Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Для поднятия настроения: любопытные факты из жизни великого русского художника И. И. Шишкина. Шишкин Иван - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Художник шишкин интересные факты

Шишкин Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Передвижник. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.

Шишкин Иван Иванович , русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Утро в сосновом лесу

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. ).

В Елабуге открыт дом-музей художника.

25 января в Елабуге (Татарстан), на родине пейзажиста Ивана Шишкина, масштабно отметят 185-летие со дня его рождения.

В Елабугу съедутся потомки живописца. По данным специалиста по генеалогии Шишкиных, старшего научного сотрудника музея Ивана Шишкина Надежды Курылёвой, род художника насчитывает 15 поколений (506 имён), его история длится уже 300 лет. 80 человек - наши современники. Живут они в России, США, Украине, Сербии, Германии, Франции, Чехии, Швеции.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г. Фото: репродукция

Любопытно, что многие представители рода отмечены «творческим геном», проявили неплохие способности к науке, к рисованию. Так, праправнучка Варвара Межинская-Антич (по линии сестры художника Анны) занимается мозаичной техникой, окончив Академию художеств в Белграде. Её сестра Елена Межинская-Милованович - филолог и искусствовед, заместитель директора художественной галереи при той же Академии, издала несколько исследовательских работ о вкладе русских художников в сербское искусство. Правнучатый племянник Шишкина Виктор Репин, проживающий в Германии, - дизайнер и художник. Талантов в этом семействе достаточно.

На одной из встреч потомков побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера - Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга. Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи - тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Есть представители рода и в Казани. Известный исследователь истории и градостроительства, архитектор Сергей Саначин - праправнук родной сестры художника Ольги Ивановны Шишкиной (в замужестве Ижболдина). Сергей Павлович рассказал «АиФ-Казань», что в 1960-е его бабушка с дедом передали в музей изобразительных искусств некоторые семейные реликвии - фотографии, бамбуковую этажерку, трость. О «шишкинских местах» в Казани, по словам Саначина, говорить не приходится. Прямое отношение к живописцу имеет только здание Первой гимназии (ныне корпус КГТУ-КАИ им. Туполева на улице К.Маркса), в которой художник учился с 1844 по 1848 годы. Но зато сохранились три дома, которыми владела сестра живописца Ольга Ивановна. Это красивые деревянные строения в Школьном переулке, в том числе и тот, где ныне дом-музей химика Арбузова.

Любопытно, что среди многочисленных потомков лишь один носит фамилию Шишкин. Это праправнук дяди художника Василия Васильевича, отставной военный Александр Васильевич из Липецка. Говорят, что он поразительно похож на Ивана Ивановича.

В музее ИЗО открылась выставка полотен Ивана Шишкина, здесь есть и малоизвестные работы. Фото: АиФ/ Артем Дергунов

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения - высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес - это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей - томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.

Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. - в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Полюбоваться картинами Шишкина можно в Казани и Елабуге. Фото: АиФ/ Артем Дергунов

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа - полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона Sotheby"s пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Шишкин любил лес и как никто умел его написать. Фото: АиФ/ Артем Дергунов

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина - Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены - Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.

Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.

Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал - «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

В Казани есть не только пейзажи, но и графика Шишкина. Фото: АиФ/ Артем Дергунов

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Некоторое время Шишкин часто писал животных. Фото: Public Domain

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и …винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов - Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего - перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и - с натуры.

Получить признание после смерти - нередкое дело в мире творцов. Однако чаша сия миновала Ивана Ивановича. К кисти он тянулся с детства, так что родители называли его «мазилкой». Шишкин в юном возрасте бросил учебу в гимназии и посвятил себя рисованию. Свой выбор он объяснял так: «Чтобы не стать чиновником».

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже хорошо знали и ценили за рубежом.

Позже, с 1862 по 1865 год, художник жил за границей. В основном, в Германии. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу. И уже в то время его работы пользовались бешеной популярностью у местных жителей.

Иван сам писал в воспоминаниях: «Где и куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»

Кутила и задира

Молодость у Ивана Ивановича проходила довольно бурно. Ночные посиделки с друзьями за бутылочкой-другой не всегда заканчивались мирно.

