Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Характеристика и образ профессора преображенского в повести булгакова собачье сердце сочинение. Преображенский - профессор из романа "Собачье сердце": цитаты персонажа, образ и характеристика героя

Филипп Филиппович Преображенский является одним из основных и главных героев произведения «Собачье сердце». Его можно описать как одаренного гения и способного ученого. Профессор является сыном епископа, аристократом, одиноким и трудолюбивым человеком, раньше работал на кафедре в университете. Он считает, для того, чтобы не было разрухи в мире. людям необходимо заниматься своими делами по профессии. Преображенский не может принять новый уклад жизни, поэтому он лечит людей из новой власти, получая независимость и деньги.

Филипп Филиппович предпочитает носить черные костюмы из английского кастора, цепи из золота, шубу из меха черно-бурой лисы. У него имеется служащие, с которыми у него добродушные и гуманные отношения. Он человек не молодых лет. Преображенский живет в семи комнатах в широких уютных апартаментах. Он очень умен, остроумен, эрудирован, в его речи присутствуют множество изречений.

Ему ненавистны грубость, излишняя самоуверенность, наглость простых людей. Считает, что они должны чистить сараи, а не управлять страной.

Преображенский занимается редкими дорогими омолаживающими операциями для стареющих мужчин и женщин, которые не хотят смириться с законами природы. Решив провести эксперимент на бездомной собаке, по кличке Шарик, поменяв его сердце на сердце человека, он получает алкоголика и тунеядца Шарикова. Через время после операции, он понимает, что изменил законы природы, что делает ни в коем случае нельзя. Шариков, дорвавшись до власти, чуть не выкидывает своего создателя на улицу. Однако благодаря связям профессор спасается от власти Шарикова.

Преображенский, увлекшись своим экспериментом, не заметил, что создал представителя той власти, которую не мог терпеть. В итоге шариковы выдвинулись в высшие слои власти и стали решать судьбу людей, заниматься внешней политикой страны. Поняв свою ужасную ошибку, Преображенский вместе с Борменталем решают усыпить Шарикова путем обратной операции, вернув Шарику свой первоначальный облик.

Сочинение про Профессора Преображенского

Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный, ироничный человек, волею судьбы вынужденный жить в постреволюционной Москве в начале двадцатых годов прошлого века.

В то время жизнь в стране определялась одним ёмким словом «разруха». На неё было принято списывать все трудности и неурядицы. В отличие от остальных, профессор Преображенский не считает разруху внешним фактором. Он утверждает, что разруха находится в головах людей. Что разруха наступает там, где люди перестают заниматься своими прямыми обязанностями. Там, где гадят в собственном жилище и воруют у себя же. Филипп Филиппович, мягко говоря, не одобряет революцию, принесшую разруху в головы людей. Он откровенно признаёт, что не любит пролетариата. И советует своему коллеге доктору Борменталю не читать советских газет, чтобы чувствовать себя хорошо.

Профессор Преображенский живёт в квартире из семи комнат и хотел бы иметь восьмую, поскольку считает, что человеку нужны нормальные условия для жизни и для работы. Он держит служанку и не понимает, почему с приходом к власти пролетариата из квартир исчезло отопление, а из подъезда – цветы и ковры. И обязательно ли пачкать грязными ногами мраморную лестницу.

Но главной проблемой Филиппа Филипповича стало порождение его собственного научного эксперимента – пёс Шарик, превратившийся в человека в результате операции профессора. Решая проблемы омоложения организма и продления человеческой жизни, он пересаживает бродячему псу гипофиз человека. То, что он получил в результате этого эксперимента, сделало жизнь профессора воистину невыносимой. «Новый человек» оказался на поверку хамом, алкоголиком, демагогом и негодяем. Сможет ли умный, воспитанный, интеллигентный человек ужиться под одной крышей с этим чудовищем? Конечно, нет. В книге всё заканчивается хорошо – профессор удаляет Шарикову человеческий гипофиз, и тот снова превращается в симпатичного пса. В жизни всё случается иначе.

Образ профессора Преображенского – символ русской интеллигенции, которая первой жаждет обновлений, кричит везде и всюду «Так жить нельзя!», а когда революционные перемены наступают, первая попадает под этот «каток» и страдает от вызванных ею же демонов. Осознавал ли это Булгаков умом или чувствовал интуитивно – но в образе профессора Преображенского он сумел создать самый точный символ русского интеллигента и воплотить в нём весь трагизм умного человека, вынужденного жить в обществе, которым правят «швондеры»

Образец 3

Вот этим образом я восхищаюсь. Конечно, я постараюсь быть объективным, но профессор, по-моему, просто не может не вызывать хотя бы уважения.

Это образ мудреца и творца. Понятно, что он считает Шарикова своей ошибкой, но с блеском её исправляет. Преображенский, ясно, человек в возрасте, с опытом. Он настолько интеллигентен, мудр! Он будто противопоставляется всему, что происходит в стране. Да так и есть! У него хватает мужества прямо отвечать большевикам (обычно необразованным и грубым), что ему нужно больше комнат, что сдавать на «голодающих детей» он не собирается. У него свои взгляды, он точно не поддаётся влиянию масс. Толпу, я думаю, он презирает. Об этом говорит его поведение, рассуждения. Преображенский сохраняет старый порядок, но не от старческого страха перемен, а именно из-за мудрости, из того, что он соблюдает свои интересы. И вообще, он человек дела! И работает – помогает людям, и ведёт научную работу, и умеет приятно отдохнуть (в опере), даже обедает он со вкусом – не на бегу.

Контрастирует он просто со всеми. Тот же Берлиоз ещё молод и слишком горяч. Хорошо, что ученик внимательно слушает своего учителя.

Нужно найти в образе недостатки… Профессор не очень эмоционален. В минуту ужаса и разочарования в своём творении он падает в обморок – уходит от реальности, считай. Но он же не девушка, чтобы эмоции показывать… Но тут дело в том, что раз он их скрывает немного, то это может привести к проблемам с сердцем. Ещё у него нет никакой личной жизни! Нет семьи, детей-внуков. Но он выбрал науку, это ясно. Хотя, может быть, иногда он жалеет, что, кроме того самого Ивана Арнольдовича, близких нет. Возможно, вспоминает какую-то влюбленность молодости. Но Булгаков не особенно развивает эту тему.

Это вполне простительные недостатки… Одним из главных плюсов Филиппа Преображенского является, как я считаю, гуманизм. Филипп Филиппович смело говорит о недопустимости физических наказаний ни для людей, ни для животных. Со всеми он старается найти общий язык, даже с Полиграфом! Хотя в итоге к нему приходится применить более суровые методы, так как другого он не понимает. Думаю, многие разделяют моё мнение.

Сочинение 4

В произведении «Собачье сердце» все происходит в Москве. Здесь ярко и лаконично описана жизнь того времени когда только-только начал зарождаться пролетариат, власть находится у народа, но вот как правильно ее применить еще мало кому известна. Главным героем является настоящий профессионал своего дела, кандидат медицинских наук Преображенский Филипп. Недавно ему исполнилось шестьдесят лет. И хотя за это время его могли заменить другими врачами, но пока этого не произошло, он будет работать дальше. Да и не родились еще такие врачи, как наш главный герой.

Живет он вместе с прислугой в доме, где находится семь комнат. Больше всего на свете ему хочется выстроить или купить дом, где будет находиться восемь комнат, но пока он этого сделать не может, а все, потому что постоянно занят на работе. И это вполне нормальное желание. Ведь здесь он не только живет, но и работает. Днем Филипп старается принять как можно больше пациентов и помочь им. А вот ночью он читает медицинские учебники и изучает всегда что-то новое и ранее неизвестное. Он всегда больше времени уделяет своим пациентам и совсем не обращает на себя. Лучше он примет как можно больше пациентов, а потом уже покушает или отдохнет, ведь для него главное пациенты. Кроме этого он совсем не привык к хорошим условиям и вполне может остаться ночевать прямо в больнице. Порой ему приходится проводить очень сложные операции, за которые возьмется не каждый хирург.

