Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Эдвард мунк краткая биография. Эдвард Мунк – биография и картины художника в жанре Символизм, Экспрессионизм – Art Challenge

Родился (1863-1944 гг.) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Вскоре семья переселилась в столицу. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. Крог был главой группы , позже стал директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников. Мунк упорно учился. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. И Крог, и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи. Среди крупных норвежских художников — старших современников Мунка — были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии — Дюссельдорфа и Мюнхена. В 80-е гг. ориентация норвежского искусства меняется. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка, исповедовавшего крайний индивидуализм. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.

Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов. Это были первые опыты художника. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Уже в середине 80-х гг. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В сущности его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Природа для Мунка — особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.

В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней — мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте двух интонаций — оптимистической и трагической, художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.

Весна (1889 г.)

Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

Больная девочка (1896 г.)

Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. Помимо этой литографии существует ряд других работ — живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов.

Смерть в комнате больного (1896 г.)

Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов, извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей - своеобразный гротеск, к которому прибегает художник. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого, ирреального, наделяя их мрачной символикой. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.

Страх (1894 г.)

В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. В творчестве Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Следует подчеркнуть в то же время, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами жизни, так и мироощущением художника. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание; терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность»; жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

Одинокие (Двое) (1899 г.)

Ревность (1896 г.)

Поцелуй (1897-1898 гг.)

Особенно яркое выражение образная система символизма нашла в цикле произведений под общим названием «Фриз жизни» — своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Пластический язык обретает исключительную силу. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Пепел (Прах) (1894 г.)

Женщина и мужчина (1896 г.)

Мужчина и женщина (1905 г.)

Мужчина и женщина (1912-1915 гг.)

В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике, и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Лицо человека — застывшая безликая маска. Он издает вопль. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции — остроты и обнаженности. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет, и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты.

Крик (1893 г.)

Крик (1895 г.)

Меланхолия (Желтая лодка) (1891-1892 гг.)

На мосту (1893 г.)

Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах — Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. Не случайно их облик художник запечатлел в своих произведениях, создав сюиту городских видов. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. В Германии у Мунка было много друзей. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.

Мадонна (1894-1895 гг.)

Вампир (1895-1902 гг.)

Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Тогда Мунк еще не занимался гравюрой, и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами.

В 1900-х гг. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты, исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

Метаболизм (1896-1898 гг.)

В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению - некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника — исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Они свободны от излишней повествовательности. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника. Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Живопись сохраняет экспрессию, приобретая вместе с тем признаки нового: портрет написан темпераментной, широкой и свободной кистью. Буйство красок, динамичная фактура — приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита.

Портрет консула Кристена Сандберга (1901 г.)

Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании (1902 г.)

Портрет Фридриха Ницше (1906 г.)

Профессор Даниэль Якобсон (1909 г.)

В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Поэтому случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян.

Изобилие (1899-1900 гг.)

Весенние работы (Крагерё) (1910 г.)

Лесоруб (1913 г.)

Весенняя пахота (Экелю) (1916 г.)

Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. В течение 1909-1916 гг. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра»‚ находится на центральной стене актового зала. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Мунк не случайно обращается к этому образу, источнику силы, утверждающему жизнь. Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца. В них утверждаются картины мира, исполненного ясности и гармонии.

Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. В 1921-1922 гг. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Проект остался нереализованным. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в.

Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. В них запечатлен духовный путь мастера. Некоторые из них — своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие — сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. В «Автопортрете» 1905 г., исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции, и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий. В них - судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого.

Автопортрет — На операционном столе (1902-1903 гг.)

Автопортрет (1905 г.)

Автопортрет с сигаретой (1908-1909 гг.)

У окна. Автопортрет (1942 г.)

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Он часто писал ночные пейзажи, их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.

Дым поезда (1900 г.)

Белая ночь (1901 г.)

Летняя ночь (На берегу) (1902 г.)

Солнце (1909-1911 гг.)

Пейзаж. Этюд (1912 г.)

Прибрежный зимний пейзаж (1915 г.)

Весенний пейзаж с красным домом (Экелю) (1935-1940 гг.)

Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое, их извечная гармония. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы, исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. В этом позднем и, пожалуй, самом мажорном произведении Мунка, наполненном солнцем и светом, художник воплотил свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы.

Девушки на мосту (Летняя ночь) (1903 г.)

Женщины на мосту (Осгорсранн) (1935 г.)

В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую — офорт, в основном занимавший его вначале. Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». В 1904 г. немецкие меценаты Арнольд Литауэр и Пауль Кассирер начали продавать гравюры Мунка. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В него вошло около трехсот листов. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Как правило, большинство сюжетов, мотивов, композиций разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

Дуб (1903 г.)

Мадонна с брошью (1903 г.)

Кошка (1913-1914 гг.)

Графика Мунка поражает разнообразием техники. За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева, используя ее как художественный прием. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре, используя при этом смешанные техники. В основе языка этих работ — лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Преобразующая сила света, наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, его способность воздействовать на состояние души человека определяют содержание этого листа.

Лунный свет (1901 г.)

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В его судьбу вторглась война. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.

Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Человек трудный, неуравновешенный, даже странный, Мунк был личностью, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков. Молчаливый, нелюдимый, ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой — свидетельство его поисков и блужданий. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них.

В 1963 г. к 100-летию со дня рождения художника на его родине в Осло был открыт Музей Мунка. Его творчество — это диалог художника с жизнью. Искусство Мунка неоднозначно. Как большой художник, Мунк выразил в своем творчестве острейшие духовные коллизии рубежа веков, эпохи социального смятения, когда художник не мог не ощутить неизбежность крушения старого. Новое представлялось еще тревожным, неясным. Поэтому искусство Мунка так напряженно и трагично.

Танец жизни (1900 г.)

Семья на дороге (1903 г.)

Четыре девочки (Осгорстранн) (1905 г.)

Обнаженная (1913 г.)

Сломался ваш любимый мобильный телефон Samsung и теперь вы не знаете куда обратиться со своей проблемой? В этом вам поможет ремонт samsung galaxy на Teh-Profi. Быстро и качественно от профессионалов своего дела.

Художник, творчество которого на Западе ставят в один ряд с Гогеном и Сезанном, не очень хорошо известен в России. Гений, считавшийся создателем новой эпохи и писавший мрачные картины о смерти, страдал нервными срывами, от которых лечился.

В юношестве он обмолвился, что придет день, когда перед его полотнами все снимут шляпы, словно в церкви, но до общественного признания ему было еще очень далеко. «Без моих картин я - ничто», - признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.

Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».

Потери близких

В 1863 году в Норвегии родился будущий художник, чье творчество назовут совершенно новой живописью, взорвавшей устоявшиеся традиции в искусстве. которого наполнена трагическими событиями, оставившими свой след в его произведениях, прочно вошел в историю как творец, чьи работы вызывали бурное эмоциональное воздействие на зрителя.

Свое детство Эдвард вспоминал как безрадостное и наполненное потерями. Лишившись матери и любимой сестры, умерших от туберкулеза, мальчик трагически воспринял и свой жизненный путь. Известно его воспоминание о той поре: «К моей колыбели слетелись черные ангелы безумия, болезни, смерти и сопровождали всю жизнь».

Изображение внутреннего мира

После школы Мунк учится на инженера, но в какой-то момент понимает, что мечтает заниматься только живописью. Известна даже точная дата - 8 ноября 1888 года, именно тогда в личном дневнике страдающего страхом перед жизнью подростка появилась запись о том, что он решил стать художником.

«Часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», - сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Картины молодого живописца передавали его переживания: он не любил «красивые» изображения, акцентируя внимание на том, что не видно за внешней оболочкой человека.

Изображая людей, он делал слепки с их внутреннего мира: «Больше не найдется другого художника, выжавшего свою тему до последней капли, как я».

Мрачные мотивы в творчестве

Череда трагических уходов продолжалась - Мунк лишился отца, младшего брата, в клинике для душевнобольных скончалась сестра. Это отражается на творчестве живописца - мрачные мотивы одиночества и смерти набирают еще большую силу. Критики отмечали, что автор обладал удивительной способностью визуально отображать свои настроения и эмоции.

После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога. Он отрекается от религии, ища для себя новую систему ценностей. Считая весь мир пустым, художник заявляет о бессмысленности человеческой жизни и уверяет, что только через искусство можно добиться бессмертия.

Учась в художественной школе, Эдвард Мунк, картины которого трудно отнести к одному направлению, самоотверженно отдается искусству. Он не хотел, чтобы его произведения просто украшали стены домов или музеев. «Мои картины - это то, что я сам пережил, мой дневник. Они придали смысл моей жизни» - делился самым сокровенным живописец.

Закрытие выставок

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс, и его выставки закрывали. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Неустроенная личная жизнь

Привыкший к одиночеству молодой человек бежал от отношений с женщинами, отводя им роковую роль в судьбе всех мужчин. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить.

Известен страстный роман художника с дочерью знатного торговца, окончившийся трагично для обоих: навязчивая девушка, ставшая обузой для молодого человека, пыталась отравиться, узнав от Эдварда о расставании, а после того, как ее буквально вернули с того света, она прострелила руку живописцу.

и лечение болезни

Перенесший несколько операций и потерявший палец, Мунк переживал за свое творческое будущее. У нелюдимого художника после этого случая начинается настоящая Его нервы сдавали все чаще, и художник срывался на случайных людях. Он мог даже поколотить тех, кто, по его мнению, о нем нелестно отзывался. Частые приступы, сопровождавшиеся агрессивными действиями, приводят Мунка в психиатрическую лечебницу, где его лечили электрошоком.

Художник понимал, что в одиночку ему не справиться с алкоголизмом и депрессией, и отправляется за помощью к специалистам. Надо сказать, что болезнь не оставляла его и после длительного лечения. Но Эдвард принял ее, считая, что его творчество неразрывно связано с психическими срывами.

Неожиданная популярность

После интенсивной терапии Мунка отпускают. «Оттуда не так легко выйти. На все вопросы нельзя отвечать, как захочешь. Нужно догадаться, что от тебя ждут врачи, иначе останешься там навсегда», - делился воспоминаниями Эдвард Мунк. Произведения гениального художника за то время, которое он пробыл в клинике, становятся популярными.

Мастера, ставшего в одночасье знаменитым, забрасывают предложениями галереи мира и частные коллекционеры. Но «мрачный норвежец», как его иногда называли современники, не спешил расставаться со своими детищами. Он не мог творить, не видя своих полотен.

Портреты как передача человеческой души

Художник Эдвард Мунк черпал все идеи внутри самого себя, пытаясь помочь своим творчеством другим людям разобраться в сложностях жизни и объяснить ее назначение. После 1900 года он создает коллекции портретов, становящиеся основным жанром в его творчестве. Это были запоминающиеся произведения, в которых исследовались тонкие струны человеческой души. Художник не писал на заказ портреты тех, кого плохо знал, а передача только внешнего сходства его не удовлетворяла.

Творчество в последние годы жизни

А вот поздний период творчества мастера многие критики признают самым неудачным. Эдвард Мунк, произведения которого были наполнены глубокими философскими идеями, но признаны слабыми в художественном плане, упорно работал в своей мастерской. Его стиль поменялся в худшую сторону, а картины, написанные грубыми мазками, разочаровывали своих поклонников. Известно, что автор страдал глазным заболеванием, из-за которого впоследствии он полностью прекратил работать.

Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Он не оставил после своей смерти учеников, ведь его самобытное творчество было слишком личным и субъективным.

«Больная девочка»: прощание с любимой сестрой

«Все, что я сделал в творчестве, обязано рождением этой картине», - как-то признался Мунк. «Больная девочка» - самое раннее его произведение, сделавшее художника знаменитым. Глубокие раны после смерти близких в детстве оставили неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика. Он изобразил умирающую от туберкулеза сестру, а мотивы болезни и смерти часто проходили через его творчество.

На протяжении сорока лет Мунка не отпускала неожиданная смерть любимой сестры, и он создал пять вариантов этой картины, подвергшейся жесточайшей критике со стороны публики. Изображающее девочку на смертном одре произведение, признанное значительным и переломным моментом в творчестве художника, вызвало скандальную реакцию общественности за столь жесткую манеру письма и выражение самых запретных чувств - страдания, боли и отчаяния человека.

Травля критиков и непонимание публики

Постоянно выслушивал обвинения в депрессивности и бесформенности представленного на суд зрителей произведения нелюдимый Эдвард Мунк. Картины с названиями, подчеркивающими глубокий трагизм и постоянную боль автора, не принимались публикой, не готовой полюбить полотна, далекие от реалистического искусства. Критики делали оскорбляющие художника выпады и называли его творения откровенными провалами.

Талантливый живописец был вынужден бороться за свободу в творчестве, ежедневно сталкиваясь с откровенным презрением и осмеянием выстраданного детища, передающего состояние человека, а не его внешний облик. Мунк специально создавал не прилизанные под стандартные каноны искусства рисунки, буквально ошеломившие современников правдой жизни.

Загадочное полотно «Крик»

Самое узнаваемое произведение гениального мастера - передающее реальный ужас человека, картина «Крик». Мунк, страдавший изобразил главного героя, ощущающего нечто враждебное. Причем невероятный страх охватил только его, а две фигуры сзади мирно беседуют, не слыша ужасного крика.

Исследователи творчества норвежского живописца склоняются к мнению, что это полотно написано под влиянием развившегося психического заболевания Мунка. Бесполое существо, открывшее рот и обхватившее голову руками, чтобы не слышать страшные вопли, возможно, было навеяно образом мумии, которую увидел на выставке норвежец.

Обнаженный нерв Мунка

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик»? Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Изображенное существо лишено защитной оболочки, и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Главный герой - это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк защищается от природного вопля, и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.

Недобрая слава

Изначально рисунок назывался «Крик природы». Именно его, дрожа от волнения, почувствовал автор в 1892 году в Ницце. Наверное, неудивительно, что со столь мрачной картиной связано мистическое проклятие всех, кто входит с ним в какой-либо контакт. Рабочие, переносившие картину, кончали с собой из-за сильных головных болей и попадали в страшные аварии. Потрогавший пальцем полотно любопытный посетитель сгорел заживо у себя в доме.

Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Жуткая атмосфера, воссозданная на холсте, влияет на психику зрителя, и этот факт научно подтвержден.

Никто не знает, трагическая ли это случайность, забирающая души людей, или действительно мистическая картина обладает злым роком. Как бы то ни было, но посетители музея стараются обойти ее стороной.

«Утешение». Графика в черно-белом цвете

Необычное черно-белое изображение двух сидящих обнаженных людей на фоне обоев создал в 1894 году еще мало кому известный Мунк. «Утешение» - так он назвал свою графическую работу, реалистично передающую отчаяние и горе женщины, закрывшей руками свое заплаканное лицо. Ее нежно обнимает за плечо мужчина, но его успокаивающий жест не может смягчить неожиданный удар судьбы, разрушивший безмятежную жизнь его спутницы.

Графика Мунка - это отдельный мир, в котором автор отходил от детализированных образов к обобщению. «Утешение» стало одной из первых графических работ знаменитого норвежца.

Картина-провокация «Мадонна»

Всю жизнь страдающий Мунк, «Мадонна» которого мало похожа на привычный классический образ, воплотил на холсте свои тайные переживания. Он считал женщину загадкой для всех мужчин: «Святая и порочная, наркотик и страдание. Человек, который сводит с ума».

Трагически оборвавшаяся связь с дочерью торговца вином отложила след в душе мужчины, считавшего, что женская красота приносит боль и опасность. «Мадонна» живописца лишена какой-либо святости и непорочности. Находящаяся в экстазе женщина закрыла от усталости глаза и погрузилась в свои ощущения. Ее отливающие синим волосы распущены и как будто таят страшную опасность. Мрачный фон полотна тревожит и наводит на мысли о какой-то угрозе для всего человечества в целом.

Мунк, создавая произведение, в котором любовь тесно связана с окончанием жизни на земле, хотел передать все стадии, которые проходит женщина - от зачатия и рождения ребенка до самой смерти. А зрители посчитали достаточно вульгарной картину, на которой лишь нимб придает сходство с каноническим образом Мадонны.

«Расставание»: боль от разрыва отношений

В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека, изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий, и ее лицо навсегда стерто из его памяти.

Прямо перед мужчиной находится нечто, похожее на странное растение или существо с двумя головами. Красная субстанция, выглядящая поначалу цельной, неумолимо рвется в разные стороны. В работе использованы сюрреализм, символизм и модерн, передающие трагедию расставания.

Бессмертие в полотнах

Одинокий и трудно сходившийся с людьми Эдвард Мунк, произведения которого свидетельствуют о его несомненном таланте, при жизни вызывал много разговоров о своем творчестве, на котором отразилась противоречивая личность автора. Не желавший расставаться с выстраданными полотнами и мечтавший слиться с ними воедино, Мунк продолжает жить в своих картинах, сделавших его бессмертным.

Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.

В России творчество Мунка известно не слишком хорошо, но ни один человек, видевший его полотна, не оставался равнодушным. В большинстве произведений присутствуют мотивы одиночества и смерти, однако, основная часть россиян знакома с живописью норвежского художника по полотну «Девушки на мосту», находящемся в ГМИИ им. Пушкина.

Эдвард Мунк написал эту картину в стиле, кардинально отличающемся от других своих произведений, отразив состояние душевной радости, крайне редко появляющееся у художника. В течение нескольких лет живописец создал семь версий этого полотна. Одну из них, написанную в 1903 году, привез в Россию из Парижа коллекционер Иван Морозов.

Биография Эдварда Мунка хорошо известна поклонникам его творчества. Большинство из них считают, что события, пережитые будущим художником в детстве, повлияли на творчество, наполнив написанные полотна мрачными цветами. Однако среди произведений представлены также живописные и графические портреты известных людей, великолепные пейзажи с северной природой.

Детство и юность норвежского художника

Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Его отцом был военный врач Кристиан Мунк, а матерью Лаура Катрине Бьельстад, родившаяся в семье торговца. Спустя некоторое время семейство Мунк переехало в столицу Норвегии, Осло.

Отец Эдварда поздно создал семью, однако, в ней появилось пятеро детей. Беззаботное детство Эдварда Мунка закончилось в год смерти матери, умершей от туберкулеза. Мальчику тогда исполнилось шесть лет. Спустя девять лет от той же болезни в пятнадцатилетнем возрасте скончалась его старшая сестра Софи.

Эти печальные события кардинально изменили отца семейства. Веселый рассказчик и мечтатель тяжело переживал потерю жены, а затем и дочери, став строгим, чрезвычайно набожным человеком. Сам будущий художник в детстве часто болел бронхитом, приступы острого ревматизма заставляли его подолгу находиться в постели, пропуская занятия в школе.

Вспоминая детство, Мунк говорил о нем, как о безрадостном времени, наполненном потерями. Отец считал, что сын должен стать инженером, настояв на поступлении мальчика в Высшую техническую школу. Однако Эдвард быстро понял, что он видит свое будущее в творческой профессии.

Он оставил учебу в технической школе и поступил в Государственную академию искусств. Первым учителем Эдварда Мунка стал скульптор Ю. Миддльтун, а затем молодой человек учился живописи у Кристиана Крога, известного норвежского художника. В это время Мунк начал увлекаться написанием пейзажей, наиболее популярным жанром в национальной живописи.

Одновременно на полотнах появляются мрачные мотивы. С помощью картин художник визуально отражает собственные эмоции и настроение. Одиночество и смерть становятся героями его произведений. В жизни молодого живописца продолжаются трагические события – умирает отец и младший брат, уходит из жизни сестра, страдавшая душевным заболеванием.

Эти потери стали причиной отречения Мунка от религии и поисков новой системы ценностей. Он утверждает, что в человеческой жизни отсутствует смысл, а бессмертия можно добиться только в искусстве. По словам художника, смысл жизни придают только картины, отображающие его переживания.

Первая выставка

Впервые персональная выставка произведений Эдварда Мунка состоялась в 1889 году в Христиании (так тогда называлась столица Норвегии Осло). Ее результаты принесли молодому художнику одновременно огорчение и радость. Критики негативно восприняли творчество Мунка, однако, такая реакция привлекла внимание к его работам европейских авангардистов.

По итогам выставки художник получил государственную стипендию, предоставившую Мунку возможность продолжить художественное образование за рубежом. Около трех лет он жил и работал в Берлине и Париже, где близко познакомился с творчеством известных постимпрессионистов того времени. Гоген, Тулуз-Лотрек и Ван Гог оказали сильное влияние на творчество Мунка.

В девяностые годы Эдвард создал цикл полотен, известный под названием «Фриз жизни». Каждое полотно цикла живописец посвятил жизненным бедам и страстям. Работы этого цикла Мунк показывал на выставках в Берлине (1902 год) и в Праге (1905 год). Первая выставка в Берлине стала причиной грандиозного скандала, но при этом его работы получили признание у творческой интеллигенции.

В это время художником были созданы картины, ставшие самыми знаменитыми. Многие из живописных произведений Мунк позднее перевел в графику. Он вновь и вновь обращался к написанным произведениям, создавая некоторые в десятке вариантов, используя различные техники – живопись, пастель, графику.

Знаменитый «Крик», первоначально представленный публике под названием «Крик природы», был написан в 1893 году. Затем были созданы еще три версии этой картины в разных техниках. Уже в первом варианте четко видны признаки экспрессионизма, получившего дальнейшее развитие в творчестве мастера. Образ ужаса, появившийся в этой работе художника, появлялся и в последующих работах живописца.

В 1909 году Мунк возвращается в Норвегию, где приобретает усадьбу поблизости от Христиании. Он получает большие заказы на выполнение оформления общественных зданий, пишет портреты и пейзажи, а также продолжает создание картин на темы, сделавшие его творчество известным. В этой усадьбе и закончилась жизнь знаменитого норвежского живописца. Эдвард Мунк умер от простуды в январе 1944 года.

Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями





Отчаяние 1892







Тревога 1894
Категория

Эдвард Мунк родился 12.12.1863 года на ферме в 140 километрах на север от Кристиании, так тогда назывался Осло. К моменту его рождения у родителей, которые поженились в 1861 году, уже была дочь Софи. Мальчик родился хилым и казался настолько слабым, что его пришлось крестить дома. Однако он прожил до 80 лет, стал великим норвежским художником-экспрессионистом, в то время как членов его семьи ожидала более драматичная судьба.

Биография и произведения Эдварда Мунка

В 1864 году семья Эдварда переехала в Кристианию. В 1868 году умерла от туберкулеза его мать Лора, оставив на руках убитого горем мужа пятерых детей. На помощь пришла сестра матери Карен Бьёльстад. Она была художницей-самоучкой, от неё-то маленький племянник и перенял любовь к живописи.

В 1877 году туберкулёз уносит ещё одну жертву из семьи Мунков. Умирает Софи - любимая старшая сестра Эдварда. Через непродолжительное время признаки шизофрении появляются у младшей сестры Лауры. Позднее в своих драматичных работах он передаёт эмоции, которые владели впечатлительным ребёнком от происходящего. Воспоминания о болезни, а затем смерти матери и сестры никогда не давали ему покоя.

В 1779 году Эдвард Мунк поступает в Технический колледж. Эта учёба приносит ему понимание, что дело всей его жизни - живопись. Он решительно оставляет колледж и поступает в Королевскую школу искусств и дизайна.

Его отец, военный врач Кристиан Мунк, который после смерти жены сверх меры ударился в религию, с настороженностью отнёсся к выбору сына. Став слишком богобоязненным, он тревожился о тех искушениях, с которыми его сыну предстояло столкнуться в искусстве.

В 1882 году совместно с шестью коллегами Эдвард арендует студию для занятий живописью. Наставником молодых художников становится живописец-реалист Кристиан Крог. Его влияние в дальнейшем отразилось на творчестве Мунка.

В течение 1883 года Эдвард Мунк впервые экспонирует свои работы на выставке, и его картина «Утро» вызывает положительные отзывы.

В марте 1884 года художник получает стипендию Шаффера, а в 1885 году впервые отправляется заграницу. Там он участвует во Всемирной выставке в Антверпене с портретом своей младшей сестры Ингер.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки.

Весной 1889 года Мунк организовал свою первую персональную, и вообще первую сольную в Кристиании, выставку. Ему всего 26 лет. Накопленный к этому времени творческий багаж позволил ему выставить в Студенческом обществе 63 картины и 46 рисунков.

В ноябре от инсульта умирает отец Мунка. Эдвард в это время был в Париже и не мог успеть на его похороны. Уход отца для художника, глубоко впечатлительного с раннего детства, стал страшным потрясением. Его охватывает депрессия. Позже на свет появляется его печальная работа «Ночь в Сен-Клу». В образе одинокого мужчины, который сидит в тёмном помещении и всматривается в ночную синеву за окном, исследователи видят самого Эдварда или его недавно умершего отца.

С начала 1890-х годов в течение тридцати лет Эдвард Мунк работает над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». На картинах он отображает основные этапы существования человека и связанные с ними экзистенциальные переживания: любовь, боль, беспокойство, ревность и смерть.

В 1890 году Мунк показывает свои произведения на нескольких выставках. Он снова, третий год подряд, получает государственный грант и посещает Европу. В Гавре Мунк серьёзно заболевает ревматической лихорадкой, и его госпитализируют. В декабре пять его картин погибает во время пожара.

1891 год ознаменовался тем, что Национальная галерея впервые приобретает его работу «Ночь в Ницце».

Летом 1892 года Мунк проводит большую выставку в здании парламента в Кристиании. Работы Мунка понравились норвежскому художнику-пейзажисту Адельстину Норманну, и он приглашает его выставиться в Берлине. Но столица Германии встретила работы Мунка неприветливо до такой степени, что выставку пришлось закрыть уже через неделю после открытия. Художник поселяется в Берлине и приобщается к миру андеграунда.

Мунк проживает в Берлине, но постоянно посещает Париж и Кристианию, где обычно проводит всё лето. В декабре 1895 года Эдварда Мунка настигает очередная потеря - от пневмонии умирает младший брат Андреас.

В этом же 1985 году художник пишет первую версию самой поразительной и известной своей картины «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1893

Всего Мунком написано четыре варианта «Крика». Это не единственная работа, версии которой он повторял неоднократно. Возможно, желание воспроизводить по несколько раз один и тот же сюжет было вызвано маниакально-депрессивным психозом, от которого страдал художник. Но также это могли быть поиски творцом самого совершенного изображения, досконально передающего его эмоции.

Известно несколько версий картины Мунка на тему «Поцелуй».





Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка

Эдвард Мунк обладал очень привлекательной внешностью, некоторые называли его самым красивым мужчиной Норвегии. Но с женщинами у него отношения либо не складывались, либо были сложны и запутанны.

В 1885 году Мунк влюбиляется в замужнюю женщину Милли Таулов. Роман длится несклько лет и заканчивается разрывом и любовными переживаниями художника.

В 1898 году Эдвард Мунк встречает Туллу (Матильду) Ларсен, бурный роман с которой длился последующие четыре года. Мунк писал о ней: «Тонкое и надменное лицо... обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски».

Летом 1902 года он получает огнестрельное ранение левой руки во время конфликта с любовницей, которая безуспешно пыталась стать женой Мунка. Эдвард окончательно расстаётся с Туллой Ларсон. Его душевное состояние становится всё более неуравновешенным. Как всегда, любые свои сильные переживания художник впоследствии отображает в своих произведениях.


Большую часть времени он проводит в Германии и регулярно выставляется. Постепенно Эдвард Мунк становится признанным, но спорным художником. В 1902 году он выставляет 22 картины из своего цикла «Фриз жизни», над которым постоянно работает. Картина «Мадонна» - одна из работ Мунка этой серии. Натурщицей для одной из версий картины послужила близкая подруга художника Дагни Юль (Хьелл).

В 1903 году у Мунка начался роман с английской скрипачкой Эвой Мудоччи. Их любовные отношения не складываются из-за нервных срывов, скандальности, подозрительности, неадекватности Мунка. К тому же он страдает от алкоголизма.

В детстве Эдварду снились страшные сны, которые рождались у впечатлительного мальчика под влиянием исступленных нравоучений чрезмерно религиозного отца. Мунка всю жизнь преследовали образы печальные умирающих матери и сестры. Ему было свойственно остро переживать любые события. В 1908 году произошёл срыв, и его в состоянии душевного расстройства отправили в частную психиатрическую клинику доктора Якобсона.

Последние годы жизни Эдварда Мунка

В 1916 году на окраине Кристиании Эдвард Мунк покупает усадьбу Экели, которую он полюбил и сделал своей постоянной резиденцией до конца жизни.

В 1918 году художник подхватывает испанский грипп, который бушевал в Европе полтора года в 1918–1919 годах. «Испанка» унесла, по разным подсчётам, 50–100 млн человек. Но Эдвард Мунк, который с рождения отличался слабым здоровьем, выживает.

В 1926 году умирает сестра Лаура, у которой шизофрения обнаружилась ещё в детстве. В 1931 году этот мир покидает тётя Карен.

В 1930 году у художника развилась глазная болезнь, из-за неё он почти не может писать. Однако в это время он делает несколько фотографических автопортретов и рисует эскизы, правда с искажёнными формами - в том виде, в каком стал видеть предметы.

В 1940 году Фашистская Германия оккупировала Норвегию. Сначала отношение к Мунку было приемлемым, но затем он попадает в список художников «дегенеративного искусства», в котором оказался и, например, его голландский коллега Пит Мондреан.

В связи с этим свои последние четыре года Эдвард Мунк жил словно под дамокловым мечом, опасаясь конфискации собственных картин.

Все свои работы он оставил муниципалитету Осло (Кристиания до 1925 года): около 1150 картин, 17800 гравюр, 4500 акварелей, рисунков и 13 скульптур, а также литературные заметки.

150 лет назад недалеко от Осло родился Эдвард Мунк - норвежский живописец, чье охваченное отчуждением и ужасом творчество мало кого может оставить равнодушным. Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. Но помимо неизменных мотивов одиночества и смерти в его картинах чувствуется и желание жить.

"Больная девочка" (1885-1886)

"Больная девочка" — ранняя картина Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.

"Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения", — вспоминал Мунк о своем детстве.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Больная девочка". 1886


Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой — тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, "ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки", и ничем не мог помочь дочери.

В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.

Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков. Так, "Больную девочку" называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину. "Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин", — написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.

Критика не изменила мнение самого художника, для которого "Больная девочка" оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.

"Крик" (1893)

В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений - его "Крик" знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал "Крик" в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю - в 1910-м. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над "Тревогой" (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и "Вечером на улице Карла Иоанна" (1892). По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от "Крика" и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки - любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду "Крик природы" (первоначальное название картины - ред.). Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.

О том, что легло в основу "Крика", сам художник написал в своем дневнике. В записи под названием "Ницца 22.01.1892" сказано: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

"Крик" Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину - знаменитая .

"Мадонна" (1894)

Картина Мунка, которая сегодня известна под названием "Мадонна", изначально называлась "Любящая женщина". В 1893 году для нее художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Мадонна". 1894


По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.

Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие "волнистые" лучи. Всего художник создал пять вариантов полотна, которые сегодня хранятся в музее Мунка, Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, в Кунстхалле в Гамбурге и в частных коллекциях.

"Расставание" (1896)

Почти во всех своих картинах, написанных на протяжении 1890-х, Мунк использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. На подобных картинах Мунк обычно изображал главного героя на переднем плане и нечто, напоминающее ему о прошлом, позади.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Расставание". 1896


В "Расставании" главный герой - покинутый мужчина, которому воспоминания не позволяют порвать с прошлым. Мунк показывает это с помощью длинных волос девушки, которые развиваются и касаются головы мужчины. Образ девушки - нежный и будто не до конца прописанный - символизирует светлое прошлое, а фигура мужчины, чей силуэт и черты лица изображены более тщательно, принадлежит к мрачному настоящему.

Мунк воспринимал жизнь как постоянное и последовательное расставание со всем, что дорого человеку, по пути к окончательному расставанию с самой жизнью. Силуэт девушки на полотне частично сливается с пейзажем - так главному герою будет легче пережить потерю, она станет лишь частью всего, с чем он неизбежно расстается в течение жизни.

"Девушки на мосту" (1899)

"Девушки на мосту" — одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания - признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Возможно, так случилось, потому что это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в "Девушках на мосту" отразилось редкое для художника состояние душевной радости.

Мунк написал целых семь версий картины, первая из которых датирована 1899 годом и сегодня хранится в Национальной галерее Осло. Другую версию, написанную в 1903 году, можно увидеть в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В Россию картину привез коллекционер Иван Морозов, который купил полотно на парижском Салоне Независимых.