Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Главная тема бесприданницы. Главный конфликт пьесы А. Н. Островского «Бесприданница

Психологическая драма Островского «Бесприданница» так же, как и пьеса «Гроза», принадлежит к числу драматургических шедевров Островского. Она отличается остротой общественной проблематики, колоритностью и яркостью характеров, утонченным психологизмом, редчайшим по своей выразительности сплетением социального и индивидуально-личного.

Почти двадцать лет отделяют «Бесприданницу» (1978) от «Грозы» (1859). Интенсивные перемены в русской жизни привели к усилению капитализации, «торжеству буржуазии». Действие пьесы происходит в приволжском городе Бряхимове в «настоящие дни» (то есть в конце 70-х годов XIX века). Герои пьесы — европеизированные купцы, которые, по выражению одного из слуг, разговаривать ездят «в Москву, в Петербург да за границу».

Сквозным в пьесе, во многом определяющим ее конфликт является мотив всевластия капитала. Значительную часть экспозиции драмы «Бесприданница», анализ которой нас интересует, занимает диалог миллионщика Кнурова с представителем богатой торговой фирмы Вожеватовым. У обоих купцов, как и у большинства персонажей Островского, значимые фамилии: «кнур» — боров, кабан, «вожеватый» — вежливый, обходительный. Купцы обсуждают сенсационную новость: согласие первой красавицы города, обаятельной и артистичной Ларисы Огудаловой, на брак с бедным чиновником Карандышевым, который в глазах преуспевающих торговцев совершенно ничтожен. «Ну, что такое Карандышев!» — презрительно заявляет Кнуров (д. 1, явл. 2).

Из диалога купцов мы узнаем об отношениях Ларисы с любимым ею Паратовым, который, по словам Вожеватова, «женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда» (д. 1, явл. 2). Лариса в безвыходном положении, она бесприданница, и это главная причина ее личных несчастий. Собеседники оценивают и собственные шансы в соперничестве за Ларису. Борьба за нее, ведущаяся чуть ли не по законам биржевой игры, открывает в каждом из соперников всю безмерность их личных амбиций, стремление утвердиться в роли «героя дня». О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Каждый из персонажей пьесы «Бесприданница» (Островский), анализ которой нас интересует, сообразно своим представлениям стремится к овладению «искусством жизни». Среди иерархии жизненных ценностей купцов и дворян на первый план выходят богатство, роскошь, изысканные удовольствия. Кнуров, имеющий громадное состояние, ведет себя как человек, для которого «невозможного мало». «С шиком живет Паратов» — так оценивают купцы стиль жизни «блестящего барина». «Любит и сама пожить весело»,— говорит о матери героини Харите Игнатьевне Огудаловой завсегдатай ее дома молодой, удачливый Вася Вожеватов. Бедный чиновник Карандышев, «человек самолюбивый и завистливый», стремясь к успеху и комфорту, предстает пародийным двойником Паратова. Карандышев не может усвоить чуждый, неорганичный для него стиль поведения и сбивается. По удачному выражению А. И. Журавлевой, он не может «попасть в образ». И только душевно утонченная Лариса как бы существует «над бытом», жаждет одухотворенной и нравственной жизни, мечтает о возвышенно романтических отношениях. Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Закономерно возникает вопрос: искренен ли Карандышев в своем чувстве к Ларисе? Без сомнения, этот мелкий чиновник с большими амбициями по-своему любит ее. Но это чувство неотделимо у него от надрывной амбиции, желания повеличаться, предъявить соперникам свой «капитал». М. В. Отрадин верно замечает, что отношения Ларисы и Карандышева «сразу проявляются как взаимные претензии». Карандышев, едва став женихом, начинает с обвинений, ведет себя неблагородно, напоминает своей невесте о жизни «в таборе». Лариса отвечает ему с уничтожающей, беспощадной откровенностью: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей, разве я пошла бы за вас?» (д. 1, явл. 4). Романтически настроенная Лариса не скрывает от Карандышева, что ее идеалом мужчины является Сергей Сергеич Паратов. Она воспринимает Паратова в ореоле высоких романсовых ассоциаций (М. В. Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования. Потеряв, казалось бы, обретенное счастье (Паратов уехал и забыл о Ларисе), она не утрачивает надежды на достойную и нравственную жизнь. И именно поэтому выбирает путь брака. «Хоть за Карандышева, да замуж»,— не без досады говорит Вожеватов. Примечательно, что мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, гораздо менее разборчива в средствах достижения жизненного благополучия. Она не исключает «теплого участия» в жизни дочери богатого человека, о чем свидетельствует ее разговор с Кнуровым. «Хорошо, как найдется это участие»,— соглашается она с Кнуровым (д. 2, явл. 2). В глазах старшей Огудаловой дочь — товар, поэтому замужество Ларисы или «покровительство» участливого богача для нее — матери — стоят друг друга.

