Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художник иван шишкин. Шишкин - биография, картины

Иван Шишкин краткая биография известного русского художника изложена в этой статье.

Иван Шишкин биография кратко

Известные картины Шишкина: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно.

В 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого. В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

Иван Иванович родился в январе, 25 числа (либо 13 числа по старому стилю), в 1832 году. Родной землей для него стал город Елабуга, находившийся в Вятской губернии. Живописец происходил из древнего вятского рода Шишкиных. Отцом Шишкина являлся купец Иван Васильевич Шишкин.

В 12 лет Ивана Ивановича определили в ученики первой казанской гимназии. Однако он, проучившись в ней до 5 класса, принял решение и оставил гимназию. Вместо этого, он поступил в Московское училище зодчества, живописи и ваяния. После окончания учебы в этом заведении, он продолжил обучаться в Академии Художеств в Петербурге: там он был учеником Воробьева С.М. Занятия в Академии не удовлетворяли Шишкина, поэтому он с упорством писал этюды и рисовал на острове Валааме и в окрестностях Петербурга. Благодаря таким занятиям, он все больше проникался знакомством с местными формами, все лучше учился передавать ее с помощью кисти и карандаша. В первый же год обучения в Академии Ивану Ивановичу уже присудили 2 маленькие серебряные медали за превосходный рисунок, в котором он передал пейзаж окрестностей Петербурга. 1858 приносит художнику большую серебряную медаль через вид на Валааме. В 1859 Шишкину присуждена маленькая золотая медаль за рисунок с пейзажем Петербурга. А в 1860 году за вид местности Кукко Иван получает большую золотую медаль.

Вместе с последней наградой Шишкин также получает возможность, с помощью которого он может съездить за границу на правах пенсионера Академии. И вот, в 1861 году живописец отправляется в Мюнхен. Там он посетил мастерские великих художников (таких как Франца и Бенно Адамов, которые пользовались очень большой популярностью у анималистов). В 1863 году Иван переехал в Цюрих. Здесь он под руководством Коллера, который по тем временам считался едва ли не самым лучшим изобразителем животных, писал с тех самых животных натуры, срисовывал их. Именно в Цюрихе пейзажист в первый раз попробовал гравировку “царской водкой”. После Цюриха, следующей целью Ивана стала Женева, где он ознакомился с работами Калама и Диде. Из Женевы Шишкин отправился в Дюссельдорф. Здесь по заказу Н. Быкова он написал картину под названием “Вид в окрестностях Дюссельдорфа”. В будущем эта самая картина была прислана в Петербург. И именно с помощью ее Шишкин получил звание академика. Однако не только живописью занимался Иван Иванович за границей, также он рисовал и пером. Его произведения такого рода приводили иностранцев в большое удивление. Кроме того, несколько таких произведений поместили рядом с рисунками ведущих мастеров Европы в Дюссельдорфском музее.

Иван Иванович скучал по отечеству, поэтому в 1866 году он досрочно, до истечения срока возвращается в Петербург. С этого времени он достаточно часто путешествует по России с художественной целью, практически ежегодно выставляет на показ произведения в академии. После учреждения Товарищества выставок на таких выставках делал рисунки пером. В 1870 Шишкин вступает в кружок аквафортистов и снова гравирует “царской водкой”. Этим искусством с тех пор живописец не пренебрегает и отводит ровно столько же времени, сколько и другим видам своей деятельности. Работы Ивана с каждым годом закрепляли за ним репутацию бесподобного аквафортиста и вообще одного из лучших живописцев нашей страны. В распоряжении Шишкина была усадьба в деревне Выра (сейчас – Ленинградская область, Гатчинский район). 1873 год стал очень важным для художника – “Лесная Глушь” сподвигла академию присудить Шишкину звание профессора. После принятия нового академического устава, Шишкина в 1892 году приглашают в качестве руководителя пейзажной учебной мастерской, однако эта должность недолго лежала у него на плечах. Иван Иванович скончался в марте 1898 года, сидя за своим мольбертом и работая над новым произведением.

Шишкин Иван Иванович (13(25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния — 8(20) марта 1898 год, Санкт-Петербург) — знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического изображения леса. Учился у Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Сократа Воробьева — в Императорской Академии художеств. Был одним из учредителей и активным участником Товарищества передвижных выставок, картины Шишкина Ивана Ивановича присутствовали на всех выставках передвижников до самой смерти художника.

Особенности творчества художника Ивана Шишкина: точность рисунка даже в мельчайших деталях, верность и правдивость изображенного(по картинам художника Шишкина можно изучать строение растений), эпический размах. Шишкин очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, что ему иногда ставили в вину. Считается, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика. Пейзажи Шишкина реалистичны, его отношение к природе — не романтический восторг увлеченного красотой, а спокойное вдумчивое исследование.

Известные картины Шишкина: «Утро в сосновом лесу », «Рожь », «Вид в окрестностях Дюссельдорфа », «Вид на острове Валааме. Местность Кукко », «На севере диком », «Корабельная роща », «Лесная глушь ».

Когда Иван Шишкин будет терять любимых людей, забывать вдохновение и проваливаться в глубокую тоску, смысл жизни ему неоднократно вернёт Елабуга — родной город, расположенный в Вятской губернии. Отец его на протяжении многих лет был там городским головой, написал« Историю горда Елабуги» и, конечно, надеялся, что сын продолжит купеческое семейное дело и прославит родной город. Со вторым всё получилось: картины Шишкина Ивана Ивановича воспели и красу малой родины, и нескончаемые леса родины большой.

Не получившийся чиновник и нашедший свой путь живописец

К коммерческим делам молодой человек оказался не расположен и не способен категорически, как и к любым иным, кроме живописи. Чтобы ни у кого не оставалось в том сомнений, Иван Шишкин, проучившись в Казанской гимназии четыре года, самовольно ее оставил, объявив родным, что не желает« сделаться чиновником». Восторга это не вызвало, особенно у матери. Отец же, поняв, что мальчик тверд в своем решении и всерьез намерен заниматься только живописью, отправил его в Московское училище живописи и ваяния. Аполлон Мокрицкий стал первым учителем Ивана Шишкина. Именно он привил художнику Шишкину уважение к рисунку и строгому соответствию форм изображения на картине и в реальности. Направление своего дара Шишкин осознал практически в начале пути: пейзаж, пейзаж и еще немного пейзажа. Ничего выше возможности изображать природу для него не существовало: «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище(…) Природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы. Картины художника Шишкина — достаточно веский аргумент, чтобы признать: мало что может быть лучше.

Шишкин на многие годы сохранил связь со своим преподавателем. Даже обучаясь у Сократа Воробьева в Академии художеств, которая стала логичным следующим шагом после МУЖВЗ, он часто обращался к первому наставнику. А Мокрицкий грустил от расставания с учеником, чью силу таланта хорошо ощущал, но предсказывал, что вскоре все узнают о картинах художника Шишкина, «если он с той же любовью будет заниматься в Академии» .

Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина

Первое впечатление Шишкина от Петербурга было отнюдь не восторженным: «холодный чопорный город, здесь с грустью вспоминал я Елабугу» . Но дом его отныне будет в этом холодном городе. В Академии Шишкин учился, вероятно, всё с той же любовью, поразившей его первого преподавателя. По крайней мере, об этом свидетельствуют успехи Шишкина Ивана Ивановича во время обучения и медали, которыми награждались его картины.

Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича« Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу. За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками , их выставка была организована в Дюссельдорфском музее. А работа« Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика. Истосковавшись по родине, Шишкин вернулся в Россию раньше, чем закончился срок его пенсионерства.

Шишкин и передвижники

Вернулся, с жадностью взялся писать родные просторы и окунулся в страсти, бурлившие в художественной среде. Нешуточные, кстати, страсти: знаменитый Бунт 14-ти под началом Ивана Крамского(подробнее — в его биографии), отказ молодых талантливых художников следовать омертвевшим законам академизма, требование наполнить живопись жизнью, Артель художников, с которой Шишкин сблизился, а после стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Идеям передвижников он был верен до конца жизни.

Крамской говорил, что Шишкин — «единственный у нас человек, который знает природу ученым образом» . И действительно, картины художника Шишкина подробно воспроизводят пейзаж, при этом показывают зрителю куда больше, чем смогла бы самая детальная фотография. За полотно« Лесная глушь» в 1873 году Шишкин получил звание профессора пейзажной живописи.

Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

Радости в личной жизни Шишкину были отмерены скупо. Первой его женой в 1868 году стала Евгения, сестра художника Федора Васильева . Они жили душа в душу, просто и дружно, часто принимали гостей. Часто, но недолго. С 1872 года в жизни Шишкина началась черная полоса, изобилующая смертями близких людей. Умер его отец, которого Шишкин очень любил, потом — маленький сын Владимир. От неизлечимой тогда чахотки угас брат жены Федор, с которым Шишкин был дружен, опекал его. А на следующий год болезнь забрала и жену Женьку, как он ее называл. Еще через год не стало сына Константина. У Шишкина осталась только дочь Лидия — и бесконечная тоска. «Белый свет померк, всё, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга» , — вспоминал Шишкин. Пейзажи земли, в которой он родился, заставили взяться за кисть. Только своими картинами Иван Иванович Шишкин спасался от отчаянья.

Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла от воспаления брюшины. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.

Картины Шишкина Ивана Ивановича — самая долгая любовь в его жизни

Похоже, муза Шишкина была ревнива. По крайней мере, известные биографам факты говорят, что больше он не пытался посвятить часть своей жизни женщине, отныне картины Шишкина стали его единственной страстью. Художник много путешествует по русским просторам, в путешествиях создано немало известных картин Шишкина. В течение двух лет он возглавлял пейзажную мастерскую в Академии. Помимо живописи Шишкин делал основательные успехи в искусстве гравюры, работал в технике офорта с использованием смеси, именуемой« царская водка», состоял в Обществе русских аквафортистов.

В защиту художника

Нередко можно встретить как бы авангардистское и как будто современное отношение к Шишкину как к устаревшему пейзажисту, застрявшему в своих лесах и не соответствующему духу времени, и прочая, прочая. Мы с таким подходом не согласны, имеющие очи увидят, что, к примеру, для картин Шишкина Ивана Ивановича 1890-х годов характерен повышенный интерес к световоздушной среде и не просто интерес, а великолепная его реализация. Посмотрим хотя бы на известную картину Шишкина« Дождь в дубовом лесу ». Изобразить не просто туман, не состояние перед дождем или после него, а написать сам дождь — при этом настолько убедительно… Затихающий ливень, прозрачное марево в воздухе, проблески солнечного отражения на ряби большой лужи. Нет, не заигрывания с импрессионистическим течением, достоверность и реалистичность по-прежнему превыше всего. Перед нами гораздо больше чем гениальное фото — это картина художника Шишкина. Вам всё еще кажется, что он недостаточно современен? Шишкин отлично умел меняться, при этом не изменяя своим принципам.

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги