Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Доказать что герой времени психологический роман. Сочинения. Социально-психологическая злободневность романа

М. Ю. Лермонтов был не только великий поэт, но и прозаик, в творчестве которого нашли свое отражение мрак реакции, изменения в психологии людей. Главной целью молодого гения было желание глубоко раскрыть сложную натуру своего современника. Роман «Герой нашего времени» стал зеркалом жизни России 30-х годов XX века, первым русским, социально-психологическим романом.

Замысел автора обусловил своеобразное построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.

Главное внимание в романе уделено Печорину. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам. Белинский сказал о герое романа: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени». Печорин был пред-ставителем своей эпохи, его судьба более трагична, чем судьба Онегина. Печорин живет в другое время. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Эпоха реакции наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя- это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей.

Влияние света сказывалось в поведении Печорина. Личность незаурядная, он скоро убедился, что в этом обществе человек не сможет добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, (им овладели тоска и скука - верные спутники разочарования. Герой задыхается в душной атмосфере николаевского режима. Сам Печорин говорит: «Во мне душа испорчена светом». Это слова человека 30-х гадов XX века, героя своего времени.

Печорин - одаренный человек. У него глубокий ум, способный анализировать, стальная воля, силь-ный характер. Герой наделен чувством собственного достоинства. Лермонтов говорит о его «крепком сложении, способном переносить все трудности кочевой жизни». Однако автор отмечает странность, противоречивость характера героя. Глаза его, которые «не смеялись, когда он смеялся», подсказывают, как глубоко герой разуверился во всех обольще-ниях мира, с какой безнадежностью смотрит на свои собственные жизненные перспективы.

Эта обреченность развилась в нем еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость». Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует «болезнь» целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: «Я давно уж живу не сердцем, а головою». Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Отношение героя к Вере показывает Печорина человеком, способным на сильное чувство. Но и Вере, и Мери, и черкешенке Бэле Печорин приносит несчастье. Трагедия героя в том, что он желает де-лать добро, а приносит людям только зло. Печорин мечтает о судьбе человека, способного на великие дела, и совершает поступки, которые расходятся с представлениями о высоких стремлениях.

Печорин жаждет полноты жизни, ищет идеал, который в то время был недостижим. И не вина героя, а его беда, что жизнь прошла бесплодно, силы израсходованы впустую. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», - с горечью говорит Печорин.

В романе главному герою противопоставлены все остальные персонажи. Добрый Максим Максимыч благороден, честен и порядочен, но он не может понять душу Печорина в силу своей необразованности. На фоне подлеца Грушницкого еще сильнее проявляется богатство печоринской натуры, сила характера главного героя. Только доктор Вернер чем-то схож с Печориным. Но доктор не до конца последователен, у него нет смелости, которая отличает Печорина. Поддерживая героя перед дуэлью с Грушницким, Вернер после дуэли даже не подал Печорину руки, отказался от дружбы с тем, кто «имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Печорин - личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политичес-кие условия, формирующие «героя времени». Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторо-на жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.

«Герой нашего времени» явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду «лишних людей», «младшим братом Онегина». Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

Сочинение

Созданием романа "Герой нашего времени" Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.

Основная идея лермонтовского романа связана с центральным его образом — Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя. Белинский очень точно подметил своеобразие описания автором Печорина. Лермонтов, но выражению критика, изобразил "внутреннею человека", выступив глубоким психологом и художником-реалистом. Значит, Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе. Это дало основание Белинскому назвать Лермонтова "решителем важных современных вопросов".

Обращает внимание необычная композиция романа. Он состоит из отдельных произведений, в которых нет ни единого сюжета, ни постоянных действующих лиц, ни одного рассказчика. Эти пять повестей объединены только образом главного героя — Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя. В данном случае автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания наиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским "водяным обществом". И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.

Вспомним, что в первой повести "Бэла" нас знакомит с Печориным человек, который служил с Григорием Александровичем в крепости и был невольным свидетелем истории похищения Бэлы. Пожилой офицер искренне привязан к Печорину, близко к сердцу принимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера "тоненького прапорщика" и не может понять, как человек, легко переносящий и дождь, и холод, ходивший один на один на кабана, может вздрагивать и бледнеть от случайного стука ставни. В истории с Бэлой характер Печорина представляется необычным и загадочным. Старый офицер не может осмыслить мотивов его поведения, так как не в состоянии постичь глубины его переживаний.

