Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Иоганн штраус сын биография. От танцев к опере

Иога нн Штра ус (сын) (Johann Strauß Jr., 1825–1899) - австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын Иоганна Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертный ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу-дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856–65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западноевропейских, русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863–70 дирижёр венских придворных балов. Штраус - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта , К. М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба - 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество Оскара Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс , Н. А. Римский-Корсаков , П. И. Чайковский и др. Его братья: Йозеф Штраус (1827–70) - автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835–1916) - автор танцевальных сочинений; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.

Сочинения: Комическая опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан Й. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для оркестра - вальсы (около 160), польки (117), кадрили (свыше 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Baptist Strauss; 25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, там же) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Биография

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837-1920), но родители Ольги Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с офицером Семёновского полка Александром Степановичем Лозинским (1840-1920), женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Австрийского композитора И. Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Штраус родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.

Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.

В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев.

Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.

Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у И. Ланнера и его отца: «гирлянда» из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни - все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г. создаются «Песни свободы», «Песни баррикад», в 1849 г. - «Вальс-некролог» на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую семью) не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений).

Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 - в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.

В 1856-65 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С впечатлениями от России связан вальс «Прощание с Петербургом», полька «В Павловском лесу», фортепианная фантазия «В русской деревне» (ее исполнял А. Рубинштейн) и др.

В 1863-70 гг. Штраус - дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни» и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана»), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт.

70-е гг. - начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты . Вместе с Ф. Зуппе и К. Миллёкером он стал создателем венской классической оперетты.

Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.

До сих пор звучат вальсы из оперетт «Летучая мышь » (1874), «Калиостро в Вене» (1875), «Кружевной платок королевы» (1880), «Ночь в Венеции » (1883), «Венская кровь» (1899) и др.

Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется «Цыганский барон » (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств: свободы, любви, человеческого достоинства).

В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу «Рыцарь Пасман» (1892) и работает над балетом «Золушка» (не окончен). По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности: «Весенние голоса» (1882). «Императорский вальс» (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886).

Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния.

К. Зенкин

Иоганн Штраус вошел в историю музыки XIX века как великий мастер танцевально-бытовой музыки. Он привнес в нее черты подлинной художественности, углубив и развив типические особенности австрийской народно-танцевальной практики. Лучшим произведениям Штрауса свойственны сочность и простота образов, неисчерпаемое мелодическое богатство, искренность и естественность музыкального языка. Все это способствовало их огромной популярности среди самых широких масс слушателей.

Штраус написал четыреста семьдесят семь вальсов, полек, кадрилей, маршей и других произведений концертно-бытового плана (в том числе переложений отрывков из оперетт). Опора на ритмы и другие средства выразительности народных танцев придает этим произведениям глубоко национальный отпечаток. Современники называли вальсы Штрауса патриотическими песнями без слов. В музыкальных образах он отразил самые задушевные и привлекательные черты характера австрийского народа, красоту родного пейзажа. Вместе с тем творчество Штрауса впитало в себя особенности других национальных культур, в первую очередь венгерской и славянской музыки. Сказанное во многом относится и к произведениям, созданным Штраусом для музыкального театра, среди которых пятнадцать оперетт, одна комическая опера и один балет.

Крупнейшие композиторы и исполнители - современники Штрауса высоко оценивали его огромный талант и первоклассное мастерство как композитора и дирижера. «Чудесный волшебник! Его произведения (он сам дирижировал ими) доставили мне музыкальное наслаждение, которого я давно не испытывал»,- так писал о Штраусе Ганс Бюлов. И далее он добавлял: «Это гений дирижерского искусства в условиях своего небольшого жанра. У Штрауса можно кое-чему поучиться и для исполнения Девятой симфонии или Патетической сонаты Бетховена». Примечательны также слова Шумана: «Две вещи на земле очень трудны,- говорил он,- во-первых добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса - каждому по-своему». Восторженно отзывались о Штраусе Берлиоз, Лист, Вагнер, Брамс. С чувством глубокой симпатии говорили о нем как об исполнителе русской симфонической музыки Серов, Римский-Корсаков и Чайковский. А в 1884 году, когда Вена торжественно отмечала 40-летие деятельности Штрауса, А. Рубинштейн от имени петербургских артистов тепло приветствовал юбиляра.

Столь единодушное признание художественных заслуг Штрауса со стороны самых различных представителей искусства XIX века подтверждает незаурядную славу этого выдающегося музыканта, лучшие произведения которого до сих пор доставляют высокое эстетическое наслаждение.

Штраус неразрывно связан с венским музыкальным бытом, с подъемом и развитием демократических традиций австрийской музыки XIX века, которые ярко проявили себя в области бытового танца.

С начала века популярны в венских предместьях небольшие инструментальные ансамбли, так называемые «капеллы», исполнявшие в трактирах крестьянские лендлеры, тирольские или штирийские танцы. Руководители капелл считали долгом чести создавать новую, собственного изобретения музыку. Когда эта музыка венских предместий проникала в большие залы города, становились известными имена ее создателей.

Так пришли к славе родоначальники «вальсовой династии» Йозеф Ланнер (1801-1843) и Иоганн Штраус-старший (1804-1849). Первый из них был сыном перчаточного мастера, второй - сыном трактирщика; оба с юношеских лет играли в инструментальных капеллах, а с 1825 года уже обладали собственным небольшим струнным оркестром. Вскоре, однако, Лайнер и Штраус расходятся - друзья становятся соперниками. Каждый изощряется в создании нового репертуара для своего оркестра.

Ежегодно все более увеличивается у них количество конкурентов. И все же всех затмевает Штраус, совершающий со своим оркестром гастрольные поездки по Германии, Франции, Англии. Они проходят с огромным успехом. Но, наконец, и у него появляется соперник, еще более талантливый и сильный. Это его сын - Иоганн Штраус-младший, родившийся 25 октября 1825 года.

В 1844 году девятнадцатилетний И. Штраус, набрав пятнадцать музыкантов, устроил свой первый танцевальный вечер. Отныне между отцом и сыном начинается борьба за первенство в Вене, Штраус-младший постепенно отвоевал все те районы, в которых до того властвовал оркестр отца. «Поединок» продолжался с перерывами около пяти лет и оборвался смертью сорокапятилетнего Штрауса-старшего. (Несмотря на напряженные личные отношения, Штраус-младший гордился талантом своего отца. В 1889 году он издал его танцы в семи томах (двести пятьдесят вальсов, галопов и кадрилей), где в предисловии, между прочим, писал: «Хотя мне, как сыну, не подобает рекламировать отца, но я должен сказать, что именно благодаря ему венская танцевальная музыка распространилась по всему миру».)

К этому времени, то есть к началу 50-х годов, упрочилась европейская популярность его сына.

Знаменательно в данном отношении приглашение Штрауса на летние сезоны в Павловск, расположенный в живописной местности близ Петербурга. В течение двенадцати сезонов, с 1855 по 1865 год, а затем в 1869 и 1872 годах, он гастролировал в России вместе со своим братом Йозефом - талантливым композитором и дирижером. (Йозеф Штраус (1827-1870) нередко писал совместно с Иоганном; так, авторство известной «Польки-пиццикато» принадлежит им обоим. Был еще третий брат - Эдуард , который также подвизался на поприще танцевального композитора и дирижера. В 1900 году он распустил капеллу, которая, непрестанно обновляясь в своем составе, просуществовала под руководством Штраусов свыше семидесяти лет.)

Концерты, которые давались с мая по сентябрь, посещались многими тысячами слушателей и сопровождались неизменным успехом. С большим вниманием Иоганн Штраус относился к произведениям русских композиторов, некоторые из них он исполнил впервые (отрывки из «Юдифи» Серова в 1862 году, из «Воеводы» Чайковского в 1865 году); начиная с 1856 года он нередко дирижировал сочинениями Глинки, а в 1864 году посвятил ему специальную программу. И в творчестве своем Штраус отразил русскую тематику: народные напевы использованы в вальсе «Прощание с Петербургом» (ор. 210), «Русской фантазии-марше» (ор. 353), фортепианной фантазии «В русской деревне» (ор. 355, ее нередко исполнял А. Рубинштейн) и других. Иоганн Штраус всегда с удовольствием вспоминал годы пребывания в России последний раз Штраус посетил Россию в 1886 году и дал в Петербурге десять концертов.) .

Следующей вехой триумфальных гастролей и одновременно переломным пунктом в его биографии явилась поездка в Америку в 1872 году; Штраус дал в Бостоне четырнадцать концертов в специально построенном здании, рассчитанном на сто тысяч слушателей. В исполнении принимали участие двадцать тысяч музыкантов - певцов и оркестрантов и сто дирижеров - помощников Штрауса. Такие концерты-«монстры», порожденные беспринципным буржуазным предпринимательством, не доставляли композитору художественного удовлетворения. В дальнейшем он отказался от подобных гастролей, хотя они могли принести немалый доход.

Вообще с этого времени резко сокращаются концертные поездки Штрауса. Падает и количество создаваемых им танцевальных и маршевых пьес. (За годы 1844-1870 написано триста сорок два танца и марша; в годы 1870-1899 - сто двадцать пьес этого рода, не считая обработок, фантазий и попурри на темы своих оперетт.)

Наступает второй период творчества, преимущественно связанный с жанром оперетты. Свое первое музыкально-театральное произведение Штраус написал в 1870 году. С неутомимой энергией, но с переменным успехом он до последних дней продолжал работать в этом жанре. Умер Штраус 3 июня 1899 года в возрасте семидесяти четырех лет.

Иоганн Штраус посвятил творчеству пятьдесят пять лет. Он обладал редким трудолюбием, сочинял непрестанно, в любых условиях. «Мелодии текут из меня, как вода из крана»,- в шутку говорил он. В количественно огромном наследии Штрауса, однако, не все равноценно. Некоторые его сочинения носят следы поспешной, небрежной работы. Иногда же композитор оказывался на поводу у отсталых художественных вкусов своей аудитории. Но в целом ему удалось разрешить одну из труднейших проблем современности.

В годы, когда низкопробная салонная музыкальная литература, широко распространяемая ловкими буржуазными дельцами, пагубно воздействовала на эстетическое воспитание народа, Штраус создавал истинно художественные произведения, доступные и понятные массам. С критерием мастерства, присущим «серьезному» искусству, он подошел к музыке «легкой» и потому сумел стереть грань, отделявшую «высокий» жанр (концертный, театральный) от якобы «низкого» (бытового, развлекательного). Так поступали и другие крупные композиторы прошлого, например, Моцарт, для которого не существовало принципиальных различий между «высоким» и «низким» в искусстве. Но сейчас были иные времена - натиску буржуазной пошлости и мещанства требовалось противопоставить художественно-обновленный, легкий, развлекательный жанр.

Это и сделал Штраус.

М. Друскин

Краткий список произведений:

Произведения концертно-бытового плана
вальсы , польки, кадрили, марши и другие (всего 477 произведений)
Наиболее известны:
«Perpetuum mobile» («Вечное движение») ор. 257 (1867)
«Утренний листок», вальс ор. 279 (1864)
«Бал юристов», полька ор. 280 (1864)
«Персидский марш» ор. 289 (1864)
«Голубой Дунай», вальс ор. 314 (1867)
«Жизнь артиста», вальс ор. 316 (1867)
«Сказки венского леса», вальс ор. 325 (1868)
«Радуйтесь жизни», вальс ор. 340 (1870)
«1001 ночь», вальс (из оперетты «Индиго и 40 разбойников») ор. 346 (1871)
«Венская кровь», вальс ор. 354 (1872)
«Тик-так», полька (из оперетты «Летучая мышь») ор. 365 (1874)
«Ты и Вы», вальс (из оперетты «Летучая мышь») ор. 367 (1874)
«Прекрасный май», вальс (из оперетты «Мафусаил») ор. 375 (1877)
«Розы с юга», вальс (из оперетты «Кружевной платок королевы») ор. 388 (1880)
«Вальс поцелуев» (из оперетты «Веселая война») ор. 400 (1881)

Иоганн Штраус (сын) краткая биография изложена в этой статье.

Иоганн Штраус краткая биография

Иоганн Штраус-сын - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, «король вальса».

В семье Штраус было семь сыновей, все из которых впоследствии стали музыкантами. В детстве отец запрещал Иоганну играть, не желая видеть будущее мальчика в музыкальном направлении.

Официально учась в Политехническом училище, будущий композитор Штраус обучается музыке втайне от родителей. Лишь после ухода отца в другую семью Иоганн, не скрываясь, берет уроки.

В 1844 Штраус получил право дирижировать в венском магистрате. Иоганн организовал небольшой оркестр, играющий его произведения. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, увидевшую в композиторе конкурента отцу и между ними началась борьба.

Штраус старший, пользуясь связями, ограничивал выступления сына. А сам продолжал играть на светских мероприятиях. Возможно, он опасался, что сын окажется куда лучшим музыкантом. Наряду с этим происходит бракоразводный процесс между родителями, в котором отец оставляет семью практически нищей. Но неожиданно в 1849 году отец Иоганна умирает. После этого оркестр отца без оговорок присоединяется к оркестру сына. Музыка Иоганна Штрауса настолько полюбилась публике, что его стали приглашать на все концерты и балы.

Получив в 1854 году приглашение выступать в России, композитор немедля согласился, оставив в Вене вместо себя брата Йозефа. Польки, вальсы Иоганна Штрауса быстро получили признание.

В 1862 году он женится на Етти Трефц, которая оказала большую поддержку в жизни Иоганна Штрауса.

В 1860-70 годах создаются одни из самых знаменитых произведений композитора: «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай». Выступая в Великобритании, США, Франции произведения Штрауса еще более закрепляют за автором мировой успех. Написанная в 1874 году оперетта Штрауса «Летучая мышь» свою долю популярности получает лишь через 20 лет.

На скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.

Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса состоялся в ресторане Доммайера в Хитцинге 15 октября 1844 года и принес ему репутацию будущего короля вальсов.

Репертуар оркестра Штрауса-сына в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время отец заносил в черный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной.

В 1848 году Штраус-младший в дни Французской революции играл "Марсельезу" и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но затем оправдали.

После смерти отца в 1949 году Штраус-младший посвятил его памяти вальс "Эолова арфа" и издал за свой счет полное собрание сочинений Штрауса-старшего.

Штраус-сын перенял его оркестр, но отцовский титул "придворного капельмейстера" он получил лишь в 1863 году — императорский двор припомнил ему симпатию к революции. Этот почетный пост Штраус занимал до 1871 года.

Композитор был приглашен в Россию продирижировать концерты и балы в здании Павловского вокзала. Успех был настолько велик, что последующие десять лет, вплоть до 1865 года, Штраус каждое лето проводил с концертами в Павловске.

Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в почти 500 сочинениях . Среди них — вальсы "Ускорение" (1860), "Утренние газеты" (1864), "Жизнь артиста" (1867), "Сказки венского леса" (1869), "Вино, женщины и песни" (1869), "Венская кровь" (1872), "Весенние голоса" (1882) и "Императорский вальс" (1888). Особой популярностью пользуются польки "Анна", "Трич-трач" и написанная вместе с братом Йозефом полька "Пиццикато", а также "Персидский марш" и полька "Вечное движение".

Широкую известность получил его вальс "Голубой Дунай" — неофициальный гимн Австрии. Изначально мелодия была написана как хоровое произведение для Венского хорового общества. 15 февраля 1867 года состоялась его премьера, которая вызвала невообразимый восторг у публики. Вскоре после премьеры Иоганном Штраусом была написана оркестровая версия, считающаяся по сей день синонимом вальса.

В 1870-е годах Штраус по совету композитора Жака Оффенбаха обратился к жанру оперетты. В 1871 году в "Театре ан-дер-Вин" состоялась премьера его первой оперетты "Индиго и сорок разбойников". Самой исполняемой опереттой в мире стала "Летучая мышь", премьера которой в 1874 году была приурочена к 30-летию со дня первого открытого выступления Штрауса.

Также перу Иоганна Штрауса принадлежат такие полюбившиеся оперетты как "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу, в 1872 году он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и 14-ю в Бостоне, а также при поддержке 100 дирижеров-ассистентов исполнил "Голубой Дунай" с 20-тысячным оркестром и хором.

В конце жизни композитор написал свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892). Предварительная версия его балета "Золушка" была завершена поздней осенью 1898 года, до премьеры он уже не дожил.

Всего Иоганном Штраусом было создано 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт, комическая опера и балет.

3 июня 1899 года Иоганн Штраус скончался от пневмонии. Он был похоронен на венском Центральном кладбище.

Композитор был трижды женат. В 1862 году Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом "Трефц". В 1878 году, после смерти Йеттти, Штраус сочетался браком с молодой немецкой певицей Ангелиной Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году Штраус женился на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира. Штраус посвятил жене вальс "Адель". Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

У Иоганна Штрауса-младшего было четыре брата, двое из них (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

В Вене в доме, где Иоганн Штраус написал неофициальный гимн Австрии вальс "Голубой Дунай", открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников