Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Ф м достоевский братья карамазовы краткое содержание. Братья карамазовы

К роману «Братья Карамазовы»

Ещё в 1862 году мечталось Фёдору Михайловичу «о появлении хоть к концу-то века» «какого-нибудь такого великого произведения, которое выразит стремления и характеристику своего времени так же полно и вековечно, как, например, «Божественная комедия» выразила свою эпоху».

Мечтал, но оставил всего лишь предисловие к замыслу. Это должен был быть итог : «Никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».

Всё продуманно, чётко, но носит следы незавершенности, предварительности, подготовки - это «вступительный» роман.

В центре «идея о возрождении вновь человека» . Это всё та же идея о «восстановлении погибшего человека», которую уже в 1862 году Достоевский считал основой произведения дающего бессмертие.

Но эту идею Достоевский так и не осуществил. Он провёл нас через «ад» и оставил в преддверии «чистилища». Но «ад» - великолепно.

Русская литература тяготела к энциклопедичности: Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой – «мысль народная», «мысль семейная».

У Достоевского - потрясающая энциклопедия человеческих страданий, преступлений, надлома и надрыва: нет преступления, которое не обратилось бы в наказание, «не терзало бы душу из круга в круг». (Архитектоника «Братьев Карамазовых» зиждется на таких кругах, зримым разграничением которых являются заборы (Старая Русса), в центре их – дом Карамазовых, близ них, но вне их – монастырь.).

К 1868 году сложился замысел цикла романов «Атеизм», где современный русский человек в своих скитаниях по России теряет, ищет и находит веру. Алёша Карамазов должен был потом стать таким героем. Тема «мальчиков», на первый взгляд не связанная напрямую в «Братьях Карамазовых» с основным сюжетом романа, играет огромную роль. (Замысел романа «Детство» тоже органично вошёл в текст «Братьев Карамазовых»).

Вспомним, что в конце 60-х Достоевский работал над темой «Житие великого грешника», а это – генеральный конспект готовившегося в мысли произведения, предисловием к которому и явились «Братья Карамазовы».

Вплотную к работе над «Братьям» Достоевский приступает в 1874 году – «обдумывание в деталях». Он вновь обращается к истории Ильинског о, попавшего в острог по обвинению в убийстве и через 10 лет освобождённого, так как обнаружился убийца подлинный.

Потом ещё одна история, произошедшая 20 лет назад в Тобольске. «Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблён второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит, дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает. Улики на старшего. Осуждают на каторгу… Через 12 лет младший брат приезжает на каторгу, чтобы увидеть брата. Сцена, где братья безмолвно понимют друг друга. С тех пор прошло ещё 7 лет. Младший в чинах, в звании, но мучается, объявляет жене, что это он убил. Конец: тот возвпащается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей. «На правильный путь ступил!». Достоевского интересует не столько история соперничества двух братьев, но гораздо больше – возвращение одного из них, «невинно осуждённого», через 12 лет. Контур будущего романа почти готов, но замысел складывался, шлифовался ещё долгие три года.

В декабре 1877 года Достоевский объявил о прекращении «Дневника писателя»: «Готовясь написать один очень большой роман, я задумал погрузиться специально в изучение не действительности, я с нею и будто знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня молодое поколение и вместе с тем молодая семья».(«о теперешних детях»). (Уже «Подросток» задумывался как «отцы и дети»).

Так и «Братья Карамазовы» вначале были задуманы как роман об отце и детях.

Была мечта: написать поэму о Христе; о встрече Христа с Великим инквизитором + история с невинно осуждённым Ильинским + роман о молодом, юном даже челоеке, с чистым, как у Мышкина, сердцем, но душа которого уже прикоснулась к мерзостям жизни. Это должен был быть рассказ о пути вызревания идеи, рождении нового человека, способного воплотить собою идею искупления. Что же будет искуплением? Таким образом, речь идёт о романе искушений, за которым последует роман искупления.

В мае 1878 года страшный удар постиг семью Достоевских: умер трёхлетний сын Алёша. Достоевский в середине июня вместе с Сергеем Соловьёвым отправляется в Оптину пустынь. (Там в разное время побывали Киреевские, Гоголь, Лев Толстой). Знаменательна встреча Достоевского со старцем Амвросием (в какой-то мере явившимся прототипом старца Зосимы). 66-летний отец Амвросий действительно личность незаурядная. (В миру – Александр Михайлович Гренков). Он обладал феноменальной памятью, знал 5 языков, увлекался древней и современной философией, обладал поэтическими наклонностями. Это был интеллигентный человек, знаток духовной и книжной премудрости. Он был интересен и людям необразованным, и людям, живущим напряжённой духовной жизнью. Оптина славилась библиотекой в 30 тысяч томов – богословские труды, древние философские, естественнонаучные, медицинские и прочие сочинения.

(Монастырь в Оптиной пустыни расположен у реки Жиздра. Старец – тот же монах, живущий общим со всею братией уставом, но, вместе с тем, своей собственной, особой, более внутренней, чем внешней, жизнью; соучаствует в общей жизни монастыря, но и как бы независим от неё. Дело не в летах и в умудрённости. Учитель жизни, врачеватель нравственных недугов, наставник заблудших душ, нуждающихся в бескорыстном слове, идущем из чистой, ничего для себя лично не желающей души).

К 1878 году план романа был окончательно развит. Сюжет и конструкция скурпулёзно обдуманы. Когда роман был готов, «видимая бесформенность оказалась завершённостью громадного готического собора ». Это архитектурный шедевр Достоевского.

Вернувшись из Оптиной пустыни, Достоевский сел за писание романа. Первая часть появилась в «Русском вестнике» в январе 1879 года. Затем продолжение – в № 2 --6,8,9; и в 1880 году в № - 1,4,7 -10.Эпилог в №11 за 1880 год.

«Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там легче». Через 3 месяца после окончания романа Достоевский умер. Отдельное издание в 2-х томах вышло при жизни писателя и в несколько дней разошлось. (А обсуждение началось ещё раньше: до окончания публикации, уже в 1880 году. Британское «Современное обозрение» пишет в 1880 году: « В Петербурге начал печататься очень интересный роман Фёдора Достоевского»).

Позднее, в 1685 году, Крамской напишет: " Когда я читал Карамазовых, то были моменты, когда казалось: ну если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!».

(Чем же и куда хотел Достоевский «повернуть мир »?).

Стремясь раскрыть связь содержания романа с мировыми вопросами, Достоевский вводит образы своих героев в широкий литературный и культурно-исторический контекст. Связь современной эпохи жизни человечества с его прошлым – одна из задач писателя. Эти «главные вопросы » бытия человеческого решались по-разному. В этом романе опять и опять звучат многие из них:

Тема враждующих братьев, отцеубийства («Разбойники» Шиллера; тема «душевного рыцарства» - («Перчатка» Шиллера); демонического бунта, соблазна, искушения – (средневековые мистерии, «Фауст» Гёте); восстановление «погибшего человека» - (Евангелие, «Божественная комедия» Данте, «Хождение Богородицы по мукам», «Отверженные» В.Гюго, «Мопра» Жорж Санд); Тема возможности будущей мировой гармонии, проблемы зла и его преодоления – (ода «К Радости» Шиллера, «Кандид» Вольтера); темы католицизма и инквизиции – («Дон Карлос» Шиллера и т.д.).

В «Предисловии» к Братьям Карамазовым» («Русский вестник, январь 1879) Достоевский пишет о том, что романе дано «жизнеописание человека странного, даже чудака», но «Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошёл ещё 13 лет назад и есть почти даже не роман , а лишь один момент из первой юности моего героя». Роман «вступительный».

Действие первого романа происходит тогда же, что и действие романа «Преступление и наказание» (1865), т.е. речь идёт о России обновляющейся, стоящей в преддверии новой, ещё неясной, но, может быть, грозной эпохи.

«Жизнь текущая», скоропреходящие «минутки » и «мгновения» интересны не сами по себе, а своим глубоким, сокровенным, «вдруг » обнаруживающимся смыслом. Часто «минутки» Достоевского – это смысл человеческой жизни, а может быть, жизни всего человечества .

Итак, замысел 2-го романа:

Время действия 2-я половина 70-х годов. Но «начала» этого «теперешнего » момента лежали в моменте «тогдашнем », а «концы» «тогдашнего » текущего момента обнаруживались в моменте «теперешнем» , текущем. О том, что случилось 13 лет назад – «тогда», рассказывается «сегодня».

Момент «теперешний» - важнейшая составная часть «плоти » романа. Авторский взгляд – взгляд из будущего, но для рассказчика – ставшего настоящим. Так сошлись годы 60-е и 70-е, «тогда» и «теперь».

В «Предисловии» речь идёт об одном герое, главном – Алёше. Такой герой – «чудак», «странный человек», «Частность и обособление» - может в иных случаях заключать в себе, в своей жизни и судьбе иной раз сердцевину целого.

Но в первом романе – герой «неопределённый, «невыяснившийся».

Алёша – главный в задуманной дилогии, сейчас – на 2-м плане, как бы «неглавный». А остальные – главные. Алексей ещё только ищет подступы к своей будущей «главной деятельности». (Тогда ему исполнится 33 года).

Сюжетный фокус, центр романа – «катастрофа», преступление, «окровавленное злодейство».

О преступлении:

Ешё в Омском остроге Достоевский много размышлял о преступлении. От внешней стороны – страшной, нелепой, жестокой – к «философии» преступления, уяснению его глубинных, сокровенных причин.

О наказании:

Все эти ссылки, тюрьмы – «не исправляют преступников », они лишь наказывают их, обеспечивая спокойствие общества. Они не исправляют, не устрашают, а число преступлений «не только не уменьшается, но возрастает». Эта тема в романе «Братья Карамазовы» не столько продолжат тему «Мёртвого дома», сколько углубляет её.

Жизнь человека заключена в мире злобы и эгоизма. «Взяты люди в ненормальных условиях. Зло существует прежде них. Захваченные в круговорот лжи, люди совершают преступление и гибнут неотразимо » Неизбежный результат всеобщей «мирской злобы », ненормальных условий – распад человеческих отношений, разобщение людей, доводящее их не только до полного разрыва, не только социальных, но и родственных связей – до преступления. И потому « философия » преступления – это социальная и нравственная философия, трактующая о самих основах человеческого бытия – о природе общества и государства.

(Поэтому Алеша в келье взволнованно следит за разговором). Зосима и Иван в главе «Случайное собрание» говорят о «возрождении вновь человека», «воскресении его», «спасении его», «возрождении падшего ».

Начинает звучать главная тема, основная мысль романа: «Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков». Об этом Достоевский размышлял ещё в 1864 году. Речь идёт о трагедии человеческой разобщённости, всеобщей «мирской злобе и о способах и путях преодоления этой ненормальной трагической разобщённости.

Роман «Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Это наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского.

В романе обрисована широкая картина жизни России порефрменной эпохи, выведена галерея разнообразных и сложных характеров, разворачивается цепь драматических событий.

В то же время, «Братья Карамазовы» - наиболее насыщенный публицистической и философской мыслью роман Достоевского

Писатель выступает в «Братьях Карамазовых» и как художник, и как мыслитель, проповедник, социолог, философ, публицист .

Он стремится не только поставить перед современниками ряд важных общественных и моральных вопросов, проанализировав жгучие проблемы, выдвинутые общественной жизнью. Он стремится дать на эти вопросы ответ, указать те пути, которые, по его мнению, помогут оздоровить общество.

Достоевский поднял те вопросы, которые волновали великих писателей прошлого, ощутил их как нерешённые и попытался дать на них свой ответ.

Одна фраза прокурора: «Может ли Карамазов по-гамлетовски думать о том, что там будет? Нет, господа присяжные, у тех – Гамлеты, а у нас ещё пока Карамазовы». Вот вам и ряд. Над беднягой прокурором кружится ирония Достоевского. Прокурор незряч и недогадлив, он давно уже окружён фигурами байронического, и выше того – шекспировского масштаба, и это не столько их собственный, сколько масштаб самой русской жизни» (Берковский).

Творчество Достоевского ярчайшее тому подтверждение. Как могло так получиться, что произошло отцеубийство, едва ли не самый страшный грех из известных человечеству? («Король Лир», «Разбойники», «Отец Горио»). Кто виноват? Общество, так сказать, среда? Или сами люди? Отцы или дети? А, может быть, и те, и другие?

Митя ли, создавший вокруг себя атмосферу разгула, разнузданности, насилия?

Иван ли, с его теорией «вседозволенности»?

Какова степень вины Смердякова, поверившего Ивану?

Сам ли растленный старикашка Карамазов, вызвавший у защитника вопрос: «а можно ли вообще судить за убийство такого человека?»ю

Или даже Алёша, накануне убийства оставившего братьев?

Решая эти вопросы, Достоевский пытается ответить, каким путём России не надо идти, на каком её ждёт разложение и духовное оскудение, и где тот путь, тот герой, который преодолеет этот распад, разложение страны и отчуждение, «уединение» людей друг от друга.

Достоевский считал, что художник приходит в мир «чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой!»

Сам о себе: «При полном реализме найти в человеке человека. Меня зовут психологом…неправда. Я реалист в высшем смысле, т.е., изображаю все глубины души человеческой».

Впервые в большом романе Достоевского действие романа происходит не в Петербурге, а в отдалённом от центра небольшом провинциальном уездном городке Скотопригоньевске. И это немаловажное обстоятельство: Писатель желал тем самым покаать, что те социальные, психологические процессы, которые он обрисовывал в романах 60-х годов, перестали быть привилегией Петербурга, они охватили всю страну. Эти процессы непосредственно связаны с ростом капитализма, ломкой традиционного уклада жизни: разложением семьи, распадом старых нравственных норм.

Действие романа отнесено на 13 лет назад (опять впервые) .

Достоевский показывает, что в России не осталось ни одного уголка, где бы ни кипела борьба страстей.

Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие, описанные в нем семьи (Хохлаковы, Снегирёвы), представляют различные варианты того общего типа семьи, который Достоевский (в романе «Идиот») охарактеризовал как тип «случайного семейства» (Иволгины в «Идиоте»). Нет мира в этих семьях, в них идёт скрытая или открытая борьба, антагонизм между поколениями.

Убийство Фёдора Павловича Карамазова и явилось проявлением такого антагонизма. Но не только о разложении, распаде семьи в пореформенную эпоху свидетельствует убийство. За этим стоит распад старых нравственных норм жизни.

Через весь роман проходит тема «всеобщей неурядицы и бестолковщины нашей настоящей минуты», «расшатанности» до основания «нравственных начал наших», умственной смуты, морального бездорожья, всеобщего разложения.

Главный сюжетный узел – история преступления: суд запутывает дел, Смердяков утверждает себя.

Что стоит за преступлением?

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Композиция романа сделана мастерски.

1 книга «История одной семейки» - введение об отце и 3-х сыновьях Карамазовых, история их взаимоотношений – до начала действия.

2 книга – «Неуместное собрание». Действие происходит в келье старца Зосимы. Участвуют все главные персонажи – общая беседа – вражда, назревающий конфликт. Затем углубление в причины противостояния героев.

3 книга «Сладострастники» - поочерёдно о каждом из участников будущей драмы (Карамазовых, Смердякове, Катерине Ивановне, Грушеньке)4.

4 книга «Надрывы» - в действие вступают другие герои: отец Ферапонт, штабс-капитан Снегирёв, Ильюшечка, Лиза Хохлакова и её мать – каждый из них несёт свою тему, которая соотносится с главной – конфликт в семье Карамазовых.

5 книга «Pro I contra» -главный герой – Иван Карамазов (важнейшие главы в этой книге и во всём романе – это «Бунт» и «Великий инквизитор»).

6 книга «Русский инок» - главный персонаж – старец Зосима.

Эти шесть первых книг почти лишены внешнего действия – огромную роль в них играют самовысказывания героев.

Вторая половина романа тоже состоит из шести книг.. Происходят новые переломные события.

7 книга «Алёша» (после смерти старца Зосимы Алёша меняет образ жизни. Покидает монастырь. Важен здесь образ Грушеньки).

8 -9 книги. В них разыгрывются 2 драмы: 1. Митя, Грушенька.

10 книга «Мальчики» - важнейшая в общем замысле дилогии.

11 книга «Брат Иван Фёдорович». (основное – свидание Ивана со Смердяковым и глава «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича»

ЭПИЛОГ?????7 (закончить)

Основные темы романа «Братья Карамазовы»:

Роман – синтез . В нём в разной степени нашли отражение почти все основные темы и проблемы творчества писателя. Это легко прослеживается :

    «Бедные люди » - основная тема бедных людей, униженных и оскорблённых; тема «маленького человека.

    «Двойник » - тема «маленького человека» и тема двойничества.

    «Хозяйка» , «Белые ночи» - тема мечтателя, начало темы положительного героя; судюба женщины.

    «Записки из мёртвого дома » - тема преступления и наказания.

    «Униженные и оскорблённые » - тема бедных людей, положительного человека.

    «Преступление и наказание » - тема преступления и наказания; тема «восстановления погибшего человека; униженных и оскорблённых; положительного человека. Пафос – «найти человека в человеке».

    «Идиот » - тема «положительно прекрасного человека»; денег; красоты; отцов идетей; «случайного семейства».

    «Бесы» - тема бесовства, безобразия; всеобщего разложении.

    «Подросток» - тема отцов и детей; капитала, семьи; роман-воспитания

    «Братья Карамазовы » - роман-синтез , где сошлись все начала и концы. В разной стпени продолжены, углублены или завершены многие из названных тем, занимавших Достоевского на протяжении всей жизни, всего творчества.

Главные из них :

1. Проблема положительно-прекрасного человека,

2. Проблема веры и безверия, «вседозволенности»,

двойничества;

3. Отцов и детей;

4. Проблема власти денег и капитала;

5. Проблема добра и красоты;

8.Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых;

9. Проблема преступления и наказания;

10. Проблема поиска истины, путей развития общества.

Основные принципы творчества Достоевского звучат здесь: «Человек – это тайна…»; «Красота спасёт мир»; «Безобразие убьет»; «»Каждый за всё и всех отвечает»; «Сострадание – главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»;

«Человек на поверхности земной не имеет прав отворачиваться и игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на то.»

Общественно-политическая обстановка в России

конца 70-х – начала 80-х.

Конец 79 года – сплошная цепь террористических акций. В Харькове некий Голбденберг застрелил князя Кропоткина. В Петербурге Мирский стрелял в шефа жандармов Дрентельна. На царя уже три покушения.

Год 80-й начался с известий о новых покушениях. Взрыв в Зимнем дворце. Учреждена «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с графом Лорис-Меликовым. Через несколько дней стреляли и в него. (Казнь Млодецкого ).

Работал три года. Три года продолжалась заключительная стадия труда – художественное воплощение. Но духовно он работал над ним всю жизнь. «Братья Карамазовы» – вершина, с которой нам открывается органическое единство всего творчества писателя. Все пережитое, передуманное и созданное им находит свое место в этом огромном синтезе. Сложный человеческий мир «Карамазовых» вырастает естественно, в течение десятилетий, вбирая в себя философские и художественные элементы предшествующих произведений: «Дневник писателя » – лаборатория, в которой окончательно оформляется идеология последнего романа; в «Подростке » подготовляется построение семейной хроники и намечается трагедия «отцов и детей»; в «Бесах» – столкновение атеиста Ставрогина со святителем Тихоном предвосхищает трагическую борьбу веры и неверия (старец Зосима – Иван Карамазов); в «Идиоте» вырабатывается сюжетная схема, близкая к «Карамазовым»: в центре действия стоит уголовное преступление; оскорбленная красавица Настасья Филипповна напоминает Грушеньку, гордая Аглая – Катерину Ивановну: мотив драматического свидания соперниц повторяется в обоих романах.

Братья Карамазовы. Сериал. 1-я серия

Братья Карамазовы. Сериал. 2-я серия

«Братья Карамазовы » не только синтез творчества Достоевского, но и завершение его жизни. В самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором помещается действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни (Даровое, Чермашня, Мокрое) связаны с отцовским имением в Тульской губернии. Федор Павлович наследует некоторые черты отца писателя и его насильственная смерть соответствует трагическому концу Михаила Андреевича. Дмитрий, Иван и Алеша – три аспекта личности Достоевского, три этапа его духовного пути. Пылкий и благородный Дмитрий , декламирующий «Гимн к радости», воплощает романтический период жизни автора; трагическая судьба его, обвинение в отцеубийстве и ссылка в Сибирь, определяется историей невинного преступника Ильинского и этим связывается с воспоминаниями о годах каторги. Иван , атеист и создатель социальной утопии, отражает эпоху дружбы с Белинским и увлечения атеистическим социализмом ; Алеша – символический образ писателя после каторжного периода , когда в нем произошло «перерождение убеждений», когда он обрел русский народ и русского Христа.

Роман «Братья Карамазовы» раскрывается перед нами, как духовная биография автора и его художественная исповедь . Но, превращенная в произведение искусства, история личности Достоевского становится историей человеческой личности вообще. Исчезает случайное и индивидуальное, вырастает вселенское и всечеловеческое. В судьбе братьев Карамазовых каждый из нас узнает свою судьбу. Писатель изображает трех братьев, как духовное единство . Это – соборная личность в тройственной своей структуре: начало разума воплощается в Иване: он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель; начало чувства представлено Дмитрием: в нем «сладострастье насекомых» и вдохновение эроса; начало воли, осуществляющей себя в деятельной любви, как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны между собой узами крови, вырастают из одного родового корня: биологическая данность – карамазовская стихия – показана в отце Федоре Павловиче. Всякая человеческая личность несет в себе роковое раздвоение: у законных братьев Карамазовых есть незаконный брат Смердяков : он их воплощенный соблазн и олицетворенный грех.

Концепцией соборной личности определяется построение романа. Все произведения Достоевского персоналистичны: действие их всегда концентрируется вокруг личности главного героя (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов). Главный герой «Карамазовых» – три брата в их духовном единстве. Три личные темы развиваются параллельно, но в духовном плане параллельные линии сходятся: братья, каждый по своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление. Не только Иван со своей идеей «все позволено», не только Дмитрий в своем безудержьи страстей, но и «тихий мальчик» Алеша – ответственны за убийство отца. Все они сознательно или полусознательно желали его смерти; и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был их послушным орудием. Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. Они виноваты активно, Алеша – пассивно. Он знал и допустил, мог спасти отца и не спас. Общее преступление братьев влечет за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван – распадением личности и явлением чёрта, Алеша страшным, духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь.

-----------------

Архитектоника «Карамазовых» отличается необыкновенной строгостью: закон равновесия, симметрии, пропорциональности проводится автором систематически. Можно предположить, что стройные философские схемы Владимира Соловьева повлияли на технику построения романа. Это – самое «построенное» и идеологически законченное из всех произведений Достоевского. Человеческий мир романа располагается в символическом порядке: в центре фабулы помещен Дмитрий – он носитель, действия и источник драматической энергии. Его страсть к Грушеньке, соперничество с отцом, роман с Катериной Ивановной, мнимое преступление, процесс и ссылка составляют внешнее содержание романа. По обе стороны его стоят Иван и Алеша; первый своими идеями подготовляет отцеубийство и этим влияет на судьбу Дмитрия: он его идейный противник и духовный антипод, но связан с ним кровью, общей ненавистью к отцу и общей виной. Алеша противоставляет свою «тихость» – буйству Дмитрия, свою чистоту – его чувственности; но и в его стыдливом целомудрии живет «карамазовская стихия», он тоже знает укусы сладострастия. Они различны и похожи: их таинственно соединяет экстатическое чувство жизни. Поэтому грех Дмитрия – грех Алеши.

Достоевский. Братья Карамазовы. Аудиокнига. Часть 1

За группой законных сыновей, расположенной на первом плане, в отдалении и полусвете стоит зловещая фигура незаконного брата, лакея Смердякова. Он отделен от них происхождением, социальным положением, характером; духовное единство семьи разорвано его злобным отъединением. И все же как загадочно глубока его связь с братьями: медиумически выполняет он их подсознательное внушение; Иван определяет его участь своими идеями, Дмитрий своими страстями, Алеша своим брезгливым безразличием. Тема «детей» в четырех идейных аспектах развивается четырьмя братьями; тема «отцов» представлена одним Федором Павловичем. Она едина и проста: безличная природная стихия жизни, страшная сила земли и пола.

Между отцом и детьми происходит трагическая борьба. Борются только мужчины, сталкиваются между собой мужские идеи. Женщины Достоевского не имеют своей личной истории – они входят в биографию героев, составляют часть их судьбы. У каждого из братьев Карамазовых есть свое дополнение в женском образе: рядом с Иваном стоит Катерина Ивановна, рядом с Дмитрием – Грушенька, около Алеши – Лиза Хохлакова; даже Смердяков имеет свою «даму сердца» – горничную Марью Кондратьевну. В «любовном» плане неразделимое единство братьев выступает с особенной отчетливостью. Нити, соединяющие их с возлюбленными, перекрещиваются и сплетаются. Иван любит Катерину Ивановну, невесту Дмитрия, Алеша на мгновение становится его соперником, чувствуя себя ужаленным страстью к Грушеньке; Катерина Ивановна – роковая женщина и для Ивана и для Дмитрия; Грушенька соединяет в своей любви Дмитрия и Алешу. Наконец, единство карамазовской семьи символически показано в страсти Федора Павловича и Дмитрия к одной женщине – Грушеньке. Остальные действующие лица располагаются вокруг этой центральной группы. Федор Павлович окружен своим «миром» собутыльников и распутных женщин; Грушенька приводит с собой своих поклонников и компанию поляков; Митя врывается с цыганами, случайными приятелями и кредиторами. Богаче всего мир Алеши: «юный человеколюбец» вводит в роман два вида человеческого общения: монастырское общежитие и «братство детей». Он связывает темное карамазовское царство с миром старца Зосимы и Илюши Снегирева. Один Иван мира своего не имеет: Божьего творения он не принимает, человеческое ему чуждо, он развоплощается. Единственный его спутник – призрак, дух небытия, чёрт.

История соборной личности братьев Карамазовых изображается в романе-трагедии . Все трагично в этом художественном мифе о человеке: и вражда детей к отцу, и борьба братьев между собой, и внутренние борения каждого брата в отдельности. Открытие метафизического смысла человеческой судьбы принадлежит Дмитрию. В опыте страстей он понял, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Перед ним раскрылись две бездны – вверху и внизу. Но он бессилен сделать выбор и в этом его личная трагедия. В группе братьев он занимает среднее, нейтральное место. Иван и Алеша, стоящие по левую и по правую его сторону, выбор этот уже сделали. Ивана непреодолимо влечет нижняя бездна, Алеша устремляется к верхней. Один говорит «нет», другой да. Федор Павлович, сидя за «коньячком», спрашивает Ивана: «Есть Бог или нет?» Тот отвечает: «Нет, нету Бога». Он обращается к Алеше: «Алеша, есть Бог?» Алеша отвечает: «Есть Бог». Личная трагедия Ивана в том, что у него «ум с сердцем не в ладу»: чувством он любит Божий мир, хотя разумом и не принимает его.

Из трех братьев наиболее гармоничен Алеша, но и в его цельной натуре есть трещина: он знает соблазны карамазовского сладострастья, и вера его проходит через «горнило сомнения». Религиозная идея романа – борьба веры с неверием – выходит за пределы семейства Карамазовых. Отрицание Ивана порождает зловещую фигуру Инквизитора; утверждение Алеши мистически углубляется в образе старца Зосимы . Сердца людей – только поле битвы, а борются Бог и дьявол. Под психологической поверхностью личности Достоевский открывает ее онтологию и метафизику. История карамазовского семейства – художественный миф, в оболочку которого заключена религиозная мистерия : вот почему в центре его стоит «

БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ - последнее произведение Достоевского и последний роман из великого Пятикнижия писателя - описывает жизнь и судьбы одного поколения семьи Карамазовых. Три брата Дмитрий, Иван и Алексей - сыновья одного отца, Федора Павловича Карамазова. Однако они совершенно не похожи друг на друга. Дмитрий - страстный, порывистый, развращенный, но способный на раскаяние человек, Иван - умный, но слишком холодный, рассудочный "философ". Алеша - юный, в чем-то наивный праведник, который хочет уйти в монастырь. Роман не лишен детективной интриги. Федора Павловича находят убитым в его доме. Подозрение падает на Дмитрия - они часто ссорились, и у них были имущественные распри. Но Дмитрий отрицает свою виновность. Начинается дознание. Дмитрию грозит каторга. Братья должны спасти его! Ради этого им придется, каждому по-своему, решать вечные вопросы, которые ставит перед своими героями Достоевский: о правде и лжи, о добре и зле, о красоте и любви, о спасении (Алеша Карамазов) и...

Описание добавлено пользователем:

Арина Ямалеева

«Братья Карамазовы» - сюжет

Действие романа происходит в небольшом русском городе Скотопригоньевске (за основу Достоевский взял Старую Руссу). Фёдор Павлович Карамазов, 55-летний прожига, женился на богатой женщине, Аделаиде Ивановне Миусовой, и стал распоряжаться её состоянием. В конечном счёте жена уехала от него в Петербург, оставив отцу совсем малолетнего сына - Дмитрия. Не успев распорядиться своим состоянием, она умерла в Петербурге, и Фёдор Павлович получил возможность распоряжаться всем капиталом покойной. Он благополучно забыл о сыне, предаваясь спекуляциям и оргиям различного рода. Через некоторое время женился вторично - на красивой сироте Софье Ивановне, воспитаннице знатной вдовы генеральши-старухи Вороховой, и прижил с ней двух детей - старшего Ивана и младшего Алексея. Издеваясь над своей женой из-за отсутствия у ней приданного, и не прекращая во время брака распутной жизни, в конечном счёте он довёл её до умопомешательства и свёл в могилу. В итоге, у Фёдора Павловича осталось трое детей - Дмитрий от первого брака, Иван и Алексей от второго.

Дети воспитывались сначала слугой Карамазова Григорием, затем были отданы к опекунам. Дмитрий, когда подрос, бросил гимназию, поступил в военную школу, а потом очутился на Кавказе, неплохо выслужился, но подрался на дуэли, был разжалован, а потом опять выслужился и начал кутить. Иван и Алексей были отправлены учиться в университет, причем первый в итоге пристрастился к журналистике, а второй, будучи человеком тихим и набожным, решил стать монахом. Всё это время Фёдор Павлович о своих детях не вспоминал. Дмитрий наследовал часть состояния своей матери, на деле же периодически получал деньги от отца, однако, не имея точного представления о размерах своего наследства, быстро всё прожил и, по мнению Фёдора Павловича, ещё и остался ему должен. Иван во время своего обучения денег у отца не брал и даже сумел добиться финансовой самостоятельности. Алексей бросил курс гимназии и ушёл послушником в монастырь. Его наставник, Старец Зосима, согласился рассудить отца и сына. Алёша больше всего боялся, что родственники поведут себя недостойно перед старцем, - так и случилось. Встреча их в монастыре закончилась скандалом, который учинил Фёдор Павлович. Спустя несколько дней на семейном ужине в доме Федора Карамазова гремит ещё один скандал. Дмитрий дерется с отцом, избивает его и убегает, напоследок пригрозив убить старика. Распря отца с сыном, помимо материальной части, заключала в себе конфликт на любовной почве: оба ухаживали за Аграфеной Александровной Светловой (Грушенькой) - своенравной мещанкой с определёнными средствами. Почти сразу после скандала старец Зосима умирает, перед смертью отправляя Алексея «на служение в миру».

Дмитрий открывает Алёше, что его тяготят не только враждебные отношения с отцом и неопределённые с Грушенькой, но также и то, что у него есть долг перед Екатериной Ивановной Верховцевой - его невестой, которую он бросил из-за того, что считает себя недостойным её (так как она хочет стать его женой, чтобы спасти Митю «от самого себя», считая себя обязанной ему за то, что помог её отцу избежать позора за растрату казённых денег). Верховцева дала ему три тысячи, чтобы он передал эти деньги её родственнице в Москве, а он их растратил на кутёж с Грушей в селе Мокрое. Теперь Дмитрий надеется получить с отца три тысячи в счёт недоданного ему, а Фёдор Павлович именно такую сумму из злости решил употребить на совращение Груши. Эти деньги он завернул в бумагу, обвязал ленточкой, написал даже умилительную надпись Грушеньке, и спрятал, по словам Дмитрия, под подушку. Самому Дмитрию о тайнике под подушкой известно из уст Смердякова, страдающего припадками эпилепсии слуги и, возможно, внебрачного сына Федора Павловича. Находясь в сильном душевном расстройстве, и думая, что Аграфена согласится прийти к Фёдору Павловичу, Дмитрий ночью прокрадывается к дому отца, подбегает к окну с намерением отвлечь его тайным сигналом и узнать, там ли Грушенька, однако, в последний момент дурные мысли оставляют его и он сломя голову несётся к забору. Его настигает слуга Григорий, который посчитал Дмитрия «отцеубийцей». В порыве Дмитрий ранит Григория металлическим пестиком по голове. От этой раны слуга теряет сознание, и Дмитрий думая, что тот мёртв, с горечью оставляет его там же у забора. Через некоторое время оказывается, что подозрения Григория о смерти барина Фёдора Павловича не напрасны. Его действительно находят мёртвым в своей комнате, и, естественно, обвиняют в преступлении Дмитрия Карамазова.

Дом Достоевского в Старой Руссе, стоящий на берегу Перерытицы. В нём писался роман «Братья Карамазовы»

Дмитрий той же ночью мчится в село Мокрое, узнав, что Грушенька уехала туда, к своему возлюбленному, который, обманув её, исчез ещё 5 лет назад. По приезде Дмитрий обнаруживает возлюбленную в компании с «единственным», как она сама его называет; однако Грушенька сидит расстроенной, поскольку чувств к этому человеку у неё давно нет. К тому же от пылкого, интересного офицера, которого она знала раньше, не осталось и следа. Дмитрий предлагает пану (возлюбленному - бывшему офицеру) 3 тысячи с тем, чтобы тот убрался тотчас и больше не искал Грушеньку. Пан не соглашается, потому что Дмитрий не готов отдать всю сумму сразу. Происходит скандал из-за игры в карты (играют Дмитрий и пан), поскольку пан совершает подмену колоды. Пан требует от Грушеньки, чтобы она уняла Дмитрия, Грушенька прогоняет пана. На постоялый двор, где находятся Дмитрий, Груша и польские паны, приходят деревенские девки и мужики, все поют и танцуют, деньги раздаются направо и налево - начинается пьяный кутеж. Грушенька говорит Дмитрию, что любит его, готова с ним уехать и начать новую, честную жизнь. Дмитрий окрылен, просит Бога, чтобы старик Григорий, которого он случайно ударил, остался жить.

Совершенно неожиданно появляется полиция, арестовывает Дмитрия. Начинается предварительное следствие, где Дмитрий клянется в том, что не убивал отца. Следователям Дмитрий рассказывает, что действительно был в саду у отца, думая, что Груша находится у него. Удостоверившись, что её там нет, он бросается вон из сада; когда он перелезал через забор, его схватил за одежду слуга Григорий, а Дмитрий, находясь в сильном возбуждении, ударил его по голове. Увидев кровь (вот откуда кровь на его руках), он спрыгнул, чтобы посмотреть, жив ли старик. Когда Дмитрию сообщают, что Григорий не умер, Карамазов будто оживает, говорит «нет на моих руках крови». После происшествия в саду (по словам Дмитрия), он бросился в Мокрое. На вопрос следователя, откуда у него деньги, Дмитрий не хочет отвечать из соображений чести, однако, потом рассказывает, как взял взаймы у гос-жи Верховцовой 3 тысячи, но растратил только половину, а другую половину зашил в ладанке на шее. Загвоздка в том, что при первом кутеже в Мокром Дмитрий сам всем и каждому говорил, что привёз потратить именно 3 тысячи (хотя на деле в 2 раза меньше), все это подтверждают. Следователь говорит, что на месте преступления обнаружен конверт из-под денег, которые старик приберег для Груши. Дмитрий говорит, что слышал про этот конверт, но никогда не видел и денег не брал. Но все улики и показания других людей говорят против него. В завершении допроса Дмитрия берут под стражу, заключают в острог.

Возвращается Иван, он уверен, что убийца его брат Дмитрий. Алеша убежден, что Дмитрий не виновен. Сам Дмитрий уверен, что убил Смердяков, который был в доме в ночь убийства, но Смердяков в этот день симулирует эпилептический припадок и его «алиби» подтверждают врачи. Тем временем Ивана мучает совесть, ему кажется, что виноват в содеянном он, так как желал смерти отцу, возможно повлиял на Смердякова (Иван не мог определиться во мнении, кто убил). Иван идет к Смердякову, который находится в больнице вследствие длительного припадка эпилепсии; разговаривает с Иваном нагло, смеется. Иван ходит снова и снова. В конце концов Смердяков говорит, что это он убил барина, но истинный убийца - Иван, потому что научил Смердякова («все дозволено», «что из того, что одна гадина сожрет другую?») и не препятствовал преступлению, хотя догадывался, что оно свершится. Отдает деньги (3 тысячи). Иван в ужасе кричит, что завтра (в день суда) выдаст Смердякова. Дома у Ивана начинается горячка (в продолжении нервных припадков с галлюцинациями), Смердяков вешается.

На суде Катерина Ивановна, бывшая невеста Дмитрия, предъявляет суду письмо, написанное Дмитрием в пьяном виде, где он обещает найти деньги, которые взял в долг. Отдаст обязательно, даже если придётся убить отца, он это сделает. Катерина Ивановна делает это, чтобы спасти Ивана, которого она любит. Врывается Иван, кричит, что убийца - Смердяков, но Иван к этому времени уже сходит с ума, ему никто не верит. Однако, казалось бы, присяжные верят в невиновность Дмитрия, все ждут помилования, но присяжные выносят приговор «виновен». Дмитрия приговаривают к 20 годам каторги.

Роман заканчивается тем, что Алёша помогает в разработке плана побега Дмитрия, считая приговор несправедливым.

История

Роман стал итогом творчества Достоевского, при этом многие идеи, образы и эпизоды возникли задолго до начала работы над произведением. Первые из них обнаруживаются в творчестве писателя уже в 1846 году; в 1850-х годах на каторге Достоевский знакомится с Дмитрием Ильинским, чья история отцеубийства легла в основу сюжета романа; в творчестве 1850-1860-х годов появляются персонажи, в той или иной мере послужившие предшественниками героев романа «Братья Карамазовы». Осенью 1874 года, во время работы над романом «Подросток», Достоевский в одной из рабочих заметок впервые обрисовывает план «Братьев Карамазовых».

На замысел, идеологию романа, его религиозно-философскую концепцию во многом повлияли как произведения других писателей, в частности Виктора Гюго и Льва Толстого, так и работы философов и религиозных мыслителей, таких как Владимир Соловьёв и Николай Фёдоров. К обработке материалов и продумыванию плана Достоевский приступил весной 1878 года. По мере работы над романом Достоевский понимал, что не укладывается в намеченные сроки. Некоторые книги романа по сравнению с планом выросли в объёме более чем в два раза и были разделены, также были добавлены отдельные главы и даже книги, не предусмотренные первоначальным планом.

Рецензии

Рецензии на книгу «Братья Карамазовы»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Ева Ель

Ничего себе! Первая рецензия на эту книгу!

К сожалению, я не смогла дочитать данное произведение до конца. Уж больно оно тяжелое. Несомненно, Достоевский велик, огромный талантище, но я на протяжении нескольких месяцев просто заставляла себя вновь и вновь читать эту книгу. И не из-за того, что она скучна или что-то еще подобное. Просто все, что было написано я буквально чувствовало на себе, а чувствовать приходилось совсем далеко не приятное. Вот как он так смог написать? Особенно когда допрашивали Митю - чистейшее издевательство над моих мозгом и моим сердцем. А эта сцена с грязным бельем и загнутым желтым ногтем на большом пальце ноги! Невыносимо! И ко мне потихоньку начала приходить депрессия...

Но тут подвернулся под руку чей-то отзыв со спойлерами, который внезапно лишил всякого смысла мои дальнейшие мучения, да и предыдущие тоже. Думаю, на этом мое знакомство с Достоевским закончилось.

Конечно же, есть читатели, которые как раз-таки и ценят такую реалистичность подачи, и их большинство. Но как говорится, слабонервным и беременным просмотр запрещен. Всем остальным советую к прочтению.

Полезная рецензия?

/

«Братья Карамазовы» Достоевского - шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания - после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени - здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа - прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин - это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.

Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь - писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша - добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину - Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге - жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.

Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли - способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

Роман является самым гениальным его литературным трудом. Последнее творение писателя подводит итог всего его творчества. На протяжении всего произведения проглядывается проблема человека о смысле жизни и нравственных устоев общества.

Вчитываясь внимательно в первые строки романа, видно, как перед нашим взором предстает все семейство Карамазовых - Дмитрий, Иван и Алеша во главе со своим отцом Федором Михайловичем, разгульным и бестолковым помещиком. Семейное собрание для разрешения имущественных вопросов проходит у старца Зосимы.

Старший сын Дмитрий, в целом близкий по нраву и образу жизни отца, хочет, чтобы тот выдал ему большую сумму денег. Но отец не собирается менять вопрос наследства, и разговор по этому делу оборачивается скандалом. Неприязнь друг к другу возникла еще из-за любви к красивой и страстной Грушеньке. Узнав от лакея Павла Смердякова, который был рожден вне брака у Федора Павловича от бродяжки Елизаветы, что три тысячи рублей были отложены для Грушеньки, Дмитрий возненавидел еще больше отца. Обузданный ревностью и гневом, Дмитрий не только избивает, но и даже грозится уничтожить родного ему человека.

Он осознавал, что теряет Грушеньку, и в одном из разговоров высказывает все наболевшее своему младшему брату Алеше. Безгрешный Алексей со свое чистой душей переживает не только по причине разногласий Дмитрия с отцом, но из-за Ивана, который давно уже неравнодушен всем сердцем к Екатерине Ивановне. Но эта благородная девушка всем сердцем преданна порочному Дмитрию. Она страстно любит Митю и во всем ему доверяет. Именно Дмитрию Екатерина Ивановна дает деньги для передачи ее сестре в Москву. Но, к сожалению, вся сумма была истрачена молодым человеком на развлечения с Грушенькой.

По истечении некоторого времени, Екатерина Ивановна понимает, что любит не Дмитрия, а Ивана. Параллельно с душевными терзаниями Алеши, вспыльчивостью и бесшабашностью Дмитрия и внутренним бунтом Ивана со своей «теорией всёдозволенности», четко показан старец Зосима, сопереживающий вместе с людьми все их грехи. Провидец предчувствует, что в этой семье будет еще достаточно горя. И это предсказание вскоре сбывается.

Дмитрий в поисках денег понимает, что вот-вот потеряет Грушеньку и решается посетить отцовский дом. Не застав там любимой женщины, он убегает. В ходе своей необузданности Дмитрий ударяет слугу Григория по голове пестиком и мчится узнать, где же находится его Грушенька. Появившись сначала у чиновника Перхотина, а затем на постоялом дворе в Мокром, запачканный в крови и с кучей денег, вызывает у всех подозрение. Но Дмитрий, не обращая ни на кого внимания, напившись, кутит с Грушенькой. Но недолго продолжалось это гулянье. Дмитрия арестовывают, предъявив ему обвинение в убийстве отца.

Пораженный молодой человек, узнав, что слуга жив, готов отвечать на все вопросы. Правдоискатель Иван пытается выручить брата. На суде он рассказывает о разговоре со Смердяковым, и говорит, что именно он подтолкнул его к совершению убийства. Говорит он в полной горячке. И возможно прокурор поверил бы в слова Ивана. Но, показания Екатерины Ивановны перечеркнули все слова свидетелей в пользу Дмитрия. Предъявленное суду письмо, в котором содержатся угроза отцу ее бывшего любимого человека, оказалось роковым в дальнейшей судьбе. Дмитрия обрекают на каторгу.

Заканчивается произведение похоронами мальчика, сына штабс-капитана Снегирева, который был совсем недавно избит Дмитрием Карамазовым. Смерть Илюшеньки помогла переосмыслить отношение к людям его школьных товарищей, которые поклялись оставшуюся жизнь посвятить добрым делам. Замечательный роман учит нас добру,справедливости и милосердию. Каждый из нас должен осознать, что значит быть нравственным человеком и быть милосердными не только к близким людям, но и к окружающим.

Картинка или рисунок Братья Карамазовы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Фенька

    Как-то вечером рассказчик был дома один и услышал странное царапанье. Он начал искать источник шума и увидел на карнизе за окном крошечную девочку размером не более пальца.