Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Горе от ума классицизм или реализм. Лекция: Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиции. Правила классицизма

Вопрос № 12. Черты классицизма и реализма в комедии. Злободневность звучания комедии в XIX в. и в наше время

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег некоторыми законами ее построения.

Принципы классицизма и отклонения от них в «Горе от ума»:

Традиции. Правила классицизма

Герои четко делятся на положит. и отрицательных

Правила трех единств: места, времени, действия

В основе комедии – любовный конфликт

Не допускается смешение жанров

Конфликт разрешается счастливо. Порок наказан

Прием “говорящих” фамилий

Классицизм

Требование трех единств. Любое класси-цист. произв-е д. б. строиться на принципах единства времени, места и действия. Первые два принципа строго соблю-дены в комедии. Дейст-вие происходит в тече-ние суток и только в доме Фамусова .

Внимание зрителя часто переключается на внесценические сюжеты, действие которых происхо­дит не в доме Фамусова и даже не обязательно в Моск­ве.

Пространство, на котором происходит конфликт, символически расширяется: дом Фамусова - Москва - Россия - Европа - весь мир («Молчалины блаженству­ют на свете», «Есть на земле такие превращенья...» и т. п.). Благодаря важным репликам героев в памяти зрителя удерживается еще один дом, символизирующий Москву, - «Английский клуб». Если дом Фамусова в начале комедии - сим­вол «домашней» Москвы, то клуб - Москва обществен­ная (его посещают такие разные представители общества, как Фамусов, Репетилов, Чацкий). Единство места этим не отменяется, но заметно осложняется.

Композиция: наличие пяти действий.

В комедии нет пятого действия.

Принцип единства действия означает, что в произве­дении д. б. один конфликт, который пол-ностью разрешается в конце, причем устра-няются все недоразуме-ния, окончательно торжествует добродетель и наказывается порок («счаст­ливый конец»).

В «Горе от ума» ни одно из этих требо­ваний не выполняется в точности. В комедии не один, а два конфликта (социальный и любов­ный ). В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Любовная интрига и общест­венный конфликт тесно взаимосвязаны и взаимообу­словлены.

В комедии нет полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока. Чацкий до кон­ца не понимает, что произошло между Софьей и Молчалиным, произносит патетическую, но вместе с тем и нелепую речь (заключит. монолог: «Не образум­люсь, виноват...»), где довольно несправедливо обвиняет Софью. Фамусов, со своей стороны, тоже не понимает, в чем дело, он думает, что у Софьи роман с Чацким (за что и обещает отправить ее «в дерев­ню, к тетке, в глушь, в Саратов»).

В классицистической комедии обязателен хороший конец , то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком.

В «Горе от ума» количество отриц. героев во много раз больше количества положит. (к положит. героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценич. персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник»). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой».

Фактически же, Чацкий уезжает победителем, т.к. он уверен в своей правоте.

Использование внесценических персонажей. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Классицист. произв-я были построены на принципе: долг выше чувства.

В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический. Вывод: проблематика комедии не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Все герои классицист. произведений были четко разделены на положительных и отрицательных .

Этот принцип соблюдается только в общих чертах. В образе Фамусова есть положит. чел. черты: он любит дочь, по-своему желает ей добра, а Чацкий для него - родной человек в начале комедии. Ф. дает Ч. вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положит. героя Чацкого отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого Софьей).

Прямолиней­ность и односторонность в изображении центральных персонажей отброшены : не только Чацкий, но и Фамусов, Молчалин, Софья показаны людьми сложными, порой противоречивыми и непосле­довательными в своих поступках и высказываниях. Их вряд ли уместно и возможно оценивать, используя полярные оценки («по­ложительный» - «отрицательный»), ведь автор стремится пока­зать в этих персонажах не «хорошее» и «плохое». Его интересует реальная сложность их характеров, а также обстоятельства, в которых проявляются их социальные и бытовые роли, мировоз­зрение, система жизненных ценностей и психология.

По законам класси-цизма жанр произв-я строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Система персонажей: одно­значность харак-теров (герой классици­ст. комедии - воплоще­ние конкретной доброде-тели или порока) Однако принцип «единства характеров» - основа драматургии клас­сицизма - оказался совершенно неприем-лемым для автора «Горя от ума».

Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Горич, «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Репетилов).

Главные герои его неоднозначны. Над Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Все основные персонажи 4 действия, включая Молчалина и Фамусова, больше напоминают героев трагедии. Подлинные трагедии Чац­кого и Софьи дополнены «маленькими» трагедиями Молчалина, нарушившего свой обет молчания и поплатившегося за это, и униженного Фамусова, с трепетом ожидающего возмездия от мос­ковского «громовержца» в юбке - княгини Марьи Алексевны.

Традиц. амплуа : «бла-городный герой» - «любовник» , «герои-ня» , «второй любов-ник» , «субретка» (обыч-но служанка, «помощ-ница» главной героини), «благородный обману­тый отец» , который в конце все узнает, резонер

В персонажах «Горя от ума» можно узнать основные амплуа, но есть в них и отступ­ления от традиции.

Персонаж может совмещать в себе более одного амплуа. Так, Лиза субретка и резонер (ей принадлежат мет­кие и остроумные хар-ки героев), Чацкий резонер-обличитель, «благородный герой» и «второй любовник» (неудачливый жених). Молчалин - избранник Софьи, но тогда он должен быть положи­тельным героем, а это требование не выполняется ; странно видеть такого персонажа в роли «первого лю­бовника».

Фамусов в конце так и не понял, что произошло, а также не понял смысла монолога Чацкого «Не образумлюсь, виноват..», - об этом можно судить по его ответной реплике, которой заканчивается комедия.

Создание образов московской знати тре-бует клас­сицистич. схематизации

Создание образов московской знати требует не клас­сицистической схематизации, а реалистической типиза­ции характеров . В «Горе от ума» создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Реализм комедии находит своё подтверждение в том, что прообразами многих её героев послужили живые люди . Так, есть основания считать, что прототипом Фамусова был родной дядя автора, А. Ф. Грибоедов, начальник московского Архива; прототипом Репетилова - Шатилов, пустой московский остряк; Хлёстовой - Настасья Дмитриевна Офросимова (изобр. и в романе Л. Толстого «Война и мир» под именем Ахросимовой); Скалозу­ба - полковник Римский-Корсаков; «ночного разбойника-дуэлиста» - граф Ф. Толстой, известный под прозвищем «американец»; помещика-театрала - рязанский помещик Измайлов. Прототипом Чацкого можно считать Чаадаева.

Тонкость и убедительность психологических характери­стик .

Несмотря на то, что Чацкий-идеолог противостоит косному московскому барству и выражает авторскую точку зрения на рус­ское общество, его нельзя считать безусловно «положительным» персонажем. Поведение Чацкого - по­ведение обличителя, судьи, трибуна, ожесточенно нападающего на нравы, быт и психологию фамусовцев. Но автор указывает мотивы его странного поведения: ведь он приехал в Москву вовсе не как эмиссар петербургских вольнодумцев. Негодование, кото­рым охвачен Чацкий, вызвано особым психологическим состоя­нием: его поведение определяют две страсти - любовь и ревность. В них главная причина его горячности. Именно поэтому, несмот­ря на силу своего ума, влюбленный Чацкий не владеет своими чувствами, вышедшими из-под контроля, не способен действо­вать разумно. Гнев просвещенного человека, соединившись с болью утраты возлюбленной, и заставил его «метать бисер перед Репетиловыми». Его поведение комично, однако сам герой испы­тывает при этом «мильон терза­ний». Чацкий - трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства.

Фамусов и Молчалин не похожи на традиционных комедий­ных «злодеев» или «тупиц». Фамусов - трагикомическое лицо, ведь в финальной сцене не только рушатся все его планы относи­тельно замужества Софии - ему грозит потеря репутации, «доброго имени» в обществе. Для Фамусова это настоящая беда, и потому в конце последнего действия он восклицает в отчаянии: «Моя судьба еще ли не плачевна?». Трагикомично и положение Молчалина, который находится в безвыходном положении: пле­ненный Лизой, он вынужден притворяться скромным и безропот­ным обожателем Софии. Молчалин понимает, что его отношения с ней вызовут раздражение и начальственный гнев Фамусова. Но и отвергнуть любовь Софии, полагает Молчалин, опасно: дочь имеет влияние на Фамусова и может отомстить, погубить его ка­рьеру. Он оказался между двух огней: «барской любовью» дочери и неминуемым «барским гневом» отца.

Искренний карьеризм и притворная любовь несовместимы, попытка соединить их оборачивается для Молчалина унижением и «падением» пусть с небольшой, но уже «взятой» им служебной «высоты».

Имена (фамилии) героев комедии классицизма часто бывают «говорящими». Имя собственное производится от нарицательного («Простаковы» от «простак», «Скотинин» от «скотина»), прямо и однозначно указывая на главную и ед. черту характера. В комедии немало эпизодических персонажей. Их характер исчерпывающе раскрывается их «говорящими» фа­милиями. Тот же прием используется и для того, чтобы подчеркнуть главную черту в облике или положении неко­торых центральных персонажей: Фамусов - всем известный, у всех на устах (от латинск. fama - молва), Репетилов - повто­ряющий чужое (от франц. repeter -повторять), София - муд­рость (древнегреч. sophia), Чацкий в первой редакции был Чадским, то есть и «пребывающим в чаду», «начадившим». Зло­вещая фамилия Скалозуб - «перевертыш» (от слова «зубо­скал»). Молчалин, Тугоуховские, Хлестова - эти фамилии «го­ворят» сами за себя.

Фамилии ге­роев «Горя от ума» тоже часто «говорящие», но функция их иная, чем в классицизме: в фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Такие имена, как «Молча­лин», не только сохраняют в себе первоначальное значе­ние («молчать»), но и сами по себе являются потенц. нариц. именами: эта возможность реализуется уже в тексте: («Молчалины блаженствуют на свете!»; «В нем Загорецкий не умрет!»). Вместо системы амплуа и однозначных характеров-эмблем с простыми «говорящими» фамилиями мы обна­руживаем в комедии систему социально и культурно обусловленных типов, изображаемых по принципу реа­листической типизации и индивидуализации.

Кроме того, можно заметить, что в комедии Грибое­дова «говорящие» фамилии не только указывают на ка­кой-то аспект характера героя, но еще и отсылают к те­ме человеческого общения - «говорение» (Фамусов от лат. fama - «молва»; Репетилов от франц. repeter - «повторять»; Хлестова от «хлесткий»; «скалить зубы» (Скалозуб); «слушание» (Тугоуховские), «молчание» (Молчалин). Имена героев значимы все вместе: они составляют важный символ. ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума»: это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные моти­вы в ней - глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Жизненность языка комедии. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка.

Язык комедии свободен от лексических, синтаксических и интонац. ограничений, это «грубая», «непричесанная» стихия разговорной речи, превра­тившаяся в чудо поэзии. «О стихах я не говорю, - заметил Пушкин, - половина должны войти в пословицу». Картина «общественного мненья», мастерски воссозданная Грибоедовым, складывается из устных высказываний персона­жей. Их речь импульсивна, порывиста, отражает мгновенную реакцию на чужие мнения и оценки. Психологическая достовер­ность речевых портретов действующих лиц - одна из важнейших особенностей комедии. Словесный облик персонажей так же не­повторим, как и их место в обществе, манера поведения и круг интересов. В толпе гостей, собравшихся в доме Фамусова, люди часто выделяются именно своим «голосом», ос-стями речи.

Драматургическое новаторство - в отказе от некоторых жанровых канонов класси­цист. комедии. Александрийский стих заменен гиб­ким стихотворным размером, позволившим передать все оттенки живой разговорной речи, - вольным ямбом .

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Злободневность звучания комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в XIX в. и в наше время До недавнего времени тоже "молчалины" процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение иметь". Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.
Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - Софья, Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).
Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:
...Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное - поди-тка, послужи...
Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.
По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).
Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.
Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы. Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь. Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес. Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные. Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой. Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова. Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ. К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова. Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума. Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает. В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм. Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина). Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны. Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми. Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий - Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Обратите внимание

Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал: порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.

Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.

Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Наша презентация темы

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора.

Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.

А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума» – 7 Декабря 2013 – Литература

Черты
классицизма, реализма и романтизма
в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в
1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в
литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в
комедии присут­ствуют как черты классицизма, так и черты ро­мантизма,
а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим
произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими
принципами классицизма, твор­чески изменяя их. Так, в основном соблюдается
принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова
и укладывается в сутки: события начинают
развиваться рано утром и за­канчиваются
поздно вечером, когда гости разъез­жаются
после бала.

Однако единство действия нарушается:
помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ствующих лиц также не соответствует класси­цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати.

Кроме того, для типизации введены
внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так
как нару­шается единство действия.

Грибоедов
сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не
догадывающийся об увлечении собст­венной
дочери. Однако есть и отступления от традиции.

Чацкий не совсем герой-любовник, так
как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовни­ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным
героем и изображен с негативной ав­торской
оценкой.

Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в
этой любовной интриге. Лиза не только
субретка, но и своеобразный второй
резонер. Она дает мет­кие
характеристики действующим лицам: в экс­позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*.

Также Лиза метко подмечает, что
Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ким
образом, характеры не укладываются в рам­ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий» ,
среди которых можно выделить несколько
типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия
Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва.

Следовательно, об­ладатель этого имени
- человек, преклоняю­щийся перед
общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­торое
указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­положил,
что «Фамусов» имеет отношение к анг­лийскому
*^апкшзэ - известный.

И действи­тельно,
Павел Афанасьевич достаточно извест­ный
в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на
физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия
Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять.

Первую и основную черту классицизма читатель видит в самом начале произведения в списке героев- говорящие имена и фамилии, по которым еще до прочтения у читающего складывается определенное мнение об каждом из персонажей. Например: Алексей Степанович Молчалин- по фамилии этого героя сразу становится понятно, что он немногословен и тих, своё мнение в различных ситуациях будет выражать нечасто. Так оно при прочтении и оказывается: Молчалин всегда соглашается с точками зрения окружающих, но не из-за неимения своей, но из личной выгоды. Этим свои качеством, кстати, он покарает сердце Софьи Павловны, для которой его молчание казалась очень таинственным и романтичным. Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело При дальнейшем чтении выявляется ещё одна черта классицизма: в основе сюжета лежит любовный треугольник. В комедии главный герой Чацкий испытывает нежные чувства к Софье, но она, увы, вместе с Молчалиным, который на самом деле притворяется, что взаимно влюблен в девушку. Важной частью течения классицизма, представленного в “Горе от ума”, является нравоучение от автора, в котором он показывает все пороки тогдашнего общества и предостерегает последующие поколения от их повторения. Это карьеризм, лживость, малодушие, действие только из корысти и личной выгоды. Основной чертой романтизма в комедии Грибоедова является противопоставление бунтарской личности главного героя- пылкого, идеально образованного и чувственного Чацкого- порочному обществу- Фамусову, Молчалину, Скалозубу и другим членам “фамусовского общества”.

По началу, идеи московской элиты просто возмущали Чацкого, который открыто их оспаривал, но к концу произведения они довели его до состояния угнетения, поэтому Александру Александровичу пришлось покинуть Москву. В “Горе от ума” линия Чацкого является главной, его суждениям и внутреннему миру уделяется особое внимание. Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца И на любовника-глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, – Безумным вы меня прославили всем хором. Чацкий за все произведение несколько раз говорил о том, что в России есть ужасная тенденция на слепое подражанье Европе, люди повсеместно заменяют родную речь французской и приглашают немецких учителей. Это также можно отнести к чертам романтизма, поскольку через эти строки автор призывает читателей не глупо равняться на другие страны, а вернуться к своим славянским корням, развивать свою, русскую, самобытную культуру. Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! <…> Приехал - и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком; Такой же толк у дам, такие же наряды…

Немалая часть основных черт произведения относится к реализму. Вообще, на мой взгляд произведения “Горе от ума” наиболее относится именно к этому направлению, поскольку и персонажи, и ситуация наиболее приближены к реальной жизни. Персонажи Грибоедова, как бы сначала читателю не казалось, не имеют четко отрицательных или положительных характеров. Они, как и в реальной жизни, являются обычными людьми, а не героями каких-либо важных событий, которые способны делать как добро, так и зло, и каждый из них выбирает то, что считает нужным. Ярчайшим примером этого является характер Чацкого. Да, он умен, честен, благороден, он понимает нынешние проблемы общества, но он по молодости своей абсолютно не сдержан и всегда говорит человеку прямо в лицо то, что о нём думает. Еще одной чертов реализма считаются типичные характеры героев (с выраженной индивидуальностью) для определенного периода времени. К примеру, в России 19 века типаж “фамусовского” дворянина был основным для всего сословия. Это излишний вес, необразованность, жесткие устаревшие стереотипы, неприятие всего нового, особенно просвящения, как в высших, так и в низших слоях общества. Также реализму характерно то, что персонажи произведения попадают в типичные для того времени ситуации и конфликты. Самый явный пример: конфликт Чацкого и “фамусовского” общества. Грибоедов в “Горе” четко показал читателям свой нравственный идеал, воплотив его в Чацком. В итоге можно сказать, что Грибоедову удалось в своей бессмертной комедии собрать воедино лучшие черты трёх основных направления русской литературы, сделав “Горе от ума” разносторонним, глубоким и приближенным к жизни читателей произведением. В нем невооруженным взглядом видны все указанные выше течения, но со своей авторской уникальностью.

Сочинение на тему “Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии “Горе от ума” (Грибоедов А. С.)” обновлено: 14 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру