Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Интервью с фотографом константином трубниковым. У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр? Почему вы выбрали для себя именно это направление

"Какие ваши эмоции и мысли оттого, что немного приоткрыта часть вашей личной, более интимной жизни?"
Не однозначно... Но, считаю, что она пока еще не приоткрыта...

Ля: Если бы тебе был дан шанс прожить давно ушедший в прошлое один день. Что за день бы это был и почему именно он?

Константин Трубников:
Ля, а можно два?... а три?... а… Как ты говоришь: «Может совсем остаться?» …
Если серьезно, Ля, меня сегодня с утра свербела только одна мысль: Кому я и что сделал в прошедшей жизни плохого, кому могу помочь, дабы исправить положение в будущем (словно слетал в прошлое на машине времени и поменял свое реальное). Чтобы моя душа была чиста… В течение дня мои мысли не одиножды возвращались в прошлое – перед глазами пробегали год за годом, отмеряя один этап за другим… И понял – что это за день – ради которого готов отказаться от много – лишь бы побывать там… Детство… Когда я мог беззаботно стучать палкой-хлыстом по луже и смотреть как разлетаются капли воды, а потом обратить внимание как светит солнышко, и под каким углом попадает его лучик, чтобы зацепить кончик листочка… Или на сколько раз больше сейчас прокукукает кукушка нежели в прошлый… А куда откладывает яйца соседский петух и за чем он мучает куриц… Сегодня сосед Васька принес стрижа, нечаянно сбитого удочкой на рыбалке и его жалко (конечно стрижа, ведь Васька еще тот сорванец…) А почему, когда раздавишь камнем лягушку – значит будет дождь – так говорила баба Клава… И почему она обманула…Как хорошо сидеть на теплом песке голой задницей и смотреть на Машку с соседней улицы, которая бегает по воде и искать внешние отличия… Сегодня пойдем собирать щавель – так сказала мама… Но когда я уснул в траве и меня долго не могли найти… Ну почему она так плачет – ведь кот жив и встал на ноги – а дядя Боря говорил что они даже с девятого этажа спрыгивают и ничего не бывает –только чуть-чуть поболеют… Красивые грибы, зато у меня их больше всех… Ну почему она меня так сильно прижимает (мама) ей меня жалко, нет - она меня лю-ю-бит…
Спасибо тебя, Ля… Я действительно там побывал. В детстве… Там так здорово!!!...

Axidy: Говорят "красота спасет мир" - согласны ли вы с этим высказыванием?

Константин Трубников:
С высказыванием полностью согласен. Человек, способный отличить хорошее от плохого – способен увидеть и красивое… Сколько на свете людей столько и мнений относительно этого понятия. У кого-то максимально обостренное восприятие красивого, у кого-то сильно зажатое в сравнении с средне –взятым большинством… Кто-то боготворит «Мадонну», кто-то «Черный квадрат». Очень важно понять какое чувство вкладывает человек, говоря о красоте. Вдохновляющей или разрушающей… Поет соловей – для большинства - прекрасная песня, символ весны…, но находятся те, для кого слышать это мученье и боль… Эйфелева башня – для кого-то это чудо света, а кто-то ее ненавидит, поскольку туристы уже достали и хочется передохнуть… Пока эти соотношения, находясь в максимальном пике разногласий - показывают равновесие – «красота спасет мир»!

Axidy: Нужно ли вообще спасать современный мир?

Константин Трубников:
Думаю, что на этот вопрос ответил предыдущим...

Axidy: Если не красота, то что может спасти его?

Константин Трубников:
Любовь!

Константин Трубников:
Ура-а-а! Я смог ответить на все вопросы "Интервью...!"
Всем огромное спасибо за умные, серьезные и юморные вопросы!!!
Вы, предоставили мне шанс скурпулезно, день за днем, вновь прожить свою жизнь, заглянуть глубже себе в душу, обдумать сделанное и настроиться на свершение новых замыслов. Еще раз, Всем - большое СПАСИБО!

Джои Лоуренс, более известный под своим профессиональным именем, Joey L. - это канадский коммерческий фотограф, режиссер и писатель из Бруклина, Нью-Йорк.

PetaPixel : Могли бы вы рассказать о себе и о том, как начали карьеру фотографа?

Joey L: В средней школе все мои друзья играли в группах. Я никогда не мог петь или играть и вместо этого стал фотографом, когда мне было 16 лет. Я помогал ребятам создавать информационные материалы и веб-сайты, экспериментируя по пути, и учась всему, чему только мог о технической стороне фотографии.

Когда я стал профессионально заниматься фотографией, я начал зарабатывать свои первые деньги. До этого у меня никогда не было "нормальной" работы, которая позволяла бы накопить на собственное дело. Таким образом, я использовал любые дополнительные средства, чтобы отправиться в путешествие по разным странам, и это сформировало личную сторону моего портфолио.

Жажда путешествий исходила от того, что в молодости у меня не было возможности поехать куда-нибудь за пределы Канады. Меня всегда гипнотизировали и привлекали иностранные места и культуры, о которых я читал в книгах или в Интернете, но я никогда не мог туда поехать. Тогда, вдруг, у меня появилась такая возможность и меня до сих пор притягивают самые отдаленные уголки мира. Мои личные фотографии всегда были очень важны для меня, поэтому людей они привлекают в первую очередь.

PP: Какой была ваша первая камера, и какое оборудование вы используете сейчас?

JL: Моим первым фотоаппаратом был Olympus D-600L. Это была просто прелесть с 1,4 мегапикселями ярости.

Сейчас снаружи у меня хорошая камера, но внутри у нас отношения любовь/ненависть. Я использую цифровой задник Phase One P65, который монтирую на Mamiya 645DF. К сожалению, конкуренции в среднеформатных камерах очень мало и Phase One не сильно утруждается делать более инновационные продукты. Например, на момент написания статьи, все цифровые задники среднего формата дают слабое качество в условиях низкой освещенности. С того момента, как вышла моя P65+ были некоторые достижения, но они все еще далеки от совершенства. Иногда камера выдает ошибки, которых я никогда прежде не видел, и даже эксперты отмахиваются со своим "выньте батарейки, а затем положите их обратно"

Но камера работает прекрасно, если использовать ее в определенной ситуации. Качество и разрешение достойны уважения. Видите ли, я очень любил Phase One до недавнего времени, но теперь могу сказать вам правду. Есть некоторые ужасные стороны этой системы, но это все, что у нас есть на данный момент. Я высказываю свое мнение о камере с надеждой, что это побудит их сделать лучший продукт. Я делаю это, потому что я люблю и ненавижу тебя, Phase One.

Я также надеюсь, что Canon или Nikon сделают конкурентную модель, но это небольшой рынок.

PP: Как бы вы описали ваши фотографии для тех, кто никогда их не видел?

JL: Как "стилизованные экологические портреты".

В моей личной работе, я люблю стилизовать "древние" предметы с намеком на современный вкус. Например, некоторые видят племя из Эфиопии и ошибочно полагают, что это древний образ жизни, сохранившийся неизменным. Правда в том, что эти племена нормально живут в 21 веке и много моих фотографий из этой местности в Африке рассказывают о современных влияниях на их повседневную жизнь.

Всегда трудно найти баланс между стилизованным фото и просто безвкусием. У фотографа есть только оно чувство для создания фото: визуальное. Таким образом, мы полностью зависим от изобразительных предметов, рассказывая историю.