Главным событием в первом действии становится возвращение в Бряхимов Паратова. Его приезд важен не только для влиятельных лиц города. Ему рады и трактирные слуги, и цыгане. Паратов — всеобщий любимец. Когда он рассказывает о механике с «Ласточки»: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то» (д. 1, явл. 6),— читатель (зритель) вправе ожидать, что сам Паратов — истинно русский человек с широкой душой. Паратов и стремится к тому, чтобы его именно так воспринимали. Но здесь же открывается, что ему нетрудно найти с купцами общий язык: «У меня, Мокий Парменыч,— обращается он к Кнурову,— ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» (д. 1, явл. 6). За этим весьма откровенным самопризнанием следует сообщение о женитьбе на девушке с очень богатым приданым. Островский показывает, что в русском обществе идет процесс стирания различий между сословиями. Большой барин рассуждает и поступает вполне по-купечески. То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком. Его реакции на мир более непосредственны, но это лишь усугубляет его положение шута, с которым «отводят душу» просвещенные российские самодуры новейшей формации. В сходном шутовском положении оказывается и жених Ларисы, которому соперничающие мужчины постоянно пытаются указать его истинное место. С Робинзоном соотносится и сама Лариса, на которую «медичисы» смотрят как на вещь.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви. Его мужскому самолюбию льстит, что Лариса по-прежнему во власти страстных чувств. Несомненно, он принадлежит к «хищному» типу героев («паратый» — сильный, хищный зверь). В ответ на просьбу Ларисы не злоупотреблять ее откровенностью Паратов лицемерно заявляет: «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня — дело священное» (д. 2, явл. 8). Истинность этих слов опровергается всем последующим его поведением, всем ходом событий. Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Без преувеличения можно сказать, что самолюбие— тот «архимедов рычаг», которым движется действие. «Все себя любят»,— с горечью говорит Лариса.

Карандышев, затевая званый обед, лелеет тайное желание посмеяться над богатыми «фанфаронами» и отомстить им. На обеде он поднимает тост за свою невесту Ларису — и произносит похвальное слово себе. Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен. Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Не задумывается и Карандышев о том, что для Ларисы брак с ним — компромисс, что в семье она надеется найти уединение и покой. Для него породниться с дворянской семьей Огудаловых, заполучить красавицу-жену — «сыграть на повышение». Поэтому он мечтает о парадной пышной свадьбе, которая претит Ларисе.

В центре драмы судьба обаятельной и талантливой бесприданницы, вокруг которой ведется откровенный и циничный торг. В процессе развития действия «пытка чувств» (термин Б. Эйхенбаума) героини максимально затягивается. Паратов, решивший уничтожить Карандышева, не задумывается над тем, какую боль он причинит Ларисе.

Доминирующие мотивы пьесы образуются и поддерживаются музыкальной романсной стихией. Лариса поет романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В этой элегии господствуют разочарование, усталость души, неспособность к обольщениям любви. Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души. Девушка пьесы, испытывая высокое романтическое чувство к Паратову, пыталась, но не смогла смириться с ролью невесты нелюбимого человека, которого ее мать придерживала в доме «на всякий случай».

В анализируемой пьесе «Бесприданница» Островского, как и в романсах, немало внутренних парадоксов. Страдания Ларисы, казалось бы, дошли до последней черты. И вдруг она услышала в словах восхищенного Паратова то, что ждала и хотела услышать, по-своему восприняла и истолковала его зыбкие, но страстные признания. Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12). Реплика Паратова — «Она поедет»,— адресованная Кнурову и Вожеватову, как бы перечеркивает всю предыдущую ситуацию (сватовство Карандышева, согласие на брак Ларисы). Паратов всегда ощущает себя хозяином положения.

Для Карандышева бегство гостей и невесты — страшный удар. Его монолог: «Да, это смешно... Я смешной человек...» (д. 3, явл. 14) — полон патетических интонаций. И читатель (зритель) — едва ли не впервые — начинает сочувствовать ему. Психологическая характеристика этого персонажа заметно усложняется, его положение драматизируется. Карандышев собирается мстить своим оскорбителям, и этот бунт против них: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого» (д. 3, явл. 14) — совершенно естествен.

