Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Фильм «Гостья из будущего»: где сейчас Алиса Селезнева, Коля Герасимов и другие…. За кадром. Как снимали фильм "Гостья из будущего"

Москвовед Т-атьяна Воронцова провела нас по столичным местам охоты за фантастическим устройством для чтения мыслей — миелофоном.

«Алиса, миелофон!»

— Весной 1985 года, после выхода на экраны картины «Гостья из будущего», тысячи московских подростков бросились искать сарай с машиной времени. Это здание стояло в окрестностях Самотёчной улицы во 2-м Волконском пер., 8а (1) . Дом снесли вскоре после съёмок, сегодня на его месте — административно--деловой центр ЦАО рядом с недавно по-строенной станцией метро «-Достоевская».

В фильме ученик 6-го «В» Коля Герасимов (Алёша Фомкин ) на машине времени абсолютно случайно попадает в Московский институт времени 2084 года, где знакомится с биороботом Вертером (Евгений Герасимов ). Съёмки идут в окрестностях Главного ботанического сада РАН им. Цицина — крупнейшего б-отанического сада Европы (Ботаническая ул., д. 4) (2) . Стеклянные киношные конструкции с огромными антеннами на крышах стоят как раз у его главного входа — что можно опознать по буйной растительности.

Этот же сад мы видим и во второй серии в зоопарке будущего -КосмоЗоо — здесь Алиса Селезнёва (Наталья Гусева ) пробует прочесть мысли крокодила, а по дорожкам с говорящим козлом прохаживается сотрудник Электрон Иванович (Игорь Ясулович ). Эти сцены, как и похищение миелофона, снимали в Ботаническом саду. В фильме есть момент: Коля, взяв в руки миелофон, убегает от космических пиратов Весельчака У (-Вячеслав Невинный ) и Крыса (Михаил Кононов ). В кадр несколько раз попадают информационные таблички, рассказывающие о деревьях в Главном ботаническом саду: секвойя такая-то, ель такая-то...

Алиса Селезнёва и Электрон Иванович. Кадр из фильма

Коля отправляется на космо-дром — там будет встреча Первой звёздной экспедиции. Сцены сняты у метро «ВДНХ» (3) . В кадре появляются памятник покорителям космоса и Аллея Космонавтов, близ которой стоит декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы.

Декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы. Кадр из фильма

В 2084 году люди перемещаются по столице на флипах — кругленьких летательных аппаратах. Кнопки — пункты назначения, куда можно добраться по воздуху, таковы: «Зарядье», «Царицыно», «Бирюлёво», «Химки», «Луна-парк» и «КосмоЗоо».

Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своём месте. В реальности же её снесли в 2006 году. Кадр из фильма

Коля пролетает над Моск-вой будущего, и мы видим район Останкино — большой корпус гостиницы «Космос» из стекла и камня. Потом герой летит к Большому театру.

Далее появляются прекрасные панорамы Зарядья, Кремля. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своём месте. В реальности же её снесли в 2006 году. Над Кремлём алеет красный флаг, исчезнувший оттуда в 1991 году. Останавливается Коля в Космопорте — в роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад» (4) . Художники-монтажёры пририсовали к нему два купола. Съёмка идёт издалека, поэтому не видны ни буква «М» (метро), ни скамеечки, стоящие вокруг.

В роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажёры пририсовали к нему два купола. Кадр из фильма

Старый Арбат — проезжий

После того как действие картины перемещается обратно в апрель 1984 года, нам достаточно подробно показывают объекты вблизи «Кропоткин-ской» (5) . Видны площадь перед метро и памятник Энгельсу. Коля забегает в магазин «Молоко» на Осто-женке, сейчас там тоже продуктовый магазин.

Коля забегает в магазин «Молоко» на Осто-женке, сейчас там тоже продуктовый магазин. Кадр из фильма

Когда девочка из будущего Алиса Селезнёва попадает в Моск-ву 1980-х, в кадре появляются Пречистенка, красивая усадьба Хрущёвых-Селезнёвых, в которой разместился Государ-ственный музей А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, д. 12/2) (6) . Неподалёку от этого особняка Алиса попадает под троллейбус и в результате ДТП оказывается в больнице.

Пречистенка. Кадр из фильма

Когда однокласс-ник Коли Фима Королёв (Илья Наумов ) встретил сбежавших из больницы Алису Селезнёву и Юлю Грибкову (Марианна Ионесян ), он срочно звонит другу Герасимову из таксофона на перекрёстке Старого Арбата и Серебряного переулка (7) . Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени. В кадре видим магазин «Продукты» на Арбате, там сейчас кафе. В фильме Арбат — улица, по которой едут машины и есть пешеходные переходы. А сегодня уже трудно себе представить, что по Старому Арбату ходили троллейбусы. Если копнуть ещё глубже, то в 1920-1930-е годы там в обе стороны ездили трамваи. Практически сразу после съёмок «Гостьи из будущего» начнётся реконструкция, превратившая в 1987 году Старый Арбат в пешеходный.

Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени. Кадр из фильма

Убегая по городу от космических пиратов, девочки по воле к-иношников совершают невероятно протяжённые забеги — по 3-5 км, если судить по точкам Москвы. Нам показывают проспект Калинина (ныне Новый Арбат) (8) . В кадре на этой магистрали много зелени, виднеются магазин «Моск-вичка», кафе «Валдай».


Когда «Гостья из будущего» Алиса Селезнёва (Наталья Гусева) убегает по Москве от космических пиратов Весельчака У (Вячеслав Невинный) и Крыса (Михаил Кононов), в кадре во всей красе предстаёт проспект Калинина (ныне Новый Арбат) с магазинами и кафе.

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Когда пираты Весельчак У и Крыс разговаривают с однокласс-ницей Коли отличницей М-илой Руткевич (Екатерина Авербах ), действие происходит на Гоголевском бульваре (10) . Они находятся на пешеходной зоне бульвара.

Действие происходит на Гоголевском бульваре. Кадр из фильма

А на углу Сивцева Вражка мы видим интересное здание — двухэтажный кубик из стекла и металла. Таких «кубиков» в Москве было много, в них располагались предприятия службы быта. В фильме же снята одна из самых знаменитых близ Арбата парикмахерских. Сегодня там здание Сбербанка. Многие д-умают, это особнячок XIX века. На самом деле он построен в 2000-е.

Школа, где учатся герои — дети из 6-го «В», до сих пор существует во Вспольном пер., д. 6 (11) . В то время это была английская спецшкола № 20.

Школа, где учатся герои — дети из 6-го «В», до сих пор существует во Вспольном пер., д. 6. Кадр из фильма

Фильм «Гостья из будущего» настолько полюбился зрителям, что на Речном вокзале несколько лет назад установили памятник героям картины, а в парке Дружбы у станции метро «Речной вокзал» даже есть аллея Алисы Селёзневой.

Посвящается Большой Панде!
С Днем Рождения! Панда!!!

Если Вы скажете, что Вы мужчина (мальчик), то я не поверю таким Вашим словам:
"Ничего в этой Алисе нет особенного. Девчонка как девчонка".
Если Вы скажете, что Вы женщина (девочка), то я не поверю таким Вашим словам:
"Не фильм, а сопли. Я совсем не переживала Коле Герасимову".

В том-то и дело, что во времена СССР детский киносериал "Гостья из будущего" был супер-мега-популярным. Факт: на этой ленте выросло целое поколение. Сегодня они - взрослые, эти вчерашние мальчишки и девчонки, которые, затаив дыхание внимали происходящему на голубых телеэкранах телевизоров "Темп", "Славутич", "Рекорд" и иже с ними.

Выросла и Наташа Мурашкевич (Гусева) - Гостья из Будущего. Так что с того?

"Гостью из будущего" крайне сложно смотреть человеку без воображения. Ещё сложнее понять, чем же так притягателен фильм.

Фильм, извините за банальность, - бессмертен. По крайней мере для этого самого поколения. И, выросшим на этом фильме, будет небезынтересно узнать где снимался тот или иной эпизод киноленты. Я не прав?:)

Этому-то и посвящен данный пост. Раскрытию "тайн" относительно мест съемок.

Раскрывать места съемок я буду не по порядку, обусловленному телесериалом, (это первое, это - второе, это третье.. ), а так как нам, прогульщикам, интересно и весело будет идти по разработанному маршруту.

А начнем мы с дома, в подвале которого находилась Машина Времени!

Вернее, - с того места, где он еще недавно стоял. Сейчас /на текущую дату/ на этом месте котлован. Строится очередной многофункциональный скромный домик с парковкой. Но еще недавно он тут был, тот самый - ДОМ.

Отчего-то многие поклонники к/ф "Гостья из будущего" считали месторасположением "дома с Машиной Времени", ветхое здание на снос - на углу 2-го Обыденского и Курсового переулков (об этом мы еще поговорим )

Не сомневайтесь! На фотоснимке тот же самый - дом в Волконском переулке

Однако сама же исполнительница роли Алисы Селезневой в одном из своих интервью обмолвилась, что.. Впрочем, - ей слово:

"- О чем тебя спрашивают чаще всего?
- Где находится дом, в подвале которого стояла "Машина времени".
- А действительно, где?
- В центре Москвы, в одном из старых переулков, недалеко от Самотечной площади. Только "Машины времени" там нет... ".

Итак, на самом деле /и это - ПРАВДА!/ - настоящий адрес дома был (есть):
г. Москва, 2-й Волконский переулок, 8.

«Самотечная улица, как дорога из Троицкой черной слободы, лежавшей по обе стороны Самотецкого пруда у современной Самотечной площади, существовала уже в XVIII веке, но не была застроена.
В XVIII веке на ней появились огромные владения князя Волконского (на месте нынешних Волконских переулков), сенатора Нелидова, княгини Долгоруковой, князя Голицына и других. Но на Самотечную улицу выходили, главным образом, сады и огороды…
В пожар 1812 года все деревянные здания на Самотеке погорели… На месте сгоревших домов построено было еще большее число новых, но попрежнему преимущественно деревянных в 1-2 этажа».

П.В.Сытин «Из истории московских улиц» (изд. «Московский рабочий», 1952 г.)

Волконские 1-й и 2-й переулки (название – вторая половина XVIII века), 2-й переулок – бывший Гужевский пер.
«Укоренившееся старомосковское название по фамилии кн. Волконского, имевшего здесь в 60-х годах XVIII века домовладения. 2-й переулок в прошлом назывался по фамилии купца Гужевского, проживавшего здесь в начале 19 века. Расположены между Самотечной и Делегатской улицами».

«Имена московских улиц» (изд. «Московский рабочий», 1975 г.)

«..дом № 8 по 2-му Волконскому переулку был построен архитектором А.Сергеевым в 1900 году».
«Хроника уничтожения старой Москвы. 1990-2006».

Снимали в этом райне достаточно много:

Телесериал начинается с интриги: со слежки 2-х школьников за взрослой рослой женщиной (манекенщица и актриса Елена Метелкина). Вернее так, - сначала следил только Фима Королев, а затем к товарищу присоединился мальчик, с кем Фима сидел в московской школе № 20 за одной одной партой - т.е. его одноклассник, Коля Герасимов.

Коля Герасимов по оригинальному сценарию писателя-фантаста "100 лет тому вперед" Кира Булычева:
".. спортсмен, закаляется, зимой в спальном мешке на балконе спал, потом три недели с бронхитом лежал. С Катей Михайловой дружит на почве волейбола..".

По сценарию и по повести "100 лет тому вперед" (далее - Повесть) - московская школа, в которой учились Фима Королев и Коля Герасимов носит номер - № 26. Сегодня школу с этим номером можно найти по адресу: Университетский проспект, 3.

А школа, которая засветилась в киноленте и впрямь когда-то была английской спецшколой - № 20, а сегодня - школа № 1239, находится по адресу..
Впрочем, - об адресе этой школы скажу чуть позже:)
Класс, правда, снимали по одной версии - не в этой школе, а в одном из учебных заведений района Бабушкино-Отрадное: вернее всего школа № 289, а может и - № 288..
По другой версии - сцены снимались в павильонах киностудии:)

Интересно, что по Повести - фамилия кефирного мальчика Коли, - Наумов, а в жизни такую фамилию носит исполнитель главной роли мальчика Фимы Королева - Илья Наумов..

Странно: откуда же тогда взялся вполне очевидный демонстрируемый зрителю тополиный пух? Не иначе, как Коля Герасимов постарался в будущем...:)))

Кстати, поломал я в свое время голову с этой горкой. По крутизне она не уступает горке, образованной 2-м Обыденским переулком:) Да-да, там где будто-бы находился - Он.
Помню как я стремился попасть в подвал этого Дома!.. В детстве:)

Вот Лукреция-Полина спускается с горки..

Вот Лукреция-Полина заходит в арку дома № 3 по 2-му Волконскому переулку..
Это прямо напротив снесенного дома!

Вот мальчики, следя за незнакомкой выглядывют из-за деревьев..

Вот они ее ведут до подъезда полу-разрушенного дома, который явно скоро снесут. Наверное, здесь кроется какая-то тайна. Дом предназначен на снос, жить там не представляется возможным.

И друзья идут вслед за незнакомкой в пустой подъезд.

Загадочной тётки там нет. Куда же она подевалась? Коля, под предлогом покупки кефира, старается улизнуть от своего падкого на приключения друга. Он выходит на лестничный пролёт захудалого дома. И тут...

Забытый кем-то мячик от легкого прикосновения ноги катится вниз по ступенькам, словно приглашая за собой, как волшебный клубок из детской сказки.

Оказавшаяся в подвале Машина Времени отправляет Колю в следующее тысячелетие - в 13 апреля 2084 года, откуда и являлась загадочная незнакомка - Полина, научный сотрудник Института времени и специалист по XX-му веку.

Нет, вы только подумайте:

Дата переброски на сто лет вперёд - 13 апреля 1984 года.
От нашего времени и до времени Алисы остаётся каких-то 78 лет!:)

В Институте времени Коля пробует заключить сделку с местным сторожем и уборщиком биороботом Вертером (позднее - актер и депутат МосГорДумы): последний отпускает Колю посмотреть будущее время, а по возвращении Коля должен будет выслушать оригинальные стихи робота-романтика Вертера.

"Ну, что ж, шалун, будь по твоему!" - говорит Вертер и даёт себя заморочить. Он советует Коле посмотреть возвращение 3-ей Звездной экспедиции, где должна быть и Полина.

У Института времени Вертер молвит Коле:

Там, сядешь на автобус и доедешь до Проспекта Мира, а оттуда флипнёшь на Космодром.

/ по сценарию - "..направо, до Пушкинской, там на автобусе 3 до проспекта Мира, там пересядешь.." /.

Некоторые считают, что эта фраза и дальнейшие сцены являются самым страшным ляпом, - или, как говорят акунисты - плюшкой за весь фильм.

То есть в 1984 году деду Павлу было 32 года, а родился он, значит, - в 1952 году.

После разговора с дедом Павлом Коля таки попадает на Проспект Мира, где в это время буйствует карнавал, и поэтому наряду Коли (школьная форма) окружающие не удивляются. И верно, - было бы чему!

Здесь Коля Герасимов садится во флип и летит через всю Москву в Космопорт, на встречу 3-ей Звездной экспедиции..
Маршрут его полёта охватывает:
- верчение-кручение над самим проспектом Мира и гостиницей Космос и
- полёты
а) у Большого театра,
б) у Покровского собора,
в) над Красной площадью и самим Кремлём.

Но вернемся к нашему маршруту "Гостья из будущего"!:)))

Выходим из вестибюля станции метро "Кропоткинская". Наш путь лежит к лишь воображаемой сегодня скамейке Гоголевского бульвара: (3-й лестничный пролет на внутреннюю сторону Гоголевского бульвара, если идти от Пречистенки!)

По Повести - Коля Герасимов (Наумов), попав в Будущее и выйдя на Гоголевский бульвар, поздоровался с зданием:
"Коля поглядел по сторонам и увидел знакомый дом. Дом стоял на высоком склоне холма, его колонны белели за деревьями. Сто лет назад дом стоял на Гоголевском бульваре, в нем был Союз художников и даже висела памятная доска, что здесь жил Тургенев".

По Повести - Гоголевский "бульвар сильно изменился за прошедшие годы. Во-первых, он стал втрое, если не впятеро шире, так что, если идешь посредине, краев не видно..".

Вот Коля и Фима идут идут из школы вдоль домов №№ 10-12 по Гоголевскому бульвару, затем спускаются на бульвар..

Ну как? Я вовремя успел? А то бы они тебя заклевали, - Фима.
- Алиса еще ничего.. А вот Грибкова:((, - отвечает Коля Герасимов.

Вот Коля прячется за скамейку, а Фима его выгораживает как может..

Да-аа.. Удачно наш Коля спрятался под скамейку от Весельчака У.

Подойдем к другой воображаемой скамейке (в нескольких шагах от первой). Здесь пираты остановили поговорить одноклассницу Коли - Милу Руткевич (Катя Авербах).

Интересно, что одноклассника Коли - Колю Садовского пираты также останавливали на бульваре. Только не на этом (позже я скажу - на каком)! Чем это было вызвано?:)

За спинами действующих лиц виднется здание, которого ныне нет на Гоголевском. В советское время в них размещались Дома быта и салоны-парикмахерские. В качестве примера, - подобное строение на Большой Полянке

Ныне "стекляшку" снесли (перестроили), и на ее месте выстроено здание "под старину"..
Ну, а для нас это неважно, в принципе. Как неважно, что нет скамейки. Ее - вместе с обитателями, - и представить мысленно можно, верно?:)

Совсем рядом, возле спуска на внешнюю сторону бульварного кольца шла Алиса (по фильму ее несла на своих плечах Юля Грибкова (Марьяна Ионесян), а на самом деле - Коля Герасимов (Алеша Фомкин).

Взгляд назад, на изогнутый дом № 17 с пресловутой аркой.. (на убегающих от пиратов девочек пока не обращайте свое пристальное внимание )

После урока физкультуры на стадионе (на каком - скажу позже ), пираты в очередной раз решают взять Алису в плен. Образуется погоня за Юлей и Алисой, один из элементов которой это пересечение пиратами проезжей части внешней стороны Гоголевского бульвара по крышам проезжающих автомашин. Вспоминаете?:)

Девочки делают ноги, "мальчики" силятся настичь первых..

И вот мы пришли к "месту отсчета" (это я его так называю). Это удобное место для наблюдений.
Знаменитый фильм начинается с пеших телодвижений женщины достаточно высокого роста и необычно одетой:

Вот она переходит Волхонку /от местонахождения вновь отстроенного Храма Христа Спасителя; у площади Пречистенских ворот/

Далее она поднимается к вестибюлю метро "Кропоткинская",.. - вообще-то странные перемещения, не находите?:-) Один из элементов ее перемещений снимали и вовсе очень далеко от площади Пречистенских ворот (о нем - чуть позже)

А Фимка Королёв стоял на одной точке и - наблюдал за странной тетенькой...

Суть 2-ой серии фильма сводится к хищению пиратами расчудесного миелофона, который у них, в свою очередь, при поддержке доброго старика Электрона Ивановича и козла Наполеона изымает славный мальчуган Николас.

И снова погоня. Но теперь погоняют Колю Герасимова; Коля бежит в век XX-ый, его преследуют пираты Весельчак У и Крыс, а по следам бандитов несётся во всю прыть непутёвая, но жутко настырная девочка из будущего - Алиса Селезнева.

Пираты загоняют Колю в магазин "Молоко"

На улице Остоженка находился магазин "Молоко", где Коля спрятался от пиратов. Это место на углу 1-го Обыденского переулка и ул. Остоженка.

И здесь самое время отвлечься на ложную версию: версию нахождения Дома с МВ.

Дом в подвале которого находилась Машина Времени по одной версии находился в районе ул. Остоженка, в квадрате между Курсовым переулком, 1-ым, 2-ым и 3-ым Обыденским переулками; рядом с тем местом, где раньше был бассейн "Москва", а после вновь воздвигнут Храм Христа Спасителя.

15 лет назад там будто бы стоял деревянный дом, "где в подвале была спрятана Машина времени". "Дом с машиной" снесли приблизительно в 1989 году. Стоявший неподалёку от этих мест 2-этажный дом /в 12 или 13 окон/ зелёного цвета, по словам местных жителей, был один в один "похож на тот". Но и его постигла печальная участь "реконструируемых объектов".

На месте предполагаемого "дома с машиной времени" ещё несколько лет назад кипела стройка. За строительством, говорят, было удобно наблюдать с Курсового переулка. На заднем плане той стройки были видны деревья - за одним из которых, будто бы, Коля Герасимов и Фима Королев прятались от Полины, когда следили за ней.

Но мы-то с Вами уже знаем что к чему, верно?;))

Пираты бегут мимо ограды дома № 12 по Пречистенке

Алиса семенит по противоположной стороне Пречистенки

Возле Дома учёных, что на Пречистинке, 14 девочку едва не переезжает троллейбус. Визг тормозов! Ах!..

По Повести - "Алиса перебегала улицу и натолкнулась на троллейбус".

1. Первая погоня.
Пираты поджидают Алису и Юлю и параллельно затариваются антиквариатом на проспекте Калинина.

Тогда на теперешнем Новом Арбате существовало что-то вроде сквера и стояли лавочки. На заднем плане мы можем видеть магазин "Москвичка" (женская одежда)

Девочки появляются в поле зрения, но замечают пиратов и тут же пытаются скрыться в арбатских переулках. А нам показывают Новый Арбат достаточно полно

Кстати, когда Весельчак нес свой самовар от магазина, за витриной второго этажа можно заметить любопытствующую публику

А вот в следующем моменте школьницы (а потом и пираты) выскакивают уже у м. Кропоткинская

Правда пират, гонимый огромной собакой, моментально вылетел из подъезда, пробежал до дома №38 и стал карабкаться вверх по стене

на правом кадре виден тот самый подъезд, правда за прошедшие годы он обзавелся навесом и колоннами.

Итак, школьники в будущем будут не только замечательно прыгать в длину и высоту (в чем мы еще убедимся), но и станут чрезвычайно выносливыми. Шутка ли: девочки-школьницы бегают более трех километров (и это, если считать по прямой) в очень высоком темпе. Впрочем, школьница Юля из 1980-х не отстает:)

Вот точки на карте, для наглядности

2. Коля с Фимой тоже гуляют по Москве.
Вот они идут по внутренней стороне Гоголевского бульвара

В кадре "засветился" дом с колоннами - Гоголевский бульвар д. 10 стр.1 - городская усадьба М.М. Нарышкина (дом Цурикова), сейчас один из адресов Московского музея современного искусства.

Мальчики спускаются на бульвар и здесь встречают Веселчака

3. Вторая погоня.
Опять - таки по тому же маршруту
Погоня начинается с проспекта Калинина и любопытных наблюдателей

Ныряют в переулки

Выбегают на Кропоткинскую

Пираты уже не успевают за девочками - стайерами. Приходится перебегать Гоголевский бульвар по крышам такси (в районе д.3)

По проторенному пути в район Спиридоновки

угол с Вспольным пер.

Спиридоновка 25/20

здесь же Алиса прыгает через забор

Итак, карта второй погони

И как минимум 4 км бегом:)

Рабочий момент съемок

4. Гланое маскировка! Мало того, что девочки явно срывают свое место проживания. Вон забегали якобы домой, в подъезд на Спиридоновке. Из Юлиной квартиры открывается чудесный вид на Плотников пер. д. 4/5, а в этом кадре замаскированные "Юля" с Алисой выходят из подъезда д.28 в Гагаринском переулке и в таком виде шествуют на Гоголевский бульвар.

Достаточно известный факт, но упомянуть об этом стоит. Ноги у этой странной фигуры совсем не Юлины. Конечно, она бы столько не протаскала бы Алису на себе. Режиссер, недолго думая, выловил из автобуса бедного спящего Алешу Фомкина, который играл Колю Герасимова: "Давай мы на тебя наденем форму, тапочки, и вперед!" Вот такие "комбинированные" съемки.

5. Встреча пиратов с учениками 6 "В"
Милу Рудкевич пираты повстречали на Гоголевском бульваре. В кадре виднеется здание с стеклянным фасадом, которого ныне нет на Гоголевском. В советское время в таких размещались Дома быта и салоны-парикмахерские. Ныне на месте “стекляшки” "ампирный особнячок" с зелеными стеклопакетами(дом №2/19), который выстроил для себя Сбербанк

А вот Колю Садовского поджидали на другом бульваре - Никитском.

6. В общем, пираты проникают в школу.
Это действительно бывшая английская спецшкола №20, а сегодня – №1239. Вспольный пер. д.6 с.1

Крыс превращается в учительницу. И именно здесь в этот момент начинается третья погоня.
А вот еще один рабочий момент съемок.

7. Итак, погоня номер три!
Стартуем от школы в Вспольном переулке. По нему собственно и бегут Коля, за ним пираты, за ними Алиса...

Вбежав в арку дома № 5 в Вспольном переулке, вся компания выбегает уже в переулках между Арбатом и Пречистенкой и гоняет там по Б. и М. Афонасьевским переулкам.

В культовом фильме «Гостья из будущего» рассказывается о доброте, храбрости, дружбе и взаимовыручке – понятиях, которые важны в любые времена. Молодые актеры, задействованные в ленте, в один миг стали народными кумирами. Их судьба сложилась по-разному.

Алиса Селезнева (Наталья Гусева): судьба актрисы

Наталья Гусева прославилась в 11 лет. Однажды в ее школу пришел ассистент киностудии им. Горького. Он искал детей с хорошей дикцией. Наташу пригласили на пробы и после удачного прослушивания предложили озвучить персонажа в ленте «Опасные пустяки». Там ее и заметил помощник режиссера «Гостьи из будущего». Девочка получила главную роль – доброй и любознательной девочки Алисы Селезневой.

Алиса Селезнева (Наталья Гусева)

После выхода фильма на экраны Гусева проснулась известной. Актриса вспоминает, что не могла выйти на улицу. Она очень стеснялась своей популярности и постоянно ходила, низко опустив голову. Ее начали приглашать на съемки.

Первые роли Натальи Гусевой

Наталья снялась еще в трех картинах: «Воля Вселенной», «Гонка века», «Лиловый шар». Однако актерская карьера не пришлась ей по душе, и девушка решила освоить другую профессию.

Наталья Гусева сменила профессию

Она поступила в университет на факультет биотехнологии и успешно его окончила. Сейчас Наталье 46. Она руководит корпорацией, которая занимается разработкой иммунобиологических препаратов. Селезнева несколько раз была замужем, воспитывает двух дочерей.

Коля Герасимов (Алексей Фомкин): после фильма

Судьба Алексея Фомкина сложилась трагически. После съемок «Гостьи из будущего» его пригласили в «Повод», где он показал себя как не очень дисциплинированный актер. Работа над фильмом закончилась, и полгода парень не получал новых предложений. Он решил пойти в армию. Именно тогда о нем вспомнили, но Алексею пришлось отказаться от съемок.

Коля Герасимов (Алексей Фомкин)

После службы Фомкин поступил в МХАТ, но из-за систематических прогулов его отчислили. Молодой актер пошел работать на стройку, начал злоупотреблять алкоголем. Через некоторое время покинул Москву и обосновался в небольшой деревне во Владимирской области. Он женился на местной девушке по имени Елена.

Актер Алексей Фомкин

В 1996 супружескую чету пригласили в гости старые друзья. Ночью в квартире вспыхнул пожар, и Алексей Фомкин погиб, задохнувшись дымом. Больше никто не пострадал.

Актеры «Гостья из будущего» тогда и сейчас, как выглядят

В культовой ленте принимали участие и другие молодые актеры. Их роли были второстепенными, но по-своему яркими и запоминающимися.

Фима Королев (Илья Наумов)

Роль друга Алисы и Коли досталась обычному школьнику Илье Наумову. Мальчик после съемок не продолжил актерскую карьеру.

Фима Королев (Илья Наумов)

Он получил хорошее образование и занялся бизнесом. Сегодня Наумов управляет собственным небольшим предприятием.

Юля Грибкова (Марианна Ионесян)

Девушка больше не снималась в кино. Она окончила школу, потом университет. Получив диплом, уехала жить за границу.

Юля Грибкова (Марианна Ионесян)

Работает в сфере бизнеса, любит путешествовать, часто организовывает выступления небольших музыкальных коллективов в США. Известна под именем Марианна Грей.

Учительница Алла Сергеевна (Екатерина Васильева)

Роль учительницы английского языка исполнила актриса Екатерина Васильева (Малышева). За свою карьеру она была задействована в 31 проекте.

Алла Сергеевна (Екатерина Васильева)

Мастер дубляжа, руководила Домом культуры в Московской области. Несколько раз выходила замуж, в 2001 родила дочь.

Космический пират Весельчак У (Вячеслав Невинный)

Персонаж воплотил в жизнь молодой актер Вячеслав Невинный. В 1986, через 2 года после выхода «Гостьи из будущего», стал Народным артистом СССР. Обрушившаяся на него слава доставляла, по словам мужчины, огромный дискомфорт.

Космический пират Весельчак У (Вячеслав Невинный)

Вячеслав Михайлович также известен по лентам: «Гараж», «За спичками», «Председатель». Артист страдал от сахарного диабета, умер в 2009, ему было 74 года.

Космический пират Крыс (Михаил Кононов)

Роль досталась Михаилу Кононову – известному актеру театра и кино. Он снялся в 60 фильмах. Последняя роль была в 2006 в ленте «В круге первом».

Космический пират Крыс (Михаил Кононов)

Счастливо прожил в браке с одной женщиной, Натальей, 38 лет. У супругов не было детей. Последние годы жизни болел: перенес инфаркт, тяжелое воспаление легких. Умер в июле 2007 от тромбоэмболии.

Биоробот Вертер (Евгений Герасимов)

Евгений Герасимов, как и другие актеры «Гостьи из будущего», после выхода картины на экраны стал знаменитым. Имеет несколько поясов в разных видах боевых искусств, и многие трюки в фильме исполнял лично, без помощи каскадеров.

Биоробот Вертер (Евгений Герасимов)

Народный артист РФ с 1994 года. В 2001 начал заниматься политикой, стал депутатом Московской городской думы.

Сотрудница Института времени Полина (Елена Метелкина)

Роль исполнила Елена Метелкина − известная в прошлом советская манекенщица. Актерскую карьеру после выхода фильма продолжать не стала.

Полина (Елена Метелкина)

В разные годы работала секретарем-референтом, продавщицей, воспитателем в школе-интернате. Была замужем, родила сына Александра. Сегодня 64-летняя Елена Владимировна поет в хоре московской приходской церкви.

Школьница из Космопорта (Инна Гомес)

Этому персонажу «дала жизнь» актриса, модель, филантроп Инна Гомес. Родилась в январе 1970. С детства обладала яркой внешностью, добилась определенных высот в модельном бизнесе. Снялась в ряде картин и телевизионных проектов.

Школьница из Космопорта (Инна Гомес)

Кинолента стала судьбоносной для всех, кто был в ней задействован. У кого-то после выхода фильма «открылись двери» в актерскую профессию, другие не смогли вынести неожиданной славы. Лишь одно можно утверждать: «Гостья из будущего» − одна из лучших картин советского кинематографа.

» и прочих «Хищников», в приближающемся к коллапсу СССР прогремели два кинособытия, которые без тени иронии имеют право называться культовыми. Взрослые пока еще необъятной страны от всей души сопереживали бразильской «золушке» Изауре, а дети каждое лето ждали возвращения на экраны футуристического доброго волшебства под названием «Гостья из будущего».

Для многих кульминацией летних каникул были те самые пять счастливых дней, когда на одном из двух-трех доступных каналов маленькая девочка Алиса смотрела огромными глазами по ту сторону телеэкрана, обещая «прекрасное далеко». И ведь мало кто сомневался, что пусть еще не скоро, но когда-нибудь, в новом веке, мы сами увидим Институт времени, Космозоо, человекоподобных роботов, автоматы с бесплатной выдачей разных вкусностей и, конечно же, сможем полетать на флипах или махнуть отдыхать на Луну.

Наверное, у каждого поколения должны быть свои кумиры и островки памяти, к которым приятно возвращаться спустя десятилетия. Для кого-то такими островками станут «Гарри Поттер» или песни Макса Коржа, а тогда, 20-30 лет назад, все мальчишки и девчонки переболели «алисоманией». В этом году у фильма «Гостья из будущего» своеобразный юбилей - легендарный телесериал начали снимать в 1983-м. С какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе и к каким ухищрениям они прибегали, чтобы снять самые эффектные сцены, мы расскажем в этой статье.

1. В 80-90-е годы прошлого века трудно было найти мальчишку, не увлекающегося фантастикой. Для таких, конечно же, самыми интересными были первые две серии «Гостей», в которых режиссер Павел Арсенов не без помощи Кира Булычева попытался приоткрыть занавес над тем будущим, которое, если повезет, должно было ждать всех нас.

2. «Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов.

3. Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля - получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

4. Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения - не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.

По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке необходимо было совместить с нижней частью декорации. «Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом „впечатывали“ другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», - вспоминает Ольга Кравченя.

5. Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта было решено использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. При этом съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.

6. Космозоо частично снимали в Ботаническом саду столицы СССР, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Изначально космический зоопарк хотели снимать в Гаграх - уж больно природа подходящая, экзотическая. Однако из-за продолжительной ненастной погоды съемочной группе пришлось уехать ни с чем, переключив внимание на московские ландшафты. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями «автобуса» с мгновенной телепортацией.

7. Кстати, внешний вид необычного для фантастики плоского фанерного автобуса придумал режиссер картины. Павел Арсенов не хотел придумывать и так мозолившие глаза в каждом фильме подобной тематики пульты и нагромождение кнопок. Почему бы в будущем не сделать процесс мгновенного перемещения как можно более простым - открыл дверь, и ты уже на другом краю Земли?

8. С образом миелофона было сложнее. Устройство, из-за которого заварилась вся «каша», толком не описано в первоисточнике, приходилось придумывать его самостоятельно. У дизайнеров было много вариантов внешнего вида прибора для чтения мыслей. Но после того как режиссер увидел кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов, то остановился на идее «кристаллического миелофона».

9. Гораздо сложнее силами киностудии было сделать машину времени. Сотрудники бутафорского цеха привыкли создавать исторический антураж с помощью имитации лепнины и необычной «сказочной» фактуры, но блестящая пластмасса оказалась им не по силам. Что-то пришлось делать на заказ, а для оформления пульта сгодился кубик Рубика. Почему именно он? Да просто потому, что в 1980-е венгерская головоломка была необычайно популярна.

10. С машиной времени связан самый передовой для советского кино того времени видеоэффект. Помните молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени? Все это делалось вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц.

11. Знаменитое ветхое здание, в подвале которого в наши дни находилась машина времени, нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное же помещение целиком и полностью представляет собой построенную в павильоне декорацию. Стены расписали африканскими мотивами, чтобы добавить налет таинственности. Колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали.

12. Пожалуй, одними из самых впечатляющих эпизодов «Гостей из будущего» стали кадры, в которых появляются флипы. Среди минских школьников даже ходили легенды, мол, в Москве действительно есть такой аттракцион с летающими кабинами! На самом деле кабины были обычным, но чрезвычайно дорогим реквизитом. В Литве их изготовили пять штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей - солидная по тем временам сумма, которую вполне можно было потратить на настоящие «Жигули».

13. Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них. Они использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Такие игрушки подвешивались на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон, например гостиница «Космос». Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона.

14. Полноразмерные тяжелые флипы с настоящими актерами устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находятся два флипа, значит, необходимы два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания - так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Однажды во время съемок даже ободрали ехавшие навстречу «Жигули» - пришлось заплатить штраф 200 рублей.

15. По воспоминаниям кинематографистов, на съемках полностью выкладывались все - и взрослые актеры, и дети. Сыгравший Весельчака У Вячеслав Невинный, несмотря на свои габариты, готов был сам исполнять все трюки, чего ему, правда, не позволили. А Михаил Кононов частенько так импровизировал, что получалось намного лучше сценарного варианта.

17. Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране робота Вертера - герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Зачем изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего? Плюс, разумеется, костюм, парик и грим.

18. В сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. К слову, лазерные лучи - обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У.

19. В буквальном смысле тяжелую ношу пришлось нести Алексею Фомкину, неподражаемому Коле Герасимову. Помните четвертую серию, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высоченную даму в огромных темных очках? Исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алексей Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили дефилировать по улице.

20. Саму Наташу Гусеву учили правильно разбегаться, чтобы снять эффектный шестиметровый прыжок в длину на уроке физкультуры. Девочка должна была сигануть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Исполнительница роли Алисы Селезневой потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора и сломать ему шею или спину. К счастью, все обошлось.

21. А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочка-каскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед «ударом» троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент «столкновения», поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, если вы внимательно посмотрите, то увидите и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги (дело было в конце второй серии).

22. Таких «киноляпов» в фильме немало. Например, съемочной группе не понравилось, каким получился эпизод в Космозоо, когда Алиса пытается прочитать мысли крокодила. Хищника смастерили из пенопласта, и, в принципе, он был очень похож на настоящего аллигатора. Но водолазы, управлявшие макетом, недостаточно глубоко опустили его в воду. Было видно, что это ненастоящий крокодил, да еще слишком легкий, плавающий на самой поверхности. Особо внимательные зрители могут даже рассмотреть водолазов.

На съемки «Гостей из будущего» ушли два долгих года. За это время многие дети, занятые в съемках, успели вырасти. Это особенно хорошо заметно, если учесть, что сначала снимались сцены с натурными съемками в «настоящем», а «будущее» отложили на последний этап.

У авторов сериала нашего детства сложились разные судьбы. К сожалению, для некоторых из них будущее оказалось не таким светлым, какое обещала Алиса. Но ведь многие из тех, кто помнит фильм, и сегодня не перестают мечтать флипнуть до космопорта, прогуляться по Космозоо или открыть дверь автобуса в Минске и выйти где-нибудь на Мальдивах. Получится ли это когда-нибудь реализовать?

Когда во время одного из интервью у теперь уже взрослого исполнителя роли Бори Мессерера спросили, хотел бы он жить в будущем, показанном в фильме, актер ответил: «Вопрос поставлен некорректно. Жить в этом мире невозможно, потому что он настолько нереальный…» «Было ясно даже в 1984 году, что все, что там изображается, это не футурология. Нет. Это какой-то абсолютно стерильный мир, который нужен был только для воплощения определенных идей. Он нечеткий и нереальный. Как будто в центре фокус, а по краям все расплывается… Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий шестидесятых годов, из той же серии, что и Стругацкие. Кругом там наука, научно-технический прогресс рванул, маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается», - добавил он.