Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художник Василий Цаголов: Живопись, порождённая кинематографом. Художник Василий Цаголов: Живопись, порождённая кинематографом Василий цаголов картины

28 апреля в Москве в Центре современного искусства, в галерее Марата Гельмана открывается выставка Василия ЦАГОЛОВА «У страха глаза велики». Выставка будет проходить в течение месяца. До этого проект одного из самых востребованных и актуальных современных художников Украины был представлен в Киеве, вызвав интерес зрителей и активные отзывы специалистов. И вот теперь – Москва, творческое свидание с которой для Василия Цаголова не станет дебютным.

Семь новых работ Василия Цаголова входят в серию «У страха глаза велики». Это продолжение его самой знаменитой инсталяции «Лебединое озеро».

Василий ЦАГОЛОВ родился в 1957 году в Дигоре (Северная Осетия). Окончил художественное училище во Владикавказе и Киевскую академию искусств.

В преддверии открытия выставки Василия Цаголова сайт Центра современного искусства разместил анонс, который мы воспроизводим.

Новый художественный проект Василия Цаголова «У страха глаза велики»

Киевский художник Василий Цаголов анатомирует коллективное бессознательное и визуальность масс-медиа. Он обнаруживает глубокую вовлеченность того и другого в производство фантазмов.

Пример Василия Цаголова показателен тем, как мысль об искусстве предшествует работе художника и сопровождает ее. Когда живописец Цаголов после аскезы экспериментаторства вернулся к фигуративности, он радикализовал живописную иллюзию, лишив ее плотности и создав в ней разрывы, сквозь которые зазвучал голос самой реальности с ее не всегда очевидной психоделией. Незакрашенный холст в его живописи спорил с краской и авангардно утверждал катастрофу миметической традиции и картину как объект реальности, как реди-мейд.

Цаголова всегда интересовали разломы в постсоветской действительности, которые проявлялись в ситуациях тотального разрушения привычных моделей жизни и освоения новых и непривычных, в совмещении несовместимых реальностей. Разорванный социальный контекст указывал на онтологическое безумие обыденности, ставшей вдруг ирреальной, - именно так воспринимало действительность расколотое травмой распада империи восточно-европейское сознание. Художник сталкивал образы разных социальных пространств, конструируя зоны трансгрессии. В этих зонах обитали насилие, социальная модернизация, коммуникация, повседневность и идеология.

В новом проекте «У страха глаза велики» манипуляции предметностью затрагивают уже не социальный, а физический порядок, саму субстанцию мироустройства: он соединяет живую голову и металл, балетную пачку и динамит, классическую сцену и природный пейзаж, хореографию и оружие, балерину и весла.

Василий Цаголов конструирует разрывы в восприятии, совмещая различные масс-медийные клише. Он исследует рвущиеся шаблоны рецепции в ситуации несомненного, хотя и незаметного апокалипсиса визуальных привычек. Сегодня незакрашенный холст на его картинах сообщает о новой онтологии виртуализованного и иллюзорного мира, и о внеязыковом понимании образа. Современный образ в традиционном медиуме (например, в живописи) настойчиво напоминает о своем несуществовании. Вместе с тем обольстительное саморазоблачение образов составляет самую захватывающую часть существования зрителя.

Мы читаем картины Цаголова как реальность медиального, как скрытое за визуальным знаком бессознательное этой реальности. Это то место, откуда к нам приходят ночные кошмары. Содержание медиума - другой медиум. Такое осмысление характерно для новых медиа, - так, Билл Моррисон показывает реальность пленки под движущимся киноизображением и таким образом конструирует сходный с цаголовским разрыв между носителем образа и воображаемым означающим.

В проекте «У страха глаза велики» Цаголов продолжает работать с глобальными репрезентациями России, в частности, с фигурами классического балета и кавказским терроризмом. Их соединение создает невероятно комичный эффект. Художник намеренно снижает градус искусства через дикий сюжет, традиционную технику, Мы видим трепетных девушек на сцене, слишком узкой для танца, но они танцуют, обмотанные тротиловыми шашками, к их ногам брошены цветы. Балерина в лодке на веслах. Балерина с автоматом Калашникова. Этот запредельный абсурд на фоне гор зритель пробует связать в историю, выходит не очень, Зритель защищается смехом.

Живопись Цаголова становится все более виртуозной и легкой, но важнее ее отношения не с формой, а с присутствием: она оставляет нас в реальности, оставляет нас наблюдать за наблюдающим, словно мы смотрим ТВ. Дело, однако, в том, что зритель теперь тот, за кем наблюдают, а наша реальность - и есть реальность телевизионного шоу.

Александр ЕВАНГЕЛИИ

Василий ЦАГОЛОВ. «У страха глаза велики»

Центр современного искусства Винзавод. Галерея «М&Ю Гельман»

Выставка работает со вторника по воскресенье: с 12:00 до 20:00

«Лед тронулся», как говорил известный литературный персонаж. На прошедшей неделе к нам обратился киевский аукционный дом «Золотое сечение» с давно назревшим вопросом, почему мы не приводим неопубликованную ими информацию по состоявшимся продажам. Казалось бы, ответ содержался в самом вопросе: потому что вы ее не публиковали, а цикл материалов «Арт-каток» изначально избрал позицию наблюдателя, которую чаще всего и занимают коллекционер и инвестор. Чтобы не обмениваться бесконечными «сам дурак», мы встретились и качественно пообщались.

Итоги сообщаем читателю. Украинские аукционы признают, что неопубликованная информация в целом вредит рейтингу отечественных художников, и в ближайшем времени рассчитывают начать подъем с информационного дна. С другой стороны, единоразово этот процесс обеспечить не представляется возможным, и приведенные аукционными домами причины неразглашения (с которыми автор материала отчасти согласен) достаточно веские. К сожалению, мы не можем назвать их, но в целом речь идет об усовершенствовании всех систем - от юридической базы до государственной воли. Однако была достигнута договоренность о совместных действиях, результатом которой станут совместные материалы о функции и роли публичных торгов в Украине и дальнейшее сотрудничество аукционных домов и СМИ. Первого материала стоит ожидать уже в ближайшей печатной версии ART UKRAINE. Другие украинские аукционные дома с легкой руки «Золотого сечения» на подходе.

Так случилось, что первый материал после начала информационного сотрудничества с украинскими аукционными домами, улыбается читателю злой усмешкой. Наш сегодняшний герой, по досконально проверенной информации, ни разу не был продан на публичных торгах в пределах страны. Однако это не единственный его анти-подвиг.

Василий Цаголов, "Шестой элемент", Из серии "Украинские Х-файлы"

Василий Цаголов , единственный украинский топ-художник, никогда не выходивший за пределы собственного эстимейта.

По состоянию на февраль 2014 года имеет 8 аукционных историй, из них:

- 5 украинских домов

- 3 международных дома

Первая успешная продажа художника имела место на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июне 2009 года: при эстимейте в GBP 20 000 - 25 000 работа была куплена по цене его верхней границы;

Вторая продажа последовала спустя три недели: «на коллективном выезде» украинского искусства на Phillips (тогда еще с приставкой de Pury) работа при эстимейте GBP 25 000 - 35 000 не добралась до верхней планки всего на две с половиной тысячи (итог - GBP 32 450);

Сразу отмечаем, что в первом случае работа была создана в 2002 году (за семь лет до аукциона), во втором - в год его проведения. Теоретически можно допустить, что на Sotheby’s произведение выставил владелец, на Philips de Pury - догадываемся без нашей помощи;

Третья попытка выхода на зарубежный аукцион, датированная 2010 годом была неудачной: кто-то из тройки Phillips de Pury / владелец работы / представитель художника не смог реализовать картину размером 180 х 280 см. 2009 года создания. А, возможно, и просто в самолет не влезла;

На этом зарубежная аукционная история Василия Цаголова на данный момент закончена, переходим к украинской ее части. Краткое резюме: ни одна из пяти работ продана не была;

Подойдем к вопросу иначе: обычно у украинских художников «зарубежные» эстимейты превышают «домашние» минимум в два-три раза. Но с работами Цаголова история нетипичная. Аукционный дом «Золотое сечение» в 2009 году установил оценочную стоимость на уровне европейской - USD 30 000 - 40 000 и 35 000 - 40 000 - продаж не последовало. Интересно, что в первом случае речь шла о фотографии 2007 года (второй лот - живопись). В 2011 году «Золотое сечение» повторило попытку работы с искусством Цаголова, на этот раз новой работой и в Донецке - финансовая столица Украины не оценила эстимейт в USD 30 000 - 35 000, живопись продана не была;

Фотография, упомянутая в прошлом абзаце, интересна потому, что две других работы в этом жанре были выставлены в 2013 году киевским аукционным домом «Дукат», однако эстимейт был существенно занижен - «всего лишь» USD 3 500 - 4 000 и 4 000 - 5 000 за фотографии 1996 и 1997 годов создания. Оба лота реализованы не были. А мы отметим фотографию, как характерный жанр для Василия Цаголова середины 1990-х, в котором он, наряду с другими отечественными художниками, экспериментировал с новыми медиа. По сути это - уникальные произведения, результат творческого поиска, место которым не на аукционных торгах, а в музее украинского современного искусства, о котором многие говорят, но все никак не построят. Во всех трех случаях, когда фотографии Цаголова были выставлены на публичные торги, покупка не совершилась - из чего следует, что отечественный коллекционер пока не готов к экспериментам. «Цаголов в собственном соку» для него блюдо приемлемое, а «Цаголов под брусничным соусом» останется незаказанным. Кстати, это относится ко всем украинским художникам.

Василий Цаголов, Художественная гимнастика

Итого имеем:

Средний эстимейт следует делить на жанры работ: для фотографий он составляет USD 4 000 - 5 000 (в случае, когда работы не уходят ни при одной из заявленных оценок, обычно с этого момента равняются на самую низкую), для фигуративной живописи (холст, масло или акрил) - USD 30 000 - 50 000;

Как и в случае Арсена Савадова, у Василия Цаголова нет разницы между оценочной стоимостью для украинских и международных торгов. То есть, зарубежные торги с большой вероятностью не являлись инструментом раскрутки по принципу «а там (в Украине - ДБ ) хоть трава не расти», а отражали реальную стоимость работ в непубличной сфере;

Василий Цаголов, Из серии "У страха глаза велики"

Листаем открытые источники. Официального сайта художник не имеет, зато количество галерей, где Василий Цаголов значится одним из титульных художников - достаточно много. В соседней России один Марат Гельман, на днях вернувшийся из госбюджета к галерейной деятельности, сделал художнику целых три выставки. В Украине последнюю персональную экспозицию провела Dymchuk Gallery в ноябре 2013 года. Той же осенью художник в числе прочих наших грандов был вывезен в Лондон для участия в ретроспективе достижений украинского менеджерского искусства в Saatchi Gallery. Правда, последняя упомянутая выставка собрала больше украинской прессы, нежели международной, и фотография с широко расставленными в стороны руками одного из организаторов, Виктора Сидоренко, обошедшая наши СМИ, может восприниматься двояко.

Василий Цаголов, Из серии "Офисная любовь-2"

Адептов «божьего дара» (а не профессионализма и изнуряющего ремесла) разочарует информация, что у Василия Цаголова целых два художественных образования, полученных во Владикавказе (школа искусств) и Киеве (Академия искусств, факультет живописи). Также можно проследить определенную стойкость в выбранном жанре (основной которому - фигуративная живопись) и даже цветовой гамме, с небольшими творческими отклонениями в фотографию. Все это говорит о неком багаже, который в глазах потенциального покупателя незримо превращается в бренд. Биеннале обошли Цаголова стороной, но в этом также можно найти плюс - работать с маркетинговым выхлопом Венеции у нас в стране до сих пор не научились.

Василий Цаголов, "Первый день в школе", Из серии "Украинские Х-файлы"

По части интервью Цаголов - «не Савадов», по части скандальности - «не Чичкан», а по демократическим позывам - «не Ройтбурд». Однако количество аукционных продаж и «не-продаж» не должно вводить в заблуждение. Наличие работ художника в крупнейших частных коллекциях украинских ценителей искусства и достойный перечень зарубежных выставок дополняет puzzle успешного украинского художника. Активность Василия Цаголова в социальных сетях с лихвой заменяет перекрестные ссылки отечественных арт-функционеров, которые массово сваливают на его страничку крепкие информационные поводы. Из чего следует - художник в поле их внимания. А от внимания до осознанного действия - один шаг. Очень надеемся, он будет верным.

Вы спросите: так много плюсов, где же минусы? А вот где - Василий Цаголов живет в Украине. А произойти здесь, как известно, может все, что угодно.

Вы хотите иметь в собрании работы топ-художника своей страны, одновременно с ее топ-коллекционерами;

У вас есть бюджет посещать вслед за художником открытия его выставок в Европе;

Вам нравится, когда на холст перенесены не только чувства, но и мысли;

У вас появились свободные деньги, в конце концов.

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если:

Свободные деньги у нас не «появились», а «остались»;

Хотите иметь в коллекции только Biennale-proof художника;

Не знаете порядок цен на доставку работ стороной свыше 200 см. на зарубежные аукционы;

Не уверены в собственном будущем.

Последнее - крайне вредно, где бы вы ни находились в эти минуты - в Киеве или Лондоне.

Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
  • 16.07.2019 Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 18.07.2019 25 июля аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 350 лотов редких книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток, исторических бумаг и географических карт на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 16.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это шесть живописных работ, десять листов оригинальной и два - печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна бронзовая скульптура
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    В киевском Pinchuk Art Centre периодически демонстрируется фильм художника Василия Цаголова «Молочные сосиски» (1994).

    Эта лента стала знаковой как для украинского искусства тех лет, так и для самого художника, который благодаря ей освоил новый для себя жанр - кино - а также получил приглашение на престижную выставку в стокгольмском музее.

    Лента рассказывает о маньяке-психиатре, который мнит себя богом и вершит человеческие судьбы. Фильм наполнен унылой романтикой 90-х, криминалом и мистикой.

    «Молочные сосиски» перекликаются с шедевром Станислава Клименко «Кому вверх, кому вниз» (1991). Оба фильма диагностируют одурманенность нашего социума на сломе эпох в начале 90-х.

    О том, насколько авантюрно создавался этот фильм и что общего между маньяком и арт-критиком, а также о том, что всё вокруг нас - кинематографично, рассказывает Василий Цаголов.

    В 1994 году снять кино в Украине было крайне трудно. Смонтировать видео, наложить звук, обработать изображение - всё это в домашних условиях сделать было невозможно. Как вообще строился процесс работы над фильмом?

    Директор галереи «Бланк Арт» предложил мне сделать выставку. Но выставлять свои старые полотна мне было не интересно, а спешно писать новые картины я не хотел. Поэтому я предложил снять фильм. Хотя до этого кинематографом я не занимался. Съёмки заняли где-то 10 дней. На фильм директор галереи выделил мне 500 долларов. Все эти деньги ушли оператору.

    Сценарий писался на ходу. Изначально у меня была задумка, но конкретно каждую сцену я расписывал за день до съёмок. Практически все диалоги в фильме импровизированы. Местами они получились очень удачными, потому что это полный бред (улыбаясь - ред.)

    Большинство наших художников, которые в те годы что-то снимали, — занимались видео-артом. А мне хотелось сделать именно сюжетную ленту.

    Когда я снимал этот фильм, то восхищался Вимом Вендерсом, Райнером Вернером Фассбиндером и Аланом Паркером.

    Главного героя, маньяка, в фильме сыграл арт-критик Олег Сидор-Гибелинда. Задача арт-критика, среди прочего, - упорядочивать арт-мир и проводить в нём расстановку сил. А в вашем фильме он возведён на более высокий уровень, когда он влияет не только на художников, а вообще на весь социум. Вырисовывается интересная аллюзия, что людьми манипулирует, скажем, не бизнесмен или политик, что привычно, а именно арт-критик…

    Ну, об этом можно говорить. Но я снимал этот фильм, ориентируясь на обычного зрителя, который бы не знал, кто именно исполняет главную роль. Олега я пригласил на роль маньяка, потому что он и в жизни такой… (улыбаясь - ред.) К тому же мы учились вместе и много общались о литературе и кино.

    В Pinchuk Art Centre показывается не лучшая копия фильма. В ней нельзя разобрать всех диалогов, а изображение местами сбивается. Неужели нет более качественной копии?

    Мы снимали на плёнку, а потом фильм был переведён в цифру. Копия, которая показывается на выставке, взята из стокгольмского музея современного искусства. У меня может где-то ещё осталась кассета с фильмом - надо поискать. Хотя за все эти годы плёнка, скорее всего, уже испортилась.

    Как фильм попал в музей современного искусства в Стокгольме?

    Его куратор был в Киеве, и активно отсматривал работы украинских художников. Кроме «Молочных сосисок» он в итоге отобрал для масштабной выставки After The Wall фотографии Савадова и Михайлова. После того, как мой фильм туда попал, то и отношение к нему изменилось.

    Кроме стокгольмского музея и киевской галереи «Бланк Арт», фильм за 21 год ещё где-то показывался?

    Какие-то отдельные его фрагменты показывались на разных выставках. Ну, а полноценный показ был ещё на киевском фестивале Dream catcher («Ловушка для снов»), который художники проводили в одном из дворов Андреевского спуска, чтобы показывать свои фильмы. Показы проходили всю ночь. Так как лент, снятых именно художниками, было немного, то мы приглашали и режиссёров, которые снимают обычные фильмы. Шапиро, братьев Алёшечкиных и других. Среди художников тогда видео-артом занимались Савадов, Гнилицкий, Подольчак, Ройтбурд, Гирич…

    Спустя пару лет этим фестивалем занялся Михаил Ильенко и теперь его знают, как «Открытая ночь».

    Сегодняшние технологии намного упростили работу над фильмом. Но вы ничего не снимаете. Почему?

    За 500 долларов я делать не хочу. А то, что хочется делать, требует команду и бюджет. Просто тогда мне хотелось больше сделать, и попробовать себя в разных жанрах. А теперь оглядываешься и понимаешь, что половину можно было вообще не делать.

    Я специально не хотел утвердиться в одном жанре. Раньше я хотел быть непредсказуемым: когда от меня ждали картины - я приносил фильм, а когда думали, что я снова сниму кино - я выдавал что-то другое.

    В книге Галины Скляренко «Современное искусство Украины. Портреты художников» о вашем творчестве говорится следующее: «Картины Цаголова вырастают из кинематографа и телевидения. Но не из артхаусного кино с его подчёркнуто авторским, индивидуальным видением и визуальным языком, а из «кинопродукции класса «В» - мыльных сериалов и боевиков». Неужели действительно между популярным кино и вашими картинами - такая прямая зависимость?

    Само по себе видение человека - кинематографично. Ведь в мире всё постоянно находится в движении и куда не взглянёшь - всё переменяется.

    Что же касается статьи Галины Скляренко, то, как по мне, это очень поверхностный текст. Она приводит много притянутых за уши тезисов. В этой статье она вообще чуть ли не обвиняет меня в том, что сегодня происходит в Украине.

    Кроме «Молочных сосисок» вы также сняли фильм «Новости», в котором появляются ваши друзья-художники.

    Это была видео-работа в формате выпуска новостей. В кадре сидел диктор, который что-то рассказывал, а в промежутках показывались постановочные репортажи о том, как в Мексике поймали наркобарона или как реконструируется Крещатик… Все новости были придуманы.

    В фильме участвовали Гнилицкий, Соловьёв, Цюпка, Осоева, Голец, Братков, Подольчак и Дюрич.

    Видео работы Василия Цаголова:

    «Карла Маркса - Пер-Лашез» (1993) документация перформанса

    «Молочные сосиски» (1994) игровой фильм (36 мин)

    «Криминальная неделя» фотофильм (1994)

    «The end» (1995) документация перформанса в реанимации

    «Новости» (1997) постановочный выпуск новостей (30 мин.)