к другу... И вдруг - Большой театр! Красный бархат партера и лож, золото, сияние огней в хрустальных подвесках. Все это казалось почти ирреальным и все-таки было явью. Радостная роскошь обстановки, звуки настраиваемых в оркестре инструментов, тьма, медленно сходившая в зал вслед меркнувшей люстре, взлетающий вверх занавес и, наконец, яркая сцена, на которой, непричастно стуже, стояла грациозная балерина в короткой пачке и резво веселая. Главные партии в "Коппелии" исполняли тогдашние премьеры Большого театра Александра Балашова и Леонид Жуков. Весь спектакль я простоял в своих полумальчиковых ботинках, которые мать достала мне по случаю. Они ужасно жали, будучи на два номера меньше моих ног. И лишь на "Коппелии" я, кажется, впервые забыл о своих мучениях. Как же так, ошеломленно думал я, артисты не произносят ни слова, а мне все понятно! Яснее, чем даже в опере, которую я к тому времени уже слышал. Не помню, какая это была опера, но ясно помню, что скучал и все время пытался разобрать слова, которые певцы пели, едва проборматывая, с ужасной дикцией. А тут - сказка, веселье, игра. Танцовщики вершат ее в вариациях, прыжках, кабриолях, антраша, пируэтах, турах в воздухе - чудо! Разумеется, я лишь значительно позже узнал названия всех этих движений. Но мог ли я предполагать, что всего через два года сам буду танцевать на прославленной сцене! На "Коппелии" я лишь догадался, что танцы - это мое. Мне нужно идти в балет».

Из книги Асафа Мессерера «Танец. Мысль. Время»

«Я понял, что в ведении класса артистов балета нужно определенная система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, свое лейтдвижение. Следуя педагогическим принципам В.Д. Тихомирова, я развиваю отдельные хореографические темы в течение каждой учебной недели. В процессе работы над хореографической темой класса, я заранее определяю построение каждой танцевальной комбинации и намечаю разработку какого-либо прыжкового «лейтдвижения». Исходя из закономерностей его развития, он стремлюсь, начиная с упражнений у станка, подготавливать мышцы к освоению данной танцевальной формы в определенных ее частях. Когда мышцы получают достаточную подготовку, «лейтдвижение» включается мною в целый ряд прыжковых комбинаций, начиная с более легкой формы маленьких и средних прыжков, варьируя ее с заносками, переходя затем к большим прыжкам в различных, менее и более сложных поворотов».

МЕССЕРЕ́Р АСАФ Михайлович (1903, Вильна, ныне Вильнюс, - 1992, Москва), советский артист балета, балетмейстер и педагог.

В 1919–21 гг. учился в Московском хореографическом училище (класс А. Горского), по окончании которого был принят в труппу Большого театра; до 1954 г. - ведущий солист. Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также - концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71).

В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок - балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта - 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. - в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

Асаф Михайлович Мессерер (6 ноября 1903, Вильно - 7 марта 1992, Москва) - советский артист балета, балетмейстер, педагог и автор книг; солист Большого театра в 1921-1954 годах, представитель артистической династии Плисецких - Мессерер. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976).

Биография

Асаф Мессерер родился в виленском предместье Снипишки, в семье зубного врача Менделя Берковича (Михаила Борисовича) Мессерера (1866-1942) и Симы Моисеевны Шабад (1870-1929), в которой было ещё 9 детей (Пенина, Маттаний, Моисей, Рахиль, Азарий, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав). Отец происходил из Долгиново, мать - из Антоколя.

Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии Михаила Мордкина, затем - в Московском хореографическом училище у Александра Горского, по окончании которого в 1921 году был принят в балетную труппу Большого театра.

Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов. За исполнение партии Филиппа в балете Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» в 1947 году был удостоен Сталинской премии I степени.

С середины 1920-х годов начал пробовать себя как балетмейстер. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал со Всеволодом Мейерхольдом, однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Мессерер ставил как целые балетные спектакли и танцы в операх, так и отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам. В конце 1920-х годов работал режиссёром в Московском театре малых форм «Синяя блуза».

Асаф Мессерер - выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923-1960 годах - в Московском хореографическом училище. С 1946 года вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

  • Первая жена - Анель Судакевич, актриса и художник.
    • Сын - Борис Мессерер.
  • Вторая жена - Ирина Тихомирнова, балерина, балетный педагог, заслуженная артистка РСФСР (1951).
  • Сёстры - Суламифь Мессерер, балерина Большого театра, чемпионка СССР по плаванию, педагог «Токио балле» и труппы Ковент-Гарден; Рахиль Мессерер, актриса немого кино. Брат - Азарий Азарин, актёр, художественный руководитель театра им. Ермоловой.
  • Племянница - Майя Плисецкая. Племянники - Наум Азарин, балетный педагог и репетитор; Азарий Мессерер, радиожурналист, переводчик, теоретик массмедиа; Михаил Мессерер, педагог-балетмейстер, главный балетмейстер Михайловского театра.

Награды и премии

  • 1941 - Сталинская премия II степени; за большие достижения в области балетного искусства.
  • 1947 - Сталинская премия I степени; за исполнение партии Филиппа в балетном спектакле «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева.
  • 1951 - Народный артист РСФСР
  • 1953 - Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР
  • 1976 - Народный артист СССР
  • 3 ордена, а также медали.

Библиография

  • «Уроки классического танца»
  • «Танец. Мысль. Время» М., 1990

Фильмография

  • 1989 - «Асаф Мессерер», документальный фильм, 55 мин, режиссёр Феликс Слидовкер.
  • 2003 - «Золотой век Асафа Мессерера», документальный фильм, 39 мин, режиссёр Никита Тихонов.

Источники

  • Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц - М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998-208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1