Я уже говорил об этом в других статьях - мои любимые фотографы обычно делают две вещи: 1) они раскрывают что-нибудь об объекте, и 2) они также раскрывают что- то о фотографе. Мне нравится, когда видение фотографа настолько сильное и сплоченное, что даже его личный контакт слегка просматривается в изображении, и выходит за рамки обычного фото.

PP: В какой момент вы поняли, что фотография является тем, чем вы хотели бы заниматься?

JL: Я помню, как еще ребенком смотрел короткометражный фильм о том, как создавали «Парк Юрского периода». Он вышел в 1993 году, так что мне было около четырех лет. С этого момента я понял, что хочу снимать кино и стать фотографом. Это до сих пор одна из моих любимых картин.

PP: Что вы думаете о формальном образовании в фотографии? Вы за или против?

JL: У меня никогда не было формального образования в фотографии, но я не против в любом случае. Вы должны знать себя и свою обучаемость для того, чтобы принять такое решение.

Что касается меня, я никогда особо не любил школу, хотя у меня были хорошие учителя. Оглядываясь назад, я знаю, что многие молодые люди не уверены в том, чем хотят заниматься по жизни, и мне в этом случае очень повезло, так как я знал, чего хочу. Это, конечно, сформировало мой путь и повлияло на решение не получать формальное образование.

Я работал как профессиональный фотограф в последнем году обучения в школе, и я чувствовал, что домашние задания сдерживали меня и отвлекали от професионального роста. Если бы я учился фотографии позже в колледже или университете, то уверен, что чувствовал бы то же самое. Я учился лучше экспериментируя в этой области.

Существует очень много информации в Интернете и есть доступ к студиям других фотографов, поэтому деньги за обучение лучше использовать иначе. Это работает только для людей, у которых независимый стиль обучения. Многие предпочитают классную комнату. У меня есть друзья, которые учились в школе фотографии и это большая часть их успеха. Они наладили много контактов с которыми работают до сих пор и проще узнали те вещи, которые я узнавал намного сложнее.

PP: Сколько стран вы уже посетили? Какие у вас цели в путешествии?

JL: Я был во многих странах мира, но я ценю повторные поездки больше, чем просто скольжение по континенту. Я предпочитаю сосредоточиться на одной конкретной области или группе людей в пределах страны. Я был в Эфиопии (5 раз), Индии (4 раза), Индонезии (два раза) и во многих других странах. Для стиля, в котором я работаю не подходят быстрые поездки. Это занимает очень много времени.

Это важно потому, что я фотографирую людей. Наиболее важные вещи делаются до того, как начинаешь снимать. Сама съемка занимает наименьше времени. До этого я пытаюсь понять культуру, место, и свет. Например, вы можете заметить большую разницу в том, как выглядят люди на портретах с моей первой поездки по Эфиопии и с последней. На последних снимках им более комфортно, они принимают более активное участие в съемке, и больше доверяют мне при создании их образа. Мы намного лучше понимаем друг друга.

PP: Как у вас получается завязать контакт с портретируемыми людьми? Что вы узнали об этом за многие годы?

JL: Мой процесс заключается в следующем: я еду в новое место и встречаю группу людей которых хочу сфотографировать. Я хорошо исследую их культуру задолго до приезда, и знаю некоторые ключевые элементы, с которыми редко пересекается обычный иностранец. Это может быть информация от антрополога, который работал в этой области, переводчика или гида, с которыми я познакомился до поездки. Зачастую я изучаю религиозные убеждения или конкретные события в истории этой культуры.

Я могу не снимать в течение нескольких часов, дней или даже недель. Я просто наблюдаю, но в то же время даю понять, что я фотограф и что намерен делать снимки позже. Я пытаюсь ознакомиться с местным языком и обычаями, чтобы показать дружелюбие и укрепить связь. Если мне предложат остаться, то я живу с ними, но никогда не пытаюсь делать вид, что я являюсь "частью племени". Я по-прежнему аутсайдер, который пришел почтительно понаблюдать. Я путешествую чтобы понять, как другие люди интерпретируют мир и уважаю различия.

Я объясняю людям, что мои работы могут сообщить миру об их??образе жизни, и почему это хорошо. Если они не понимают, почему фотография важна, то я объясняю, что это способ рассказывать истории в моей культуре.

Если местные люди расспрашивают меня о месте, где я живу, и хотят посмотреть фото моей семьи, то это говорит о взаимной заинтересованности. Это, как правило, момент, когда я могу приступить к фотосъемке. С этой точки зрения, это сотрудничество, потому что они действительно хотят предстать перед камерой теми, кем являются.

Когда/если я возвращаюсь в один прекрасный день, я приношу им распечатанные снимки. На этом этапе самая сложная часть позади и люди будут открыты для вас все больше с каждой минутой, которую вы посвятите проекту.

PP: Можете кратко рассказать нам о вашем новом проекте «Люди Дельты»?

JL: Я ездил в Эфиопию, в долину реки Омо на протяжении четырех лет. То, что начиналось как небольшое увлечение племенами, проживающими в области, в настоящее время превратилась в многочисленные личные фото-поездки и приключения.

До этого момента целью моих путешествий была в основном фотосъемка. Но сейчас, когда у я лучше понимаю эту местность и людей, я чувствую, что пришло время начать съемки фильма.

(Примечание редактора: Вы можете узнать больше об этом проекте и финансово поддержать его на сайте Kickstarter.)



PP: Есть ли у вас какие-нибудь фишки для обеспечения безопасности вашей команды и снаряжения при выезде за границу?

JL: Что касается сохранности техники, я всегда рекомендую делать так, чтобы ваша камера выглядела как можно менее дорогой. Вы можете положить ее вместе с какими-то пленками и коробками в старый ящик или сумку, которые не кричат «Эй, у меня тут куча дорогих штучек».

Я чрезвычайно параноидален по отношению к жестким дискам с моими фотографиями. Я знаю, что самое ценное у меня с собой это не камера, а сделанные снимки. Технику можно заменить, фотографии - нет. Обычно у меня с собой 2-4 внешних накопителя. В путешествиях один со мной все время, а другие находятся в безопасных местах или я на полпути отправляю их по почте домой.

Что касается поддержания безопасности команды, то все сводится к исследованиям перед поездкой. Интернет это невероятный ресурс, в котором вы можете найти различные статьи из первых рук, а также отчеты других путешественников и журналистов, которые уже побывали в этих местах.

PP:Каковы ваши основные источники дохода, и сколько людей работает с вами?

JL: Моим глав ным источником дохода является коммерческая фотография. Хотя ее меньше по количеству, чем редакционных заданий, тут требуется гораздо больше подготовки и времени из-за сложности выполнения. Мне очень повезло иметь постоянных клиентов, с которыми я люблю сотрудничать, например, History Channel, National Geographic Channel, Pennzoil, FX, Nickelodeon и др.

Вторым источником являются выставки моих работ в галереях. Хотя они представлены лишь в нескольких заведениях, (надеемся расширить их количество в будущем), они дают неплохую прибыль и я стараюсь представлять новые работы как можно чаще.

Как ни странно, еще одним источником дохода являются мои учебники для других фотографов, которые охватывают методы из моих фотосессий. Они очень важны для меня, так как я провожу много времени за личными работами.

PP: Что является самым сложным в ведении фото-бизнеса, и вы можете посоветовали в этом отношении?

JL: Самое сложное в ведении собственного бизнеса это фокусироваться на одном деле, понимая что количество часов в сутках ограничено (иногда я работаю до 4 утра). Все время, посвященное проекту должно быть стратегическим потому, что если бизнес не удается, то и я тоже.

Я обнаружил, что, когда посвящаю себя одной задаче, то часто отвлекаюсь на новые проекты и идеи, которые встречаются по пути. За эти годы я научился выбирать проект и придерживаться его до конца, но признаю, что постоянно хочется прыгнуть с корабля, когда работаю под напряжением.

Раньше я сжигал себя, хватаясь абсолютно за все, что попадалось под руку. Если появляются хорошие проекты, но мне просто не хватает на них времени, я обнаружил, что люди на самом деле уважают их еще больше, если я вежливо отказазываюсь и объясняю, что у меня друние приоритеты. Работа может пострадать, если я не могу выполнять ее с полной отдачей.

Я почувствовал определенную свободу в последнее время, когда сумел отказываться от проектов, которые мне не по душе. Например, я люблю ретуширование и делаю это с 99% моих фотографий, но я всегда боялся делать это с кожей и волосами в коммерческой фотографии. Я по-прежнему тонирую и изображения и корректирую цвет, но после того, кок начал передавать ретуширование своему другу, у меня освободилось много свободного времени.

Я сделал то же самое с такими заданиями, как бухгалтерский учет, обслуживание клиентов в моем магазине по учебникам, контроль продаж печати и т.д. Хотя это стоит денег, эти процессы происходят в фоновом режиме и освобождают время, чтобы посвятить внимание наиболее необходимым вещам.

PP: Чем бы вы занимались, если вам пришлось бы отказаться от фотографии и кино?

JL: Я бы перестал быть таким бездельником и начал бы изучать антропологию. Мне нравится идея возможности интерпретировать то, что я ценю в фотографии с академической точки зрения.

PP: Что бы вы посоветовали начинающему фотографу, желающему следовать по вашим стопам?

JL: Иметь четкое видение очень важно при реализации любой карьеры, особенно если речь идет о фотографии. Очень легко объединить всех коммерческих фотографов в одну категорию. Мы все используем камеры, но места и клиенты с которыми мы работаем, а также наши фотографии очень разные. Вы не идете к отоларингологу, чтобы лечить глаза. Таким же образом, фотографы, которые снимают еко-портреты часто отличаются от тех, которые снимают архитектуру.

Вы должны специализироваться в самом начале, и быть действительно хорошим в одном, а не посредственным во многом. Тогда люди в этой области будут узнавать стиль работы, за который в один прекрасный день будут платить. Я бы начал с выбора темы, которая является важной для вас, которая будет побуждать в вас страсть в трудные времена.

Это не значит, что такой стиль будет единственным видом работы, которую вы будете делать, но он станет стартовой площадкой для признания ваших работ и поможет создать уникальную идентичность в целом море фотографов.

Оригинал статьи на сайте

Василия Ковганова можно смело отнести к продвинутым фотографам-любителям. Фотографией он увлекся давно. Перечитав массу статей и книжек сформировал свой багаж знаний. В Америке работал штатным фотографом студии танцев. Занимался фоторепортажами. Работал на свадьбах. В настоящее время он фотографирует друзей и знакомых, занимается индивидуальными фотосъемками на своем сайте www.vodar-pavetra.com . Впрочем, обо всем этом он подробнее расскажет сам.

Сегодня я взял у него небольшое интервью, в котором Василий поделится

опытом, а так же ответит на извечный вопрос: как же новичку освоить с нуля профессиональную камеру. Какую выбрать камеру, какой выбрать объектив, как разобраться со сложными настройками полу-профессиональной и профессиональной камеры.

Наше интервью будет нечто вроде руководства для начинающих фото любителей из первых рук. Давай начнем с тебя. Для тебя фотография, это в первую очередь работа или всё же хобби, от которого ты получаешь не меньше удовольствия, чем от самой съемки?

Хобби, конечно. Коммерчески фотографией я почти уже не занимаюсь, буквально пару раз в год.

А какие прикладные знания на твой взгляд необходимы, чтобы стать фотографом? Нужны ли школы, курсы, университеты?

Думаю, в определённой степени лишь базовые знания геометрии – если хотите разобраться в мат. части по оптике. И основы математики при изучении световой части процесса. Никогда не помешает почитать книжку или посмотреть фильм о фотографии. Вот некоторые из этих фильмов я сам хотел бы посмотреть в скором времени, например.

При съемке людей, какая обстановка, на твой взгляд, более подходящая: студия, кафе, природа, городской пейзаж?

Лично я всегда предпочитаю обстановки, где есть интересный свет. Как правило это снаружи, на улице, но интересный свет может быть где угодно, в том числе и внутри, и ночью. Ещё многое зависит от окружающей обстановки, какие предметы попадают в кадр и т.д. Никогда не знаешь, какие возможности тебе принесёт та или иная съёмка. Импровизацию и спонтанность ещё никто не отменял – пробуйте всё.

Допустим у меня мыльница и мне нравится делать снимки. У меня получаются неплохие кадры и я справедливо полагаю, что если купить камеру посерьезнее, будет получаться ещё круче.

Так и происходит, я покупаю среднюю камеру со съемным объективом, и сталкиваюсь с морем непонятных технических нюансов. Единственное что мне остается, фотографировать в режиме Авто, Портрет и других. Но снимки в этих режимах не сильно отличаются от снимков той же мыльницы.

Оказывается, разбираться в массе технических нюансов совсем не весело. Что делать в такой ситуации начинающему фотографу? Как научиться фотографировать?

На самом деле технических нюансов в фотографии не так уж и много – что касается оптического устройства фотокамеры. Гораздо больше тонкостей в том, чтобы разобраться с игрой света или сюжета фотографии. Однако, если говорить об исключительно технических деталях – их всего три. Это диафрагма, выдержка и чувствительность ISO.

Грубо и коротко говоря: диафрагма — это насколько широко открывается отверстие, пропускающее свет; выдержка — это насколько долго оно открыто; и чувствительность – говорит сама за себя – это насколько световоспреимчив материал, принимающий свет.

Диафрагма также напрямую связана с глубиной резкости, а также на все вышеперечисленные факторы оказывает определённую роль фокусное расстояние объектива.

Думаю, разобравшись с этим, все станет на свои места. В моей камере тоже имеются автоматические режимы, но я, как правило, стараюсь пользоваться приоритетом диафрагмы – что означает, что я устанавливаю aperture вручную (как и ISO), а автоматика подбирает соответствующее значение выдержки.

А как добиться этого мягкого красивого эффекта, когда задний фон сильно размывается а передний детализирован. Какой объектив для этого подходит лучше всего и почему такого эффекта не добиться с любой камерой? Особенно с мыльницей?

Глубина резкости (или, если точно: ГРИП – глубина резко изображаемого пространства) – это именно то, что обеспечивает этот размытый задний план.

Её регулировка производится с помощью того, о чём я упоминал ранее — с помощью диафрагмы. Диафрагменное число, отображающее насколько широко будут отрыты лепестки вашего объектива, если вы откроете затвор.

Её стандартно принятые значения: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2,8; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22, 1:64. Чем меньше второе число, тем шире открыта диафрагма, тем уже глубина резкости. Тем больше размыт задний план.
Чем выше это число, тем чётче будет выглядеть задний план. Т.е. при 1:22 резким будет практически всё, теоретически чуть ли не в бесконечности. А чем ближе к единице, тем больше всё размывается.

На некоторых из встроенных объективов и на всех пролу- и профессиональных сменных объективах есть шкала выбора значений диафрагменного числа.
Стоит также принимать во внимание, что при изменении значений диафрагмы необходимо соответствующим образом подкорректировать значение выдержки (или чувствительности), чтобы выдержать правильную экспозицию.

Читаешь ли книги по фотографии, каких авторов можешь посоветовать фотографу-любителю?

К стыду своему, не читаю. Своё образование по фотографии я приобрёл в исключительном большинстве, из Интернета и опыта. Читал кучу статей, на разных сайтах, начиная от биографий фотографов и заканчивая правилами дизайна от неизвестного автора. Одну книгу всё-таки порекомендовать могу: Александр Лапин «Фотография как…». Я, правда, чуть голову не сломал, пока её прочитал, но это хорошая книга.

Какую фототехнику используешь, можешь ли посоветовать основной набор для начинающего фотографа?

Фототехника у меня староватая в плане «тушки» — Canon 20D. Впрочем, он меня вполне устраивает – ведь куда большую роль, с моей точки зрения, имеет качественная оптика. Хороший объектив может стоить в разы дороже, чем самый дорогой корпус. В комплекте моих линз не хватает только теле-. Ну и fish-eye не имею, хоти широкоугольный объектив есть.

Хотя в последнее время всё больше снимаю на плёночную среднеформатную камеру BronicaSQ-A, а ней к меня только один объектив 80mm.

Для начинающего фотографа я бы посоветовал всё-таки полупрофессиональную камеру со сменными объективами, и два объектива в придачу, например портретный 50mm, без «зума», но с низким диафрагменным числом (1:1.2 или 1:1.4) и второй – широкоугольный.

А что значит “портретный” и “широкоугольный” объектив? Объясни эти понятие. Грубо говоря, почему один объектив портретный, а другой нет, и что обозначают характеристики объектива в миллиметрах?

Не вдаваясь в технические детали: чем выше фокусное расстояние (в миллиметрах), тем острее угол вашего обзора. От теоретических 180° рыбьего глаза до 5° при супер-телеобъективе.

Естественно, чем шире мы хотим сделать угол обзора, тем больше нам надо “отойти назад”, т.е. уменьшить фокусное расстояние. И наоборот, чем больше мы хотим во что-то всмотреться — тем выше нам нужно фокусное расстояние.

Объектив с низкими значениями фокусного расстояния (10-20мм) — считается широкоуголным. Потому что при таких значениях фокусного расстояния угол обзора получается широким. При высоких значениях фокусного расстояния (200-300мм) угол обзора маленький — 12°-10°…

Есть небольшой нюанс: большинство бюджетных цифровых зеркалок без полноразмерных сенсоров (матриц) использует степерь увеличения объектива 1.5x (Nikon) или 1.6 (Canon). Т.е. когда вы на своём объективе выставили 50mm, фокусное расстояние будет 80мм для Canon’а и 75мм для Nikon’а.

Как ты считаешь, в какой момент человек может сказать, да, я профессионал, и перейти в коммерческую фотографию?

Как только он уверен в своих силах и готов сделать это. Я встречал «свадебных» фотографов в приличных местах, которые снимают едва ли не на мыльницу. А ведь они, по сути, считаются профессиональными фотографами.

Вопрос в том, хотите ли вы сделать фотографию исключительно источником денежного дохода, или всё же немного заботитесь о том, насколько качественный продукт выходит из-под вашего «пера».

На самом деле, профессиональная фотография сегодня это очень условное понятие. Лично мне не хватает только запасной цифровой камеры, чтобы назвать себя профессионалом. Хотя нет, запасная у меня уже есть — основной не хватает!

Многие начинающие фотографы, за неимением студии бродят по лесам и степям, фотографируя моделей непременно на фоне развалин, брутальных свалок, индустриальных заводов. Далее, конечно, делают черно белые снимки. При этом фотографии зачастую получаются в стиле “тут все не просто”. А ты считаешь это единственный способ добавить драмы и этакого налета “не простой фотографии”?

Даже снимок на свалке можно преподнести так, что он вызовет сильный эмоциональный резонанс. Я считаю, что как раз те люди, которые ходят в поля и развалины, имеют больше шансов найти хороший сюжет для кадра. А ещё больше шансов имеют люди, которые ходят в те же места без своих моделей, а находит их на местах.

О чём говорит черно-белая фотография, а о чём цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и чёрно-белым?

Когда автор делает один и тот же кадр цветным и чёрно-белым и выставляет оба на публику, это говорит о том, что этот человек не уверен в себе, как фотограф. Иногда в процессе обработки можно заметить, что ч/б выгоднее смотрится и работать в ч/б, но публиковать нужно только одну версию. (только что осознал, что я порою сам делаю кадр и цветным, и чёрно-белым). Цвет и его отсутствие есть не больше, чем инструмент.

На что следует обратить внимание людям, которые ищут профессионального фотографа?

Если фотограф будет снимать вас или вашу свадьбу, я бы посоветовал найти человека, с которым вы психологически совместимы, способны чувствовать себя комфортно в его присутствии. В любом случае, снимает ли он вас, ваш продукт или что-то ещё – стоит взглянуть на его предыдущие работы.

Ну и классическое. Многие фотографы сталкиваются с дилеммой: «Canon» или «Nikon». Как быть?

Лично я бы хотел попробовать Nikon. Хотел бы просто сравнить и наконец-то определиться, какому лагерю я принадлежу. Пока что я всё время снимал на Кэнон, поэтому объективной оценки дать не могу. Есть подозрения, что Никон лучше.

Большое спасибо за интересную беседу!

Вы помните свою первую свадьбу?

Cамо собой. Существует парадокс: чтобы выйти на свадебный рынок, у вас должно быть портфолио, но, чтобы наработать портфолио, необходимо выйти на свадебный рынок. Поэтому единственный выход - снимать свадьбы приятелей. Также было и у меня, знакомая пара доверила фотографировать их торжество. В тот день я годился только на роль наблюдателя. Потому что понятия не имел, как проходит свадебная процедура. И конечно стеснялся привлекать к себе излишнее внимание. Сейчас, уже имея солидный опыт свадебной съемки, считаю, что, если фотограф профессионал, он обязан дирижировать свадьбой. Иначе ничего путного не получится. Сегодня я держу под контролем все этапы свадебного дня, и только на банкете передаю бразды правления ведущему. Потому что, несу ответственность за происходящее. Как говорится - торт съедят, цветы завянут, платье повесят в шкаф, и единственное, что останется от свадьбы - снятые кадры. И ваши воспоминания сохранятся только благодаря фотографиям, потому что память человеческая, увы, ненадежна. Люди старшего поколения, помнят, что раньше в загсе имелся лишь штатный фотограф, который заученно делал десяток дежурных снимков, среди которых - обязательный групповой кадр на лестнице. И в итоге в семейных архивах сейчас можно встретить одинаковые выцветшие карточки с обменом кольцами и росписью. Но кто теперь вспомнит, как наша мама - тогда еще невеста, готовилась к этому важному дню? Что висело на стенах ее коммуналки или общежития? «Победа» или «Волга» с отцом, а тогда - женихом, везла молодых в загс? А может они ехали на трамвае? Или шли пешком? Как они отмечали регистрацию? Что стояло на столе? Какие подарки им дарили, и кто из гостей играл на гитаре или баяне? Но теперь уже не взглянешь в лица ушедших бабушек и дедушек. Не вспомнишь соседей, которые вышли на улицу встретить молодых. Все это кануло в небытие… А вот цифровая фотография не экономит каждый кадр, как это делалось на пленке, что позволяет протоколировать мельчайшие подробности. И будущие поколения теперь увидят, во что наряжались их родители, как они друг друга обнимали, и как у них лучились глаза. Они смогут рассмотреть, как выглядели улицы и добродушно посмеяться, как забавно отплясывали гости в ресторане. Я уверен, что вот эта визуальная культура играет важную роль в воспитании ребенка. Дети должны зримо представлять себе прошлое. Тогда у них будет будущее. И пусть это звучит слегка пафосно, но свадебная фотография - не формальность - пришел, щелкнул, получил гонорар. Это часть истории семьи. И свадебный фотограф вставляет туда собственный кусочек мозаики.

Свадебная фотография за последние годы стремительно развивалась. Вы помните основные этапы эволюции?

Как я уже сказал - раньше все было унифицировано. В загсах служили штатные фотографы и посторонние туда не допускались. Но потом времена изменились, и молодожены стали сами выбирать мастера. Что, собственно, и привело к буму свадебной фотографии, которая стала одним, если не единственным, направлением фотобизнеса, где можно было гарантировано зарабатывать. Если говорить о внутренних жанрах, то поначалу была популярна «свадебная фотожурналистика». Это подчеркнуто репортажная съемка, когда композиция и гармоничность кадра приносилась в жертву скорости реакции. Однако, как сказал один мудрый человек: «если фотограф в течение дня не сделал хотя бы один кадр, который молодожены смогут повесить на стену, то его позвали зря». И всем быстро наскучили эпатажные кадры, на которых ловко «поймана» в кадр резвая невеста, снятая сквозь ноги пляшущего жениха. Этому жанру пришел на смену новый - свадебное «арт-фото». А самый быстрый способ добиться квази-художественности - использовать необычную оптику. Появился спрос на объективы, дающие намеренно расфокусированное изображение - тилт-шифт объективы и «ленсбэби». Потом ситуация стабилизировалась. И тренд сегодняшнего дня - классика. Но вот ее то, как раз, снимать труднее всего.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Судя по форумам и общению с коллегами, многие фотографы любят снимать то, что не требует усилий, например, сборы, когда невесте делают мейк, надевают платье, а фотограф просто это фиксирует. Я же предпочитаю «прогулку», когда молодожены одни и полностью сконцентрированы на результате. Прогулка - единственный момент в течение свадебного дня, когда фотограф может режиссировать съемку.

Как избежать того, чтобы прогулки выглядели шаблонно?

Для начала не стоит замыкаться на одних и тех же местах. В Петербурге есть не только Медный всадник и Стрелка. Важно выяснить у жениха с невестой - что именно они хотят? Любят природу? Тогда поедем в живописные парки. Архитектуру? Значит будем выбирать памятники зодчества. Воду? Спустимся к Неве или Фонтанке. Если кто-то мечтает сняться на фоне парусника - в Петербурге и это не проблема. При этом, я предпочитаю разделить прогулку на две части. Одну часть сделать «классической», вторую - «личной». Можно и по-другому: одна часть «статичная», другая - «динамичная». В «классической» мы используем красивые места. «Личная» часть - это любимые кафе, памятные парадные, места знакомства или первого свидания. «Статичную» часть можно отснять в студии или интерьерах. А в «динамичной» я попрошу молодых что-то делать: играть в футбол или волейбол, кататься на лодках. Или же пойдем в тренажерный зал и будем готовить еду на арендованной кухне. Все зависит от личной истории каждой пары.

Расскажите о таких «личных» историях

Интересных сюжетов вспоминается много. Например, одна пара, они были страстными болельщиками «Зенита», поэтому арендовали целый стадион, где жених с невестой самозабвенно играли в футбол. Другой жених - альпинист, и я предложил метнуться на скалодром. В этом году снимал креативную пару, в которой будущий муж играл в рок-группе. Поэтому мы отправились на репетиционную точку, где жених с невестой отжигали на ударной установке. Считаю такой алгоритм съемки прогулки оптимальным. Потому что в итоге у молодоженов будут и классические кадры, которые можно послать бабушке, и живые, над которыми можно прикалываться и выставлять в соцсетях. И потом, годы спустя, ребятам будет, что вспомнить, их фотосессия окажется неповторимой, потому что у других пар будут иные сюжеты.

Самая запомнившаяся свадьба?

Если говорить об эмоциональных ощущениях, то я всегда провожу съемку весело и непринужденно. Поэтому каждую свадьбу вспоминаю с удовольствием. Тем более, судьба иногда преподносит такие повороты сюжета, что и не снились киносценаристам. Расскажу один такой случай. В прошлом году намечалась съемка свадьбы с весьма спокойной программой. Общий план таков. Молодые встречаются у загса. Туда же приезжают гости. После церемонии все направляются пешком в Таврический сад на короткий пикник. А потом в ресторан на банкет. Но жизнь привнесла в размеренный сюжет неожиданную динамику. Все началось с того, что невеста прожгла платье, когда его гладила. Пришлось срочно мчаться в прокат, подбирать новый наряд. На следующий день - мы стоим с невестой у загса, ждем жениха - а его нет! Он едет с родителями, и попадает в ужасную пробку. В итоге жених выскакивает из машины, садится на метро, и приезжает. Но родители машину бросить не могут, потому что там все для пикника. Поэтому регистрацию откладывают минут на 40. Затем родители приезжают, в загсе церемония проходит хорошо, все радостные выходят на улицу. Но пока шла церемония, машину… эвакуировали, потому что в спешке ее оставили в каком-то неположенном месте. Одного из гостей срочно посылают за шампанским и закуской в магазин. Но когда свадебная процессия приходит в парк… начинается дождь. Причем не просто дождь, а какой-то тропический муссон! У жениха с невестой нет ни зонтов, ни дождевиков, все осталось в машине. В этот момент невеста понимает, что терять уже ничего, и… идет танцевать под дождем! А у нас с ассистентом были плащи, защита для камер, и мы делаем совершенно уникальные, романтичные, очень эмоциональные кадры, на которых жених с невестой танцуют под дождем. И это еще не все! Впереди - банкет, а жених с невестой мокрые до нитки! Что сделали ребята? Они сняли одежду и завернулись в скатерти, которые были в ресторане, и у них получились такие римские тоги. Большую часть банкета они провели в этих тогах - принимали поздравления, танцевали свадебный танец. Вот так традиционная свадьба превратилась в сплошной драйв. И я сказал жениху с невестой - вы понимаете, что сейчас у вас родилась семейная легенда? Ваши дети будут смотреть на свадебные фото и скажут - смотрите какие у нас были прикольные родители, какая у них была необычная свадьба!

Что присуще вашей свадебной съемке?

Во-первых, я тщательно подхожу к планированию. Фотограф - это единственный свидетель всего свадебного дня. Поэтому, когда знаешь все возможные грабли, на которые можно наступить, твой долг - дать советы новобрачным, скорректировать тайминг, сделать так, чтобы день был тщательно продуман. Это залог хорошего настроения и комфортной работы. Во-вторых, я всегда использую дополнительную технику. Интересный кадр почти невозможно сделать одним фотоаппаратом, необходимо работать с дополнительным оборудованием. Иначе фотограф превратиться в обычного «щелкунчика», нажимающего на кнопку. Он не сможет создавать кадр, который задумал, а будет вынужден идти на компромисс, подстраиваться под погоду и доступный свет. Мой коллега - петербуржский фотограф Александр Медведев однажды метко заметил: «Сейчас фотограф вынужден конкурировать со смартфоном». Ведь теперь стали выпускать телефоны с хорошей матрицей и приличной оптикой. И теперь сносный снимок может сделать каждый. И профессиональный фотограф заведомо находится в менее выигрышной ситуации, чем гость со смартфоном. В том смысле, что на человека со смартфоном никто не обращает внимания, и он может между делом снять живые, непосредственные кадры. И жених с невестой могут задуматься - а зачем приглашать фотографа, если мы сами легко сможем делать куда более живые кадры на смартфон? Единственный выход сегодня - не конкурировать со смартфоном. Снимать так, как не могут снять приятели с телефоном. Мне нравится, когда мои кадры молодожены рассматривают с «открытым ртом». Значит я смог удивить. Достичь вау-эффекта.

То есть профессионалам все-таки конкуренция со стороны смартфона не грозит?

Нет не грозит. При условии, что фотограф умеет делать такую картинку, которую не получит никто, снующий рядом со смартфоном. Например, часто приходится снимать в пасмурные дни, это скучно, картинка получается плоской и неинтересной. Значит надо с собой брать вспышки, синхронизаторы, генераторы. Да это лишние хлопоты, но зато на выходе получаем результат, который недоступен любителю.

То, что, вы психолог по образованию, помогает в работе?

Наверное, какую-то роль играет. Но не столько образование, сколько практическая психология. А это подразумевает искренний интерес к людям. Я с вниманием отношусь к каждой паре. Ведь если ты не стремишься поближе узнать людей, как ты сможешь их фотографировать? Когда же знакомишься с людьми, то узнаешь, что им нравится, какова история их отношений, выясняешь какое у них хобби. И после этого уже можешь оперировать полученными знаниями и создавать индивидуальный сценарий съемки. Поэтому я никогда не фотографирую тех, с кем заранее не встречался и не разговаривал. Это принципиально. Умение фотографа не в том, чтобы выучить какую выдержку и диафрагму выставить. Современные камеры справляются с этим и без нас. Главное, фотограф должен находить общий язык с людьми. Если он этого не умеет, ему стоит поменять профессию. Как говорил знаменитый фотограф Валерий Плотников, который стоял у истоков отечественной фэшн-фотографии: «на съемочной площадке должно царить хорошее настроение». Я всегда делаю так, чтобы молодожены не стеснялись, а чувствовали себя естественно. Мне доводилось работать с чрезвычайно замкнутыми людьми, чуть ли не аутистами. И высшей похвалой для было, когда после съемки они признавались, что не заметили, как прошел их свадебный день и благодарили за то, что мне удалось создать для них непринужденную и комфортную атмосферу.

Как вы формируете свое портфолио?

Каждый кадр должен излучать энергию. Нужно, чтобы фотографии чем-то удивляли зрителя, отличались друг от друга. Важно выбрать не просто красивые кадры, но сделать так, чтобы они гармонично сочетались между собой. Потому что, если вы отберете для портфолио много привлекательных картинок, но они будут похожи как близнецы-братья, никто смотреть их не станет. Необходимо, чтобы кадры были разноплановыми. А для этого нужно не повторяться.

Самое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Можно привести много примеров. Потому что ко мне тянуться необычные пары. Видимо они интуитивно чувствуют, что я уважительно и с интересом отнесусь к их внутреннему миру. Но тут нужно оговориться. «Место бракосочетание» у всех одно - загс или дворец. Ну или загородный ресторан, если это выездная регистрация. Поэтому скорее правомерно говорить о необычных местах для прогулки. Или нестандартной стилистике свадьбы. У меня, например, была одна пара, которых я в шутку прозвал «готы». Хотя они, конечно, никакие не готы, а любители рока, фаны группы «Король и Шут». Они даже познакомились на их концерте. Так вот у них вся свадьба была построена на любви к року. У невесты на платье черный пояс с бантом, на пальцах кольца, украшения - трайбл. Даже на банкете у них играли живой рок. И вот, когда мы планировали прогулку, выяснилось, что на родине невесты до сих пор в чести такая свадебная традиция: жених должен перенести невесту на руках через семь мостов. А в Питере, сами понимаете, найти семь мостов не проблема, и я предложил сделать это концепцией прогулки. Вышло стильно. Необычность локаций и действия хорошо зарифмовалась со стилистикой свадьбы.

В Питере, наверное, многие на крыши рвутся, за красивыми видами?

Часто молодожены действительно восклицают - ой, здорово бы залезть на крышу! Я объясняю, что это не так здорово, как кажется на первый взгляд. Ведь если речь идет об аутентичной крыше, то придется лезть через чердак, продираться сквозь паутину, и потом балансировать на крохотном свободном пятачке. Вряд ли разумно проделывать это в свадебном платье. Но, благо, существует немало фотостудий и ресторанов, у которых есть выход на крышу. Туда и едем.

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Тут вспоминается много забавных историй. Например, один молодой человек, собирался сделать предложение на праздновании годовщины знакомства. Для этого снял номер в загородном коттедже, набил в рюкзак цветочные лепестки и спрятал внутрь футляр с кольцом. И попросил друга приехать и снять предложение это на камеру. И вот, время уже к вечеру, а приятеля все нет. Оказывается, у него сломалась машина. Не беда, думает жених, обойдемся и без видоса, сейчас мы с избранницей пойдем на нашу любимую полянку и там-то я и вручу кольцо. Ну не откладывать же предложение! И вот они идут по тропинке, а у девушки, которая весь день надеялась, что ее ожидает какой-то сюрприз, начинает стремительно портиться настроение. Еще бы. Через полчаса уже пора ехать домой, а так ничего и не произошло. И маловероятно, что произойдет в оставшиеся минуты. И не в силах совладать с эмоциями, она начинает плакать навзрыд. Теперь посмотрим на это глазами жениха: они гуляют с любимой, за спиной рюкзак с лепестками роз и кольцом, осталось десяток шагов до поляны, где он скоро опустится на колено и сделает предложение, а тут вдруг его избранница захлебывается от слез. Причем, непонятно почему? Он с испугом начинает допытываться в чем дело. Чем он ее обидел? Но она, естественно, молчит, как партизан. Не может же сознаться, что рассчитывала на нечто большее. Так проходит полчаса. Она молча рыдает. Он ее утешает. Но потом, разумеется, наступил хэппи-энд. Другой пример. Невеста жила на девятом этаже. Жених нанял скрипача, подогнал машину с вышкой к окну невесты, условился, чтобы близкие подвели ее к окну. И ничего не подозревающая девушка вдруг видит своего избранника с букетом роз и скрипачом, будто бы парящих в воздухе… Уверен, что такое предложение запомнится на всю жизнь.

На что следует обратить особенное внимание при подготовке свадьбы?

