Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Характеристика Раневской из "Вишневого сада": противоречивый характер героини. "Вишнёвый сад" - любовная комедия Любовные отношения в пьесе вишневый сад

В его произведениях тема любви раскрывается глубоко и по-особенному, по Чеховски.

Что же говорит нам о любви А. П. Чехов? Обратимся к героям пьесы “Вишневый сад”. Уже на первых страницах мы видим любовный треугольник, состоящий из Яши, Дуни и Епиходова.

Савелий Пантелеевич Епиходов влюблен в Дуню и делает ей предложение, но получает отказ, так как Дуня

Предпочла ему молодого и циничного лакея Яшу.

Вторым треугольником оказываются отношения между Лопахиным, Раневской и Трофимовым. Лопахин старается любой ценой добиться расположения к себе Любови Андреевны и даже в какой-то степени пытается купить ее любовь, но это, в конце концов, ему не удается. В то же время терпит неудачу и Петя Трофимов, он понимает, что Раневская не любит его, но не пытается что-то изменить и пускает абсолютно все на самотек.

Таким образом, из этого любовного треугольника никто не выходит победителем и не вступает в новые отношения, ничьи чувства не развиваются.

Не получает развития и еще одна любовная линия: Лопахин и Варя, потому что Ермолай Алексеевич так и не решился сделать Варе предложение. На протяжении всей пьесы выход Вари замуж за Лопахина обсуждается как дело уже решенное. Однако в финале этого не происходит. Герои никогда не будут вместе.

И дело, наверное, не только в том, что Варя бесприданница, но и в том, что они совершенно не подходят друг другу, это все-таки очень разные люди.

Навряд ли разовьются отношения между Петей и Аней, так как Трофимов – человек нерешительный и вряд ли способен на такое чувство, как любовь. Почти все герои пьесы в конце не выигрывают ничего, они терпят поражение во всем. Рушатся их мечты и надежды. То же самое происходит и в любви.

В этой пьесе Антон Павлович Чехов говорит, что любовь невозможно купить, за нее нужно бороться. Вместе могут быть только близкие по духу люди!