В «Бесприданнице» Островского значительное место отведено мотиву игры, многогранно развернутому автором и в действии пьесы, и в характерах, и в отношениях персонажей. Это и злая шутка с актером Счастливцевым, которого Паратов выдает за иностранца Робинзона и обещает отправить в Париж. Но и «Париж», куда попадает Счастливцев, — бряхимовский ресторан. Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

Это и одна из форм воплощения конфликта. Во втором действии Паратов беседует с матерью Ларисы. Он игриво замечает: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!» (явл. 7). На самом деле он далек от джентльменства: благородный лоск — его маска, а за ней — натура и интересы дельца. Харита Игнатьевна пытается раскрыть игру Паратова, обнаружить его тайные намерения: «Понимаю: выгодно жениться хотите?» Женитьба на бесприданнице Ларисе для Паратова невозможна — это игра, не стоящая свеч: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,— вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака» (д. 1, явл. 7). Да и сами отношения с Ларисой, пробуждающие в Паратове азарт игрока, — жестокая, опасная игра, вполне осознанный риск: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью» (д. 3, явл. 12). В сцене узнавания витиеватые речи Паратова расцениваются Ларисой как игра в слова: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите!..» (д. 4, явл. 7). Понятие «игра» реализуется в пьесе и в метафорическом смысле: «жизнь — игра». «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать» (д. 3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

«Жестокая игра» Паратова и Ларисы закончилась тем, что героине открывается наконец истинный Паратов, для которого расчет и выгода превыше всего. Разочарование в любимом для Ларисы равносильно потере смысла жизни. Страдая от предательства Паратова, бесприданница ни в ком не находит сочувствия, даже в друге детства, Вожеватове. Последний диалог в пьесе, Ларисы и Карандышева, идет на сильных эмоциональных перепадах. Убийственное слово «вещь», которое находит для бывшей невесты Карандышев, становится одним из лейтмотивов этого последнего разговора. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— говорит Карандышев (д. 4, явл. 11). Но далее, потрясенный намерением Ларисы пойти к Кнурову, он смягчается: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Карандышев умоляет осчастливить его, признается в любви. И затем — в ответ на категорический отказ и презрение Ларисы — следует новый эмоциональный перепад: «Так не доставайся ж ты никому!» Бывший жених Ларисы, решивший защищать ее и мстить за нее (один из всех и один против всех), не удерживается на этой высоте и убивает свою возлюбленную, подтверждая взгляд на нее как на вещь (Б. О. Костелянец).

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние. В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений. Смерть позволяет ей сохранить цельность и высоту, не утратить собственного достоинства. Но, как подчеркивает А. И. Журавлева, «чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя».

Смысл названия пьесы «Бесприданница», анализ которой мы провели, ориентирован не только на социально-бытовой, но и на нравственно-психологический конфликт. «Катерину бесприданницей не назовешь. Она богата: за нею мощь традиции, сила народного мировосприятия и народной поэзии. Лариса прекрасна, но она сама по себе»,— справедливо заметил Н. Н. Скатов. Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.

Итак, в центре своего повествования Островский ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница».

— Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудалавой, — «лучшая из лучших».

Вот Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи …. эта женщина создана для роскоши».

Василий Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той (у матери) все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

Мокий Парменыч Кнуров ничуть не преувеличивает, когда заверяет Хариту Игнатьевну в том, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет», что она «создана для блеску».

Лариса, мечтающая «поскорей отсюда выбраться», «вырваться отсюда», честно признается: «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую». И С душевною болью сознает героиня самое страшное: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь! .. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость, искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д.

Отметив, что душа Ларисы подобна птице, следует подчеркнуть одну из писательских особенностей драматурга – использование «прямой» этимологии, то есть соответствия первоначального значения имени основным качествам характера героини. Лариса в переводе с греческого значит «чайка».

— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает: «сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и
Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях.

По мнению Ларисы, Паратов — «идеаль мужчины», потому что В нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

В городе Бряхимове Сергея Сергеича знают все. На вопрос Хариты Игнатьевны, кто приехал, цыган Илья отвечает: «Такой барин, ждем не дождемся: год ждали — вот какой барин».

«Ну что такое Карандышев!» — недоумевает Мокий Парменыч, возмущенный тем, что именно за этого ничтожного человека выходит замуж Лариса Дмитриевна. Вожеватов называет его чудаком: «Ему бы жениться поскарей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут … а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется, едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».

« … из ничего, да в люди попал» — таково мнение и Хариты Игнатьевны Огудаловой.
Отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса.

Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй и все, чем отличаются эти герои.

Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек? Безусловно. Негодяй? В определенном смысле — несомненно. И хитрит Юлий Капитоныч, и изворачивается, и все в его поведении, особенно в присутствии Ларисы и Паратова, свидетельствует о том, что устроить скандал он может при первом удобном случае, и в аристократы метит … Не этим ли обстоятельством так уязвлено самолюбие Паратава, что в счастливом сопернике — ничтожном человечишке Карандышеве — он видит как в зеркале себя!

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратава скорее всего драматург образовал от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых
справочниках есть и такое объяснение фамилии: паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева по Далю — «коротышка, недоросток, малорослый человек».

— Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.

Паратав: «Что такое «жаль», этого я не знаю, у меня … ничего заветного нет, знай выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь хочу и вправе погордиться и повеличаться. Ну чем я хуже Паратова?»

— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратава ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева «А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал, — объясняет Юлий Капитоныч суматоху, поднявшуюся в городе. — Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек». Сам Паратов о причине неожиданного своего исчезновения год назад так говорит Харите Игнатьевне «Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение … брешь порядочная осталась».

Решить такую проблему Паратов собирается следующим образом: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски … я должен проститься с моей свободой … отец моей невесты важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем»,

— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышева?

Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями: «Ведь Я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Сергей Сергеич давно избрал красивую жизнь не по своим средствам, бездумно сорит деньгами, которые не умеет сам зарабатывать, и в конце концов продает себя.

Помня о том, как влюбленная девушка «наглядеться на него не могла», Паратов, приехав в Бряхимов, собирается как можно веселей провести последние холостые денечки, для чего со спокойной совестью увозит Ларису со званого обеда. Когда же Лариса Дмитриевна просит дать ответ, кто же она ему, жена или нет, показывает обручальное кольцо: «Вот те цепи, которыми я скован на всю жизнь».

Не случайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Важно помнить, что эта пьеса создана в 1878 году, идеи индивидуализма, связанные с культом великого Наполеона, сказались и на мировоззрении мелкого чиновника.

Вот Карандышев приглашает на обед Кнурова и Вожеватова, говорит о желании видеть Ларису Дмитриевну окруженной только избранными людьми. А через несколько минут в разговоре с Ларисой называет Вожеватова пустым, глупым мальчиком.

Упрекая Ларису в простоте общения с людьми, невзыскательности, Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие.

Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова. Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны.

Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана.

Фамилия Огудалова образована от глагола «огудать», который толкуется так: обмануть.

Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам.

— Какого мнения о Харите Игнатьевне влиятельные купцы города Бряхимова?

Мокий Парменыч Кнуров называет Хариту Игнатьевну «бойкой женщиной», с чем полностью согласен Василий Данилыч Вожеватов, который между тем высказывает предположение: «Она. должно быть, не русская … очень проворна». А дополнение «любит и сама пожить весело» многое объясняет в ее холодной, расчетливой натуре.

Разве думала она о счастье старшей дочери, выдавая замуж за какого-то горца, кавказского князька, зарезавшего молодую жену от ревности по дороге, так и не довезя ее до Кавказа?

Трудно поверить в наивность и простоту Хариты Игнатьевны, будто бы не сумевшей разглядеть в проходимце, выдающем себя за иностранца, обыкновенного шулера.

— Каковы жизненные принципы этой женщины?

«Без хитрости на свете не проживешь» — вот что в первую очередь внушает она дочери. Этот принцип — прямая, буквальная перекличка с фамилией: огудать, то есть обмануть. И еще в одном убеждена Харита Игнатьевна: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду. чтобы потом пожить по-человечески». Свою жизненную позицию она преподносит дочери. (В конспект заносим эти два высказывания Хариты Игнатьевны.)

— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

— Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

  1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
  2. Поделитесь своим мнением

1. В чем суть пьесы Островского?
2. Знакомство с героиней.
3. Нравственный облик купцов.

4. Трагедия героини.

Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в буржуазном обществе, драматург открывает читателю истинное положение вещей.

В тихом городке на Волге живет девушка на выданье, Лариса Огудалова. Вокруг много завидных женихов, но Лариса — бесприданница. Поэтому, несмотря на ее душевные качества, она находится в невыгодном положении. Эти мужчины претендуют на Ларису всего лишь как на красивую вещь, говоря о ней как об очередном деле. Лирическая натура Ларисы сначала не понимает этого, она ищет любви. Если не взаимной, то хотя бы любви к себе. Поэтому, за неимением других кандидатов, она согласна стать женой Карандышева, который любит ее. Этим решением она зачеркивает год пустых страданий по другому человеку — Сергею Паратову, решив, что семейные обязанности помогут забыть о нем. Но Паратов вновь появляется в ее жизни. Он решил проститься с вольной холостой жизнью, может, он почти не помнит Огудаловой, но Лариса уверена, что приехал Сергей Сергеевич ради нее.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, знает, что ожидает ее дочь, и ее отношение к ней не отличается от отношения купцов — она тоже хочет выгодно сбыть Ларису с рук. С небогатым Карандышевым она разговаривает с пренебрежением, с Паратовым ведет себя немного фамильярно, с Кнуровым она во всем соглашается, понимает, что он готов взять дочь в содержанки и рада этому, получив гардероб для дочери и триста рублей.

У Ларисы есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт драмы — в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают за нее другие.

Как ни прискорбно это осознавать, но Карандышев. пусть он и влюблен в Ларису, тоже относится к ней как к красивой бездушной вещи. Для Ларисы это ужасно. Ведь она считает любовь главным достоинством своего жениха. Он же радуется тому, что она станет его женой, воспринимает это событие как выгодную для себя сделку. Ему есть теперь, чем кичиться перед этими богачами! Есть, чем уязвить их! Но он ревнует и тоже уязвлен, ведь Лариса не скрывает даже, что любит Паратова! Потому что считает, что она дождалась свою любовь, пройдя через страдания.

Карандышев имеет одно отличие от других героев-мужчин — он действует по велению своего сердца. Говорит Ларисе, что ради нее готов на унижение. Как же ведут себя другие? Что испытывает к Ларисе Паратов? Значит ли она для него больше, чем для других, или же он наслаждается своей властью над влюбленной девушкой, а также ловкостью в обмане жениха? Насколько честны по отношению к Ларисе те, кто ее окружает?

Судя по их поступкам, главным «нравственным» качеством в купеческой среде является деловая хватка. Обо всем они рассуждают с точки зрения выгодности, и чувствам не место там, где должен быть только расчет. Купцы держат с остальным населением дистанцию, и они достаточно недоверчивы даже друг к другу. Их нравственный облик мы узнаем в отношениях с Ларисой. Властный и расчетливый Кнуров подчеркнуто доброжелателен с ней, говорит, что обязан принять участие в ее судьбе. Фактически же это означает, что он воспользуется безвыходным положением девушки.

Паратов ради денег готов на все, а его взаимоотношения с Ларисой — как азартная игра, ведь он считает, что в жизни надо попробовать все. К сожалению, влюбленная девушка не видит его эгоистичность. Нравственный облик Сергея Сергеевича Паратова проявляется для Ларисы только тогда, когда он, соблазнив девушку, говорит ей о своей невозможности жениться на ней. Что же он выбрал? Более выгодную в материальном плане женитьбу на миллионах. Об этом событии узнают все в самом начале пьесы. Но, видя, как мечется Лариса, ей никто не говорит об этом, в том числе и друг детства Вася Вожеватов. Вожеватов — бездушный эгоист, которого не трогает судьба Ларисы. Он не может ей даже предложить помощь в критической ситуации, потому что связан честным купеческим словом. Он разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым.

Кнуров — циничный делец, он может только ради красного словца сказать Огудаловой, что «ни на одну минуту не задумался предложить руку», но он женат, поэтому готов дать ей такое довольствие, что все критики нравственности будут вынуждены замолчать. То есть, не бывает безнравственных поступков — бывает мало денег.

Так человеческие отношения, нравственность, любовь, дружба оказываются перечеркнутыми ради отношений деловых, ради выгоды. Вот как сама Лариса подводит итог своей жизни: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса делает выбор — она готова стать красивой вещью для богача Кнурова.

Как обычно, истина звучит из уст того, чьи слова не воспринимают всерьез. Робинзон говорит Паратову: купцы — невежи. И это самая мягкая характеристика, какую можно дать. Карандышев первым раскрывает глаза невесте на ее окружение, он говорит ей жестокие, но правдивые слова о тех, кого она считает друзьями: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Он считает, что обязан защитить Ларису и наказать ее оскорбителей. Но с ним тоже происходит трансформация — его любовь оскверняется ревностью и местью. Купцам же он завидует и тоже хочет чувствовать себя хозяином.

Ларисе после всего случившегося остается стать игрушкой для Кнурова или умереть. Поэтому она благодарит Карандышева за случайно исполненное ее желание: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» Возможно, она сама и не решилась бы свести счеты с жизнью, а став содержанкой Мокия Парменыча, утратила бы самое себя. Она берет на себя вину в своей смерти, покрывая Карандышева, избавившего ее от дальнейших разочарований и страданий.

Неизбежность трагического финала подготовило то обстоятельство, что Ларису ничего не держит в жизни. Ее любовь никому не нужна, девушка одинока в этом мире. Она утратила гармонию в своей душе и ни от кого не видит сострадания. Драма Ларисы в том, что она рождена в мире, в котором важны только деньги и власть.

Психологизм драмы А.Н. Островского «Бесприданница»

Сюжет и композиция произведения

Пьесу «Бесприданница» Островский начал в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Такой продолжительный срок работы над вещью, вообще не характерный для драматурга, дает повод думать, что в этой пьесе Островский в художественной форме воплотил свои размышления о новой, стремительно изменяющейся действительности русской жизни. Сам Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий. Признавалось это и окружением драматурга: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».

Премьера «Бесприданницы» состоялась 10 ноября 1878 года в Малом театре, Ларису играла Г. Н. Федотова. Авторы рецензий, вскоре появившихся в печати, были почти единодушны: по их мнению, пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал.

Постановка пьесы в Александринском театре Петербурга месяц спустя имела едва ли больший успех.

«Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей, ибо публика явно переросла те зрелища, какие предлагает ей Островский», - писал популярный беллетрист того времени П. Боборыкин. Его вывод о пьесе в целом уничижителен: «Избитый сюжет, знакомые (по другим пьесам Островского) фигуры, все тонет в ненужных разговорах и несносных длиннотах» Творчество А.Н. Островского в критике его современников/Сост. А.Р. Верницкий. - Краснодар: Кубань, 1988, с. 40..

Подобные отзывы не могут не вызвать удивления у современного читателя. Почему «Бесприданница», одна из самых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русские актрисы, как М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, М. И. Бабанова, встретила непонимание современников?

По-видимому, дело здесь в том, что Островский, как подлинный художник, смотрел в глубь своего времени, видя те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству. Если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную, поэтичную, действительно бесподобную (т. е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества.

Важен и еще один момент. Настоящая жизнь «Бесприданницы» началась в 1896 году, когда Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская. С момента создания пьесы прошло 18 лет, наступила другая эпоха - рубеж веков: ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве. И то, что Островский увидел еще в 1878 году и написал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность, надломленность, двойственность характера), смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет «свою» Ларису, а не героиню Островского.

Прежде чем вести дальнейший анализ психологизма пьесы «Бесприданница», кратко рассмотри ее сюжет и композицию, а также особенности конфликта.

Драма состоит из четырех действия, каждое из которых в свою очередь представлено несколькими явлениями. Все время действия, которое происходит в настоящее (для автора) время, в большом городе Бряхимове на Волге, занимает менее суток.

Конфликт «Бесприданницы» - вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим, прагматическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди это по-своему сложные и противоречивые. Таким образом, конфликт этой пьесы очень актуален и в наши дни - столкновение материального с духовным.

Главная героиня - Лариса Огудалова - не может и не хочет подчиняться безнравственным законам, которые устанавливаются и регулируются лишь деньгами, в которых человек - лишь товар, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной», заканчивается катастрофой.

Уже в I действии в диалоге Кнурова и Вожеватова появляется ведущий мотив пьесы - товар и его цена; драматизм ситуации в том, что товаром в данном случае является живой человек - Лариса.

Начало завязки - приезд Паратова.

Лариса объясняет Паратову причину своего замужества:

Лариса. Но что меня заставило... Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме, скандалы, если надо бежать и из дому и даже из городу?

Карандышев купцами воспринимается, как человек ничтожный, не заслуживающий никакого внимания, а тем более уважения:

Паратов (о Карандышеве): ... Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал. Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь.

