Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Евгений онегин описание ленского. Образ Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13

Имени Героя Советского Союза Санчирова Ф.В.

Городского округа Самара

Реферат по литературе

«Образ Владимира Ленского в

романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Выполнила:

Ученица 9 «А» класса

Чабарова Дарья

Руководитель: учитель

Русского языка и литературы

Твердова И.В.


1. Романтизм как явление в литературе

2 Образ Владимира Ленского

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

2.2 Влюбленность в Ольгу

2.3 Дуэль с Евгением

2.4 Возможности в судьбе

3 Значение образа романтического поэта

Список использованной литературы

1 Романтизм как явление в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В тесной связи с германскими влияниями находится возникновение романтизма в Англии. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, "облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм". Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

В русском романтизме появляется свобода от классической условности, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

В творческом споре со сторонниками и практиками романтизма, борясь за утверждение реализма, Пушкин ввел в роман собирательный образ русского поэта-романтика рубежа 10-20-х годов XIX в. Владимира Ленского. Развивая этот характер, он анализирует сильные и слабые стороны романтизма. Отношение автора к Ленскому сложное: добродушная ирония, сочувствие влюбленному герою, горечь по поводу его преждевременной и бессмысленной гибели.

Во время работы над „Евгением Онегиным" Пушкин, пережил трагедию разгрома восстания декабристов. Среди казненных и угнанных на каторгу было много литераторов, друзей Пушкина: К. Рылеев, самый крупный представитель гражданского романтизма декабристов; А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Раевский. Шестая глава романа, в которой рассказывается о поединке и гибели Ленского, создавалась в 1826 г., в значительной части после известия о казни Рылеева и его товарищей. В подтексте строф, посвященных дуэли Ленского, - мучительно-тягостное переживание Пушкина. Взволнованный рассказ о смерти Ленского и лирические раздумья автора о возможной судьбе героя воспринимались наиболее чуткими современниками как поэтический реквием декабристам. Образ Ленского многогранен и не должен истолковываться однозначно.

Впервые в литературе с такой глубиной и силой была раскрыта сложная диалектика человеческой души, показана обусловленность характера героя эпохой и средой, нарисована картина эволюции, духовного обновления человека. Мастерское владение словом, использование богатейших оттенков его значения, разнообразие интонаций – всё это помогло поэту раскрыть бесконечные глубины человеческой души.


2 Образ Владимира Ленского

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина, разочарованного и душевно опустошенного «страдающего эгоиста», и Владимира Ленского, молодого, романтически восторженного, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненного энтузиазмом альтуриста.

Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что малолетство Ленского прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем личность воспламенилась в нем». Ленский – поэт- романтик, «от хладного разврата света ещё увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:

…Ему не нравились пиры,

Бежал он их беседы.

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

Чувствуя себя неуютно в поместье родителей, где всё было слишком не романтичным, где разговоры велись «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», проникнутый «поэтическим огнем», Ленский горит желанием познакомится с Онегиным, умным, образованным, необычным и странным, по словам соседей-помещиков, и от этого ещё более притягательным собеседником. Знакомство состоялось – «они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой».

Внимая восторженным, пылким разговорам юного поэта, умудренный опытом и годами, разочаровавшийся во всех наслаждениях жизни и в людях Онегин:

…слушал Ленского с улыбкой…

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

В противоположность ему Ленский неопытен, наивен, чистосердечен, он раскрывает свою душу перед другом, он «не может ничего скрывать», он готов «разболтать», «вражду, любовь, печаль и радость». Глагол разболтать указывает на несерьезность, юношескую наивность всех этих чувств.

В любви считаясь инвалидом,

Онегин слушал с важным видом,

Как, сердце исповедь любя,

Поэт высказывал себя;

Свою доверчивую совесть

Он простодушно обнажал.

Евгений без труда узнал

Его любви младую повесть,

Обильный чувствами рассказ,

Давно не новыми для нас.

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люд испытывают взаимную симпатию. Для Ленского это приятельство имела особенно большую роль, так как в этот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, доброй зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Но в подтексте дальнейшей характеристики юного поэта всё время ощущается противопоставление его Онегину. В отличие от Евгения, душа Ленского ещё не успела «увянуть» «от хладного разврата света». Если Онегин приобрёл богатый опыт в делах любовных, то Ленский, напротив, «сердцем милый был невежда». Если Онегин знал и презирал людей, то Ленский верил в сродство душ, в дружбу; он верил, что существуют избранники, которые осчастливят людей; если Онегин не имел «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить», то Ленский пылает «поэтическим огнем».

Но каковы темы поэзии Ленского?

Он пел разлуку, и печаль,

И нечто, и туману даль,

И романтические розы;

Он пел те дальние страны,

Где долго в лоно тишины

2.2 Влюбленность в Ольгу

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим.

Романтический образ. А Ольга… обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору «надоел…безмерно».

Романтик Ленский идеализирует Ольгу. Он обращается не столько к реальной девушке, столько к созданной его воображением абстрактной деве красоты.

Ленский живо представляет в своем воображении ситуацию прихода Ольги на его могилу. В воображении юноши возникает высокое содержание мыслей и чувств возлюбленной – переживаний идеального существа, захваченного идеей значительности и исключительности их любви. Такая глубина, сила и отрешность переживания, как полагает Ленский, возможна только со стороны очень близкого и преданного человека. Отсюда страстно выраженная просьба-заклинание, призыв хранить верность:

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!.

Автор обращает чуткость на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. "Сердцем милый невежда", герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь "глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, звук, легкий стан..." По словам Белинского, Владимир "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было".

Ленский и Ольга: их характеры не противопоставлены один другому, но и не сходны.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила, глаза как небо голубые,

Улыбка, волосы льняные,

Всё в Ольге,… но любой роман

Возьмите, и найдёте верно

Её портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Ольга очень мила, но это натура заурядная, обыкновенная.

ЛЕНСКИЙ

ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

А.М.Гуревич

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она,

//Как эта глупая луна

//На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «...Он рощи полюбил густые,

//Уединенье, тишину,

//И ночь, и звезды, и Луну...» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой;

//Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный...» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний

//И гармонических затей

//Читаю только старой няне...» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули,

//Гремит о шомпол молоток...» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

Н.А.Крымова

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства. Лит. см.. к ст. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ».

И.И.Силантьева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЛЕНСКИЙ" в других словарях:

    Ленский: Ленский русская фамилия. Ленский (Алтайский край) посёлок, Панкрушихинский район, Алтайский край. Ленский (Брянская область) посёлок (упразднён в 2011 году), Стародубский район, Брянская область. Персоналии Ленский,… … Википедия

    Дмитрий Тимофеевич (1805 1860) русский водевилист. Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала … Литературная энциклопедия

    - (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865; с 1876 в Малом театре (с 1907 главный режиссер). Выступал в высокой комедии, романтической драме, трагедии, затем перешел на характерные… … Современная энциклопедия

    ЛЕНСКИЙ Ю. см. Лещиньский Ю … Большой Энциклопедический словарь

    I Ленский (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович , русский актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции … Большая советская энциклопедия

    1. ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актёр, режиссёр, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Выступал в комедии, романтической драме, трагедии, потом перешёл на характерные роли. Его игре были… … Русская история

    - (театральное имя князя Павла Дмитриевича Оболенского) драматический артист. С 1879 г. играл в провинции, в 1888 г. поступил в московский театр Корша, в 1890 г. на сцену Александринского театра, где с успехом играет роли резонеров. Преподает… …

    ЛЕНСКИЙ - (персонаж романа А. С. Пушкина Евгений Онегин) Иль, может быть, Пушкин иль Ленский По ниве идет деревенской; И слабая кашка запутает ноги Случайному путнику сельской дороги. Хл920,21 (272); И луч тройного бога смерти По зеркалу судьбы Блеснул по … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Сост. кн. "Образцовый бухгалтер и счетовод" (М., 1896 1898). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

Каждый, кто хоть раз читал «Евгения Онегина», обязательно восхитится совершенством его содержания, красотой языка и легкостью восприятия. Но и это еще не все. В данном произведении прослеживаются проблемы русского общества начала XIX века. Ведь свободолюбивая и прогрессивная молодежь того времени испытывала большое разочарование в том, что она видела и что ожидало ее в пустой светской жизни. И Онегин как раз один из таких людей.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»

Сочинение на данную тему предполагает ответ на вопрос: а кто же тогда такой Владимир Ленский? Этот герой получил у Пушкина необычайно яркую и живую характеристику. Он поражает своей порядочностью, искренностью и незащищенностью. Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» как раз и олицетворяет некую противоположность искушенному и балованному барчонку, воспитанному без строгой морали и получившему домашнее образование, - Онегину, который уже утомлен и разочарован жизнью и видит в ней лишь лживость и бесцельность.

Сам автор описывает Ленского красавцем в полном расцвете лет, который долгое время жил и учился за границей и был далек от России. Ленский был окутан поэзией Шиллера и Гете, его душа тянулась ко всему нравственному и чистому. Он еще не успел увянуть в хладном разврате света, ведь ему было без малого восемнадцать лет. Для сравнения: возраст Онегина - 26 лет, он совсем не интересовался поэзией и не писал стихи.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» - это яркий типаж образованного культурного и совсем еще юного мечтательного и романтичного человека, который все свои эмоции и переживания стремился выплеснуть в своих стихах. Он совершенно чужой в светском обществе, ему не нравились пиры и шумные бестолковые беседы. Поэтому ему сложно было найти себе единомышленников и близких по духу людей.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»: краткое содержание взаимоотношений между главными героями

И вот сама судьба приводит Ленского в дом к Онегину. Между ними сразу зарождается дружба, хоть и столь странная и необычная. Сошлись две противоположности, очень разные между собой, как волна и камень, как лед и пламень. И даже несмотря на то, что они постоянно спорили, эти люди все равно испытывали друг к другу взаимную симпатию. Ленский очень дорожил этой дружбой, она имела для него огромное значение, так как он нуждался в Онегине и хотел делиться с ним своими переживаниями, а иногда и пофилософствовать на разные темы. Ленский глубоко верил, что всегда придут на помощь и по справедливости осудят обидчика.

«Сердцем милый невежда»

Пушкин не раз обращает свое внимание на то, что Ленский живет в мире грез и несбыточных желаний. Он глубоко не вникает в сущность вещей и поэтому буквально сразу же влюбляется в Ольгу, как только видит ее улыбку, светлые локоны и легкий стан. И как очень романтичная личность, Ленский для себя дописывает ее образ совершенствами и достоинствами, чувствами и мыслями, которых в ней абсолютно не было. Так безумно он полюбил Ольгу. Но она отнюдь не была идеальной.

Так был задуман автором роман «Евгений Онегин». Образ Ленского представлен там слишком чистым и бескорыстным, ведь его главными приоритетами в жизни были вера в свободу, дружбу и, конечно же, любовь, которая его же и погубит.

Из-за своего такого острого восприятия и амбиций он очень болезненно воспринял вызывающее поведение ловеласа Онегина, который решил назло ему пофлиртовать с его невестой Ольгой. Теперь же Ленскому показалось, что его жестоко обманули, и он не в силах вынести этот позор и поэтому вынужден вызвать Онегина на дуэль. Роковой поединок состоялся, и Онегин убил бедного Ленского.

Случайность или закономерность?

Смерть юноши очень даже символична и наталкивает на мысль, что чистые романтичные и мечтательные натуры, далекие от действительности, зачастую погибают из-за столкновений с суровыми реальностями жизни. Наверное, Пушкин именно таким видит выход из царящей в моральной пустоты и безнравственности.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» - это яркий представитель передовой молодой аристократии, погибший от рук товарища. Так ли все случайно получилось? Ведь он был человеком с прекрасными задатками, полный надежд поэт и мечтательный романтик.

Заключение

Ленского приводит к погибели непонимание людей. От него требовалось быть сдержанным и включить вместо максималистских принципов и эмоциональности всего лишь здравый смысл. Но он не смог примириться, помешало его честолюбие и горячность. И поэтому он погиб, причем именно тогда, когда нужно было показать твердость и стойкость характера. Так решил закончить судьбу Ленского Пушкин.

Если бы остался жив, то, скорее всего, он превратился бы в обычного обывателя, разочарованного в людях, без той сентиментальности, которую бы заменил цинизм. Пушкин, задумав образ Ленского в романе «Евгений Онегин», понимал, что у таких людей в то время не было будущего, потому так печальна судьба этого героя.

Среди его известных произведений выделить можно роман в стихах Евгений Онегин, где помимо главного героя важную роль играет Владимир Ленский. Давайте рассмотрим в нашем характеристику Ленского из романа Евгений Онегин, используя цитаты из произведения.

Владимир Ленский краткая характеристика

В целом, создавая образ Онегина, писатель раскрывал тему разочарования действительностью, которое испытывала прогрессивная молодежь, но повстречав на страницах романа Владимира Ленского, мы видим совершено иной образ. Это был живой и искренний персонаж. Его даже можно назвать идеальным человеком.

Из краткой информации, которую дает автор о прошлом Ленского мы понимаем, что он из дворян и родился в поместье Красногорье. Вот только большая часть его жизни прошла в Германии под небом Шиллера и Гете. Под воздействием их творчества воспламенялась и душа Ленского. А когда он приехал из Германии туманной, привезя учености плоды, то стал на Родине завидным полурусским женихом.

Ленский сразу выделяется из светского общества. Он не любит пиры, которые так обожает молодежь, поэтому постоянно бежит от шумной толпы. Желая найти близких по духу людей, он приходит к дому Онегина, где начинается двух противоположностей. Как пишет Пушкин, они были лед и пламя, людьми с разными взглядами на жизнь, где Ленский был романтиком, в то время как Онегин был прагматиком. Но эти противоположности притягивались, поэтому и завязывается дружба между молодыми людьми, которой Ленский очень дорожил.

Будучи романтиком, Ленский часто жил в своем мире, не видя сущности вещей из их глубины, поэтому полюбив Ольгу, он видел только ее прекрасные глаза и тонкий стан, но не замечал ее легкомысленную натуру. Ведь по сути она была, как и другие девушки светского общества. Однако Ленский верит в любовь, как верит и в силу дружбы, поэтому шутку Онегина он воспринял очень серьезно. Не сумев простить заигрываний друга, он вызывает его на дуэль, где и погибает.

В целом, познакомившись с романом Пушкина и встретившись на страницах произведения с Владимиром Ленским, мы увидели в его образе романтика, мечтателя и пылкого юношу. Молодой человек не был развращен светом и обществом, он простодушный, наивный, стыдливый и даже робкий. Это человек, верящий в добро и светлое чувство любви. Он ценит дружеские отношения.

Владимир талантлив, он поэт и пишет стихи своей возлюбленной, умеет играть на клавикордах и увлекается игрой в шахматы. В Ленском мы увидели человека, который мог бы сделать карьеру в науке, или стал философом, пытаясь ответить на вопросы человеческого бытия и его роли в жизни. Но дуэль оборвала нить жизни, и не понять кто в этом виноват. Мне кажется, что ленский сам виноват в трагедии, что с ним приключилась. Ведь, якобы спасая Ольгу от коварства Онегина, он не заметил шутки друга, не разобрался в ситуации, погорячился, воспринимая происходящее за чистую монету. Но он ошибся в своих заключениях. Эта ошибка стоила ему жизни.

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.