Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Фредерик стендаль биография кратко. Биография стендаля. Романы и повести

СТЕНДАЛЬ (Stendhal ) (наст. имя Анри Мари Бейль, Beyle) (1783-1842), французский писатель. Книга "Расин и Шекспир" (1823-25) - первый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением общественных противоречий отмечены романы: "Красное и черное" (1831) о трагической карьере "плебея", переживающего конфликт честолюбия и чести; "Пармская обитель" (1839) - поэтизация свободного чувства, обличение политической реакции после наполеоновских войн. В романе "Люсьен Левен" (опубликован 1855, полностью - 1929) показана Франция периода Июльской монархии. Автор "Истории живописи в Италии" (1817), "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1817), психологического трактата "О любви" (1822), новеллы "Ванина Ванини" (1829), цикла новелл "Итальянские хроники" (издан 1855).

СТЕНДАЛЬ (Stendhal ) (наст. имя и фам. Анри Мари Бейль, Beyle) (23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж), французский писатель.

Биография

Не удовлетворенный буржуазной средой, к которой принадлежал по рождению, Анри Бейль, однако, не сразу пришел к мысли о писательстве. В юности он изучал математику, увлекался искусством, затем вступил в армию Наполеона Бонапарта и проделал в ее составе несколько военных кампаний (в том числе русскую 1812). В ходе наполеоновских походов он открыл для себя Италию, которая на всю жизнь осталась для него предметом любви, а ее жители - образцом человеческого типа. После падения наполеоновской империи он подолгу жил в Италии: при Реставрации как частное лицо, а при Июльской монархии, начиная с 1830, в качестве французского консула в Триесте и Чивитавеккьи. У себя на родине он был известен как блестящий салонный собеседник, однако его литературное творчество успеха не имело (несмотря на восхищенный печатный отзыв Бальзака), и писательская слава пришла к нему лишь посмертно, во второй половине 19 в.

Эстетика

Стендаль - наследник традиций просветительского психологического романа 19 в., но аналитические методы этого романа он приложил к новой психологии романтической эпохи, историческую специфичность которой он отстаивал в трактате "Расин и Шекспир" (1823-25). К литературному творчеству он пришел через стремление познать самого себя: в молодости он увлекся философией так называемых "идеологов" - французских философов, стремившихся выяснить понятия и законы человеческого мышления; цели самопознания служил его изданный посмертно дневник, а также ряд эссеистических и автобиографических книг, посвященных психологическому самоанализу ("Жизнь Анри Брюлара", "Записки эготиста", обе книги опубликованы посмертно), описанию путешествий ("Рим, Неаполь и Флоренция", 1817; "Записки туриста", 1839), общему анализу человеческих чувств ("О любви", 1822). Самопознание, которое Анри Бейль называл "эготизмом", сочетается у него со стремлением скрыть свою личность - отсюда переплетение в его книгах своего и чужого опыта, оригинального и заимствованного текста (пересказанные по итальянским источникам "Итальянские хроники", полностью опубликованы в 1855), сложная игра масками и псевдонимами, главный из которых - "Стендаль" (по названию городка в Германии) впервые появился в 1817 в заголовке книги "Рим, Неаполь и Флоренция".

В основе художественной антропологии Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов - "французского" и "итальянского" (писатель связывал их со своим собственным полулегендарным двойным национальным происхождением). Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью, лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей "варварской" импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Основные художественные произведения Стендаля изображают конфликт главного героя "итальянского" типа (необязательно итальянца по происхождению) со сковывающим его "французским" укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель одновременно проницательно показывает и душевные противоречия своих героев, их компромиссы с внешней средой; впоследствии эта черта творчества Стендаля заставила признать его классиком реализма 19 в.

"Красное и черное" (1831)

Один из первых реалистических романов карьеры во французской литературе. Для молодого незнатного провинциала Жюльена Сореля, наделенного недюжинным умом и честолюбием, ступенями к возвышению становятся любовные связи - сначала с женой преуспевающего провинциального буржуа г-жой де Реналь, а затем с дочерью крупного сановника времен Реставрации Матильдой де Ла-Моль. Однако, завоевывая женщину путем цинично-расчетливой стратегии, Жюльен в конце концов искренне и глубоко увлекается ею и не может более контролировать свое чувство. Это приводит его к катастрофе: в страстном порыве он совершает покушение на жизнь г-жи де Реналь и кончает жизнь на эшафоте (сюжет основан на подлинной уголовной истории). Художественный эффект романа вытекает из контраста между страстной и искренней натурой героя и лицемерием, к которому он вынужден прибегать в своих попытках добиться успеха в обществе.

"Люсьен Левен"

Неоконченный роман, писавшийся в 1834-35 и опубликованный посмертно, рисует другой вариант судьбы конформиста поневоле, вынужденного мириться с обществом, которого он морально не приемлет. Люсьен Левен, сын парижского банкира, исключен из Политехнической школы за участие в республиканских выступлениях и служит офицером в провинциальном гарнизоне, затем возвращается в Париж, где становится свидетелем махинаций на выборах, посредством которых новая, послереволюционная власть Июльской монархии поддерживает свое господство. Если не считать любви Люсьена к провинциалке г-же де Шастелле (в ее основе - одна из любовных историй самого Стендаля), этот герой мало действует, главным образом наблюдает и критически оценивает окружающее.

"Пармская обитель" (1839)

"Итальянский" характер главного героя романа Фабрицио дель Донго обусловлен не только его национальностью, но и исторической эпохой: Фабрицио родился и вырос в обстановке наполеоновских войн и революционного брожения в Италии; в 1815 он добровольно принимает участие в последнем сражении этих войн - битве при Ватерлоо. В дальнейшем, однако, он не может найти себе места в жизни карликовых итальянских государств периода Реставрации, в обстановке интриг и полицейской слежки. В одном из таких княжеств он благодаря знатным покровителям добросовестно делает придворную и церковную карьеру, но порывистый характер приводит его то в изгнание, то в тюрьму, где он переживает страстную любовь к дочери коменданта Клелии Конти, которая помогает ему бежать; однако их союз не выдерживает ударов судьбы, и Фабрицио умирает молодым в Пармской обители. Как и в других больших романах Стендаля, энтузиазм молодого и энергичного героя оказывается здесь бессилен против вязкой и бесчестной политической среды.

фр. Marie-Henri Beyle ; псевдоним Стендаль (Stendhal )

французский писатель, один из основоположников психологического романа

Стендаль

Краткая биография

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Анри Мари Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле. Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир », ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 22 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

Биография из Википедии

Мари́-Анри́ Бейль (фр. Marie-Henri Beyle; 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal ). При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

Ранние годы

Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера , Дидро и Гельвеция . С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники из семейства Дарю выхлопотали для Бейля назначение на север Италии, и юноша навсегда влюбился в эту страну. Историк масонства А. Меллор полагает, что «масонство Стендаля не стало достоянием широкой гласности, хотя он и принадлежал в течение некоторого времени к ордену».

В 1802 году, постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера ». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель. В 1805 году он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.

В 1812 г. Анри принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было.

Литературная деятельность

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов.

Претендуя на лавры нового Винкельмана, Анри Бейль принимает в качестве основного псевдонима название родного города этого автора. В Италии Анри сближается с республиканцами - карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я. Дембовского, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его сердце.

В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель». Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах, ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 г. в Париже увидел свет манифест французского романтизма - трактат «Расин и Шекспир».

В 20-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), повесть «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники. Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

Поздний период

После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивитавеккию, где в качестве консула он проработает до самой смерти. В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим. В 1832 году начал писать «Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил. С 1835 по 1836 годы был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838) и последний роман «Пармская обитель». (Стендаль если не придумал слово «туризм», то первым ввёл его в широкий оборот). Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак , в своём «Этюде о Бейле». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами. Предположение, что Стендаль умер от сифилиса, не имеет достаточных подтверждений. В XIX веке отсутствовала релевантная диагностика этого недуга (так, например, гонорея считалась начальным этапом заболевания, отсутствовали микробиолоигические, гистологические, цитологические и иные исследования) - с одной стороны. С другой - целый ряд деятелей европейской культуры считались умершими от сифилиса - Гейне, Бетховен, Тургенев и многие другие. Во второй половине XX века эта точка зрения была пересмотрена. Так, например, Генрих Гейне сейчас рассматривается как страдавший одним из редких неврологических недугов (точнее говоря, редкой формой одного из недугов).

23 марта 1842 года Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта. Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию.

Похоронен Стендаль на кладбище Монмартр.

В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):

Арриго Бейль

Миланец

Писал. Любил. Жил.

Произведения

Художественная проза составляет малую толику написанного и опубликованного Бейлем. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он в большой спешке «создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, даже своеобразные „путеводители“ и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников» (Д. В. Затонский).

Его путевые очерки «Rome, Naples et Florence» («Рим, Неаполь и Флоренция»; 1818; 3 изд. 1826) и «Promenades dans Rome» («Прогулки по Риму», 2 т. 1829) на протяжении всего XIX века пользовались успехом у путешествующих по Италии (хотя основные оценки с позиций сегодняшней науки представляются безнадёжно устаревшими). Стендалю принадлежат также «История живописи в Италии» (т. 1-2; 1817), «Записки туриста» (фр. «Mémoires d"un touriste», т. 1-2, 1838), известный трактат «О любви» (опубликован в 1822).

Романы и повести

  • Первый роман - «Арманс» (фр. «Armance», т. 1-3, 1827) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста, успеха не имел.
  • «Ванина Ванини» (фр. «Vanina Vanini», 1829) - повесть о роковой любви аристократки и карбонария, экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини
  • «Красное и чёрное» (фр. «Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830; 6 ч., 1831; русский перевод А. Н. Плещеева в «Отечественных записках», 1874) - важнейшее произведение Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики успеха поначалу не имел.
  • В авантюрном романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme» ; 2 т. 1839-1846) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит руританская традиция европейской литературы.

Незаконченные художественные произведения

  • Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен» (фр. «Lucien Leuwen», 1834-1836, опубликован 1929).
  • Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (фр. «Vie de Henry Brulard», 1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (фр. «Souvenirs d"égotisme», 1832, изд. 1892), неоконченный роман «Ламьель» (фр. «Lamiel», 1839-1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913).

Итальянские повести

Разбирая архивы Папского государства эпохи Возрождения, Стендаль обнаружил немало романтических историй, которые в 1830-е гг. подготовил для печати под названием «Итальянские хроники» (фр. «Chroniques italiennes»). Отдельное издание этих историй последовало в 1855 году.

Издания

  • Полное собрание сочинений Бейля в 18 томах (Париж, 1855-1856), как и два тома его переписки (1857) издал Проспер Мериме.
  • Собр. соч. под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1-15, Ленинград - Москва, 1933-1950.
  • Собр. соч. в 15 тт. Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова, т. 1-15, Москва, 1959.
  • Стендаль (Бейль А. М.). Москва в первые два дня вступления в неё французов в 1812 году. (Из дневника Стендаля) / Сообщ. В. Горленко, примеч. П. И. Бартенева // Русский архив, 1891. - Кн. 2. - Вып. 8. - С. 490-495.

Характеристика творчества

Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская“» (1830). В первой из них он трактует романтизм не как конкретно-историческое явление, присущее началу XIX века, а как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля - Шекспир, который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия». Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица». По мнению писателя, куда продуктивнее в традиции мадам де Лафайет «описывать страсти и различные чувства, волнующие их души».

Изучая непростую, во многом противоречивую биографию Стендаля, становится ясно, что он был мужественным, стойким и страстным человеком.

Анри Мари Бейль появился на свет в Гренобле – прекрасном городе на юге-востоке Франции. Это событие в семействе юриста Шерюбена Бейль и его жены Аделаиды-Генриетты Бейль произошло 23 января 1783 года.

К сожалению, когда мальчику минуло 7 лет, его мать скоропостижно скончалась. Воспитание легло на плечи отца и родной тёти будущего писателя. Однако, по признанию самого Стендаля, главным человеком в его жизни был дедушка – Анри Ганьон. Только ему он был обязан своим воспитанием, образованием, обширными знаниями и, самое главное – способностью мыслить.

Получив достаточное домашнее образование, Стендаль пошёл учиться в местную Центральную школу. Там он пробыл недолго – всего три года, и после его отпустили в столицу Франции для поступления в Политехническую школу. Но стать студентом ему было не суждено. Осуществлению его планов помешал переворот 18 брюмера.

Вдохновленный смелостью и героизмом молодого Наполеона Бонапарта , который возглавлял тот заговор, он поступил на военную службу. В драгунском полке Стендаль прослужил два года и ушел в отставку с намерением вернуться в Париж и заниматься исключительно образованием и литературной деятельностью.

Париж

Французская столица встретила его благосклонно и подарила три года для получения настоящего образования. Он изучал английский язык, философию, историю литературы, много писал и читал. В этот же период он стал убежденным врагом церкви и всего, что связано с мистикой и потусторонним.

В 1805 году Стендаль вынужден был восстановиться на военную службу. С 1806-1809 года он участвовал во всех европейских сражениях наполеоновской армии. В 1812 году добровольно, по собственному побуждению отправился на войну с Россией. Он пережил Бородинское сражение, своими глазами наблюдал гибель Москвы и вместе с остатками некогда великой наполеоновской армии бежал через Березину.

Французский писатель всегда справедливо восхищался духом и доблестью русского народа. В 1814 году он переехал в Италию.

Творчество

В Милане писатель прожил семь лет. В краткой биографии Фредерика Стендаля отмечено, что именно в этот период он написал свои первые серьезные работы: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция» и многие другие. Там же, в Италии, впервые его книги начали публиковаться под псевдонимом «Стендаль».

В 1821 году из-за царящей в Италии политики насилия и запугивания он вынужден был бежать на родину. В Париже, переживая сложное материальное положение, он работал в качестве литературного и художественного критика. Это не облегчало его участи, но помогало держаться на плаву.

В 1930 его назначили на государственную должность – французским консулом в Триесте. В этот же год в свет вышел самый известный его роман – «Красное и чёрное».

23 марта 1842 года классик французской литературы умер. Это случилось на улице во время прогулки.

Другие варианты биографии

  • Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло.
  • На следующий день после ухода из жизни французского писателя газеты написали, что состоялись похороны неизвестного в широких кругах немецкого поэта Фридриха Стендаля.
  • В Италии Стендаль близко общался с великим английским поэтом

Подлинная слава пришла к автору «Красного и черного» лишь после его смерти. При жизни Стендаля книги его читали мало. Однако творчество этого прозаика ценили такие мастера слова, как Бальзак, Гете, Байрон, Пушкин. Биография писателя Стендаля изложена в этой статье.

Ранние годы

Анри-Мари Бейль родился в 1783 году в семье, принимавшей всерьез губительные дворянские и церковные предрассудки, которые оправдывали классовые привилегии. Католицизм весьма почитался отцом будущего писателя. Сам же Анри-Мари Бейль, повзрослев, возненавидел церковь.

Итак, создатель «Красного и черного» родился в семье зажиточных буржуа. Из детских воспоминаний он вынес образы двух домов. Первый был неприятный, с темными лестницами и невыносимой обстановкой. Второй - светлый, уютный. Первый дом принадлежал отцу Анри-Мари Бейля. Второй - деду будущего писателя, доктору Ганьону.

Шерюбен Бейль - отец нашего героя - сделал карьеру, имел хорошее положение в обществе. Служил прокурором, адвокатом в парламенте, что приносило ему неплохой доход. Он был душой и телом предан «старому режиму». Анри-Мари Бейль - единственный представитель своего уважаемого рода - стал республиканцем, в чем некоторую роль сыграл вышеупомянутый дед по материнской линии. Ганьон был человеком передовых взглядов, именно он познакомил внука с творчеством Вольтера и других просветителей. Доктор обладал редким педагогическим талантом.

В 1794 году улица, на которой находился родной дом будущего автора «Пармской обители» и других замечательных произведений, была переименована в честь Руссо - писателя, который здесь когда-то останавливался еще в шестидесятые. Бейль-старший был человеком далеко не праздным. Работал не покладая рук с семнадцати лет, одновременно учился, сдавал экзамены по праву, и только к 34 годам женился. Но речь не о нем, а о его гениальном сыне, который в детстве пережил тяжелую трагедию - смерть матери. Это событие стало ключевым в его жизни.

Смерть матери сделала из Анри безбожника и антиклерикала. Кроме того, ее уход спровоцировал неприязнь к отцу. Впрочем, Стендаль никогда не любил своего родителя, о чем не раз писал в своих мемуарах. Шерюбен практиковал довольно жесткие методы воспитания, любил его больше как продолжателя своей фамилии, нежели как сына.

Ненавистный учитель

Первым наставником Анри стал Жан Райан. Впрочем, до него был еще Пьер Жубер, но тот быстро умер. Райан был иезуитом, давал мальчику уроки латыни, заставлял читать Библию, чем вызвал еще большую неприязнь к церкви. «Он был маленьким, худым человеком с лживым взглядом», - одно из высказываний Стендаля о своем учителе.

Детство писателя пришлось на то время, когда церковь еще имела немалый вес в политике и общественной жизни. Райан преподносил своему ученику теории мироздания. Но только те, что были утверждены церковью, а они с наукой не имели ничего общего. На его уроках мальчик откровенно скучал. «Я становился злым, мрачным, несчастным», - так о своем детстве рассказывал французский писатель Стендаль. Только образованный и начитанный дед Ганьон пользовался расположением юного Анри.

С ранних лет Анри-Мари Бейль читал очень много. Он тайно проникал в отцовскую библиотеку и брал с самой верхней полки очередную «опасную» книгу. Стоит сказать, что среди запрещенной литературы значился и «Дон Кихот». В чем заключалась опасность произведения Сервантеса, сложно сказать. Возможно, книга великого испанца не соответствовала нравам католической церкви. Отец грозился изъять книгу о хитроумном идальго. Дед тем временем втайне советовал мальчику почитать Мольера.

Математика

В школе, расположенной в родном городе, Бейль освоил только латынь. По крайней мере, писатель так утверждал в своих воспоминаниях. Дополнительно занимался философией, математикой, логикой.

В 1799 году Бейль уехал в столицу, где намеревался продолжить образование. Смыслом жизни для него еще за несколько лет до переезда стала математика. Во-первых, поступить в Политехническую школу означало уехать из ненавистного отцовского дома. Во-вторых - математика лишена двусмысленности. Стендаль, книги которого стали с детства ненавидел лицемерие. Но в Политехническое училище он не поступил. Произошел государственный переворот, который увлек молодого человека в водоворот совсем других событий.

Париж

В ноябре 1797 году во Франции произошел переворот. Директория была лишена власти. Новое правительство возглавил Наполеон. Это событие ознаменовало конец революционного периода. Был установлен деспотический режим, Бонапарт объявил себя Первым Консулом. Анри Бейль, как и тысячи других молодых людей, был немало обеспокоен грандиозными историческими событиями.

По приезде в Париж он поселился в общежитии от Политехнического училища и уже спустя несколько дней понял, что столица ему ненавистна. Его раздражали многолюдные улицы, несъедобная пища, отсутствие привычных пейзажев. Бейль осознал, что учеба в парижском заведении его влекла лишь потому, что он видел в этом способ бежать из родительского дома. А математика была лишь средством. И он передумал поступать в Политехническое училище.

Бейль поступил на службу в действующую армию - в драгунский полк. Влиятельные родственники выхлопотали молодому человеку назначение в северную часть Италии. Эту страну будущий писатель полюбил всем сердцем.

Драматургия

Вскоре Бейль разочаровался в политике Наполеона. В 1802 году он подал в отставку и уехал в Париж, где прожил три года. В столице плотно занялся самообразованием: изучал философию, историю литературы, английский язык. В этот период у него появилась мечта стать драматургом. К слову, любовью к театральному искусству им овладела еще в отрочестве, во время проживания в отцовском доме. Однажды в его родной город с гастролями приехала парижская труппа. Анри не только не пропускал ни одного спектакля, но еще и влюбился в столичную актрису. Выслеживал ее, томился, грезил о встрече с ней, словом, познал неразделенную любовь.

Возвращение в армию

«Вторым Мольером» Бейль не стал. К тому же в Париже он снова влюбился, и опять в актрису. Будущий Стендаль последовал за ней в Марсель. А в 1825 году вернулся на службу в армию, что позволило ему побывать в Германии, Австрии. В походах офицер интендантской службы находил время на написание заметок. Часть из них была утеряна при переправе через Березину.

Удивительно, но боевого опыта у Стендаля не было. Только опыт наблюдателя, который впоследствии пригодился ему в литературном творчестве. Он побывал в Смоленске, Орше, Вязьме. Стал свидетелем Бородинского сражения. Видел горящую Москву.

Италия

После падения Наполеона герой сегодняшнего повествования уехал в край, где чувствовал себя всегда счастливым и одухотворенным. В Милане он провел семь лет. Здесь Стендаль написал свои первые произведения, среди них «История живописи в Италии». В это время он увлекался творчеством известного немецкого искусствоведа и даже взял псевдоним в честь его родного города.

В Италии Бейль сблизился с республиканцами. Здесь же встретил Матильду Висконти - женщину, которая оставила его душе глубокий след. Она была замужем за польским генералом. К тому же рано умерла.

В двадцатые годы в Италии начались преследования республиканцев, среди которых было немало друзей Стендаля. Ему пришлось вернуться на родину. которая была установлена на севере Италии, вызывала в нем острую неприязнь. Позже Стендаль отразит события, свидетелем которых стал в 20-е годы, в книге «Пармская обитель».

Творчество Стендаля

Париж встретил писателя неприветливо. Во французскую столицу уже проникли слухи о его связях с итальянскими республиканцами. Тем не менее он регулярно печатал свои произведения, хотя и под чужим именем. Автор этих заметок был определен лишь спустя сто лет. В 1823 году были опубликованы очерки «Расин и Шекспир», «О любви». К тому времени Стендаль приобрел репутацию остроумного спорщика: он посещал регулярно.

В 1827 году в свет вышел первый роман Стендаля - «Арманс». Было также создано несколько произведений в реалистическом духе. В 1830 году писатель завершил работу над романом «Красное и черное». Об этом произведении более подробно рассказано ниже.

Государственная служба

В 1830 году во Франции была установлена Положение Стендаля изменилось к лучшему: он поступил на службу в качестве консула в Триесте. Позже его перевели в Чивитавеккию, где он проработал до последних дней своей жизни. В этом небольшом портовом городе французскому литератору было одиноко и скучно. Чиновничья рутина мало времени оставляла на творчество. Впрочем, он нередко наведывался в Рим.

Во время продолжительного отпуска, проведенного в Париже, Стендаль написал несколько заметок и завершил свой последний роман. Его творчество привлекло знаменитого романиста Бальзака.

Последние годы

Относительно причины смерти писателя есть несколько версий. Согласно одной из них, Стендаль умер от сифилиса. Известно, что он долгое время болел, в качестве лечебных средств использовал иодид калия и препарат ртути. Порою он был настолько слаб, что не мог писать. Версия о сифилисе подтверждений не имеет. Стоит сказать, что до начала XX века диагностику этого недуга еще не разработали.

В марте 1842 году писатель потерял сознание на улице. Через несколько часов скончался. Скорее всего, Стендаль умер от инсульта. Похоронен классик мировой литературы на кладбище Монмартр.

Список произведений Стендаля:

  • «Арманс».
  • «Ванина Ванини».
  • «Красное и черное».
  • «Пармская обитель».

В этот перечень, конечно, не вошло огромное количество статей, посвященных искусству. Писатель выразил свое эстетическое кредо в работах о творчестве Шекспира, Расина, Вальтера Скотта.

«Красное и черное»

Вопрос о символичности цветов, вынесенных в заглавие, и по сей день открыт. Наиболее распространенное мнение: сочетание красного и черного означает выбор между карьерой в церкви и армии. В основе произведения - история, прочитанная Стендалем в газете. Книга «Красное и черное» приобрела широкую известность только в конце XIX века.

«Пармская обитель»

Роман опубликован в 1839 году. В начале произведения автор описывает восторг итальянцев, вызванный освобождением от Габсбургов, в чем главную роль сыграли соотечественники писателя. Но вскоре на севере страны начинаются преследования вольнодумцев и изменников, одним из которых является главный герой. В романе немало батальных сцен. Автор показал войну во всей ее абсурдности, что для того времени стало литературным новаторством.

Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.

В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.

Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в , чтобы поступить в Политехническую школу.

Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.

В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.

Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.

Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.

Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.

Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.

В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.

Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.

Произведения Стендаля

Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.

После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.

В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.

В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.

К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».

После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.

Личная жизнь

В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.

При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.

Смерть

Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.

Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.

За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.

Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.

Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Если вам понравилась краткая биография Стендаля – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!