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Любовь к дому В произведении великого русского классика А. П. Чехова “Вишневый сад” центральное место отведено теме дома и родины. ­Подобно вишневому саду, павшему от рук топора, умирает потихоньку и бывшая родина. Или же если посмотреть с другой стороны, не умирает, а возрождается: на смену старому поколению приходит новое, молодое поколение, исполненное веры в счастливое […]...
  2. В пьесе “Вишневый сад” не прослеживается ярко выраженного конфликта. А. П. Чехов скрыл его за бытовыми трудностями действующих лиц. Ключевым образом драмы, несомненно, является сад, вокруг которого и развиваются события. Мысли и воспоминания героев пьесы связаны с вишневым садом. Действие происходит в конкретном имении, внешний конфликт автор заменил на драматизм переживаний сценических персонажей. Через описание […]...
  3. Работу над “Вишневым садом” А. П. Чехов завершил в 1903 году. Начало века было переломным для России, начиналась переоценка традиционных ценностей. Аристократия разорялась и расслаивалась. На смену обреченному дворянству приходила предприимчивая буржуазия. Именно этот факт стал основой чеховской пьесы. В “Вишневом саде” представлены персонажи разных сословий, имеющих отличное мировоззрение. Умирающий класс дворянства представлен в образах […]...
  4. “Вишневый сад” А. П. Чехова оставляет в душе неизгладимое впечатление. До конца пьесы читателя не отпускает чувство беспокойства и смятения. О чем же предупреждает писатель своим произведением? Мне кажется, авторская позиция выражена в самой идее произведения – неизбежности грядущих перемен как для поместного дворянства (на примере судеб аристократов Раневской и Гаева), так и для государства, […]...
  5. Антон Павлович Чехов – великий драматург русской литературы. Этот писатель привнес много новизны. И прежде чем анализировать одну из его пьес, нужно сказать о том, что же именно было новым в творчестве Чехова. В первую очередь, его новаторство заключалось в том, что его пьесы строятся не на конфликте, а на глубоком анализе характеров героев, их […]...
  6. “Вишневый сад” – последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые “приемы” построения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе в таких образных открытиях, которые возвысили реалистическое изображение жизни до широких символических обобщений, до прозрения будущих форм человеческих отношений в подспудных глубинах текущей […]...
  7. Так, в “Трех сестрах” героини высказывают свои сокровенные желания и мечты “по поводу” приезда в город Вершинина, его знакомства с Андреем… Так, дядя Ваня произносит, точнее, выкрикивает свои исповедальные признания о даром прожитой жизни и стреляет в Серебрякова только – по видимости – потому, что тот предложил заложить имение. За этим выстрелом – накопившаяся годами […]...
  8. Основными Сочинение на темуми пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и Сочинение на тему будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России – в этом заключается […]...
  9. Жизнь и сад Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну. Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия – наш […]...
  10. ­Дом “Вишневый сад” – одно из самых известных произведений русского классика А. П. Чехова, которое он написал незадолго до смерти. Примечательно то, что он и сам выращивал сад в Мелихове, а в Крыму рядом со своим домом имел еще один прекрасный южный сад. Таким образом, сад для него, как и для его героев, много значил. […]...
  11. Для начала, давайте порассуждаем, что было бы, если сад не продали именно Лопахину. Давайте просто представим, что на торгах ни у кого не было денег, кроме тетки из Ярославля. Дом ушел бы за 15 тысяч, все стали бы радоваться. Но что дальше? Это немного скрасило бы финансовое положение семьи, т. к. грубо говоря, и дом […]...
  12. ­Человек и природа Во многих рассказах Чехова звучит обида за непорядок, установившийся в природе, и пьеса “Вишневый сад” не является исключением. Именно природа во многом помогала русским писателям понимать взаимосвязь и единство всего живого на земле, смысл жизненного предназначения. А тема цветущего весеннего сада проходила сквозь всю русскую литературу, не минуя работы Пушкина, Гоголя, Пришвина, […]...
  13. Здравствуй, новая жизнь Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в период существенных изменений в общественной жизни русского общества, а именно в самом начале двадцатого столетия. В воздухе чувствовалась надежда на новую жизнь, обещанную революционерами. Именно эту мысль хотел донести до читателей автор. Не последнее место в тематике произведения занимает вишневый сад и его […]...
  14. Пьеса “Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова. Ее называют пьесой о закате дворянской жизни и о расцвете мнимых и истинных хозяев России. Действие сцены происходит в имении главной героини произведения – Любови Андреевны Раневской. Именно она является одной из представительниц дворянского сословия, которые не смогли адаптироваться к новым условиям жизни, а именно к […]...
  15. ­Проблема счастья О пьесах Чехова говорят, что их пробирает некое ощущение постоянного неблагополучия. И, действительно, даже самый невнимательный читатель заметит, что все герои, несмотря на разрешение проблем и очевидные перемены, остаются несчастными. В чем же проблема и что для этих людей счастье? Для кого-то счастье заключается в достижении любви, успеха, признания, справедливости, здоровья, материального благополучия, […]...
  16. Пожалуй, основным персонажем в пьесе является вишневый сад. Он дорог всем жителям имения, а особенно старшему поколению. Раневской и Гаеву сад напоминает о том времени, когда жизнь казалась веселой и безоблачной, о беззаботном детстве: Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, […]...
  17. Кого из героев называют недотепами? Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе. Она сумела передать старые идеи в новом стиле и стала примером новаторства. Сам автор уверен, что человек в душе глубоко несчастен и беспомощен перед миром. По этой причине в пьесе […]...
  18. ­Нежная душа или хитрый зверь При создании своего последнего произведения Антон Павлович Чехов уделял большое внимание изображению главных героев и их социальной значимости. Одним из главных героев в пьесе “Вишневый сад” является Ермолай Лопахин – внезапно разбогатевший выходец из крепостных. Его отца знала Раневская, а сам Ермолай вырос у нее на глазах. Неудивительно, что именно […]...
  19. ­Спор поколений Пьеса Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишневому саду […]...
  20. А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается “Вишневый сад”. Эта пьеса была написана в 1903 году, почти перед смертью писателя. В “Вишневом саде” Чехов раскрывает свои […]...
  21. ­Кто из героев драмы тронул меня Пьеса “Вишневый сад” – одно из лучших произведений А. П. Чехова, показавшее драму русской интеллигенции в рамках отдельно взятой семьи. Владельцы поместья с вишневым садом люди из уважаемой и ранее состоятельной семьи – Раневская Любовь Андреевна и ее брат Гаев Леонид Андреевич. Помимо этих персонажей в пьесе задействованы семнадцатилетняя […]...
  22. Анализ произведения Это произведение Чехов задумывал как комедию, как смеш­ную пьесу, “где бы черт ходил коромыслом”. Но К. С. Станислав­ский и В. И. Немирович-Данченко, высоко оценив работу, воспри­няли ее как драму. Внешний сюжет “Вишневого сада” – смена владельцев дома и сада, продажа рядового имения за долги. Деловой и практичный купец Лопахин противостоит здесь прекрасным, но […]...
  23. Раскрывая тему любви Гурова к Анне Сергеевне, Чехов говорит о том, что настоящая любовь может настигнуть человека в самый неожиданный момент. В первых строках мы видим абсолютно обычных людей, приехавших на курорт: Анна Сергеевна по-мещански скучает на набережной Ялты в сопровождении белого шпица – дань тогдашней моде, Гуров, вспомнив рассказы о чужих легких победах, решает […]...
  24. В пьесе Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” повествуется о жизни 3-х поколений. Один из главных героев – сам сад воплотил в себе красоту прошлого, особенно в восприятии Гаева с Раневской, которые провели в нем годы детства. Они гуляли по этому саду, играли в нем, наблюдали за ним из окон дома. Другие герои пьесы, к примеру, […]...
  25. В пьесе “Чайка” затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. “Чайка” построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически […]...
  26. В характер Любови Андреевны Раневской заложено все светлое поры детства и юности, все лучшее – эпохи тургеневских девушек – доброта, умение сострадать и чувствовать, способность совершать дерзкие жизненные шаги. Но время изменилось, и теперь бескорыстие, беспечность Раневской оборачиваются продажей родового имения, слезами, неустроенностью Бари, собственным скитальчеством. Драма Раневской в конфликте между ее желанием жить по-старому […]...
  27. Чехов драматург Пьеса Вишневый сад. Чехов – автор социально-психологических пьес, в которых повышенное внимание уделяется чувствам и переживаниям. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия; в них нет счастливых людей. Герои слишком подавлены собственными бедами, а потому плохо слышат друг друга. Общение между ними редко переходит в диалог. Это создает атмосферу психологической глухоты и усиливает ощущение […]...
  28. КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. “Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, – говорил Чехов, – […]...
  29. Вы прочитали пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад”, и у вас, очевидно, сложилось мнение о ее жанре. Чья позиция вам ближе: А. П. Чехова, полагавшего, что у него вышла не драма, а комедия, или руководителей Художественного театра, поставивших “Вишневый сад” как “тяжелую драму русской жизни”? А. П. Чехов был великим человековедом, он как никто другой […]...
  30. Петя Трофимов Петя Трофимов – один из персонажей пьесы “Вишневый сад”, бывший учитель семилетнего сына Раневской, разночинец лет 26 или 27. Многие его называют “вечным студентом” и “гимназистом” потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. По его мнению, дворянство – […]...
  31. Чем больше привычек имеет человек, Тем меньше он свободен и независим. И. Кант “Вишневый сад” был написан Чеховым в завершение творческого пути писателя. Пьеса начинается с того, что Раневская приезжает в свое поместье, а в конце II действия уезжает снова но Францию. И между этими событиями эпизоды жизни в поместье Гаева и Раневской. Отношения, переживания, […]...
  32. В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы. Отсюда понятна та роль, которую играют в пьесе зрительный и слуховой элементы. Зрительные эффекты в пьесе “Вишневый сад” создаются в основном при помощи […]...
  33. А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. “Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, – говорил Чехов, – люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются […]...
  34. Как известно, драма – тот род литературы, где роль автора в произведении сведена к минимуму (ремарки), а на первый план выходят персонажи, их слова и действия. Но мы понимаем, что всем этим “действом” управляет автор, только обнаружить его присутствие иногда бывает весьма непросто. Так, в пьесе Чехова “Вишневый сад” автор проявляет себя, прежде всего, в […]...
  35. План Конфликт в драматическом произведении Истоки конфликта в пьесе “Вишневый сад” и его своеобразие Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы Конфликт в драматическом произведении Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было […]...
  36. Лопахин Лопахин Ермолай Алексеевич – один из основных персонажей пьесы “Вишневый сад”, купец, потомок крепостных, работавших у отца и деда Раневской. Отец Лопахина был необразован и груб, часто бил его. Раневская была добра к мальчику, защищала его. Он говорит, что любит ее больше чем родную, так как она много сделал для него. О себе он […]...
  37. Лопахин, правда, купец, Но порядочный человек… А. П. Чехов А. П. Чехов писал К. С. Станиславскому, что “роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то… и пьеса вся провалится”. Автор постоянно напоминает, что “это не купец в пошлом смысле этого слова, это мягкий человек”. Лопахин с детства сохранил восторженную привязанность к Раневской, с того момента, […]...
  38. Раневская Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”, помещица и хозяйка имения с вишневым садом. Несколько лет тому назад умер ее муж, а затем трагически погиб сын Гриша. После этого она поспешно уехала в Париж, оставив имение, слуг и приемную дочь Варвару. Там она купила дачу в Монтоне, которую впоследствии […]...
  39. Внешний конфликт в драме “Вишневый сад” лежит открыто для всех на самой поверхности. Он связан с потерей имущества продажей своего имения за долги, “которого прекраснее нет на свете”. Уже в первом действие его начале Лопахин выступил с предложением о спасении усадьбы, разбив сад на дачные участки и сдав их в аренду горожанам. Но с этим […]...

Раневская в системе образов героинь Чехова

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова, заняв на долгие годы подмостки мировых театров. Успех этого произведения был обусловлен не только его тематикой, вызывающей споры по сей день, но и образами, которые создал Чехов. Для него присутствие женщин в произведениях было очень важным: « Без женщины повесть, что без паров машина» – написал он одному из своих знакомых. В начале ХХ века роль женщины в обществе начала меняться. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» стал ярким шаржем на эмансипированных современниц Антона Павловича, которых он наблюдал в большом количестве в Монте-Карло.

Чехов тщательно прорабатывал каждый женский образ: мимику, жесты, манеры, речь, ведь через них он передавал представление о характере и чувствах, владеющими героинями. Внешний облик и имя так же способствовали этому.

Образ Раневской Любови Андреевны стал одним из самых спорных, и во многом это произошло благодаря актрисам, играющим эту роль. Сам же Чехов писал, что: « Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять…».

Ее образ сложен, однако в нем нет противоречий, так как она верна своей внутренней логике поведения.

История жизни Раневской

Описание и характеристика Раневской в пьесе «Вишневый сад» дается через ее рассказ о себе, со слов других героев и авторские ремарки. Знакомство с центральным женским персонажем начинается буквально с первых реплик, а история жизни Раневской раскрывается в первом же действии. Любовь Андреевна возвратилась из Парижа, где прожила пять лет, причем возвращение это было вызвано острой необходимостью решения вопроса о судьбе имения, выставленного на аукцион за долги.

Любовь Андреевна вышла замуж за «присяжного поверенного, недворянина…», «который делал одни только долги», так еще и «страшно пил» и «умер от шампанского». Была ли она счастлива в этом браке? Навряд ли. После смерти мужа Раневская «на несчастье» влюбилась в другого. Но ее страстный роман длился недолго. Трагически погиб ее малолетний сын, и чувствуя себя виноватой, Любовь Андреевна навсегда уезжает за границу. Однако ее любовник поехал за ней «безжалостно, грубо», и после нескольких лет мучительных страстей «он обобрал… бросил, сошелся с другой», а она в свою очередь пробует отравиться. Семнадцатилетняя дочь Аня приезжает за матерью в Париж. Как ни странно, но эта юная девушка отчасти понимает свою мать и жалеет ее. На протяжении всей пьесы видны искренняя любовь и привязанность дочери. Пробыв в России всего пять месяцев, Раневская сразу же после продажи имения, взяв деньги, предназначенные для Ани, возвращается в Париж к своему любовнику.

Характеристика Раневской

С одной стороны Раневская это красивая женщина, образованная, с тонким чувством прекрасного, добрая и щедрая, которую любят окружающие, но ее недостатки граничат с пороком и поэтому так заметны. « Хороший она человек. Легкий, простой»- говорит Лопахин. Он искренне любит ее, но его любовь так ненавязчива, что ни кто не догадывается об этом. Почти тоже самое говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». О ее неумении распоряжаться деньгами говорят абсолютно все действующие лица, и она сама это прекрасно понимает: « Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»; «…у нее ничего не осталось. И мама не понимает!», говорит Аня, «Сестра не отвыкла еще сорить деньгами»- вторит ей Гаев. Раневская привыкла жить не отказывая себе в удовольствиях, и если ее родные стараются ужать свои расходы, то у Любови Андреевны это просто не получается, она готова отдать последние деньги случайному прохожему, хотя Варе нечем кормить домочадцев.

На первый взгляд переживания Раневской очень глубоки, однако если обратить внимание на авторские ремарки, то становиться понятно, что это лишь видимость. Например, ожидая в волнении брата с аукциона, она напевает лезгинку. И это яркий пример всего ее существа. Она как бы дистанцируется от неприятных моментов, стараясь заполнить их действиями, способных принести положительные эмоции. Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: « Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза», говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряв в своем мире.

«О, сад мой! После темной ненастной осени и хо¬лодной зимы опять ты молод, полон счастья, анге¬лы небесные не покинули тебя…» – такими словами приветствует Раневская сад после долгой разлуки, сад, без которого она «не понимает своей жизни», с которым неразрывно связаны ее детство и юность. И, кажется, что Любовь Андреевна любит свое имение, и жить без него не сможет, однако предпринять какие- то попытки для его спасения она не старается, тем самым предав его. Большую часть пьесы Раневская надеется, что вопрос с имением решится сам собой, без ее участия, хотя именно ее решение является главным. Хотя предложение Лопахина самый реальный способ его спасти. Купец предчувствует будущее, говоря, что вполне возможно, что «дачник … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным», ведь на данный момент сад находится в запущенном состоянии, и не приносит ни пользы, ни прибили своим хозяевам.

Для Раневской вишневый сад значил ее неотрывную связь с прошлым и ее родовой привязанностью к Родине. Она часть его, так же как и он часть ее. Она осознает, что продажа сада это неизбежная плата за прошлую жизнь, и это видно в ее монологе о грехах, в котором она их осознает и принимает на себя, прося Господа не посылать больших испытаний, а продажа имения становится их своеобразным искуплением: «Нервы мои лучше… Я сплю хорошо».

Раневская – это отголосок культурного прошлого, истончающегося буквально на глазах и исчезающего из настоящего. Прекрасно осознавая пагубность своей страсти, понимая, что эта любовь тянет ее на дно, она возвращается в Париж, зная, что «денег этих хватит ненадолго».

Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки к соседям, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения. Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди, в старом имении очень переживает за будущее своей матери, и опечалена скорым расставанием. «…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще не знакома с жизнью.

Дальнейшая судьба Раневской весьма неясна, хотя сам Чехов сказал, что: «Такую женщину может угомонить только смерть».

Характеристика образаи описание жизни героини пьесы пригодится ученикам 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова».

Тест по произведению

Об этой пьесе написано столько исследовательских трудов, что странно, что до сих пор приходится слышать слова о том, что «Вишнёвый сад» - не комедия, в ней нет ничего комедийного, смешного. А ведь доказать, что это именно комедия, причём – лирическая комедия может любой здравомыслящий режиссер, имеющий представление о теории конфликтности. И не нужно никого вводить в заблуждение относительно «спорной жанровой природы» этой пьесы. Возможно, что раз об этой пьесе столько уже написано и сказано, кто-нибудь из постановщиков уже это использовал, всё доказал и воплотил. Что ж… тогда я буду повторяться.

«Вишнёвый сад» - одна из моих любимых пьес. С детства. Чехов – один из самых почитаемых авторов. Говорю это для тех, кто посмеет меня упрекнуть в неуважении к автору или извращению авторской идеи этой пьесы. Ничем подобным я заниматься не собираюсь. Об идее этого произведения достаточно внятно рассказано многими именитыми людьми. А вот об интриге, на которой строится эта комедия, мне лично до последнего времени было известно не так много.

Интрига – главный ключик пьесы. Чехов использует старый комедийный приём, известный ещё со времён Гоцци-Гольдони: любовные отношения господ дублируются любовными отношениями слуг. Но в пьесе «Вишнёвый сад» это не просто любовные дуэты, а любовные треугольники!

Любовный треугольник Яша-Дуняша-Епиходов даже не нужно искать: он виден с первых страниц пьесы. Дуняша сразу же рассказывает Лопахину о том, что конторщик Епиходов ей предложение сделал. Потом делится этим с Аней. Но ни Лопахин, ни Аня не относятся к этому серьёзно: мол, «ты всё об одном». И так же серьёзно не относится к этому обычный читатель. А ведь это авторская подсказка! Это намёк на то, что в пьесе должны быть любовно-лирические отношения. А значит, нужно искать их и в отношениях между другими героями.
Итак, в этом скромном любовном треугольнике, состоящем из слуг, мы видим классическую схему: удачливый любовник-она-неудачливый любовник. Возможно, этот «маленький» треугольник параллель «большого». Где же он? Попробуем отыскать…

Главная героиня пьесы – Раневская. Значит, главную любовную интригу нужно искать около неё. К тому же имя у неё, не Маша, не Оля и не Ира. Имя у неё – Любовь Андреевна. Только подумайте, сама Любовь! К тому же все реплики этой героини помечены не «Раневская», а «Любовь Андреевна». Стало быть, имя имеет значение.

В статье Александра Минкина http://mk.ru/numbers/1947/article66159.htm (здесь и далее спасибо за ссылки Сергею Райскому) говорится о том, что главный герой пьесы – Лопахин с юности влюблён в Раневскую. И там даже присутствует намёк на возможность более тесных отношений между ними. Меня уверили, что Минкин не первый, кто разглядел в пьесе любовь Лопахина к Раневской.
Для кого как – для меня это новость. И новость важная, потому как я о любви Лопахина к Раневской не думала никогда.
Но я обратила внимание на возможность любви к Раневской другого персонажа, а именно – Пети Трофимова. Вспомните, как Трофимов бросается встречать Раневскую, горячо целует руку, как признается в том, что ему не хватило терпения ждать до утра, хотя Варя приказала. Мало того, Чехов делает акцент на этой встрече.

Трофимов: Любовь Андреевна! Она оглянулась на него.

Автор чётко прописывает момент оценки. Актёры обязаны это сыграть. Значит, это необходимо.
Но Трофимов знает, что Раневская не любит его и надеяться ему не на что. Поэтому он стремится быть рядом, но не хочет стеснять её: приехал, но живёт в бане; только встретился и говорит: «Я только поклонюсь – и тут же уйду».

С этой точки зрения совершенно иначе читается диалог Раневской и Трофимова в третьем действии: она с ним заигрывает, он её любит и надеется. Когда она понимает, что заигралась – даёт отпор. Он обижен. Заметьте, не он её обидел своими неосторожными высказываниями, а она его, и не просто обидела, а припечатала так, что он закричал: «Между нами всё кончено!» Человек невлюблённый или влюблённый в кого-то другого вряд ли будет говорить такие вещи, даже поддавшись эмоциям.

Потом, надо обратить внимание, что все герои пьесы обращаются к Трофимову по имени, причем неполному имени, называют его по-детски «Петя». А Чехов подписывает реплики Пети «Трофимов». Значит, этот персонаж равный по значению Лопахину.

Вот мы и обнаружили второй, главный любовный треугольник Лопахин-Раневская-Трофимов.
Если Лопахин и Трофимов – соперники, то сразу становится понятно, почему в присутствии Раневской они ведут себя как «два петуха». У них не просто идейный спор, у них борьба за женщину! Отсюда все эти оскорбления в адрес друг друга, подначки и издевательства.

Кроме того, Чехов даёт этому любовному треугольнику возможность счастливого разрешения. Он вводит ещё двух героинь – дочек Раневской. Варя, старшая, может достаться Лопахину, а младшая Аня – Трофимову. Из-за того, что в тексте пьесы много говорится об отношениях Вари и Лопахина, а так же Трофимова и Ани, читатель сразу не видит, что внимание мужчин на самом деле приковано к Раневской и не замечает этой интриги.

У нас есть ещё одна пара: Шарлотта Ивановна и Симеонов-Пищик. Пищик постоянно удивляется выходкам Шарлотты, и все остальные персонажи постоянно ждут её фокусов, аплодируют, радуются.
Есть мнение, что Аня, Раневская и Шарлотта – это один и тот же человек, только в разное время жизни. Сейчас не вспомню, откуда у меня в голове эта информация, возможно что-то отложилось с курса театроведения, который читала нам замечательный педагог Ирина Яковлевна Дорофеева.

Но доказательства в пьесе есть. Аня очень похожа на свою мать, ей все об этом говорят. Она буквально – Раневская в молодости. А Шарлотта – иностранка на чужбине, живущая за счет других. Это та судьба, которая ждёт Раневскую после её отъезда в Париж, после того, как она растратит полученные от ярославской бабушки пятнадцать тысяч. Поэтому, если связь между этими образами есть, мы должны следить за отношением героев пьесы не только к самой главной героине, но и к её «молодому» и «старому» образам. Можно предположить, что реакции Пищика на Шарлотту – это пародия на отношение мужчин к Раневской.

Потом, надо заметить, что у каждого из героев есть своё представление о вишнёвом саде. Для Лопахина – это «имение, где отец и дед были рабами», для Раневской – это «жизнь и молодость», для Трофимова – «вся Россия».
Лопахин – купец, родом из мужиков. Трофимов – доморощенный нищий интеллигент. А главная героиня Раневская, женщина с именем Любовь – это и есть олицетворённый вишнёвый сад, тот самый предмет спора.

Вот она основная интрига: кому достанется Раневская и её вишнёвый сад, её жизнь, её молодость?

Кульминация – покупка вишнёвого сада Лопахиным. Теперь посмотрим, как меняются отношения героев после этого события: физическая победа достаётся Лопахину. Он купил вишнёвый сад, мало того, он подкинул денег Раневской, надавав сверхдолга 90 тысяч, значит Раневская может получить крупную сумму после уплаты долга. Подробнее об этом написано в статье Александра Минкина http://mk.ru/numbers/1946/article66094.htm
Фактически, Лопахин «купил» Раневскую. И он – победитель. Трофимов в проигрыше. Но…

В финале пьесы Петя Трофимов, прощаясь с Лопахиным, уходит с Аней. Он проиграл Раневскую. Но с ним - Аня, которую Трофимов убедил отказаться от прежней жизни, от прежнего «вишнёвого сада»!
Раневская не возьмет денег от Лопахина: она благородная женщина, дворянка, и она не может «продаться» мужику. Она – сама Любовь! А Любовь – не продаётся. Мужик «срубил её под корень», но не купил. Аня – молодость и красота. Она уходит с Трофимовым. Возьмёт ли она деньги? Вряд ли. Молодость и красота не продаются.
С кем же остаётся Лопахин? Что же он тогда «купил»? И на Варе он не женится...
Шарлотта (берет узел, похожий на свернутого ребёнка): Мой ребеночек, бай, бай… Слышится плач ребёнка: «Уа, уа!...» Замолчи, мой хороший, мой милый мальчик. «Уа!.. уа!..» Мне тебя так жалко! (Бросает узел на место). Так вы, пожалуйста, найдите мне место. Я не могу так. Лопахин: Найдем, Шарлотта Ивановна, не беспокойтесь

Вот так: «покупал» Раневскую, а «купил» Шарлотту, которую ещё надо куда-то пристроить. Неспроста Чехов пишет этот эпизод с ребёночком: мы помним, что у Раневской был сын, который утонул и по которому она сокрушается в течение пьесы. А Шарлотта – пародия на Раневскую, её «старость».

Тем, кто уверяет, что в пьесе есть трагическая развязка и называет её трагикомедией – есть что возразить.
Основной конфликт пьесы – это борьба за вишнёвый сад, борьба за женщину, Раневскую, которая олицетворяет этот сад. Она главная героиня. Трагедия – это жанр, где основной конфликт неразрешим, и главный герой неминуемо должен погибнуть. Вишнёвый сад гибнет под ударами топора. Но главная героиня не гибнет. Она сама себя обрекает на гибель. Лопахин Раневской денег подкинул. Значит, если она их возьмет и купит себе новое, небольшое имение - она сможет вполне сносно жить. У героини есть выход из положения. Пусть не этот «вишнёвый сад», не это имение, а какое-нибудь другое, другой «вишнёвый сад» - она может купить. Но Раневская предпочитает скитание на чужбине.
Однако, мы видим: выход из положения есть. И для главной героини со смертью, неминуемой гибелью он не связан. Значит, трагической развязки тут нет. Природа конфликта – драматическая, а не трагическая. А в драме и комедии – конфликт разрешим.

Смерть Фирса в финале только подчеркивает, что Лопахин, купивший вишнёвый сад, не выиграл, а проиграл. Фирс всю жизнь служит господам, живущим в этом имении, он тоже символ вишнёвого сада, старого сада, обреченного быть вырубленным, а потому уже – никому не нужного. Неприкаянная Шарлотта и мёртвый Фирс – вот что купил Лопахин. Смерть Фирса не трагическая, а комическая: о престарелом дедушке так волновались, так пеклись отправить его в больницу, что совершенно забыли о нём. А он взял и умер. О ненужном Фирсе забывают как о ненужном вишнёвом саде.

Комедия – лёгкий жанр. В основе комедии практически всегда лежит любовная интрига. Любовная интрига – налицо. Ну и что, что герои рассуждают о вечном, о судьбах России и мечутся в своём «трагическом одиночестве»? Структура пьесы – комедийная. Основной конфликт разрешим. «Вишнёвый сад» - это комедия.
Более того, если постановщик игнорирует описанную структуру, не видит любовной интриги Лопахин-Раневская-Трофимов, то вся комедийная основа разваливается. Пьеса превращается в драму – во что угодно, только не в комедию.

Если человек, прочитавший этот анализ, хочет сказать, что это всё давно известно и далеко не «ноу-хау», я попрошу указать мне источники: статьи, книги, назвать авторов. С удовольствием познакомлюсь с этим материалом.
Кроме того, если кто-нибудь видел постановки «Вишнёвого сада» в которых присутствует описанная мной интрига – сообщите мне об этом, пожалуйста, будьте так любезны. Крайне любопытно будет посмотреть.

Пьеса "Вишневый сад" стала жемчужиной творчества А. П. Чехова. Литературоведы продолжают спорить о том, что символизировал вишневый сад. А созданные характеры персонажей вызывают противоречивые мнения, но читателей они не оставят равнодушными. Ниже будет представлена характеристика Раневской из "Вишневого сада".

История героини

Начать характеристику Раневской из "Вишневого сада" нужно с ознакомления с историей ее жизни. Это позволит лучше понять характер героини. И в самой пьесе читатель узнает о событиях ее жизни от самой Любови Андреевны. В самом начале говорится, что Раневская возвращается из Парижа вместе со своей младшей дочерью Аней. В этом городе Любовь Андреевна провела пять лет, и вернулась она не от тоски по России.

Ей пришлось вернуться из-за того, что их родовое имение с вишневым садом могли продать за долги. Замуж Раневская вышла за какого-то присяжного поверенного, который не был дворянином. Муж делал только одно - много пил, и умер от злоупотребления алкоголем (а именно - шампанским). Читатель понимает, что замужество с таким человеком едва ли сделало героиню счастливой.

У нее случается скоротечный роман. Ее сын, будучи маленьким, тонет, и, испытывая чувство вины, Любовь Андреевна уезжает за границу. Но любовник уезжает вслед за ней, и после нескольких лет страстного романа он без сожалений бросает ее. При этом он обирает ее, оставляя без средств к существованию. После его предательства Любовь Андреевна пыталась отравиться, но, к счастью, попытка не увенчалась успехом.

За ней отправляется ее дочь Анна. И как бы ни казалось странным, но эта ранимая и впечатлительная девушка понимает и жалеет свою мать. В России Любовь Андреевна прожила всего 5 месяцев, а после продажи имения возвращается в Париж к своему любовнику. Такова печальная история Раневской из "Вишневого сада".

Внутренний мир героини

Давая характеристику Раневской из "Вишневого сада", нужно постараться раскрыть противоречивый характер героини. Любовь Андреевна привлекательная, добрая, имеет чувство юмора, но в то же время ее нельзя назвать умной и рассудительной женщиной. Ведь она никак не стремится изменить то положение, в котором она оказалась. Разумное решение, которое позволило бы не только спасти родовое имение, но и поправить финансовое положение, она отвергает.

Конечно, с ее стороны это было недальновидно, но это показало ее как сентиментальную женщину, которая не могла согласиться на то, чтобы продать дом и вырубить вишневый сад из-за воспоминаний, связанных с ним. Любовь Андреевна - женщина весьма легкомысленная, потому что она не задумывается о будущем, что будет с ее дочерьми, для нее существует любовь, из-за которой она и возвращается в Париж. И это можно рассматривать не только как ветреность и глупость с ее стороны, но и надежду на то, что и у нее будет счастье. Вот поэтому образ Раневской в пьесе "Вишневый сад" получился таким противоречивым.

Взаимоотношения с другими персонажами

В характеристике Раневской из "Вишневого сада" следует дать краткое описание ее отношений с другими героями. Наиболее близкие отношения у нее сложились с младшей дочерью, которая в силу своего возраста натура впечатлительная и понимает и жалеет мать. Близкие отношения у нее с братом, Гаевым, потому что их связывают общие воспоминания и родство. Лопахин - полная противоположность Любови Андреевны, он руководствуется разумом, а она - эмоциями. Несмотря на различие характеров, все сочувствуют Раневской и пытаются ей помочь спасти имение.

Отношение к имению

В характеристике Раневской из "Вишневого сада" следует рассказать и о том, как она относится к самому саду. Для Любовь Андреевны он связан с ее самой счастливой порой в жизни - ее детством, молодостью. Гуляя по нему, Раневская видела себя маленькой девочкой, радующейся жизни. Поэтому она не могла согласиться на его продажу, возможно, это было единственное, что связывало Любовь Андреевну с Россией. Раневская - это один из главных персонажей пьесы с противоречивым характером, поэтому она является одной из ярких чеховских героинь.

«Вишневый сад». Помещица, которая растратила состояние и осталась без денег. Добрая и доверчивая, но несдержанная в тратах женщина, которая никак не может избавиться от привычки сорить деньгами. Мать двоих дочерей. Поместье героини выставлено на аукцион за долги.

История создания

Автор пьесы "Вишневый сад" Антон Павлович Чехов

«Вишневый сад» - последняя из пьес Антона Чехова, работать над которой писатель закончил за год до смерти. Первые наброски относятся к началу 1901 года, а в сентябре 1903 года произведение уже было закончено. Пьеса впервые поставлена в Московском художественном театре под руководством в январе 1904 года. Роль Раневской в этой первой постановке исполнила жена Чехова, актриса . Роль , брата главной героини, исполнил сам Станиславский.

Пьеса «Вишневый сад»

Полное имя героини - Любовь Андреевна Раневская, в девичестве Гаева. Возраст героини не указан в пьесе, но можно предположить, что Раневской около сорока лет. У героини две дочери - приемная, Варя, 24 лет; родная, Аня, 17 лет. Годы не испортили героиню, окружающие говорят Раневской, что та так же великолепно выглядит, как и прежде, и даже похорошела. У героини «трогательные» глаза, а одевается она «по-парижскому».


В прошлом Раневская была состоятельной помещицей, но растратила состояние и осталась без денег. У героини легкий и отзывчивый характер, окружающие считают Раневскую доброй и славной женщиной. Героиня щедра до неразумия и легко расстается с деньгами даже в ситуации, когда денег практически нет. Дочери говорят о героине, что та нисколько не изменилась, несмотря на обстоятельства, и по-прежнему готова раздать последние деньги, когда «дома людям есть нечего».

Раневская действительно привыкла сорить деньгами без удержу, «как сумасшедшая», и не осознала еще своего нового положения. Героиня не понимает, насколько плохи финансовые дела семьи, и продолжает заказывать дорогие блюда в ресторанах и оставлять щедрые чаевые лакеям.


Иллюстрация к книге "Вишневый сад"

Варя, старшая дочь героини, старается экономить на всем, включая еду, а сама Раневская тратит деньги «как-то бессмысленно» и не думает о дальнейшей судьбе семьи. Героиня понимает, что поступает неразумно, называет себя глупой, но не может или не желает ничего поделать с собственными привычками.

Раневская с любовью и лаской относится к окружающим. Любит дочерей и ведет себя с ними ласково, с нежностью относится к старому лакею . Героиня некоторое время жила за границей, но при этом любит Россию. Раневская утверждает, что плакала в поезде, когда возвращалась домой.

Имение с вишневым садом, которое принадлежит Раневской и ее брату , выставлено на аукцион и будет продано за долги. Уже назначена дата торгов. Купец пытается помочь героине и советует вырубить старый сад, снести никуда не годные старые постройки, разбить освободившуюся землю на участки и отдать под дачи, чтобы заработать на аренде.


По расчетам Лопахина, таким образом можно выручить минимум двадцать пять тысяч в год, выплатить долги и оставить имение за Раневской. Однако героиня будто не понимает, что ее имение выставлено на продажу, что ситуация требует срочных и решительных действий. Раневская остается равнодушной к доводам Лопахина и отказывается вырубать сад. Героиня считает, что «дачи и дачники - это пошло». Лопахин считает героиню неделовой и легкомысленной женщиной.

Вишневый сад ассоциируется у Раневской со счастливыми временами молодости, и вырубить его для героини означает измену самой себе. В результате ни сама героиня, ни ее брат не предпринимают никаких действий, чтобы исправить ситуацию, и только ждут, что все как-нибудь решится само собой. В конечном счете имение покупает на торгах сам купец Лопахин и приказывает вырубить старый вишневый сад, как и советовал Раневской. Дальнейшая биография героини неизвестна.

Экранизации


В 1981 году в Великобритании вышла экранизация пьесы Чехова под названием «The Cherry Orchard». Это фильм-драма, снятый режиссером Ричардом Айром, с актрисой в роли Раневской. Роль купца Лопахина исполнил актер Билл Патерсон.

В 1999 году вышла еще одна драматическая экранизация «Вишневого сада», на этот раз - совместное производство Франции и Греции. Фильм снимал греческий режиссер Михалис Какоянис, который выступил также и автором сценария. В фильме звучит музыка . Съемки фильма проходили в Болгарии. Роль Раневской сыграла британская актриса , а брата героини Леонида Гаева играет актер Алан Бейтс.


Шарлотта Рэмплинг в фильме "Вишневый сад"

Российская экранизация пьесы Чехова вышла в 2008 году под названием «Сад» - и это комедия. Режиссер и автор сценария - Сергей Овчаров. Роль Раневской в фильме исполняет актриса Анна Вартаньян. Работая над сценарием, Овчаров включил в тот только часть материала пьесы, но при этом использовал в работе наброски некоторых ненаписанных произведений Чехова, которые сохранились в записных книжках писателя. В фильме присутствуют элементы фарса и комедии дель арте. Например, образы отбившихся от рук слуг в фильме созданы на основе классических персонажей итальянского площадного театра - Арлекина, и .

Цитаты

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»
«Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив».