Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Главный герой повести собачье сердце. Главные герои "собачьего сердца"

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце», написанная в 1925 году в Москве, является филигранным образцом острой сатирической фантастики того времени. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы всего прогрессивного человечества.

После публикации повесть вызвала много толков и неоднозначных суждений, ведь она отличалась яркими и запоминающимися характерами главных персонажей, неординарным сюжетом, в котором фантастика тесно переплеталась с реальностью, а также неприкрытой, резкой критикой Советской власти. Данное произведение пользовалось большой популярностью в среде диссидентов в 60-х годах, а после переиздания в 90-х вообще признано пророческим. В повести «Собачье сердце» хорошо просматривается трагедия русского народа, который разделен на два враждующих лагеря (красные и белые) и в этом противостоянии должен победить только один. В своей повести Булгаков раскрывает читателям сущность новых победителей — пролетариев-революционеров, и показывает что ничего хорошего и достойного создать они не могут.

История создания

Данная повесть является заключительной частью ранее написанного цикла сатирических повестей Михаила Булгакова 20-х годов, таких как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Булгаков начал писать повесть «Собачье сердце» в январе 1925 года и закончил её в марте того же года, изначально она предназначалась для публикации в журнале «Недра», однако не прошла цензуру. И все такие её содержание было известно московским любителям литературы, потому что Булгаков читал её в марте 1925 года на «Никитском субботнике» (литературный кружок), позже её переписывали от руки (так называемый «самиздат») и таким образом распространяли в массы. В СССР повесть «Собачье сердце» впервые была опубликован в 1987 году (6-ой номер журнала «Знамя»).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.

Главные герои

Главными героями повести «Собачье сердце» являются типичные представители московского общества того времени (тридцатые года ХХ века).

Один из основных действующих персонажей, находящийся в центре повествования — профессор Преображенский, известный ученый с мировым именем, уважаемый в обществе человек, придерживающийся демократических взглядов. Он занимается вопросами омолаживания человеческого организма посредством пересадки органов животных, и стремится оказать помощь людям, при этом, не нанося им никакого вреда. Профессор изображен как солидный и уверенный в себе человек, имеющий определенный вес в обществе и привыкший жить в роскоши и достатке (у него большой дом с прислугой, среди его клиентов бывшие дворяне и представители высшего революционного руководства).

Являясь культурным человеком и обладая независимым и критическим складом ума, Преображенский открыто выступает против Советской власти, называя пришедших к власти большевиков «пустобрехами» и «бездельниками», он твердо уверен, что бороться с разрухой нужно не террором и насилием, а культурой, и считает что единственный способ общения с живыми существами это ласка.

Проведя эксперимент над бродячим псом Шариком и превратив его в человека, и даже попытавшись привить ему элементарные культурные и нравственные навыки, профессор Преображенский претерпевает полнейшее фиаско. Он признает что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому (главный вывод Шарикова после проработки советской пропагандисткой литературы — нужно все делить, причем делая это методом грабежа и насилия). Ученый понимает, что нельзя вмешиваться в законы природы, потому что такие эксперименты ни к чему хорошему не приводят.

Молодой помощник профессора доктор Борменталь, очень порядочный и преданный своему учителю человек (профессор в свое время принял участие в судьбе нищего и голодного студента и тот ему отвечает преданностью и благодарностью). Когда Шариков дошел до предела, написав донос на профессора и украв пистолет, хотел пустить его в ход, именно Борменталь проявил твердость духа и жесткость характера, приняв решение превратить его обратно в собаку, в то время когда профессор еще колеблется.

Описывая с положительной стороны этих двух врачей, старого и молодого, подчеркивая их благородство и чувство собственного достоинства, Булгаков видит в их описании себя и своих родственников-врачей, которые бы во многих ситуациях поступили бы точно также.

Абсолютными противоположностями этим двум положительным героям выступают люди нового времени: сам бывший пес Шарик, ставший Полиграф Полиграфовичем Шариковым, председатель домового комитета Швондер и другие «жилтоварищи».

Швондер представляет собой типичный образчик члена нового общества, целиком и полностью поддерживающего Советскую власть. Ненавидя профессора как классового врага революции и задумав получить часть жилплощади профессора, он использует для этого Шарикова, рассказывая ему о правах на квартиру, делая ему документы и подталкивая его к написанию доноса на Преображенского. Сам, являясь человеком недалеким и необразованным, Швондер пасует и тушуется в разговорах с профессором, и от этого ненавидит его еще сильнее и прикладывает все усилия, чтобы насолить ему как можно больше.

Шариков, донором, для которого стал яркий среднестатистический представитель советских тридцатых годов прошлого века, алкоголик без определенной работы, трижды судимый люмпен-пролетариат Клим Чугункин, двадцати пяти лет отроду, отличается вздорным и наглым характером. Как и все простые обыватели, он хочет выбиться в люди, вот только учиться чему либо или прикладывать для этого какие-либо усилия он не хочет. Ему по душе быть невежественным разгильдяем, драться, материться, плеваться на пол и постоянно нарываться на скандалы. Однако, не учась ничему хорошему, плохое он впитывает как губка: быстро учится писать доносы, находит работу себе по «душе» - убивать кошек, извечных врагов собачьего рода. Причем показывая насколько безжалостно он расправляется с бездомными котами, автор дает понять, что точно также Шариков поступит и с любым человеком, ставшим между ним и его целью.

Постепенно нарастающая агрессия, наглость и безнаказанность Шарикова, специально показана автором, для того чтобы читатель понял насколько эта зарождающаяся в 20-х годах прошлого века «шариковщина», как новое социальное явление послереволюционного времени, страшна и опасна. Такие Шариковы, встречающиеся в советском обществе сплошь и рядом, особенно стоящие у власти, представляют настоящую угрозу для общества, особенно для интеллигентных, умных и культурных людей, которых они люто ненавидят и пытаются их всячески уничтожать. Что впрочем и произошло в дальнейшем, когда во время сталинских репрессий был уничтожен цвет российской интеллигенции и военной элиты, как это и предсказывал Булгаков.

Особенности композиционного построения

В повести «Собачье сердце» соединено сразу несколько литературных жанров, в соответствии с фабулами сюжетной линии её можно отнести к фантастическому приключению по образу и подобию «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, в котором также описаны эксперимент по выведению гибрида человека и животного. С этой стороны повесть можно отнести к активно развивающемуся в то время жанру научной фантастики, яркими представителями которого были Алексей Толстой и Александр Беляев. Однако под поверхностным слоем научно-приключенческой фантастики на поверку оказывается острая сатирическая пародия, аллегорически показывающая всю чудовищность и несостоятельность того масштабного эксперимента под названием «социализм», который проводила Советская власть на территории России, пытаясь террором и насилием создать «нового человека», родившегося из революционного взрыва и насаждения марксистской идеологии. Что из этого получится, как раз очень наглядно продемонстрировал Булгаков в своей повести.

Композиция повести состоит из таких традиционных частей как завязка — профессор видит бездомного пса и решает привести его домой, кульминация (здесь можно выделить сразу несколько моментов) - проведение операции, визит домкомовцев к профессору, написание Шариковым доноса на Преображенского, его угрозы с применением оружия, решение профессора превратить Шарикова обратно в собаку, развязка — проведение обратной операции, визит Швондера к профессору с милицией, заключительная часть — установление мира и спокойствия в профессорской квартире: ученый занимается своими делами, собака Шарик вполне доволен своей собачьей жизнью.

Несмотря на всю фантастичность и невероятность описываемых событий в повести, применение автором различных приемов гротеска и аллегории, данное произведение, благодаря применению описания конкретных примет того времени (городских пейзажей, различных мест действия, быт и облик персонажей) отличается уникальным правдоподобием.

События, происходящие в повести описываются накануне наступления Рождества и не зря профессор назван Преображенским, а его эксперимент это настоящее «антирождество», своебразное «антитворение». В повести основанной на аллегории и фантастическом вымысле, автор хотел показать не только о важности ответственности ученого за свой эксперимент, а еще и неспособность видеть последствия своих деяний, громадную разницу между естественным развитием эволюции и революционным вмешательством в ход жизни. В повести показано четкое авторское виденье тех перемен, которые произошли в России после революции и начало строительства нового социалистического строя, все эти перемены для Булгакова были ни чем иным как экспериментом над людьми, масштабным, опасным и имеющим катастрофические последствия.

«Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Жанровые особенности

Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

Проблематика

Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

Сюжет и композиция

Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку. Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

Метафорический подтекст

У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

Герои повести

Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.

Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.

Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.

Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».

У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.

Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.

Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».

Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.

Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.

Стилистические особенности

Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов...» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).

Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.

Характеристика и описание главных героев повести М. Булгакова «Собачье сердце» с цитатами

Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» богата колоритными и интересными персонажами. Героев произведения условно можно разделить на две группы. Первую составляют профессор Преображенский и его окружение. Им присущи ум, честность и порядочность. Во вторую группу входят Шариков, Швондер и другие члены домкома. Они агрессивно настроены и жестоки, имеют очень смутные понятия о морали и справедливости, хотя всячески ратуют за её восстановление.

Характеристика профессора Преображенского с цитатами

Профессор Преображенский - один из главных героев повести. Филипп Филиппович - гениальнейший доктор, талантливый ученый, «европейское светило» медицины. Он уединённо живет в московской квартире и занимается операциями по омоложению богатых и «власть имущих» клиентов. Он - представитель старой московской интеллигенции, поборник высокой нравственности и гуманизма. Резко выступал простив применения грубой силы и принуждения:

>«Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему.»

«Никого драть нельзя!...На человека и на животное можно действовать только внушением.»

Профессор Преображенский олицетворяет собой уходящую дореволюционную эпоху и ее культуру. Он часто критикует новую власть и наступившие с ней порядки:

« …до марта 1917 года не было ни одного случая… - чтобы из нашего парадного внизу пропала бы хоть одна пара калош. … В марте семнадцатого года пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто, и самовар у швейцара»

«Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее»

Он всецело на стороне прежних времен, когда «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо». Он считает, что необходимо обучить людей элементарной культуре и разруха исчезнет сама собой. Однако философия профессора идет крахом, когда он сталкивается с Шариковым. Все его попытки обучить и воспитать своё творение не приводят ни к чему, кроме возрастающей агрессии и недоверия.

Преображенский раскаивается в своём неудавшемся эксперименте: «нарвался на этой операции, как третьекурсник». Он видит перед собой не новое человеческое существо, а «воскресшего» вора-рецидивиста Клима Чугункина. Со временем профессор начинает понимать весь ужас сложившейся ситуации и чувствует свою ответственность за её последствия:

«Я хотел проделать маленький опыт, после того как два года тому назад получил из гипофиза вытяжку полового гормона. И вместо этого что ж получилось, боже ты мой! Этих гормонов в гипофизе, о господи…Доктор, передо мной тупая безнадёжность, я, клянусь, потерялся.»

Проводя «обратную» операцию, профессор хочет не только себя обезопасить от Шарикова.

«Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки!»

Характеристика Борменталя с цитатами

Борменталь Иван Арнольдович – один из главных действующих лиц повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Доктор Борменталь - помощник, ассистент и друг профессора Преображенского. Он молод, красив, обладает высоким ростом и достаточно крепким телосложением: «Красавец-тяпнутый - он был уже без халата, в приличном черном костюме – передёрнул широкими плечами.»

Иван Арнольдович умен и хорошо образован. Обладает высокими моральными качествами, принципиально честен и благороден. Он достойный ученик профессора Преображенского, относится к нему большим уважением и восхищен его гением. Через образ доктора Борменталя показан представитель нового поколения интеллигенции.

После проведения эксперимента он восторженно наблюдает за перевоплощением собаки в человека. Однако со временем он начинает замечать в Шарикове стремительно развивающиеся черты Клима Чугункина. Борменталь, со своей стороны, пытается образумить наглеца и защитить профессора:

«Не беспокойтесь, Филипп Филиппович. Я сам. Вы, Шариков, чепуху го-родите, и возмутительнее всего то, что говорите её безапелляционно и уверенно. Водки мне, конечно, не жаль, тем более, что она не моя, а Филиппа Филипповича. Просто - это вредно. Это раз, а второе - вы и без водки держите себя неприлично.»

По характеру доктор достаточно вспыльчив, решителен и при необходимости способен применить силу. Он более остро реагирует на хамское и агрессивное поведение Шарикова.

«…Быть тише воды, ниже травы. В противном случае за каждую безобразную выходку будете иметь со мною дело. Понятно?»

Борменталь предан своему учителю и готов прийти на помощь в самой рис-кованной ситуации, не взирая на последствия.

«Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск покормлю его мышьяком. Черт с ним, что папа судебный следователь. Ведь, в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существо.»

Характеристика Швондера с цитатами

Швондер – один из героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой иронией и сарказмом. Он и его соратники показаны яркими представителями «разрухи», которую так критикует профессор Преображенский. О внешности Швондера сказано мало, упоминается только скромная одежда и «на четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос.»

Председатель домкома явно чувствует ненависть к классовым врагам в лице Преображенского и Борменталя. Он и его товарищи хотят экспроприировать одну комнату из квартиры, с явным неодобрением относятся к профессору и его образу жизни.

«…общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.»

Швондер большой поборник бюрократии. Для него наличие соответствующего документа является жизненно необходимым.

«Довольно странно, профессор, - обиделся Швондер, - как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?».

Конфликт Швондера и Профессора Преображенского – это конфликт интеллигенции и люмпен – пролетариев. Швондер и ему подобные ратуют за права и свободы рабочего класса, но самом деле только сеют бескультурье, разруху и слепое следование бессмысленным законам. Они изображают из себя тружеников, но на самом деле просто бездельники. Чего стоит «вечернее пение» так возмущавшее профессора.

Шариков интересует Швондера с практической точки зрения, для него он просто очередной жилец. Швондер вплотную занимается его «воспитанием» - он внушает ему мысль о пролетарском происхождении, необходимости документов и прописки, находит ему работу по призванию, подает идею написать на профессора донос.

Характеристика Полиграфа Полиграфовича Шарикова с цитатами

Шариков Полиграф Полиграфович - один из главных героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В начале повести Шариков – это просто добродушный дворовой пес, которого подбирает профессор Преображенский. Он лечит рану пса и хорошо с ним обходится. Шарик доволен жизнью.

«Обо мне заботятся, - подумал пес,- очень хороший человек. Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки…»

В результате эксперимента по пересадке гипофиза на свет появляется Шариков. Вначале профессор думал, что ему удалось создать человеческое существо, но вскоре становится понятно, что, на самом деле ему удалось «воскресить» уголовника Клима Чугункина.

«Вы стоите на самой низшей ступени развития, - перекричал Филипп Филиппович, - вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…»

Шариков аморален и глуп, у него нет ни чести ни совести. Он лишен даже зачатков нравственности и благородства. Свою новую жизнь он начинает играя на балалайке, пьянствуя и ругаясь. Он пристает к женщинам и портит мебель, устраивает в квартире потоп. Из пса Шарика получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают». Шариков получает поддержку власти в лице Швондера, который видит в нем пролетария и полноценного члена общества. От пса у Шарикова осталась, пожалуй, только нелюбовь к кошкам. Швондер находит ему работу по душе – теперь он руководит отделом по отлову кошек. Но и тут Шариков проявляет жестокость, не свойственную ни животным ни людям.

Профессор Преображенский стойко сносит проделки своего подопечного и поначалу питает надежду на его перевоспитание. Но поведение человека-пса с каждым днем ухудшается. Шариков переходит все границы когда пишет на профессора донос и угрожает его убить.

«Но кто он? Клим, Клим!....Вот что-с: две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали…..Хам и свинья…»

Преображенский делает «обратную» операцию» и на свет снова возвращается добрый ласковый пес Шарик. Словами профессора Преображенского автор как бы подводит черту, вывод: «Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей.» А настоящим зверем был не пес Шарик, а бездушный и жестокий Клим Чугункин.

В 1925 году, как отклик на происходившие в стране события, появилась сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце». И хотя изначально предполагалась публикация произведения в журнале «Недра», оно увидело свет лишь в 1987 году. Почему так случилось? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав образ главного героя, Шарика-Полиграфа Полиграфовича.

Характеристика Шарикова и того, кем он стал в результате эксперимента, - важный момент для понимания идеи произведения. Московский совместно со своим ассистентом Борменталем задумал определить, способствует ли пересадка гипофиза омоложению организма. Эксперимент решили проводить на собаке. Донором же стал погибший люмпен Чугункин. К изумлению профессора, гипофиз не только прижился, но и способствовал превращению доброго пса в человека (или, скорее, человекоподобное существо). Процесс его «формирования» является основой повести, которую написал М. Булгаков, «Собачье сердце». Шариков, характеристика которого дается ниже, удивительно похож на Клима. Причем не только внешне, но и по и манерам. К тому же новые хозяева жизни в лице Швондера довольно быстро объяснили Шарикову, какие права он имеет в обществе и в доме профессора. В результате в спокойный привычный мир Преображенского ворвался сущий дьявол. Сначала Полиграфа Полиграфовича, затем попытка захватить жилплощадь, наконец, открытая угроза жизни Борменталя стали причиной того, что профессор провел обратную операцию. И очень скоро в его квартире вновь жил безобидный пес. Таково краткое содержание повести «Собачье сердце».

Характеристика Шарикова начинается с описания жизни бездомного пса, подобранного профессором на улице.

Уличная жизнь собаки

В начале произведения писатель изображает зимний Петербург через восприятие его бездомным псом. Замерзший и худой. Грязная, свалявшаяся шерсть. Один бок сильно обожжен - обварили кипятком. Это и есть будущий Шариков. Собачье сердце - характеристика животного показывает, что он был добрее того, кто из него потом получился - отозвалось на колбасу, и пес послушно пошел за профессором.

Мир для Шарика состоял из голодных и сытых. Первые были злыми и норовили причинить вред другим. По большей части они являлись «лакеями жизни», и пес их не любил, называя про себя «человеческими очистками». Вторых же, к которым сразу отнес профессора, считал менее опасными: они никого не боялись, а потому и других ногой не пинали. Таким изначально был Шариков.

«Собачье сердце»: характеристика пса «домашнего»

За неделю пребывания в доме Преображенского Шарик изменился до неузнаваемости. Он поправился и превратился в красавца. Сначала пес ко всем относился с недоверием и все думал, чего от него хотят. Он понимал, что просто так его вряд ли бы приютили. Но со временем настолько привык к сытной и теплой жизни, что его сознание притупилось. Теперь Шарик просто радовался и готов был сносить все, только бы его не отправили на улицу.

Профессора пес уважал - ведь это именно он взял его к себе. Кухарку полюбил, так как ее владения ассоциировались у него с самым центром рая, в котором он оказался. Зину воспринимал как прислугу, кем она на самом деле и являлась. А Борменталя, которого укусил за ногу, называл «тяпнутым» - доктор никакого отношения к его благополучию не имел. И хотя пес вызывает у читателя симпатию, уже сейчас можно заметить некоторые черты, которые потом обозначит характеристика Шарикова. В повести «Собачье сердце» изначально определяются те, кто мгновенно поверил новой власти и надеялся в одночасье выбраться из нищеты и «стать всем». Вот так же и Шарик променял свободу на еду и тепло - он даже ошейник, выделявший его среди прочих собак на улице, стал носить с гордостью. А сытая жизнь сделала из него собаку, готовую во всем угодить хозяину.

Клим Чугункин

Превращение пса в человека

Между двумя операциями прошло не более трех месяцев. Доктор Борменталь подробно описывает все те изменения, внешние и внутренние, которые происходили с собакой после операции. В результате очеловечивания получилось чудовище, унаследовавшее привычки и убеждения своих «родителей». Вот краткая характеристика Шарикова, собачье сердце в котором уживалось с частью мозга пролетария.

Полиграф Полиграфович имел неприятную внешность. Постоянно сквернословил и ругался. От Клима ему передалась страсть к балалайке, и, играя на ней с утра до вечера, он не думал о покое других. Имел пристрастие к алкоголю, сигаретам, семечкам. За все время так и не приучился к порядку. От пса унаследовал любовь к вкусной еде и ненависть к кошкам, лень и чувство самосохранения. Причем если на собаку еще можно было как-то повлиять, то Полиграф Полиграфович считал свою жизнь за чужой счет вполне естественной - к таким мыслям подводит характеристика Шарика и Шарикова.

«Собачье сердце» показывает, насколько эгоистичным и беспринципным был главный герой, осознавший, как легко заполучить все, что захочет. Это его мнение только укрепилось, когда он приобрел новых знакомых.

Роль Швондера в «формировании» Шарикова

Профессор и его ассистент тщетно пытались приучить существо, которое сотворили, к порядку, соблюдению этикета и т. п., однако Шариков наглел на глазах и не видел перед собой никаких барьеров. Особую роль в этом сыграл Швондер. Как председатель домкома, он давно не любил интеллигентного Преображенского уже за то, что профессор жил в семикомнатной квартире и сохранял старые взгляды на мир. Теперь он решил использовать в своей борьбе Шарикова. По его науськиванию Полиграф Полиграфович провозгласил себя трудовым элементом и потребовал выделить причитающиеся ему квадратные метры. Затем привел в квартиру Васнецову, на которой намерен был жениться. Наконец, не без помощи Швондера состряпал на профессора лживый донос.

Тот же председатель домкома устроил Шарикова на должность. И вот уже вчерашний пес, одетый в стал ловить кошек и собак, испытывая от этого удовольствие.

И снова Шарик

Однако все имеет предел. Когда Шариков набросился на Борменталя с пистолетом, профессор и доктор, без слов понявшие друг друга, вновь приступили к операции. Чудовище, порожденное сочетанием рабского сознания, приспособленчества Шарика и агрессивности и хамства Клима, было уничтожено. Спустя несколько дней в квартире вновь жил безобидный милый пес. А неудавшийся медико-биологический эксперимент обозначил очень волнующую писателя социально-нравственную проблему, понять которую помогают Шарик и Шариков. Сравнительная характеристика («Собачье сердце», по словам В. Сахарова, - «сатира умная и горячая») их показывает, насколько опасно вторгаться в область естественных человеческих и общественных отношений. Именно глубина смысла произведения стала причиной того, что история о веселых превращениях героев на многие десятилетия попала под запрет властей.

Значение повести

«Собачье сердце» - характеристика Шарикова тому подтверждение - описывает опасное социальное явление, зародившееся в советской стране после революции. Люди, похожие на главного героя, часто оказывались у власти и уничтожали своими действиями то лучшее, что складывалось в человеческом обществе веками. Жизнь за чужой счет, доносительство, презрение к образованным интеллигентным людям - эти и подобные им явления стали в двадцатые годы нормой жизни.

Нужно отметить еще один важный момент. Эксперимент Преображенского - это вмешательство в естественные процессы природы, что опять-таки доказывает в повести «Собачье сердце» характеристика Шарикова. Профессор понимает это уже после всего случившегося и решает исправить свою ошибку. Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. И попытка изменить общество революционными насильственными способами изначально обречена на провал. Именно поэтому произведение не теряет актуальности и поныне, являясь предупреждением для современников и потомков.

Профессор Преображенский - выдающийся хирург экспериментор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез, солидный, успешный человек пожилых лет. Жил в послереволюционной Москве, по адресу: Калабуховский дом, Пречистенка 24, в большой семикомнатной квартире. Имеет прислугу - Зину и Дарью. Так как, профессор является европейским светилом, то и гонорары, и клиенты у него соответствующие - бывшие дворяне и высокопоставленные лица из руководства. Профессор уверен в себе, имеет четкие жизненные принципы, не любит пролетариат и советсткую власть вообще. Он считает, что они бездельники и пустобрехи. Противник террора и заявляет, что ласка - единственные способ общения с живыми существами. Опасная для того времени позиция, но профессор имеет высокопоставленных пациентов, которые защищают его. Так попытка Швондера начать атаку на комнаты хирурга была в корне прервана Петром Алексеевичем. Надо отметить, что профессор любит вкусно и изысканно поесть, понимает толк в спиртных напитках. Он сторонник разделения труда. Когда работает - не думает об удовольствиях. Когда отдыхает - не думает о работе. Опыты с омоложением, привели профессора к мысли, провести смелый эксперимент - пересадить гипофиз и семенные железы собаке. Эксперимент удался. Правда личность покойника, использованного при опыте, оставляла желать лучшего. В результате собака превратилась в человека - пьяницу и дебошира Полиграфа Полиграфовича Шарикова. После долгих мучений, мытарств, потере нервов и дохода, профессор решает путем операции снова превратить человека в собаку. Он осознает свою ошибку и понимает, что природа - это храм, а не поле для экспериментов и что он зря вмешался в ее законы.

Иван Арнольдович Борменталь - молодой доктор, ассистент профессора Преображенского. Доктор-человек честный, принципиальный, а когда нужно проявляет твердость и даже жесткость характера. Борментальбылвсецело преданным своему учителю профессору Преображенскому, которого чуть ли не боготворил. Будучи бедным студентом, он был принят им на кафедру. Закончив учебу, Борменталь стал работать у профессора ассистентом. Для него это было большой удачей. Работая бок о бок с ученым мирового уровня, он многому научился, и, кроме того, Борменталь неплохо зарабатывал. Профессор за один день зарабатывал больше чем рабочий в месяц, и часть дохода отходила его помощнику. После проведенной профессором операции они еще больше сблизились с Преображенским. Очень часто Борменталь оказывался поддержкой и защитой профессора переднепредсказуемыми поступками Шарикова.

Шарик - самец, приблизительно 2-х лет от роду бездомный пес (порода- дворняжка), шерсть жидкая, кустами, окрас буроватый, с подпалинами, хвост цвета топленого молока. Родился у Преображенской заставы в Москве. Кличку получает в начале повести, причем его внешний облик никак ей не соответствует. Шарик отличается весьма высокой степенью информированности в человеческих делах и здравом смысле. В течение нескольких дней он живет в квартире профессора Преображенского, готовящегося к эксперименту. В дальнейшем тело Шарика служит «основой» для пересадки человеческих органов. Во время операции: персонаж трансформируется в Шарикова. Через несколько недель, после «обратной» операции, Шарик возникает в первоначальном виде – собачьем. Он по-прежнему лежит в профессорском кабинете, наблюдая за Преображенским. О том, что с ним произошло, пес не помнит.

Чугункин - персонаж под этим именем в действии не участвует; половые железы и гипофиз Чугункина пересажены Преображенским Шарику, вследствие чего Чугункин фактически «воскрешается» в своем первоначальном облике - внешнем и внутреннем. Чугункин - тип, сочетающий признаки уголовника (три судимости за кражи) и артиста (профессия - игра на балалайке по трактирам). Причина смерти Чугункина - «удар ножом в сердце в пивной у Преображенской заставы»

Шариков - «экспериментальное» существо, возникшее в результате «прививки» органов Чугункина к живому организму Шарика. Шариков продолжает галерею образов «искусственных» людей, андроидов, возникающих вследствие «человекобожеских» усилий (Гомункул в
«Фаусте» Гёте, Демон в романе М. Шелли «Франкенштейн» и др.); отмечены параллели с образом Смердякова («Братья Карамазовы» Достоевского Шариков проходит этапы «социализации» (одежда, бытовые привычки, приобщение к благам цивилизации, наконец, получение документов, поступление на службу и попытка обзавестись семьей), которые комично сочетаются с рецидивами «животного» начала: ненависть к котам, необузданный половой инстинкт и т. п. Шариков декларирует идеи «казарменного» социализма («взять все да поделить»). Грядущий хаос предвосхищается «потопом», который устраивает Шариков в профессорской квартире. Имя персонажа - Полиграф Полиграфович - выбрано им самим в календаре; день его «именин» - 4 марта - выступает как бы пределом существования Шарикова. Конфликт персонажа с его «создателем» неуклонно обостряется; в конце концов Шариков угрожает Преображенскому и Борменталю револьвером. После короткой схватки и насильственной «обратной» операции Шариков, фактически повторяя судьбу Чугункина (смерть «от ножа»), исчезает: к жизни возвращается пес Шарик.

Швондер - председатель домового комитета, организованного в доме, где живет Преображенский. Швондер - человек небольшого ума, кляузник, доносчик и подстрекатель. В начале повести он во главе всего Устава домкома является к профессору, занимающему квартиру из семи комнат, с целью «уплотнить» его; однако у Преображенского находятся высокие покровители, и акция Швондера терпит неудачу. С появлением Шарикова Швондер вначале пишет в газету письмо-донос, утверждая, что тот - незаконнорожденный сын Преображенского, а затем становится «идейным наставником» Шарикова, внушая ему, что он - полноправный член общества и должен настаивать на своих правах. Шариков следует совету, и это приводит его к конфликтам не только с Преображенским, но и с самим Швондером. Затем Швондер инспирирует написание Шариковым доноса на профессора. В финале он заявляет в милицию о том, что Преображенский с Борменталем якобы убили Шарикова.