Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Финно-угорские (угро-финские) языки. Финно-угорские народы

Финны никогда не "приходили" в Финляндию, потому что Финны, Финская идентичность или Финский язык в существующем смысле никогда не существовали где-либо вне Финляндии. То, что теперь считается "Финским", сформировалось здесь, в течение тысяч лет, под влиянием многих народов, языков и культур.

Многие Финны усвоили в школе, что наши предки прибыли с востока (где все еще говорят на языках, родственных Финскому) приблизительно 2000 лет назад. Это была вероятная теория в свое время, но не более того: вопреки тому, чему верили в первой половине 20-го столетия, Финляндия непрерывно населялась уже с последнего Ледникового периода, т. е. наши первые предки жили здесь уже приблизительно 9000 лет назад. Об этих первых людях Финляндии известно очень немного: мы не знаем, откуда они пришли от (с юга, конечно...) и на каком языке они говорили (это мог быть финно-угорский или даже какой-то другой язык с полностью неизвестной родословной). Конечно, после этого Финляндия испытала множество культурных и языковых влияний с множества сторон.

Хорошо, поставим вопрос иначе: откуда пришел Финский язык?

Несколько десятилетий назад генеалогическое древо финно-угорских языков интерпретировалось как карта, показывающая, как финно-угорские народы мигрировали к их нынешним местам обитания. Данные современной археологии не подтверждают такие широкие перемещения. Кроме того, недавнее исследование заимствованных слов показало наличие очень древних индоевропейских заимствований, особенно в Финском и наиболее западной ветви FU языков; это означает, что некая "пра-форма" Финского языка, должно быть, функционировала в районе Балтийского моря уже весьма давно.

С другой стороны, Финский язык, конечно, связан с языками, на которых говорят в центральной России и Западной Сибири. Это означает или то, что область финно-угорского (уральского) праязыка была очень обширна, простираясь, возможно, от Балтийского моря до Урала, или то, что мы должны найти альтернативные модели для объяснения распространения этих языков.

Изгиб Волги или Северная Центральная Европа?

Некоторые ученые предполагают, что уральские языки должны были функционировать гораздо западнее, даже в тех районах, которые являются теперь Северной Германией и Данией. В частности, Калеви Виик (Kalevi Wiik) , профессор фонетики, заявляет, что на германских языках первоначально "говорили индоевропейцы с уральским акцентом". Однако, гипотеза Виика встретила серьезную критику со стороны финских индоевропеанистов. Не имеется никаких твёрдых данных, которые помогли бы нам идентифицировать языки, на которых, вероятно, говорили в Северной Европе до возникновения современных индоевропейских и уральских языков.

Родство языков

Вы хотите сказать, что Финский язык не родственен Русскому?

Один из лучших способов заставить Финна подпрыгнуть до потолка, это сообщить ему/ей, что Финны имеют раскосые глаза и говорят на русском или похожем на него языке. Фактически - так ответит почти любой Финн - Английский язык и почти все европейские языки, включая Русский и другие славянские языки, принадлежат к великому и могучему индоевропейскому семейству языков - но не Финский. Финский язык, вместе с Эстонским, Венгерским, Саамским ("Лапландским") и многие другие (см. ниже), принадлежат к финно-угорскому (или уральскому) семейству языков.

Конечно, Русские были нашими восточными соседями в течение тысячи лет или около того. Прежде, чем восточно-славянские племена пришли в тот регион, который является теперь Северной (Центральной) Россией, эта область была, вероятно, населена финно-угорскими племенами, говорившими на языках, теперь давно вымерших. Некоторые названия этих народов и языков упоминаются в старых хрониках, но никаких других свидетельств не осталось. Установлено, например, что Москва, расположена на древней финно-угорской территории. Позже языки финского корня (Финский и ближайшие родственники) явно повлияли на соседние северо-западные российские диалекты. Восточно-финские языки (подобно Карельскому) также были глубоко пропитаны российскими заимствованиями и другими влияниями. Носители Финского языка, однако, были главным образом объектом шведского влияния (до 1809) и получили большинство словарных заимствований и культурных влияний с Запада.

В Финском языке имеются некоторые русские заимствования, и несколько более поздние влияния могут быть замечены, например, в слэнге Хельсинки (слова вроде mesta "место", или snaijata "знать" использовались на улицах трехъязычного Хельсинки в 19-м веке), но, вообще говоря, влияние Русского языка в Финском было довольно слабо по сравнению с влиянием Шведского. Даже теперь, хотя Финляндия часто утверждает, что была важными воротами между Востоком и Западом, имеется удивительно мало Финнов, знающих по-русски (фактически, гораздо меньше, чем Финнов, знающих, например, по-немецки или по-французски).

Правда ли, что "теории о родстве финно-угорских языков оказались ложными"?

Нет, это не так. Ни один серьезный исследователь финно-угорских языков никогда не сомневался относительно их общего происхождения. Конечно, имеются различные мнения относительно того, как это общее происхождение и отношение между FU языками нужно конкретно объяснить и интерпретировать.

Что действительно было ошибочным, это, вероятно, устаревшая идея относительно культурных или даже расовых связей финно-угров. Кроме того, имеются люди, носящиеся с более или менее сумасшедшими идеями относительно связи их родного языка с некоторыми очень престижными или экзотическими языками (например, Венгерского с Шумерским). Могут присутствовать политические или националистические мотивы, подобно Венгрии 19-го столетия, когда некоторые Венгры, не желавшие быть иметь отношения к "наиболее примитивным народам Евразии", пытались доказать, что Венгерский язык связан с тюркскими языками - что сделало бы их потомками или родственниками могущественных воинов Востока.

Что имеется в виду под родством финно-угорских языков?

FU языки до сих пор разделяют некоторые центральные характеристики и элементы словаря, что позволяет нам восстановить многие особенности и детали общего праязыка.

От этого праязыка существующие FU языки развивались в различных направлениях, подвергаясь как внутренним дрейфам, так и иностранным влияниям. Традиционно это иллюстрировалось моделью генеалогического древа, которая, конечно, является грубым и упрощенным описанием. В настоящее время многие лингвисты рисуют кустарнико-подобную модель, с главными ответвлениями (Финская, Саамская, Мордовская, Марийская, Пермская, Угорская, Самодийская) как равными; их внутренние отношения не могут быть удовлетворительно описаны в терминах модели генеалогического древа.

На праязыке говорили, по крайней мере, около шести тысяч лет назад (примерно в то же самое время, что и на индоевропейском праязыке); это означает, что наиболее отдаленные отрасли FU семейства языков очень отдаленно связаны. Родство между Финским и Венгерским можно сравнить с родством между Английским и Хинди. (Это означает, что имеется, во всяком случае, не более чем расовое или культурное подобие между Финнами и Венграми...)

Языки генетически связаны, если их общие характеристики - слова, аффиксы, особенности - могут быть объяснены наследованием от общего праязыка.

Обнаружить такие общие характеристики нелегко. Мы должны принимать во внимание:

  • Случайные подобия. Так как звуковые системы всех языков в мире используют относительно небольшое число звуков (обычно около тридцати), собранных на довольно универсальных принципах, статистически весьма вероятно, что различные языки имеют весьма схожие слова - особенно, если эти языки имеют подобные звуковые системы и если эти слова описательны по своей природе.
  • Типологические связи. Тюркские языки имеют много структурных особенностей, подобных, например, Финскому, вроде гармонии гласных и морфологии суффиксов (окончания, присоединяемые к концу слова). Однако, это лишь показывает, что некоторые особенности часто совпадают: Тюркские и FU языки (подобно некоторым другим языкам мира) просто случайно принадлежат к одному типу - агглюнативному.
  • Позднейшие влияния. Сходно звучащие слова - не обязательно общее наследство: например vunukka "внук" (в некоторых восточно-Финских диалектах) изначально не связано с венгерским unoka , но оба - заимствования от славянских языков.
  • Изменение звучания. За сотни и тысячи лет слова и звуки могут изменяться до неузнаваемости: заметили бы Вы, что санскритское chakra связано с английским wheel "колесо", или финское ydin "сущность" с венгерским velo ? Или могли бы Вы знать, что венгерские fiú "мальчик" и ház "дом" не связаны с румынским fiu и немецким haus , но связаны с финскими poika и kota , соответственно? (См. большее количество индоевропейских примеров: "Есть ли перья у hippo?")

Вы не можете доказать генетическое родство, просто находя подобия в списках слов и словарях. Вместо этого, Вы должны найти систематические соответствия, восстановить общие прото-формы, объяснить ход их изменений и соотнести все это с тем, что известно об истории рассматриваемых языков и языков вообще. Кроме того, сходства слов недостаточно, потому что слова изменяются и заменяются: Вы должны найти соответствия также в грамматике и аффиксах.

Родственны ли финно-угорские языки другим семействам языков? Как насчет Финского и Турецкого?

Большинство финноугроведов ответило бы: мы не знаем, по крайней мере, ничего пока не доказано. Некоторые лингвисты предположили связи между финно-угорскими и индоевропейскими семействами языков, но более вероятно, что индоевропейцы являются просто нашими старыми соседями: FU языки имеют некоторые весьма древние индоевропейские заимствования.

Были предложены также некоторые другие гипотезы (урало-алтайская, урало-дравидская, финно-баскская, венгро-шумерская и т.д. и т.д.); как правило, они или основаны на устаревших идеях или созданы без экспертизы одной (или обеих) из рассматриваемых групп языков. Урало-алтайская гипотеза все еще жива кое-где как общепринятая вера, что "Финский и Турецкий родственны". Однако, как указано ранее, структурные подобия между Финским (или другими финно-угорскими языками) и Турецким (или другими тюркскими или "алтайскими" языками) имеют типологический характер: эти языки принадлежат к одному и тому же типу. Базовые словари в этих языках весьма различны и не позволяют провести реконструкцию общего праязыка. Кроме того, существование "алтайского" семейства языков (тюркские, монгольские и тунгусские языки, возможно, также корейский) также подвергается сомнению многими учеными.

(Не будучи связанным генетически, Турецкий имеет некоторые связи с финно-угорскими языками. На некоторые FU языки, на которых говорят в Центральной России и Западной Сибири, повлияли соседние тюркские языки, и Венгерский имеет много пластов заимствований от различных тюрко-говорящих племен.)

К сожалению, весьма вероятно, что генетические отношения вне языковых семейств, известных к настоящему времени, никогда не будут доказаны. Имели место некоторые попытки, например, ностратическая теория (макро-семейство, включающее многие семейства языков Старого Света), а также гипотеза "Прамира" , которая, однако, должна быть расценена как дикая фантазия (большее количество информации содержится в превосходном FAQ sci.lang).

Говорят, что Финский и Венгерский языки родственны. Каковы именно родственные слова?

Этот вопрос, вместе с вечным "Откуда пришли Финны?", является матерью всех финно-угорских FAQ"ов. После ряда лет изучения этимологических словарей и другого экзотический материала, я, наконец, составила новую страницу , посвященную этому вопросу, вместе с новой библиографией...

Финно-угорские языки и наш современный мир.

Какие языки принадлежат к финно-угорскому семейству языков?

Финно-угорское или уральское (подобно Tapani Salminen"у , я использую эти два слова как синонимы) семейство языков состоит из следующих ветвей:

  • Финские (Finnic), или "балтийско-финские" языки: Финский и его ближайшие родственники: Карельский, Людиковский (в русскоязычных источниках рассматривается как диалект Карельского, наряду с Ливвиковским - В. К. ), Вепсский, Ингерманландский (в русскоязычных источниках не упоминается как отдельный язык, а относится к диалектам Финского - В. К. ), Водский, Эстонский, Ливский .
  • Саамские ("Лапландские"): примерно десять языков, самый крупным из которых является Северо-Саамский ("Норвежско-Лапландский", "Fjell Lapp").
  • Мордовские : два стандартных языка: Эрзя и Мокша .
  • Марийские (язык "Черемисов"): два стандартных языка, Западный (Горный Мари) и Восточный (Луговой Мари). Мордовская и марийская ветви иногда объединяются вместе как "волжские (Volgaic) языки", хотя они особо близко не связаны.
  • Пермские языки:
    • Коми ("Зырянский" и Пермяцкий (Коми-Пермяцкий)).
    • Удмуртский (язык "Вотяков", в мировой литературе этот этноним (Votyak), к сожалению, часто путается с Водским (Votic или Votian) финской ветви).
  • Угорские языки:
    • Венгерский
    • Обско-угорские языки в Западной Сибири: Ханты (язык "Остяков") и Манси (язык "Вогулов"), оба с весьма глубокими диалектными вариациями
  • Самодийские языки (в западной Сибири):
    • Северные: Ненецкий (язык "Юраков"), Энецкий (язык "Енисейских Самоедов"), Нганасанский (язык народности "Тавги")
    • Южные: Селькупский (язык "Остяков-Самоедов"), некоторые вымершие языки (последний представитель народности Камасин умер в 1988).

(Названия в скобках и кавычках, как "Остяк" или "Зырянский", используемые преимущественно в Западном мире, а также в досоветской России, первоначально даны соседями и часто считаются неправильными у самих народов. Некоторые ученые все еще используют их, поскольку использование названий, употребляемых самими народами, подобно "Ханты" или "Коми", является, по их мнению, лишь "демократическим" пережитком советского лицемерия. Однако, представляется, что использование собственных этнонимов, все же, станет стандартом. Некоторые "экзонимы" имеют также опасность ввести в заблуждение: название "Остяк" использовалось для трех различных народов и языков, т. е. Хантов угорской ветви, Селькупов самодийской ветви, а также Кетов или "Енисейских Остяков", говорящих на одном из "палео-сибирских" языков, не входящих в уральское языковое семейство, и этот термин все еще путает местные власти и их статистику, и даже самих местных жителей!)

Не все ли они еще вымерли?

Финский, Эстонский и Венгерский являются официальными языками большинства в независимых государствах и, таким образом, находятся в относительной безопасности. Другие FU языки (подобно, фактически, большинству языков мира) более или менее подвергнуты опасности.

Волжские и пермские языки имеют сотни тысяч носителей, но большинство людей, владеющих ими свободно, находится в пожилом возрасте и живет в сельской местности. Большинство городских жителей и молодежи имеет тенденцию отдавать предпочтение Русскому. Эти народы имели собственные титульные республики уже в Советском Союзе. Однако, эти республики имеют русскоязычное большинство, и Русский язык доминирует в большинстве областей использования языка. Кроме того, территории титульных республик охватывают не все области, населенные этими народами. В последние годы, после краха Советского Союза, национальное пробуждение вызвало некоторые положительные сдвиги, особенно в Коми и Марийской республиках.

Из менее распространенных FU языков, например Водский, Ливский и несколько наиболее мелких Саамских языков почти вымерли. Даже языки, на которых говорят тысячи людей, находятся в большой опасности, поскольку детям и молодым людям никто не помогает стать полноценными носителями своих языков.

Многое зависит от

  • Финансовых реалий: возможности национального образования, печати и культурных акций (местные власти и организации поддерживаются, например, Обществом М. А. Кастрена), собственной воли народа и его выдержки в тяжелых условиях;
  • Политики в области окружающей среды: будущее северных FU языков связано с сохранением традиционного жизненного уклада (оленеводство, охота, лов рыбы). Особенно в Сибири и на Кольском полуострове этому теперь угрожает загрязнение окружающей среды, вызванное горной, нефтедобывающей и газовой промышленностью и ядерными испытаниями;
  • Языковая политика и уровень знания: сами ли люди считают двуязычие богатством, или же власти или даже сами родители поощряют детей отрекаться от языка их предков "для их же собственного блага"?

Как живут Угро-Финны?

Не существует такой вещи как "финно-угорская культура" или "финно-угорский образ жизни". FU языки живут на устах народов, живущих в различном окружении.

При упоминании о финно-угорских языках большинство Финнов представляет экзотических охотников и оленеводах, живущих в вигвамо-подобных хижинах в Арктической тундре. Этой картине, до некоторой степени, соответствуют северные финно-угры (Саамы, Обские угры, Самодийцы), чья история и жизненный уклад имеют много аналогий с (более известными) судьбами некоторых коренных народов Северной Америки.

Однако, финские, волжские и пермские народы не соответствуют в этой картине: они были земледельцами в течение тысяч лет, и их жизнь была подобна жизни их русско-, шведско-, латышско- или тюрко-говорящих соседей. (Замените хижину бревенчатым домом, а тундру лесами и полями; Вы можете также представить яблони или ульи с пчелами вокруг дома.) Венгры, перед поселением в Венгрии (согласно старым хроникам, это произошло точно в 896 г. н. э.), были, вероятно, кочевыми всадниками в степях, где теперь Украина или юг России.

В последние сто лет урбанизация и индустриализация затронули также и финно-угорские страны. В некоторых случаях это означало потерю языка и идентичности. В России фабрики и растущие города также принесли в основном русскоязычное население, что является одной из причин (хотя далеко не единственной), почему финно-угры в России составляют меньшинство даже в их титульных областях.

Наш замечательный Финский Язык

"Правда ли, что Финский язык - древнейший язык в мире?"

Даже подобные вопросы иногда задают. Конечно, все языки непрерывно изменяются, но Финский, в некоторых отношениях (особенно в звуковой системе), весьма консервативен: он даже сохранил некоторые индоевропейские заимствования в форме, весьма близкой к оригиналу. Финское kuningas ближе к древнегерманскому kuningaz , чем современные "потомки": английское king , немецкое könig или шведское k(on)ung (или русское князь , заимствование из того же самого германского корня).

С другой стороны, стандартный Финский можно назвать молодым языком. Первые книги, написанные на Финском языке, появились в 16-м столетии, но современный стандартный Финский был создан только в 19-м столетия, как смесь слов и свойств от различных диалектов.

Является ли Финский язык чем-то полностью отличным от всех других языков в мире?

Поскольку Финский язык отличается от индоевропейских языков в многих видимых отношениях, он кажется даже более экзотическим чем есть в действительности. Фактически, FU языки - весьма типичные северные евразийские языки. Особенно балтийско-финские языки были глубоко пропитаны индоевропейским (особенно балтийским и германским, а также славянским) влиянием, как в словаре, так и в грамматике.

Сами Финны часто полагают, что их язык "исключительный", потому что все иностранные языки, которые они знают, индоевропейские, и они считают индоевропейские особенности универсальными. Действительно, отсутствие грамматического рода (FU языки имеют только одно слово для "он" и "она"), отсутствие глагола "иметь" (Финский язык использует структуры типа "книга со мной", чтобы сказать "я имею книгу") или отсутствие грамматически выраженного будущего времени вызывает некоторое напряжение - но на самом деле это весьма частые явления.

Что такое хороший Финский ?

Стандартный Финский, подобно большинству других письменных языков, имеет "официальную" г рамматику и правила. Эти правила, конечно, не диктуются небесным вдохновением, а формулируются людьми. Эти люди стараются делать правила хорошими настолько, насколько это возможно на основе того, что является родным и известным большинству Финнов (традиции письменного Финского языка, диалекты), или того, что, по их мнению, ясно, логично или даже по возможности красиво. Однако, могут быть спорные вещи; иногда они - просто вопрос вкуса. Это означает, что формы, которые отклоняются от стандарта, не обязательно "хуже" или "более не-финские", чем другие формы.

Идея "хорошего Финского" является вопросом равенства. Наши традиции Скандинавской демократии требуют нейтрального стандартного языка, который мог бы обслуживать всех граждан одинаково хорошо. (Ситуация в Англии, где - как они говорят - речь человека показывает его социальное происхождение и какую школу он закончил, часто упоминается как ужасающий пример в этом отношении;-).) В Финляндии Центр Исследования Языков Финляндии включает Агентство Финского Языка , которое дает советы по вопросам "правильности".

Конечно, наличие стандартного языка не подразумевает, что все Финны должны использовать стандартный язык во всех случаях. Финский, подобно всем другим языкам, имеет много диалектов. Хотя школы и средства массовой информации сгладили многие особенности первоначальных диалектов, на которых говорили еще в начале этого столетия, местные (areal) различия все еще остаются - некоторые ученые используют термин "areal spoken languages". В повседневном обиходе, Стандартный Финский, будучи относительно искусственным образованием, основанным на многих различных диалектах, постепенно уступает разговорным вариантам Финского, и они используются во все более официальных контекстах.

Откуда берутся финские слова?

Наши самые древние слова, восходящие к Уральскому (Финно-Угорскому) праязыку, на котором говорили, по крайней мере, 6000 лет назад, это, например, elää "жить", uida "плавать", kala "рыба", nuoli "стрела", suksi "лыжи", числа от 1 до 6: yksi, kaksi, kolme, neljä, viisi, kuusi (большее количество примеров на новой Финско-венгерской странице .) Некоторые из них могут быть древними заимствованиями из индоевропейского праязыка, например nimi "название" ("имя") или tehdä "делать". "Более молодые" слова включают описательные образования и заимствованные слова. Финский язык имеет много средств образования слов от других слов, и некоторые заимствованные слова стали полностью независимыми. Например, ни один Финн (кроме лингвиста) не подумал бы, что слово toinen "второй, другой" получено из tuo "это".

Финский язык имеет много пластов индоевропейских заимствований. Самые древние, вероятно, относятся к прото-индоевропейской стадии. Позже Финский получил заимствования от Балтийских (например, morsian "невеста", silta "мост", kirves "топор", härkä "вол" и т.д.) и Германских языков. Многие германские заимствований - технические термины (например, rauta "железо" и laiva "судно") или связаны с организованным обществом и властью (например, kuningas "король", ruhtinas "принц", hallita "управлять", tuomita "судить"). Приток германских заимствований продолжился из современного шведского; до прошлого столетия, Шведский был языком образования и администрации в Финляндии и дал нам сотни заимствованных слов. Влияние Русского было явно более скромным, хотя имеются некоторые (древние) русские заимствованные слова, общие для всех диалектов Финского (и родственных языков), например vapaa "свободный", risti "крест", pappi "священник", lusikka "ложка". Теперь, конечно, Английский язык - важный источник заимствованных слов.

Саамские языки дали заимствования главным образом северным финским диалектам (из саамских слов, tundra и mursu "морж" распространились также в другие европейские языки). Эстонский язык получил сотни финских заимствований, а нам дал только пару неологизмов: lavastaja "оформитель сцены", lennokki "модель самолета".

Многие финские слова не имеют аналогов в родственных языках (вне финской группы). Было высказано предположение, чтобы они могут быть заимствованиями из неизвестного языка, на котором говорили здесь перед прибытием наших лингвистических предков, но также возможно, что они являются древними уральскими словами, чьи аналоги просто не сохранились в других уральских языках, или что они являются индоевропейскими заимствованиями, которые еще предстоит открыть.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях - предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп.

Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы - народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету - небольшая группа эстонцев - расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России - карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы - маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая - саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы - волжско-финскую - входят марийцы и мордва. Марийцы - основная часть Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва - автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа - две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России - евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры - существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это - ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки.

Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин - с мокшанином, а удмурт - с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания.

Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям - как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность.

Также характерная черта народов данной группы - открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Краткая история финно-угров

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков (прибалтийско-финская, волжско-финская, пермская). В результате перехода автохтонного населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы.

Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше - до восьмого столетия. Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Венгры - единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён - в Карпато-Дунайской области.

Численность финно-угров

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли - туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов - заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства - даже в тех республиках, которые носят их имя.

Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы. Это мордва (843 тысячи человек), удмурты (почти 637 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми-зыряне (293 тысячи), коми-пермяки (125 тысяч), карелы (93 тысячи). Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь - только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два - национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране.

В России уделяется значительное внимание сохранению самобытных культурных традиций населяющих её На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты.

Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки - в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов. Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре.

Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы - уральской, являющейся "промежуточной" между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными "уральскими" чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному. Так, мордвины-эрзя - рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша - напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные "монгольские" глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза - эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза - голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. "Монгольская складка" встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Финно-угорская традиционная кухня в России

Большая часть блюд традиционных кухонь финно-угорского и Зауралья, по сути, не сохранилась либо была существенно искажена. Однако этнографам удаётся проследить некоторые общие закономерности.

Основным продуктом питания финно-угров была рыба. Её не только обрабатывали по-разному (жарили, вялили, варили, квасили, сушили, ели сырой), но и готовили каждый вид своим способом, который лучше передавал бы вкус.

До появления огнестрельного оружия основным способом охоты в лесу были силки. Ловили преимущественно лесную птицу (тетеревов, глухарей) и мелкого зверя, в основном зайца. Мясо и птицу тушили, варили и пекли, значительно реже - жарили.

Из овощей использовали репу и редьку, из пряных трав - растущие в лесу жеруху, борщевик, хрен, лук, молодую сныть. Западные финно-угорские народы практически не употребляли грибы; в то же время для восточных они составляли существенную часть пищевого рациона. Древнейшие виды зерна, известные этим народам - ячмень и пшеница (полба). Из них готовили каши, горячие кисели, а также начинку для домашних колбас.

Современный кулинарный репертуар финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.

Финно-угорские народы: религия

Большинство финно-угров исповедуют христианскую веру. Финны, эстонцы и западные саамы относятся к лютеранам. Среди венгров преобладают католики, хотя можно встретить также кальвинистов и лютеран.

Финно-угры, живущие в - преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири - шаманизм.

Коми язык входит в финно - угорскую языковую семью, а с наиболее близким ему удмуртским языком образует пермскую группу финно-угорских языков. Всего в финно-угорскую семью входит 16 языков, которые в глубокой древности развились из единого языка-основы: венгерский, мансийский, хантыйский (угорская группа языков); коми, удмуртский (пермская группа); марийский, мордовские языки - эрзя и мокша: прибалтийско - финские языки - финский, карельский, ижорский, вепсский, водский, эстонский, ливский языки. Особое место в финно-угорской семье языков занимает саамский язык, который очень отличается от остальных родственных языков.

Финно-угорские языки и самодийские языки образуют уральскую семью языков. К с амодийским языкам относят ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, камасинский языки. Народы, говорящие на самодийских языках, проживают в Западной Сибири, кроме ненцев, проживающих также на севере Европы.

Венгры более чем тысячелетие назад переселились на территорию, окружённую Карпатами. Самоназвание венгров модьор известно с V в. н. э. Письменность на венгерском языке появилась в конце XII в., у венгров имеется богатая литература. Общее число венгров около 17 млн. человек. Кроме Венгрии, они живут в Чехословакии, Румынии, Австрии, Украине, Югославии.

Манси (вогулы) проживают в Ханты-Мансийском округе Тюменской области. В русских летописях они вместе с хантами именовались югра. Манси пользуются письменностью на русской графической основе, имеют свои школы. Общее количество манси свыше 7000 человек, однако лишь половина из них считает мансийский родным языком.

Ханты (остяки) живут на полуострове Ямал, нижней и средней Оби. Письменность на хантыйском языке появилась в 30-х годах нашего века, однако диалекты хантыйского языка настолько различны, что между представителями разных диалектов общение часто затруднено. В хантыйский и мансийский языки проникло множество лексических заимствований из коми языка

Прибалтийско-финские языки и народы настолько близки, что говорящие на этих языках могут изъясняться между собой без переводчика. Среди языков прибалтийско-финской группы наиболее распространённый - финский, на нём говорят около 5 млн. человек, самоназвание финнов суоми. Кроме Финляндии, финны проживают и в Ленинградской области России. Письменность возникла в XVI в., с 1870 г. начинается период современного финского языка. На финском языке звучит эпос "Калевала", создана богатая оригинальная литература. В России проживает около 77 тыс. финнов.



Эстонцы проживают на восточном побережье Балтийского моря, численность эстонцев в 1989 г. была 1 027 255 человек. Письменность существует с XVI в., до XIX в. развивались два литературных языка: южно- и североэстонский. В XIX в. эти литературные языки сблизились на основе среднеэстонских диалектов.

Карелы живут в Карелии и Тверской области России. Карелов насчитывается 138 429 человек (1989 г.), родным языком владеет чуть больше половины. Карельский язык состоит из многих диалектов. В Карелии карелы изучают и пользуются финским литературным языком. Самые древние памятники карельской письменности относятся к XIII в., на финно-угорских языках по древности это вторая письменность (после венгерской).

Ижорский язык бесписьменный, на нём говорит около 1 500 человек. Ижорцы живут на юго-восточном побережье финского залива, на р. Ижоре, притоке Невы. Хотя сами себя ижорцы называют карелами, в науке принято выделять самостоятельный ижорский язык.

Вепсы проживают на территории трёх административно-территориальных единиц: Вологодской, Ленинградской областях России, Карелии. В 30-х годах вепсов насчитывалось около 30 000 человек, в 1970 г. 8 300 человек. Из-за сильного влияния русского языка, вепсский язык заметно отличается от других прибалтийско-финских языков.

Водский язык находится на грани исчезновения, т. к. говорящих на этом языке осталось не более 30 человек. Водь живет в нескольких деревнях, расположенных между северо-восточной частью Эстонии и Ленинградской областью. Водский язык бесписьменный.

Ливы проживают в нескольких приморских рыбацких деревнях на севере Латвии. Их число в ходе истории из-за опустошений во время II мировой войны резко сократилось. Сейчас количество говорящих на ливском языке всего около 150 человек. Письменность развивается с XIX в., однако в настоящее время ливы переходят на латышский язык.

Саамский язык образует отдельную группу финно-угорских языков, т. к. имеется много специфических черт в его грамматике и словарном составе. Саамы живут в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове в России. Их всего около 40 тыс. человек, в том числе около 2000 в Россия. Саамский язык имеет много общего с прибалтийско-финскими языками. Саамская письменность развивается на основе разных диалектов на латинской и русской графических системах.

Современные финно-угорские языки настолько отошли друг от друга, что на первый взгляд кажутся совсем не связанными друг с другом. Однако более глубокое изучение звукового состава, грамматики и лексики показывает, что в этих языках имеется много общих черт, которые доказывают былое единое происхождение финно-угорских языков от одного древнего праязыка.

Тюркские языки

Тюркские языки входят в алтайскую языковую семью. Тюркские языки: около 30 языков, а с мертвыми языками и локальными разновидностями, статус которых как языков не всегда бесспорен, – более 50; крупнейшие – турецкий, азербайджанский, узбекский, казахский, уйгурский, татарский; общее число говорящих на тюркских языках составляет около 120 млн. человек. Центром тюркского ареала является Центральная Азия, откуда они в ходе исторических миграций распространились также, с одной стороны, на южную Россию, Кавказ и Малую Азию, а с другой – на северо-восток, на восточную Сибирь вплоть до Якутии. Сравнительно-историческое изучение алтайских языков началось еще в 19 в. Тем не менее общепризнанной реконструкции алтайского праязыка не существует, одна из причин – интенсивные контакты алтайских языков и многочисленные взаимные заимствования, затрудняющие применение стандартных компаративистских методов.

В книге рассказывается о языках, народах, миграционных движениях финно-угорских народов. О том, как возникает финно-угорская общность, формируются верования, обычаи, обряды. Привлекаются различные исторические и этнографические источники. Приведены краткие грамматики некоторых финно-угорских языков.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финно-угорские народы. Языки, народы, миграции, обычаи (Андрей Тихомиров) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Составитель Андрей Тихомиров


ISBN 978-5-4490-9797-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Финно-угорские языки

Финно-угорские языки (или угро-финские языки) – группа языков, находящаяся в ближайшем родстве с самодийскими языками и образующая вместе с последними крупную генетическую уральскую языковую семью.

Финно-угорские языки делятся на следующие ветви: венгерская, представленная венгерским языком; обско-угорская, состоящая из мансийского и хантыйского языков, распространенных в северной части бассейна реки Оби; прибалтийско-финская с языками: финским, эстонским, ливским, водским, вепсским, ижорским и карельским; саамская, представленная саамским языком, на котором говорят саами (лопари), живущие на Кольском полуострове, в северной части Финляндии, Швеции и Норвегии; мордовская с двумя основными диалектами – эрзянским и мокшанским; марийская, состоящая из лугово-восточного и горного диалектов; пермская, включающая удмуртский язык и коми язык с коми-зырянским, коми-пермяцким и коми-язьвинским диалектами.

Самодийские языки, семья (по другим классификациям, группа) языков в составе генетической общности уральских языков. Включает языки: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, практически исчезнувший камасинский, вымершие маторский (моторский), карагасский и тайгийский. Самодийцы, устар. – самоеды, (летописное – самоядь) (от самэемне, на саамском языке – земля саами), 1) Старое русское название саами и других народов Севера России и Сибири. 2) Устарелое название всех самодийских народов.

Кроме того, выделяется так называемая уральская раса, которая занимает промежуточное положение между монголоидной и европеоидной расами. Характерны прямые тёмные волосы, темные глаза, иногда плоское лицо, сильно развитый эпикантус (узкий нос с вогнутой спинкой). Распространена ныне в западной Сибири (ханты, манси, северные алтайцы и др.).

Сий Энико, Курс венгерского языка, Издание второе. Танкёньвкиадо, Будапешт, 1981, с. 10. Szíj Enikő, Magyar nyelvkönyv, Második kiadás, Tankönyvkiadó, Budapest, 1981, oldal 9

Венгерский язык находится в ближайшем генетическое родство с обско-угорскими языками, составляя угорскую группу финно-угорских. Венгры, жившие некогда поблизости с хантыйцами и мансийцами, заняли современную территорию только в 9 в. Все остальные финно-угорские языки составляют финскую группу или прибалтийско-финско-пермскую группу.

Венгерский, финский и эстонский языки являются развитыми литературными языками, я на них имеется старая письменность. Мордовский, марийский, удмуртский, коми, хантыйский и мансийский как литературные языки сформировались лишь в 20-30 гг. 20 века.

Во 2-й половине 14 в. на коми языке была создана древнепермская письменность, пришедшая в упадок в 18 в. Древнепермская письменность – письменность, созданная в 14 в. миссионером Стефаном Пермским на основе одного из древних диалектов языка коми. Составлена была специальная азбука по образцу греческой и славяно-русской, сделаны переводы некоторых богослужебных книг. Ныне вышла из употребления. В настоящее время от неё сохранились небольшие памятники в виде надписей на иконах и в рукописных книгах, списков азбук и т. п. Ценным источником для изучения древнепермской письменности является список литургии (т. н. Евгениево-Лепёхинские тексты), переписанный в 17 в. русским алфавитом с древнепермского, представляющий собой связный текст размером около 600 слов. Эта письменность в 14-17 вв. пользовалась известной популярностью и среди русских московских писцов, которые употребляли её в качестве тайнописи.

Древнепермская письменность

Самыми древними памятниками письменности являются венгерские (13 в.), коми (14 в.),

финские (15-16 вв.).

Общими для современных финно-угорских языков являются унаследованные от финно-угорского языка-основы некоторые аффиксы спряжения, склонения и словообразования, а также несколько сот общих корней. В финно-угорской лексике по отдельным языкам наблюдаются закономерные звуковые соответствия. Однако современные финно-угорские языки, вследствие продолжительного обособленного развития, далеко разошлись друг от

друга как по своему грамматическому строю, так и по составу лексики; по звуковым особенностям они также сильно различаются. Из общих грамматических особенностей можно отметить следующие: агглютинативный грамматический строй, употребление послелогов (вместо предлогов индоевропейских языков), отсутствие префиксов (исключение составляет венгерский язык), неизменяемость прилагательных в положении перед определяемым словом (исключение составляют прибалтийско-финские языки). В большинстве финно-угорских языках наблюдается гармония гласных. На словарный состав отдельных языков оказывали влияние различные языки соседних народов, в результате чего состав иноязычных заимствований неодинаков в разных языках; так, например, в венгерском языке много тюркских и славянских слов, а в финском языке много балтийских, германских, шведских и древних русских заимствований.

Современные финны (суомалайсет) говорят на финском языке, относящемся к западной, прибалтийско-финской группе финно-угорских языков. В антропологическом отношении они принадлежат к балтийскому типу европеоидной расы.

Архипова Н. П. и Ястребов Е. В. в книге «Как были открыты Уральские горы», Челябинск, 2-е изд., Южно-Уральское книжное издательство, 1982, с. 146-149, рассказывают о путешествии венгерского лингвиста и географа Антала Регули на Северный Урал в 40-е гг. 19 века: «Еще в студенческие годы Регули задумывался о происхождении венгерского языка и венгерского народа. Почему в его стране говорят на языке, столь непохожем на языки соседних стран? Где истоки венгерского языка, откуда пришли в Юго-Восточную Европу предки современных венгров? Регули слышал, что венгры родом якобы с Урала. Однако это надо было доказать. Посетив Северную Финляндию, он был поражен родством между финским и саамским (лапландским) языками, с одной стороны, и венгерским – с другой. Чтобы продолжить изучение финно-угорских языков и этнических связей, Регули решил отправиться в Россию. Венгерская академия наук выделила ему 200 форинтов (что было равно 200 золотых рублей) для проведения научных исследований. В 1841 г. он прибыл в Петербург, где быстро овладевает русским языком, продолжает совершенствовать свои знания языков северных народов.

Регули понял: чтобы выяснить положение венгерского языка в системе языков финно-угорской группы, его происхождение, следует проникнуть в центральные и восточные районы Европейской России, на Урал и в Зауралье. Там жил загадочный народ манси (вогулы), тогда мало известный в Европе. 9 октября 1843 года путешественник выехал на Урал через Москву. 27 октября он прибыл в Казань. По пути Регули собирает материал о языке и быте марийцев (черемисов), удмуртов (вотяков) и чувашей. 14 ноября 1843 г. Регули прибывает в Пермь, откуда начались его странствия по неизведанным землям. Выехав из Соликамска 20 ноября 1843 г., Регули перевалил водораздел Уральских гор, достиг верховьев реки Туры, откуда и направился вдоль восточного склона хребта на север к верховьям реки Лозьвы. Прожив около трех месяцев среди манси, он выезжает в Верхотурье, затем в Ирбит и далее на реки Тавду и Тобол. Весной 1844 г. по водному пути, местами верхом или пешком рядом с навьюченной лошадью Регули направляется вверх по реке Конде, затем вверх по реке Пелыму. Следуя вдоль восточного склона Урала по реке Северной Сосьве, он достигает верховьев реки Ляпина и его притока Хулги на Приполярном Урале. По ходу своего маршрута Регули собирает ценнейший материал об укладе жизни, быта и языке манси и хантов. Записанные им сказки и песни раскрывают духовный мир этих своеобразных северных народов. Странствуя по малонаселенной местности, почти неизвестной географам, Регули составляет схематические карты с указанием наименований гор, рек и населенных мест. 29 сентября 1844 года, достигнув Северного полярного круга, Регули прибыл в Обдорск (ныне Салехард) – тогда небольшой поселок, состоявший всего лишь из 40 домов. К тому времени Обь уже замерзла, и Регули на оленях по тундре направляется к северной оконечности Уральских гор, достигнув 21 октября 1844 г. побережья Карского моря и пролива Югорский Шар. Это была самая северная точка (69°45» с. ш.) его путешествия. В ноябре он прибывает в бассейн реки Усы, в область, населенную коми (зырянами), продолжает здесь свои исследования. Оттуда, перевалив через Уральские горы, Регули выходит к гор. Березово, но не задерживается здесь, а по Северной Сосьве направляется вверх до устья Кемпажа. Следуя далее по Северной Сосьве, он достигает истоков этой реки (у 62° с. ш.), населенных манси, и лишь после этого вновь выходит к гор. Березово. Здесь Регули зимует, приводя в порядок свои дневники. Поездка Регули по Уралу и Зауралью проходила в очень трудных условиях: не хватало снаряжения, не было нужных приборов. Венгерский ученый передвигался на лодке по бурным рекам, верхом на лошади по горным кручам, в нартах, запряженных оленями или собаками, а часто пешком. Обычно его сопровождали проводники – манси, ханты или ненцы. Пытливому исследователю всегда были близки чувства и мысли простых людей, он выделял и высоко ценил благородные черты их поведения и нравов. Вопреки господствовавшим в то время представлениям о «дикарях», Регули утверждал: «В жизни малокультурных народов имеются такие черты, которые заслуживают всеобщего признания. В их общественном бытии наблюдаются такие явления, которые указывают на сострадание и отсутствие недоброжелательности». Из Березово Регули посылает информацию о своих иссле-дованиях^Венгерской академии наук и в Петербург. В письме к К. М. Бэру он сообщает, что установил несомненную связь между языком манси и венгерским языком. В составленном Регули мансийско-венгерском словаре имелось 2600 мансийских слов».

Маршруты А. Регули (составила Н. П. Архипова): 1 – первая часть; 2 – вторая часть; северные границы: 3 – земледелия; 4 – леса, установленные Регули

Привезенный с Урала ценнейший материал Регули обрабатывал в течение всей последующей жизни. Он же подготовил основной труд «Вогульская страна и ее обитатели», опубликованный в 1864 г. на венгерском языке в Будапеште уже после смерти автора. Регули придавал большое значение исследованию названии местности, по-современному топонимика, что позволяет судить о расселении народов в прошлом. Свои представления о происхождении и истории такого расселения он строил также на основе сравнительного анализа языков, с учетом этнографических данных. Регули установил генетическую связь финно-угорских языков, к которым относятся языки венгров, финнов, манси, хантов, коми и марийцев. Его особенно поразили черты сходства между мансийским и венгерским языками. Он пришел к выводу, что венгры произошли от предков, давным-давно живших на Северном Урале и в Зауралье, на территории, теперь населенной манси. Эти утверждения Регули в основе своей принимаются современными лингвистами. По их представлениям, прародина угров находилась на лесистой территории в бассейне Камы и несколько южнее. В первой половине первого тысячелетия до нашей эры из угорской общности выделились племена, ставшие впоследствии предками венгров. Остальные угры еще долго оставались на этой территории, а в XII – XV веках часть племен переселилась за Урал. В целом, путешествие Регули по Уралу и Приуралью продолжалось около полутора лет (прибытие в Соликамск – ноябрь 1843 г., отъезд из Березово – март 1845 г.). Протяженность его пути составила 5,5 тыс. км. Ранее ни один ученый не проводил здесь столь длительных и обстоятельных исследований, не исходил столь обширную территорию. Путешествие Регули по малоизведанной территории пробудило интерес к изучению природы и населения Северного Урала и способствовало развитию исследованию финно-угорских народов.

Улла-Майя Кулонен, профессор

Финно-угорская кафедра Хельсинского университета

Финский язык входит в группу прибалтийско-финских языков, относящихся к финно-угорской, или уральской семье языков. Финский – самый распространенный язык этой группы. За ним идет эстонский. Прибалтийско-финская группа относится к самым западным ветвям финно-угорской языковой семьи; дальше на запад простираются лишь саамские языки в средней и северной Норвегии. На востоке финно-угорская семья языков доходит до Енисея и Таймырского полуострова, на юге ее представляют венгры.

Современные финно-угорские языки и территории их распространения

На языках, входящих в финно-угорскую семью, говорят в общей сложности около 23 миллионов человек. Но многие из этих языков, за исключением финского, эстонского и венгерского, являются языками национальных меньшинств Российской Федерации и находятся на грани исчезновения. Территорией России ограничены также карельский, вепсский, людиковский языки, остатки ижорских диалектов и водского языка (все они относятся к прибалтийско-финской группе). Хотя карелы имеют свою республику, входящую в Российскую Федерацию, они составляют лишь 10 процентов населения Карелии, к тому же значительная часть карелов живет за пределами республики, в Тверской области. Создание единой карельской письменности до сих пор значительно осложнялось разделением языка на несколько диалектов, сильно отличающихся друг от друга. При создании литературного языка с этой же проблемой сталкиваются многие уральские языки.

Итак, в прибалтийско-финскую языковую группу входят семь языков, но наиболее распространенными и потому наиболее жизнеспособными являются лишь финский и эстонский. Эти языки – близкие родственники, и достаточно небольшой тренировки, чтобы, например, финн и эстонец научились в какой-то степени понимать друг друга, хотя финну эстонский язык сначала кажется просто непостижимым. Эти два языка не так близки друг другу, как, например, скандинавские. Но все же эта группа состоит из преемников более или менее близких друг другу языков.

Группа саамских языков составляет единое географическое и языковое целое. В прибрежной зоне (шириной 100-200 км) их территория их распространения простирается от побережья Северного моря в средней Норвегии до востока Кольского полуострова. Следовательно, саамы живут в четырех государствах: Норвегии, Швеции, Финляндии, России. Всего насчитывается десять саамских языков. Наибольшее число носителей имеет северосаамский, распространенный на территориях всех трех Скандинавских стран. Между саамскими языками проходит, в сущности, лишь одна четкая граница, разделяющая саамские языки на западные и восточные. За исключением этой линии разделения, языки смежных территорий близки друг другу и позволяют соседям понимать друг друга.

Точного числа саамов невозможно указать, так как в разных странах определения саамов отличаются друг от друга. Оценки колеблются от 50.000 до 80.000 человек. Больше всего их живет в Норвегии, меньше всего – в России (около 4.000 человек, среди которых носителей саамского языка всего около 1.500). Многие малые саамские языки находятся на грани вымирания (уме и пите в Швеции, бабинский в России).

В средней России можно выделить три основные группы финно-угорских языков: марийский, мордовские и группа пермских языков. Марийский делится на три основных диалекта, которые можно также считать отдельными языками. Для них не удалось создать единой письменности. Мордовских языков два: эрзя и мокша, носителей которых в общей сложности около миллиона. Таким образом, после финнов и венгров мордва составляет третью по величине языковую группу: почти такую же, как эстонская. Эрзя и мокша имеют свою письменность. Пермских языков три: коми-зырянский, коми-пермяцкий и удмуртский.

Мордва, мари, коми и удмурты имеют свои республики, но живут они в них как национальные меньшинства. Две трети жителей Мордовской республики – представители других национальностей, прежде всего, – русские и татары. Основная часть мордвы живет на огромной территории к востоку от своей республики, вплоть до Урала. Марийцев насчитывается всего около 670.000 человек, половина из которых живет в республике Марий-Эл. Самая большая отдельная группа марийцев вне республики (106.000 человек) живет на востоке, в Башкирии. Только 500.000 человек из полутора миллиона жителей Удмуртии являются этническими удмуртами. Еще четверть представителей этой народности живет за пределами республики, прежде всего, в соседних Кировской и Пермской областях, а также в Татарской и Башкирской республиках.

На основе как языковых, так и культурных особенностей коми можно разделить на две группы: коми-зырян и коми-пермяков, каждая из которых имеет свою территорию: коми-зыряне – Республику Коми, превышающую территорию Финляндии примерно на треть, а коми-пермяки – национальный округ на южной окраине Республики

Коми. Общая численность коми – примерно полмиллиона человек, среди которых 150.000 коми-пермяков. На родном языке говорит около 70 % обеих групп населения.

Если в языковом отношении группа угорских языков едина, то в географическом – весьма разрозненна. Языковую связь венгерского с обско-угорскими языками, носители которых живут в Сибири, часто считали (и продолжают считать) сомнительной, но на основе фактов, относящихся чисто к истории языка, можно выявить бесспорное родство этих языков. В угорскую группу входят, помимо венгерского, обско-угорские языки – хантский и мансийский, носители которых живут на обширной территории в западной Сибири вдоль реки Обь и ее притоков. Хантов и манси в общей сложности насчитывается менее 30.000, из них менее половины говорят на родном языке. Географическая отдаленность этих языков друг от друга объясняется тем, что венгры при переселении народов пошли на юг и оказались далеко от своих древних мест обитания, расположенных в Приуралье. Обские угры, в свою очередь, очевидно, относительно поздно расселялись по обширным таежным территориям севера, а самые северные ханты дошли вплоть до тундры, где освоили оленеводство, переняв его у самодийцев, издавна проживавших там. Ханты и манси имеют свой национальный округ, среди жителей которого доля этих исконных народов – всего несколько процентов.

В настоящее время в самодийскую группу входят четыре северных и один южный язык. Раньше южных самодийских языков было больше, но уже к началу прошлого столетия они большей частью слились с тюркскими языками Сибири. В настоящее время южные самодийцы представлены лишь 1.500 селькупами, проживающими на Енисее к востоку от хантов. Самую большую группу северных самодийцев составляют ненцы, которых около 30.000.

Общие структурные черты и общая лексика

Итак, корни финского языка уходят в т. н. финно-угорский праязык, из которого исторически вышли все вышеупомянутые языки. В пользу общего праязыка говорят, прежде всего, структурные особенности указанных языков, а также их общая основная лексика.

В структурных чертах финно-угорских языков иностранец легко узнает особенности финского языка: прежде всего, при склонении слов к ним добавляются окончания, имеющие грамматические функции, при этом предлоги не используются, как, например, в английском и других германских языках. Приведем пример: аутосса (ауто-сса) – ”в машине”, аутолла (ауто-лла) – ”на машине”. Обилие падежных окончаний в финском языке часто рассматривают как специфическую особенность, объединяющую финский и венгерский; в венгерском падежных окончаний примерно двадцать, в финском – 15. К особенностям видоизменения слов относятся личные окончания глаголов при спряжении, например, танссин (тансси-н) – ”танцую”, танссит (тансси-т) – ”танцуешь”, хян танссии (тансси-и) – ”он/она танцует”, а также притяжательные суффиксы, происходящие из тех же основных элементов, например аутони (ауто-ни) – ”моя машина”, аутоси (ауто-си) – ”твоя машина”, и, к тому же, соединяющиеся с падежными окончаниями: аутоллани – ”на моей машине”, аутоссаси – ”в твоей машине”. Эти черты – общие для всех финно-угорских языков.

Общая лексика состоит, в первую очередь, из основных понятий, связанных с человеком (включая названия общины, родственников), телом человека, основными функциями, окружающей природой. К основным понятиям относятся также корневые грамматические слова, такие как местоимения, предлоги и послелоги, выражающие направление и местонахождение, а также малые числительные. Слова, связанные с культурой и промыслами, отражают понятия охоты, рыболовства и сбора даров природы (например, йоуси – ”лук”, нуоли – ”стрела”, янне – ”тетива”; пато – ”плотина”, эймя – ”игла”. Особенности духовной культуры воплотились в слове нойта, подразумевающем шамана, хотя в современном финском языке оно обозначает ”ведьму”.

Индоевропейские контакты: общие прошлое и настоящее

Корневых слов, восходящих к финно-угорскому праязыку, в современном финском языке всего около трехсот, но если учесть их производные, то количество древнего словарного состава увеличится во много раз. Множество слов основной лексики пришло в финский из индоевропейских языковых систем, что показывает, что финский язык и его предшественники были на всех стадиях развития в контакте с индоевропейскими языками. Часть заимствованной лексики – общая для нескольких финно-угорских языков, а древнейшие установленные случаи заимствования можно отнести к периоду финно-угорского и индоевропейского праязыков. Количество таких слов невелико, и достоверных случаев всего несколько: может быть, самым бесспорным является слово ними – ”имя”. К этому пласту заимствованной лексики относят также слова веси – ”вода”, мюудя – ”продать”, найнен – ”женщина”. Итак, древнейшие заимствованные слова относятся к периоду до распада индоевропейского праязыка - вероятно, в первой половине четвертого тысячелетия до нашей эры.