Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Герои рассказа на дне горький. Характеристика героев на дне

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы "На дне" будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис. Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто литературные произведения.

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, Невысоким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нар

Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.

Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы бездушного общественного порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.

Судьбы всех этих людей и самое существование "дна" служат грозным обвинением буржуазному миру.

А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"

С большой силой обрушился А. М. Горький на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. "Ложь во спасение" - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хоть пути к ней неясны.

А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"

В пьесе «На дне» автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это неслучайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался». Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости. Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…» Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни. Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы герой оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание». Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна – «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!» Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания. Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям. Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у этого старичка найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых каторжниках, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма – добру не научит, а человек – научит… да!» Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…» Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и – удавился!..» Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек – вот правда!» И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

Своей пьесой "На дне" А. М. Горький опровергал идеалистические идеи: идеи непротивления, всепрощения, смирения. Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы. Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.

Вводный урок по пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.

Цели урока :

образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;

развивающие : способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

воспитательные : приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

Проектор (презентация к уроку, слайды);

Портрет М. Горького;

Иллюстрации к роману;

Таблица: характеристика героев;

Тип урока : работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Методические приёмы:

Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);

Осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

Заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Ход урока

Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

Повторение . Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма (греч . - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

Ученики : практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Проектор:

  • Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  • Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
  • . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
  • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

  • Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

"Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

Вопрос : Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Прототипы героев

  • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  • артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  • Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
  • Сатин также писался с конкретного человека.
    Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Поговорим об именах, фамилиях

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

Один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

  • Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь,

Квашня - торговка пельменями,

Алёшка - сапожник,

Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Клещ.

  • Всего полгода находится в ночлежке.
  • Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  • В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Актёр.

  • В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
  • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
  • на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
  • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

  • Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  • Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
  • Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
  • Когда-то имел мастерскую...пропил.
  • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
  • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон

  • Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
  • Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
  • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел .

  • Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  • Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  • Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
  • Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

  • В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
  • Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

Сатин.

  • Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
  • Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
  • Оказался здесь потому, что убил негодяя.
  • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
  • Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
  • В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
  • Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Лука.

  • Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
  • Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
  • Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.

(в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).

Рефлексия: составить синквейн по теме урока.


Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Нравственность - вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обо­шел вниманием нравственные вопросы в социаль­но-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горь­кого и по сей день пользуются популярностью в раз­ных странах.

Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир лю­дей, выброшенных в результате глубинных социаль­ных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитате­лей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого по­больнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявля­ют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.

Проститутку Настю, мечтающую о большой и чис­той любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» - кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу - значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтиче­скую любовь - значит утратить смысл жизни. Не со­чувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести зву­чит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесто­чились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.

Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, ве­ликой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они уп­рекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум - смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастли­вую жизнь.

С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,... так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,- признается она. Муж бил ее во­семь лет, и очерствела она к нему душой, возненавиде­ла самого близкого, по сути, человека. «Никого нель­зя зря бить.... бьют для порядку»,- комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.

О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на ма­териальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумыва­ясь, отправляет Костылева бывшего любовника на ка­торгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - гово­рят окружающие. Зависть, ненависть, месть управля­ют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпа­ривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.

Васька Пепел, любовник Василисы,- вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обви­няет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он кра­дет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупа­ет его у Васьки.

Сам Костылев - фигура более чем неприятная. «Кто тебя - кроме черта - любит? - говорят ему. - Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отка­зывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, за­ботится о масле в лампадах и тут же преступает пер­вейшие нравственные заповеди.

Ночлежники отвергают многие общепринятые ис­тины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я - небогатый», Актер погряз в беспробудном пьян­стве, заставившем его забыть даже любимое стихотво­рение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лоша­дей, поваров, опустился на самое дно и живет в ноч­лежке рядом с вором и проституткой.

Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек клич­кам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безуча­стность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, одна­ко в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказы­вается в центре их внимания. В каждом из потеряв­ших самих себя героев Лука обязательно видит свет­лые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Ак­тер, например, заговаривает о творчестве и задумыва­ется о возвращении на сцену.

Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ноч­лежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все - прыгают»,- умиротво­ренно проговаривает он. Стариком руководит убежде­ние, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оста­ваться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью досту­чаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кри­зиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.

После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и краси­во, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабо­сти и бесхарактерности героев, в их неумении, неспо­собности и нежелании преодолеть жизненные обстоя­тельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.

Большой нравственной проблемой является, несо­мненно, и отношение общества к таким людям, кото­рые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.

В пьесе «На дне» Горький выступает как писа­тель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.