Следующая встреча с героем происходит в рассказе "Максим Максимыч", где мы видим его глазами автора-повествователя. Он уже не выступает героем какой-то истории, произносит несколько ничего не значащих фраз, но мы имеем возможность пристально вглядеться в яркую, оригинальную внешность Печорина. Зоркий, проницательный взгляд автора отмечает противоречия его облика: сочетание светлых волос и черных усов и бровей, широких плеч и бледных худых пальцев. Внимание повествователя приковывает его взгляд, странность которого проявляется в том, что глаза его не смеялись, когда он смеялся. "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти", — замечает автор, приоткрывая сложность и противоречивость характера героя.

Понять эту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет три последние повести романа. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. В первой повести "Тамань", рассказывающей о случайном столкновении героя с "мирными контрабандистами", сложности и противоречия печоринской натуры как бы отодвигаются на задний план. Мы видим энергичного, смелого, решительного человека, который полон интереса к окружающим людям, жаждет действия, пытается разгадать тайну людей, с которыми случайно сталкивает его судьба. Но финал повести банален. Печоринское любопытство разрушило налаженную жизнь "честных контрабандистов", обрекая слепого мальчика и старуху на нищенское существование. Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике: "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие". В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что все действия Печорина мелки и ничтожны, лишены высокой цели, не соответствуют богатым возможностям его натуры.

Незаурядность, самобытность личности Печорина, на мой взгляд, ярче всего проявляется в повести "Княжна Мери". Достаточно прочитать его меткие, точные характеристики, данные представителям дворянского "водяного общества" Пятигорска, его оригинальные суждения, изумительные пейзажные зарисовки, чтобы понять, что он выделяется из окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким аналитическим умом, высокой культурой, эрудицией, развитым эстетическим чувством. Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов. Например, он пишет: "Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь".

Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами. Да, он всегда выходит победителем, как в истории с Грушницким и Мери. Но это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Печорин чувствует и понимает несоответствие своих поступков высоким, благородным стремлениям. Это приводит героя к раздвоению личности. Он замыкается на собственных поступках и переживаниях. Нигде в его дневнике мы не встретим даже упоминания о своей родине, народе, политических проблемах современной действительности. Печорину интересен только свой собственный внутренний мир. Постоянные попытки разобраться в мотивах своих поступков, вечный беспощадный самоанализ, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Из самого себя он сделал объект для наблюдений. Он уже не способен испытывать волнения, так как, едва почувствовав его, он тут же начинает думать о том, что еще способен волноваться. Значит, беспощадный анализ собственных мыслей и поступков убивает в Печорине непосредственность восприятия жизни, ввергает его в мучительное противоречие с самим собой.

Печорин в романе совершенно одинок, так как сам отталкивает тех, кто способен любить и понимать его. Но все-таки некоторые записи его дневника говорят о том, что ему нужен близкий человек, что он устал от одиночества. Роман Лермонтова приводит к выводу о том, что трагический разлад в душе героя вызван тем, что богатые силы его души не нашли достойного применения, что жизнь этой самобытной, неординарной натуры растрачена на пустяки и окончательно опустошена.

Таким образом, история души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, заставляет задуматься о причинах этой "болезни века" и попытаться найти выход из нравственного тупика, в который завела Россию реакция.


В 1839 году в «Отечественных записках» появилась повесть «Бэла» с подзаголовком: «Из записок офицера с Кавказа». В конце того же года в том же журнале увидела свет последняя часть будущего романа – «Фаталист». В 1840 году там же была напечатана «Тамань». Вслед за этим вышло и отдельное издание романа в его полном составе.

«Герой нашего времени» вместе с произведениями Пушкина и Гоголя, стал великим созданием русского реализма.

В лирических размышлениях «Думы» Лермонтов с трезвым реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить его исторический долг. Широкое освещение этой темы требовало художественных средств реалистического романа. Так возникает Герой нашего времени. Роман Лермонтова вызвал ряд критических отзывов. Реакционная критика напала на автора, без оснований усмотрев в романе «психологические несообразности», безнравственность.

Белинский же, напротив, писал:

Глубокое чувство действительности- верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность- вот качества этого произведения, представляющего собой совершенно новый мир искусства».

Лермонтов писал: Герой нашего времени- «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». «…ежели вы верили, -обращается он к читателям,- возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина?..Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?...» «Довольно людей кормили сластЯми,- возражает Лермонтов тем, кому образ Печорина казался «преувеличением», - у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». Лермонтовский роман ставит центральную проблему эпохи- проблему «деятеля», отвечающего общественно-историческим потребностям эпохи. В своем реалистическом романе Л.дал попытку художественно познать и оценить «героя времени», как он есть, в свете своего морально-общественного идеала.

Печорин не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные».

Печорин верно и глубоко судит о людях, о жизни, он анализирует. Он видит пороки окружающего его общества и относится к нему резко отрицательно. Печорин стоит значительно выше своей среды, для которой он является «странным человеком» (так называет его княжна Мери).

Развившаяся у Печорина рефлексИя, побуждающая его анализировать каждый свой поступок, судить себя, вызывает у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе.

Печорин записывает в дневнике, что он привык себе во все признаваться. Вот одно из таких признаний: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?»

Печорин от природы наделен горячим сердцем. С большой психологической правдой Лермонтов показывает происходящую в Печорине борьбу искреннего чувства, возникающего в глубине его души, и привычного для него равнодушия, черствости. Отвечая на вопрос Максима Максимыча о Бэле, Печорин отвернулся и «принужденно» зевнул. Но за этим показным безразличием он торопится скрыть подлинное волнение, заставившее его чуть-чуть побледнеть. При последнем свидании с Мери Печорин «принужденной усмешкою» спешит подавить возникшее в нем чувство острой жалости к девушке, которую он заставил глубоко страдать.

Лермонтов, вероятно, не случайно устранил имевшееся в черновиках романа указание на дуэль как причину высылки Печорина из Петербурга? Глухое упоминание «истории», вызвавшей разговоры и волнения, придает конфликту героя с обществом более серьезный смысл.

Но оригинальный ум Печорина не оставил, если воспользоваться суровыми словами лермонтовской «Думы»

…ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Добролюбов судил о Печорине так: принадлежность Печорина к дворянско-помещичьей среде наложила на него неизгладимую печать. Печорин откровенно признается в своем эгоизме:

«По правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», - говорит он доктору Вернеру. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении себя». Эгоизм и Индивидуализм Печорина приводят его к полному одиночеству и сознанию бесцельности жизни.

«Может быть некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина?»- Мой ответ- заглавие этой книги. «Да это злая ирония!»- скажут они.- Не знаю.» С суде над своим героем Лермонтов одновременно выступает и обвинителем, и защитником.

Особенно разителен контраст между Печориным, переживающим подлинную и глубокую морально-общественную трагедию и Грушницким, играющим роль непризнанного и разочарованного героя.

Нов романе есть значительная группа людей, которая оттеняет Печорина с невыгодной для него стороны. Уже в первой части романа в «Бэле» скучающему и раздираемому внутренними противоречиями Печорину противопоставлены кавказцы (Казбич, Азамат) с их горячностью, цельностью, постоянством. Встреча Печорина с Максим Максимычем, свидетелем которой был автор («Максим Максимыч») показывает героя нашего времени в резком контрасте с обыкновенным человеком той же эпохи. (Белинский: М.М.- тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце).Душевная неуравновешенность и общественная неустроенность Печорина резче выступают в сопоставлении с доктором Вернером, которому скептицизм, сближающий его с героем романа, не мешает выполнять свой общественный долг.

В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: История души человеческой,- писал здесь Лермонтов,- хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Герой нашего времени – роман психологический. Основное внимание автора направлено здесь на «историю души человеческой».

Лермонтов не был бы реалистом, если бы он не показал социальную природу характера и переживаний своего героя, «типичныйх обстоятельств» общественной жизниЮ объясняющих личность Печорина. Все этой естьв романе. С этой точки зрения роман Лермонтова социально-психологический.

По Белинскому: «Роман нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор.»…автор постаивл здесь ту последовательность, постепенность, которая позволяет сделать это с наибольшей убедительностью и глубиной. Белинский подметил, что Лермонтов первоначально показывает Печорина как «какое-то таинственное лицо»(«Бэла»), и лишь в дальнейшем «туман рассеивается, загадка разгадывается, основанная идея романа, как горькое чувство, мгновенно овладевшее всем существом вашим, пристает к вам и преследует вас». В самом деле в Бэле герой предстает перед читателем через двойное посредство: рассказчика (Максима Максимыча) и автора. В «Максиме Максимыче» одно звеноотпадает: остается только автор, наблюдающий героя. В «Журнале Печорина» сам герой предстает в его рассказе о самом себе.Таким образом, Лермонтов в композиции образа идет от поступков к их психологическим мотивам.

В композиции образа Печорина значительное место занимает его портер («Максим Максимыч»)Автор рисует психологический портрет, стремясь через изображентие внешности раскрыть внутренний мир героя. Так, мы знаем что при ходьбе П. не размахивал руками (скрытность характера) Манера сидеть обнаруживала какую-то нервическую слабость. (маленькая аристократическая рука, порода: черные брови и усы при светлом цвете волос и привычки порядочного человека- ослепительно-белое белье)

Работа над произведением была прервана в 1837 году, а после высылки поэта из столицы на юг Лермонтов начинает работу над «Героем нашего времени», где изображается герой с тем же именем, но место действия меняется -- из столицы оно переносится на Кавказ. Осенью 1837 года были сделаны черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту»: В 1838-1839 гг. продолжается активная работа над произведением. Сначала в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», затем в ноябрьском номере читатель познакомился с повестью «Фаталист», а в феврале 1840 г. вышла «Тамань». В то же время продолжается работа,над остальными частями романа («Максим Максимыч» и «Княжна Мери»), который целиком появился в апрельском номере «Отечественных записок» за 1840 год. Название «Герой нашего времени» было предложено издателем журнала А.А. Краевским, который рекомендовал автору заменить им прежнее - «Один из героев нашего века».

В начале 1841 года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием, в которое было введено еще одно предисловие (предисловие к «Журналу Печорина» входило уже в первое издание). Оно было написано в ответ на враждебные критические статьи, появившиеся в печати после первой публикации. В ответ на упреки в надуманности характера Печорина и оценку этого героя как клеветы «на целое поколение», автор в предисловии пишет: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно, портрет, по не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», Том самым Лермонтов подтверждал реалистическую направленность произведения.

Направление и жанр. «Герой нашего времени» - первый в русской прозе реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века.

Сюжет и композиция.
«Герой нашего времени» не похож на привычный для нас по литературе второй половины XIX века классический русский роман. В нем нет сквозной сюжетной линии с завязкой и развязкой, каждая из его частей имеет свой сюжет и героев, участвующих в нем. И тем не менее это цельное произведение, объединенное не только одним героем - Печориным, но и общей идеей и проблематакой. Именно к главному герою тянутся все основные сюжетные линии романа: Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч, Печорин" и контрабандисты, Печорин и княжна Мери, Печорин и Грушницкий, Печорин и «водяное общество», Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич и т.д. Таким образом, это произведение, в отличие от «Евгения Онегина», мокогеройное. Все персонажи в нем, являясь полнокровными художественными тинами, выписанными с разной степеныо подробности, подчинены задаче раскрытия характера центрального героя.

Композиция романа строится не столько на связи событий, сколько на анализе чувства и мысли Печорина, его внутреннего мира. Самостоятельность отдельных частей романа обусловлена в значительной мере избранным автором углом зрения: он не выстраивает биографию героя, а ищет разгадку тайны души, причем души сложной, раздвоенной, в известном смысле незавершенной. История такой души не поддается строгому, логически последовательному изложению. Поэтому и порядок входящих в роман повестей не соответствует последовательности событий в жизни Печорина, Таким образом, можно сказать, что композиция романа «Герой нашего времени»" играет значительную роль в раскрытии образа Печорина, «истории души человеческой», так как ее общий принцип заключается в движении от загадки к разгадке.

Тематика и проблематика. Главная тема романа - личность в процессе самопознания, исследование духовного мира человека. Это тема всего творчества Лермонтова в целом. В романе она получает наиболее полную трактовку в раскрытии образа его центрального героя - «героя времени». Таким образом, в центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Она определяет своеобразие идейно-тематического содержания романа, и с ней связаны многие другие сюжетно-тематические линии произведения. Взаимоотношения личности и общества интересуют писателя как в социально-психологическом, так и в философском плане: он ставит героя перед необходимостью решения социальных проблем, и проблем универсальных, общечеловеческих. В них органично вплетаются темы свободы и предопределения, любви и дружбы, счастья и роковой судьбы.
Большое место в романе занимает тема любви - она представлена почти во всех его частях. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны не только показать разные грани этого великого чувства, но и выявить отношение к нему Печорина, а вместе с тем прояснить его взгляды по важнейшим нравственно-философским проблемам.

В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни. Она тесно связана с общей нравственно-философской проблематикой романа - стремлением личности к самопознанию, поискам смысла жизни. В рамках этой проблематики в романе рассматривается целый ряд сложнейших вопросов, не имеющих однозначных решений. В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? И тд

Размышления Печорина над этими философскими вопросами встречаются во всех частях романа, особенно тех, которые входят в «Журнал Печорина», но более всего философская проблематика характерна для его последней части - «Фаталиста». Это попытка дать философское истолкование характера Печорина, найти причины глубокого духовного кризиса всего поколения, представленного в его лице, и поставить проблему свободы личности и возможности ее действий. Она приобрела особую актуальность в эпоху «бездействия», о которой Лермонтов писал в стихотворении «Дума». В романе эта проблема получает дальнейшее развитие, приобретая характер философского размышления.

На первый план, таким образом, в романе вынесена главная проблема - возможность человеческого действия, взятая в самом общем плане и в ее конкретном приложении к социальным условиям данной эпохи. Она определила своеобразие подхода к изображению центрального героя и всех остальных персонажей романа.

Действительно, как и для всех героев, объединяемых понятием «лишний человек», для Печорина характерны эгоцентризм, индивидуализм, скептическое отношение к общественным и моральным ценностям в сочетании с рефлексией, беспощадной самооценкой. Ему также присуще стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели. Но важно то, что Печорин, при всех его недостатках, воплощающих «болезнь века», остается для автора именно героем. Он явился реалистическим отражением того социально-психологического типа человека 30-х годов XIX века, который сохранил и пронес в себе неудовлетворенность существующей жизнью, всеобъемлющий скепсис и отрицание, так высоко ценимые Лермонтовым. Ведь только на этой основе можно было начать пересмотр старых мировоззренческих и философских систем, которые уже не отвечали запросам нового времени, и тем самым открыть путь в будущее. Именно с этой точки зрения Печорин может быть назван «героем времени», становящимся естественным звеном в развитии русского общества.

Вместе с тем Печорин разделил пороки и болезни своего века. Конечно, его жаль, ведь он, по его собственным словам, неся страдания другим, сам при этом не менее несчастлив. Но вина его от этого не меньше. Он анализирует себя, безжалостно выставляя напоказ пороки, которые, по мнению автора, представляют не просто качество данной личности, а пороки всего поколения. И все же трудно простить Печорину его «болезнь» - пренебрежение к чувствам других людей, демонизм и эгоцентризм, стремление сделать окружающих игрушкой в своих руках. Это отразилось в истории с Максимом Макси-мычем, привело к смерти Бэлы, к страданиям княжны Мери и Веры, гибели Грушницкого и т.д.

Так проявляет себя еще одна из основных черт Печорина. Она получила особое название - рефлексия, то есть самонаблюдение, осмысление человеком своих действий, чувств, ощущений. В эпоху 30-х годов XIX века рефлексия стала отличительной чертой «героя времени». Об этой характерной особенности людей своего поколения Лермонтов пишет и в стихотворении «Дума», замечая при этом, что скрупулезный самоанализ оставляет в душе «холод тайный». В свое время Белинский указывал, что через рефлексию проходили все хоть сколько-нибудь глубокие натуры, она стала одной из примет эпохи.

Рефлексирующий герой полнее всего обнаруживает себя в исповеди, дневнике. Вот почему центральное место в романе занимает «Журнал Печорина». Из него мы узнаем, что Печорину присуще и состояние покоя, простоты, ясности. Наедине с собой он способен ощутить «запах цветов, растущих в скромном палисаднике». «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах», - пишет он. Печорин чувствует, что только в ясных и простых словах есть истина, и потому Грушницкий, говорящий «скоро и вычурно», ему несносен. Вопреки аналитическому уму, душа Печорина готова ждать от людей прежде всего добра: случайно услышав о сговоре драгунского капитана с Грушницким, он «с трепетом» ждет ответа Грушницкого.
Лермонтов открывает трагическое расхождение между внутренним богатством личности и ее реальным существованием. Самоутверждение Печорина неизбежно оборачивается предельным индивидуализмом, приводит к трагическому разобщению с людьми и полному одиночеству. А в результате - опустошенность души, уже не способной откликнуться живым чувством, даже в таком малом, что требовалось от него в последнюю встречу с Максимом Максимычем. Уже тогда он понимает свою обреченность, бесцельность и гибельность новой и последней попытки что-то изменить в себе и своей жизни. Вот почему предстоящая поездка в Персию кажется ему бессмысленной. Казалось бы, круг жизни героя трагически замкнулся. Но роман завершается другим - повестью «Фаталист», которая открывает в Печорине новую и очень важную сторону.

Фаталист - это человек, верящий в предопределенность всех.событий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока - фатума. Это слово дало название заключительной части романа «Герой нашего времени» - философской повести, ставящей вопрос о свободе человеческой воли и действия. В духе своего времени, подвергающего пересмотру коренные вопросы человеческого существования, Печорин пытается решить вопрос, предопределено ли высшей волей назначение человека или человек сам определяет законы жизни и следует им.

По мере развития действия «Фаталиста» Печорин получает троекратное подтверждение существования предопределения, судьбы. Вулич не смог застрелиться, хотя пистолет был заряжен. Затем он все-таки погибает от руки пьяного казака, и в этом Печорин не видит ничего удивительного, поскольку еще во время спора заметил «печать смерти» на его лице. И наконец, сам Печорин испытывает судьбу, решаясь разоружить пьяного казака, убийцу Вулича. «...У меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», - говорит Печорин. Но вывод его звучит так: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Повесть как будто оставляет открытым вопрос о существовании предопределения. Но Печорин все-таки предпочитает действовать и собственными поступками проверять ход жизни. Фаталист повернулся своей противоположностью: если предопределение и существует, то это должно делать поведение человека еще активнее: быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос.

Таким образом, философская повесть «Фаталист» играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произведения, а демонстрацией Печорина в момент выхода из трагического состояния бездействия и обреченности, создавая мажорный финал печальной истории «героя времени».

Но в других частях романа любовная интрига является одной из основных, поскольку вопрос о природе этого чувства, проблема страстей очень важна для раскрытия характера Печорина. Ведь «история души человеческой» больше всего проявляется именно в любви. И, может быть, именно здесь заметнее всего выступают противоречия натуры Печорина. Вот почему женские образы составляют особую группу персонажей романа. Среди них выделяются Вера, Бэла, княжна Мери, девушка Ундина из «Тамани». Все эти образы имеют вспомогательный характер по отношению к центральному герою, хотя каждая героиня обладает своей неповторимой индивидуальностью. Еще современники Лермонтова отмечали некоторую блеклость женских образов в «Герое нашего времени». Как говорил Белинский, «всех слабее обрисованы лица женские», но это справедливо лишь отчасти. Яркий и выразительный характер гордой горянки представлен в Бэле; загадочна, таинственна Ундина; очаровательная в своей чистоте и наивности княжна Мери; самоотверженна и бескорыстна Вера в ее всепоглощающей любви к Печорину.

Яркая, сильная, неординарная личность, Печорин в глазах окружающих, особенно женщин, часто предстает в ореоле романтического героя и обладает поистине гипнотическим воздействием на них. «Мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу», - пишет об этом в своем прощальном письме Вера. Несмотря на гордый и независимый характер, не может устоять перед Печориным ни дикая горянка Бэла, ни светская красавица Мери. Только Ундина пытается противостоять его напору, но и ее жизнь оказывается разрушена в результате столкновения с ним.

Но сам он жаждет любви, страстно ищет ее, «бешено гонится» за ней по свету. «Никто не умеет, так постоянно хотеть быть любимым», - говорит о нем Вера. Именно в любви Печорин пытается найти то, что могло бы примирить его с жизнью, но каждый раз его ждет новое разочарование. Быть может, это происходит потому, что Печорина заставляет постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь скука, а не стремление найти родную душу. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», - справедливо замечает Вера.

Очевидно, что отношение Печорина к женщине и к любви весьма своеобразно. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться». В этих словах героя звучит ничем не прикрытый эгоизм, и пусть от него страдает и сам Печорин, но еще более это касается тех женщин, с которыми его связала жизнь. Почти всегда встреча с ним заканчивается для них трагически - умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Мери, опрокинут устоявшийся образ жизни девушки Ундины из новеллы «Тамань», страдания и горе принесла любовь Печорина Вере. Именно Вера прямо связывает с Печориным понятие зла: «Ни в ком зло не бывает так привлекательно», - говорит она. Ее слова буквально повторяет сам Печорин в своих размышлениях о любви Веры к нему: «Неужели зло так привлекательно?»

Мысль на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло Обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова была своя особая позиция по отношению к силам зла: без них невозможно развитие жизни, ее совершенствование, в них не только дух разрушения, но и жажда созидания. Недаром в его поэзии такое важное место занимает образ Демона, причем не столько озлобленного («зло наскучило ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, которую ему так и не дано обрести никогда. Очевидно, что Печорину присущи черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря о том, что сюжет «Бэлы» во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон». Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло окружающим и спокойно воспринимает это, но все же пытается найти добро и красоту, которые гибнут при столкновении с ним. Почему же так происходит и только ли Печорин виноват в том, что ему не дано обрести гармонию в любви?
И все же, как и другие героини, Вера оказывается под властью Печорина, становясь его рабой. «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться», - говорит ему Вера. Может быть, в этом тоже кроется одна из причин неудач Печорина в любви: слишком покорными и жертвенными натурами оказались те, с кем свела его жизнь. Эту власть чувствуют не только женщины, перед Печориным вынуждены отступать и все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одинок. Такова судьба сильной личности, не способной вступать в гармоничные отношения с людьми.

Это проявляется и в его отношении к дружбе. На страницах романа нет ни одного героя, которого можно было бы посчитать другом Печорина. Впрочем, все это неудивительно: ведь Печорин полагает, что он давно уже «разгадал» формулу дружбы: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается...». Так, «золотое сердце» Максим Максимыч - лишь временный сослуживец в отделенной крепости, где Печорин вынужден находиться после дуэли с Грушницким. Неожиданная встреча со старым штабс-капитаном спустя несколько лет, так растревожившая бедного Максима Максимыча, оставила Печорина абсолютно равнодушным. Линия Печорин - Максим Максимыч помогает понять характер главного героя по отношению к рядовому человеку, обладающему «золотым сердцем», но лишенному аналитического ума, способности к самостоятельному действию и критическому отношению к действительности.

Более подробно в романе рассказано о взаимоотношениях Печорина и Грушницкого. Грушницкий - антипод Печорина. Он, личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком" необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель - сделаться героем романа». С точки зрения раскрытия характера «героя времени» псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика - Печорина. С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него. Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

В результате это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью, напоминающей другую сцену - дуэль из романа Пушкина «Евгений Онегин
Таким образом, все второстепенные персонажи романа, включая и женские образы, сколько бы яркими и запоминающимися они ни были, служат прежде всего для раскрытия разнообразных черт личности «героя времени». Так, соотношение с Вуличем помогает прояснить отношение Печорина к проблеме фатализма. Линии Печорин - горцы и Печорин контрабандисты выявляют соотношение «героя времени» и традиционных героев романтической литературы: они оказываются слабее его, и на их фоне фигура Печорина приобретает черты не просто личности исключительной, но порой демонической
Значение произведения.
Велико значение романа Герой нашего времени», сыгравшего большую роль в развитии темы поиска «героя времени», начатой Пушкиным в «Евгении Онегине». Показав всю противоречивость и сложность такого человека, Лермонтов открывает путь в разработке этой темы для писателей второй половины XIX века. Конечно, они по-новому оценивают тип «лишнего человека», видя скорее его слабости и недостатки, чем достоинства.

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».

Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».

Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.

Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».

«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.

Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.

Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин - это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста. Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча. Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела. Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц. То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча - простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг - все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки...»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности. В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом». За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем - духом сомнения и отрицания.

Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери. Из всех женщин Печорин выбирает только Веру - единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера. «Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», - говорит Вера.

Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя - очередное препятствие, испытание, вызов. «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть...» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен. «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», - холодно говорит он.

Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы - все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.

Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа. Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности. В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках. Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром. Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» - сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек - целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души - необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.