Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художник бруни федор картины. Бруни федор антоновичкартины и биография. Мужья и дети

Биография

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 году в Милане , в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии . Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина .

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств , занимался под руководством А. Е. Егорова , А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева .

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» - картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий », но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни - профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский .

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий », которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца . Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова - «Последний день Помпеи ».

Роспись Исаакиевского собора

Работа в Эрмитаже

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела », изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского , особенно талантлив был К. Д. Флавицкий , автор картины «Княжна Тараканова », ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Галерея

Примечания

  1. RKDartists
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. - Т. IVа. - С. 752-753.
  3. Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Герб Бруни внесен в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 168
  5. Метрические экстракты, с. 574 – приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. - Гатчина: СЦДБ, 2010. – 263 с.

Ф.А. Бруни – известный художник, посвятивший себя религиозной живописи, награждённым множеством почётных орденов, написавший множество превосходных картин, выполнивший росписи самых известных храмов России.

Биография Ф.А. Бруни: Молодые годы

Ещё в раннем детстве Маленький Фиделио, как называли его родные, начал проявлять способности к рисованию. Отчасти этому способствовала профессия его отца, который был известным в Москве реставратором картин. Отец не препятствовал склонностям сына, и даже наоборот, всячески способствовал их развитию. Основам рисунка Антонио Бруни обучал сына сам, но уже в 9-летнем возрасте определил Федора в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Учителем Федора Бруни в Академии были В.К.Шебуев. Именно он привил юному художнику любовь к исторической живописи, которая станет делом его жизни. Немаловажное влияние на творчество будущего художника оказало и то обстоятельство, что друзьями его были талантливые и увлеченные живописью люди – Карл Брюллов, П. В. Басин, А. Т. Марков, Ф. И. Иордан.

Успехи в обучении в Академии художеств, проявленные Федором Бруни, были отмечены серебряной медалью (1813 год) и золотыми часами из рук самой императрицы Елизаветы Алексеевны. В 1816 году молодой начинающий художник удивил Её Величество рисунком «Взятие на небо Божьей Матери». В 1818 году Бруни окончил Академию художеств и получил звание художника.

Но отец, итальянец по происхождению, считал, что сыну совершенно необходимо побывать на его родине, в Италии, где жили и творили самые величайшие художники в истории. Следуя настояниям своего отца, а также учителя В.К.Шебуева, в том же году, Федор Бруни едет в Италию.

Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи, Буанаротти – величайшие произведения этих художников стали идеалом для Бруни. Он был счастлив, что судьба подарила ему шанс изучать эти шедевры, учиться у их авторов. Он пишет копии со знаменитых фресок, пробует себя. «Галатея», «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» – работы Бруни, скопированные с фресок Рафаэля. Общественность и критики высоко оценили эти копии и назвали их вполне самостоятельными произведениями.

Тематика работ Фёдора Бруни была предопределена – религиозные и исторические сюжеты. Первые картины, написанные его кистью, появились здесь, в Риме. «Святая Цецилия», «Святое семейство», «Богоматерь с Предвечным младенцем», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Торквато Таццо с сестрою». Работы Бруни были оценены по достоинству и сразу нашли своего покупателя: его картины были выкуплены князем Н.С.Гагариным, княгиней Касаткиной, княгиней Волконской. Вдохновленный успехом, Ф. Бруни пишет картины «Крещение княгини Ольги», «Смерть Камиллы, сестры Горация». Именно эта картина, кстати, и принесла Бруни всеобщую известность. Её написание заказал князь Барятинский, в 1824 году она была выставлена в Капитолии и удостоилась высочайших похвал. Впоследствии благодаря картине «Смерть Камиллы» Бруни получил звание академика художеств.

К крупнейшим работам этого периода следует отнести «Моление о чаше», «Спаситель на небесах», «Благовещение», а также «Богоматерь с младенцем на руках».

Успех и признание Федора Бруни как состоявшегося художника дополнило и то обстоятельство, что Его Императорское Величество, Николай I, обратил своё внимание на его творчество и высоко оценил его талант. Он даже назначил молодому художнику денежное довольствие, что позволило Бруни продолжить проживание в Италии.

