Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Где родился репин. Илья Репин. Биография

На отделении топографии. После закрытия отделения по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову, где Илья проработал около четырех лет.

В 1863 году после неудачной попытки поступления в Академию художеств Репин стал учиться в частной рисовальной школе, где преподавал художник Иван Крамской.

Мемориальные музеи Репина также были открыты в 1969 году на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в 1988 году — в Белоруссии в усадьбе "Здравнево", где художник проживал с 1892 года.
Илья Репин был дважды женат . Его первой супругой была дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Вера Шевцова. В 1887 году они расстались.

Второй раз художник женился в 1899 году на писательнице и фотографе, адмиральской дочери Наталье Нордман-Северовой, которая ради брака с Репиным порвала со своей семьей.

От первого брака у Ильи Репина было четверо детей — три дочери Вера (1972-1948), Надежда (1874-1931) и Татьяна (1880-1957), сын Юрий (1977-1954).

Сын пошел по его стопам, окончил Академию художеств. С 1903 года работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах, за которые был награжден несколькими премиями. В 1930-е годы стал иконописцем.

Старшая дочь Вера была артисткой Александринского театра, в 1922 году переехала в отцовское имение "Пенаты", где стала полноправной хозяйкой, взяв на себя все бытовые заботы.

В течение нескольких месяцев перед смертью отца все дети жили в "Пенатах". После кончины Репина его вторая дочь Надежда, имевшая слабое психическое здоровье, умерла в 1931 году. Вера и Юрий переехали в Хельсинки, а Татьяна с семьей в эмигрировала во Францию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка - арбуз - вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов - в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец» .

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург - учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств .

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским , которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым , а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен - на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, - купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей

Илья Репин. Славянские композиторы. 1872. Московская государственная консерватория

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873. Государственный Русский музей

За свою дипломную работу - картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» - Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара - 1500 рублей - на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» .

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым , закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов . Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891. Государственный Русский музей

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина . Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.

Куоккалла - родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться - на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги - ее нет» , «Прислуга - позор человечества» . Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Очень трудно вместить в сжатый текст 86 лет, которые напряженно прожил Илья Ефимович Репин. Биография краткая может очертить только пунктиром основные вехи его сложной жизни, насыщенной и творческими взлетами, и неудачами. Шедевров, которые отображали подлинную жизнь, было очень много. Две попытки создать семейную жизнь, одна безответная любовь, дружба с выдающимися людьми своего времени и неустанная работа - это все, что выпало на долю такого человека, как Репин. Биография краткая (фото за 30 лет до его кончины показывает дружелюбного человека со смешливыми глазами) будет изложена ниже.

Детство и юность

Илья Репин родился на Украине в 1844 году и всю жизнь любил родную землю. В семье солдата самой образованной была мать, которая учила детей, читая им А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского. Двоюродный брат на глазах маленького Илюши раскрасил акварелью картинку из азбуки, и она ожила. С этого времени ребенок не знал покоя. А когда подрос, прибился к артели иконописцев, потом услышал, что в Петербурге есть Академия, где учат на художников. И, собрав все деньги, которые он заработал написанием икон, отправился в столицу. Так закончилось детство, когда покинул родные места говорит, что начиналась полная надежд юность.

В Петербурге

Неласково его приняла столица в 1863-м. В Академию, так как он был не знаком с техникой рисования, его не приняли. Но Репин пошел в Школу рисования, перейдя на полуголодное существование, и вскоре его мечта осуществилась - он уже учится в Академии. Первым, кто его заметил, был а также суровый критик В. Стасов, с которым впоследствии Илья Репин будет дружить всю жизнь. Через 8 лет он окончил Академию с золотой медалью, даже женился, обзавелся детьми и вместе с семьей, как пенсионер Академии, отправился в Европу. За работу «Садко», написанную в Париже, получил звание академика Репин. Биография краткая рассказывает, что там он заинтересовался живописью

Исторические картины

Первой по возвращении на Родину была написана не слишком удачная «Царевна Софья».

Много позже напишет работу «Иван Грозный и его сын» Илья Репин. Биография художника показывает, что интерес к этой теме о любви, власти и мести зародилась под влиянием музыки Римского-Корсакова и при глубоком изучении истории.

«Не ждали»

На полотне изображено неожиданное возвращение революционера из ссылки. Очень тщательно Илья Ефимович старался передать выражение лиц. Он их часто переписывал. И смущение ссыльного, и смятение матери, которая никогда уже не рассчитывала увидеть сына, и восторг жены и детей. На светлом уютном, домашнем и родном фоне стоит темная фигуре каторжника, придавленного жизнью. Но он ждет и надеется, что его примут и простят.

Иными словами - в современном духе прочитал евангельскую притчу Репин. Биография художника должнаподчеркнуть, что эта работа была длительной и упорной, но живописец добился того эффекта, к которому стремился.

Репин-педагог

С 1894 г. Репин преподавал в Академии. Как писали современники, которые у него занимались, педагог он был плохой, но учитель - великий. Материально он старался помочь нуждающимся и найти им заказы. В его мастерской в разное время у него учились Ф. Малявин, И. Билибин, В. Серов. В годы первой революции Репин подал прошение о выходе из Академии, но окончательно он прекратил свою педагогическую деятельность в 1907 году. Причиной послужило недовольство некоторых учеников тем, что преподаватели живут в казенных огромных квартирах, а их подопечные бедствуют. Репин, сдав квартиру, вышел из Академии и уехал в Ясную Поляну.

Портреты Репина

Не все они одинаково удачны, но большим психологизмом отличается «Портрет М. П. Мусоргского», написанный накануне смерти композитора. Много значит для любителей живописи «Портрет Павла Третьякова», который практически никому не позировал.

Великолепны созданные им женские образы Элеоноры Дузе, Елизаветы Званцевой, своих дочерей, второй жены писательницы Н. Нордман-Северской. Именно она, умирая от туберкулеза, оставила художнику в наследство свое имение «Пенаты», в котором Репин провел последние тридцать лет жизни. Особняком стоят портреты Льва Толстого, с которым он познакомился еще в 1870-х годах. Репиным написано четыре очень известных портрета великого писателя, и осталась масса набросков и эскизов.

Репин: биография и творчество кратко

Сухонький и сухощавый Илья Репин в последние годы жизни много занимался литературной работой. Он написал книгу «Далёкое близкое». В ней он выразил свои мысли и творческие принципы. Его как живописца волновали прежде всего не эстетские изыскания, а письмо кровью сердца, правдивость изображения безо всякой фальши. Умер великий художник в 1930 году и похоронен в своих «Пенатах» в Финляндии. Биография, данная крайне кратко, не дает полного представления о живом, веселом и добродушном характере мастера, несмотря на то что его жизни всегда сопутствовали личные проблемы.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869


Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873


В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»


С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

Садко - русский былинный герой. сохраняющий мифологические черты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”


В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)


«Не ждали» (1884)


«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)


В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.


“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.


Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» - глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.