Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Гитары FENDER RITCHIE BLACKMORE STRATOCASTER. Гитарист "тяжелого" поведения


Ричи Блэкмор Ritchie Blackmore

Полное имя Ричард Хью Блэкмор Дата рождения 14 апреля 1945(1945-04-14) (65 лет) Место рождения Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет, Англия Страна Великобритания

Richard Hugh Blackmore - английский рок-музыкант, гитарист-виртуоз, мультиинструменталист, композитор.

Один из основателей группы Deep Purple, после ухода из которой создал группу Rainbow. В 1996 году создал проект Blackmore"s Night, в котором играет до сих пор.

Блэкмора считают одним из самых значительных и влиятельных гитаристов XX века, он включён во многие хит-парады «лучших гитаристов всех времён».

Гитара FENDER RITCHIE BLACKMORE STRATOCASTER.

На свете существует две именных модели Ritchie Blackmore.

Первая выпускается в Японии - она копирует личные гитары Ritchie того периода когда он играл в Deep Purple и Ranbow.

А вторую модель делают в Америке в отделении Custom Shop и она представляет инструмент, на котором Ritchie предпочитает играть в наши дни.

В свое время я около года был владельцем японской модели и потому попробую рассказать все, что мне о ней известно.

Эта модель была выпущена в 1997 году и была представлена как Limited Edition, то есть выпускаемая в течении "ограниченного периода времени" и конкретно только в 1997 году.

И тогда эту гитару можно было свободно купить в любом приличном гитарном магазине по всему миру.

Начиная с 1998 года и по сей день эта гитара исчезла из каталогов Fender и выпускается только для внутреннего рынка Японии отделением Fender Japan.

Будучи в 2003 году в Токио, я часто видел эту гитару в местных магазинах.

Официально поставлять эту гитару за пределы Японии запрещено разного рода лицензиями и соглашениями, поэтому по миру эти гитары расходятся в основном через частных лиц, которые перевозят такие гитары либо лично, либо как-то через почту.

В общих чертах, именная гитара Ritchie Blackmoe базируется на моделях Fender Stratocaster 70-ых годов.

Эти гитары визуально легко отличить от моделей других годов по "большой" голове гриф и анкерному стрежню, пулевидный (bullet) кусок которого выглядывает из отверстия на голове грифа.

Поскольку Ritchie Blackmore перешел на stratocaster в именно 70-ых годах (ранее он играл на Gibson ES-335), то это вполне закономерно.

Сам Ritchie во многочисленных интервью утверждает, что стал играть на stratocaster, находясь исключительно под влиянием другой "стратокастерной" иконы J.Hendrix (подобно тому как ранее выбрал Gibson ES-335 под влиянием своего другого кумира - Chuck Berry).

Как и Hendrix, большинство своих легендарных гитарных работ Ritchie сделал на гитарах белого цвета, поэтому его именная модель также белого цвета.

От копий гитар 70-ых годов эту модель отличаетcя двумя вещами - это электроника и гриф.

Сначала о грифе. На этой модели произведено скалопирование.

Попробую объяснить это словами. Скалопирование - это когда пространство накладки на гриф имеет выемки между ладовой проволкой.

В результате пальцы левой руки при игре не касаются накладки на гриф а имеют контакт только со струнами.

Физически игра на таких грифах может по началу приносить неудобства.

Однако, я лично имел дело со многими гитарами имевшими скалопирвоание и убедился в том, что гитаристы очень быстро привыкают к таким грифам и не испытывают никаких неудобств.

Обычно на скалопированных грифах сильнее атака, в звуке больше звона и верхних частот - саунд становится более "блюзово-фендеровским" и в нем есть некий "металлический" оттенок как при игре слайдом.

Плюс на скалопированных грифах вы имеете возможность лучше контролировать бенды и пальцовое вибрато, выполнение которых отнимает гораздо меньше сил.

Однако, не смотря на это, серийно производится крайне мало гитар с такими грифами.

Помимо модели Blackmore, мне известен лишь Fender Yngwie Malmsteen Stratocaster - именная модель продолжателя музыки "того самого Blackmore".

К слову если сравнивать две этих гитары - у модели Malmsteen скалопирование выполненно раза в три глубже "Блэкморовского".

То есть у Malmsteen оно максимальное, а у Blackmore едва заметное - очень легкое.

В 70-ых годах Ritchie по-началу сам при помощи напильника скалопировал грифы.

В последствие эту операцию выполняли его техники.

Помимо скалопирования, необходимо сказать, что у Blackmore очень тонкий во всех отношениях гриф.

Он невероятно тонкий.

Я никогда не видел более таких тонких и удобных (для моих коротких плаьцев) грифов.

Очевидно, что на своих гитарах Blackmore с товарищами техниками подтачивал и утончял грифы до предела.

Если говорить о звукоснимателях (Seymour Duncan SSL-4) на этой гитаре, то они совсем не обычные.

Во-первых их всего два. То, что выглядит средним синглом, на самом деле просто крышка-заглушка.

Ritchie после Gibson привык играть на двух датчиках. Средний сингл ему мешал и потому он обычно его снимал, а чтобы не портить классический внешний вид - ставил в середину крышку от датчика. Соответственно переключатель датчиков на этой гитаре трех-позиционный как на Gibson.

Звучат эти датчики тоже весьма интересно.

Если попробовал сравнить саунд двух легенд рок-гитары 70-ых - Ritchie Blackmore и Jimmy Page, то не сразу и почувствуешь, кто из этой пары играет на Fender Stratocaster, а кто на Gibson Les Paul.

Вот настолько хорошо, мощно и не "по-стратовски" звучит в комбинации с эффектом Distortion гитара stratocaster товарища Blackmore.

Как известно, сам Seymour Duncan в 70-ые годы работал в британском отделении Fender, занимался там звукоснимателями и лично "мотал" датчики для британских гитарных звезд.

Были среди его клиентов и такие популярные люди как Jimi Hendrix, Ritchie Blackmore и Jeff Beck.

Датчики SSL-4 не имеют в своем названии имени Blackmore, но сделаны они именно такими, какими их возжелал Blackmore и сделаны они для него.

Они стоят на большинстве его личных стратов и на именной японской модели Fender, которая копирует его личные страты 70-ых.

Первое, что хочется сказать после знакомства с этими датчиками – это повторить словосочетание "гибсоновское прошлое".

Есть такая знаменитая модель как P-90, которая ставится на Les Paul.

Некий рокерский сингл, способный и "стекла выдать" и "мясца накатить" выражаясь поэтически.

Так вот SSL-4 по своему звучанию близок к P-90. Во-первых надо сказать, SSL-4 очень хорошо звучит с перегрузом. И соло и риффы все идет на ура (послушайте игру Blackmore).

Отличительная особенность этого датчика – это прекрасная приспособленность к игре с использованием такого приема как "стакатто" (Ritchie неровно дышит к подобным штучкам).

Каждая нотка при игре аккордами очень хорошо слышна.

От синглов на перегрузе очень трудно добиться хорошего звучания при игре с глушением струн правой рукой.

На SSL-4 глушение проходит "на ура" как и впрочем и медиаторные флажолеты (тоже редкая штучка для синглов).

В общем из синглов стратовского типа SSL-4 наверное лучше всего приспособлены для игры с distortion и особого дискомфорта от нехватки хамбекера вы не ощутите.

Что касается игры на чистом звуке, то саунд этого датчика близок в синглам, с увеличенным выходом, таким например как Fender Texas Special (датчики посвященные SRV) и разумеется гибсоновским P-90.

У SSL-4 на слух не так много верхов как у совсем "стеклянных" стратовских синглов. Хотя со стороны звук выглядит как обычный стратовский чистый звук, придирчивые маньяки стратокастеров заметят, что "стекла" не так много, как могло быть.

Ощущение "стеклянности" в звуке – это очень субьективная характеристика, ее нельзя выразить в словах.

Смущает у этих датчиков только одно - они фонят. И ничего с этим не сделаешь. Это все таки синглы. С одной стороны этот сингловый фон немного раздражает, потому как мы в 21 веке, привыкли к разного рода вертикальным хамбекерам и прочим хитрым вещам, которые дают любой звук и при этом не фонят. Но с другой стороны товарищ Blackmore на таких датчиках придумал, записал кучу рок-шедевров и отыграл невероятно крутые концерты. И эти датчики ему не помешали. Тем более эти датчики не самое плохое что есть в этой гитаре.

Я не буду говорить про "железо" на этом инструменте - обычные старого типа колки и старого типа тремоло-бридж. Если не трогать за рычаг, то ничего расстраиваться не будет. Если же пробовать активно работать рычагом, то у меня лично гитара будет постоянно не строить. Знаете есть такая порода гитаристов - они играют на гитарах с колками старого типа и тремоло-бриджем старого типа. И при этом они удачно работают рычагом. И у них все строит и они счастливы. Тот же Blackmore, Malmsteen. Или вот мой приятель Володя Русинов. Я к сожалению не отношусь к таким талантливым людям. И потому как только в мои руки попадает Fender с таким железом - а таких Fender большинство, то я не трогаю его рычаг, и, вообще, не прикручиваю рычаг к гитаре. И все тогда строит хорошо.

Очень прикольные на этой гитаре системы замков которыми ремень крепится к корпусу. Обычно на большинстве Fender устанавливаются системы Schaller StrapLocks и все мы к ним привыкли. Я пробовал как-то на разных гитарах подобное решение от Dunlop и оно мне не понравилось. А вот в этой модели они воплощено идеально. Мне очень понравилось то как ремень в этой системе очень плотно прилегает к корпусу и от того играть стоя удобнее - гитара лучше висит. Но вот сделать подобное крепление самостоятельно на какой-либо другой гитаре - будет очень проблематично в виду того, что необходимо будет делать большие отверстия в корпусе гитары.Также проблематично - будет поставить какую либо другую систему на эту "блэкморовскую гитару".

Выше я говорил о фоне в синглах и сказал, что это не самое плохое, что есть в этой гитаре. Пришло время сказать, что плохого в ней есть. И почему я собственно говоря ее продал. Главный недостаток этой гитары, на мой субъективный взгляд - это материал корпуса. Все дело в том, что гитара сделана из липы (basswood). Уж не знаю почему, но большая часть Fender, сделанных в Японии имеют корпус из липы, а не из ольхи или ясеня как это было то на обычных нормальных Fender всю жизнь. Японцы почему-то любят этот дерево - липу. Из него делают почти все японские Ibanez. И к сожалению большую часть моделей японских Fender тоже.

Липа - хорошее дерево. Но на мой "консервативный" вкус - это не "фендеровское" дерево и оно не дает именно "того самого" звучания. У нее более ровный, менее чуткий и звенящий звук. В общем, у нее звук хороший, но он другого стиля. Звук липы - это звук в стиле Ibanez. А совсем не Fender. Конечно, я не совсем объективен. Но мне не нравится звучание "фендероподобных" гитар с корпусами из липы.

Очень непонятно почему японцы не стали копировать личные гитары Blackmore полностью и заменили древесину корпуса. Ведь сам Blackmore в 70-ых годах играл на гитарах из ясеня либо ольхи.

Цена этого инструмента в магазинах Японии, когда я там был колебалась в пределах 1500-2000$ в пересчете на нормальные деньги. Это, дорого. Хотя смешно жаловаться на это, ибо в Японии на все безумные цены и это страна самая дорогая по деньгам из всех стран где я был и которых когда-либо слышал. На мой взгляд если бы эта гитара была сделана с корпусом из ясеня, то ее цена была нормальной для именной модели такого звездного дядьки. Но покупать strat с корпусом из липы за за такие деньги - на мой взгляд - баснословно дорого. По крайней мере, сегодня. То, что хорошо для "пилильно-рубильного" звучания Ibanez не может быть хорошо для Fender. И, наоборот.

Поэтому когда один из моих приятелей захотел купить через интернет-комиссионку именную модель Blackmore производства Японии, я его отговорил. И мы с ним попробовали сделать свою именную модель.

Также как в свое время Blackmore купил в 70-ых обычный strat и внес в него немного изменений, мы решили купить обычный strat в духе того времени и внести в него "немного изменений". Для этой цели были куплен обычный мексиканский Classic Series 70"s Strat белого цвета с накладкой на гриф из палисандра. Два датчика SSL-4. Набор черной "фендеровской пластмассы" (ручки, крышки датчиков, наконечник на рычаг и крышка на выемку под пружины бриджа). А также был выпрошен у мастера напильник для скалопирования ладов.

В результате мы поменяли датчики и пластиковые части и скалопировали лады. Мой приятель хотел это сделать это сам, чтобы почуствовать себя Блэкмором начал 70-ых. С другой стороны, скалопирование - вещь очень специфическая и не всем она нужна, поэтому если Вы пойдете по этому пути, вы можете не трогать гриф и тогда у вас будет возможность играть на нескалопированном грифе.

Что получилось в итоге? Тоже самое, друзья. Внешне и по конструкции это была та же самая модель, что и японская Ritchie Blackmore. Но в моих лично глазах помимо более низкой стоимости у нее был еще громадный плюс. Ее корпус был сделан из ясеня. Настоящего "фендеровского" дерева. Именно, ясень нравится самому Ritchie больше всего и от того его Custom Shop модели имеют корпус из ясеня. Единственным отличием нашей "самодельной" модели Ritchie Blackmore - было отсутствие росписи Ritchie на голове грифа. Однако, в качестве утешения, мы использовали глобальный тезис о том, что у самого Ritchie на его личных гитарах тоже не было его личной подписи. То есть копия была полная.

Как она звучала? Возможно я буду субъективен. Возможно у нас был очень удачный мексиканский страт и не очень удачный японский, но "доработанный мекс" звучал лучше. Он звучал более правильно и натурально. Он однозначно лучше был на чистом звуке, а с перегрузом давал больше каких то нюансов, обертонов и бог знает чего.

А теперь давайте поговорим об американской Custom Shop модели R.Blackmore. Я к сожалению никогда не держал ее в руках и ориентируюсь только по описаниям. Это очень дорогая гитара. Ее цена колеблется в пределах 5000-6000$. Как известно, Blackmore ныне предпочитает акустическую музыку в духе средневековья с лидирующим вокалом его жены Кэндис Найт. От того возможности увидеть Ritchie с таким стратом не так уж и много.

Поэтому внешний облик этого инструмента для большинства гитаристов есть нечто новое и экстравагантное. Но зато как хорошо в фендеровских каталогах написано про ее конструкцию. Короче говоря, в этой гитаре исправлены все недостатки японской версии.

Во-первых, как я уже говорил - его корпус сделан из ясеня. И добавить к этому нечего. Все говорит само за себя.

Во-вторых, датчики в этой гитаре не фонят. На ней стоят Lace Sensor. Это достаточно противоречивые датчики и не всем они нравятся, но мне кажется для музыки в духе Deep Purple, Rainbow они подойдут хорошо. Другое дело что смотрятся они очень необычно за счет того, что на пластиковой панели только два датчика и нет дырки для третьего среднего, как это было на японской модели. А все таки strat с двумя синглами - это очень необычно. Я лично кроме как на фотках этой модели - никогда более не видел.

В-третьих, работа рычагом на этой гитаре не приводит к тому, что "строй ползет". Сочетание современного "фендеровского" тремоло-бриджа с опрой на два винта и колков с замковым механизмом - комбинация надежная и проверенная времнем. С ней можно жить и играть без каких-либо страданий.

Помимо исправления недостатков есть в этой гитаре и совсем необычный трюк. Это вклееный (!!!) гриф. Опять таки "гибсоновское" наследие не дает спокойно спать товарищу Blackmore. Это известный факт, что Ritchie на некорых из своих личных strat вклеивал гриф в корпус. Что это давало? Спросите у Ritchie. теоритически вырастал сустейн и еще что-то. А на практике я никогда не держал в руках stratocaster, которые во всем были бы как обычный stratocaster за исключением вклеенного грифа.

Эта Custom Shop гитара выпускается в двух вариантах. Помимо описанного выше есть еще и вариант со дополнительным встроенным датчиком Roland для разного рода приборов типа гитарных синтезаторов Roland GR и систем Roland VG. Штучка эта хоть и редкая, но совсем не новая. И уже много лет в каталогах Fender присутствует мексиканская гитара Roland Ready Standard Strat именно с таким датчиком. Я не думаю что Ritchie очень много играет на всех этих виртуальных "роландовских" штучках. Скорее всего для это просто фишка. Но когда ты Ritchie Blackmore ты можешь себе позволить иметь такую гитару, какой тебе хотелось бы ее видеть. Только тебе. И никому другому. Надеюсь и у вас такой момент когда-нибудь настанет.

FENDER RITCHIE BLACKMORE STRAT OWT электрогитара с чехлом, цвет белый, корпус ольха, гриф клен, накладка скаллопированная палисандр, радиус 7.25”, 21 лад - Vintage Style, мензура 25,5`, звукосниматели: нэк - Seymour Duncan® Quarter Pound Flat™ SSL-4 Single-Coil Strat®, средний - Non-Active “Dummy” Pickup, бридж - Reverse Wound/Reverse Polarity Seymour Duncan® Quarter Pound Flat™ SSL-4 Single-Coil Strat®, фурнитура хром, панель накладка 3-Ply White, в комплект входят: чехол Deluxe Gig Bag, рычаг тремоло

В коллекции видеошкол вы можете найти школу игры на гитаре изучая легендарные хиты группы DEEP PURPLE и заказать их у нас.Для этого вам надо нажать на главной странице ВИДЕОТЕКА и найти по номеру школы.


Ричи Блэкмор занимает достойное место в пантеоне британских рок-гитаристов, рядом с Джимми Пейджем, Джеффом Беком, Эриком Клэптоном и Питером Грином.

Яростное вибрато, сладкоголосые и одновременно жалящие соло, а также неповторимое сочетание блюзовых и классических приемов игры - вот лишь некоторые из черт стиля Ричи Блэкмора (очень массово копируемого стиля - за деталями обращайтесь к Ингви Мальмстину).

Этой осенью Блэкмор планирует выпустить полностью акустический альбом.

По словам самого Блэкмора, этот проект, носящий интригующее название "Средневековые луны и цыганские танцы", включает в себя поп-фолковые акустические номера, выдержанные в духе Эпохи Возрождения.

Вполне можно представить себе, что подобная музыка звучала много лет назад у стен какого-нибудь старинного европейского замка.

Лично мне это проект очень интересен - хотя бы тем, что на этот раз Блэкмор сумел обойтись без маршалловских усилителей, во многом определявших звучание его гитары на большинстве классических записей Deep Purple и Rainbow.

В интервью журналу Guitar World Ричи Блэкмор воспользовался возможностью поподробнее рассказать о некоторых из этих знаменитых записей.

Идея исполнить Hush - композицию, написанную сессионным гитаристом South, принадлежала мне. Я услышал ее в Гамбурге, рассказал группе, и мы ее записали. Эта вещь была полностью записана с двух дублей. Да и на весь первый альбом нам понадобилось лишь сорок восемь часов. Мне в ней нравится гитарное соло - особенно фидбэк. При записи использовался Gibson ES-335, который потом украла моя бывшая жена. Я пользовался этой гитарой вплоть до записи альбома In Rock, на нем ее можно услышать в композициях Child In Time и Flight of...

Причиной, по которой я потом переключился на Стратокастер, было наличие у него особой четкости звука. Но к нему достаточно сложно было приспособиться. Когда ты играешь на хамбекерах обычно получается достаточно грубый звук, и это вполне простительно. Но звукосниматели на Фендере - вещь очень тонкая и сложная. Важна каждая нота - ничего нельзя упустить.

Апрель. Я родился в этом месяце. Поначалу у меня была просто маленькая случайно возникшая мелодия. Я показал ее Йону (Лорду) и он придумал "классический" кусок для средней части композиции. В свои двадцать пять лет я еще не слышал ничего подобного. Для того времени это было достаточно смело.

"Concerto for Group and Orchestra"

Я даже не знаю, что об этом сказать. Я никогда больше это не играл. Я даже никогда не слушаю эту запись. Это были абсолютно новые ощущения. Пытаться играть, когда рядом с тобой сидят две дюжины скрипачей - не самое приятное занятие. У меня был маленький усилок Vox, и каждый раз, когда я начинал играть, эти парни натурально затыкали уши: "Слишком громко"! Я, значит, пытаюсь, чтобы публика меня услышала, а рядом сидят эти скрипачи с пальцами в ушах. Можете представить, насколько меня все это вдохновляло.

"Hard Lovin\" Man"

Один из звукоинженеров, работавших над этим альбомом был жутким ретроградом, не любившим рок-н-ролл. Когда я записывал соло для этой песни, я совершенно спонтанно начал тереть гитару струнами об дверной косяк, чтобы получить весь этот дикий шум. Этот тип смотрел на меня так, будто я сошел с ума. В другой раз мы с ним слушали записанный материал, и я сказал, что совсем не слышу гитару. "Гитару?" - спросил он, "Да здесь ничего кроме нее и не слышно! Жутко громко!". "Но я действительно не слышу ее!" - "Ты с ума сошел! Она звучит просто охренительно громко! Что у тебя с ушами?". И тут Мартин (Бирч - главный звукоинженер записи) говорит: "Подождите секунду", двигает ползунок и выясняется, что гитара все это время была полностью выключена. Так что пришлось парню прикусить язык. А он-то думал, что я оглох или еще что-то в этом духе.

"Child In Time"

Эта запись была своеобразным ответом всему тому, что мы делали с оркестром. Мне хотелось сделать громкую хард-роковую вещь, и я буквально молился, чтобы она такой и получилась. Я боялся, что иначе мы до конца жизни будем играть со всякими оркестрами. Иэн Гиллан был, пожалуй, единственным человеком, способным ее спеть. Это был его звездный час. Больше никто не решился бы на подобное "карабкание" по октавам все выше и выше. Гитарное соло, однако, получилось довольно посредственным. В те времена никогда не делалось больше двух-трех дублей, когда дело доходило до гитарных соло. Мне дали пятнадцать минут - считалось, что для гитариста этого вполне достаточно. Пэйси был тут как тут, нервно притопывая ногой и поглядывая на часы, как бы говоря: "Ну, долго ты еще там?". "Да я только-только настроился!" - "Ты что же, значит, еще дольше собираешься сидеть?!". Иногда на концертах я играю это соло много быстрее, чем на пластинке. Мне хотелось бы, чтобы оно было побыстрее, и Пэйси всегда хотел того же. Единственная проблема заключается в той части, где вся группа должна играть в унисон: ее можно играть только с такой скоростью, и никак не быстрее, если, конечно, не начать барабанить по струнам, чего я никогда не делаю из принципа. На первый взгляд кажется, что ничего сложного здесь нет, но вы сами попробуйте сыграть ее быстрее после десяти рюмок виски! Это очень сложно.

"Smoke On The Water"

Эту вещь мы записывали не там, где остальную часть альбома, записывавшегося в Гранд-Отеле в Монтро. Smoke On The Water был записан в огромном вестибюле какого-то здания в Швейцарии с использованием передвижной студии группы "Роллинг Стоунз". Нам нужен был звук с объемным эхом для вспомогательной дорожки. Полиция начала долбиться в двери. Мы знали, что это полиция, и знали, что они скажут нам прекратить запись, поскольку жители окрестных домов жаловались на шум. Поэтому мы не открывали дверь. Мы спрашивали Мартина: "Получилось?". А он отвечал: "Не могу сказать, мне надо прослушать весь материал от начала и до конца, чтобы понять". Полицейские собрали возле здания кучу машин и продолжали барабанить в двери. Мы не хотели открывать, пока не будем уверены, что у нас есть именно то, то надо. Наконец у нас получилось. Мы открыли дверь, и полицейские сказали: "Вы должны прекратить это и поехать куда-нибудь в другое место".

"Highway Star"

Единственная вещь, соло для которой было придумано раньше, чем она начала записываться. Мне хотелось наложить соло из Моцарта на последовательность аккордов, также взятую из Моцарта.

Очень необычное соло, поскольку я записал одну его часть в один день, а другую - в другой. На записи четко слышна разница. Я никогда не был доволен этим соло. Сама песня очень хороша, но моя работа оставляет желать лучшего. Написана эта вещь была под влиянием Stepping Out Эрика Клэптона.

"Woman From Tokyo"

Этот рифф я также позаимствовал у Клэптона, из Cat\"s Squirrel.

"Strange Kind Of Woman"

Весь фрагмент с вопросами-ответами гитары взят из Tobacco Road Эдгара Уинтера. Они с Риком Дерринджером имели обыкновение обмениваться подобными гитарными репликами, а нам тогда очень нравилась эта группа (White Trash). Я подсадил Иэна Гиллана на Эдгара Уинтера. Я сказал: "Послушай эти вопли". Иэн спросил: "Кто это?". - "Эдгар Уинтер, брат Джонни Уинтера". И Иэн вдруг начал точно так же вопить. Вот откуда появился этот вопль в конце песни.

Расскажи друзьям!

Все белые Стратокастеры в обязательном порядке подвергались переделкам и модификациям:

  • накладка грифа скалопировалась;
  • гриф вклеивался в деку;
  • менялись рычаги тремоло;
  • устанавливались колки, сперва Schaller, позже - локовые Sperzel Trim-Lok;
  • менялась электроника и звукосниматели, инсталлировался MTC - Master Tone Control.

Из штатных деталей Блэкмор оставлял только деревянные деку с грифом и тремоло. Напомню, что начиная с 1971 года, на Стратокастеры устанавливались цельнолитые бриджи с литыми сёдлами вместо штампованных (по утверждению Ричи, они дают бóльший сустейн). Штатные рычаги тремоло Ричи ломал на-ура, поэтому они заменялись на усиленные.

Скалопирование грифа

Под скалопированием понимается процесс снятия дерева между ладами так, что в промежутках остаются углубления (ложбинки):

Сама по себе процедура достаточно простая (при наличии прямых рук или гитарного мастера), но скалопирование вносит свои корректировки и в методику игры, и в конечный звук:

  • более точный контроль струны - подушечки пальцев касаются только струны, а не накладки грифа под ней;
  • более точные вибрато - можно делать не только классическое вибрато, но глубинное, что ли? - когда меняется давление пальца на струну;
  • при игре появляется некий металлический призвук;
  • на скалопированном грифе играть быстро становится чуть труднее.

Нам остаются неизвестными причины, по которым Маэстро предпочитает скалопированные грифы, но я лишь могу полагать, что это сила привычки; в конце концов - в его фирменном агрессивном вибрато левой рукой есть немалое влияние скалопированости грифа.

С другой стороны, схема скалопирования у гитар Блэкмора отличается от распространённой овально-симметричной; это так называемое прогрессивное скалопирование:

Хорошо виден дифференцированный и несимметричный по глубине профиль скалопирования

Исторически первые попытки скалопировать гриф Ричи предпринял сам (ножом для мяса), после чего нож был конфискован эту процедуру начали делать его гитарные техники.

Чем обусловлен именно такой прогрессивный профиль? Вспоминая свои ранние попытки анализа вибрато Блэкмора, напомню некоторые факты:

  • постановка пальцев левой руки у Ричи - не посередине между ладами, а ближе к ладу играемой ноты;
  • так как амплитуда вибрато широкая и скорость большая, то и соответствующая область межладового пространства должна быть максимально просторной, в том числе в 3D (по глубине) - это прямой отсыл к п. 2 преимуществ скалопирования грифа выше;
  • кроме того, в риффах Ричи чистенько практикует т. н. «виолончельное» вибрато кистью прямо над ладом:

Обратите внимание на положение пальцев относительно межладового пространства грифа

Просуммировав факты выше - приходим к выводу, почему профиль такой клинообразным - начало снимается меньше, чтобы не губить жёсткость накладки, ближе к концу больше, чтобы удобного вибрато пальцами.

Подчеркну, что скалопируются грифы не только электрогитар, но и акустических (не всех, но некоторых) - Маэстро верен своим привычкам.

Приклеивание грифа

Классическая конструкция Стратокастера, как это было придумано Лео Фендером, предусматривает крепление грифа к деке посредством четырёх болтов:

Такая конструкция обеспечивает уверенный прижим грифа в гнезде, сустейн достаточно неплох и гриф надёжно закреплён.

В 1971 году в Стратокастерах крепление было изменено на трёхболтовое, с технологией Micro-Tilt для регулировки наклона грифа относительно деки:

Простите за расплывчатость, но это фотография Страта №1 с серийным номером 578265

Несмотря на инновационные преимущества Micro-Tilt, существенным недостатком трёхболтовой схемы считается ненадёжное крепление грифа, из-за которого гриф частенько съезжает относительно деки, да и сустейн у такой конструкции был похуже, чем в классической схеме на 4 болтах.

Что же сделал Ричи? Тут следует напомнить, что первым серьёзным инструментом Маэстро был полуакустический Gibson ES-335 - а в «Джибсонах» все грифы вклеиваются в деку, что намертво удерживает его и даёт бесконечный сустейн (бесконечный по меркам Стратов).

…совершенно верно, Ричи вклеил гриф в деку. Как лично мне поведал гитарный техник Блэкмора John “Dawk” Stillwell, для этого использовался пятиминутный эпоксидный клей, после чего гриф слился с декой как родной:

Кстати, это приклеивание в будущем здорово аукнется Блэкмору

Master Tone Control

Кроме перепайки электроники, в гитары Блэкмора монтировалась маленькая и незаметная снаружи небольшая коробочка с четырьмя проводочками под названием MTC (Master Tone Control).

Не спорю, в 1995 и более поздние годах электрогитара Ричи звучит волшебно: это тот самый звук, к которому стремлюсь я лично - но у меня нет уверенности в том, что это не влияние усилителей ENGL, используемых в этот период. Считается, что звук гитары раннего Блэкмора вполне можно нарулить и без всяких чудо-коробочек.

Компонентный состав этот волшебного ингредиента звука Ричи является (пока) неразгаданной тайной, но упорные попытки расшифровать конструкцию коробочки в любом случае должны увенчаться успехом. Например, конкуренты просветили её в рентгене:

Собирая воедино все скупые упоминания о MTC в сети, имеем такую информацию о начинке коробочки:

The MTC has 4 components and a few wires. 2 Resistors, 1 Capacitor, 1 coil, 1 capacitor.
Dawk says it has «2 circuits», though how a capacitor is a «circuit» I’m not sure. The Red/Black wires go to the capacitor ONLY and it’s not connected to anything else inside. The White Wires go to the resistors and the coil and they are not connected to anything else inside either. The red/black wires replace the cap in your guitar with the same value cap in the MTC! The white wires go to the volume control and this bit only operates on reduced volume. The capacitor only comes in around mark 3 on the tone pot. That’s it. It’s packaged in a keyfob box filled wih resin for obvious reasons.

Вольный перевод:

MTC содержит четыре компонента: 2 резистора, 1 конденсатор, 1 катушка индуктивности, 1 конденсатор (?).
Dawk сообщает, что в коробочке 2 цепи, но я не уверен, как конденсатор может быть самостоятельной цепью. Красный и чёрный провода подсоединены ТОЛЬКО к конденсатору и ни к чему больше. Белые провода подходят к резисторам и катушке, и также ни к чему другому не подсоединены. Красный и чёрный провода припаиваются вместо штатного конденсатора на гитаре, и конденсатор внутри MTC имеет такую же ёмкость! Белые подсоединены к регулятору громкости и эта часть MTC начинает срабатывать только в промежуточном положении ручки громкости. Конденсатор срабатывает в положении 3 ручки тона. Вот и всё. Всё герметично закатано в компаунд по вполне понятным причинам.

Анализ подобных решений в Интернете позволяет с уверенностью говорить, что Dawk задействует в MTC так называемый Q factor , основанный на LCR-контуре с тщательно подобранными номиналами компонентов.

Такие технология тоноконтроля достаточно широко распространены и продаются наборами для самостоятельной установки, в частности Rothstein Guitars , Torres Engineering , Bill Lawrence’ Q-filter (запомните последнего производителя). Dawk также совсем не лишён коммерческой жилки и продаёт коробочки всем желающим прикоснуться к Заветному звуку по $350 с доставкой:

Есть и альтернативное решение - RBTC . Если в течение определённого времени потусоваться на форуме Dawk’а , то можно заметить, что особенно ценные разделы форума закрыты и в своих постах он постоянно поносит некоторых (простите) “ASSHOLES”. Им и их деструктивной деятельности даже посвящена отдельная тема форума. Если я не ошибаюсь, ушлые ребята набрали информации о чудо-коробочке из разделов сайта, когда они были доступны, проанализировали и создали свой коммерческий продукт (предположительно, RBTC). Разумеется, Dawk’а, успешно приторговывающего своими коробочками, это в корне не устраивало, и он закрыл/удалил бесценные разделы, попутно понося коварных и вероломных (простите) “ASSHOLES” в каждом сообщении.

Вообще их разборки вообще нас не касаются, это уже дело каждого - решать, какая коробочка звучит лучше, какая технология работает аутентичнее; можно покопаться самому, как это начал делать я . Подкину полезную ссылку онлайн-калькулятора резонансной частоты, может пригодиться.

Теперь конкретно про Белые Стратокастеры.

Белый Стратокастер №1, серийный номер 578265

Самый верный инструмент Ричи Блэкмора, на котором отыграл более 15 лет. Почти все студийные альбомы и живые концерты Rainbow были записаны и сыграны на нём, он пережил возрождение Deep Purple в 1984 году и приход Тёрнера в 1989 - в-общем, настоящий боевой инструмент Маэстро.

Несмотря на 1974 год выпуска, есть определённые подозрения, что реальная дата выпуска грифа и деки - более ранняя: гриф, к примеру может быть даже 1972…1973 года. Отмечается, что у грифа минимальная толщина, и это присуще гитарам именно этих годов выпуска. Но с другой стороны, санбёрстный Страт 1974 года, на котором Ричи играл на видеоконцерте в Мюнхене в 1977 году имеет более широкий гриф, так что мы можем только догадываться об истинных датах выпуска.

Но как бы то ни было, в 1975…1976 году инструмент появился в распоряжении у Блэкмора, и Ричи постепенно стал осваивать его. Первоначальные изменения были минимальными: был лишь скалопирован и вклеен гриф. Электроника и звукосниматели оставались штатными, крышки и ручки - белыми:

Гитара в первозданной белизне

Со временем на Страте начали появляться усовершенствования в части электроники. Если дорчитатель помнит, то в ранней Rainbow сценическое оформление подразумевало использование самой настоящей Радуги над сценой:

Данная конструкция состояла из множества разноцветных лампочек, управлялась от компьютера, была ненадёжной и жутко капризной. Но самым большим недостатком Радуги было то, что весь этот массив ламп наводил жуткие радиоэлектрические помехи на аппаратуру и гитары Ричи в частности - борьба с гитарным «фоном» была головной болью Ричи в течение 10 лет.

В рамках борьбы с шумом и поиска новых горизонтов звука в 1977 году по наводке Dawk (YES… I WAS A ’’SCHECTER’’ DEALER…) на гитару были установлены звукосниматели Schecter F-500T:

В отличие от штатных звукоснимателей Стратокастера, в Schecter магниты были одинаковой высоты и располагались заподлицо с поверхностью звукоснимателя; кроме того, их увеличенный диаметр способствовал более высокому «выхлопу» датчиков. Медная фольга вокруг обмотки - дополнительный электрический экран для минимизирования внешних наводок.

«Джибсоновское» прошлое Ричи время от времени давало о себе знать и в этот раз проявилось в том, что средний звукосниматель был демонтирован и вместо него красовалась гордая затычка, в которую иногда устанавливалась катушка-пустышка для уменьшения шумности электроники (humbacking effect). Ричи признавался, что никогда не использовал средний звукосниматель, загоняя его вровень с пикгардом.

Увеличенные магниты также влияли на частотную характеристику звукоснимателя, появилось больше хлестких низких частот - это то, что нравилось Ричи в те времена. Он хотел избавиться от типичного стратокастерного едва осязаемого баса, но и в то же время сохранить прозрачность в звуке, присущую сингловым датчикам.

Dawk не подпаивал датчики Schecter на полную мощность, вместо этого он задействовал лишь часть катушки с потерей «выхлопа». Её Ричи компенсировал степенью компрессии в своём легендарном бобинном магнитофоне AIWA, который использовался не только для создания эффекта задержки, но и для компрессии звука. Dawk соединил внутреннюю половину катушки бриджевого звукоснимателя с внешней половиной нэкового для усиления низких частот.

Кроме того, датчики были пропитаны в особом составе, но не в воске, как в случае с обычными звукоснимателями - это, по мнению Dawk, убивает верха.

Дополнительно к нестандартной распайке Dawk экранировал медной фольгой пикгард и полости гитары и снабдил гитару настроенным под конкретную систему MTC - Master Tone Control.

Ввиду того, что звукосниматели были чёрного цвета, в тон к ним были подобраны ручки крутилок и переключателя датчиков, и в такой конфигурации гитара просуществовала до 1986 года:

Обратите внимание на широченные магниты звукоснимателей и пустышку посередине

Всегда верный своим приколам, Блэкмор привинчивает на головку грифа пуговицу для крепления гитарного ремня. Предназначено, по словам Ричи, “conversation piece to annoy and confuse people”, проще говоря, для ловли лулзов:

В 1986 году начался новый этап в борьбе с качеством звука и шумом. Опробовав на десятке тестовых Стратокастерах различные звукосниматели и их комбинации, Блэкмор принимает решение избавиться от шумящих Schecter в пользу звукоснимателей Bill Lawrence L-450 (нэк) + XL-450 (бридж):

Bill Lawrence L-450 - это выполненный в форм-факторе сингла двухрельсовый хамбакер на двух катушках, соединённых последовательно между собой, общим сопротивлением 12 кОм. Наличие двух катушек давало гибкие возможности по их коммутации, открывало новые варианты звучания, плюс преимущество хамбакеров - минимальные шумы. Но нельзя сказать, что Ричи прям сильно любил эту конфигурацию - датчик был бесшумным, но Блэкмору не нравилось звучание звукоснимателя (хамбакеры и синглы весьма сильно отличаются по звучанию).

Приблизительно в то же время (середина 80-х годов) Ричи начал увлекаться гитарными MIDI-системами, расширяющими варианты звучания гитары, поэтому на все белые Страткастеры были установлены MIDI-звукосниматели Roland GK-1, и этот Страт не стал исключением:

Продолжая тему мелких нюансов, обращу внимание на три отличительных визуальных факта Стратокастера №1:

  • перенос крепления ремня к гитаре с торца верхнего рога на тыльную сторону;
  • зеленоватый пластик пикгарда в начале…середине 80-х годов;
  • лёгкая царапина aka коцка на деке ниже второй ручки тона.

Эти изменения стали последними в жизни легендарного Стратокастера, потому что в 1992 году случилось непоправимое: по словам Ричи, он отдал Стратокастер гитарному мастеру для очередной замены ладов. Мастер решил, что скалопированные углубления между ладами - это износ накладки грифа вследствие чрезмерной игры и отшлифовал её до гладкого состояния, причём любезно не потребовал за это дополнительной платы. Ричи был, мягко говоря, в ярости! Решив по горячим следам доскалопировать накладку, ставшую уже гораздо тоньше после неосторожной проделки мастера, Блэкмор напильником добрался до кленового основания грифа:

После всех этих злоключений гриф стал абсолютно неиграбельным. Ввиду того, что гриф был вклеен в деку и заменить его было нельзя, скрипя сердце Ричи был вынужден списать любимый инструмент.

Так печально сложилась судьба рабочей лошадки Блэкмора, верой и правдой служившей Маэстро практически 20 лет.

Белый Стратокастер №2, серийный номер S778960

Второй по счёту белый Стратокастер 1977 года выпуска также был вторым по популярности инструментом Блэкмора; после гибели первого Ричи вынужденно переключился на эту гитару, и начиная с 1993 года, постоянно играет именно на нём.

Выпущенная в 1977 году, эта гитара имела все атрибуты Стратокастеров того периода, это:

  • чёрный пластик пикгарда, крышек звукоснимателей и ручек потенциометров, рычага тремоло и переключателя датчиков;
  • серийный номер S778960, размещённый на головке грифа, под словом “Fender”;
  • литые тремоло и сёдла.

Во всё остальном это был классический Стратокастер CBS-эпохи: цвета Olympic White, с увеличенным набалдашником, «пулей» на грифе и палисандровой накладкой:

Электроника гитары, была, естественно, подвергнута изменениям: вместо штатных звукоснимателей были установлены “Velvet Hammer” производства Red Rhodes - качественно намотанные датчики в фендеровском стиле. По сложившейся традиции было установлено два датчика, а посередине был установлен размагниченный звукосниматель для создания эффекта хамбакера - глушения нежелательного «фона». Разумеется, на гитару также была вделана волшебная коробочка MTC (кстати, хронологически первым MTC получил именно этот инструмент).

В 1981 году чёрный пластик пикгарда был заменён на белый, и гитара обрела знакомые черты фирменного стиля Ричи Блэкмора:

Визуально от Страта №1 гитара отличалась более узкими магнитиками звукоснимателей и отсутствием лулзовой пуговицы ремня на набалдашнике (ну, и наличием серийного номера на грифе):

Моё знакомство с творчеством Ричи Блэкмора началось с концерта Come Hell Or High Water, в рамках этого турне основной была именно эта гитара, и именно с датчиками Lace Sensor Gold (собственно, к этой конфигурации я и стремился

Известно, что на этот Стратокастер были установлены два звукоснимателя Bill Lawrence L-250, представляющими из себя хамбакеры в корпусе стандартного сингла:

Также на гитару вместо стандартного выходного гнезда был установлен активный бустер Alembic Stratoblaster, питающийся от 9-вольтовой батареи. Кроме этого, гитара отличалась сверхдлинным рычагом тремоло.

К началу 90-х годов на гитаре были заменены датчики, предположительно на Seymour-Duncan SSL-4T + SSL-7T (SSL-4, кстати, устанавливаются в подписные Страты Блэкмора). В такой конфигурации инструмент принимал участие в туре Come Hell Or High Water, когда на настроенной в Drop D гитаре Ричи играл песню The Battle Rages On .

На инструмент впоследствии также был установлен MIDI-датчик Roland GK-1:

Дальнейшая судьба малоизвестна, но предположительно данный Страт снимался в клипе “Ariel”:

Ричард Хью «Ри́чи» Блэ́кмор (англ. Richard Hugh "Ritchie" Blackmore; , включён во многие хит-парады «лучших гитаристов всех времён».

Rainbow
Ritchie Blackmore"s Rainbow (1975)
Rising (1976)
Long Live Rock"n"Roll (1978)
Down to Earth (1979)
Difficult to Cure (1981)
Straight Between the Eyes (1982)
Bent out of Shape (1983)
Stranger in Us All (1995)

Детство

Ричи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в городе Уэстон-Сьюпер-Мэр, графство Сомерсет. Вырос в Херстоне, Мидлсекс. Когда Ричи было 2 года, его семья переехала в город Херстон и поселилась в районе Эш Гроув. У его матери был небольшой магазин, а отец работал в аэропорту Хитроу, где прокладывал трассы для самолётов. Его любимыми музыкантами были Джин Винсент и Хэнк Марвин.

С самого детства музыкант был замкнутым. Он хорошо помнит случай, когда родители решили отметить его день рождения и пригласили гостей, а он убежал на чердак, и вышел из убежища, только когда разошлись гости.

К замкнутости добавлялась и его внешность:

У меня, как и у моего отца, тип лица такой, что даже когда я счастлив - на нём выражение недовольства. В детстве меня часто спрашивали: «Мальчик, что случилось? Ты выглядишь таким несчастным!»

Будучи одарённым, в учебе он не блистал хорошими отметками. По его словам, школа, в которой он учился, была очень пуританской и была ему отвратительна. Если он что-нибудь упускал и поднимал руку, происходил следующий диалог:

Сэр, я не понял…
- Ты это не понял, Блэкмор? А ну, становись в угол!
- Извините, сэр.

Его отец, преподававший в молодости математику, однажды помог ему с заданием. Учитель, взяв тетрадь в руки, пришёл в недоумение: он не мог понять, как они были решены. Когда Блэкмор объяснил, как он их сделал, и что так их решать намного проще, учитель просто перечеркнул решение со словами: «Я тебя так не учил, значит, это неправильно!»

В тот день меня как током ударило. Я понял, что в этом мире, действительно, что-то не так.

На всю жизнь Ричи возненавидел учителей, и всегда очень резко о них отзывается, и лишь учитель музыки пользовался у него уважением, так как подходил к обучению творчески.

В нём всегда сочетались несовместимые черты характера: застенчивость и желание выделиться: «Я всегда хотел делать что-либо, выходящее за рамки общепринятого. Вот почему я не курю. Все покуривали в школе. Возможно, если б они не курили, я бы как раз это делал».

Не проходило и недели, чтобы ему не грозило исключение из школы. Он провалил экзамен, дающий право перейти в старшие классы, и стал изгоем. Единственное, что привлекало Блэкмора, - это спорт. Он достиг успехов в футболе, плавании, метании копья и не раз побеждал на разных соревнованиях. Однажды его приятель принёс в школу гитару. Ричи был очарован её видом, и ему сразу же захотелось научиться играть на ней.

Вскоре отец купил ему акустическую гитару Framus. Ричи часто вспоминает:

Я всегда цитирую высказывание отца: «Если ты не научишься играть на этой штуке, я разобью её о твою голову». Он-то сказал это в шутку, как только мы вышли из магазина, но ведь она стоила ему 8 гиней! Это были большие деньги, особенно для того, кто думал, что я собираюсь не учиться играть на ней, а вести себя как обычно - валять дурака. Отец был первым, кто показал мне, как играть.

В течение года он обучался классической гитаре, и ему очень помогло в дальнейшем то, что он с самого начала научился правильной технике игры. Эти навыки также позволили сочинять музыку, ведь в своем творчестве он неоднократно использовал классику.

Отец принимал участие в обучении юного гитариста:

Хоть он и был математиком, а не музыкантом, в музыке толк знал. Если у меня возникали какие-то проблемы, отец садился и показывал, как их можно решить. У него ко всему был научный подход, и он оказал громадную помощь в моих музыкальных занятиях.

Отец ставил ему пластинки многих музыкантов, которые, по его мнению, играли интересно и нестандартно. Ему очень нравился Джанго Рэйнхардт:

На одной руке у него было два пальца, но, если бы вы послушали, как он играл этими двумя пальцами, это было что-то!

Также он учился у одного из лучших тогда гитаристов Британии - Джимми Салливана. Ричи Блэкмор:

Он играл на гитаре всего несколько лет, но сразу же стал едва ли не лучшим гитаристом Англии. Я усердно занимался с гитарой и думал, что здорово играю, пока не услышал его. Я даже толком не мог понять, что он делает на самом деле. Джим научил меня многим приёмам. Когда ты находишься рядом с действительно хорошим музыкантом, это спасает тебя от многих ошибок и неправильных ходов.

Салливан вспоминал, что поначалу Ричи копировал других гитаристов, играя их партии один-в-один, и сказал Блэкмору, что в игре должен быть собственный стиль.
Раннее творчество[править | править исходный текст]

Первой его группой была 21"s Coffee Bar Junior Skiffle Group, состоявшая из его одноклассников и названная в честь знаменитого кафе, в котором играли многие знаменитые музыканты. Здесь поначалу, как это ни удивительно, Ричи играл на стиральной доске, а потом - на ящике из-под чая с воткнутым в него шестом - традиционных для скифл-групп инструментах. Затем он переключился на электрогитару, которую сделал сам на уроках труда из своей акустической гитары. Из старого приёмника он сделал усилитель и колонку.

В 1960 году он закончил школу и, с помощью отца, устроился работать в аэропорт, где ремонтировал авиационные приёмники. Он собрал собственную группу Dominators, пригласив туда своего друга Мика Андервуда, затем они оба перешли в группу The Settlers. Группа бралась за любую работу: вечеринки, свадьбы. В их репертуар входили многочисленные каверы.

После этого Ричи по апрель 1962 года играл в группе Mike Dee & The Jaywalkers. В это время он купил себе новый усилитель, но тот вскоре сломался. В магазине его заменили, но следующий усилитель постигла та же участь, и так повторялось 4 раза. Тогда у продавцов кончилось терпение, и они попросили его показать, что он с ними делает. Блэкмор подключил гитару к усилителю и начал играть. Через пару мгновений и этот усилитель сгорел. Тогда ему дали новый усилитель и сказали убираться.

Вот этот усилитель меня не подвёл. Шестой усилок.

На деньги, заработанные от выступлений, он купил себе первый серьёзный инструмент - красный Gibson ES-335. Затем его приняли в The Savages, в которую он пробовался годом ранее. Её лидером был известный тогда Лорд Сатч, и играть в группе было очень престижно. Первое выступление поразило Блэкмора:

На первом же концерте он появился на сцене… в гробу! Я подумал: «Да этот парень совсем спятил! А я играю в его группе…» Я даже не подозревал, что произойдет подобное. До того, на репетициях, мы просто играли. А тут его выносят в гробу. Что за дела? И я задумался: мне сегодня вечером придётся добираться домой с этим парнем, и он будет за рулём автобуса. Мне это совсем не понравилось.

Каждое выступление группы было очень зрелищным и театрализированным. Ричи это поначалу очень смущало, и он старался спрятаться за колонкой и усилителями, но Сатч его вытащил и заставил играть, бегая туда-сюда по сцене:

Я возражал, чувствуя себя идиотом. Но, в конце концов, получилось так, что я ношусь по сцене в костюме Тарзана и осознаю: «Невероятно! Публика на это ведётся!»

Группа очень много гастролировала и за это время не записала ни одной пластинки, но зато Блэкмор получил огромный опыт выступления и шоуменства. За полгода работы с Сатчем он научился большему, чем во всех предыдущих группах. В 90-х годах Ричи признался, что Сатч уволил его, так как он был недостаточно хорош. Правда, через пару дней он попросил гитариста вернуться, но у Блэкмора уже была другая работа.

Работу ему предложил Джо Мик, который приложил руку к записи многих хитов. У него была собственная фирма грамзаписи, и он работал с многими музыкантами. Джо были нужны новые люди для группы The Outlaws (англ.)русск.. В ней Ричи получил бесценный опыт студийной записи. Они записывали не только каверы, но и музыку в ковбойском стиле.

Если бы вы включили радио, то заметили бы, что из десяти хитов - шесть были в исполнении The Outlaws (англ.)русск.. Я узнавал свою гитару, даже не догадываясь, кто поёт. Как правило, мы записывали инструментальную подкладку, а вокал накладывался позже.

Мик Андервуд

В день мы делали пять-шесть сессий. Мы начинали около десяти утра и заканчивали в семь вечера, а певцы менялись, как на карусели.

Фирменной маркой The Outlaws (англ.)русск. было метание «мучных бомб» из окна микроавтобуса. Они метали их во всех подряд, предпочитая женщин в инвалидных креслах. Но затем, как вспоминает Блэкмор, они совсем обнаглели и начали кидаться в полисменов. Вся группа угодила в полицейский участок и на первую полосу газеты News Of The World, специализировавшейся в нападках на рок-группы.

Иногда они выступали вместе с оркестрами, и Ричи несколько раз закрывал оркестрантов в раздевалке, а сам менял все ноты на пюпитрах. Все эти шалости не прошли бесследно, их обвиняли в хулиганстве, и во многих городах им было запрещено выступать.

Группе удалось стать аккомпанирующим составом Джина Винсента, американской звезды рок-н-ролла. С ним они направились на гастроли сначала в Германию, а затем - во Францию. Тогда Блэкмор впервые побывал в Германии и проникся её духом. С тех пор это его самая любимая страна.

Винсента группа устраивала в профессиональном плане, но они не почувствовали ситуацию, когда объектом для шуток избрали самого Винсента. Последней каплей для него послужило то, что они вынесли из его номера всю мебель, посреди комнаты поставили ящик, накрыли его фанерой со следами окурков и повесили треснутое зеркало. После этого он отказался от их услуг.

Более плодотворным оказалось сотрудничество с Доном Арденом, известным своим крутым нравом. Их гастроли должны были начаться с популярным певцом и пианистом Джерри Ли Льюисом. Сначала на притирку им была дана неделя, затем время сократилось до пяти, а после - и до трёх дней. Блэкмора предупредили, что, если Джерри что-то не нравится, то он не церемонится и сразу бьёт по лицу:

И вот стою я, скованный, играю, ожидая получить удар по лицу. К счастью, я ему понравился. Джерри даже хотел взять меня с собой в Мемфис, где он жил. Это было до концерта. А после него он подошёл: «Давай руку», - и пожал её. Почти как Джон Лорд. Джон Лорд любит пожимать руки.

В апреле 1964 года Ричи уходит из группы и становится гитаристом Heinz And The Wild Boys. В состав ансамбля входили: Хайнц Бёртон (вокал), Бэрр Бэйли (орган), Джон Дэвис (бас-гитара) и Иен Броуд (ударные).

Блэкмора не устраивала роль аккомпанирующего музыканта, он мечтал о собственной музыкальной карьере. И дело было не только в честолюбии. Оплата труда была мизерной, и ему просто не хватало денег. Он пытался пристроиться к какой-нибудь группе соло-гитаристом, но все попытки были тщетными. Хотя найти музыканта его уровня было непросто, он не был востребован. Его спрашивали: «Ты можешь петь и брать аккорды на гитаре?», он отвечал: «Нет. Но я играю хорошие соло». И в ответ звучало: «Да нет, мы ищем того, кто умеет хорошо петь».

После недолгой работы в некоторых коллективах, в 1964 году Блэкмор возвращается к Дэвиду Сатчу:

Всегда, когда гора счетов начинала расти, мы к нему возвращались. Бывало, доходило до того, что члены группы зарекались: «Я больше не могу этого вынести, ноги моей не будет в группе Сатча!» И они уходили. А ты знал, что им всё равно придётся вернуться. Это было похоже на побег военнопленных из концлагеря. Через месяц они опять оказывались в лагере. Так и тут. Они возвращались. Это было что-то вроде епитимьи. Но Сатч был единственным парнем, который платил хоть какие-то деньги. Ты мог выступать со всеми этими расчудесными группами, но там зарплаты вообще не было, и приходилось возвращаться к Сатчу.
Очередной его проект назывался The Roman Empire, а себя он называл «Лорд Цезарь Сатч». Вся группа была одета в стилистике римских легионеров. В группу, помимо самого Блэкмора и Сатча, входили: бас-гитарист Тони Дэнджерфильд, барабанщик Карло Литтл, клавишник Мэтью Фишер и ещё один гитарист Джонни Беддер. Все музыканты были опытными и до этого принимали участие во многих проектах. Но группа просуществовала не более полугода. Как только появилась новая работа, Ричи, Карло и Тони поспешили уйти.

Новый проект назывался The Crusades, их менеджером был Нил Крисчен. Кроме них, в состав вошёл пианист Мэтт Смитт. Но желание заработать так и осталось нереализованным. После двух месяцев гастролей по Германии Нил объявляет о закрытии проекта.

В это время Блэкмор был женат на немке Бэбс Харди. От предыдущего брака у него остался сын Юрген Блэкмор. Ричи жил практически на иждивении Бэбс, пьянствовал, играл на гитаре. Через некоторое время он познакомился с барабанщиком Иеном Пейсом и предложил ему собрать собственную группу:

Я предложил ему присоединиться к моей группе. Заинтересовавшись этим предложением, он спросил: «Кто ещё входит в её состав?» Я ответил, что на данный момент - никто. Он переспросил: «Никто? Да есть ли у тебя вообще группа?» Я ответил, что пока нет, и он первый её член, но я скоро подберу парочку классных парней. Иен попросил связаться с ним, как только я найду музыкантов. А через год такой момент настал.
Deep Purple[править | править исходный текст]

В 1968 году Крис Кёртис собрал коллектив, куда вошли: Лорд и Блэкмор. Однако вскоре Кёртис покинул коллектив, и лидером группы стал Блэкмор, назвавший её «Deep Purple» (тёмно-пурпурный, фиолетовый). Именно Ричи придумал название группы по названию песни, которую любила его бабушка. В Deep Purple он зарекомендовал себя как виртуозный гитарист и один из основателей хард-рока.

В 1974 году Блэкмор стал участником скандала на фестивале в Калифорнии California Jam. Deep Purple были хедлайнерами и должны были выступать после наступления сумерек, группой было подготовлено шоу из лазеров и фейерверков. Однако, из-за сокращения выступлений других команд, очередь Deep Purple подошла задолго до заката. Ричи демонстративно закрылся в своей гримёрке и отказывался выходить на сцену до назначенного времени. Организаторы телеканала ABC водворили гитариста на сцену с помощью полиции. Ответным жестом раздосадованного Ричи стал легендарный перформанс с разбиванием камеры оператора гитарой.

Размолвки с Лордом, Пэйсом и бас-гитаристом основного состава Гловером, различия в музыкальных вкусах между Блэкмором и новыми участниками группы, Гленом Хьюзом и Дэвидом Ковердейлом, привели к тому, что в 1975 году он покинул Deep Purple. Через год группа полностью распалась.
Rainbow и воссоединение Deep Purple

Rainbow в 1977 году: Дио, Блэкмор и Дейсли

В 1975 Ричи объединился с группой Elf под руководством вокалиста Ронни Джеймса Дио. Новый коллектив получил название Rainbow и активно использовал имя популярного Блэкмора для продвижения - так, на дебютном альбоме значилось «Ritchie Blackmore"s Rainbow». В Rainbow Ричи и Ронни продолжили играть хард-рок. Группа также использовала в своей музыке переделки классических и народных музыкальных тем. Rainbow вскоре стали практически сольным проектом Блэкмора, который уволил одного за другим большинство оригинальных членов Elf, а в 1979 году второй лидер группы, Дио, в итоге сам перешёл в Black Sabbath.

В 1984 году Блэкмор, Лорд, Гиллан и Пэйс объявили о воссоединении Deep Purple в составе 1969-1973 годов. «Новые старые» Deep Purple записали альбом Perfect Strangers и провели весьма успешный тур в его поддержку. Но вскоре отношения между Блэкмором и вокалистом Иэном Гилланом вновь испортились. Ричи попытался пригласить на замену Гиллану Джо Линна Тёрнера, своего коллегу по Rainbow, но замена была встречена неодобрительно остальными участниками и частью публики. В итоге Гиллан был возвращён в группу, а Блэкмор, после записи альбома The Battle Rages On… и последующего турне, отыгранного Блэкмором не полностью (на японских концертах его заменил Джо Сатриани), покинул её окончательно.

В 1993 году Ричи воссоздал Rainbow в новом составе с вокалистом Дуги Уайтом. В новом составе был записан единственный альбом Stranger in Us All. На нём, в частности, можно услышать обработку классической композиции Эдварда Грига «В пещере горного короля». Творчество Блэкмора в Rainbow по сей день имеет только положительные отзывы музыкальных критиков.
Blackmore"s Night[править | править исходный текст]

Ричи и Кэндис на концерте Blackmore’s Night

В конце 80-х Ричи познакомился с вокалисткой и поэтессой Кэндис Найт, которая писала часть текстов для Rainbow, а также исполняла бэк-вокал в Rainbow и Deep Purple. В 1997 году, окончательно официально закрыв Rainbow, Ричи и Кэндис основали Blackmore"s Night - фолк-рок проект, названный по их фамилиям. Музыка группы значительно отличалась от предыдущего стиля Ричи: это были акустические баллады в духе музыки эпохи Возрождения, в группе появились исполнители на духовых, классических и народных инструментах, а сам Блэкмор начал играть преимущественно на акустической гитаре. С годами в музыке Blackmore"s Night усилилось влияние рока и появились партии для электрогитары.

В последние годы Blackmore"s Night стали исполнять на концертах некоторые песни из репертуара Deep Purple и Rainbow, например, Child in Time, Soldier of Fortune, Rainbow Eyes и даже Smoke on the Water с вокалом Кэндис Найт.
Личная жизнь

Ричи трижды был женат. Его первую жену (в 1964-1969 годах), немку, звали Маргрит, от этого брака у Ричи есть сын Юрген Блэкмор, который также занимается музыкой. Интересно замечание самого Блэкмора о своём сыне, которое он обронил после встречи с ним: «Я нахожу очень странным (можно даже сказать, что меня это в какой-то мере беспокоит), когда он называет меня папой. Если б он называл меня сатаной или что-то вроде того, это выглядело бы более естественным». Вот что говорит сам Юрген о своем звёздном отце:

Это было очень трудное время для меня в детстве, потому что каждый смотрит на тебя, как будто ты особенный, хотя я не был таким. Я был просто самым простым мальчиком, и я ненавидел, как реагировали на меня люди. Временами я вообще не называл никому мою фамилию… Я никогда не хвастался этим. Но сплетни быстро распространяются в музыкальном бизнесе, и люди, конечно, находили их. Я горжусь тем, что мой отец великий гитарист, но мне всегда хотелось иметь самого обычного отца.

Разведясь в 1969 году, он женился на Барбель Харди, тоже немке. Третий брак Блэкмора в 1981-1987 был с Эми Ротман.

После одного из футбольных матчей, которые так обожал Ричи, среди желающих получить автограф была 18-летняя девушка, журналист радиостанции WBAB, Кэндис Найт. Блэкмор сделал ей комплимент, и затем они встретились в местном баре.

Безусловно, он производил впечатление, выглядел очень загадочным, сильным, и, как мне показалось, нуждался в настоящем друге, - вспоминает Кэндис. - Он всю ночь демонстрировал фокусы, читал мои мысли, и я была покорена. То, что ему было 44 года, казалось, не имело никакого значения. Мы проболтали до 6 часов утра, и, когда я вернулась домой, мои родители были вне себя от ярости.

Ричи полюбил её с первого взгляда. Когда пришло время уехать на гастроли, он со всего света отправлял ей открытки. Когда Блэкмор вернулся в США, они опять увиделись и с этого момента стали встречаться. С 1991 года они жили в гражданском браке, а 5 октября 2008 года обручились. 27 мая 2010 года у Ричи Блэкмора и Кэндис Найт родилась дочка Отом Эсмеральда (англ. Autumn Esmerelda).

Рори Дартаньян – второй ребенок пары, родился 7 февраля 2012 года. По словам Кэндис, первое имя для сына было выбрано и с ирландского языка оно переводится как "рыжий король", а Д"Артаньян - это в честь известного мушкетера.

Пожалуй, трудно найти гитариста, особенно увлеченного рок-музыкой, который не знал бы такого имени, как Ричи Блэкмор. Фронтмен трех самых известных и любимых групп, он завоевал симпатии своим особым стилем игры и по праву считается одним из основоположников хард-рока. Но главное, что даже в свои 71 этот великий гитарист с неуемным темпераментом не прекращает концертную деятельность и продолжает выпускать альбомы, на радость почитателям.

Музыкальная карьера бунтаря

Бунтарский дух Ричи Гарольда Блэкмора, родившегося в небольшом британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре, стал проявляться довольно рано. В детстве он был довольно замкнутым и всячески противостоял ханжескому образу жизни. Он совершенно не любил заниматься в школе и возненавидел ее еще больше, когда учитель математики не принял его нестандартное решение задач, с которыми Речи помог отец. В нем странным образом сочетались застенчивость и стремление противопоставить себя обществу. Например, он категорически отказался курить именно потому, что курили в школе почти все. При этом впоследствии признался, что мог бы стать заядлым курильщиком, если бы дело обстояло наоборот. Единственное, что привлекало его в школе – это спорт, в котором он достиг немало успехов.

Как только Ричи увидел у своего приятеля гитару , он был покорен ее видом и звучанием. Отец приобрел ему инструмент, но поскольку он стоил довольно больших денег, пригрозил разбить его о голову сына, если тот не научится играть, как следует. Это было сказано в шутку, но отец действительно опасался, что его сын просто поиграет с инструментом и забросит его. Но случилось как раз наоборот. Ричи стал серьезно заниматься, обучаясь классической технике игры, что впоследствии оказало большое влияние на его стиль.

В конце концов, Ричи бросил школу в 15 лет и устроился подрабатывать к отцу в аэропорт, где занялся ремонтов приемников. Параллельно он собрал свою группу, которая стала выступать на вечеринках и свадьбах с каверами. Заработав денег, он приобрел свою первую электрогитару, и внезапно оказался в группе The Savages, лидером которой был уже известный клавишник Лорд Сатч. Полгода выступлений дали музыканту бесценный опыт, который позволил стать ему полусессионным музыкантом. Он участвовал в составе многих групп – The Outlaws, Heinz And The Wild Boys, The Crusaders и других, пока в 1968 году его не пригласили в новый состав, куда уже вошел Лорд Сач и Крис Кертис, который вскоре покинул группу.

Ричи стал лидером нового коллектива, для которого предложил название любимой песни своей бабушки – «Темно-пурпурный» или Deep Purple . Первым альбомом, прославившим Дип Перпл на все времена, стал знаменитый In Rock. Группа стала знаменитой и успешно гастролировала, но в 1975 году Ричи решил ее покинуть ради собственного проекта Rainbow. Новый проект пришелся по вкусу многим поклонникам творчества гитариста. Синглы и альбомы группы регулярно попадали в списки лучших, хотя состав музыкантов Блэкмор менял регулярно и беспощадно. В 1984 году гитарист решает приостановить деятельность группы, загоревшись идеей вновь собрать «золотой» состав Дип Перпл. В составе группы Блэкмор выступа еще 9 лет, пока в 1993 году не ушел окончательно прямо посреди японского тура. После этого он снова собрал Rainbow, который просуществовал до 1997 года.

Несносный характер

О несносном и хулиганском характере свидетельствуют всевозможные истории и выходки, в которых Ричи Блэекмор принимал активное участие. Будучи гитаристом группы The Outlaws, он с другими участниками любил запускать в прохожих из окна микроавтобуса «мучные бомбы», из-за чего попал в полицейский участок. Во время выступлений с оркестрами, он закрывал в раздевалке оркестрантов, а в это время переставлял их ноты на пюпитрах.

В начале становления Deep Purple группа репетировала в здании, имевшем репутацию дома с привидениями. Ричи постоянно устраивал пугающие других музыкантов происшествия – например, с ползущим по комнате ночью поленом или дикими завываниями и всхлипами на лестничных пролетах.

На рок-фестивале в Калифорнии в 1974 году он так обиделся на организаторов, которые отказались поставить выступление музыкантов на ранее заявленное время – на заходе солнца, что в итоге разбил телекамеру одному из операторов и поджег на сцене аппаратуру.

Любовь с первого взгляда

Судя по его личной жизни, Блэкмор не был женолюбом, однако, видимо, всю жизнь искал «свою» женщину. Он был женат несколько раз. Но настоящее чувство пришло к нему в возрасте 46 лет, когда однажды после концерта к нему подошла девушка восемнадцати лет и попросила автограф. Это была, как впоследствии признался сам музыкант, любовь с первого взгляда. Фотомодель Кэндис Найт обладала приятным голосом и писала стихи, поэтому вскоре стала выступать с Rainbow в качестве бэк-вокалистки. Позднее Ричи Блэкмор оставил и эту группу ради совместного проекта со своей любимой женщиной, назвав его Blackmore"s Night. Они поженились, прожив вместе 15 лет. После брака у них родились сын и дочь. Голос Кэндис Найт стал визитной карточкой новой группы, заслужившей обожание толпы поклонников, которая до сих пор выпускает альбомы в стиле музыки эпохи Возрождения, а Ричи почти полностью перешел на акустику.

Гитары Ричи Блэкмора

Первой гитарой музыканта, той самой, которую купил ему отец, стала испанская акустика Framus . Поставив на нее звукосниматель, он превратил ее в электрогитару. А в 15 лет он купил уже настоящую электрическую гитару Gibson ES-335, на которой играл вплоть до 1970 года, то есть, уже будучи в составе Дип Перпл. Но однажды он увидел и услышал Джими Хендрикса, и с тех пор полностью переключился на модель Fender Stratocaster.

В составе Blackmore"s Night Блэкмор предпочитает играть на электроакустике Alvarez Yairi, выпущенной в старинной японской мастерской. Второй любимой гитарой стала Lakewood A-32 – немецкая акустическая гитара из индийского палисандра. Еще одна гитара той же фирмыLakewood Moon-Guitar не имеет аналогов, поскольку выполнена вручную и получена в подарок от самого производителя. Так же как иLakewood 12-string Lute-Guitar – двенадцатиструнная гитара в форме старинной лютни с истинно реннесансным звучанием, которое хорошо знакомо всем поклонникам Blackmore"s Night.