Для всех и обо всем. Изучаем круги ада по данте
Поэма «Божественная комедия», дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и антологию мира, была написана Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы. В произведении Данте строит строгую систему загробного мира с точки зрения католического христианства, представляя его в виде 9 кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера.
Во вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче (возлюбленной Данте), Данте без трепета отдается руководству поэта.
Ад у Данте имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли.
Первый круг Ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещенным. На страже стоит Харон. Наказание: скорбь без боли.
«Он был безбольной скорбью порожден,
Которою казалися объяты
Толпы младенцев, и мужей, и жен».
Здесь находились Ной, Моисей и Авраам — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, — но затем им позволили вознестись в Рай. В Лимбе обитают величайшие поэты древности — Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий, Лукан; Римские и греческие герои — Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Пентесилея, Камилла, Лавиния с отцом Латином, Луций Юний Брут, Юлия (жена Помпея), Лукреция (обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием), Корнелия, Марция (жена Катона Утического), Деидамия + Саладин; Ученые, поэты и врачи — Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит, Диоген, Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Диоскорид, Сенека, Орфей, Лин, Марк Туллий Цицерон, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна, Аверроис.
Точная дата рождения Данте Алигьери неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.
Данте — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога.
АиФ.ru вспоминает одно из известнейших произведений Данте Алигьери — «Божественную комедию», в которой речь идёт о бренной сущности человека, а также о загробном мире. Данте тонко и искусно описывает ад, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилище, где искупают свои грехи, и рай — обитель блаженных.
9 кругов ада в «Божественной комедии»
По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра.
1 круг
Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является , который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.
2 круг
Второй круг ада охраняет — несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.
3 круг
— страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.
4 круг
Властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им — вечный спор при столкновении друг с другом.
5 круг
Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — . Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.
6 круг
Шестой круг — это Стены города , охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.
7 круг
Седьмой круг ада, охраняемый , — для тех, кто совершил насилие.
Круг разделён на три пояса:
- Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
- Второй пояс — Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
- Третий пояс — Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.
8 круг
Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.
Стражем является — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.
9 круг
Девятый круг ада — это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени , сын и — Антей, полубык, полузмея — и — стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.
В этом круге томятся Иуда, и . Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.
Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино. Фото: Commons.wikimedia.org
Харон — в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.
Минос — у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.
Цербер — в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.
Плутос — звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.
Флегий — в древнегреческой мифологии сын Ареса — бога войны — и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь — сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.
«Харон перевозит души через реку Стикс» (Литовченко А. Д., 1861). Фото:
Бриарей — в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.
Люцифер — падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.
Брут Марк Юний — в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.
Кассий Гай Лонгин — убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.
Много людей у которых была , говорят что они испытали неземное блаженство, умиротворение, видели яркий свет в конце тоннеля… Основываясь на таких свидетельствах появилось множество публикаций, утверждающих, что в , человека ждет рай. Но есть немало свидетельств людей, когда клиническая смерть им показала мир, в котором царствует тьма, огонь, ужас, отчаяние.
К такому миру при сложной операции, прикоснулся известный немецкий артист Курт Юрганс, оказавшись в состоянии клинической смерти. «В операционной потолок превратился в раскаленно-красный, хлынул огненный дождь. Я увидал мерзкие гримасничающие рожи, которые глядели на меня отовсюду. Вне всякого сомнения, я был в самом аду», – написал он впоследствии.
Выходит, ад все таки существует. И это, как говорится в религиозных догматах, место, где человек в муках и страданиях должен искупать свои земные грехи. Как известно, разные народы, которые жили и живут на Земле, имеют практически сходные представления о ценности жизни человека, а также о жизни после смерти. И в зависимости от того, как человек прожил земную жизнь, его ждет или блаженство рая, или муки ада. Сама же смерть – это переход души или в светлый райский мир, или в мрачный мир ада.
Но перед тем как оказаться в том или ином месте посмертного мира человеческая душа проходит через суд. И хоть в разных религиях у него имеются свои особенности, и все же он поражает значительным сходством.
К примеру, в Древнем Египте полагали, что душа умершего подвергается суду в так называемом Зале истины, где бог мертвых и страж мумий Анубис взвешивает на весах все дела и поступки покойника при его земной жизни. И в зависимости от того, сколько добрых и злых деяний сотворил человек, его душа получит или вечное блаженство, или же ее поглотит злое чудовище. Древние греки так-же считали, что после суда душа попадает или на Елисейские поля – часть подземного мира, где обитают души блаженных, или же в ужасные подземные владения бога Аида. Так что такое ад?
Что такое ад? Во-первых, по этому поводу надо отметить, что практически все народы картины ада представляют почти одинаково. К примеру, у индусов это гигантские пылающие котлованы, в которых находятся грешники. Из их тел раскаленными крючьями демоны вырывают куски мяса, варят в кипящей смоле, а после швыряют на острые вершины деревьев.
В мифологии Китая у ада название Диюй, что значит «подземное судилище». Одним из важнейших его элементов является «зеркало зла», в котором грешники видят отражение своих земных дел.
Ну а в Ветхом Завете ад – это пылающая бездна, в которой текут огненные реки: в них и должны очищаться души грешников. Того ужаса и отчаяния, которые властвуют там, человеческий разум не в состоянии себе представить.
Ад у православных так-же не менее страшное место. «Это не человеческий мир, это бесчеловеческий мир, поэтому любые человеческие попытки его реконструкции окажутся крайне убогими», – говорит об аде профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
А такое описание ада в сборнике стихов и исследований русского филолога-слависта и фольклориста П.А. Бессонова «Калики перехожие»:
«И грешникам место уготовано, и мужи там прелютые и разноличные, и блудницы пойдут в вечный огонь, а воры пойдут в великий страх, а убийцы отойдут в тяжкий смрад, а пьяницы в смолу горячую, и всякому будет дано по делам его».
Но, наверно, более тяжелые испытания неверующим выпадают в аду, который описывают католики. Лгунов и злоязычников там подвешивают за языки, а женщины, сделавшие аборт, кормят грудью терзающих их тела ядовитых змей. Распутницы и прелюбодеи день и ночь горят в огне, а алкоголиков то окунают в ледяные воды подземного озера, то бросают в кипящую смолу.
С библейским описанием ада перекликается и его изображение в искусстве. Это бывают пылающие, полные грешников серные озера, или же бездонные пропасти, в которых бушует подземное пламя. Огонь является основной и неотъемлемой составляющей ада. И по этой причине его так-же называют геенной огненной.
Вот, у примеру, как описал ад в XVII столетии в поэме «Потерянный рай» английский поэт Джон Мильтон: «Темница страшная, со всех сторон огонь пылает, как в печи, но от огня того нет света, только мрак и темень, в которых лишь уныние и зло, и печаль, и боль».
Однако считают, что более яркое описание ада в начале XIV столетия дал великий итальянец Данте Алигьери в своей «Божественной комедии». Современники считали это произведение откровением свыше.
Ад в представлениях Данте – это гигантская воронка, которая уходит к центру Земли, и которая делится на 9 кругов, также постепенно сужающихся книзу. А поскольку Ад Данте – это место, где сконцентрировано всемирное зло, там царит вечная тьма и холод.
«Оттуда тяжкий доносился смрад, обрывки всех наречий, ропот великий. Слова, в которых боль и гнев, и страх, плесканье рук и жалобы и всклики сливались в гул без времени в века».
Первый круг Ада Данте отвел людям, которые за земную жизнь не делали ни добра, ни зла, то есть не были ни с дьяволом, ни с Богом. «Сквозь тьму ни плач до слуха доносился, а только вздох взлетал со всех сторон».
Во втором круге страдают мерзкие сладострастники. Эти грешные люди «бежал нагим, кусаемый слепнями, осами, роившимися тут».
В третьем круге находятся чревоугодники, в четвертом – скупцы и расточители, в пятом – злые и коварные. «Они друг друга били и руками и головой и грудью, и ногами, зубами вырывая куски мяса». В шестом круге адским мукам подвергаются еретики. В седьмом – убийцы, насильники и содомиты. В восьмом томились те, кто на добро ответил злом, кто обманул доверие, а также воры и лицемеры. На самом дне адской пропасти находится логово Люцифера – ледяное озеро, в котором страдают те, кто совершил в своей земной жизни самые ужасные грехи. «Кровь между слез с их лиц текла ручьями, и мерзостное скопище червей ее глотали тут же под ногами».
Конечно многие, сочтут, что поэма Данте – не больше чем художественный вымысел. Но не следует торопится со столь категоричными выводами. И прежде всего, по той причине, что в последние десятилетия ученые пытаются познать ту структуру мироздания, которая лежит за пределами известного нам физического мира. В частности, исследования в квантовой физике, физике элементарных частиц и астрофизике доказывают, что помимо нашего мира существует другая реальность, намного совершеннее той, которую знаем мы. Это – мир тонких энергий.
Потому вполне научно звучит предположение, что наша физическая действительность и то, что существует за ее пределами, – это не два отдельных мира, а единая реальность, которая проникает одна в другую.
В связи с этой версией мы должны постоянно соприкасаться с так называемым потусторонним миром, хоть мы его и не видим. А не видим потому, что уровень колебаний частиц, составляющих иной мир, превышает таковой у элементов земного мира. Поэтому другие миры остаются за гранью нашего видения, как и спицы вращающегося колеса.
Совсем недавно астрофизики обнаружили невидимую темную материю, присутствующую в каждой галактике. 95 процентов этой материи составляют неизвестные науке частицы, которые находятся и в нашей Вселенной, остальные 5 процентов – это известные нам протоны, электроны и нейтроны. А это соотношение как раз и соответствует представлениям древних ученых, утверждавших, что наш материальный мир только малая часть невидимой нам области мироздания. Больше того, ученые предполагают, что темная материя в свою очередь состоит из двух форм: холодной и горячей. Частицы, которые составляют холодную материю, тяжелые и медленные, а частицы горячей материи – быстрые и легкие.
Кто знает, может быть, это и есть горячий и холодный ад, о котором пишут все святые книги.
В этом контексте очень уместными будут слова академика Натальи Бехтеревой, которая сказала, что «наука вошла в ту фазу, когда она подтверждает, прямо или косвенно, ряд положений религии».
Красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо.надеемся, что никому эти мучения не грозят. Потому что попасть хотя бы в один круг чрезвычайно просто.
1 круг — Лимб
Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.
2 круг — Сладострастие
У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.
3 круг — Чревоугодие
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.
4 круг — Жадность
Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.
5 круг — Гнев и Лень
Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.
6 круг — Для еретиков и лжеучителей
Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.
7 круг — Для насильников и убийц всех мастей
Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.
8 круг — Для обманувших недоверившихся
Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.
9 круг — Для отступников и предателей всех сортов
В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.