Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Экспозиция романа бальзака евгения гранде. В помощь школьнику. Характер и среда в романе Бальзака "Евгения Гранде"

Проблема денег, золота и той всепоглощающей силы, которую приобретает оно в жизни капиталистического общества, определяя все человеческие отношения, судьбы отдельных людей, формирование социальных характеров.

Старик Гранде - современный гений наживы, миллионер, превративший спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы.

Тема - разложение семьи и личности, падение морали, оскорбление всех интимных человеческих чувств и отношений под властью денег. Именно из-за богатств отца несчастная Евгения воспринималась окружающими заведомо как способ наживы солидного капитала. Между крюшотинцами и грассенистами, двумя оппозиционными лагерями жителей Сомюра, постоянно шла борьба за руку Евгении. Конечно же, старик Гранде понимал, что частые визиты в его дом Грассенов и Крюшо – совершенно не искренние выражения почтения старому бочару, и потому он часто говорил сам себе: «Они здесь ради моих денег. Они приходят сюда скучать ради моей дочки. Ха-ха! Моя дочь не достанется ни тем, ни другим, и все эти господа – только крючки на моей удочке!».

Судьба Евгении Гранде – самая скорбная история, рассказанная Бальзаком в его романе. Несчастная девушка как в тюрьме томившаяся долгие годы в доме отца-скряги, всей душой привязывается к своему кузену Шарлю. Она понимает его горе, понимает, что никому на свете он не нужен и что его самый близкий сейчас человек, его родной дядя, не поможет ему по той же самой причине, по которой Евгении приходится всю жизнь довольствоваться плохой едой и жалкой одеждой. И она, чистая сердцем, отдает ему все свои сбережения, мужественно перенося страшный гнев отца. Долгие годы ждёт она его возвращения… А Шарль забывает свою спасительницу, под властью общественных настроений становится таким же Феликсом Гранде – безнравственным накопителем богатства. Он предпочитает Евгении титулованную дурнушку, мадемуазель Д’Обрион, потому что им теперь руководят чисто корыстные интересы. Так оборвалась вера Евгении в любовь, вера в прекрасное, вера в незыблемое счастье и успокоение.

Евгения живет сердцем. Материальные ценности для нее ничто по сравнению с чувствами. Чувства составляют истинное содержание ее жизни, в них для нее – красота и смысл бытия. Внутреннее совершенство ее натуры выявляется и во внешнем облике. Для Евгении и ее матери, имевших в течение всей своей жизни единственной радостью те редкие дни, когда отец разрешал топить печь, и видевших только свой ветхий домишко и каждодневное вязанье, деньги не имели совершенно никакого значения.

Поэтому в то время как все кругом готовы были любой ценой приобретать золото, для Евгении доставшиеся 17 миллионов после смерти отца оказались тяжким бременем. Золото не сможет вознаградить ее за ту пустоту, которая образовалась в ее сердце с потерей Шарля. Да и не нужны ей деньги. Она совсем не умеет с ними обходиться, потому что если они ей и были нужны, то только для того, чтобы помочь Шарлю, помочь тем самым самой себе и своему счастью. Но, к сожалению, единственное существующее для нее в жизни сокровище – родственная привязанность и любовь – бесчеловечно растоптано, и этой единственной надежды она лишилась в самом расцвете лет. В какой-то момент Евгения поняла все неисправимое несчастье своей жизни: для отца она всегда была лишь наследницей его золота; Шарль предпочел ей более состоятельную женщину, наплевав на все святые чувства любви, привязанности и морального долга; сомюрцы смотрели и продолжают смотреть на нее только как на богатую невесту. А те же единственные, кто любил ее не за ее миллионы, а по-настоящему – ее мать и служанка Нанета – были слишком слабы и бесправны там, где безраздельно царил старик Гранде с его туго набитыми золотом карманами. Она лишилась матери, теперь она уже и похоронила отца, протягивающего даже в самые последние минуты своей жизни руки к золоту.


При таких условиях между Евгенией и окружающим ее миром неизбежно возникло глубокое отчуждение. Но вряд ли она сама ясно отдавала себе отчет в том, что именно явилось причиной ее несчастий. Конечно, просто назвать причину – разнузданное господство денег и денежные отношения, стоявшие во главе буржуазного общества, которые и раздавили хрупкую Евгению. Она лишена счастья и благополучия, несмотря на то, что безгранично богата.

И трагедия ее в том, что жизнь таких людей, как она, оказалась абсолютно бесполезной и никому не нужной. Ее способность к глубокой привязанности не нашла отклика.

Потеряв всякую надежду на любовь и счастье, Евгения вдруг меняется и выходит замуж за председателя де Бонфона, который только и ждал этого мига удачи. Но даже этот корыстный человек умер совсем скоро после их свадьбы. Евгения снова осталась одна с еще большим богатством, перешедшим к ней по наследству от покойного мужа. Вероятно, это явилось своеобразным злым роком для несчастной девушки, ставшей вдовою в тридцать шесть лет. Она так и не родила ребенка, ту безнадежную страсть, которой жила Евгения все эти годы.

И все же в конце мы узнаем, что «деньгам было суждено сообщить свою холодную окраску этой небесной жизни и заронить в женщине, которая вся была чувство, недоверие к чувствам». Получается, в конце концов, Евгения стала почти такой же, как ее отец. У нее много денег, но она живет бедно. Живет именно так, потому что привыкла так жить, и другая жизнь уже не поддаётся ее пониманию. Евгения Гранде – это символ человеческой трагедии, выражающейся в плаче в подушку. Она смирилась со своим состоянием, и она уже и помыслить не может о лучшей жизни. Единственное, что она желала – это счастье и любовь. Но не найдя этого, она пришла к полной стагнации. И немалую роль здесь сыграли денежные отношения, царившие в то время в обществе. Не будь они такими сильными, Шарль, скорее всего, не поддался бы их влиянию и сохранил свои преданные чувства к Евгении, и тогда сюжет романа развивался бы более романтично. Но это был бы уже не Бальзак.

Задание № 22. Рассмотрите рисунки и представьте себе, что вы пришли в музей, в зал, где выставлена одежда. Сотрудники музея ещё не успели расставить около экспонатов таблички с названиями эпохи и указанием времени, к которому относятся эти экспонаты. Расставьте таблички самостоятельно; составьте текст для экскурсовода, где были бы отражены причины изменения моды

Мода начала 19 века формировалась под влиянием французской революции. Эпоха рококо ушла вместе с французской монархией. В моде женские наряды простого покроя из светлых легких тканей и минимумом украшений. У мужчин в одежде проявляется «военный стиль», но костюм все еще носит черты 18 века. С завершением эпохи Наполеона, мода как-будто вспоминает забытое. Возвращаются пышные женские платья с кринолинами и глубокими декольте. А вот мужской костюм становится практичнее и окончательно переходит к фраку и непременному головному убору — цилиндру. Далее, под влиянием изменений в повседневной жизни женская одежда сужается, но, по-прежнему, широко применяются корсеты и кринолины. Мужская одежда остается практически без изменений. В начале 20 века женская одежда начинает избавляться от корсетов и кринолинов, но чрезвычайно суживается платье. Мужской костюм окончательно превращается в классическую «тройку»

Задание № 23. Русский физик А. Г. Столетов писал: «Никогда со времён Галилея свет не видал столько поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея…»

Какие открытия имел в виду Столетов? Перечислите их

1. Открытие явления электромагнитной индукции

2. Открытие сжижения газов

3. Установление законов электролиза

4. Создание теории поляризации диэлектриков

Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К. А. Тимирязевым?

«Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они ни зашли вперёд, они будут идти по проложенному им пути, а более этого в науке не может сделать даже гений». Запишите свою точку зрения

Пастер является основоположником микробилогии — одного из фундаментов современной медицины. Пастер открыл способы стерилизации и пастеризации, без которых невозможно представить не только современную медицину, но и пищевую промышленность. Пастер сформулировал основы вакцинации и является одним из основоположников иммунологии

Английский физик А. Шустер (1851—1934) писал: «Моя лаборатория была наводнена врачами, приводившими пациентов, подозревавших, что они имеют иголки в разных частях тела»

Как вы думаете, какое открытие в области физики позволило обнаруживать посторонние предметы в теле человека? Кто автор этого открытия? Ответ запишите

Открытие немецким физиком Вильгельмом Рентгеном лучей, названных впоследствии его именем. На основе этого открытия был создан рентгеновский аппарат

Европейской академией естественных наук учреждена медаль Роберта Коха. Как вы думаете, какое открытие Коха обессмертило его имя?

Открытие возбудителя туберкулеза, названного в честь ученого «палочкой Коха». Помимо этого немецкий бактериолог разработал лекарства и профилактические меры против туберкулеза, что имело громадное значение, ведь в то время это заболевание было одной из главных причин смертности

Американский философ и педагог Дж. Дьюи сказал: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньшие познания, чем из своих успехов»; «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения»

Прокомментируйте высказывания Дж. Дьюи

Первое высказывание созвучно утверждению, что отрицательный результат — это тоже результат. Большинство открытий и изобретений делалось путем многократно повторяемых опытов, в большинстве своем неудачных, но дававших исследователям знания, приводившим в итоге к успеху

«Великой дерзостью воображения» философ называет способность пред-ставить невозможное, увидеть то, что выходит за рамки обычного представления об окружающем мире

Задание № 24. Яркие образы романтических героев воплощены в литературе начала 19 в. Прочитайте фрагменты из произведений романтиков (вспомните произведения того времени, знакомые вам по урокам литературы). Постарайтесь найти в описании столь разных героев нечто общее (внешность, особенности характера, поведение)

Отрывок из Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»

Отрывок из Дж. Байрона «Корсар»

Отрывки из В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Как вы думаете, какими причинами можно объяснить то, что именно эти литературные герои олицетворяли собой эпоху? Запишите свои рассуждения

Всех этих героев объединяет богатый внутренний мир, скрытый от окружающих. Герои уходят как бы в себя, руководствуются больше сердцем, чем разумом и им нет места среди обычных людей с их «низменными» интересами. Они как бы над обществом. Это типичные черты романтизма, возникшего после краха идей просвещения. В обществе, очень далеком от справедливости, романтизм изображал прекрасную мечту, презирая мир разбогатевших лавочников

Перед вами иллюстрации к литературным произведениям, созданным романтиками. Узнали ли вы героев? Что помогло вам? Подпишите под каждым рисунком имя автора и название литературного произведения, к которому выполнена иллюстрация. Придумайте название для каждой

Задание № 25. В повести О. Бальзака «Гобсек» (написана в 1830 г., окончательная редакция — 1835 г.) герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь:

«То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азорскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова . Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения… Вот поживёте с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним . Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов, — человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили »

Подчеркните в тексте предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека

Человек, лишенный сочувствия, понятий добра, чуждый сострадания в своем стремлении к обогащению, назван «живоглотом». Трудно предположить, что именно могло сделать его таким. Подсказка, возможно, в словах самого Гобсека, что лучший учитель человека — это несчастье, только оно помогает человеку узнать цену людям и деньгам. Трудности, несчастья собственной жизни и окружающее Гобсека общество, где главным мерилом всего и наибольшим благом считалось золото, сделали из Гобсека «живоглота»

Опираясь на сделанные вами выводы, напишите небольшой рассказ — историю жизни Гобсека (детство и юность, путешествия, встречи с людьми, исторические события, источники его богатства и т. д.), рассказанную им самим

Родился я в семье бедного ремесленника в Париже и очень рано лишился родителей. Оказавшись на улице, я хотел одного — выжить. В душе все вскипало, когда видел пышные наряды аристократов, золоченые кареты, проносившиеся по мостовым и вынуждавшие вас вжиматься в стену, чтобы не быть раздавленным. Почему мир так несправедлив? Потом… революция, идеи свободы и равенства, вскружившие всем голову. Не стоит и говорить, что я примкнул к якобинцам. А с каким восторгом я принял Наполеона! Он заставил нацию гордиться собой. Затем была реставрация и вернулось все то, против чего так долго боролись. И вновь миром правило золото. О свободе и равенстве более не вспоминали и я уехал на юг, в Марсель… После долгих лет лишений, скитаний, опасностей мне удалось разбогатеть и усвоить главный принцип нынешней жизни — лучше давить самому, чем быть раздавленным другими. И вот я в Париже, и ко мне идут просить денег те, от чьих карет приходилось шарахаться когда-то. Думаете я рад? Нисколько, это еще больше утвердило меня во мнении, что главное в жизни — золото, только оно дает власть над людьми

Задание № 26. Перед вами репродукции двух картин. Оба художника писали произведения преимущественно на бытовые темы. Рассмотрите иллюстрации, обратив внимание на время их создания. Сравните оба произведения. Есть ли нечто общее в изображении героев, отношении авторов к ним? Может быть, вам удалось заметить и различное? Запишите результаты своих наблюдений в тетрадь

Общее: Изображены бытовые сцены из жизни третьего сословия. Мы видим расположение художников к своим персонажам и их знание предмета

Различное: Шарден изображал на своих картинах спокойные задушевные сцены, полные любви, света и покоя. У Мюлле мы видим бесконечные усталость, безысходность и покорность тяжелой судьбе

Задание № 27. Прочитайте фрагменты литературного портрета знаменитого писателя 19 в. (автор эссе — К. Паустовский). В тексте имя писателя заменено буквой N.
О каком писателе рассказал К. Паустовский? Для ответа вы можете воспользоваться текстом § 6 учебника, в котором даны литературные портреты писателей.

Подчеркните в тексте фразы, которые, с вашей точки зрения, позволяют достаточно точно определить имя писателя

Понятны и наглядны для широких писательских кругов были рассказы и стихи N, колониального корреспондента, который и сам под пулями стоял, и с солдатами общался, и не гнушался обществом колониальной интеллигенции.

О повседневной жизни и труде в колониях, о людях этого мира — английских чиновниках, солдатах и офицерах, которые создают империю за тридевять земель от родных ферм и городов, лежащих под благословенным небом старой Англии, повествовал N. Он и писатели, близкие к нему по общему направлению, славили империю, как великую Матерь, не устающую отряжать за дальние моря новые и новые поколения своих сынов.

Дети разных стран зачитывались «Книгами Джунглей» этого писателя . Талант его был неистощим, язык точен и богат, выдумка его была полна правдоподобия. Всех этих свойств достаточно для того, чтобы быть гением, принадлежать человечеству

О Джозефе Редьярде Киплинге

Задание № 28. Французский художник Э. Делакруа много путешествовал по странам Востока. Его увлекла возможность изображать яркие экзотические сцены, волновавшие воображение

Придумайте несколько «восточных» сюжетов, которые, как вам кажется, могли бы заинтересовать художника. Запишите сюжеты или их названия

Смерть персидского царя Дария, Шахсей-Вахсей у шиитов с самоистязанием до крови, похищение невест, скачки у кочевых народов, соколиная охота, охота с гепардами, вооруженные бедуины верхом на верблюдах.

Дайте названия картинам Делакруа, изображённым на с. 29—30

Постарайтесь найти альбомы с репродукциями произведений этого художника. Сравните названия, данные вами, с подлинными. Запишите названия других картин Делакруа о Востоке, которые заинтересовали вас

1. «Алжирские женщины в своих покоях», 1834 г.

2. «Львиная охота в Марокко», 1854 г.

3. «Марокканец, седлающий коня», 1855 г.

Другие картины: «Клеопатра и крестьянин», 1834 г., «Резня на Хиосе», 1824 г., «Смерть Сарданапала» 1827 г., «Поединок гяура с пашой», 1827 г., «Схватка арабских скакунов», 1860 г., «Фанатики Танжера» 1837-1838 гг.

Задание № 29. Современники справедливо считали карикатуры Домье иллюстрациями к произведениям Бальзака

Рассмотрите несколько таких работ: «Маленький клерк», «Робер Макер — биржевой игрок», «Законодательное чрево», «Действие лунного света», «Представители правосудия», «Адвокат»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать произведения Домье

1. «Маленький клерк» — «Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры»

2. «Робер Макер — биржевой игрок» — «Характер нашей эпохи, когда деньги составляют все: законы, политику, нравы»

3. «Законодательное чрево» — «Наглое лицемерие внушает уважение людям, привыкшим прислуживать»

4. «Действие лунного света» — «Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой»

5. «Адвокаты» — «Дружба двух святош делает более зла, чем открытая вражда десяти негодяев»

6. «Представители правосудия» — «Если все время будешь говорить один — всегда будешь прав»

Могут служить иллюстрациями к следующим произведениям: «Чиновники», «Дело об опеке», «Темное дело», «Банкирский дом Нусингена», «Утраченные иллюзии» и др.

Задание № 30. Художники разных эпох иногда обращались к одному и тому же сюжету, но трактовали его по-разному

Рассмотрите в учебнике 7 класса репродукции знаменитой картины Давида «Клятва Горациев», созданной в эпоху Просвещения. Как вы думаете, мог ли этот сюжет заинтересовать художника-романтика, жившего в 30—40-е гг. XIX в.? Как бы выглядело произведение? Опишите его

Сюжет мог заинтересовать романтиков. Они стремились изображать героев в моменты наивысшего напряжения духовных и физических сил, когда обнажается внутренний духовный мир человека, показывая его сущность. Произведение могло выглядеть так же. Можно заменить костюмы, приблизив их к современности

Задание № 31. В конце 60-х гг. XIX в. в художественную жизнь Европы ворвались импрессионисты, отстаивавшие новые взгляды на искусство

В книге JI. Волынского «Зелёное дерево жизни» есть небольшой рассказ о том, как однажды К. Моне, как всегда под открытым небом, писал картину. На мгновение солнце спряталось за тучу, и художник прекратил работу. В эту минуту его застал Г. Курбе, заинтересовавшийся, почему он не работает. «Жду солнца», — ответил Моне. «Вы могли бы пока написать пейзаж заднего плана», — пожал плечами Курбе

Как вы полагаете, что ответил ему импрессионист Моне? Запишите возможные варианты ответа

1. Картины Монэ пронизаны светом, они яркие, искрящиеся, радостные — «для простора нужен свет»

2. Вероятно, ждал вдохновения — «мне не хватает света»

Перед вами два женских портрета. Рассматривая их, обратите внимание на композицию произведения, детали, особенности изображения. Поставьте под иллюстрациями даты создания произведений: 1779 г. или 1871 г.

Какие подмеченные вами особенности портретов позволили правильно выполнить это задание?

По одежде и по манере письма. «Портрет герцогини де Бофор» Гейнсборо — 1779 г. «Портрет Жанны Самари» Ренуара — 1871 г. Портреты Гейнсборо выполнялись в основном на заказ. В утонченной манере изображались холодно-отстраненные аристократки. Ренуар же изображал обычных француженок, молодых веселых и непосредственных, полных жизни и очарования. Различается и техника живописи

Задание № 32. Открытия импрессионистов проложили дорогу постимпрессионистам — живописцам, стремившимся с максимальной выразительностью запечталеть собственное неповторимое видение мира

Полотно Поля Гогена «Таитянские пасторали» создано художником в 1893 г. во время его пребывания в Полинезии. Попробуйте составить рассказ о содержании картины (что происходит на полотне, как относится Гоген к миру, запечатленному на холсте)

Считая цивилизацию болезнью, Гоген тяготел к экзотическим местам, стремился слиться с природой. Это находило отражение в его картинах, где изображался быт полинезийцев, простой и размеренный. Подчеркивала простоту и манера письма. На плоскостных полотнах изображались статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные

Рассмотрите и сравните два натюрморта. Каждое произведение рассказывает о том времени, когда оно было создано. Есть ли нечто общее у этих произведений?

На натюрмортах изображены простые обыденные вещи и незатейливые плоды. Оба натюрморта отличает простота и лаконичность композиции

Заметили ли вы разницу в изображении предметов? В чем она?

Клас детально воспроизводит предметы, строго выдерживает перспективу и светотени, использует мягкие тона. Сезанн представляет нам картину как бы с разных точек зрения, использует четкий контур, чтобы подчеркнуть объем предмета, и яркие насыщенные краски. Смятая скатерть выглядит не такой мягкой, как у Класа, а скорее играет роль фона и придает резкость композиции

Придумайте и запишите воображаемую беседу голландского художника П. Класа и французского живописца П. Сезанна, в которой они говорили бы о своих натюрмортах. За что они хвалили бы друг друга? Что подвергли бы критике эти два мастера натюрморта?

К.: «Я использовал свет, воздушную среду и единый тон чтобы выразить единство предметного мира и окружающей среды»

С.: «Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду и хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока»

К.: «Мне кажется, вы недостаточно детально и неправильно изображаете предметы»

С.: «Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения»

К.: «Но мне нравится ваша работа с цветом, я тоже считаю это важнейшим элементом живописи»

С.: «Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной»

марта 04 2011

Создавая «Человеческую комедию», Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда . Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - «Гобсек» и «Евгения Гранде». Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что , владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную , казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый «добряк» с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. «Добряк» Гранде такого же рода накопитель, как и Гобсек. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789 г. Как и , золото «грело» душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени. «Скряги не верят в будущую жизнь, для них все - в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой и нравами», - читаем мы в романе.

Монотонное течение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушается приездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца, разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженную меркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упивается светскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей сильным характером, Шарль уже «размотал» «зерно чистого золота, брошенное в его сердце матерью».

Внезапно вспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба после возвращения в Париж на дочери маркиза д’Об-рион - таков сюжет романа.

Однако в романе описана не только любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая за семь лет странствий Шарля стала «тканью жизни» затворницы из Сомюра. К тому же Шарль еще и ‘продешевил», поскольку Евгения, единственная наследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля.

Бальзак написал свое в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. «Евгения Гранде» был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, «какая такая жизнь бывает».

Многие крупные писатели, выступившие вслед за ним, учились у Бальзака изображению среды, умению неторопливо и обстоятельно вести . Ф. М. Достоевский, прежде чем обратиться к собственным творческим замыслам, первым перевел на русский в 1843 г. роман «Евгения Гранде».

По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское «патриархальное» дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов - сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных «рыцарей наживы» абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Папаши Гранде в романе «Евгения Гранде» . Литературные сочинения! Из откликов советских людей, на снижение розничных цен на продовольственные товары в 1952 г.Вознесенский Р. Н., студент:Поздравляю всех со снижением

цен. Несмотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится и крепнет.Вадюхин П. В., экономист Главобувьсбыта:Несомненно, со снижением цен могут быть проведены мероприятия по снижению зарплаты за счет имевшейся надбавки на хлеб или за счет увеличения подписки на государственный заем.
Савицкая М. А., художница:Следом за снижением всегда сейчас же бывает снижение расценок и зарплаты у всех рабочих и служащих. Поэтому снижение не играет никакой роли.Сальников П. И., студент: Хотя и произошло новое снижение, а все равно население питается суррогатами и концентратами, так как в магазинах нет мяса, яйца, а если где и появится что-либо, то в магазинах устраиваются громадные очереди.

Используя приведенные отклики на снижение розничных цен в 1952 г., дайте свою оценку этому событию.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите это понятие. Слова и словосочетания не могут


Частные, коллективная, государство, объект, собственность, муниципалитет, передать, руки, или.

Используя все приведенные слова составить предложения. Зависимость, форма, крестьяне, когда, лично, со всем, они, своим, принадлежат, земля,

владелец, имущество.

Население, наследственные, группа, права, установленные, обязанности, государство.

17 век, начало, борьба за, вооруженная, экономические, власть, проблемы, политические, обострились, когда, Россия, длительная, и, разгорелась.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите это понятие Слова и словосочетание не

могутиспользоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
1) Население, система, содержались, управление, наместник, который, счёт.
2) Годы, исторический, события источник, письменный, который, событиях, записываются.

помогите. Используя все приведенные слова, составьте определение исторического термина. Слова не могут использоваться дважды,

разрешается добавлять предлоги и

изменять слова по падежам.

А) Рента, или, крестьянин, барский, хозяйственный, феодальный, обязан, орудия

труда, поле, хозяйственный, вид, которой, был, другие, обрабатывать, выполнять, работа.

Б) Юрьев день, который, владелец, уплачивал, крестьянин, после, свой, плата,

уход, неделя, осенний, и, неделя.

В) Великий князь, свой, должностное лицо, пожалование, который, вид,

администрация, содержался, течение, местное население, княжеский, счёт, период службы.

Г) Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высший, должность, служба, предки,

назначение, государственный, личный, соответствие.

Назовите зашифрованные исторические термины.

В небольшом провинциальном городке под названием Сомюр одной из наиболее выгодных невест считается Евгения Гранде, отцу которой, ранее обыкновенному бочару, удалось по-настоящему разбогатеть в нелегкие революционные годы. В его собственности теперь находится несколько виноградников и крупных ферм, тогда как состояние этого человека, по мнению местных обывателей, превышает сумму в пять миллионов франков.

Два весьма уважаемых в этих краях человека, банкир де Грассен и нотариус Крюшо, мечтают увидеть сына и племянника в роли супруга дочери Гранде Евгении, и весь город с интересом наблюдает за тем, кто же окажется победителем в этом состязании и кому старик Гранде все же решится отдать руку своей наследницы.

Невзирая на свое богатство, семья Гранде продолжает жить чрезвычайно скромно из-за крайней скупости ее главы. В доме проживает только одна служанка Нанета, рослая женщина, внешне скорее напоминающая мужчину. Гранде много лет назад принял ее в услужение, когда несчастной девушке везде отказывали в работе из-за ее непривлекательности. С тех пор Нанета сохраняет беспредельную преданность своему господину и трудится день и ночь за весьма маленькое жалованье. Правда, супруга Гранде и его дочь также постоянно заняты рукоделием, суровый муж и отец жестко контролирует любые их расходы, вынуждая постоянно и на всем экономить.

В день рождения Евгении, как обычно, в гости явились семейство Крюшо и де Грассен, однако, против обыкновения, неожиданно приехал также и Шарль Гранде, сын брата хозяина дома, который давно обосновался в столице. Молодой человек вручает дядюшке написанное отцом письмо и, видя крайне убогую и скудную обстановку вокруг себя, решает, что провинциальные родственники весьма бедны.

В то же время Евгения, которой минуло 23 года, даже не догадывается о том, насколько она богата. Она не думает и о том, что довольно красива, ведь отец всегда заставлял ее считать каждую копейку и требовал неустанной работы по хозяйству. Ее симпатичный и изящный парижский кузен просто поражает воображение застенчивой девушки, он кажется ей нисколько не похожим на тех, кто постоянно находится рядом с нею. Евгения даже отдает Нанете распоряжение затопить для Шарля камин в его комнате, хотя в этом доме никогда не допускается ничего подобного.

Отец Евгении узнает из письма брата о том, что тот полностью обанкротился и был вынужден покончить с собой. Перед смертью он лишь умоляет брата помочь его сыну, юноша избалован легкой жизнью и всеобщей любовью, парень не сможет выдержать нищенского существования и позора.

На следующее утро всему Сомюру становится известно о самоубийстве брата Гранде, старик без церемоний сообщает обо всем Шарлю, потрясенный молодой человек не в силах удержаться от слез. Евгения испытывает к двоюродному брату глубочайшее сострадание, и мать пытается предостеречь девушку, понимая, что она может и полюбить кузена, а это не принесет ее дочери ничего, кроме страданий.

Шарль, в свою очередь, тронут участием добросердечной кузины. Видя все происходящее, Евгения едва ли не впервые в жизни начинает размышлять о материальных вопросах, девушка полагает, что ее отец действительно мог бы помочь несчастному юноше. Тем не менее, сначала старый скряга не желает и слышать об этом, но затем несколько смягчается, ведь речь идет о добром имени его семьи. Гранде соглашается вложить некоторую сумму в государственную ренту, и все вокруг превозносят его доброту и благородство.

Евгения уговаривает кузена принять ее сбережения, Шарль, в свою очередь, дарит ей портреты своих родителей. После этого молодой человек принимает решение уехать на заработки в Ост-Индию, однако обещает довольно скоро вернуться. Евгения, искренне поверившая в их взаимные чувства, с нетерпением ожидает возлюбленного, намереваясь в дальнейшем стать его женой, ведь Шарль поклялся ей в любви.

Однако перед Новым годом старый Гранде, по своему обыкновению, желает увидеть золотые монеты, которые он ранее на протяжении многих лет дарил дочери. Узнав правду, он приходит в глубочайшую ярость и приказывает дочери не выходить из комнаты, держа ее исключительно на хлебе и воде. Даже робкая госпожа Гранде впервые осмеливается спорить с мужем, затем женщина заболевает и через некоторое время умирает, хотя перед ее уходом отец все же торжественно прощает Евгению. После кончины матери девушка без всяких возражений отказывается от причитающегося ей наследства.

В течение следующих пяти лет Евгения продолжает унылую и однообразную жизнь в доме пожилого отца, надеясь лишь на возвращение Шарля. Но во Францию приезжает не прежний кроткий и мягкий юноша, а ловкий делец, действительно наживший состояние на торговле рабами. Он давно почти забыл о существовании Евгении, прислав ей лишь письмо о том, что она может считать себя свободной от всяких обязательств, он собирается вступить в брак с другой девушкой, происходящей из дворянской семьи.

Эта новость едва не убивает Евгению, отца которой к этому моменту уже нет в живых, но она узнает от своей недоброжелательницы и о том, что отец невесты Шарля, родовитый маркиз, не желает отдавать дочь за сына банкрота, у которого все еще остается немало долгов. Мадемуазель Гранде немедленно дает согласие на брак с председателем суда Крюшо, давно добивавшимся ее руки, и тут же отправляется в Париж, где платит по всем долговым обязательствам покойного дяди.

Муж всегда старается держаться с Евгенией уважительно, помня об ее огромном состоянии, хотя сама женщина уже ни на что не надеется и ни к чему не стремится. Однако Крюшо уходит из жизни раньше, Евгения становится вдовой, еще не достигнув 40 лет. Несмотря на все свое богатство, она продолжает одинокое и замкнутое существование, хотя соседи замечают, что за ней настойчиво ухаживает некий аристократ, и допускают, что она может вновь выйти замуж.