Два ключевых момента: фотосъемка и банкет. Для банкета главное, найти достойного ведущего. Что, честно говоря, происходит редко. Многие надеются, что если арендовать дорогой ресторан, то успех обеспечен. Это заблуждение. Потому что с хорошим ведущим будет классно и в недорогом кафе, а с плохим - уныло и в самом пафосном ресторане. То же касается и фотографии. Можно выбрать не самое дорогое платье, но, если у вас работает профессиональный фотограф, невеста в нем будет выглядеть, как с обложки журнала. А можно снять супердорогой номер в отеле, заказать наряды от топовых дизайнеров, но в исполнении плохого фотографа это будет выглядеть дешево и вульгарно. Если вы не готовы заплатить профессионалу, то лучше попросить снимать кого-то из гостей. Потому что разницы между «работой» дешевого фотографа и любителя нет вообще.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Когда вы осознали, что вам нужен профессиональный фотограф, дальше нужно посмотреть портфолио, и оценить его разнообразие. Чем меньше похожих кадров, тем лучше. Потому что это доказывает, что человек умеет работать в самых разных условиях. Второй момент - личная встреча. Потому что вам предстоит целый день общаться с этим человеком. Если говорить о технической стороне, то отмечу две вещи. Первое, свадьбу обязательно нужно снимать вдвоем - с помощником или ассистентом. Одному не под силу справиться со всей необходимой техникой, кто же будет держать софтбокс или лайт-диск? Кроме этого, съемка интереснее, когда каждый из фотографов снимает свой сектор торжества. Например, один - молодоженов, а второй - гостей. Особенно это важно в какие-то ключевые, эмоциональные моменты. Поэтому, если фотограф работает один, не стоит его кандидатуру рассматривать всерьез. Второй момент, на который следует обратить внимание - сколько у него камер. Потому что любой фотоаппарат может подвести. И тогда вся съемка будет безвозвратно загублена. А повторить свадебный день невозможно. Поэтому запасная камера у фотографа обязательна. И третье: профессиональный фотограф всегда использует камеру с двумя слотами для флеш-карт. Потому что карты памяти глючат гораздо чаще, чем камеры. И это тоже зона риска.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Если проводить параллели с фотографией, то уместнее говорить об интересных операторских работах. Знаете, в кинематографе есть такое понятие, как «закрытый» и «открытый» кадр. Закрытый кадр самодостаточен, а открытый имеет продолжение в следующем кадре. Современный кинематограф построен преимущественно на открытых кадрах. Как, впрочем, и репортажная фотография. Мне же нравятся закрытые кадры, которые, напоминают живопись. За это я ценю классику Голливуда, где кадры выверены по цвету, свету и композиции. Прекрасна работа в фильме Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» операторов Франца Планера и Филиппа Х.Лэптропа. Замечателен Кристофер Дойл работавший с Вонгом Кар-Ваем и Чжаном Имоу. Из отечественных мастеров неповторим Георгий Рерберг, снимавший «Зеркало» Тарковского или оператор Эйзенштейна - Андрей Москвин. Всегда профессиональны работы Павла Лебешева. Весьма самобытен Александр Антипенко в «Мольбе» Тенгиза Абуладзе. Из наших относительно молодых операторов можно упомянуть Максима Осадчего. Из западных - Эммануэля Любецки.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Почему буду делать? Я делаю) Последние два года я часто снимаю под дождем, потому что в Петербурге побиты все рекорды по числу дождливых дней. Для съемки в дождливую погоду есть три варианта. Первый - используем портики, галереи, колоннады, например, у Исаакиевского собора, или у Казанского. Второй вариант, он очень моден сейчас - аренда студий. И третий вариант - интерьерная съемка во дворцах или особняках. В Петербурге их много. Лучше, разумеется, обо всем договориться заранее. Но даже если этого не произошло, из любой ситуации всегда можно найти выход. Например, один раз съемка планировалась в Петергофе, и молодожены отнеслись к моему вопросу о дожде с легкомыслием, и пошутили - «Все будет хорошо, ведь мы заказали хорошую погоду!» Но с утра уже стало ясно, что “заказ” не сработал, и такой погоды не предвидится. И тогда мы с моим постоянным вторым фотографом Анной Го прямо из автомобиля, по дороге в Петродворец, стали искать студию, созваниваться. Слава богу, студия в Петергофе нашлась, и, к счастью, она была свободна. А вот в другой раз, в декабрьском Кронштадте, когда с утра зарядил дождь со снегом, никаких студий обнаружить не удалось. Но мы не растерялись и нашли кафе с симпатичным интерьером, куда хозяева согласились нас пустить. Конечно, у нас было с собой профессиональное световое оборудование. Если же у фотографа в такой ситуации только накамерная вспышка, результат будет плачевен.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Если ты любитель или дилетант, то придаешь много значения выбору камеры и оптики. Это происходит от неуверенности в собственных силах, когда хочешь «спрятаться» за рисунок дорогого объектива или полнокадровую матрицу. Когда же работаешь профессионально, в корне меняется отношение к выбору техники. Спрашиваешь себя: а что изменится, если куплю новую модель камеры? Я смогу сделать что-то такое, чего не мог раньше? Мои кадры станут лучше? Заказчики готовы будут заплатить дороже за мой труд? Чаще всего честный ответ будет - «нет». Я не стану снимать лучше, а клиенты не заметят разницы. Поэтому, зачастую, ежегодная покупка новой камеры - это либо желание поюзать новую игрушку, либо словить завистливые взгляды коллег к загсе, а стало быть, лишь средство повысить на пару минут собственный социальный статус. Я снимаю на две камеры: Canon 1DsIII и Nikon D3. Мой второй фотограф работает на Canon 1DIV. Это надежные профессиональные репортерские аппараты. Они меня вполне устраивают. Скажем, Canon 1DsIII снимают такие корифеи мировой фотографии, как Себастьян Сальгадо и Патрик Демаршелье. И их не смущает, что эти камеры не последнего поколения. Так почему же это должно волновать меня? Кстати, однажды Демаршелье приехал в Петербург, снимать русский балет для журнала Vogue. Он планировал взять 1DsIII в прокате, но в прокате такой камеры не обнаружилось, и мне посчастливилось одолжить маэстро свой фотоаппарат. Так что моей камерой снимал сам Патрик Демаршелье и мне приятно думать, что она энергетически заряжена) Если говорить про объективы, когда я только начинал снимать свадьбы, то от усердия, на первую лавстори взял штук пятнадцать объективов. Таскал их, высунув язык, и в какой-то момент осознал, что не столько снимаю, сколько раздумываю - какой же объектив выбрать, чтобы оправдать его присутствие на съемке. Не зря же брал с собой - хоть один кадр на него, но нужно сделать. А сегодня перед каждой съемкой я тщательно обдумываю, какая оптика мне понадобятся. И, чаще всего, осознаю, что достаточно двух-трех.

Большинство фотографов отдают предпочтение какой-то одной системе, вы снимаете на камеры разных систем, почему?

Так я нахожусь вне споров: какая система лучше! Это, разумеется, шутка. Истинная причина в том, что у каждой системы есть свои интересные объективы. И они не пересекаются. Например, у Сanon, на мой взгляд, нет интересного широкоугольника, а у Nikon есть - Nikkor 14-24mm f/2.8G ED AF-S. Он прекрасен. Зато у Сanon имеется отличный полтинник - Canon EF 50/1.2 L, а у Nikon нет вообще автофокусных объективов с такой светосилой. Кроме того, камеры Nikon имеют специфический рабочий отрезок, и на них трудно поставить стороннюю оптику. А на Сanon это элементарно делается, и через переходники можно ставить мануальные объективы с уникальным рисунком. И поэтому я не отдаю предпочтение какой-то одной системе, использую сильные стороны каждой марки и получаю оптимальное сочетание. ##Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снимать национальные свадьбы в разных частях земного шара. Было бы интересно снять монгольскую свадьбу в пустыне с верблюдами, а потом бразильскую свадьбу на карнавале. Было бы здорово одну церемонию снять в морозной Норвегии, а следующую - в знойной Мексике. Это позволило бы не замыкаться в рамках одного города или культуры одной страны, а играть на контрастах.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Всегда трудно выбрать только одного любимого писателя, фильм, или блюдо. Или кадр) Поэтому мне легче говорить о серии кадров. В этом случае я бы выделил две лавстори. К каждой из них мы тщательно готовились: подбирали костюмы, грим и локации. Одна сделана в фольклорном стиле - в русских костюмах, в декорациях деревянного зодчества.

Я никогда ее не выбирал. Думаю, что это город Париж принес ее мне. На самом деле, блуждая по его улицам в течение долгих часов, я начал замечать сцены, которые вскоре был вынужден фиксировать. А поскольку Париж это одним из очагов уличной фотографии, я очень скоро состоялся как уличный фотограф, посещая многочисленные музеи и выставки на эту тему.

Можете рассказать нам о своем проекте «80 недель вокруг света»?

Идея родилась из необходимости открыть для себя мир и из намерения запечатлеть его через уличную фотографию. Я уволился с работы, купил билеты на кругосветное путешествие для себя и своей подруги и мы просто отправились в путь. Что касается уличной фотографии, то моей главной целью было ежедневное фотографирование тех мест, где мы находились. А также брать интервью у других фотографов, которых я встречал на своем пути, и писать статьи о технике и снаряжении.

Каков Ваш опыт на сегодняшний день?

На самом деле, мы практически только что вернулись домой, всего пару месяцев назад. Это было одно из самых замечательных приключений в жизни. С точки зрения фотографии, мне было очень сложно применить мой личный стиль в разных странах. Разные люди, новая окружающая среда, свет, культурные аспекты – это огромное количество отличий, которые наблюдаешь, перемещаясь из одной страны в другую. Мне было очень сложно сохранить определенную последовательность и согласованность в снимках. Но я надеюсь, что смогу отредактировать свой архив и систематизировать фотографии в книгу, которая будет в состоянии передать дух этой поездки.

Что Вы обычно ищите на улице, чтобы запечатлеть?

Я смотрю на сцены, которые имеют хороший баланс между содержанием и формой. На мой взгляд, картина никогда не хороша только, потому, что предмет интересен. И наоборот, больший состав не сделает кадр хорошим. Вам определенно нужны оба составляющих. С точки зрения содержания, меня особенно привлекают сцены с сильным лирическим потенциалом. Хотя также интерес представляют юмор и таинственность. С точки зрения композиции, я часто играю с тонкой глубиной резкости и отборным цветом.

Как Вы заставляете людей на ваших фотографиях выглядеть настолько естественно и спокойно?

Я всего лишь улыбаюсь и действую таким образом, что это заставляет их чувствовать себя просто во время съемки. Моя цель всегда состоит в том, чтобы получить откровенные фотографии, поэтому лучше, если я останусь незамеченным. Если мне это не удалось, то я общаюсь со своими объектами и даю им понять, что у меня нет плохих намерений. В уличной фотографии, чем меньше вы скрываетесь и действуете открыто, тем лучше будет реакция.

Несколько слов о преимуществах использования Leica M9 для вашего жанра фотографии?

Преимущества Leica M9 не столько связаны с камерой Leica, как с дальномерным механизмом. Я люблю оптический видоискатель и линии рамки, которые позволяют предвидеть то, что войдет в состав вашего изображения. А также считаю очень удачными его возможности ручной фокусировки, которые делают этот прибор одним из лучших инструментов для уличной фотографии. M9 способна производить потрясающее качество изображения. В том числе это справедливо для моих снимков.

Для Ваших фотографий характерны отличные цвета и яркость. У Вас есть причины придерживаться этого стиля в изображении?

Так сложилось исторически, а возможно, и в настоящее время, большая часть моих уличных фотографий были сняты в черно-белом формате. Я люблю его, но мне также нравится видеть мир в цвете и наслаждаться, играя с оттенками. Я считаю, что это важно для уличного фотографа и для формирования стиля, который может быть связан с его работой. Среди миллионов ежедневно размещаемых фотографий, можно обнаружить узнаваемый стиль, что определенно помогает выделяться.

Можете рассказать о каком-нибудь забавном случае на улице с фотографией?

Однажды в Париже, я делал несколько снимков на террасе. Вдруг мужчина, смотревший на меня, со страхом бросился бежать из-за стола. При разглядывании кадра я понял, что он известный французский актер. Бедный парень, вероятно, ошибся, приняв меня за папарацци. Видимо он боялся попасть на страницы глянцевого журнала.

Что нужно, чтобы сделать идеальную фотографию на улице?

Я не знаю, ведь совершенство находится в глазах зрителя. Изображение вызывает такое огромное количество реакций, что я сомневаюсь насчет существования общего рецепта. Это, как говорится, чаще всего картина, которая технически несовершенна, но в конечном итоге она создает историю.

Какое место из Вашего путешествия самое любимое и почему?

Мьянма, потому что это одна из немногих стран (наряду с Кубой), которая сохранилась относительно нетронутой западным миром. Большинство людей все еще живут там, как 50 лет назад, хотя я прекрасно понимаю их стремление к развитию. Это просто отличное место для уличных фотографов. Добавьте к этому тысячелетнюю историю и дружелюбие местных жителей. Мьянма у меня на первом месте.

По Вашему мнению, какими качествами и каким оборудованием должен обладать уличный фотограф?

Уличному фотографу в основном нужно много времени, чтобы охотиться на улицах. Не секрет, что хорошие сцены попадаются не часто, поэтому если вы не будете на улице, то даже самое лучшее оборудование будет бесполезно. Я думаю, что какой-то талант, любознательность и определенное видение необходимы для того, чтобы превратить эти сцены в хорошие фотографии.

Блиц-опрос

  • Каково ваше представление о счастье?
    Не беспокоиться о будущем.
  • Какой Ваш самый большой страх?
    Сожалеть когда-нибудь о несделанном. А еще змеи.
  • Что вы считаете своим самым большим достижением?
    Успел пожить в самых разных странах.
  • Где бы Вы хотели жить?
    Тоскана, там есть все.
  • Какова Ваша отличительная черта?
    Я очень высокий, это создает сложности с тем, чтобы быть незаметным уличным фотографом. И упрямый.
  • Что вы больше всего цените в ваших друзьях?
    Верность на протяжении многих лет.
  • Кто ваши герои в реальной жизни?
    У меня нет героев, только люди, которыми я восхищаюсь.
  • Что такое любовь?
    Песня в исполнении Haddaway ?
  • Кто Ваши любимые авторы?
    Джон Стейнбек. Он использует простые слова, чтобы изобразить очевидные факты из жизни. Именно такими я хочу, чтобы были мои уличные фотографии.
  • Какой Ваш любимый девиз?
    Лови момент.

И в завершение, какие дадите напутствия для тех, кто хочет стать уличным фотографом?

Будьте настойчивы. Вы сделаете тысячи паршивых фотографий в течение первых нескольких лет, но единственный способ стать профессионалом, это учиться на своих ошибках.