Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Эдвард мунк крик причина создания. Анализ картины "крик" эдварда мунка. Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан

Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк - «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Это одна из самых знаменитых картин в мире, которая даже вдохновила создателей известного одноименного фильма «Крик» 1983 года в жанре триллер.

Описание картины «Крик» различными искусствоведами часто включает самые разнообразные предположения о том, что хотел выразить автор своим крайне необычным сюжетом. И до сих пор полностью сойтись во мнениях знатокам не удается. Но есть несколько фактов об истории создания картины, а так же достаточно достоверных предположений о деталях изображения.

«Крик» - что вдохновило художника?

Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.

На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.

Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.

По версии одного из исследователей творчества Мунка - Роберта Розенблюма - прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка - Поля Гогена.

«Крик»: сюжет картины

Автор применил экспрессионизм, чтобы выразить сложность и остроту переживаний персонажа. Размытые линии как бы вибрируют, они нечеткие, перетекают одна в другую. Создается впечатление, что у смотрящего на картину немного нечеткое зрение. Такой эффект полностью погружает зрителя в сюжет: переживания персонажа. Зритель сам погружается в туман отчаяния и горя, которые испытывает центральная фигура, начинает испытывать напряжение, от которого страдает герой, как видно на фото картины Эдварда Мунка «Крик».

Что заставляет кричать героя картины, или какие крики природы он сам слышит, удается отгадать по изображению пейзажа, на фоне которого изображен центральный персонаж. Помимо нечетких линий, которые передают напряженное состояние героя и его переживания, можно обнаружить, что центральная фигура и изображение героя находятся в резонансе. Линии, которые их изображают, практически сливаются в единое целое, обнаружить границы между ними практически невозможно.

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы - это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.


На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.


Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» - это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.


Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Категория

150 лет назад недалеко от Осло родился Эдвард Мунк - норвежский живописец, чье охваченное отчуждением и ужасом творчество мало кого может оставить равнодушным. Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. Но помимо неизменных мотивов одиночества и смерти в его картинах чувствуется и желание жить.

"Больная девочка" (1885-1886)

"Больная девочка" — ранняя картина Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.

"Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения", — вспоминал Мунк о своем детстве.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Больная девочка". 1886

Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой — тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, "ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки", и ничем не мог помочь дочери.

В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.

Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков. Так, "Больную девочку" называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину. "Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин", — написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.

Критика не изменила мнение самого художника, для которого "Больная девочка" оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.

"Крик" (1893)

В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений - его "Крик" знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал "Крик" в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю - в 1910-м. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над "Тревогой" (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и "Вечером на улице Карла Иоанна" (1892). По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от "Крика" и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки - любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду "Крик природы" (первоначальное название картины - ред.). Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.

О том, что легло в основу "Крика", сам художник написал в своем дневнике. В записи под названием "Ницца 22.01.1892" сказано: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

"Крик" Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину - знаменитая .

"Мадонна" (1894)

Картина Мунка, которая сегодня известна под названием "Мадонна", изначально называлась "Любящая женщина". В 1893 году для нее художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Мадонна". 1894

По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.

Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие "волнистые" лучи. Всего художник создал пять вариантов полотна, которые сегодня хранятся в музее Мунка, Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, в Кунстхалле в Гамбурге и в частных коллекциях.

"Расставание" (1896)

Почти во всех своих картинах, написанных на протяжении 1890-х, Мунк использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. На подобных картинах Мунк обычно изображал главного героя на переднем плане и нечто, напоминающее ему о прошлом, позади.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Расставание". 1896


В "Расставании" главный герой - покинутый мужчина, которому воспоминания не позволяют порвать с прошлым. Мунк показывает это с помощью длинных волос девушки, которые развиваются и касаются головы мужчины. Образ девушки - нежный и будто не до конца прописанный - символизирует светлое прошлое, а фигура мужчины, чей силуэт и черты лица изображены более тщательно, принадлежит к мрачному настоящему.

Мунк воспринимал жизнь как постоянное и последовательное расставание со всем, что дорого человеку, по пути к окончательному расставанию с самой жизнью. Силуэт девушки на полотне частично сливается с пейзажем - так главному герою будет легче пережить потерю, она станет лишь частью всего, с чем он неизбежно расстается в течение жизни.

"Девушки на мосту" (1899)

"Девушки на мосту" — одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания - признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Возможно, так случилось, потому что это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в "Девушках на мосту" отразилось редкое для художника состояние душевной радости.

Мунк написал целых семь версий картины, первая из которых датирована 1899 годом и сегодня хранится в Национальной галерее Осло. Другую версию, написанную в 1903 году, можно увидеть в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В Россию картину привез коллекционер Иван Морозов, который купил полотно на парижском Салоне Независимых.

Один из самых значимых, талантливых и загадочных художников 19-го столетия - Винсент Ван Гог. Картина "Крик" также относится к этому периоду. До сих пор она остается, пожалуй, самым узнаваемым художественным произведением позапрошлого века. Что общего у великого художника и великого произведения искусства? Попробуем разобраться.

Биография Ван Гога

В 1853 году появился на свет Винсент Ван Гог. Картина "Крик" была написана в 1893 году, когда художник уже скончался. Но по стилистике и настроению она походит на многие его произведения. Чем же они так похожи и кто на самом деле написал знаменитое полотно? Обо всем по порядку.

Ван Гог родился в небольшой деревушке Грот-Зюндерт в Нидерландах. Совсем рядом пролегала граница с Бельгией. Его отец был протестантским пастором, а мать - дочерью успешного книготорговца из Гааги.

Будущий художник был вторым ребенком в семье, назвали его в честь дедушки по отцовской линии. Когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в деревенскую школу, но проучился в ней только год. Образование он продолжил получать дома вместе с сестрой. В 11-летнем возрасте уехал в интернат в Зевенберген. И хотя заведение находилось неподалеку от родного дома, разлука с близкими доставляла Ван Гогу серьезные страдания.

В интернате он проявлял тягу к языкам и рисованию, что не удивительно. В 15 лет паренек бросил интернат посреди учебного года и вернулся домой. На этом его официальное образование закончилось.

Первые шаги во взрослой жизни

Ван Гог работал с 16 лет. Начал в художественно-торговой фирме своего дяди, где освоил профессию дилера. Поначалу на службе все складывалось успешно, Винсент трудился настолько рьяно, что вскоре его перевели в более престижный лондонский офис. Ежедневно Ван Гог сталкивался с лучшими произведениями искусства своего времени, благодаря чему вскоре начал хорошо разбираться в живописи.

Он вел насыщенную жизнь на работе, регулярно посещал выставки и музеи. Но несчастная любовь сыграла с ним злую шутку. Отвергнутый (до сих пор достоверно неизвестно, в кого именно он был влюблен), Ван Гог постепенно потерял интерес к службе, много читал Библию.

К 1875 году его перевели в парижский офис. Параллельно он начал пробовать сам рисовать. Вскоре после этого окончательно охладел к работе и решил, что торговцы картинами, к которым он, по сути, принадлежал, - худшие враги искусства. В результате его уволили.

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Расцвет творчества Ван Гога

Расцвет творчества Ван Гога наступил в 80-х годах XIX века. В своих работах он проявлял художественный темперамент, а также животный страх перед силами, враждебными человеку. Все это нашло отражение в его полотнах "Желтый дом", "Красные виноградники в Арле", "Спальня ван Гога в Арле".

В то время он близко общался с еще одним знаменитым художником того времени - Полем Гогеном. В 1888 году Гоген специально приезжал в Арль, где тогда жил Ван Гог, чтобы обсудить с ним идею создания южной мастерской живописи. Однако все закончилось скандалом и конфликтом. Гоген был раздражен безалаберностью Ван Гога, герой же нашей статьи оставался в недоумении из-за того, что Гоген не мог принять идею коллективного направления живописи во имя будущего.

Конфликт с Гогеном

Конфликт с Гогеном достиг апогея за неделю до Нового 1889 года. Ван Гог набросился на коллегу с бритвой, и только чудом Гогену удалось спастись.

До сих пор доподлинно неизвестны причины и обстоятельства того конфликта. Есть версия, что Ван Гог напал на Гогена, когда тот спал, последнего спасло только то, что он вовремя проснулся.

Достоверно известно лишь то, что после неудачного покушения Ван Гог отрезал себе мочку уха. Но и здесь нет единого мнения относительно того, зачем он это сделал. Одни считают, что это произошло в порыве раскаяния, другие полагают, что это было проявлением безумия, приступы которого все чаще посещали художника из-за регулярного употребления абсента.

На следующее утро Ван Гога увезли в психиатрическую клинику.

Последние работы

В периоды просветления Ван Гог просил отпустить его из клиники, чтобы продолжить работу над картинами, но жители городка Арля попросили этого не делать, опасаясь его вспышек безумия.

В итоге художник поселился в клинике для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Там он в течение целого года усердно работал над новыми полотнами. Творчество Ван Гога этого периода лучше всего характеризует картина "Звездная ночь", в которой наиболее ярко проявляется огромное нервное напряжение и динамизм. Всего же за этот период постимпрессионист написал около 150 полотен.

В 1890 году он обосновался под Парижем, где продолжил работать. Здесь написал свое знаменитое "Пшеничное поле с воронами". Вскоре после этого его жизнь трагически оборвалась.

Отправившись на прогулку с красками и холстом, он выстрелил себе в грудь из револьвера, который купил незадолго до этого, чтобы отпугивать птиц. Пуля прошла под сердцем, он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, но спасти его не смогли. 29 июля 1890 года скончался Винсент Ван Гог. Картину "Крик" он так и не увидел, с ее автором не познакомился, хотя они и жили в одно время, в одной части планеты.

История картины "Крик"

Картина "Крик" создавалась в период между 1893 и 1910 годом. На самом деле это была не одна, а целая серия работ. Автор картины "Крик" - норвежский экспрессионист Эдвард Мунк. При одном только взгляде на полотно знатокам искусства становится понятно, что на художника оказал заметное влияние голландский живописец.

"Крик" стал своеобразной эмблемой экспрессионизма, прелюдией к новому искусству XX века. Мунк в своей работе предвидел многие основные моменты модернизма, до которого оставалось совсем немного времени. Стоит отметить, что определенную роль в этом сыграл и Ван Гог. Картина "Крик" многим напоминает работы голландского живописца. В ней можно рассмотреть темы, которые стали основными в 20-м столетии. Это одиночество, отчаяние и отчуждение.

Эдвард Мунк

Автор картины "Крик" Эдвард Мунк родился в норвежском городке Хедмарке в 1863 году. Он был не только известным художником, но и теоретиком искусства. Одним из первых представителей такого направления, как экспрессионизм. Его работы оказали большое влияние на искусство в XX веке. Близкие автору темы - это смерть и одиночество, которые при этом сопровождаются неутолимой жаждой к жизни.

Одной из его первых известных работ стала "Больная девочка", написанная в 1886 году. Он написал крупное полотно, основанное на собственных воспоминаниях о болезни и смерти старшей сестры Софи. Он стремился выплеснуть на полотно свои самые сокровенные чувства, критики же отнеслись к работе холодно. Писать так откровенно, выворачивая душу наизнанку, в то время было еще непринято.

Картина "Крик"

Считается, что картина "Крик" Эдварда Мунка была написана в 1893 году. На холсте изображена фигура кричащего человека. Причем она настолько примитивна, что доведена до уровня скелета, сперматозоида или эмбриона.

Описание картины "Крик" невозможно без упоминания о волнообразных пейзажах, которые как бы повторяют округленные контуры головы главного персонажа и его максимально широко раскрытого рта. Кажется, что крик исходит отовсюду. Налицо яркая негативная эмоция, из-за чего первое время многие не могли понять, кто написал это произведение - Мунк или Ван Гог.

Негативная эмоция, которая прорывается от единственного персонажа этого произведения, подминает под себя весь окружающий мир и приобретает просто вселенский размах.

Но некоторые критики делают другое описание картины "Крик". Они замечают на ней человека, агонизирующего из-за "крика природы", как его называл сам автор. Этот крик для Мунка раздавался отовсюду.

Картина Эдварда Мунка будто смогла заглянуть в грядущее столетие. Предсказав все войны, эпидемии, экологические катастрофы и революции, которые обрушились на человечество за эти сто лет. При этом, по мнению многих критиков, автор буквально отрицает любую, даже малейшую возможность противостоять им и преодолеть невзгоды. Они неизбежны, и им приходится подчиняться. Автор не видит выхода из этой ситуации.

Версии "Крика"

Известно, что существует несколько версий картины "Крик" норвежца Мунка. Как минимум четыре. Известный экспрессионист их написал, применяя разные техники и способы письма.

Картина "Крик", оригинал которой находится в музее Мунка в норвежской столице Осло, представлена в галерее в двух вариантах. Один выполнен маслом, другой - пастелью.

Еще одно произведение автора под этим же названием хранится в Национальном музее Норвегии. Именно эта версия считается наиболее знаменитой в мире. По счету она была написана второй. Для ее создания художник также использовал масло.

Еще одна версия "Крика" до сих пор находится не в государственной галерее, а в частных руках. Полотно, написанное пастелью, принадлежало норвежскому бизнесмену и миллиардеру Петтеру Олсену. В 2012 году он выставил его на открытый аукцион. В результате картина была продана американскому бизнесмену Леону Блэку. Ее стоимость составила почти 120 миллионов долларов США. На тот момент это был рекорд по стоимости для произведения искусства.

Такой интерес к работе Мунка не раз делал её мишенью для злоумышленников, которые стремились украсть или подделать картину. Знаменитая кража "Крика" из норвежского Национального музея состоялась в 1994 году. На место ее удалось вернуть только через несколько месяцев.

Картина «Крик», созданная предположительно в конце XIX - начале XX века, обрела невероятную популярность в наше время. Ее неоднократно пародировали, создавали комиксы и переосмысленные наброски. Образ с картины использовался в рекламе, мультфильмах, видеороликах. Идея маски из фильма ужасов «Крик» была навеяна именно этим полотном. Существуют легенды о проклятии картины - вокруг нее много загадочных заболеваний, смертей, таинственных случаев.

Писал ли это полотно Винсент Ван Гог? Картина «Крик»изначально называлась «Крик природы».

Художник Ван Гог

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот (Нидерланды). Кроме него, в семье пастора было еще пять детей. И только один из них, младший брат Тео, имел огромное значение в жизни Винсента. Тео всю жизнь финансировал брата, он единственный верил в его гениальность.

Ван Гог по семейной традиции пробовал себя в роли комиссионера в художественно-торговой фирме, был проповедником и преподавателем. Потерпев неудачу на этих поприщах, он обратился к искусству.

Обучаясь живописи, Ван Гог копировал полотна мастеров прошлых веков. Изучал тонкости ремесла на примере гениальных художников. При этом он создал свой неповторимый авторский стиль.

Приобщение к живописи

К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. В пейзажах, натюрмортах, портретах, художник искал свой цвет и свет. Он часто работал на природе - под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине.

Он яростно принимается за работу, изображая светлый и прекрасный мир («Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Долина Ла-Кро»). В периоды тоски и одиночества проявляется совсем другое настроение картин («У врат вечности», «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных»). Когда смотришь на эти полотна, создается ощущение, что в таком же состоянии была создана картина «Крик». Ван Гогачастосчитают автором этого шедевра. Верно ли это утверждение?

Его единственная продажа при жизни - картина «Красные виноградники в Арле». Оставаясь непонятым современниками, художник обдумывает самоубийство. 29 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Ван Гог всегда понимал, что его время ограничено. Он работал из последних сил, отдавая себя искусству. Музей в Амстердаме, посвященный творчеству безумного художника, ежегодно собирает толпы туристов и поклонников.

Осознавая свою гениальность, был ли счастлив в жизни Ван Гог? Картина «Крик» полна звенящего ужаса и безысходности. Но кто автор этого полотна?

Картина «Звездная ночь»

Одной из самых Ван Гога, помимо полей и подсолнухов, является полотно «Звездная ночь». Известен факт, что она была написана в психиатрической лечебнице Сен-Реми. В периоды улучшения состояния здоровья художнику разрешалось рисовать.

Брат Тео позаботился о том, чтобы Винсенту была выделена отдельная комната для занятий живописью. Ван Гог изображал местные пейзажи и цветы с натуры. Но «Звездная ночь» была написана по памяти. Движения звезд изображены широкими мазками - светящиеся огни словно кружатся по спирали в причудливом танце. Тонкие ветви кипариса тянутся в вышину небес. И под этим загадочным небосводом замер поселок, окруженный синевой неба.

Что хотел сказать своим полотном Ван Гог? Картина «Крик» напоминает стилем «Звездную ночь». Те же и внутреннее беспокойство - ничтожность человека перед мощью природы. Ощущение беды, надвигающееся отчаяние проглядывают сквозь космическую необъятность бытия.

Реальность или измененное состояние?

В среде искусствоведов и психиатров по сей день ведутся споры о том, насколько правдиво видел реальность Винсент Ван Гог. «Крик» - картина необычная. Она явно указывает на деформацию сознания художника.

Поздняя живопись Ван Гога является плодом исследований творчества душевнобольных. Психиатры, далекие от эволюции искусства, называют живопись художника плодом измененного сознания. Они утверждают, что реальность в его полотнах проходит сквозь призму нездорового состояния. Необычность стиля указывает на патологию психического состояния.

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога - это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

Средство для создания воображаемого мира - такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на вопль ужаса на переднем плане - это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

История с ухом

Поль Гоген, был другом Ван Гога. В 1888 году они решили провести вместе зиму в Арле. Вспыльчивость обоих живописцев, их бурные ссоры привели к беде. В полубезумном состоянии Винсент после скандала с Гогеном отрезал себе ухо - так гласит одна из версий поступка художника.

По другой версии, совместное распитие алкоголя и жаркие споры о живописи привели к небольшой потасовке между приятелями. Может быть, это Гоген отрезал Есть вариант, что у художника было отрезано не все ухо, а только мочка.

Существует еще одна версия, по которой Ван Гог страдал отитом. Сильная боль, совместные распития алкоголя с Гогеном и их ссоры сподвигли Винсента на такой способ избавления от страданий.

Легенда о проститутке, из-за которой поспорили два товарища, закончилась неприятным инцидентом с ухом. Такой вариант развития событий пришелся по душе творческим людям. Именно эта версия конфликта легла в основу книги и фильма о Ван Гоге.

Самая банальная версия происшедшего: после бурного застолья наутро Винсент случайно отрезал себе ухо. Во время бритья сильный тремор рук привел к нелепому случаю, который стал визитной карточкой художника.

Существует ли связь между этим событием и образом полотна «Крик»? Главный герой картины, зажав руками уши, отчаянно вопит от боли. Такая характеристика картины Ван Гога «Крик» невозможна по той простой причине, что он не является ее автором.

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего - автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» - Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек "взаимодействует" с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» - Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Описание картины «Крик»

На полотне изображена реальная местность. Она находится в городе Осло, рядом с клиникой для душевнобольных. В ней лечилась от недуга сестра автора картины.

Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Политональным аккордом пронизанакартина «Крик». Ван Гога (описание,эмоции, общий стиль шедевра)недаром считают автором полотна. Судя по всему, его душевное состояние было схоже с тем, в котором написал свою картину Эдвард Мунк.

Кто написал «Крик»?

Эдвард Мунк - норвежский живописец, театральный художник, график, теоретик искусств является автором «Крика». Возможно, что общий стиль полотна навеян творчеством нидерландского художника. Космические вибрации на заднем плане словно рисовал Ван Гог. Картина «Крик»находится в Национальной галерее и Музее Мунка (г. Осло, Норвегия).

Эдвард Мунк создал несколько вариантов шедевра в желании избавиться от своего мучительного ощущения. Мост на полотне, две фигуры на заднем плане - единственная реальность того хаоса, в который погружается главный герой. Безучастность этих фигур подчеркивает полное одиночество человека перед страхом и тоской.