Современники вспоминают о поединке, случившемся в одном из кабаков Мюнхена. Художник, отдыхавший с приятелями, услышал как за соседним столиком два молодых немца отпускают уничижительные шутки по поводу России. Надо отметить, что, обучаясь за границей, Шишкин очень тосковал по родине. «Отчего я не в России, которую так люблю?», - писал он.

Поэтому шпильки в адрес нашей страны не прошли безнаказанно. Иван потребовал извинений, а, не дождавшись, ринулся в атаку.

Свидетели потом путались в показаниях: кто-то утверждал, что русский художник отправил в нокаут семерых, другие божились, что поверженных было не меньше дюжины. Еще бы, ведь Шишкин орудовал попавшимся под руку тяжёлым тележным шкворнем. Шкворень этот, изрядно погнувшийся, был предъявлен в суде в качестве доказательства вины русского.

Однако до наказания дело не дошло, пострадавшие признали свою неправоту, и живописец-патриот был оправдан. Рассказывают, что приятели вынесли Ивана Ивановича из здания суда на руках, чтобы отправиться отмечать победу в ближайшую пивную.

А были ли медведи?

Мало кто знает, что самую популярную, благодаря изображению на обертке советских шоколадных конфет, картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал вовсе не сам, а в соавторстве со своим другом, известным анималистом Константином Савицким. Именно его кисти принадлежат фигуры медвежат. Подпись на полотне также была двойная.

Медведей нарисовал вовсе не Шишкин. Фото: репродукция

Картину купил знаменитый собиратель живописи Павел Третьяков. Однако у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина - Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть. С тех пор картину так и выставляют - в единоличном авторстве Ивана Ивановича.

Кстати, многие неверно называют картину «Три медведя», поскольку на ней изображено четыре медвежонка. Просто в СССР продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой работы, а в народе конфеты прозвали «Три медведя».

Трагическая любовь

Личная жизнь живописца складывалась поистине трагично, несмотря на то, что он был женат два раза, и оба - по любви.

Первой его супругой стала Евгения Васильева, сестра талантливого пейзажиста Фёдора Васильева, которого Шишкин опекал и учил азам мастерства. К сожалению, Евгения Александровна умерла в апреле 1874 года. А немного спустя скончался и их маленький сын.

Надломленный горем, художник на некоторое время бросил творчество и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю.

Однако смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке представил ряд картин, в том числе, «Родник в сосновом лесу».

Через какое-то время Шишкин женился во второй раз. На Ольге Антоновне Лагоде, своей ученице, художнице-пейзажистке. Но и на этот раз счастье было недолгим - жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив вдовцу двух дочерей.

Смерть за мольбертом

Умер Иван Иванович, как и положено творцу, за работой. Это случилось 8 марта 1898 года. Художнику было 66 лет, и он был полон творческих планов. Шишкин сидел за мольбертом и работал над своей новой картиной «Лесное царство».

По свидетельствам помогающего ему ученика, делая какой-то штрих, художник вдруг как будто зевнул, а затем голова его беспомощно опустилась на грудь...

Последняя работа художника хранится в «Русском музее». Фото: репродукция

Ученик бросился на помощь к своему учителю, но тот уже был мертв. Прибывший доктор констатировал смерть от разрыва сердца.

Последней завершенной работой художника стала величественная композиция «Корабельная роща», которая хранится в «Русском музее».

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) в Елабуге (Татарстан) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём».

На одной из встреч потомков великого художника, которые проходят в дни его рождения в Елабуге, побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г.

Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»


Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.


Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона «Sotheby’s» пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн. фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина – Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены – Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.


Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.


Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и … винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

Кстати

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов — Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего — перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и — с натуры.

От Редакции: Я, главный редактор сайта, могу охотно подтвердить, по собственному, субъективному впечатлению, что самое светлое ощущение при посещении Третьяковской галереи оставляет зал именно с работами И. И. Шишкина.


http://www.kazan.aif.ru/culture/person/mazilka_monah_lesnoy_car_lyubopytnye_fakty_iz_zhizni_ivana_shishkina

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен