Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Храмовая архитектура. Собор василия блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети

Еще изучая книгу Валериана Киприанова «Живописная история архитектуры России ", я обратила внимание на то, что он не упоминает русских архитекторов, вернее зодчих, как их раньше называли. Т.е. зодчие от слов «созидать», «создавать» «здания», были, а для строительства приглашали иностранцев?

Слово «архитектор», которое мы сейчас используем, и которое используют для обозначения зодчих все европейские страны, произошло от греческого «архи-тектор» –главный, старший плотник, строитель. Получается, что в Европе греки были самыми первыми строителями. Если начинаем углубляться в тему, то выясняется, что Греция не такое уж и древнее образование. Во всяком случае, на старых картах такого названия нет. Например, на карте Фра Мауро:


Фрагмент карты Фра Мауро, 1459г.

На карте читаются: Италия, Македония (относимая Мавро Орбини, т.е. Маваром Орбиным к славянским странам) , Албания, Расия, Болгария, Кроация, Унгария (Венгрия), населенные в его время славянами. Да что там 15-й (Фра Мауро) или 16-й (Мавро Орбини) века, еще в 19-м веке помнили об иллирийцах, проживающих на территории современной Греции и этрусках – на территории современной Италии. , у которых, по информации из европейских источников, римляне и переняли инженерное и строительное искусство.

И не было бы ничего удивительного в том, что западноевропейские славяне помогают со строительством своим восточным братьям. Но на поверку оказывается, что, скорее всего, если не все, то большая часть этих иностранных архитекторов являлись местными на самом деле, во всяком случае, на их «родине» о них почему-то ничего не известно. Но все по порядку.

Иностранные архитекторы 11-14 веков

Первое упоминание об иностранных архитекторах относится к 11 веку. Считается, что храм Св. Софии в Киеве построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками :

«Еще одно здание, не менее известное среди древних памятников России, - собор Святой Софии в Киеве, построенный в годы с 1017 по 1037 год великим князем Ярославом Владимировичем, в ознаменование победы над печенегами. Некоторые центральные части этой церкви сохранились и по сей день в их примитивном состоянии. Способ строительства стен и столбов этого храма, также возведенный греческими архитекторами , аналогичен тому, который был принят для церкви Дима. Судя по тому, что осталось нам с украшениями этого храма Ярослава, следует полагать, что весь его интерьер был украшен мозаикой. Святой Олимп Печерский, известный своему времени как художник-образчик и мастер мозаики, работал над этими украшениями с греческими архитекторами ».


Реконструкция первозданного вида Софии Киевской

«Собор Святой Софии в Новгороде основан в 1045 году князем Владимиром Ярославичем, также выполненный греческими архитекторами , является одним из самых совершенных образцов византийского стиля . В отношении способа строительства и использования материалов он мало чем отличается от церквей Киева»


Вид на собор Святой Софии в Новгороде

Итальянский архитектор Аристотель Фиоравенти, 15 век

Но так как фамилии этих зодчих не сохранились, то и проверить сейчас это трудно. Начиная с 15-го века, появляются фамилии:

«Приход к власти Ивана III (1440 -1505 гг.) открыл новые штрихи в искусстве, архитектуре, как духовной, так и светской, осуществил чувствительный прогресс, как мы можем судить по оставленным нам памятникам. Иоанн III вызвал из Пскова каменщиков, которые изучали свое ремесло под руководством немецких мастеров; он вызвал из Венеции известного архитектора и ученого Аристотеля Фиоравенти, уроженца Болоньи.

Последний учил москвичей делать кирпичи больше и сильнее, чем те, которые они использовали до сих пор, чтобы делать известь плотнее и прочнее, чтобы использовать для кладки стен кирпич, а не щебень, и оставлять последний только для фундаментов связывать стены железными кошками, строить кирпичные своды, модные глиняные украшения, одним словом, строить здания с большей прямолинейностью и точностью.»

Похоже, что Аристотель Фиоравенти (1415-1486гг) действительно был известен у себя на родине до прибытия в Россию, правда, не как архитектор, а более как инженер. Он смог переместить 25-и метровую башню, с 5-и метровым фундаментом, весом около 400 тонн, более чем на 13 метров в сторону. Об этом имеется информация на русском и итальянском языках. В возрасте 60 лет он прибыл в Россию и прожил там еще 20 лет. Принимал участие в строительстве успенского собора в Москве, и вообще в переустройстве и строительстве Кремля, и возможно даже устройства хранилища для библиотеки Ивана Грозного.


Успенский собор Московского кремля

Иностранные архитекторы Фрязины, 15-16 века

Далее идет целая плеяда архитекторов Фрязиных: Алевиз Фрязин Старый, Алевиз Фрязин Новый, Антон Фрязин, Бон Фрязин, Иван Фрязин, Марк Фрязин и Петр Фрязин (под этим именем известно несколько человек). Источники утверждают. Что старорусское «фряз» означает «иностранец», «чужой», поэтому, видимо, и получили эти иностранцы одну фамилию на всех. Все они творили примерно в одно время при царях Иване III и Василии III, с 1485 по 1536 гг. В основном это были церкви, храмы и соборы. Кроме этого архитектор Марк Фрязин построил Грановитую палату, Алевиз Фрязин - кремлевский дворец (терем)

Алевиз Фрязин Старый


Троицкая башня Московского Кремля

В Италии об Алевизе Фрязине Старом ничего неизвестно , кроме того, что он был активным итальянским архитектором в эпоху Возрождения в Русском государстве. В остальных европейских странах – аналогично. Тоже самое касается и Алевиза Фрязина Нового.

«С Фридрихом Браунштейном и Николой Микетти он построил первый замок Петергофа (1717 год). В Санкт-Петербурге он построил Апраксинский дворец и составил планы на летний сад.»

Наверное, имеется в виду дом Апраксина, не дошедший до наших дней:

«Прибывший в Петербург крупный французский архитектор Ж.-Б. Леблон разработал новый проект резиденции генерал-адмирала - дворца Апраксина. Сохранился великолепно выполненный архитектором чертеж фасада, Двухэтажный дворец решен в классических пропорциях, с небольшим мезонином в три окна в центре. Леблон спроектировал пятичастное здание - павильон, галерея, центральный корпус, галерея, павильон»



Александр Леблон. Дворец Апраксина, проект, 1716 г.

Но Леблон этот дом не строил , так как был загружен поручениями царя, как сообщается, потому строительством руководил архитектор Федор Васильев . Он же вносил коррективы в проект. А так же коррективы вносил и сам адмирал Апраксин. В результате дом получился 3-х этажным и выглядел совсем по-другому. Т.е. этот «королевский» архитектор, неизвестный во Франции, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, не построил в России практически ничего. Правда, он прожил в России всего 2 года, внезапно умерев. Я нашла еще одну статью о Леблоне на французском языке: «Foreigners in Russia: Jean-Baptiste Alexandre Le Blond » , но автор ее Адам Мискин, тоже русский скорее всего.

Карл Иванович Росси

Действительно реальным архитектором, жившим и творившим в Санкт-Петербурге (даже могила его сохранилась) был Карл Иванович Росси . Правда, имеется одно большое НО: мать его была русской, его отец неизвестен. Известно только, что в возрасте 12-и лет он приехал со своей матерью в Россию. И далее там жил, учился и работал. Итальянская Википедия сообщает о нем пару строк, основываясь на русскоязычных источниках:

«Карл Ива́нович Ро́сси , урождённый Карло ди Джованни Росси (1775, Неаполь- 1849, Санкт-Петербург) - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.»


Михайловский дворец, Санкт-Петербург

Построенные им объекты:

  • Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году
  • Екатерининская церковь в Кремле (1808)
  • Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
  • Реконструкция Аничкова дворца (1816)
  • Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815-1822)
  • Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818)
  • Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825)
  • Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829)
  • Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834)
  • Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827-1832)
  • Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара

Действительно итальянским архитектором можно считать Джакомо Кваренги (1744г, Бергамо – 1817г., Санкт-Петербург), так как он не только родился в Италии, но и жил там, учился и работал какое-то время до поездки в Россию, правда, не архитектором, а художником , единственным его архитектурным объектом итальянский источник упоминает перестройку церкви Св. Схоластика в Сабиако.

Интерьер церкви Санта Схоластика

Кваренги получил художественное образование и занимался живописью, а потом заинтересовался архитектурой, изучал ее по книгам, общаясь с художниками и архитекторами в Риме, далее он путешествовал по Италии, изучая архитектуру уже в живую.

«В 1779 году Российская царица Екатерина II, не довольная архитекторами на ее службе, поручила своему министру, барону Фридриху Мельхиору фон Гримму, найти двух итальянских архитекторов. Выбор пал на Джакомо Тромбару и Джакомо Кваренги, которые прибыли в город в январе 1780 года как «виртуозные архитекторы» российского императорского двора.

Так закончился период обучения в Кваренги, который длился 18 лет . В России архитектор работал, проектировал здания в быстром темпе, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, и в стране. Так что Екатерина II вынуждена была признать, что он работал «как лошадь». В Петербурге, в дополнении к дворцу Безбородко (1780-90), Кваренги построили Колледж иностранных дел (1782-1783), Государственный банк (1783-1800), Эрмитажный театр (1782-1785), чей интерьер вдохновлен Театром Олимпико Виченцы, Академию наук (1783-1789). За пределами Петербурга - английский дворец Петергофа (1781-1791), разрушенный в 1942г, Дворец Александра в Царском Селе (1791-1796); в Москве - восстановление Екатерининского дворца, строительство приюта паломников по заказу графа Шереметева и возведения, в сотрудничестве и Аргунов Казаков, Дворец Останкино (1791-1798).


Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены. 1806г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель

Этот список далеко не полный. За 37 лет своей работы в России Кваренги успел напроектировать очень много. Удивительно, по каким критериям барон фон Гримм его выбрал, как мог определить его способности, не имея наличия работ? Но он не ошибся. Кваренги потрудился на славу, в отличие от второго Джакомо, о котором практически ничего не известно. Очень кратко о нем написано в статье С. Франка «Римское искусство и архитектура в переписке Екатерины II (с документальным приложением о путешествии в Россию Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара в 1779 году). От мифа к проекту: Архитектурная культура итальянских и тичинских мастеров в неоклассической России (стр. 61, 118-91; 120):

«Джакомо Тромбара (Парма, 1742 - Санкт-Петербург, 1808) был итальянским архитектором. Тромбара в 1775 году участвовала в конкурсе, организованном Академией Сан-Лука, для реализации проекта идеи виллы для знатного человека и его семьи. Он выиграл конкурс вместе с Филиппо Николетти и Джузеппе Букьярелли. В 1779 году от имени Екатерины II России он был завербован бароном Йоханом Фридрихом Райффенштейном, в то время представителем в Риме Академии изящных искусств Петербурга, вместе с Джакомо Кваренги и в том же году они прибыли ко двору Санкт-Петербурга.»

Правда, здесь говорится, что приглашал его не барон фон Гримм, а барон фон Райффенштейн, если это имеет большое значение? Зато тут хоть понятно, по каким критериям его выбрали – по результатам конкурса. Хотя кроме участия в этом конкурсе более никакой информации. Единственное упоминание в русскоязычном источнике:

«В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.»

Огюст Монферран

Пожалуй, одним из самых знаменитых иностранных архитекторов в России является Огюст Рикард де Монферран (Париже,1786 г. - 1858 года Санкт-Петербург). Он считается французским архитектором, НО, вот, что пишет о нем :

«Огюст Рикард де Монферран, к сожалению, малоизвестен во Франции, а тем более в Оверне в городе Монферран. Хотя он знаменитый архитектор в России, он поступил в Королевскую школу архитектуры в возрасте 20 лет, но вскоре должен был записаться в армию Наполеона и сражаться в Италии и Дрездене до 1813 года. После отречения Наполеона в 1814 году, Огюст возобновил свои архитектурные работы и участвовал, в частности, в строительстве церкви Мадлен в Париже. В 1814 году во время визита царя Александра I в Париж, Огюст представил ему свой альбом из 24 различных рисунков акварелей: архитектурные проекты (альбом рисунков и различные проекты: публичная библиотека, триумфальная колонна, конная статуя...), которые император всей России посчитал достойными его приглашения для поездки в Россию. И Моферран отправился в Санкт- Петербург в 1816 году. Он назначен дворцовым архитектором и главным архитектором реконструкции Исаакиевского собора. Он останется работать в России до своей смерти.»

Александр 1 действительно был в Париже в 1814 году, но информация о том, что он виделся там с Морферраном, остается сомнительной. Во Франции он не только не работал архитектором, но даже толком не успел обучиться этой профессии, так как вскоре после поступления в учебное заведение ушел в армию. Единственное, что он успел сделать за это время – нарисовать акварельные рисунки. Фамилия его была Рикард, а Морферран – это название города, откуда родом был его отец. Т.е. получается, что в этом городе его тоже никто не знал. Вот что пишет о Морферране английская Википедия (ссылаясь, правда, опять же на русскоязычный источник – книгу российского искусствоведа В. Шуйского «Огюст Монферран: История жизни и творчества», 2005г.):

«Когда военные действия закончились, о новом строительстве в побежденной Франции не могло быть и речи. Монферран работал над несколькими незначительными заданиями, проводит три года, выполняя базовые чертежи и ища возможности за рубежом. В 1815 году он получил аудиенцию с русским царем Александром I и представил ему альбом своих произведений.

Летом 1816 года Монферран прибыл в Санкт-Петербург с рекомендательным письмом от Авраама-Луи Бреге. Он снял комнату возле дома секретаря Комиссии по строительству Федора Вигеля и обратился к председателю комиссии (и партнеру Бреге в 1790-х годах) Агустину де Бетанкуру. Бетанкур, впечатленный письмом Бреге и рисунками Монферрана, предложил Монферрану должность главного рисовальщика, но Монферран предпочел более низкое звание старшего рисовальщика. 21 декабря 1816 года он официально присоединился к русской службе.»

Если Морферран действительно встречался с Александром 1 в 1814 или даже в 1815 году, и тому понравились его рисунки, почему тогда он поехал в Россию лишь в 1816 году, причем с рекомендательным письмом и утроился в России рисовальщиком? Но, несмотря на то, что он был даже не главным рисовальщиком, ему приписывают авторство таких объектов:

Есть вот такая версия, как это все произошло:

«1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей (впрочем, технически никак не обоснованных ), которые Бетанкур и представил Александру I.

Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором ». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.» (Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор. - Л.: Лениздат, 1974.)

«Культура.РФ» вместе с Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева вспоминает, какие знаковые здания нашей страны были спроектированы иностранными мастерами. В нашей подборке - 10 архитектурных памятников: от собора времен Ивана III до ультрасовременного здания Захи Хадид.

Успенский собор Московского кремля

Годы строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фиорованти

После неудачного строительства собора зодчими Кривцовым и Мышкиным великий князь Иван III взял руководство процессом в свои руки. По совету второй жены Софьи Фоминичны Палеолог он решил найти мастера должного уровня в Италии. Вероятно, именно в Риме посол познакомился с архитектором и инженером Аристотелем Фиорованти.

Ридольфо Аристотель Фиорованти был уже немолодым человеком, достаточно известным в Италии, Венеции и Венгрии. Он был автором многих архитектурных и инженерных сооружений - мостов, крепостных стен, зданий и т. д. На жалованье иностранному мастеру московской казне пришлось выделить весьма значительную сумму. Но не зря: Фиорованти удалось создать выдающийся шедевр отечественной архитектуры.

Композиционно Успенский собор Фиорованти представляет собой шестистолпный трехнефный храм, увенчанный пятью главами шлемовидной формы. План сооружения, разделенный на 12 квадратов, уже не имеет выделенного центрального подкупольного пространства и, как следствие, отходит в своей планировке от традиционной для древнерусского зодчества крестово-купольной системы. Интересной особенностью архитектуры Успенского собора стали и пять апсид восточного фасада, которые не соответствуют трем нефам внутреннего пространства. Такую сильно развитую алтарную часть на фасаде Фиорованти хитроумно маскирует плоскими боковыми выступами, скрывающими апсиды со стороны Соборной площади. Четкое внутреннее членение собора на квадраты обусловило и симметрию внешнего членения фасада полукружиями закомар и тонкими лопатками. Довольно сдержанный внешний декор храма, мощные стены, прорезанные узкими окнами и украшенные тонким аркатурным пояском, придавали сооружению особую монументальность. Летописец отмечал, что Успенский собор «яко един камень».

12 августа 1479 года собор был освящен. Новый храм поражал современников своими размерами и монументальными пропорциями. Церковь, по выражению летописца, получилась «чюдна вельми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством». Мастеру удалось использовать новейшие технологии, материалы и даже применить некоторые декоративные элементы ордерной системы , сохранив при этом общую стилистику традиционного древнерусского культового сооружения.

Церковь Вознесения в Коломенском

Годы строительства: 1532 год
Архитектор: Петрок Малой

Крупный масштаб здания Биржи в виде античного храма (дорического периптера) в сочетании с ростральными колоннами и гранитной набережной рассчитаны на широкое панорамное обозрение с водной глади Невы и ее противоположных берегов. Само расположение ансамбля имеет важное градообразующее значение для Санкт-Петербурга: место, где Нева разделяется островом на два русла, первоначально должно было стать центром города, однако оформление остров получает только в начале XIX века благодаря проекту Тома де Томона.

Исаакиевский собор

Архитектор: Огюст Монферран

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран - архитектор и создатель важнейших сооружений Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора и Александрийской колонны. В 1814 году в судьбе Монферрана произошло событие, предопределившее всю дальнейшую жизнь зодчего: сразу после вступления русских войск в Париж молодой архитектор преподнес Александру I альбом архитектурных проектов, которые привлекли внимание царя. Спустя некоторое время Монферран был приглашен в Санкт-Петербург, а в 1816 году он переехал в столицу Российской империи, где жил и работал до самой смерти.

Новый Эрмитаж

Архитектор: Лео Фон Кленце

В 1837 году по заказу Николая I Кленце подготовил проект, по которому было построено здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге - первое здание в России, специально возведенное для размещения художественного музея. Примечательно, что реализовывали проект немецкого архитектора русские зодчие - Василий Стасов (автор Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге) и Николай Ефимов (автор дома Министерства государственных имуществ на Большой Морской улице). Со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа украшает портик с десятью фигурами атлантов работы Александра Теребенёва, которые стали одним из символов Санкт-Петербурга.

Здание Центросоюза

Годы строительства: 1928–1935 годы
Архитектор: Ле Корбюзье

В 1928 году Ле Корбюзье принял участие в конкурсе на составление проекта здания Центросоюза в Москве. Это сооружение стало совершенно новым примером современного делового здания, представляющего комплекс корпусов, обращенный одновременно на две улицы - Мясницкую и проспект Академика Сахарова. Отличительной чертой архитектуры Корбюзье здесь становятся огромные поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки внутренних помещений, свободное пространство в уровне первого этажа, плоские крыши и яркая, темно-красная облицовка стен розовым артикским туфом. Здание Центросоюза в Москве стало яркой иллюстрацией пяти принципов современной архитектуры Ле Корбюзье.

Dominion Tower, архитектор Заха Хадид

Годы строительства: 2012
Архитектор: Заха Хадид

Космическое здание на Шарикоподшипниковской улице в Москве появилось благодаря одному из самых известных и влиятельных архитекторов XX–XXI веков, первой женщине, получившей Притцкеровскую премию, - Захе Хадид. Здание выполнено в фирменном стиле архитектора - деконструктивизм. Кубический объем здания распределен по этажам на своеобразные слои, выступающие из плоскости фасада, что создает более динамичный силуэт. Ленточное остекление и преобладание белого цвета как внутри, так и снаружи делает из здания светящийся кристалл, наполненный воздухом и светом. Интерьеры этого бизнес-центра включают в себя минимум деталей, однако завораживают плавностью и четкостью линий.

Итальянские архитекторы в России

Изх истории Руси мы знаем, что красивейшие архитектурные строения, которые по сей день являются достопримечательностями строили известные архитекторы иностранцы. Предлагаю вспомнить итальянских зодчих, которые увековечили память о себе в красивейших сооружениях.

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня - старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов - строителей России.

1. Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

Достижения


В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля - Тайницкая м Водозводная.

2. Ридольфо Аристотель Фиораванти

Успенский собор

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.


Достижения

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

3. Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.


Достижения

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.


4. Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Достижения


По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

5. Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

Достижения


Строительство Большого Гатчинского дворца

6. Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» .


Достижения

Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

7. Карл Иванович Росси

Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.


Достижения

Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

В самом центре Московского Кремля расположена Соборная площадь , окруженная четырьмя соборами.
Самый крупный из них, Успенский, чуть меньше по размерам в плане - Архангельский, затем Благовещенский и Ризположенский. Если выточить из дерева макеты их наружных стен, то они могут быть вставлены друг в друга, как традиционная матрешка.
Сегодня на очереди рассмотрение Архангельского собора -
самого «заморского» по своей архитектурной отделке фасадов.
Как же смотрится этот «иностранец»?
В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505—1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор.

Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого -
Архангельский собор, Благовещенский собор и за ним БКД, справа - Грановитая палата.



Колоритная открытка XIX века …..

Для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.


Вид на Архангельский собор с западной стороны

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса - антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна.
Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон. Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.


План Архангельского собора

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.


Вид Соборной площади: Архангельский собор, справа - Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами и Грановитая палата.


Продольный разрез
Этот храм имеет четырехэтажный притвор с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Посмотрев на чертеж разреза здания, все становится понятным.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.


Интерьер собора, взгляд вверх….
Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.


Внутренняя планировка собора поражает количеством огромных саркофагов, которые занимают чуть не половину площади пола.

Интерьер светлый и свободный, и когда человек смотрит вверх, он ощущает определенный восторг, но вот эти саркофаги производят тягостное впечатление. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.
И туристы, прослушав подробные сообщения экскурсовода об этих надгробиях, спешат покинуть это интересное место и выйти на свежий воздух.


Поперечный разрез, совмещенный с разрезом через малую главу собора


Мощные контрфорсы поддерживают собор с южной стороны, где недалеко находится бровка Кремлевского холма.


Помимо основных апсид, собор дополнился еще несколькими, пристроенными позднее


Вид Архангельского собора с востока, со стороны апсид

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.
Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись и внешнего облика здания и его интерьеров.
Когда я фотографировал, вся восточная стена Архангельского собора была укрыта строительной сеткой, что означает новый виток реставрационных или ремонтных работ.

Литература и фото:
Литература по Кремлевским соборам настолько обширна, что даже список книг займет несколько страниц. В своей статье я привел только самые важные сведения.
Основные фотографии и сканирование исторических чертежей - выполнены автором .
Несколько фото привлечено из интернета.

Первоисточник в моем Блокноте ЖЖ -

«Если вы никогда не были на Андроновке - станции Московской окружной железной дороги, то это неудивительно: нормальный человек туда вряд ли когда-нибудь доберется.

Она расположена в промзоне на самой окраине района Лефортово: скромное Андроновское шоссе, бесконечные бетонные заборы, километры колючей проволоки, глухие железные ворота, здание бывшего завода «Криптон», километры уже почти безжизненных железнодорожных путей, склады, склады, склады и бродячие собаки, неподалеку - река Нищенка.

На фотографии - комплекс (некогда) жилого дома и станционного здания, построенных в 1905–1907 годах, - это словно Уолту Диснею разрешили нарисовать пару своих мультяшных персонажей в уголке картины «Последний день Помпеи».

Сама станция сейчас фактически стоит без дела, снесена красивая готическая водонапорная башня, пластиковые трубы, выходящие из здания вокзала - а это трубы для пневмопочты - вряд ли используются».

Ажурный дом на Ленинградке


«На Ленинградском проспекте, в районе Третьего транспортного кольца, в 1940 году был построен дом, который должен был стать образцовым стандартным жилым домом для рядового советского гражданина. То есть строится быстро и недорого из готовых заводских бетонных блоков, но при этом украшается и выглядит не типовым проектом, а имеет собственное, так скажем, лицо. Проектируется и строится так, что получает свое собственное название - Ажурный дом.

Эти резные решетки закрывают балконы и лоджии, поэтому дом выглядит на удивление цельным, хотя жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов, сделанных, кстати, из бетона по эскизам знаменитого русского графика Владимира Фаворского, в квартирах темновато.

В общем, это наглядный пример того, как при желании можно строить недорого и очень красиво».

Дом Абрикосовых


«На улице Малая Красносельская, недалеко от ТТК, стоит построенный в 1905 году дом Абрикосовых с фабричными помещениями. Абрикосовы - те самые потомственные русские кондитеры.

Один из Абрикосовых - Алексей - является автором конфет «Утиные носы», которые многие знают под названием «Гусиные лапки», а еще он придумал то, что сейчас называют киндер-сюрпризом, - сладости с подарком внутри (игрушкой, мозаикой, открыткой); обернутые в фольгу шоколадные зайцы - тоже его изобретение.

Кондитерские изделия Абрикосовых были настолько популярны в дореволюционной России, что название марки можно встретить в книгах известных писателей того времени.

«…Вручая тете маленький кулек, перевязанный шпагатиком и прицепленный к верхней пуговице его пальто, он сказал:

А это позвольте вам презентовать к чаю. С получки. «Раковые шейки» Абрикосова. Я знаю, вы любите». – В.Катаев, «Хуторок в степи».

Готический дом на Бауманской


«Редкий жанр: «Москва готическая». Доходный дом Антона Фролова, построенный в 1914 году. Сейчас уже точно никто не скажет, почему свой доходный дом Фролов решил построить именно в таком стиле. Скорее всего, из-за того, что исторически эта местность была насыщена лютеранскими церквями, голландскими особняками и другими редкими для Москвы постройками космополитичной, так скажем, архитектуры. Речь, понятно, идет о Немецкой слободе, где с древних времен предпочитали селиться иностранцы. Теперь от тех построек мало что осталось, зато прекрасный фроловский дом сохранился, а расположен он на бывшей Немецкой, сейчас Бауманской улице.

И отдельно надо сказать об архитекторе здания - это Виктор Александрович Мазырин, блестящий зодчий своего времени, человек широких взглядов и, как сегодня бы про него сказали, типичный представитель Global Russians.

Виктор Александрович родился в небольшом чувашском селе, воспитывался без родителей, а в итоге стал одним из сильнейших русских архитекторов. Он много и серьезно путешествовал по миру: не только Европа, но и Япония и Египет; увлекался мистическими учениями и «считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид». Такой широкий кругозор и культурный опыт позволяли, видимо, ему мыслить настолько широко, что он с одинаковым успехом мог спроектировать неоготический дом Фролова, православную церковь в Кунцеве, русский павильон на выставке в Париже, а также именно он автор проекта одного из самых выдающихся и известных домов в Москве - знаменитого Морозовского особняка на Воздвиженке.

Исходя из всего этого, будем надеяться, что сегодня Фабио Капелло тоже будет мыслить шире и все-таки выпустит Дзагоева с Кержаковым в стартовом составе».

Не кремлевская бензоколонка


Бывшее общежитие Метростроя


«Это здание постройки 1906 года в 1-м Самотечном переулке когда-то использовалось как конторское здание и общежитие Метростроя. Несколько последних лет оно было заброшенным и готовилось тихо уйти в мир иной, но внезапно в ходе проведенной реконструкции его довольно прилично отреставрировали.

Но главное - да, это не обман зрения - его торцы и задний фасад обшили листовой медью, и теперь, когда на эти стены попадают лучи солнца, район погружается в звенящее оранжевое марево, что выглядит, к слову, очень сильно.

И если кто-то подумает: «Очередные девелоперы вбухали миллиарды в очередной бизнес-центр», то на самом деле это новое здание музея ГУЛАГа».

Башня Мосэнерго


«Это башня, которую можно увидеть на задворках Дома на набережной; располагается она на территории построенной еще до революции Центральной электрической станции московских железных дорог (ныне - Мосэнерго-2).

Когда-то эта башня была самым красивым сооружением станции, ее построили так, чтобы она напоминала Спасскую башню Кремля: у нее был высокий шпиль и красивые часы.

Потом, как водится, все сломали».

Герб клуба иракского бизнесмена


«На воротах жилого дома 1938 года постройки, что стоит у метро «Краснопресненская», можно увидеть два одинаковых герба уже несуществующего московского футбольного клуба «Пресня».

Образованный еще в 1922 году клуб сменил множество названий; был и клубом при местной мануфактуре, называясь «Трехгорка» (конец 1920-х годов), и в самом начале 1990-х первым частным футбольным клубом в России, получив от своего нового владельца - бизнесмена иракского происхождения Хуссама Аль-Халиди - название «Асмарал».

В общем, история этого клуба, еще с 1920-х годов базировавшегося на Пресне, хоть и не блистает великими футбольными достижениями, но при этом довольно интересная. Здесь, в частности, играли и тренировали множество известных всем футбольных звезд.

Теперь этого клуба нет; на его историческом небольшом, уютном и самом центральном стадионе «Красная Пресня» проводятся коммерческие турниры, а память об этом клубе сохраняют только настоящие любители футбола и два этих герба на воротах здания по улице Конюшковской».

Та самая Матросская Тишина


«Это наш московский Сайлент-Хилл - огромный заброшенный дом, красиво разрисованный символами рунического алфавита, за разбитыми окнами которого порой мелькают неясные тени. Сразу за домом - тюрьма Матросская Тишина, слева от него - психиатрическая больница, а в 10 минутах пешком больница туберкулезная.

Эта местность известна еще со времен Петра Первого - «Тишина: поселение санаторного типа для реабилитации отставных матросов, у многих из которых наблюдались душевные расстройства. По этой «тишине» и названа улица, на которой она находится».

В общем, и дом, и окружение - настоящая красота для истинных ценителей другой красоты, к тому же он постройки 1927 года, является памятником архитектуры; макабрический дом».

Монструозный завод на Золотой


«Техногенные красоты на фото - часть НПП «Салют», производящего авиационные двигатели. Причем в кадр попала лишь малая часть этих строений, тянущихся вдоль улицы.

И вот эти громадные металлические монстры являются, как говорят, своеобразными выхлопными трубами и глушителями для испытаний в цехах завода огромных двигателей для самолетов.

Всю эту не всем понятную красоту усиливают два фактора.

1. Улица, на которой расположено это, выглядит так: с одной стороны тянется ЭТО, с другой - бесконечная вереница металлических гаражей и железная дорога сразу за ними.

2. А название этой улицы - Золотая.

При всей моей любви к заброшенным зданиям и странным местам признаю улицу Золотую с этими милыми строениями самым брутальным (из общедоступных) местом Москвы».

Дом купчихи Ломакиной


«На улице Гиляровского стоит отличный образец московского модерна - доходный дом купчихи Ломакиной, а построен он по проекту архитектора В.С.Масленникова в 1909 году.

Но даже в Сибири он нашел возможность заниматься любимым делом: это, конечно, уже были не здания в стиле модерн, а участие в строительстве заводских зданий, преподавание, а также проектирование многоквартирных жилых домов - например, хорошо известного жителям Новосибирска Стоквартирного дома на Красном проспекте.

Но вернемся к самому этому дому, где совсем недавно было посольство Республики Мозамбик, а теперь его там, по-моему, уже нет; впрочем, сами все видите, насколько он богат деталями, синкопированной геометрией окон и форм, короче - отличный, как будто откуда-то с Бауманской улицы сбежал».

Конюшни нефтяника Манташева


«В жилых массивах в районе пересечения Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца притаился выдающийся дом в стиле барокко.

Это здание, которое в 1912 году архитекторы Измиров и братья Веснины построили для богатого нефтяника Леона Манташева. И это не парадный особняк Леона или там театр, это ансамбль конюшен - Леон был страстным любителем лошадей, владел лошадьми, которые участвовали в самых престижных соревнованиях того времени. Если присмотреться, то на фасаде здания, на самом верху, видно изящные Л и М - по первым буквам имени владельца дома.

Улица, где построен этот удивительный дом, называется Скаковая: лошади, скачки, название Скаковая - все это более чем логично, ведь всего в паре сотен метров находится Московский ипподром.

Пора переходить к традиционной грустной части поста «А что там сейчас?». Сейчас - мрак полнейший. По бокам когда-то стояли еще два строения ансамбля - разрушили: сбоку примыкают автосервис и мойка, во дворе здания странное сооружение, напоминающее недостроенный заводской цех или гигантский ангар. Во дворе ансамбля конюшен сохранилось здание жилого дома жокеев, но разглядеть его за наваленной грудой металлолома и разного хлама проблематично.

Арендаторы здания - от студии балета до различных офисов. В общем, очередная где-то удивительная, где-то уже, увы, типичная московская история.

А дом при возможности навестите: венское барокко среди типовых пятиэтажек - это выглядит очень сильно».

Бывшая трамвайная электростанция


«На угрюмой, практически непешеходной улице Ленинская Слобода, которая находится в районе Третьего кольца, есть такое прекрасное здание - это бывшая Вторая городская трамвайная электрическая станция, построенная в 1916 году. Сейчас там институт с труднопроизносимым названием».

Гараж Мельникова



«Прогуливаясь по юго-западной части Москвы, можно встретить это волшебное сооружение - практически замок. Это Конный двор - комплекс хозяйственных построек старинной русской усадьбы Черемушки-Знаменское. Сооружен он примерно в последней четверти XVIII - начале XIX века при одном из многочисленных владельцев усадьбы С.А.Меншикове.

На фото лишь входная группа комплекса, сам Конный двор занимает немаленькую территорию и действительно похож на сказочный замок, и вот бы там устроить какой-нибудь отличный детский центр, чтобы девочки там себя принцессами воображали, а мальчики рыцарями, но нет.

Если основную часть усадьбы Черемушки-Знаменское, которая находится через дорогу, через улицу Большая Черемушкинская, занимает Институт теоретической и экспериментальной физики, то эти строения принадлежат Институту гельминтологии».

Плоский дом на Пресне


«Отличный архитектурный аттракцион - Плоский дом на Пресненском Валу. Соседний дом тоже, кстати, «плоский».

Построенный в 1910 году двухподъездный жилой дом на самом деле никакой не плоский, конечно же. Просто земельный участок, который был отведен под его строительство, был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла, отсюда - если выбрать правильный ракурс - и возникает иллюзия, что дом плоский, словно нарисован на листе фанеры».

Тюремный парапет


«Неприметный серый парапет в Новоспасском переулке не кажется чем-то значимым и интересным, но это если не знать, что это остаток ограды знаменитой «Таганки». Той самой, где «все ночи, полные огня».

Московская губернская уголовная тюрьма (Таганская тюрьма) была построена в 1804 году по указу императора Александра I. Здесь побывали личности в формате от Саввы Мамонтова до человека, ставшего прототипом Остапа Бендера. Здесь перед заключенными пел Шаляпин.

Тюрьму снесли в 1958 году. Сейчас от нее остались только часть ограды - этот парапет - и бывшее административное здание тюрьмы, в котором находятся офисы.

А там, где в течение полутора веков томились в застенках люди и, в частности, был повешен генерал Власов, теперь тихие дворы, обычные пятиэтажечки и детский сад».

Робокоп из «буханки»


«Красота из двора Московского художественно-промышленного института - новый, вот-вот готовый отправиться в город в рейд против сноса исторических зданий симбиоз Робокопа и бойца из отряда «Капитана Пауэра и солдатов будущего». Метров пять в высоту.

Обратите внимание на элегантное решение грудной клетки этого монстра - легким движением студенческой руки защищать стальное сердце отправилась передняя часть кузова автомобиля УАЗ, он же «буханка».

Саввинское подворье


«Сравнительно недавно, до 1937 года, одно из красивейших зданий Москвы украшало самое начало Тверской улицы. Потом, правда, его передвинули и закрыли огромной жилой махиной - домом номер шесть по улице Тверской.

А это здание - Саввинское подворье, построенное в 1907 году, - теперь находится в глубине главной улицы города. Ознакомиться с ним можно свободно, зайдя в арку дома номер шесть. Можно и нужно: Саввинское подворье - дом волшебной красоты».

Лестница в особняке на Малой Никитской


Этот особняк на Малой Никитской - одна из важнейших московских архитектурных достопримечательностей: умопомрачительно красиво, сохранившиеся предметы интерьера и мебель, тайная молельня на последнем этаже. Причем попасть сюда можно абсолютно свободно и даже бесплатно».