Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Характеристика раневской и гаева. Образы раневской и гаева в пьесе а п

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

Образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" очень важно правильно понять. Это необходимо для уяснения того, как Чехов относился к преставителям дворянства. В нашей статье подробно описан образ Гаева в пьесе "Вишневый сад".

Гаев - это брат главной героини произведения, Раневской, практически ее двойник. Образ его, однако, менее значителен, чем образ этой женщины. Именно поэтому интересующий нас герой представлен как "брат Раневской" в списке действующих лиц, хотя он старше своей сестры и обладает такими же правами на имение.

Социальное положение Гаева

На фото выше представлен Станиславский в роли Гаева. Леонид Андреевич Гаев - это помещик, который проел свое состояние "на леденцах". Он ведет достаточно праздный образ жизни. Тем не менее он удивляется тому, что сад необходимо продать за долги. Этому человеку уже 51 год, однако у него нет своей семьи. Гаев проживает в старом имении, разрушающемся прямо у него на глазах. Он находится под опекой Фирса, старого лакея. Характеристику Гаева следует дополнить и тем, что он постоянно пытается занять денег у кого-нибудь для того, чтобы хотя бы покрыть проценты по своим долгам и по долгам своей сестры. для него является погашение всех кредитов. Этот помещик надеется получить наследство от кого-нибудь, выдать Анну за обеспеченного человека, отправиться в Ярославль, где можно попробовать попытать счастья у графини-тетушки.

Карикатура на дворянство

Образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" - это карикатура на дворянство. Отрицательные качества помещицы Раневской еще более уродливо представлены в характере ее брата, что подчеркивает комизм всего происходящего. Описание Гаева, в отличие от Раневской, помещено главным образом в ремарках. Его характер раскрывается в основном через действия, а другие персонажи пьесы говорят о нем крайне мало.

Отношение окружающих к Гаеву

Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости. Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: "Где тебе! Сиди уж". Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он "ленив очень". Только Аня, племянница героя, верит в него.

Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе "Вишневый сад".

Леонида Андреевича

Гаев - это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера. Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово "кого". В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.

Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами

Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич - взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.

Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.

Дорог ли Гаеву вишневый сад?

Образ Леонида Гаева раскрывается и в его отношении к вишневому саду. Для нашего героя он значит очень много, как и для его сестры. Гаев не хочет принимать предложение Лопахина, как и Раневская. Он считает, что "пошло" было бы разбить на участки свое имение и сдавать их в аренду. Ведь это приблизит его семейство к дельцам, подобным Лопахину. Это было бы недопустимо для Леонида Андреевича, поскольку он считает себя подлинным аристократом и поглядывает свысока на купцов, подобных Ермолаю Алексеевичу. Когда Гаев возвращается с аукциона, где было продано его имение, он подавлен, на его глазах видны слезы. Однако когда он слышит удары кия о шары, его настроение сразу же улучшается. Данный факт говорит нам о том, что герою не свойственны глубокие переживания. Это важная черта, дополняющая образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" Чехова.

Значение образа Гаева

Интересующий нас персонаж замыкает цепь, которая состоит из образов дворян, изображенных Антоном Павловичем Чеховым. Автор представил нам "героев своего времени" - прекрасно образованных аристократов, которые не могут отстоять свои идеалы. Из-за этой слабости дворян такие люди, как Лопахин, имеют возможность занять господствующее положение в обществе. Антон Павлович специально максимально занизил образ Гаева в комедии "Вишневый сад", сделав его карикатурным. Это было необходимо для того, чтобы показать степень обмельчания дворян.

Удался ли автору "Вишневый сад"?

Произведение его представлен выше) вызвало большой Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии "Вишневый сад" знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности "Вишневого сада" с художественной точки зрения.

«Вишневый сад» - широко известная пьеса Чехова, которая позволяет проследить за двумя основными линиями. На первом плане перед нами разворачивается судьба поместья, которое является родовым для Раневской и Гаева. Поскольку собрались большие долги, необходимость продажи имения почти неотвратима. Второй линией, которая не так заметна, является любовь. В пьесе все трагично, при этом автор старается показать, что даже такие ситуации не мешают высмеиванию. Показывается жизнь аристократии, персонажи показывают устои, стремления тех времен.

Гаев является братом Раневской, и имеет все ее недостатки, но на его персоне они выглядят еще неприятнее. Его образ не так важен для сюжета, он также имеет право на имение и является помещиком. В сюжете говорится, что он проел имение «на леденцах», он одинок в своих приличных годах и живет праздно, опекаемый лакеем.

Характеристика героя

(Константин Сергеевич Станиславский в роли Гаева Л.А., МХТ им. Чехова 1922-24гг. )

Гаев живет в долг, не понимает необходимость продажи имения, он не обращает внимания на упадок здания. Персонаж постоянно занимает деньги, и мечтает погасить долги и уехать.

Основными чертами персонажа являются:

  • слабоволие. Он растратил богатства и не смог управлять поместьем;
  • беззаботность. Несмотря ни на что, живет праздно;
  • невнимательный. Он живет в поместье, но не видит, что оно разрушается;
  • мечтатель. Надеется, что кто-то погасит проценты и долги, что Аню возьмет в жены богатый помещик, надеется получить деньги от тети в Ярославле;
  • образованный. Умеет красиво говорить и строить фразы, при этом его слова пусты;
  • сентиментален. Как и сестра Гаев любит вишневый сад, тоскует о нем.

Много понять о психологии персонажа трудно, поскольку он не числится среди основных героев, и просто отражает Раневскую, усугубляя все недостатки уходящей в былое знати.

Образ и роль героя

Гаев живет без забот, он играет в бильярд, ходит в клубы и собирает сплетни. Когда ему предлагали работу в банке на 6000 годовых, сестра в него не поверила, а Лопахин засомневались в усидчивости, только Аня поддержала дядю. Гаеву не доверяют, его не ценят, поскольку его характер отрицателен, а рассуждать он не может. Он не сделал ничего для имения, и когда Лопахин внес дельное предложение о разбитии участка для аренды, он не схватился за данный выход. Гаев даже слушать не захотел, ведь он выше ставит свои предрассудки. После продажи поместья Гаев был печален, но его быстро отвлек шум от игры в бильярд. Персонаж является мелким человеком, который не способен глубоко переживать.

Символичность Гаева для пьесы

(Иннокентий Смоктуновский в роли Гаева, художественный фильм "Вишнёвый сад", СССР 1976 )

Гаев и Раневская показывают аристократию того времени и символизируют прошлое России, которое уходит. Гаев показывает на себе поведение, которое присуще аристократии, в том числе невозможность бросить свои привычки, пересмотреть взгляды. Герой считает, что разбив имение, он опустится на уровень дельцов, а это недопустимо и пошло, такое же мнение и у Раневской. Он свысока смотрит на дельцов, не прислушивается к советам, такое поведение в его крови, и не может быть исправлено.

Центральным персонажем пьесы А.П.Чехова является Леонид Андреевич Гаев. Он один из хозяев красивого старинного сада.

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» созданы автором для проникновения в сложную проблему изменения дворянства. Представители класса дворян не успевают за развитием страны и остаются без имущества, накопленного для них предками.

Образ персонажа

Леонид Гаев – родной брат Раневской. Разорившийся помещик Гаев еще не стар. Ему 51 год, но помещичьей хватки и предприимчивости у мужчины нет. Он, играя леденцом, признается, что проел «все свое состояние». На самом деле, мужчина много ест и пьет. Особая любовь у помещика к детским леденцам. Помещик их сосет практически постоянно. У автора самая частая ремарка для описания поведения данного персонажа: «Кладет в рот леденец».

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.

Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Характер персонажа

Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость - не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

«Вишневый сад». Брат главной героини, Любови Андреевны Раневской.

История создания

Антон Чехов закончил работать над пьесой «Вишневый сад» в 1903 году, и уже на следующий год пьеса была впервые поставлена знаменитыми режиссерами и Владимиром Немировичем-Данченко в Московском художественном театре. Роль Гаева в этой первой постановке сыграл сам Станиславский, а роль Любови Раневской исполнила супруга Чехова, актриса Ольга Книппер-Чехова.

Замысел и первые наброски пьесы датируются 1901 годом. «Вишневый сад» стала последней пьесой, написанной Чеховым. Драматург умер через год после того, как закончил работу над этим произведением.

Пьеса «Вишневый сад»


Внешность Гаева из пьесы "Вишневый сад"

Леонид Андреевич Гаев - брат главной героини пьесы . Это человек в летах, однако оторванный от действительности. Гаеву 51 год, герой любит сладкое, любит хорошенько выпить и плотно перекусить, ужасно много говорит и сказанное им часто оказывается некстати. Герой ведет себя глупо и осознает это, однако, как и Раневская, не в состоянии с собой справиться. Дочери Раневской, племянницы Гаева, постоянно советуют дяде молчать, но тот не внимает этим советам.

По происхождению Гаев - помещик, однако все состояние герой, по собственному выражению, «проел на леденцах». Герой любит произносить торжественные речи по любому поводу. Как-то раз Гаев обращает речь даже к книжному шкафу. Герой обожает бильярд, и термины, связанные с этой игрой, часто проскальзывают в его речи.


Гаев необыкновенно ленив. Герою досталось место в банке, где тот сможет получать шесть тысяч дохода в год, но окружающие не верят, что герой оценит такой подарок судьбы и удержится на этом месте. Старый лакей Фирс до сих пор ухаживает за Гаевым так, будто тот - ребенок, а купец Лопахин со свойственной тому грубостью называет Гаева «бабой» и считает героя странным и легкомысленным человеком. Однако родные, при всех недостатках Гаева, относятся к тому с любовью.

Как и сестра, Гаев отвергает идею вырубить вишневый сад и отдать землю в аренду, чтобы заработать денег, выплатить долги и спасти таким способом имение. Герой согласен с Раневской в том, что «дачи и дачники - это пошло», и строит эфемерные планы занять денег на выкуп сада у некоей тетушки-графини или отдать племянницу Аню замуж за богатого господина, который выплатит долги.


Гаев дает Раневской обещание, что имение не будет продано с торгов за долги, однако ничего не предпринимает для того, чтобы это обещание выполнить. В конечном счете имение Раневской покупает на аукционе купец Лопахин, Ганев, Раневская, дети и слуги уезжают оттуда опечаленные, а вишневый сад вырубают. Дальнейшая биография героя неизвестна.

Гаев и его сестра трогательно привязаны к вишневому саду, который воплощает для обоих лучшие моменты жизни, молодость и счастье. Образы Гаева и Раневской в пьесе представляют отжившее прошлое, которое уступает место настоящему, воплощенному в образе практичного купца Лопахина.

Экранизации и постановки


Иллюстрация к книге "Вишневый сад"

В 1981 году британский режиссер Ричард Айр снял драматический фильм «The Cherry Orchard» по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Роль Леонида Гаева в этой экранизации сыграл актер Фредерик Тревес. Сестру героя Любовь Андреевну Раневскую сыграла актриса , известная по роли М в серии фильмов о .

До этого Джуди Дэнч уже однажды снималась в экранизации «Вишневого сада». Это был фильм 1962 года, и актриса исполнила там роль Ани - младшей дочери Раневской. Образ Гаева в этой версии воплотил сэр Артур Джон Гилгуд, знаменитый исполнением шекспировских ролей, в том числе и в кино.

В 1999 году вышла еще одна экранизация, на этот раз совместного греко-французского производства. Режиссером и автором сценария стал греческий режиссер Михалис Какоянис. Роль Гаева исполнил британский актер Алан Бейтс. Съемки фильма проходили в Болгарии.


Алан Бейтс в фильме "Вишневый сад"

В 2008 году вышла российская экранизация «Вишневого сада» в жанре комедии с элементами фарса и итальянского площадного театра. Фильм снял режиссер Сергей Овчаров. Роль Гаева исполнил актер Дмитрий Поднозов.

Пьеса неоднократно ставилась в театрах по всему миру. В Британии в 2009 году «Вишневый сад» поставил лондонский театр «The Old Vic» в обработке знаменитого драматурга и режиссера Тома Стоппарда. В 2016 году пьеса была сыграна на сцене Театра Ю в Калифорнии, США. Режиссером стал Даниэль Хейфец.

Цитаты

«Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима».
«О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь...»
«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».