Также ему хочется как можно больше узнать про долголетие и он старается придумать что-то новое для того чтобы люди перестали умирать и жили долго и счастливо. И все свое изучение он переносит на операцию, которую проводит на собаке по имени Шарик. Он решает ему пересадить гипофиз человека и потом проконтролировать, что будет дальше. Оказывается, данный гипофиз был получен от пьющего и бродячего человека. И вскоре опыт был провален. А все, потому что пациент стал пьющим, неконтролирующим человеком, и у врача появилось очень много проблем с ним. И тогда он решил опять превратить его в собаку.

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник

  • Сочинение Жизненный путь Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого

    Пьер Безухов, один из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», на протяжении всего произведения пытается понять, в чём же заключается смысл его жизни

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

  • Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

    Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Тарас Бульба». Данное произведение изучается в школе. В нем жители Украины стараются сделать все для того чтобы отстоять свою независимость

  • Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

    Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти-ка. Писатель показывает гротескный образ современ-ной ему действительности.

    «Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий впе-ред и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.

    В центре «Собачьего сердца» история преображе-ния бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.

    «Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково пер-вое впечатление самого Шарика о профессоре. Дейст-вительно, Преображенский — настоящий аристо-крат, сын кафедрального протоирея. Он живое во-площение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы. Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважитель-ные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Не-смотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую, хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.

    Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор ри-сует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, рез-ного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют об-щую картину аристократичности быта Преображен-ского.

    Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филип-пович хорошо знаком с репертуаром московских теат-ров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.

    Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».

    Преображенский откровенно признается в нелюб-ви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны гру-бость, развязность излишняя самоуверенность и на-глость пролетариев. С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйст-венной разрухи, с негодованием замечает об измене-ниях, наступивших после марта 1917 года. В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площа-док, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.

    Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомст-венная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспита-нию.

    Филипп Филиппович — светило медицины. Он за-нимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желаю-щих смириться с закономерностями природы. Беспо-щадна авторская ирония и сарказм в отношении па-циентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом». У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю. Еще один посе-титель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная кварти-ра»,— думает Шарик, насмотревшись на деятель-ность Преображенского.

    Тем не менее врачи, подобные профессору,— ред-кость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе... ей-богу!» — с восхищением восклицает он.

    Неоднократно Преображенский говорит о недопус-тимости насилия над живым существом. «Можно дей-ствовать только внушением»,— утверждает он, одна-ко задумывает улучшить саму природу, пересадив со-баке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению не-совершенной человеческой природы.

    Лишь через некоторое время после проведения опе-рации профессор осознает всю безнравственность на-учного насилия над природой и человеком. «Попробо-вал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора. Вначале это сияю-щий благополучием богатый господин, потом сгор-бившийся и как будто поседевший старик и в фина-ле — прежний властный и энергичный Филипп Фи-липпович. Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».

    С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Лю-бой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действитель-ности, иначе последствия его могут привести к на-стоящей катастрофе.

    Неоднозначно отношение Булгакова к Преображен-скому. Он уважает и любит его как истинного предста-вителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.

    Лучшие произведения М. А. Булгакова стали известны читающей публике только спустя много лет после его смерти. Советский тоталитарный режим наложил фактический запрет на публикацию произведений писателя, в которых он сатирически изображал как социалистическую действительность, так и тех, кто пытался насильственным, «революционным» способом изменить жизнь.
    Одним из наиболее известных произведений Булгакова является повесть «Собачье сердце».
    К ее созданию Булгакова во многом подтолкнули как роман Г. Уэллса «Остров доктора Моро», так и реальные научные опыты по омоложению людей, проводившиеся в то время.
    Профессор Преображенский, в отличие от героя Уэллса, отличается здравым смыслом и житейской мудростью («террор совершенно парализует нервную систему»; «разруха не в клозетах, а в головах»; «...не читайте до обеда советских газет»). Научная интуиция и здравый смысл изменяют ему, когда он пытается пересадить уличной дворняжке гипофиз человека. Ученый никак не мог предполагать, что этим человеком окажется люмпен-пролетарий Клим Чугункин.
    Профессор живет так, как считает нужным, так, как он заслужил своим умом, трудолюбием и талантом. Его поведение свободно, словно никакой революции не было и в помине.
    Он один занимает семь комнат, живет на широкую ногу - гурманствует, употребляя всевозможные деликатесы, пьет водку исключительно сорока градусов, а не тридцатиградусный ширпотреб, - ходит в оперу и во всеуслышание заявляет, что не любит пролетариат.
    «Контрреволюционные речи говорите», - в шутку замечает Борменталь. Но в поведении профессора нет ничего контрреволюционного, он вовсе не жаждет возврата старых порядков. Ему нужен просто порядок, при этом не обязательно старый. Как и к пролетариату, он отрицательно относится и к помещикам: «...холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими».
    Преображенскому, как человеку умному, мыслящему, претит любая «стадность», любое проявление интеллектуальной зависимости. Он в лучшем смысле этого слова индивидуалист, который не только «делает дело», но и берет на себя ответственность за свой небольшой мирок (это и доктор Борменталь, и кухарка Дарья, и Зинаида, и даже приблудный пес Шарик).
    В образе профессора Преображенского отразилась мысль Булгакова о том, что человек имеет право наличную, частную жизнь. Мало того, эта частная жизнь должна стоять выше жизни общественной. Именно на ней зиждется ответственность каждого за то, что происходит в мире. Если же нет частной жизни, а кроме того нет и частной собственности, то, по Булгакову, пропадает и всякая ответственность за происходящее в обществе. Все подменяется «ответственностью коллективной», другими словами - массовой безответственностью.
    Профессор в своих возражениях советской власти не пускается в абстрактные философствования, ему абсолютно чужды все рассуждения о «светлом будущем» и о «классовой борьбе». Он практик и хорошо понимает, что именно люди практические, профессиональные и ответственные, создают все блага в мире, что прогресс движется благодаря именно им, а не разного рода «певунам».
    Все произведение Булгакова построено на противопоставлениях и контрастах. Быт профессора Преображенского, его убеждения противостоят навязываемому «жилтоварищами» образу жизни. Профессор живет частной жизнью, что само по себе не укладывается в новую идеологию «победивших масс» и представляет если не контрреволюцию, то по меньшей мере вызов обществу. Преображенский и «товарищи» словно разговаривают на разных языках. Для представителей домкома на первом плане стоят абстракта ые идеи «социальной справедливости» и «мирового братства».
    Работа, любимое дело, которое человек делает хорошо, - единственное, чем он может быть полезен другим людям. Филипп Филиппович в этом твердо убежден. Тогда не будет никакой «разрухи», ведь «разруха не в клозетах, а в головах». Однако у большинства «новых» людей нет никакого собственного дела, они ничего не знают, не умеют, да и не хотят знать и уметь. Революционеры-большевики только тем и занимаются, что делают не свое дело: руководят, не умея руководить, разрушают то, что не ими создано, все переделывают, перестраивают.
    В конце концов и Филипп Филиппович, и доктор Борменталь понимают свою ошибку - сделать из нечеловека человека невозможно. Из Клима Чугункина, пьяницы с тремя судимостями, умершего в пивной от удара ножом в сердце, мог выйти только Клим Чугункин.
    Процесс деградации Шарикова под воздействием Швондера очень быстро становится необратимым, воспитание не помогает, природа и среда, в которой вырос и развивался индивид, - берут свое, он не подлежит исправлению. И только тогда, когда обратное преображение произошло, жизнь вернулась в свою колею. Безответственный эксперимент подошел к своему логическому завершению.
    В работе «На пиру богов», вышедшей в Киеве в 1918году, философ, богослов и публицист С. Н. Булгаков заметил: «Признаюсь вам, что «товарищи кажутся мне иногда существами, вовсе лишенными духа и обладающими только низшими душевными способностями, особой разновидностью дарвиновских обезьян - Homo socialisticus».
    Именно об опасности отрицания духа, этических ценностей предупреждал М. А. Булгаков, об ужасных последствиях, к которым могут привести непродуманные эксперименты. К сожалению, в своих пророчествах писатель оказался абсолютно прав.

    Филиппа Филипповича Преображенского Булгаков в своей повести показал как творца, человека высокоморального, высокоразвитого и интеллигентного.

    Профессор всю свою жизнь посвятил тому, что помогал людям обрести здоровье. Он развивался, делал научные открытия, много работал. В середине своей «карьеры» он помог одному студенту, им оказался будущий доктор Борменталь. Между мужчинами завязалась дружба. Борменталь был всему обязан профессору, он благодарил и «боготворил» его.

    Булгаков показывает и характер профессора. Мужчина был практически невозмутимым, очень рассудительным, имел превосходное чувство юмора. Он не экономил, несмотря на тяжелое положение в стране, ни на продуктах, ни на жилищных условиях. Профессор много зарабатывал. Из-за заслуг в медицине, мужчина имел неприкосновенность, однако, он не разделял политических взглядов со Шводнером. Часто за беседой с Борменталем, профессор ясно доносил свою «резкую» точку зрения и аргументировал каждое сказанное слово.

    Профессор решился на самый рискованный эксперимент. Он считал, что благодаря этому «открытию» люди смогут навсегда вернуть себе молодость, а возможно это были попытки найти путь к «вечной жизни».

    Однако, после проделанной операции по пересадки сердца животному, Филиппа Филипповича ждало серьезное разочарование. Появившийся вместо пса, Шариков, напрочь разрушает все теории о «вечной жизни» и молодости. К тому же Полиграф Полиграфович, под воздействием делает жизнь профессора практически невыносимой.

    В квартире, где проживал «светила медицины» стали происходить неприятные ситуации. Филипп Филиппович очень тяжело это переживал. Он привык к спокойному и размеренному образу жизни.

    Мужчина очень сожалел о том, что все же провел эту операцию. Он видел, какого ужасного человека смог «воскресить», но не мог понять, что же делать дальше.

    Изрядно натерпевшись от «своего творения», профессор и Борменталь решают все-таки провести еще одну операцию, и вернуть все на прежнее место.

    И снова оперативное вмешательство получает желаемый результат. уходит в небытие, а его место постепенно занимает пес Шарик.

    Преображенский больше никогда не захочет поспорить с природой. Он и доктор Борменталь получили большой урок.

    Нет, профессор не боялся того, что придется делить жилплощадь с Шариковым, не боялся милиции, не боялся потерять авторитет… Его до глубины души возмущало поведение, отсутствие манер и не желание учиться. Филипп Филиппович понимал, что именно такое поведение ведет к полной разрухе в жизни.

    Профессору ничего не оставалось, как признаться, общественности в том, что его эксперимент потерпел «фиаско». Таким образом, он навсегда «скрыл» свое самое великое достижение перед человечеством.

    "Калабуховский дом" – Дом Профессора Преображенского из повести Булгакова «Собачье сердце». November 3rd, 2016

    Справедливости ради стоит отметить, что в киноверсии «Собачьего сердца», снимавшейся в Ленинграде, роль «калабуховского» исполнил дом 27-29 на Моховой улице - бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в стиле французского ренессанса по проекту архитектора Л.Н. Бенуа в конце XIX - начале ХХ века.

    Район Остоженки и Пречистенки меня всегда привлекал своим неповторимым духом Старой Москвы и каким-то необъятным умиротворением. Я могу бесконечно гулять в этих местах, пытаясь уловить его неповторимую атмосферу. Это здорово, что Дом профессора Преображенского реально существует в Москве и уцелел, почти без выхолощенных новодельных "реставраций". В отличие от трех несохранившихся мест проживания Булгакова в районе Пречистенки, "колабуховский дом" напоминает о Мастере и является, фактически, памятником Михаилу Афанасьевичу Булгакову на Пречистенке.

    Источники:

    Мягков Б. С. Булгаковская Москва. М.: Московский рабочий, 1993.

    Соколов Б. «Собачье сердце», часть 4. Булгаковская энциклопедия. 2-е изд. М.: Локид. Миф, 2000.

    Википедия

    Vladimir d’Ar, 2016