Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Добрые иллюстрации юрия алексеевича васнецова. В. М. Васнецов Иллюстрации к сказкам Художник ю васнецов иллюстрации к сказкам

Юрий Алексеевич Васнецов по праву считается художником русской сказки.
Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Причем Ю. Васнецов перерабатывает принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Образы, созданные им, отмечены оптимизмом, жизнеутверждающей силой, которая характерна для народного искусства.
Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова - редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества.
Один из излюбленных композиционных приемов художника - повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения.
Эмоциональный строй рисунков Ю. Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки.
Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк-серый, гуси-белые, лиса-рыжая и т. п. вместе с тем Ю. Васнецов удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения. В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию.

Юрий Алексеевич иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки и др.
Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им. Ю. А. Васнецов оформляет книгу в целом, при этом строгая конструктивность и логическая завершенность всех ее элементов не сковывают творчество и неистощимую фантазию мастера.
Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство (Л.Толстой "Три медведя", П. Ершов "Конек-горбунок", С. Маршак "Теремок" и др.). Лучшие работы художника - иллюстрации к сборникам "Ладушки" и "Радуга-дуга".

Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева.-М.: Искусство, 1982.- 164, с. : цв. ил.

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков; ред. В. И. Серебряная; сост. Г. М. Васнецова; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник РСФСР, 1984.- 173, с. : ил., цв. ил.

Ладушки: стихи, песенки, потешки, сказки / худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ. 2005.- 76, с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)

Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84, с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15

Радуга: русские народные сказки, песенки, потешки / [рис. Ю. Васнецова]. .-М.: Детская литература, 1989.- 166, с. : цв. ил.

Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.

Бианки В. Болото . - Л.: Мол. Гвардия, 1931.

Ершов П. Конек-горбунок . - Л.: Детиздат, 1935.

Толстой Л. Три медведя . - Л.: Детиздат,1935.

Чуковский К. Краденое солнце . - М.: Детиздат, 1936.

Детские народные сказки . - Л.: Детиздат, 1936.

Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.

Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.

Бианки В. Лис и мышонок . - Л.: Дет. лит., 1964.

Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки . - М.: Дет. лит., 1964.

Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки . - М.: Дет. лит., 1969.

Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки . Собрала и обр. Н. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.

Работы художника

3 января 2016, 07:09

Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (1900-1973) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971).

Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А. М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным.

В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия).

В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда - ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца - за исключением влияния, М. В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей- художников Н. И. Кострова, В. И. Курдова, О. П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию.

В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.

В 1926-1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К. С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» - «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе: «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К. С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства.

Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926-1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926-1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927-1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В. В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым - «Карабаш»(1929) и «Болото» В. В. Бианки (1930)

В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей - «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н. И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия».

В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.

В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В. М. Ермолаевой и П. И. Соколова - по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры».

В 1932-1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ - «Дама с мышкой», «Церковный староста», - возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева. Некоторые исследователи (Э. Д. Кузнецов, Е. Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника

В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941-1945).

Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств.

"Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно.. Народная, рыночная вышивка. Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста.

В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов.} В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград.

В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947-1948 гг. - Мельничного Ручья, в 1949-1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей.

C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге.

В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР.

В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».

Живописные работы 1960-70- х гг. - преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Елена Хомутова

Цель : познакомить детей с творчеством художника - иллюстратора Ю. А. Васнецова .

Задачи : учить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные характерные средства художника, Расширять и активизировать словарь : художник, иллюстратор, иллюстрация. Развивать у детей умение выразительно читать знакомые потешки, воспитывать интерес к книжной графике.

Материалы : ноутбук, проектор, экран, презентация "Иллюстрации Ю. Васнецова ", гуашевые краски, кисти для рисования, ватные палочки, баночки с водой, 2 мольберта, затонированные силуэты цветов, шапочка художника, костюм лебедя, лист формата А2 с изображением лебедя на реке, иллюстрации Ю. Васнецова и Е . Чарушина, классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", Карел Готт музыка из кинофильма "Три орешка для Золушки".

Предварительная работа : беседа о книжной графике "Зачем в книжках нужны картинки?", рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина, заучивание потешек : "Дедушка Ежок", "Пошёл котик на торжок", "Кисонька-Мурысонька", "Иванушка", рисование сказочных цветов .

Ход занятия: дети входят в зал, встают полукругом.

В. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей : хорошее, радостное, весёлое.)

В. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей)

Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает . (Книга)

Ответы детей.

В. Молодцы, правильно отгадали. Показываем книгу с яркими иллюстрациями. Ребята, а вы любите когда вам читают книги? И у каждого из вас есть своя любимая? Кто знает как называют картинки в книгах? (Иллюстрации) Ответы детей.

Да, правильно, картинки в книгах называются иллюстрациями. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны иллюстрации в книгах? (Ответы детей) Кто их рисует? (Ответы детей)

В. Правильно, художники, но профессия эта называется художники-иллюстраторы. И сейчас мы поговорим про одного из них. Дети садятся полукругом.

Много лет назад в нашем государстве жил-был добрый волшебник . И был этот волшебник художником. Звали его Юрий Васнецов .

Вы спросите : "Почему волшебник? Волшебники бывают только в сказках ?" Верно и неверно, он конечно не мог совершать чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках . Творчество Васнецова известно взрослым и детям. Все любят смотреть книги с его иллюстрациями.

Его работы наполнены сказочной силой , излучают доброту и радость . Рисунки Юрия Алексеевича вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала "Баю-баюшки, баю. " и показывала вам картинку.

Помните? Ребёнок читает потешку "Баю-баюшки,баю". Если внимательно рассматривать иллюстрации Юрия Васнецова , можно заметить отличительные особенности в рисовании художника.

Родился Юрий Алексеевич (слайд 4-5) в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров (слайд 6) . Этот город славится вот такими игрушками (слайд 7) .

Вы их вспомнили? (Ответы детей : дымковская игрушка)

Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. (Слайд 8) Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.

Предлагаем сравнить коня из потешки "Иванушка" с дымковским конём.

Тысячи разных рисунков к сказкам , потешкам и прибауткам подарил нам добрый сказочник Ю . А. Васнецов . Самые известные книги, оформленные им "Ладушки" и "Радуга-дуга" (слайд 10) .

На страницах этих книг мы встречаемся с васнецовскими героями (слайд 11) .

В. Посмотрите, кто это шагает по зимней улице? (Ответы детей : чёрный, усатый кот) А что это он несёт? (Ответы детей : несёт румяную булочку) .

В. Купил, наверное, чтобы на всех друзей хватило. Вспомнили потешку к этой иллюстрации? Ребёнок читает.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

В. Ребята, красота-то какая! Зимой быстро темнеет -вот и горит фонарь, освещает дорогу. Свет от фонаря идет сказочный . А почему сказочный ? (Ответы детей.) Кружочки- снежинки вокруг фонаря хороводы водят. Иллюстрации Ю. Васнецова рассказывают даже о том , чего в книжке не написано. (Слайд 12) . Ребенок читает.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок :

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

В. Ребята, слова в потешке звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему? (Ответы детей) . Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал , как его выручить : нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка. Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? (Ответы детей) . Он измеряет с её помощью глубину воды. А что мы ещё видим на иллюстрации, о чём не говорится в потешке? (Предполагаемые ответы детей : весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда).

В. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом!

В. Как много интересных деталей придумал Ю. Васнецов к потешке . Он доставил нам радость своей фантазией.

Слайд 13. "Кисонька-мурысонька"

Кисонька - мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька- мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Игра драматизация по потешке.

Слайд 14.(Мыши водят хоровод)

П/и Мыши водят хоровод.

В. Давным-давно, когда книг и в помине не было и писать ещё не умели, в деревне любили сочинять для веселья то, чего на свете не бывает. Слайд 15. Небылицы пели, под них танцевали,а дети в них играли. Так и повелось, из века в век придумывать небылицы и разыгрывать их по праздникам. А художник Ю. Васнецов их нарисовал . И получились небылицы в лицах.

Слайд 16 (По поднебесью медведь летит.)

Слайд 17 (Я медведя поймал.)

Очень часто на иллюстрациях Ю. Васнецова мы видим сказочный лес .

Слайд 18-20 (Три медведя)

В. Узнали сказку ? (Ответы детей) Обратите внимание, какие огромные стволы деревьев и маленькую фигуру девочки нарисовал художник. Посмотришь на этот лес и сразу становится как-то страшно! Ребята, как вы думаете, кого можно встретить в таком лесу (Ответы детей)

Как удивительно художник Ю. А. Васнецов рисовал цветы , кусты, деревья, животных. (Слайды 21 -29) . В каждой иллюстрации они изображены по-разному, но всюду нарядно, ярко, декоративно украшено точечками, кружочками.

Одевает Васнецов своих героев нарядно. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают , старался художник не наряжать - не заслужили они красивой одежды.

Дидактическая игра "Найди рисунки Ю. Васнецова ". (Дети делятся на две команды, рассматривают иллюстрации Васнецова и Чарушина и выбирают рисунки Васнецова ). Ребята объясняют, почему выбрали данную иллюстрацию и оформляют выставку.

Стук в дверь. Входит юный художник (ребёнок) .

Художник. Здравствуйте, я хотел подарить вам картину, но у меня закончились краски. Разворачивает лист формата А2 и вместе с воспитателем прикрепляет к мольберту. (На листе изображение лебедя на речке) . Моей лебёдушке грустно плавать вдоль таких берегов.

В. Не расстраивайся, наши дети тебе помогут. Ребята, хотите сами попробовать стать художниками. Предлагаю нарисовать волшебные цветы. Но для этого нам сначала надо разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный, и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

Наши пальцы-мастера,

За работу им пора.

Дети проходят за столы и украшают силуэты затонированных цветов. Звучит музыка К. Готта из кинофильма "Три орешка для Золушки".

По окончании все рассматривают цветы, находят интересное в каждой работе.

В. Молодцы, справились с заданием!

Дети приклеивают цветы.

Художник. Вот теперь лебёдушка рада, и она хочет с вами поиграть.

Воспитатель. Раз, два, три - превращаемся в цветы. (Дети рассаживаются напротив друг друга вдоль импровизированной речки, изображая цветы, траву.

Звучит классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", появляется лебедь (ребёнок в костюме лебёдушки) .

Дети читают, ребёнок в костюме лебёдушки выполняет соответствующие движения.

Вдоль по реченьке (волны руками) лебёдушка (походить, плавно выгнув ручки) плывёт (помахать «крыльями» ).

Выше (потянуть руки, пальцы развести) бережка (ручки одна на другую перед грудью) головушку несёт (руки к щекам, наклон головы в одну сторону и другую) .

Белым крылышком помахивает, (взмахи «крыльев» )

На цветы (сложить кисти вместе запястьями, пальчики развести) водичку стряхивает (стряхнуть кисти рук два раза) .

Итог занятия : Ребята, с творчеством какого художника-иллюстратора вы познакомились? (Ответы детей) . Почему Юрия Васнецова можно назвать добрым волшебником ? Вам понравились его иллюстрации?

Элементы какой росписи вы использовали при украшении волшебных цветов?

Список литературы

1. Капица О., Карнаухова И., Колпакова Н., Прокофьев А., Чуковский К. Уж ты, зимушка-зима. - М., Лабиринт Пресс, 2014г.

2. Кудряшова А. Небылицы в лицах. - М., ОАО. Московский учебники и картография, 2009г.

3. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб., Акцидент, 1997г.

4. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. - СПб., Детство-Пресс, 2001г.







Оформление детской книги всегда было и будет самым серьёзным экзаменом для иллюстраторов из-за неподкупной честности маленьких критиков. И высшей оценкой творчества художников становится узнаваемость их иллюстраций, которые память будет хранить с детства, когда эмоции и первые впечатления ещё не были затёрты жизненным опытом. 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой-Юрия Алексеевича Васнецова. О творчестве «сказочного» художника читайте в нашей статье.

Первый день апреля задаёт мажорную тональность всему месяцу—День смеха. 2 апреля мир отмечает Международный день детской книги—праздник без возрастного ценза (ведь «мы все родом из детства»), с обязательной улыбкой, теплом в груди и ворохом детских воспоминаний. А 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973гг.). Создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги. Юрий Алексеевич , любимым чтением которого до старости оставались сказки, так определил главную задачу своего творчества: «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе».

Ю. А. Васнецов

«Сказочный» художник Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля 1900 г. в Вятке в семье священника, где дед и братья тоже были духовного сословия. Семья Юрия Алексеевича состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, а другой родственник—фольклорист Александр Васнецов, собрал более 350 народных песен северной России. Этот факт о многом говорит—и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.

Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» Ю. Васнецов

Славу себе Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами: игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мария Николаевна, мать художника, была известной в Вятке вышивальщицей и кружевницей. Такое культурное семейное наследие, народная, как сам художник говорил, «базарная», культурная среда стали благодатной почвой для развития его таланта. А талант был, поистине, многогранный (вектор деятельности Юры определялся словом «интересно!»): мальчик шил сапоги, переплетал книги, расписал стены своей комнаты, ставни и печки своих соседей затейливыми узорами и фантастическими зверушками, характерными для народного искусства. Уже в то время источником его вдохновения было народное творчество и фольклорные традиции. Позже заслуженный художник признавался:

«Всё ещё живу тем, что видел и помнил в детстве».

Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов

На радость многим поколениям детей верх взяла любовь к рисованию: молодой Юрий Васнецов принял решение стать профессиональным художником. Логика подсказала, что делать дальше: в 1921 г. Юрий Алексеевич приехал в Петроград и поступил на факультет живописи ГСХМ, который успешно закончил в 1926 г. Это было время, когда общество генерировало новые революционные идеи, а Петроград стал инкубатором революционных художественных идей. Среди петроградских учителей молодого Васнецова были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А. Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда—Михаил Матюшин и супрематист Казимир Малевич. Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым. Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о его незаурядном таланте живописца.

«Дама с мышкой» Ю. Васнецов

Начавшуюся тогда кампанию по борьбе с формализмом, Юрий Алексеевич вполне обоснованно воспринял как предупреждение (идеологические преследования уже коснулись его книжной графики) и перевёл живопись в категорию увлечения, которое доверял только родным и близким друзьям-художникам. Его работы (в основном, пейзажи и натюрморты) практически никому не были известны и только после смерти художника получили достойное признание на персональной выставке в Государственном Русском Музее в 1979 г.

Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. Молодой художник начал успешно сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства под руководством В.В.Лебедева. Успех Юрия Алексеевича был в его личных качествах, в его богатом воображении, прямым следствием которого стала креативная интерпретация темы образов русского фольклора—сказки. Уже в 1930-х годах Ю.Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок В.Бианки («Болото»), П.Ершова («Конёк-Горбунок»), К.Чуковского («Путаница», «Пятьдесят поросят»), Л.Н.Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы. Поездка на Север в 1931 г. подтвердила правильность выбранного пути. Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю.Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст.

Иллюстрации Ю. Васнецова

В иллюстрациях Ю.Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. Цвет становится первой азбукой—«цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк—серый, лиса—рыжая, гусь—белый. А для создания эмоционального настроения рисунков и усиления восприятия образов, художник использует цвет фона. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря». Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку—в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой. И, помогая малышам правильно расставить акценты, оставлял злых волка, лису и медведя без одежды.

Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов

Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. В годы войны, сначала в Молотове, а потом в Загорске, Ю.А.Васнецов был главным художником Института игрушки, преподавал в ленинградской школе изобразительных искусств, создавал костюмы и декорации спектаклей по пьесам А.Горького для ленинградских театров. В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова . Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г.).

Но самой высокой наградой художника остаётся благодарная память потомков.