Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Характеристика героя Печорин, Герой нашего времени, Лермонтов. Образ персонажа Печорин. "Герой нашего времени", Печорин: характеристика. Почему Печорин - "герой времени"

Простодушный штабс-капитан Максим Максимыч характеризует своего подчиненного Печорина так:

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»

Максим Максимыч наблюдает парадоксальное поведение Печорина со своей возлюбленной Бэлой, попытки Печорина добиться Бэлы как можно скорее, любыми способами. Задумав «последнее» средство для покорения Бэлы, Печорин уже не разбирает, что хорошо, что плохо, что ложь и манипуляция, а что правда:

«Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай, я еду – куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня». – Он отвернулся и протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала… Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери; он дрожал – и сказать ли вам? я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был человек, бог его знает!»

Впоследствие Печорин оправдывает свое охлаждение к Бэле особенностями своей личности:

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

Впечатление, которое Печорин производит на Максима Максимыча, старик может выразить кратко и просто:

«Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…

А такое впечатление Печорин производит на автора:

«Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. В его улыбке было что-то детское…»

Печорин постоянно влезает в чужие судьбы, причем без спросу и без толку:

«Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!...»

Общение Печорина с Грушницким, на вид приятельское, содержит в себе целую реку подводных течений:

«Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя»

Печорин утверждает, что неспособен к дружбе и свои отношения с доктором Вернером характеризует так:

«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!...»

Печорин считает, что равнодушие и усталость от жизни присущи всем умным людям, а не только ему:

«Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим… Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»

Тем не менее, в душе Григория Печорина звучат отголоски всех чувств, ярких и сильных, которые он переживал когда-либо:

«Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною: всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки… Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!»

Когда-то Печорин разочаровался в любви:

«Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым…»

Его личная жизнь несчастлива, она не сложилась, несмотря на многочисленные любовные истории и романы:

«Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это – магнетическое влияния сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»

Тем не менее, Печорин продолжает намеренно привлекать к себе людей, в том числе и женщин. Он вовлекается в приключения, интриги, опасности и противостояния, любовные истории с несчастливым концом:

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы… Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти»

Счастье Печорин понимает так:

«А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви…»

Намеренно, чтобы потешить свою гордость, влюбив в себя юную девушку Мери, Печорин испытывает такие чувства:

«Я шел медленно; мне было грустно… Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя»

Но злой демон толкает героя продолжать игру:

«Она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»

Перед дуэлью с Грушницким Печорин подводит итоги своей жизни, на тот случай, если она оборвется в поединке:

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться…»

Печорин трезво понимает, каким опасным человеком он является для других:

«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»

Белинский весьма точно описал личность Печорина, назвав его героем нашего времени, своеобразным Онегиным. И они столь похожи, что расстояние между реками Печорою и Онегою гораздо больше, чем разница в их характерах. С Белинским солидарен и Герцен, который считает Печорина младшим братом Онегина. И если подумать, то нетрудно догадаться, что они действительно очень близки. Оба героя являются типичными представителями светского общества.

В молодости они оба пытались получить от жизни все, читали книги и увлекались наукой, но затем охладели к знаниям. Их всецело охватила скука. При этом герои мыслят критично, они лучше и умнее многих других.

Впрочем, духовная жизнь у каждого своя. Онегин принадлежит к эпохе общественно-политических реформ и времени, предшествующему декабристскому восстанию. Печорин же живет в период разгула реакции, когда восстанию был положен конец. Онегин при желании мог присоединиться к движению декабристов, а Печорин лишен всяческих возможностей, поэтому он сильно страдает. Во многом его страдания обусловлены глубиной и одаренностью натуры.

Действительно, с первых страниц читатели понимают, что перед ними - необыкновенный персонаж с несгибаемой волей и недюжинным умом, обуреваемый страстями и эмоциями.

Печорин с удивительной проницательностью понимает людей и критически относится к самому себе. Он безошибочно угадывает характер и наклонности окружающих. Внешне он спокоен, но чувствует сильно и глубоко. Помимо своей внутренней силы, Печорин обуреваем также и жаждой деятельности.

Впрочем, себя он именует не иначе как "нравственным калекой", ибо все его действия нелогичны и противоречивы.

Эта противоречивость видна и в его облике, и в манерах. Сам Лермонтов не устает подчеркивать странности натуры героя. К примеру, когда Печорин смеется, его глаза холодны, что служит признаком либо злобы, либо постоянного пребывания в тоске. Его взгляд беглый, но тяжелый и даже дерзкий, правда, Печорин при этом очень спокоен и равнодушен. Герой скрытен, хотя в его походке угадывается некоторая ленивость и небрежность. Он и крепок, и слаб одновременно. Ему уже около 30 лет, но в его улыбке по-прежнему видна непосредственность.

Максим Максимыч тоже замечал особенности Печорина, рассказывая, что на охоте все могут устать, а Печорин никак не реагирует на усталость, или же уверяет, что простудился, бледнеет и дрожит.

На примере Печорина Лермонтов показывает "болезнь" всего поколения того времени. Печорин сам говорит о том, что вся его жизнь состоит из вереницы неудачных и тоскливых событий, противоречащих здравому смыслу и сердцу. Как же это проявляется?

В первую очередь это касается его отношения к жизни. Печорин не скрывает, что он настроен скептически и в жизни полностью разочарован, продолжая жить лишь из любопытства. С другой стороны, заметно, что он жаждет действовать.

Более того, в нем происходит непрерывная борьба чувств и разума. Печорин признается, что думает лишь головой, а все свои страсти и эмоции оценивает с точки зрения рассудка. Однако у героя горячее и понимающее сердце, способное любить. Особенно неравнодушен Печорин к природе: соприкасаясь с ней, рассеивается все беспокойство, тоска уходит, и на душе становится легко.

В отношениях с женщинами у Печорина тоже не все просто. Он поддается своим честолюбивым порывам и стремится добиться любви женщин. Он мечтает подчинить все своей воле, завоевывать любовь и преданность окружающих.

Но Печорина нельзя назвать эгоистом, поскольку великая любовь ему не чужда. Его отношение к Вере наглядно это демонстрирует. Когда герой получил ее последнее письмо, он немедленно вскочил на коня и помчался в Пятигорск, чтобы увидеть свою возлюбленную и проститься с ней. Печорин понял, что Вера очень дорога для него, важнее, чем жизнь, счастье и честь. В степи он остался без коня и от бессилия заплакал, упав на мокрую траву.

Все эти противоречия мешают Печорину жить полной жизнью. Он искренне считает, что лучшая часть его души умерла.

Накануне назначенной дуэли Печорин задумывается над своей жизнью, и размышляет, есть ли в ней цель. Он отвечает на свой вопрос в дневнике, черкнув, что чувствует в себе огромные силы, и что цель, вероятно, существовала. Но проблема заключается в том, что деятельности, которая была бы его достойна, он найти не смог. Все свои силы он тратит на мелкие и недостойные действия, например, похищает Бэлу, играет с любовью Мери, разрушает бытие контрабандистов, убивает Грушницкого. Сам того не желая, он всем несет погибель: Бэла и Грушницкий умирают, Вера и Мери обречены на страдание, огорчен и Максим Максимыч, который стал сомневаться в возможности существования дружбы и искренности между людьми.

Таким образом, самая страшная вещь в жизни Печорина - несоответствие необъятных душевных сил и мелочных поступков героя. Это противоречие губительно для всех.

Так чья же вина в том, что Печорин стал лишним в своей же жизни? Печорин признается, что его душа была изрядно испорчена светским обществом, с которым он так и не смог разорвать связь. Все молодые годы он потратил на бесплодную борьбу с высшим светом и с собой. Он глубоко запрятал и практически уничтожил все лучшие чувства, страшась непонимания и насмешек.

Но не только дворянское общество повинно в непростой судьбе Печорина, ведь из этого общества вышли и декабристы. Таким образом, Печорин - классический герой времени 30-х годов.

Григорий Печорин - центральный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», появившегося в конце 30-х начале 40-х годов XIX века и вызвавшего неоднозначную и весьма разнообразную реакцию у читателей. Это первый социально-психологический роман в русской классической литературе и все сюжетные перипетии, события и второстепенные персонажи показаны для того чтобы полностью раскрыть характер Печорина и личные особенности.

Роман включает пять повестей, представляющих собой некоторые этапы развития личности Печорина и раскрытие всех глубин его непростого и неоднозначного характера перед читателем.

Характеристика героя

Григорий Александрович Печорин - молодой привлекательный аристократ и офицер из Петербурга, типичный представитель молодежи 30-х годов девятнадцатого века. Он получил должное образование и воспитание, богат и независим, имеет привлекательную внешность и пользуется популярностью у лиц противоположного пола. Вместе с тем он неудовлетворен своей жизнью и избалован роскошью. Ему быстро все надоедает и он не видит для себя возможности стать счастливым. Печорин находится в вечном движении и в поисках себя: то он в кавказской крепости, то на отдыхе в Пятигорске, то вместе с контрабандистами на Тамани. Даже смерть его подстерегает тогда, когда он едет из Персии на Родину.

С помощью подробного описания внешности героя автор пытается раскрыть нам его характер. Печорин не обделен мужской привлекательностью, крепок, строен и подтянут, мундир военного ему очень идет. У него вьющиеся белокурые волосы, выразительные карие глаза, холодные и надменные, они никогда не смеются и по их выражению невозможно прочесть мысли. Светлые волосы в сочетании с темными усами и бровями придают его облику индивидуальности и неординарности.

(Печорин на коне, рисунок )

Душа Печорина горит жаждой деятельности, но он не знает куда себя применить и поэтому где бы он не появился он сеет вокруг зло и печаль. Из-за глупой дуэли погибает его друг Грушницкий, по его вине погибает дочь кавказского князя черкешенка Бэла, ради развлечения он влюбляет в себя, а затем без сожаления бросает княжну Мэри. Из-за него мучается и единственная женщина, которую он любил - Вера, но он тоже не может сделать её счастливой и она обречена на страдания.

Образ главного героя

Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, ведь он не такой как они, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают, что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и Евгений Онегин у Пушкина, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но в отличие от пушкинского героя он постоянно ищет способы добавить остроты в свою жизнь, и не найдя, очень от этого страдает. Его собственные прихоти всегда для него были и будут на первом месте и чтобы удовлетворить свои желания он готов на все. Ему нравиться манипулировать людьми и подчинять их себе, он получает удовольствие от власти над ними.

Вместе с тем Печорин обладает и положительными качествами и помимо упреков и порицания, вполне заслуживает и симпатии, и сочувствия. Он отличается острым умом и осуждая других, довольно самокритично и требовательно относится к себе. Печорину не чужда поэтичность и лирические настроения, он тонко чувствует природу и любуется её красотой. Во время дуэли он проявляет завидное мужество и отвагу, он не трусит и не отступает назад, его холоднокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например по отношению к Вере, оказывается, что он тоже может быть искренним и умеет любить.

(М.А. Врубель "Дуэль Печорина с Грушницким" 1890-1891 )

Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать какие чувства он вызывает у читателей: резкого осуждения и неприязни, или все таки симпатии и понимания. Основными чертами его характера являются противоречивость между его мыслями и поступками, противодействие окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желаниями действовать, но чаще всего его поступки выливаются либо в пустые и никому не нужные действия, либо наоборот приносят боль и несчастье его близким. Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипов которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел заострить внимание на нравственной ответственности каждого человека за его мысли и поступки, за жизненный выбор и как он может отразиться на окружающих людях.

Печорин - главное действующее лицо знаменитого романа «Герой нашего времени». Данное произведение дети читают еще в школе. Как зовут Печорина? Имя, отчество этого человека - Григорий Александрович. Кем же он является? Главный герой романа - офицер, который был сослан из северной столицы на Кавказ по причине одного трагического происшествия, затем он немного путешествовал, а по дороге из Персии скончался.

Создается впечатление, что нам известно об этом человеке совсем мало. Но автор и не задавался целью подробно рассказать о жизненном пути Печорина, ему важнее его психология, поступки и их причины. Григорий Александрович воспитывался в дворянской семье. Он ярко выделялся на фоне серой толпы. Таких культурных людей, как он, в то время было мало. К тому же Печорин был весьма умен, любил философствовать, знал многое из истории и литературы. Главный герой размышлял о смысле жизни, о добре и зле, о Боге и смерти. Высказывается он всегда лаконично и мудро, что свидетельствует о его образованности. Многие случайные собеседники спрашивали, как зовут Печорина, и хотели продолжить с ним общение, ведь такого умного человека редко можно было встретить. Кажется, что в главном герое две души: расчетливая и бесстрастная и романтичная, любящая поэзию и красоту.

Бессмысленная жизнь, утрата лучших качеств

Этот умнейший человек чувствует, что на многое способен, он догадывается, что пришел в этот мир не просто так, но проживает свои годы бессмысленно. Он осознает, что живет неправильно, и это его угнетает. Многие задаются вопросом о том, как звали коня Печорина. Его имя - Черкес.

Автор критически подходит к Печорину. Главный герой разменивается по мелочам. Его жизнь складывается из любовных приключений и красивых жестов. Внешне он кажется вполне благополучным человеком. Его любовь никого не одарила радостью, напротив, она приносит одни лишь страдания. Печорин кажется сдержанным и бесстрастным. Никто не знает, что ему на самом деле не чужды дружеские и любовные чувства.

Главный герой вспоминает ушедшие годы. Он поведал княжне Мери о том, как его душа постепенно деградировала, размышлял, почему в нем больше нет чистоты и нравственности.

Отношения с девушками

Теперь, когда у него больше не наблюдалось никаких хороших качеств, он стал мрачным и одиноким. Среди людей ему тоскливо, но он не может бездействовать, он хочет занять себя чем-нибудь. Однажды Печорин, имя, отчество которого вам уже известны, решает, что под чеченскими пулями ему будет не до скуки, и едет на Кавказ. Он бесцеремонно вмешивается в людские судьбы, доставляет всем страдания. Ему было тоскливо, и он сделал все для того, чтобы его полюбила Бэла. Печорин не испытывал к ней никаких чувств, ему просто было интересно завладеть сердцем этой чистой, невинной девушки, которая казалась такой непохожей на светских дам. Когда Бэла полюбила его, она ему стала больше не нужна. Он не хотел, чтобы кто-то ему поклонялся, девушка перестала казаться ему привлекательной. Аналогичная ситуация присутствует и в рассказе о княжне Мэри. Она узнает, как зовут Печорина, начинает общаться с ним… В итоге он влюбляет девушку в себя, а затем охладевает к ней. Потом он убивает на поединке своего бывшего друга Грушницкого.

Мери открыто признается ему в любви, но Печорин говорит, что она ему не нужна. Однако мучения княжны не оставляют его равнодушным, он признается, что был на грани, и уже готов был ответить ей взаимностью. Но все же Печорин равнодушен к Мери, как и к Бэле. Он не желает создавать с ней семью, а княжна мечтает об этом. Главный герой романа не умеет любить, он не может осчастливить ни одного человека, так же, как и самого себя.

Отношения Печорина с Верой также полны драматизма. Эта женщина - единственная, кому удалось разглядеть за маской бесстрастности смелую душу и благородное сердце. Кстати, как зовут Печорина, вы уже знаете.

Цинизм

Главный герой одинок, не доверяет ни товарищам, ни возлюбленным. Он отличается цинизмом. По его мнению, любовь подобна срезанному цветку, налюбовавшись которым, нужно выбросить его на дороге - возможно, кто-нибудь подберет.

Неблагополучная эпоха

Автор не пытался ни раскритиковать Печорина, ни выставить его в лучшем свете. Главному герою не повезло. Может быть, если бы он появился на свет в другое время, его жизнь не прошла бы так бесцельно. Сегодня школьники читают роман об этом человеке и размышляют о его непростой судьбе. Как зовут Печорина, они узнают из книги.

Порочное общество

Когда одинаковые изъяны или недостатки характерны для всего поколения, не стоит укорять в этом людей - виновато общество. Следует исправлять именно его, а не Печорина. Герой своего времени пострадал от того, что родился в неблагополучную эпоху. Возможно, читателю хочется обвинить его в сломанных судьбах и страданиях, которые он причинил людям, но стоит ли делать это? Не следует забывать о том, что и сам Печорин испытывал постоянные мучения, тосковал и не находил себе места в жизни.


Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.

Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»


Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».


Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

«…они не смеялись, когда он смеялся…»

Редко, кто мог, вынести его взгляд, слишком тяжел он был и неприятен для собеседника.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»


На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»


Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.