Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Гадания в Крещение и поэма «Светлана. Гадания в Крещение и поэма «Светлана Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

«Гадающая Светлана» — картина русского живописца Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина была написана во второй половине 30-ых годов XIX века.

Холст, масло. Размеры: 94 ? 81 см.

Находится в Нижегородском Национальном музей изобразительного исскуства, Нижний Новгород. Эта картина занимательна тем, что есть единственной во всём творчестве Брюллова, которая посвящена русскому национальному быту.

Картина была написана на протяжении нахождения Карла Брюллова в Москве. В Москве великий живописец был проездом из Константинополя в Санкт-Петербург, куда его позвал сам император Николай I, по окончании того как Брюллов прославился в мире живописи собственной картиной «Последний сутки Помпеи».

В Москве Брюллов жил у писателя Алексея Перовского в течении полугода, где и написал картину на тему святочных гаданий.

Приезд живописца удачно совпал со Святками, на протяжении которых, по традиции, девушки занимаются гаданиями. Святочных гаданий существует достаточно большое количество, в некоторых областях России они смогут различаться подробностями.

На картине «Гадающая Светлана» Брюллов изобразил обряд гадания у зеркала. Сам сюжет был навеян балладой В. А.

Жуковского «Светлана» и есть иллюстрацией к одному из эпизодов данной баллады. То, что живописец смог замечать обряд лично, разрешило ему создать картину более реалистичной.

Строки из баллады В. А. Жуковского «Светлана», каковые послужили базой для написания картины:

Вот красивая женщина одна; ‎

К зеркалу садится;

С тайной робостью она ‎

В зеркало глядится;

Мрачно в зеркале; кругом ‎

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем ‎

Чуть лиет сиянье

На картине мы мужем заметить момент гадания у зеркала. Женщина в классическом костюме - в русском и кокошнике сарафане - сидит за столом.

Перед ней стоит зеркало, сбоку горит свеча. Женщина напряжённо наблюдает в зеркало, в ожидании, что заметит образ суженого. Воздух в картине одновременно и сказочная а также мистическая.

Сам Жуковский, создатель «Светланы», в знак признательности за картину, которая была написана на базе его произведения, назвал Брюллова Карлом Великим.

Картина «Гадающая Светлана» Брюллов

В музей — без поводка / Карл Брюллов \


Поэма «Светлана» впервые была напечатана в журнале «Вестник Европы», в 1813г. с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр…вой». Она была свадебным подарком А. А. Протасовой, которая приходилась сестрой любимой девушки поэта, Машеньки Протасовой.


В балладе ведётся повествование о гадающей девушке, которая перед зеркалом видит страшный сон, но это только сон, а в реальности счастье, встреча с любимым, свадьба – звон колоколов… И пожелания автора баллады, добрые и душевные, идущие от всего сердца. Что можно лучше сказать и пожелать девушке перед свадьбой, конечно же счастья, о котором она не раз мечтала.


Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется…


Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.



Поэтическая Светлана стала сразу настолько понятной и близкой всем, что начала жить своей жизнью, угаданной поэтом – жизнью прелестного девичьего образа, созданного народным характером. Светлана, гадающая о своём суженом, – образ девушки, ожидающей и надеющейся на счастье.


Необычное для того времени имя – Светлана, В.А. Жуковский позаимствовал из романса Востокова, а в реальной жизни тогда этого имени ещё не существовало (оно появилось позже, после революции). Светлана – имя, олицетворяющее свет, и достаточно близко к слову – «святки».


Обратившись к теме Крещенских гаданий, Жуковский сделал балладу подлинно русской. Строки из неё становились эпиграфами, она вошла в «Учебную книгу по российской словесности». Баллада сформировала даже среди дворянского общества определённую модель празднования святок. Можно сказать, что «Светлана» стала ценнейшей литературной находкой Жуковского.


Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.


Карл Брюллов приехал в Москву накануне святок. Святочные гадания на Руси были широко распространены. И возможно, увидев такую бытовую сцену гадания, которую В.А. Жуковский оживил своим поэтическим чувством, ему вдвойне захотелось увековечить юную русскую девушку, гадающую перед зеркалом.


Именно в зеркальном отражении мы видим девушку с чуть испуганным взором, в котором светится надежда на счастье. Она привлекает своей непорочностью и непосредственностью.


«Светлана» вызвала живой отклик в Москве. Пусть на ней изображена девушка, скорее всего крестьянского происхождения, но её изображение находило живой отклик в каждой русской душе. Светлана Брюллова – это прикосновение к нежности и простоте, непосредственности и правдивости.


В балладе В.А. Жуковского и картине К. Брюллова в образе русской девушки немеркнущий свет отечества, который светит в каждом русском.


Создавая картину, навеянную поэмой В. А. Жуковского, Брюллов изобразил Светлану в русском народном костюме, сидящей перед зеркалом. Ночь, чуть горит тусклая свеча, юная девушка в кокошнике и сарафане сидит у зеркала.


Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…


Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...


С надеждой Светлана вглядывается в таинственную глубину, ведь и она много раз слышала страшные рассказы о святочных гаданиях…


Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...


…Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...



В балладе Жуковского девушка засыпает перед зеркалом и видит страшный сон, который, как ей кажется, предвещает горькую судьбу.


"Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он -
Горькую судьбину;


Но утром, просыпаясь, всё оказывается иначе – она встречает на пороге своего суженого,…


Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он…


…Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты…


И как будто в назидание юным девушкам В.А. Жуковский говорит о том, что сны – это только сны, причём, большей частью сны бывают лживые, как и гаданья, которые не могут предсказать правды, а верить надо в Бога, который есть создатель и покров, и несчастье покажется лишь страшным сном.


О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется…


Вот баллады толк моей:
"Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье".


Литературные критики присвоили В. А. Жуковскому титул певца Светланы, а вторым певцом стал Карл Брюллов.


«Гада́ющая Светла́на» - картина русского художника Карла Павловича Брюллова , написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана ». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее .

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи », принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I , и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836 ) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского , для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе . Приезд художника совпал с кануном святок , и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни» .

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;
‎К зеркалу садится;
С тайной робостью она
‎В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
‎Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане . Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого . Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана » .

Художественные особенности

В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения . Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины . К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839-1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта .

Напишите отзыв о статье "Гадающая Светлана"

Примечания

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. - М .: Директ-Медиа, 2010. - Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // . - СПб. : тип. Главного упр. уделов, 1908. - Т. 3. - 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. - М .: Языки славянских культур, 2007. - 360 с. - ISBN 5-9551-0163-2 .
  • Казакова, Светлана. (рус.) // Третьяковская галерея: журнал. - 2008. - № 4 .
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. - М .: Олма-пресс , 2004. - 126 с. - (Галерея гениев). - 5 000 экз. - ISBN 5-94849-594-9 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гадающая Светлана

В Петербурге, так же как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружила Пьера. Он не мог отказаться от места или, скорее, звания (потому что он ничего не делал), которое доставил ему князь Василий, а знакомств, зовов и общественных занятий было столько, что Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и всё наступающего, но не совершающегося какого то блага.
Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него.
Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого.
В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu"on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.]
Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение.
Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав.
– Attendez, j"ai des vues sur vous pour ce soir. [У меня есть на вас виды в этот вечер.] Она взглянула на Элен и улыбнулась ей. – Ma bonne Helene, il faut, que vous soyez charitable pour ma рauvre tante, qui a une adoration pour vous. Allez lui tenir compagnie pour 10 minutes. [Моя милая Элен, надо, чтобы вы были сострадательны к моей бедной тетке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут 10.] А чтоб вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать.
Красавица направилась к тетушке, но Пьера Анна Павловна еще удержала подле себя, показывая вид, как будто ей надо сделать еще последнее необходимое распоряжение.
– Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера.
Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете.
Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила:
– J"espere, que vous ne direz plus qu"on s"ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен.

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836

Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е

Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888

Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842

Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.

В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.

Вернувшись в Россию прославленным мастером, автором «Помпеи», Брюллов продолжал заниматься портретами, но никогда не писал их с московских чиновников или купцов. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник –– Тропинин».
С Тропининым он близко сошелся, когда приехал в Москву и провел там несколько месяцев. Ещё в Италии был много наслышан об этом художнике из крепостных. В Москве знакомство переросло в дружбу. Карл Павлович высоко оценивал как талант и профессионализм, так и личные качества Василия Андреевича Тропинина. Под обаянием его бесхитростных портретов дворовых девушек, а также под обаянием популярной в России баллады В. А. Жуковского «Светлана», Брюллов написал «Гадающую Светлану». Это тоже портрет дворовой девушки, которая в крещенскую ночь гадает у зеркала на своего суженого.

Святочные гадания существовали по всей Руси. Девушки бросали валенок за ворота: в какую сторону укажет носок, оттуда и ждать жениха; лили в воду растопленный воск, фантазируя на остывших фигурках; кормили зернами курицу, загадав желание на конкретное число зерен… Способов гадания было много. Все они сопровождались мистическими рассказами, породившими, в свою очередь, ряженых сначала в виде нечистой силы, а затем уже кто и в кого вздумает обрядиться.
Жуковский дал своей героине необычное имя –– Светлана, –– что лучше всего подходило к «святкам», «свету», святости»… Имя он позаимствовал из романса Востокова –– в реальной жизни такого имени не существовало. (Только после Октябрьской революции «Светлана» получило распространение в качестве личного имени). Обращение к теме Крещенских гаданий стало ценнейшей литературной находкой Жуковского, сделав балладу подлинно русской. Строки из нее становились эпиграфами, баллада вошла в «Учебную книгу по российской словесности», вокруг нее даже сформировалась дворянская модель празднования святок. Произведение Жуковского заняло в дворянских семьях ту нишу, которую у крестьян занимали «страшные» святочные рассказы.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…

Критика присвоила Василию Андреевичу Жуковскому титул певца Светланы. Вторым певцом стал Брюллов, создав удивительное по своей романтичности полотно. Ночь, тусклая свеча, юная девушка в кокошнике и сарафане сидит у зеркала, вглядываясь с надеждой в его таинственную глубину…

Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...

Создавая картину, навеянную балладой Жуковского, художник не ограничился задачами простой иллюстрации. Сцену гадания он оживил поэтическим чувством. Как истинный новатор, счел возможным вторгнуться в душевный мир девушки, которая вся сосредоточена на мысли о своем женихе и готова сидеть перед зеркалом хоть всю ночь. В балладе Жуковского девушка засыпает перед зеркалом, видит ужасный сон, но утром уже все иначе:

Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки: кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.

И хотя «Гадающая Светлана» не оказала существенного влияния на русскую живопись, но психологическую тенденцию картины можно проследить у всех больших мастеров: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.
Портретной живописью Брюллов занимался всю свою жизнь, безоглядно переступая границы сложившихся традиций, стремясь приблизить искусство к действительности. Он желал воссоздать непосредственность и конкретность живых связей человека с окружающей средой, что являлось в его время задачей только жанриста. Писал с чувством, любуясь красотой и живописностью мира. Портреты Брюллова –– большие парадные, импозантные, «сюжетные» портреты светских красавиц –– явление в своем роде единственное и больше уже не повторявшееся в русском искусстве.

Колоссальное физическое и духовное напряжение рано подорвало здоровье Карла Павловича. «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами...» - скажет Великий Карл - гений русской живописи, бесконечно усталый и разочарованный человек. Сколько замыслов осталось не воплощенными! Не разрешили по уже готовым эскизам расписать Пулковскую обсерваторию, построенную по проекту брата Александра, не доверили внутреннее оформление Зимнего дворца после пожара. Четыре года Карл Павлович работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картонам работу закончил другой художник.
Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств Карл Павлович Брюллов прожил только 53 года.