В 1830-е годы Федор Антонович Бруни начинает работу над одной из крупнейших своих работ – картиной «Воздвижение медного змия в пустыне». Но работу над ней ему пришлось на некоторое время отложить, так как в 1835 году Император Николай I вызывает его Петербург для росписи строящегося Исаакиевского собора. Также молодому живописцу была предложена должность преподавателя в Академии художеств и звание профессора.

Биография Ф.А. Бруни: Зрелые годы

1836 – 1838 г.г. творчество Бруни направлено в русло монументализма: он расписывает фресками и образами стены Исаакиевской церкви, Казанского собора, церковь при Зимнем дворце, Екатерининскую церковь, Царскосельскую придворную церковь. «Тайная вечеря», «Мадонна Рафаэля», Покров Пресвятая Богородицы», образ четырёх евангелистов – это далеко не все его работы этого периода.

В 1838 году Карл Антонович Бруни вновь возвращается в Рим, где проводит два с половиной года. В это время он заканчивает работу над картиной «Воздвижение медного змия в пустыне». Картина стала одной из самых весомых и значительных работ художника и получила широкую известность, как в России, так и в Европе. Эту картину приобрёл Эрмитаж, заплатив её автору огромный и немыслимый гонорар в 70 000 рублей.

В это же время была выполнена еще одна знаменитая работа художника - «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре».

После картины «Медный змий» Ф.А. Бруни всецело занят росписью стен Исакиеевского собора. Часть работы он начинает, ещё будучи в Риме, выполняя росписи на картоне. Работы по украшению собора продолжаются вплоть до 1853 года. Кисти Бруни принадлежат фрески «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Явление Господа апостолам по воскресении», «Второе пришествие Сына Божия», «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия небесного», «Святой Дух в сонме ангелов», «Введение Первородного Сына во вселенную» и др.

В 1849 году Бруни занимает должность хранителя картинной галереи в Эрмитаже. В его обязанности входит также подбор и оценка новых картин, он часто разъезжает по городам России и Европы.

В 1855 году его назначили ректором Петербургской Академии художеств, а с 1866 года совмещал эту должность с должностью директора мозаического отделения академии. Его слава превосходного мастера религиозных произведений дала Бруни возможность участвовать в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Над этой работой он трудился почти до конца своей жизни.

Картин, написанных Бруни в этот период, нет, так как он перестал их писать. Он вообще стал довольно нелюдим, мало с кем общался, углубился в себя.

Скончался Ф.А.Бруни внезапно, во время работы. Позже выяснилось, что у него случился паралич лёгких.

Самые известные картины Ф.А. Бруни

За свою жизнь Ф.А. Бруни создал немало картин на исторически - религиозные сюжеты. Одними из самых известных его работ считаются следующие: «Смерть Камиллы, сестры Горацио», написанная им в 1824 году по заказу князя Барятинского; «Вакханка, поящая Амура», 1828 год, «Пробуждение граций», 1827 год. А также «Портрет княгини Зинаиды Александровны Волконской в костюме Танкреда» (1820), «Святая Цецилия», «Святое семейство», «Свидание Торквато Таццо с сестрою», «Крещение княгини Ольги». Не менее известны произведения на религиозные сюжеты: «Моление о чаше», «Богомарерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет», «Спаситель на небесах», «Благовещение».

Одной из самых крупнейших полотен кисти Ф.А. Бруни, признанной монументальным произведением, написанию которого он посвятил несколько лет жизни, является картина «Медный змий» (1834-1841). Ветхозаветная история Медного Змия, поставленного Моиссем, вдохновила художника ещё в молодости, он писал её с большими перерывами, но вдохновенно, привлекая весь свой дар живописца. Эта картина вызвала восторженные похвалы среди ценителей искусства и признание Ф.А. Бруни как одного из самых талантливых художников своего времени.

Широкую известность приобрел также «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», выполненный Бруни в 1837 году.

Известны много работ художника на религиозные темы, украшающие собой стены храмов и церквей: Исаакиевского собора, Храма Христа Спасителя и др.

Принадлежность картин Ф.А. Бруни к художественным стилям

Федора Антоновича Бруни следует относить к тем художникам, которые были представителями академического стиля в живописи. Хотя в некоторых произведениях Бруни и проступали черты романтизма (например, в картине «Смерть Камиллы, сестры Горацио», «Вакханка, поящая амура», «Портрет княгини Волконской в костюме Танкреда» и др.), но они не стали ведущими в его творчестве. Восторженность и чувственность, которая отличает эти его работы от других, казались Бруни неуместными в написании картин на глубоко религиозные сюжеты.

Строгость линий, четкая структура, продуманная палитра – вот то, что отличает картины Ф. Бруни. Традиции и проверенная веками техника исполнения, почерпнутая им у великих мастеров итальянской школы, безукоризненность рисунка, дополненная удивительной пластичностью изображаемых им на картинах фигур, тонкая передача света сделали Ф.А. Бруни ярким представителем академизма.

Музеи и галереи – места выставок картин Ф.А. Бруни

Ещё при жизни художника его картины выставлялись в самых известных и престижных галереях мира: В Капитолии, в Эрмитаже, в Зимнем дворце, в стенах Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Посмотреть все картины художника Бруни Ф.А. можно

© Художник Бруни. Биография художника Бруни. Картины, описание картин художника Бруни

Бруни, Федор Антонович


Русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. Там 23 июня 1800 г. родился у него сын, названный Фиделио. На одиннадцатом году мальчик, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию художеств в Петербурге, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (Старшего) и в особенности Шебуева, который был его профессором, собственно по живописи. За первые успехи молодой Б. был награжден серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым. Написав несколько картин, Б., не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Б. получил звание академика. К работам первого пребывания Б. в Риме относятся: "Св. Цецилия", "Св. Семейство", "Вакханка, поящая Амура", "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и еще несколько картин и портретов. Кроме того, Б. написал копии с двух фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду деятельности Б. относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" - картину, находящуюся в Эрмитаже. В начале тридцатых годов Б. начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятые Богородицы". В 1838 г. он нашел возможным возвратиться в Рим, и написал там "Покров" и окончил в 1840 г. свое большое произведение: "Медный змий", которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Б. показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. В одной из зал русской школы в Эрмитаже "Медный змий" находится рядом с картиною К. Брюллова - "Последний день Помпеи".

Отправляясь в третий раз в Италию, Б. занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаак. соборе самим Б., другие различными художниками под его личным руководством. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттиком: "Творец, благословляющий все созданное", "Св. Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы". Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Б. успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте. Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения Эрмитажной галереи. В 1855 г. Б. занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии. Б. был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала, конечно, и постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин, Б. писал также и портреты, - последних, впрочем, немного. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его "Моление о Чаше" изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств. Его "Вакханка и Амур" переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах. В последние годы своей жизни Б. занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведенных выше, надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Б. занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя еще при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. "Медный змий" в гравюре на дереве был помещен в различных иллюстрированных изданиях; "Смерть Камиллы" воспроизведена только контурной гравюрой; "Моление о Чаше" литографировано Козловым и гравировано Захаровым; "Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем" была гравирована на стали и помещена в книге: "Картины русской живописи" В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Существует только одна более или менее полная биография Бруни; она написана А. И. Сомовым и была помещена в иллюстрированном журнале "Пчела", изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьезное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Из учеников Б. особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины "Княжна Тараканова", ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Ф. Петрушевский.

{Брокгауз}

Бруни, Федор Антонович

(Fedelio Bruni) - сын швейцарского плафонного живописца; род. в Москве 23 июня 1800. Ученик Акад. худож.; по окончании курса отправился на свой счет в Рим. В 1834 г. за картину: "Смерть Камиллы", сделан академиком. В 1840 кончил "Медного змия", с 1845 исполнял образа для Исакиевского собора. С 1855 по 1871 состоял ректором живописи и ваяния; с 1866 заведовал Мозаическим отделением. Ум. 1875 в Петербурге. Бруни много занимался гравированием крепкой водкой в картонной манере (Cartonstich), т. е. с полутенями. Портреты Ф.А. Бруни гравированы: им самим, Козловым, Шевченкой, Шамшиновым и по способу Колласа. Писанный Яковлевым находится в Академии художеств. Там же и гипсовый бюст его, работы Каменского. - Гравюры его работы:

1. Св. Семейство и Св. Елизавета, с его собственного рисунка. Фигуры поколенные; грав. крепкой водкой (без всякой подписи), в Риме в 1824 г. Доска находится y г. Бруни (сына); в 1879 г. делали с нее новые отпечатки. 8 х 7.10½*.

2. Св. Семейство; другой лист, меньшего размера. Младенец Хр. стоит и гладит агнца, Божия Матерь поддерживает Христа, Иоанн стоит, преклонив колено, Иосиф вдали читает; в облаках 5 ангелов. 3.7 х 5.3½. На экземпляре Е. Тевяшова в левом углу монограмма Ф.А. Бруни, a в экземпляре Е.Е. Рейтерна против нее в правом углу видна вся подпись его.

3. Троица; на экземпляре Е.Н. Тевяшова, в правом углу доски сделана подпись пером рукою Бруни (Ф. Бруни). 7.1½ х 9.6.

4. Два римских воина; первый в каске, стоя на одном колене, правою рукою бросает вверх ядро, a левою прикрывается щитом; другой воин, в простом колпаке, тоже стоя на коленах, поддерживает руками первого. Грав. крепкой водкой, без всякой подписи; 7.7½ х 7.6½.

5-14. Десять листов, исполненных по заказу Общества Поощрения Художников, с заглавным листом: "Очерки событий из Российской Истории Сочиненные и Гравированные Профессором Живописи Ф. Бруни, С пояснительным Текстом Соч. М. Резвого. Изданы Обществом Поощрения Художников. В С.-Петербурге 1839"; две тетради по 5 рисунков, посвящены императору Николаю I; текст приложен на 10 отдельных листах; рисунки в большой лист в длину, гравированы в очерках, с легкими тенями (Cartonstich). Медные доски с гравированными самим Бруни рисунками были переданы бывшему казначею Общества Поощрения Художников Савину, для вырезания на них подписей; после смерти Савина они исчезли неизвестно куда (Ваулин).

Тетрадь 1-я: 1. Заглавный рисунок изображает самого Бруни, сидящего на стуле, читающего книгу, которая лежит y него на коленях; слева открытая папка и бюст Карамзина; события и богатыри мчатся перед ним "воздушными полками". - 2. Призвание варяжских князей. - 3. Гибель русского флота под Цареградом. - 4. Прибытие в Киев епископа. - 5. Смерть Аскольда и Дира.

Тетрадь 2-я: 6. Поход Олега в Царьград по реке Днепру. - 7. Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда. - 8. Кончина Олега. - 9. Действие огня греческого при осаждении Константинополя Игорем. - 10. Мщение Ольги против послов древлянских.

Следующие 18 листов этой серии остались не изданными:

15. Первый воинский подвиг Святослава II.

16. Убиение Игоря древлянами (Карамз. пер. гл. VI).

17. Молодой киевлянин извещает Претича об опасности Киева, осажденного печенегами (Т. I, гл. VII).

18. Свидание Святослава с имп. Цимисхием (Т. I, гл. VII).

19. Крещение Ольги (Т. I, гл. VII).

20. Крещение Руси (Т. I, гл. IX).

21. "Владимир, пылая мщением убить Бориславу, бросает меч свой при трогательном действии своего сына (Т. I, гл. IX). Бруни. Рим". Надпись эта сделана собственноручно Бруни на офорте.

22. Первые христианские мученики в Киеве (Т. I, гл. IX).

23. Убиение Бориса (Т. II, гл. I).

24. Любический съезд князей под председательством Владимира Мономаха (Т. II, гл. I).

25. Нестор летописец (То же).

26. Ослепление Василька (То же).

27. Убиение Андрея Боголюбского (Т. III, гл. I).

28. Плен Игоря Северского.

29. Игорь Северский и Всеволод Трубчевский на Каяле-реке.

30. Битва на Сале, где Владимир Мономах разбил половцев.

31. Гибель Олега, растоптанного конями Владимира и

32. Избиение половецкого посольства при Мономахе.

Все эти листы без подписи и без легенд. Литография Бруни:

33. А.С. Пушкин. Погрудное изображение его на смертном одре с иконою на груди. Без подписи; сделано в 1837 г.; печатано на большом листе (перечень работ Бруни сделан Е.Е. Рейтерном).

{Ровинский}

Бруни, Федор Антонович

(Fedele Giovanni Baroffiо Bruni) - исторический и портретный живописец и гравер. Род. в Милане в 1799, ум. в Петербурге в 1875. Отец Б., уроженец итальянской Швейцарии, Антонио Бaроффио Б. (род. 1767; ум. после 1826), получил образование в римской Академии художеств и исполнял на родине заказы по декоративной живописи. Политические волнения и войны заставили Б. покинуть Швейцарию и поселиться с семьей в России. Антонио Б., состоя (с 1808) при царскосельских дворцах в качестве "мастера лепного, живописного и скульптурного цеха", преподавал также изобразительные искусства в Царскосельском лицее. В 1815 за картину "Страдания Иова" он получил звание академика. В 1817 вышел в отставку, а в 1820 переселился в Москву, где занимался преподавательской деятельностью, работал в Кремле и у кн. Куракина. На родине, в Мандриозо, сохранились его достоверные живописные работы. Единственное известное произведение в России - "Суд Париса" - рисунок, скомпонованный в пуссеновском стиле (Третьяковская галерея).

Федор Ант. Бруни был привезен отцом в Россию девяти лет и через год был принят в Академию художеств. Окончив ее по классу Шебуева в 1818, отправился в Рим, где сблизился с многочислен. колонией рус. художников-пенсионеров, а также семейством кн. З. А. Волконской (см.), портрет которой в костюме Танкреда был одной из первых по времени его работ. В 1824 Б. выставил в Капитолии огромную картину "Смерть Камиллы, сестры Горациев" (Рус. музей). В 1826 приступил к капитальному труду - "Медный змий", одновременно работая над копиями с фресок Рафаэля. В 1834 "Смерть Камиллы" была выставлена в Петербурге, где была приобретена Академией художеств, избравшей Б. академиком. Весной 1841 была закончена Б. картина "Медный змий" и привезена автором в Петербург. Работая в Италии с конца 1841 до 1845, художник написал "Моление о чаше" (Рус. музей) и подготовил серию картонов для росписи Исаакиевского собора (там же). Вернувшись в Петербург, Б. вплоть до 1858 занят неблагодарной работой в Исаакиевском соборе, где сырость съедала всю живопись. В то же время Б. деятельно работает в Эрмитаже, будучи назначен хранителем картинного отделения. В целях пополнения эрмитажных собраний, он дважды ездил за границу (1850 и 1852). В 1845-53 Б. исполнил плафоны для Эрмитажа. В 1855 он был назначен ректором Академии художеств. В 1858 художник получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве, исполненную его учениками Венигом и Плешановым и переписанную Сорокиным. С 1866 Б. заведовал мозаическим отделением Академии. Кроме перечисленных произведений, известностью пользуются его "Вакханка" (Рус. музей) и "Мадонна" Прянишниковского собрания (Третьяк. гал.). Б. - первый и единственный рус. прерафаэлит. Его творчество связано с ранними флорентийцами: фра Беато Анжелико и Синьорелли оказали влияние на формирование его таланта. Б. создал истинно монументальный стиль, не получивший в рус. искусстве дальнейшего развития. Талант Б., гл. обр., пластический. Из тел, задрапированных складками материй, строил он архитектуру своих живописных композиций. Пейзаж с деревьями и облаками является только необходимым фоном. Общее настроение композиций выражается не столько мимикой лиц, сколько движением, подчеркнутым складками тканей, мятущимися или спокойными. Музейная деятельность Б. наложила глубокую печать на всю организацию Эрмитажа. Выбор картин для картинной галереи, а также составленное Б. и его учениками "Описание Эрмитажа" (1861) рисуют его как большого знатока старой живописи. Влияние Бруни сказалось на ранних произведениях А. Иванова, на религиозных композициях Ге и, в сильнейшей степени, на работах Ломтева. Из непосредственных учеников наиболее близок к нему Флавицкий.

Бруни Федор Антонович (1799-1875)

Ф. А. Бруни - сын швейцарского итальянца, "мастера живописного и скульптурного дела", который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 г.

Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824). В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в "Портрете 3. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине "Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета - историю Медного змия, поставленного Моисеем.

Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.

В начале 1837 г. он исполнил "Портрет А. С. Пушкина на смертном одре", размноженный литографией и получивший широчайшую известность. Все же необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 г. уехать в Италию и провести там еще два с половиной года. Законченный "Медный змий" в 1841 г. был доставлен в Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом "Последнего дня Помпеи" К. П. Брюллова. Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей. Однако картина принадлежала вчерашнему дню - дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника.

Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. "Медный змий" был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г. художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.

Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти. Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у молодежи. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Картины художника

Автопортрет. 1810


Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет

Вакханка, поящая Амура


БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ

Бруни, Федор Антонович - известный русский художник (1800 - 75), родился в Москве. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. На одиннадцатом году Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (старшего) и в особенности Шебуева. В 1818 г. получил звание художника. Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"; находится в Музее Александра III), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика. К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: "Святая Цецилия", "Святое Семейство", "Вакханка, поящая амура" (Музей Александра III), "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и др. Кроме того, Бруни написал копии с фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" (в Музее Александра III). В начале тридцатых годов Бруни начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии Художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятой Богородицы". В 1838 г. Бруни нашел возможным возвратиться в Рим, написал там "Покров" и окончил в 1840 г. "Медного змия" (Музей Александра III), который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие - различными художниками под его руководством. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттикой: "Творец, благословляющий все созданное", "Святой Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели". Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте. Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи. В 1855 г. Бруни занял в Академии Художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии. Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини З. Волконской в костюме Танкреда (находится у князя С.М. Волконского в Санкт-Петербурге). Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Бруни является в России одним из немногих представителей так называемой "назарейской школы", имевшей также большое влияние на целое поколение германских художников 1840-х годов. Подробная биография Бруни и список его работ составлены А.В. Половцевым и изданы Академией Художеств в 1907 г.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
    Федор (собственно Фиделио) Антонович , русский художник, итальянец по происхождению. Учился в петербургской АХ (1809-18) у …
  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
    русский художник по исторической и религиозной живописи, род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его …
  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский художник по исторической и религиозной живописи, род. в Москве в 1800 г., + в 1875 г. в Петербурге. …
  • БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
    (1799-1875) российский исторический живописец. Сочетал элементы классицизма и романтизма ("Медный змий", 1827-41). С кон. 1840-х гг. глава русского академизма (росписи …
  • БРУНИ в Литературной энциклопедии:
    Леонардо — один из виднейших представителей итальянского гуманизма. Б. переводил с греческого на латинский яз. Платона, Аристотеля, …
  • АНТОНОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Максим Алексеевич — лит-ый критик «Современника» . Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: «Время» и «Эпоха», с …
  • БРУНИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Bruni) Леонардо (прозвище - Аретино) (1370 или 1374-1444) итальянский гуманист. Отстаивал идею полного развития личности, осуждал аскетизм. Убежденный республиканец, противник …
  • БРУНИ О-В в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    остров близ юго-восточного берега Тасмании, южнее устья реки Дервент, представляет удлиненную и глубоко изрезанную морем песчаную поверхность. Б. занимает 385 …
  • ФЕДОР
    "ФЁДОР Л́ИТКЕ", линейный ледокол рос. арктич. флота. Построен в 1909, водоизмещ. 4850 т. В 1934 (капитан Н.М. Николаев, науч. руководитель …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР КРЕСТЬ́ЯНИН, см. Крестьянин …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР ИВ́АНОВИЧ (1557-98), рус. царь с 1584; последний царь из династии Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Грозного. Правил номинально. С …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР БОР́ИСОВИЧ (1589-1605), рус. царь в апр.- мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут в …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР АЛЕКС́ЕЕВИЧ (1661-82), рус. царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Пр-во Ф.А. осуществило ряд реформ: введено …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР II, см. Теодрос II …
  • БРУНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́УНИ Фёд. Ант. (1799-1875), ист. живописец. Сочетал элементы классицизма и романтизма ("Медный змий", 1827-41). С кон. 1840-х гг. глава рус. …
  • БРУНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́УНИ (Bruni) Леонардо (прозвище Аретино) (1370 или 1374-1444), итал. гуманист. Отстаивал идею полного развития личности, осуждал аскетизм. Убеждённый республиканец, противник …
  • БРУНИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́УНИ Лев Ал-др. (1894-1948), график и живописец-монументалист. Живописно-мягкие по технике исполнения акварели (серии "Самарканд", 1934 и 1936; "Судак. Крым", 1936-40 …
  • АНТОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОН́ОВИЧ Макс. Ал. (1835-1918), рос. лит. критик, публицист. В 1860-66 сотр. ж. "Современник". Выступал за демокр. лит-ру. Пропагандировал материализм, дарвинизм. …
  • АНТОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОН́ОВИЧ Вл. Бонифатьевич (1830 или 1834-1908), историк, этнограф, ч.-к. Петерб. АН (1901). Тр. по археологии Украины (провёл археол. съёмку Киева …
  • АНТОНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОН́ОВИЧ Афиноген Як. (1848-1917), рос. экономист-статистик. В 1893-95 товарищ мин. финансов, затем чл. совета Мин-ва нар. просвещения. Утверждал, что основа …
  • ФЁДОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ФЁДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Фёдор, (Фёдорович, …
  • БРУНИ
    Лев Александрович (1894-1948) , российский художник, в 1910-начале 1920-х гг. примыкал к футуризму и конструктивизму, создавая контррельефы и беспредметные композиции. …
  • АНТОНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Бонифатьевич (1834-1908) , украинский историк, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1901), профессор. Труды по украинской археологии, истории Великого княжества Литовского, …
  • ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-03 Time: 18:06:14 Навигация Тема = Фёдор Достоевский Викитека = Фёдор Михайлович Достоевский Викисклад = Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор …
  • УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ушаков Федор Федорович (1745 - 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля, …
  • СЧЕНСНОВИЧ ИОСИФ АНТОНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сченснович Иосиф Антонович (1886 - 1937), диакон, священномученик. Память 8 ноября, …
  • СЕМЕНЧУК МИХАИЛ АНТОНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Семенчук Михаил Антонович (1885 - 1937), протоиерей церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенское …
  • НЕДОСЕКИН ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Федор Георгиевич Недосекин (1889 - 1942), священник, священномученик. Память 17 апреля. …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), великий русский писатель. Родился в Москве 30 октября …
  • ФАВОРОВ НАЗАРИЙ АНТОНОВИЧ
    Фаворов (Назарий Антонович, 1820 - 1897) - духовный писатель, протоиерей, сын диакона Рязанской епархии, магистр киевской духовной академии, в которой …
  • ИОАНН VI АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн VI Антонович, иногда называемый также Иоанн III (по счету царей) - сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, принцессы Маклебургской …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • БРУНИ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бруни, Александр Павлович - академик архитектуры, племянник Ф.А. Бруни, воспитывался в Академии Художеств, которую окончил в 1859 г. Построил …
  • УСОВ МИХАИЛ АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Антонович , советский геолог, академик АН СССР (1939; …
  • СУЛЕРЖИЦКИЙ ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Леопольд Антонович , русский общественный и театральный деятель, режиссёр, литератор. В 1889-94 учился в Московском училище …
  • СМУРОВ АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Антонович , советский электротехник, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1937). Окончил Петербургский университет (1906) …
  • ИВАН VI АНТОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    VI Антонович , номинальный российский император (с октября 1740), сын Анны Леопольдовны (племянницы русской императрицы Анны …
  • БРЕДИХИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федор Александрович , русский астроном, академик Петербургской АН (1890; член-корреспондент 1877). В 1855 окончил Московский университет, …
  • АНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Максим Алексеевич , русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Окончил Петербургскую духовную …
  • ИОАНН VI АНТОНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иногда назыв. также И. III (по счету царей) — сын племянницы имп. Анны Иоанновны, принцессы мекленбургской Анны Леопольдовны, и герцога …
  • БРУНИ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    академик архитектуры, племянник Ф. А. Бруни, воспитывался в Импер. академии художеств, которую окончил в 1859 г. Известен сооружением Александровского толкучего …
  • ФЕДОР ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1557-1598) (Федор I), русский царь (1584-1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557, второй сын царя Ивана IV Грозного …
  • ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1661-1682) (Федор III), русский царь, старший сын царя Алексея и его первой жены Марии Милославской. Родился 30 мая (9 июня) …