Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Интересные факты о моряках. Интересные факты о море и моряках

Знаменитый мореплаватель и первооткрыватель Христофор Колумб — человек, с которого началась эпоха Великих географических открытий. Будучи по-настоящему одержимым идеей найти короткий путь в Индию, он посвятил этому делу всю жизнь, но так и не добился успеха.

  1. Христофор Колумб навсегда вошел в историю как путешественник, намеревавшийся добраться до Индии, а вместе этого преодолевший Атлантику и открывший американский континент. Отметим, что еще в Средневековье в Северной Америке высаживались викинги, но об их открытии не знали нигде, кроме Скандинавии.
  2. Честь называться малой родиной Колумба оспаривают шесть итальянских и испанских городов.
  3. Имя первооткрывателя в точной транслитерации с испанского языка звучит как Кристобаль Колон, но в славянских языках закрепилось другое произношение.
  4. В течение нескольких десятилетий Колумб предлагал ведущим европейским монархам организовать экспедицию, в результате которой планировалось западным путем добраться до берегов Индии, но все короли и королевы по разным причинам отказывались финансировать это предприятие.
  5. Королева Кастилии Изабелла согласилась помочь Колумбу, так как рассчитывала, что его открытие поможет вернуть христианам Гроб Господень из Палестины – ведь считалось, что мореплаватель обогнет Землю и причалит у берегов Индии.
  6. Когда экспедиция Колумба открыла один из Багамских островов, путешественники сочли, что находятся неподалеку от Китая, Индии или Японии. У местных туземцев мореплаватель взял образцы загадочной травы, сейчас известной как табак.
  7. Причалив к берегу в бухте к северо-востоку от Кубы, Колумб был разочарован, не обнаружив ни пряностей, ни драгоценных металлов, ни других богатств. Он предположил, что находится на каком-то полуострове в Восточной Азии, и решил держать курс на Японию, считавшуюся более богатой страной ().
  8. Открыв Кубу, Гаити и Тортугу, флотилия Колумба вернулась в Европу с грузом необычных растений, фруктов, птичьих перьев и туземцев, которых стали называть индейцами.
  9. Во время второй экспедиции Колумб основал город Санта-Доминго, открыл массу островов, проложил оптимальный курс до Вест-Индии, а в это время на новых владениях испанской короны началось массовое убийство индейцев. При этом первооткрыватель был уверен, что колонизирует и наносит на карту западную часть Индии.
  10. Именно Колумб предложил испанским монархам заселять новые территории не свободными гражданами, а осужденными преступниками, при этом наполовину сократив назначенный им тюремный срок.
  11. В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама открыл морской путь в подлинную Индию. Доставив в Европу груз пряностей, он доказал, что Колумб открыл совсем другие земли, и, следовательно, является обманщиком, пусть и поневоле.
  12. Во время четвертого плавания Колумба, надеявшегося все же найти путь в подлинную Индию, отделяли от Тихого океана всего 65 километров, но он об этом не знал. Вместо пути к пряностям он открыл побережье Центральной Америки.
  13. Вернувшись из четвертой экспедиции, тяжело больной Колумб умер в Севилье, где его и погребли без каких-то особенных почестей. Европейцы того времени почти ничего не знали о мореплавателе – важность его путешествий была признана лишь полвека спустя, когда из завоеванных Мексики и Перу в Испанию стали прибывать суда с драгоценными металлами.
  14. Судьба останков Колумба остается неизвестной – по воле мореплавателя его перезахоронили на Гаити, однако после изгнания с острова испанцев его прах перевезли на Кубу, в Гавану. Затем политическая ситуация вновь изменилась, и останки вернулись в Санта-Доминго, а после – в Севилью. Однако недавнее исследование останков из Севильского кафедрального собора показало, что хранящиеся там кости принадлежали худому 45-летнему мужчине, а Колумб на момент смерти был крепким моряком 55-60 лет. Возможно, подлинные останки первооткрывателя были потеряны во время многочисленных переездов.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов о мореплавателях и об их морских путешествиях.

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo», но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный путь к Молуккским островам и возвратиться назад. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад и в итоге обогнуть земной шар, сам же Магеллан погиб в сражении на Филиппинах в ходе плавания.

Прибыв к северному побережью Южной Америки, в лагуне Маракайбо конкистадоры увидели построенные на сваях и соединённые между собой мостиками индейские хижины. Уроженцу Италии Америго Веспуччи, прибывшему с испанцами, они напомнили Венецию, и он назвал свайный посёлок маленькой Венецией, по-итальянски Венесуэлой.

Португальский принц Генрих Мореплаватель никуда не плавал в качестве капитана и вообще мало куда выбирался из Португалии, а прозвище получил потому, что являлся организатором многих португальских экспедиций, приведших к открытию новых земель.

На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке нет ни одного вулкана. Своё название он получил от Магеллана, увидевшего с корабля многочисленные огни, которые были кострами индейцев.

Вконтакте

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo»* , но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.

«Гибель капитана Кука». Картина. Автор — Шон Лайнхэн. Фото: Commons.wikimedia.org

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские* свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн* , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра* изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё!
Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты* , бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Posts from This Journal by “Работа в море” Tag


  • Греция сохранила лидерство в рейтинге крупнейших флотов мира


  • Все узкости подготовки моряков – Морской форум

    II Национальный форум Украинского крюинга обозначил самые острые наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по…


10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: “Правильно плывем – вода не такая соленая и родными помоями пахнет!” Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ – чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия “галеонные фигуры”.

5 место:
Термин “небоскреб” – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово “каталажка”: на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

Эпоха великих географических открытий существенно раздвинула горизонты представлений людей о мире. В этот период активно строился флот разных стран, развивалась наука кораблестроения, формировались новые торговые пути, появлялись образовательные учреждения, объединявшие знания Востока и Европы, а также были заложены предпосылки к массовой торговле рабами. Все это стало возможно благодаря смелым мореплавателям, которые, рискуя жизнью, отправлялись по неизведанному пути навстречу бурям и штормам. Однако в списке имен тех, кто проявил себя в эпоху географических открытий как первооткрыватель, редко встречается принца, который в сущности заложил основы для изучения неизведанных земель.

Генрих за свою жизнь всего лишь трижды выходил в море на небольшие расстояния, но, тем не менее, он является наиболее ярким представителем первооткрывателей. Именно он принес Португалии невиданную славу и огромные богатства, что заставило всех европейских правителей считаться с мнением этой страны. Сегодня мы расскажем вам об этом удивительнейшем человеке, который незаслуженно редко упоминается в контексте морских открытий. Итак, знакомьтесь - Генрих Мореплаватель.

Краткая биография португальского принца

Генрих Энрике появился на свет 4 марта в 1394 году. был рожден от короля Жоана и Филиппе, бывшей до замужества английской принцессой. Высокородность матери принца привнесла в королевский дворец свои традиции. В первую очередь это касалось воспитания детей. В сыновьях воспитывался дух рыцарства, заключавшийся не только в физическом развитии, но и в раскрытии творческих талантов. Если говорить о детстве Генриха Мореплавателя кратко, то можно сказать, что оно протекало в постоянных занятиях музыкой, живописью, верховой ездой и в обучении владению разными видами оружия.

С ранних лет принц проявлял склонность к военному делу, и уже в возрасте двадцати лет он принял участие в захвате Сеуты вместе со своим отцом. Крепость находилась на африканском побережье, и это было первым знакомством будущего первооткрывателя с морскими походами. Генрих Мореплаватель сумел показать себя в самом выгодном свете и снискал славу великолепного военачальника. С этого периода ему была доверена дальнейшая оборона этой крепости и большая часть доходов казны.

Спустя три года после захвата Сеуты принц поселился на юге Португалии и начал заниматься подготовкой португальской экспансии в отношении Африки. Постепенно в стране открылась мореходная школа, где преподавали лучшие картографы мира, была основана обсерватория, разрабатывались новые модели судов, и одна за другой снаряжались морские экспедиции. Все это проводилось под тщательным контролем Генриха Мореплавателя. Что он открыл на самом деле, мало известно широкой общественности, хотя список его свершений весьма широк.

С легкой руки принца португальцы получили Мадейру, Азорские и продвинулись вглубь континента, захватив богатые и перспективные земли. В этот же период были созданы точные карты, проложены новые торговые пути. Португалия приступила к занятию работорговлей, получив от Папы Римского монопольное право на захваченные земли.

Умер Генрих Мореплаватель 1460 года в окружении людей, учившихся в основанной им школе. В честь него в Лиссабоне была установлена скульптура, увековечившая принца как первооткрывателя.

Детство инфанта

Главное достижение, которое приписывают Генриху Мореплавателю, - открытие ближней Атлантики. Но в детские годы принц вовсе не мечтал о великих географических открытиях, хотя об этом периоде его жизни историкам известна очень скудная информация.

По немногочисленным записям можно сделать вывод, что юный инфант был очень прилежным учеником. Он буквально впитывал все знания, преподносимые ему педагогами. Большую склонность он проявлял к военной стратегии и естественным наукам. В дальнейшем он показал себя не только как талантливый военачальник, но и в качестве человека, сведущего в астрономии, географии и математике. К тому же, Генрих отлично владел оружием, что сумел подтвердить, достигнув двадцати лет.

Захват Сеуты: значение первого военного похода

В возрасте двадцати лет Генрих Мореплаватель отправился в военный поход вместе со своим отцом. Жоан I мечтал войти в историю как правитель, который вел борьбу с маврами, поэтому он задумал пристрастить к военному делу сына и отправился с ним брать Сеуту. Первые успехи окрылили юного принца, и в дальнейших боях он показал все, на что был способен. Слава о нем быстро разнеслась по Европе, и к Генриху начали поступать предложения о вступлении на пост главы охраны от Папы Римского, императора Сигизмунда и самого короля Англии.

Однако все это уже не интересовало будущего первооткрывателя. Его вдохновила идея изучения Африки с целью формирования новых торговых путей и объединения с африканским христианским государством, о котором в Европе ходили легенды. Эти и другие подобные идеи заставили Генриха Мореплавателя переехать в Сагриш и заняться кораблестроением.

Политический портрет принца Генриха

Современники и потомки считали Генриха великолепным правителем, сосредоточенным на развитии своего государства. Он умело сочетал в своей политической деятельности абсолютно разные интересы и пользовался безграничным доверием духовенства.

Если рассматривать его личность со всех сторон, то сразу становится понятно, насколько он многогранен. В первую очередь, монарх был колонизатором, так как его основные интересы простирались далеко за пределы границ своего государства. Для короны он захватил множество земель и закрепил их за Португалией.

Совершив открытие Атлантики, Генрих Мореплаватель проявил себя как исследователь. Он составил множество карт, классифицировал информацию, полученную от первооткрывателей, и занимался серьезными научными изысканиями на захваченных территориях.

Многие историки считают монарха миссионером и крестоносцем, ведь он был активным распространителем христианской религии среди покоренных народов и ставил в свои приоритетные задачи - борьбу против арабов Северной Африки.

Предпосылки географических изысканий монарха

Хотелось бы заметить, что открытию Атлантики Генрихом Мореплавателем и другим его достижениям предшествовала определенная цепочка событий. Если бы не она, то Португалия в начале XV никогда не стала бы столь сильной морской державой.

Монарх еще в молодом возрасте заинтересовался изучением Африки. Он знал, что через этот континент пролегает множество торговых путей, причем по ним перевозились несметные богатства. Генрих мечтал о морском пути вокруг африканского побережья, который бы позволил привозить золото в Лиссабон, минуя сложный и долгий сухопутный путь.

Поиск пути в Индию тоже занимал мысли монарха. Его открытие Генриху Мореплавателю позволило бы активно торговать с этой страной и ввозить огромное количество специй. В то время пряности и специи были очень дороги, и португальцам приходилось приобретать их у посредников по заоблачным ценам.

Параллельно Генрих мечтал выяснить, насколько много арабских государств располагается в Африке. Он строил планы по объединению со страной Пресвитера Иоанна, считавшейся оплотом христианства на континенте. Таким образом, он надеялся постепенно отвоевать земли у мавров, создав новую империю.

Вклад Генриха в духовную жизнь Европы

Португальский монарх был очень набожным и верил в высшее предназначение христианства. Одним из первых его свершений после того, как монарх поселился на Саргише, было создание духовного ордена. В дальнейшем он получил название «Орден Христа».

Его последователи не единожды принимали участие в крестовых походах на мавров. Однако большая их часть не увенчалась успехом.

Новые веяния в кораблестроении

Основным морским судном во времена Генриха была каравелла. Обычно ее использовали для рыбной ловли и транспортировки грузов. Как оказалось, судно водоизмещением в двести тонн плохо подходило для географических открытий, сопряженных с долгими морскими походами.

Однако монарх привнес некоторые изменения в конструкцию судна, что превратило каравеллу в очень маневренный корабль с тремя косыми парусами. Также Генрих повелел облегчить каравеллу, и в итоге она приобрела ряд новых характеристик:

  • возможность не зависеть от направления ветра;
  • повышенная вместимость;
  • умение проходить не только сквозь океанские шторма, но и через узкие устья рек.

Новые корабли в большом количестве строились на верфях, которые монарх активно открывал и лично инспектировал. На это из казны уходили значительные средства, но Генрих считал, что это самое выгодное вложение в будущее его страны.

Вклад в морское дело

Можно сказать, что принц стал основоположником мореходной науки. Он тщательно собирал все данные, стекавшиеся к нему от моряков, пытался создавать новые карты. Примечательно, что он чертил их собственноручно, и успешно применял на практике свои знания по астрономии. Открытая им обсерватория позволяла наблюдать за звездным небом и создавать ориентиры для исследователей.

Генрих открыл первую мореходную школу и пригласил для преподавания специалистов со всего мира. Сам он тоже принимал участие в обучении будущих моряков и слыл очень требовательным учителем. Однако его обширные знания вызывали восхищение и уважение у учеников.

Открытия Генриха Мореплавателя

Свою первую морскую экспедицию монарх снарядил в девятнадцатом году XV века, и с этого времени Генрих совершал одно великое открытие за другим. Он присоединил к Португалии целую группу островов:

  • Мадейра;
  • Азорские;
  • острова Зеленого Мыса.

Португальская экспедиция первой среди европейских мореплавателей сумела обойти мыс Нун. В этот период времени он считался непроходимым, ведь все корабли тонули на подходе к нему. Это породило массу легенд о морских монстрах, пожирающих людей. Генрих сумел обойти мыс и создал несколько крепостей на гвинейском побережье.

Из новых земель моряки везли золото, драгоценные камни и невольников, которые принесли португальской короне немыслимый доход.

Узаконенная работорговля

После первой партии невольников Генрих понял, насколько доходно это дело. Он объявил государственную монополию на этот вид деятельности, получив безграничные возможности для обогащения.

Чтобы закрепить свою власть в новых землях, монарх заручился поддержкой католической церкви. Он обратился к Папе Римскому с просьбой - одобрить дальнейшую колонизацию африканских земель Португалией в обмен на обещание: распространять идеи христианства среди порабощенных народов. Так корона получила возможность продвинуться вглубь континента и практически единолично торговать рабами.

Историческая оценка деятельности Генриха

Лишь только после своей смерти Генрих получил прозвище «Мореплаватель», которое и закрепилось за ним. Его преемники не смогли в полной мере реализовать все его идеи, однако они сумели выстроить крепкое и сильное государство на том фундаменте, который заложил в свое время Генрих.

К тому же, его мечты вдохновили моряков из Португалии на открытие морского пути в Индию, им удалось первыми обогнуть мыс Доброй Надежды.

Интересные факты о Генрихе Мореплавателе

Личность монарха очень интересна и многогранна, поэтому мы решили сделать подборку интересных фактов, характеризующих его с разных сторон:

  • За всю свою жизнь он трижды выходил в море.
  • Генрих обвинял себя в смерти младшего брата, за которого решил не платить выкуп.
  • Монарх так и не был женат. Он освятил себя изучению морского дела.
  • В открытую Генрихом мореходную школу принимали абсолютно всех людей, невзирая на сословия.
  • На открытых и захваченных землях монарх повелел выращивать сахарный тростник и виноград, что приносило немалый доход казне.

Историки считают неоценимым вклад Генриха в развитие мореплавания, что, как нельзя лучше, соответствует данному ему когда-то прозвищу.