Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

"Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти. Символическое значение смерти Базарова Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”

Эпизод смерти Базарова - один из самых главных в произведении. Будучи развязкой идеи произведения, данный эпизод играет ключевую роль в романе, являясь ответом на вопрос: «Возможно ли жить, отвергая все человеческие чувства и признавая только лишь разум?».

Базаров возвращается домой к родителям человеком отличным от того, каким он был ранее. Он начинает избегать одиночества, раньше являвшегося неотъемлемой частью его жизни и помогавшее ему работать.

Он все время ищет компании: пьет чай в гостиной, гуляет в лесу с отцом, потому что оставаться одному для него становится невыносимым. В одиночестве его мыслями овладевает Одинцова, женщина, которую он любит, разрушившая его непоколебимую веру в отсутствие романтических чувств. Из-за этого Базаров становится менее внимательным и менее сосредоточенным на работе. И, по этой самой невнимательности, он получает легкий порез, впоследствии ставший для него роковым.

Базаров, как опытный врач, прекрасно понимает, что жить ему остается немного. Понимание скорой неизбежной смерти срывает с него маску бесчувствия. Он беспокоится о своих родителях и пытается оградить их от переживаний, до последнего скрывая болезнь от них. Когда же состояние Базарова совсем ухудшается, и он перестает вставать с постели, ему не приходит в голову даже мысли пожаловаться на боль. Он размышляет о жизни, иногда вставляя свои характерные ироничные шутки.

Понимая, что времени ему осталось совсем мало, Базаров просит прислать Одинцову, чтобы увидеть ее в последний раз перед смертью. Она приезжает, одетая полностью в черное, словно на похороны. Увидев умирающего Базарова, А. С. окончательно осознает, что не любит его. Базаров рассказывает ей все о том, что у него в душе. Он по-прежнему не жалуется, а лишь рассуждает о жизни и своей роли в ней. Когда Е. Б. просит Одинцову подать ему стакан с водой, она даже не снимает перчаток и боязливо дышит в страхе заразиться. Это еще раз доказывает отсутствие в ней романтических чувств по отношению к Базарову. У умирающего Базарова все же зарождается маленький огонек надежды на взаимность любви, и он просит ее поцелуя. А. С. выполняет его просьбу, но целует его лишь в лоб, то есть так, как обычно целуют покойников. Для нее смерть Базарова не является важным событием, и она уже мысленно попрощалась с ним.

Анализируя данный эпизод, мы видим, что болезнь и понимание скорой смерти окончательно превращает Базарова из независимого нигилиста в обычного человека со своими слабостями. В свои последние дни он уже не таит в себе никаких чувств и открывает свою душу. И умирает он сильным человеком, не жалуясь и не показывая боли. Поведение Одинцовой показывает отсутствие у нее любви Базарову. Ее визит к умирающему – лишь вежливость, но никак не желание увидеть героя в последний раз и попрощаться.

Данный эпизод неразрывно связан с другими в данном произведении. Он является развязкой главного конфликта произведения, логически продолжая всю идею романа, а особенно 24 главу. В этой главе происходит дуэль между Кирсановым и Базаровым, из-за чего последнему и приходится уехать обратно домой к родителям.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что данный эпизод играет одну из ключевых ролей в произведении. Являясь развязкой, он подводит к концу историю человека, отвергавшего все чувства, и показывает, что жить, отрицая человеческие радости и руководствуясь лишь разумом, - всё-таки невозможно.

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.

План работы над анализом эпизода литературного произведения. 1.Установить границы эпизода 2.Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. 3.Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. 4.Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. 5.Проследить логику развития авторской мысли. 6.Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. 7.Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла 8.Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.


О чем надо помнить!!! 1.Главная опасность- замена анализа пересказом 2.Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. 3.Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. 4.В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.


Идейный замысел романа «Отцы и дети» В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».


Пишем сочинение… Установить границы эпизодаЭпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый, возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким(отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа (он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)


Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом. При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба (и отец,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.


Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»


Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет. Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.


Композиция эпизода: Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.


Проследить логику развития авторской мысли. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает. «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.


Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью (« вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.


Вывод Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»


Изобразительно-выразительные средства языка Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.

Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цели: Обучающие 1. Выявить специфику эпизода как объекта анализа на материале 27 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2. Подготовить учащихся к сочинению по анализу эпизода: обозначение места эпизода с точки зрения объёмно- прагматического мнения и идейно- композиционного единства. 3. Формировать умения характеризовать содержательную сторону эпизода, используя т.н. пересказ- анализ. 4. Формировать навыка анализа художественных средств (диалог, двойной эпитет), через которые с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир героя. Развивающие: 1. Развитие творческих и литературных способностей, умения логически мыслить, сопоставлять и делать выводы. Воспитательные: Оборудование: текст романа «Отцы и дети», схема анализа- эпизода, опорная таблица лексики и синтаксических конструкций для творческих работ учащихся, опорная таблица «Сюжетные и внесюжетные элементы», опора для резюме, иллюстрация, выполненная самостоятельно ученицей данного класса, компьютерная презентация. Содержание урока соответствует программе 10 класса и календарно- тематическому планированию, которое предусматривает 2 часа на обучение анализу эпизода как итоговую работу, позволяющую подвести детей к ответу на вопрос: почему Тургенев завершает роман сценой смерти главного героя. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры - но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутою дверью: «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Федор Тютчев. «Наш век» Ход урока. 1. Постановка проблемной ситуации: В системе уроков по данному роману этой работе отводится два часа, которые должны стать итоговыми. Оба урока будут построены вокруг 2 суждений литературных критиков: 1) «Умереть так, как умер Базаров- всё равно, что сделать великий подвиг» (Д.И. Писарев, 1862г.). 2) «Базаров побеждён не лицами, не случайностями жизни, но самою идеей этой жизни». (Н.Н. Стахов. И.С. Тургенев «Отцы и дети». 1862 г.) Думаю, вы обратили внимание, что обе статьи написаны сразу после опубликования романа, практически одновременно; обратили внимание и на то, что оба литературных критика давали диаметрально противоположную оценку финальной сцене романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Неизбежно возникает вопрос: смерть Базарова - это сила или слабость героя? Неизбежно, что пытаясь сегодня ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя, мы вновь и вновь возвращаемся к истории творческого замысла Тургенева и к неоднозначности оценки образа Базарова - как современниками Тургенева, так и исследователями творчества Тургенева в 20- 21 веке. Поэтому дома к следующему уроку предлагаю рассмотреть точку зрения Ф.М. Достоевского, оценку Д.И. Писарева и общечеловеческое значение романа в книге Г. Фридлендера в статье «К спорам об «Отцах и детях», рассмотреть, как идея жизни восторжествовала в смерти Базарова. Наша с вами совместная сегодня задача: 1, Выявить значение эпизода для осмысления общей идеи романа; 2. Выяснить и мотивировать связи данной части произведения с другими (с точки зрения тематического и композиционного единства); 3. Подготовиться к сочинению по анализу эпизода (пользуясь памяткой, по которой мы сегодня будем работать), во-первых, потому что анализ эпизода - один из жанров школьных сочинений, который активно внедряется в школьную практику, во-вторых, позволяет вам проявить свои творческие и литературные способности, умение мыслить и анализировать. 4. Эта тема представляется мне достаточно трудной, поэтому одна из наших задач - выявить специфику эпизода как объекта анализа. 2. Актуализация знаний, умений, навыков а) Определение понятия «эпизод». В «Словаре лексических трудностей русского языка», изданном в 1994 году слово «эпизод» определяется как «сцена, отрывок, фрагмент какого- либо художественного произведения, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью». - Необходимо выяснить, как вы понимаете, что такое « относительная самостоятельность и законченность»? б) Реализация индивидуального домашнего задания (примерное сообщение ученика). Исходя из лексического значения слова «относительный»: 1. относящийся к чему-либо, связанный с чем-либо, 2. устанавливаемый в сравнении, в сопоставлении, оцениваемый в зависимости от каких- либо условий, явлений; относительная самостоятельность эпизода означает, что эпизод может рассматриваться в «некотором отрыве от произведения», но при этом, являясь неотъемлемой частью целого текста, вплетён в художественную ткань произведения и незримыми, бесчисленными нитями связан как с предшествующим, так и последующим содержанием. в) Необходимо вспомнить роль эпизода в тексте. Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какойлибо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте (работа с опорй, подготовленной учеником). Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события. г) Эпизод как часть сюжета. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов. Сюжетные элементы Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Падение действия Развязка Эпилог Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор. Внесюжетные элементы 1. Описание: пейзаж, портрет, интерьер 2. Авторские отступления. 3. Вставные эпизоды. Учитель: Сейчас прозвучал тезис о множественных незримых связях эпизода, которые по-иному можно назвать подтекстовой информацией. 3. Начиная работу над анализом эпизода необходимо: 1.обозначить его место с точки зрения объёмно- прагматического членения произведения. Что это значит? (в какой главе, части, в каком действии находится данный эпизод). 2.выявить связи эпизода с основной идеей и проблематикой. 3. проанализировать средства художественной выразительности, которые использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (групповая работа по плану анализа эпизода, представление группового продукта исследования). 1-ая группа. Характеристика места эпизода «Смерть Базарова». Заключительный эпизод «Смерть Базарова» находится в последней 27 главе романа, он показывает нам не просто то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось им; то, то было продиктовано не его симпатиями, как мы знаем из истории возникновения и развития творческого замысла, а в результате обобщающей силы художника. Этот эпизод позволяет нам проследить заключительное преломление взглядов Базарова. В конце романа автор заставил произнести героя фразу «Я нужен России… нет видно не нужен. Сапожник нужен, портной нужен. Да и кто нужен?». Такой пессимистический финал показывает, что Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова (как мы знаем - по личным причинам), но он не иронизирует над поверженным, ибо тургеневский герой обнаруживает лишь отдельные черты, присущие революционерам- демократам того времени: отрицание старых принципов, критика барства и аристократизма либералов- дворян, стремление «рассчитать будущее». Базаров - лишь предтеча будущих революционеров. Поэтому автор не иронизирует над ним, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, вызывает у читателя симпатию к трагической судьбе своего героя. 2-ая группа. Связи эпизода с основной идеей и проблематикой романа.. Автор показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми основными героями: Кирсановым, Одинцовой, своими родителями, отчасти с народом. Везде выяснилось объективное превосходство Базарова над основными героями. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться 2-ой цикл: странствия героя. Базаров сначала попадает к Кирсановым, затем к Одинцовой и ещё раз к родителям. - Как вы думаете, для чего это делал автор? Автор показывает, что 2-ой круг странствий Базаров совершает уже изменившимся Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию. Ни в Марьине, ни в Никольском не узнаем мы прежнего Базарова; затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцена смерти Базарова вспыхнет ярким пламенем его тревожная, но любящая жизнь душа, чтобы угаснуть навек. Учитель: Итак, возникает очень интересный вопрос: смерть Базарова - случайность или собственное роковое решение? 2) если это собственное решение - то, что это слабость его или сила? Для выяснения, что нового даёт нам данный эпизод в понимании взглядов Базарова на жизнь, искусство, природу, мы попытаемся исследовать, какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (Смотрите пункт 3 в плане анализа эпизода) 3-я группа. Различные исследователи творчества Тургенева (П.Г. Пустовойт, И.А. Фогельсон) отмечают, что для характеристики литературных героев автор предпочитает диалог, потому что в социально-психологическом романе (а именно так определил жанр романа сам Тургенев) диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с различных точек зрения; наконец, в диалоге раскрывается, обнаруживается характер героев. Например, обратимся к тексту: однажды мужичок соседней деревни привёз Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Три дня спустя Базаров спросил у отца, нет ли у него адского камня: нужно «ранку» прижечь. В этом слове «ранку», в самом внешне беззаботном тоне Базарова ярко проявляется его забота об отце, «вновь обретённая» человечность, которые теоретически герой отвергал ранее. «Это бы раньше надо делать, а теперь по-настоящему и адский камень не нужен»,- произносит Базаров. И у читателя возникает вопрос: а почему раньше он не удосужился прижечь ранку? ведь разве он сам не врач?! Продолжим анализ диалога. Василий Иванович, давший ему слово не беспокоиться, на третий день за обедом не выдержал. «Отчего ты не ешь? <… > Простудился, должно быть?» - Что становится совершенно очевидно читателю из этого диалога? (Что заражение стало неминуемым и смерть неотвратима) На следующий день он говорит отцу (выразительное чтение фрагмента) «Старина…. Дело моё дрянное. Я заражён, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». - Обратите внимание на двойной эпитет «сиплый и медленный голос», который характеризует предмет с различных сторон: состояние больного - «дело дрянь»; при этом читателю бросается в глаза подчёркнутая лаконичность фраз Базарова. Показательно в этом отношении продолжение диалога с отцом «Все признаки заражения, ты сам знаешь»… (Следует вновь обратить внимание учащихся на двойной эпитет: зловещие красные пятна, которые подтверждают только что им сказанное; на характеристику глаголов речи: сурово и отчётливо повторил Базаров) - Читая диалог дальше, отмечаем нарочитое использование автором латинских терминов. Неслучайно в разговоре с отцом Базаров прибегает к латинским терминам, почему? (Пиэмия (греч.)- заражение крови, для Базарова медицинские термины - необходимая принадлежность языка научного, языка естественника - медика. Это характерная особенность языка Базарова). Учитель. При этом Базаров пытается убедить своего отца, что всё произошедшее с ним - это случайность: «Я не ожидал, что так скоро умру, это случайность, по правде сказать, неприятная». «Случайность», - сказал Базаров отцу, и едва ли не все пишущие о Базарове повторили: случайность, Базаров умер случайно. -Один из исследователей творчества Тургенева пишет: «Базаров умер вследствие случайности. Это случайность была преднамеренно придумана автором, который осознал невозможность описывать мощность общественного деятеля в то время». (М.В. Авдеев. Наше общество в героях и героинях литературы). какого мнения придерживаетесь вы? Ответы учеников: - Я думаю, что Базаров лишь пытается утешить отца, тем более что следом он произносит: «Вы оба с матерью теперь должны воспользоваться тем, что в вас религия сильна» . А дальше Базаров - атеист неизменно верен себе: « Вот вам случай поставить его на пробу». - Да, верно. Но Тургенев неизменно теперь наделяет своего героя непривычной для читателя теплотой, чуткостью, заботой, удалив неуместное теперь фиглярство. Учитель. Показателен в этом отношении диалог с доктором (чтение «сила-то, сила…) Не случайно ведь Базаров говорит об отрицании? Почему? - Что видим мы за этим «удивительным борщом» матери, про который говорит прежде не склонный к сентиментам Базаров? (Базаров стал человечнее и добрее) Учитель. Общеизвестно, что материалом высших человеческих ценностей, по Тургеневу, было отношение к женщине, способность к истинной любви. В 25 главе романа встреча Базарова и Одинцовой подводит итог их взаимоотношениям. (реализация индивидуального домашнего задания - чтение наизусть фрагмента « Анна Сергеевна пожелала повидаться с Базаровым….Ей все-таки было неловко с Базаровым, хотя и сама себя уверила, что всё позабыто») Правда, автор не очень верит словам своих героев, именно поэтому в 27 главе он пишет: «лихорадка работы соскочила с него и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка, стремительная и твёрдая, изменилась». И всё-таки они опять встречаются, хотя и при трагических для Базарова обстоятельствах. Как бы ни храбрился Базаров прежде, как бы ни обвинял себя, что «рассыропился при виде этой женщины, он - скрывающий своё смущение под маской иронии и развязности, он - высказывающий своё презрение ко всему романтическому, в конце концов, попав в плен отрицаемой им ранее любви, накануне смерти просит отца известить Одинцову: «Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает». Сколько бы Базаров ни пытался сопротивляться своим чувствам, тем не менее его слова накануне смерти, обращённые к Одинцовой, - это последний романтический аккорд героя. И мы видим, Тургенев выполнил свой замысел: он заставил отступить героя перед любовью, перед презираемой им романтикой. 4. Анализ прощального диалога Базарова и Одинцовой (фронтальная беседа): 1) Роль художественных средств в диалоге Базарова и Одинцовой. - В момент последней встречи в глаза бросается использование излюбленных Тургеневым двойных эпитетов: «воспалённое и мертвенное лицо Базарова», «устремлённые на неё мутные его глаза», всё это вызвало у неё «холодный и томительный испуг» - эти эпитеты показывают нам своеобразие психологического анализа в романе: они позволяют автору показать не только внешнюю, но и внутреннюю стороны изображаемого предмета. Базаров обращается к Одинцовой: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится…» - чтение). Особенно знаменательны последние слова Базарова: «Я нужен России… нет не нужен…» Почему возникает столь странный образный ряд: сапожник, портной, мясник. Почему они, а не базаровы нужны России? Обращаем внимание на последние слова Базарова: «Теперь темнота…» (едва ли можно сомневаться, что Тургенев хотел напомнить читателям последние слова Гамлета, чуть не ставшего самоубийцей: «Дальнейшее молчание…». Гамлета удержала неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался… Гамлета от дьявольского соблазна помогла удержать молитва, Базаров же атеист: ему хорошо известно, что «лопух расти будет». «О жизни бесконечной» - это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, - вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни. - Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано? Ответ. Один- единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней - любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной. 5. Подведение итогов. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. (реализация индивидуальных домашних заданий- см. приложения к уроку). Наше занятие было посвящено исследованию эпизода смерти Базарова, наши наблюдения над текстом я предлагаю обобщить в виде реконструкции (моделирования) так называемых смысловых мостиков между основными героями, которые помогут мотивировать связи данного эпизода с другими. 1) Линия Базаров и Аркадий с точки зрения тематического единства. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнёс «есть, Аркадий, есть…») - всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив «произнёс спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актёрства и самообладания Базарова, хотя за эти «есть, есть другие слова» - многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться Базаров себе самому и которые с такой очевидностью показала нам сцена его смерти. 2) Линия Базаров и родители. Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в разрыве с Аркадием, но и в его общении с родителями, т.к. он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Но вряд ли при этом можно говорить о бесчувственности Базарова. Сдержанное восклицание Базарова, даже, несмотря на внешнюю черствость Базарова в отношениях с родителями, оно звучит как возглас сыновней любви. А на прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий.» . Базаров, попытавшийся разорвать связь поколений был наказан. Может, не так ясно и отчетливо приводит эту мысль Тургенев, но она здесь есть. По-настоящему культурного интеллигентного человека у нас, в России, отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Базаров же к этим «пепелищам», «гробам» испытывает скуку. 3) Линия Базаров - Одинцова. Если проследить эволюцию главного героя по каноническому тексту и рукописи, то в результате сопоставления можно заметить, что Тургенев большое значение придавал взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Целью этого «перепахивания» было желание художника показать столкновение «временных» идеалов с «вечными законами» неумолимой жизни, непостижимыми и «вечными» тайнами любви и ненависти. Слов («И мать приласкайте …), обращённых к Одинцовой, не было в рукописи, они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда писатель стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению Тургенева). Базаров в в любви и смерти значительно выше Одинцовой: он её превосходит глубиной и серьёзностью своего чувства. В своё время он признаётся Одинцовой: «Я люблю вас глупо и безумно…». В ответ слышит: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Когда она приезжает проститься с Базаровым, она ловит себя на мысли: « не то бы она чувствовала, если бы его любила». Всё это заставляет задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь, жалость? 4) Линия Базаров и природа, Базаров и искусство, Базаров - человек. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. («Природа пустяки…»). Конечно, во - многом он заблуждается. А вот в 21 главе он говорит Аркадию: «Узенькое место, которое я занимаю под стогом сена, - до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня, и часть времени, которую мне удастся прожить так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… В этом атоме, в математической точке кровь обращается, мозг работает. Чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры: грешное бунтующее сердце перед вечностью, перед «великим спокойствием равнодушной природы»). Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал. Он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви… Слово учителя. Завершая наш урок - исследование, вижу множество вопросов, стоящих перед вами. Но в том и великая ценность классических произведений русской литературы - вечные вопросы, ответы, на которые каждый находит сам. Завершая разговор о смерти Базарова, давайте подытожим: можно ли назвать смерть Базарова подвигом? И какова роль этой сцены в романе? Вернемся к высказываниям Стахова и Писарева и попытаемся аргументировать свою точку зрения. 9 ответы учеников). - Я думаю, что пред лицом смерти слабыми оказались опоры поддерживающие барскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой. И тут на помощь пришли к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их мобилизует герой на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. - Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», умирая, думает он не о себе, а о своих родителях. Почти по-пушкински романтично прощается он со своей возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца им познанной. - Я думаю, что ответом на вопрос могут служить слова Ф.М. Достоевского «Глядя на картину романа…». Другими словами, торжествует Всепобеждающая любовь, которая победила смерть. Поэтому в эпилоге цветы на могиле Базарова призывают нас к «жизни бесконечной», к вере во всесилие святой преданной любви. Я думаю, что Базаров бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Итоговое слово педагога: Итак, подводя итоги, хочу напомнить, что Базаров - во - многом не тургеневская фигура: Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционно- демократической программы 60-х годов. С другой стороны, вот о чём свидетельствует письмо Тургенева от 11 декабря 1961 по поводу смерти Добролюбова: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений: человек был даровитый, молодой… Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Смерть Базарова также представлялась Тургеневу «напрасно потраченной, обречённой». Хотя и в этот момент проявились сила воли и мужество главного героя романа. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, остался верен себе и своим убеждениям. При этом привлекает он нас не только героизмом, но и человечностью поведения. Неслучайно роман заканчивается: «Какое бы странное бунтующее сердце…», эти строки говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной». Словно ещё раз Тургенев подчёркивает мысль о том, что ничто не может быть действенно против вечности духа. Все «материальное» скроется в могиле, а храм равнодушной к человеческим страстям и бедам природы - вечен. 6) Я предлагаю подвести итоги в виде «своеобразного резюме», ответив на вопрос «Как в смерти Базарова восторжествовала правда жизни?», используя в качестве опоры следующие начальные синтаксические конструкции: 1) Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна; на это есть несколько причин: 2) Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: 3) Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к герою: Приложение 1. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. Родители «А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь?.. будь стоиком, философом, что ли!» «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров 1.«Эге! Как он поседел, однако, бедняга!» 2.Люблю, Аркадий...» Комментарий ученика. Сдержанное восклицание Базарова «Эге! Как он поседел, однако, бедняга!», даже несмотря на внешнюю грубость и черствость Базарова в обращении с родителями звучит как возглас сыновьей любви. На прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий...». Этих слов («И мать приласкайте. Ведь таких, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»), обращенных к Одинцовой, не было в рукописи; они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда автор стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению). Аркадий: "Ты на века прощаешься со мной, Евгений?- печально пробормотал Аркадий,- У тебя нет для меня других слов?" Базаров: "Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только не я скажу, потому что это романтизм,- это значит: рассыропиться". Комментарий ученика. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнести « есть, Аркадий, есть...»)- всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив, «произнес спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актерства и самообладания Базарова, хотя за этим «есть, есть другие слова»многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться, он сам себе и которые очевидно показала нам сцена его смерти. Базаров «Я люблю вас глупо и безумно» Одинцова 1. « Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» 2. «Вы меня не поняли,прошептала она с торопливым испугом» 3. «Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его любила». Комментарий ученика. Базаров в любви и в смерти значительно выше Одинцовой: он ее превосходит глубиной и серьезностью своего чувства. В свое время он признается Одинцовой: « Я люблю вас глупо и безумно». В ответ слышит: « Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Приезжая проститься с Базаровым, она думает о том, что она « не то бы почувствовала, если бы его любила». Все это заставляет нас задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь или жалость? Базаров Природа. Искусство. Человек. «Природа не храм, и человек в ней -работник». «Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою берёзой...». « Узенькое местечко, которое я занимаю до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня.... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Комментарий ученика. Базаров- представитель нового поколения. Тургенев наделил его своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. Он ничего не принимает на веру, всё хочет проверить опытным путём. Для него не существует признанных авторитетов, поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия. Евгений Васильевич, одним словом - нигилист. Врач по образованию, он отвергает любую романтику и лирику, говоря, что любой химик важнее литератора и музыканта. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемой частью жизни. Всё красивое, достойное восхищения для Базарова лишь «вздор». Евгений Васильевич заявляет: «Природа не храм, и человек в ней - работник». Однако, живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают нас, что это не так. Природа - храм, и только природа может приносить человеку счастье. Базаров считает себя проповедником нигилизма, однако в дальнейшем оказывается, что это только маска. По-особому Базаров относится и к людям: «...Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». По мнению Базарова, все люди похожи друг на друга: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других...». А вот в 21 главе Евгений Васильевич говорит Аркадию: «...Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры «грешное, бунтующее сердце перед вечностью, перед великим спокойствием «равнодушной» природы». Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал, он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. Приложение 2. Опора для резюме. Смерть Базарова закономерна, с авторской точки зрения; на это есть несколько причин: Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношения автора к герою: Приложение 3. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Синтаксические конструкции Этическая лекси Каждая деталь убеждает в том, что. . . Доставляет страдания. . . Наше представление будет односторонним, если... Трагическая судьба героя Не сразу открывается подлинный смысл жизни Базарова Объективное превосходство Базарова С одной стороны......... , он..... с другой стороны. . . « Вновь обретенная человечность» Совершенно очевидно, что. . . Удалив ненужное фиглярство Бросается в глаза. . . . Высшие человеческие ценности Смело смотрит в глаза. . . Всесильная Любовь Романтический аккорд героя Приложение 4. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Общественно-политическая Литературоведческая мышление социально-психологически мировоззрение сюжетная динамика актуальные политические проблемы подтекстовая информация общественный деятель диалог вульгарный материализм двойные эпитеты материалистические взгляды лаконичность фраз общественное благо психологический анализ нравственные позиции творческий замысел общая идея романа


Читая роман Тургенева И. С. «Отцы и дети», мы с трепетом наблюдаем за человеком по имени Евгений Васильевич Базаров. Что же в нем особенного? На вид это простой уездный лекарь, который получил профессию, как наследство от отца. Он трудолюбивый, близкий с народом. Но, всё-таки, есть в нём нечто необычное.

Это его нигилизм.

Базаров всегда выделялся из толпы тем, что всё отрицал. Такие близкие для многих из нас вещи, как природа, любовь, религия, были чужды для него. Даже в самом себе он постоянно замечал, что чем дальше, тем меньше чувств он испытывал к семье и друзьям.

Но, ни в коем случае, нельзя его критиковать. Ещё одной характерной чертой Базарова было упорство. Работая, он получал наслаждение. Занимая должность лекаря, он постоянно был связан с людьми, что позволяло ему пользоваться всеобщим уважением. Его любили дети, работники, окружающие. Он казался им простым и понятным.

Так или иначе, роман подводит нас к ключевому моменту – смерти Базарова. По истории мы видим, что Евгений умирает от заражения крови. Но, на самом деле, всё, что связано с этой трагедией, несет в себе более глубокий смысл.

Тургенев видит в своём герое обреченного человека. Здесь прослеживаются две главные причины: одиночество Базарова и внутренние переживания.

Особенностью последних дней героя было то, что он понемногу начинал осознавать все те вещи, которым так старательно противился. Он признается в любви возлюбленной, начинает по-новому относиться к родителям. Базаров наконец-то понял, насколько важны родители в жизни и что они действительно заслуживают уважения и внимания от сына.

Этот человек имел необычайную силу воли. Он твердо смотрел смерти в глаза и не боялся. Евгений смог в полной мере оценить свою жизнь и сделать все выводы. В итоге, он самый простой человек, у которого своя жизнь и свои страхи.

Наверное, ему было сложно смирится с тем, что наука, в которую он свято верил, стала причиной его неизлечимой болезни. Медицина не смогла спасти его.

Мне нравится то, насколько это был пылкий человек. Его нельзя назвать слабым или ненужным. Он старался изо всех сил быть полезным. Но в конце своей жизни, он задумывается над тем, что так и не смог послужить своей Родине. Он укоряет себя за это. Но мы видим в нем героя, который мужественно, стойко, упорно достигает своей цели.

Базаров – это пример человека, которому не нужны ни поддержка, ни сострадание. Он один способен пройти любые преграды. Ему хорошо одному. Да он одинок, но этого не чувствует.

Когда мы слышим про людей, которые находятся на пороге смерти, то часто замечаем, что они начинают просить помощи, молить Бога и людей спасти их. Но наш герой не тешил себя глупыми надеждами, а стойко смотрел вперед. В нем нет страха, одно только сожаление. Наверное, так чувствует себя каждый. На протяжении жизни у нас много планов, но в суете мы многое упускаем. И вот, в итоге, мы понимаем, что многое потеряли и не сделали.

Интересными автор показывает те моменты, где герой переживает новые чувства, которые ему раньше были неведомы. Он думает о лесах, о природе, даже о религии. Базаров понимает, как много он потерял и что ничего не вернуть. Здесь есть нечто большее. Как будто всё то, что он отрицал, собралось проводить его в другой мир.

Ещё один вопрос, который стоит перед нами – почему всё-таки Тургенев убил героя. Главная причина, на мой взгляд, это состояние общества того времени. Люди были не готовы принять новые демократические реформы. Так что символ Героя просто не смог бы просуществовать дольше.

Для меня Евгений Васильевич Базаров – это человек, который неустанно придерживался своих принципов, чем заслуживает уважение и память.

Обновлено: 2013-01-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.