Дальнейшие события, разворачивающиеся в пьесе, можно рассматривать как борьбу главной героини за сердце Паратова. Ларису этот человек покорил не столько внешним блеском, сколько широтой души. (Не случайно в афише пьесы пометка Островского: Из художников.) Но Лариса, как и всякая влюбленная девушка, скорее видит Паратова таким, каким создало его ее влюбленное воображение («идеал мужчины»), а не того, который есть в действительности.

Карандышев затевает обед, на который собирается пригласить представителей «высшего общества» городка, с целью представить свою невесту и объявить о предстоящей свадьбе. Во время обеда он словно и не замечает того, что все над нам подтрунивают и насмехаются, стараясь подпоить «для пущего веселья». Трагедия Карандышева в том, что в своих потугах «быть на высоте» он не осознает того, насколько он смешон и жалок. Лишь Лариса терзается, видя все происходящее. Она делиться своими переживаниями с матерью, на что та отвечает: «А кому нужно, что ты терзаешься?».

Ларису никому не жаль, она является для окружающих лишь красивым товаром, даже для собственной матери и жениха.

Кульминация пьесы - пение Ларисы (а в нем - вся ее чистая, поэтическая душа). Оно произвело на Паратова совершенно неожиданное действие, тронуло лучшие струны его души. Он действительно искренен в своем признании - любовь снова заговорила в его сердце. Но... Паратов сам не обманывается на свой счет: благородные чувства всего лишь «шевелятся» в его душе, но не более.

Благородный порыв Паратова исчезает довольно быстро - сразу же после согласия Ларисы Дмитриевны ехать кататься на катерах по Волге. В этом отношении показательны следующие реплики:

Вожеватов (об отъезде). Не дождавшись тоста?

Паратов. Так лучше.

Вожеватов. Да чем же?

Паратов. Смешнее.

Действие IV. Явление 7 - психологическая развязка. Лариса проиграла борьбу: «мечтанья с глаз долой, и пала пелена». «Идеал мужчины» развенчан. Но Лариса платит и за собственные иллюзии, и за ошибки.

В четвертом действии основной мотив всей пьесы - тема купли-продажи - в явлении шестом, наконец, «материализуется»: Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому достанется Лариса.

Вожеватов. Отступного я не возьму, Мокий Парменыч.

Кнуров. Зачем отступное? Можно иначе как-нибудь.

Вожеватов. Да вот, лучше всего, (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?

Кнуров (в раздумье). Если скажу: орел, так проиграю; орел, конечно, вы. (Решительно.) Решетка.

Вожеватов (поднимая руку). Ваше. Значит, мне одному в Париж ехать. Я не в убытке; расходов меньше.

Явление 11 - фактическая развязка. Сцена очень важная с психологической точки зрения. До этого в явлении 9 единственное желание Ларисы - «простить и умереть», но она не решается на последний шаг. Предложение Кнурова ей омерзительно: «Роскошь, блеск... нет, нет, я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет...» Появляется Карандышев, и Лариса вымещает на нем всю свою боль и горечь: предательство Паратова, цинизм Кнурова и Вожеватова (друг детства!), свои несбывшиеся надежды. Не случайно Карандышев говорит ей: «Что вы, что вы, опомнитесь!» Лариса словно в бреду, она действует по принципу: чем хуже (больней), тем лучше: «...я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его. Каждой вещи своя цена есть... Ха-ха-ха... я слишком дорога для вас!»

Пьеса заканчивается смертью Ларисы, которая прощает в свои последние минуты всех, кто, так или иначе, привел ее к гибели.

Как видим, сюжет пьесы довольно прост: девушка бросает жениха накануне свадьбы ради возлюбленного. Жених, доведенные ревностью до отчаяния, решается на убийство неверной невесты. Следовательно, важным в данном случае является не сам сюжет, а его психологическое наполнение.

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

Драма «Бесприданница» (1878)

Годы идут, эпоха меняется и в России – и Островский успевает за ней. Перед нами вместо бородатых, мужиковатых купцов – вот и пожилой «из крупных дельцов последнего времени», и молодой европеизированный представитель «богатой торговой фирмы», и дворянин судохозяин Паратов, «блестящий барин», его приплытие отмечается у пристани приветственным пушечным выстрелом. Да и волжский город уже не рядовой, а скорей всего – сам Нижний Новгород, тут и пароходы, и катеры. (Прежнее купеческое медлительное самоварное чаепитие «до третьей тоски» лишь беглым укором поминается кем-то.) И если попоют нам со сцены, то уже не народную песню, а романс, а то и цыганский хор.

Однако тема , сюжетный конфликт, хоть и в новом одеянии, в новой обстановке – мало переменились. Хотя в заголовке объявлена нам «Бесприданница» первый раз – но уже сколько бесприданниц прошли в череде пьес, всё этот конфликт между потребностью истинной любви и подавляющими денежными расчётами. От раза к разу фабулы будто и меняются, но действующие фигуры и их расстановка – как будто и повторительны для нас. Конечно: и ситуация повторительная в жизни – и куда же драматургу деться от неё и не повторять. Но всё так же у него лёгкость выражения характеров, типов, по самым даже мелькучим, кратким деталям – и читать приятно, и смотреть на сцене – живо.

Бесприданница. Фильм-спектакль 1974 года по драме А. Островского

Год назад этот самоуверенный, развязный красавец Паратов ухаживал за Ларисой, обещал жениться, потом (по корыстным соображениям, всё так же ради миллионного приданого) – уехал, сгинул, знать о себе не давал. Лариса внутренно металась, ждала, ждала – наконец решилась выходить за малозначительного чиновника Карандышева, которого она заранее стыдится, – и рвётся сразу после свадьбы уехать подальше, в глушь, чтобы не испытывать городских насмешек. И тут, накануне, приплыл всё тот же блестящий ослепительный Паратов, под пушечный выстрел, зависть публики и ликование цыган. И в первые же минуты покатил навестить свою покинутую возлюбленную (ищет, как повеселей провести время).

Всё действие пьесы, по лучшим драматическим традициям, умещается в сутки. Карандышев имеет несчастье пригласить богатых гостей к своему скудному обеду. Гости сперва за глаза, потом и прямо в лицо издевательски высмеивают его, даже глумятся. Мучение от жалкости жениха терзает Ларису. Паратова она встретила – и в этом главная психологическая верность автора! – не упрёками за прошлое, а – мгновенной покорностью – сила чувства!! Ведь она ослеплена им, он «идеал мужчины». (Когда-то он смело взялся и выбил выстрелом монету из рук Ларисы.) Паратов затевает после того нескладного обеда – пикник за Волгой, ехать на катерах с цыганами, вопреки всем приличиям зовёт и Ларису – и она с готовностью едет. (Жениха покидают подпоенного.) Чуть раньше мы уже слышали от неё мотив: что её тянет броситься в Волгу (и это воспринимаешь как повтор от «Грозы »). В конце ночи вернулись с гулянья – она слышит от любимого, что на том и конец: он уже обручён. Ей – только смерть, вот – броситься с высоты на камни внизу. Очнувшийся Карандышев ищет мести обидчику, у него пистолет. А Лариса ему: «ваше покровительство – самое тяжкое оскорбление», «жить холодно… я не нашла любви, так буду искать золота». (Два богача уже сыграли на неё, в орла-решку, кто возьмёт её с собой на выставку в Париж, – «она создана для роскоши».) Исступлённый Карандышев застреливает свою невесту – и она успевает поблагодарить его за благодеяние, за освобождение, и взять выстрел на себя.

Однако: был ли неизбежен в фабуле такой явный перебор Островского: ввести мелко-комедийную фигуру «Робинзона»? Много усилий смешить – а совсем не смешно и не к месту, и юмор-то невысокого разбора; только сбивает жанр с задуманного контура – из драмы в комедию, но и её не достигнув.

А вот русское традиционное прорвалось: «На тебе тоже цепи?» Нет, «кандалы, честное купеческое слово». Ведь жили же так: без письменных договоров и без адвокатов. Эта старина – Островскому мила.

Примечание. Премьеры «Бесприданницы» состоялись 10 ноября 1878 года в Малом театре, 22 ноября – в Александринском, обе были малоуспешны. Неуспех и позже преследовал нечастые постановки драмы, пока, спустя 18 лет, ее популярность не стала расти, чему немало способствовали постановки 1896 года в Петербурге с В. Комиссаржевской (Лариса) и в Москве с К. Станиславским (Паратов). В советское время драму ставили во многих театрах страны, ставят и в постсоветское. Первая экранизация была предпринята еще во времена немого кино (1912, реж. Кай Ганзен). В СССР вышло три фильма: 1936 (реж. Яков Протазанов), 1974 (реж. Конст. Худяков), 1984 («Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов).