Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Дикой и кулигин сравнительная характеристика. Кулигин – герой драмы А. Н. Островского «Гроза. Просьба, обращенная к Дикому

Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо-трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ-степенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об-раз Кулигина сразу притягивает читательское внима-ние.

Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно-венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж-дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули-гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи-тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича-ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре-лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кули-гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку-лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто-ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате-лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти-ранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни-ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не-сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме-щанства «руки есть, а работать нечего».

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер-жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди-кому все выгоды, которые могут принести его задум-ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по-жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст-ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»

Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно-го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би-сер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо-ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт-вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на-деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст-вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.

В пьесе « » мы сталкиваемся с множеством разнообразных героев, которые относятся к двум мирам. Первый мир – это «темное царство», к которому принадлежат самодуры – циничные и жестокие. Второй мир – это жертвы «темного царства». К ним принадлежат люди, которые осмелились перечить тому общественному устою.

Первым героем перед нами предстает Кулигин. Автор не дает описания его внешности. Это человек в годах, ему уже за пятьдесят. Но, на свои года, он достаточно деятельный и активный. Кулигин был мечтательной натурой. Он умел любоваться красотами природы, величием Волги, в то время, как другие персонажи не видели в этих пейзажах ничего волнующего и впечатляющего. Среди всех героев пьесы его могла поддержать лишь – чистая и естественная девушка.

Кулигин был достаточно сдержанным, не поддерживал сплетен своих товарищей о «темном царстве». Он всегда высказывался с толком и по делу.

Из диалога Кулигина и Бориса Дикого мы видим, что герой достаточно умен. Он хорошо разбирался в общественной обстановке, в окружающем расположение вещей, поэтому пытался объяснить Борису, что и к чему.

Кулигин был общительным и располагающим человеком. Он легко находил разговор с любым собеседником. Борис отзывался о нем только хорошими словами. относился к герою с доверием. Он всегда мог излить ему свои душевные переживания и получить дельный совет.

В тексте пьесы мы замечаем благородные намерения Кулигина. Он частенько раздумывал над благосостоянием окружающих людей и общества. Герой задумывает мысль о необходимости солнечных часов в городском парке. Он с терпеливостью и трудом пытается убедить Дикого в необходимости громоотвода. Но, богатый человек не мог оторвать от себя десять рублей для дела.

Именно этот герой первым высказывает свое недовольство в сторону «темного царства». Над телом Катерины он проговаривает свои мысли в слух о том, что теперь девушка совершенно свободна от насилия и гнета своей родни.

Кулигин смог выразить протест самодурам и лицемерам «темного царства». Среди всех героев пьесы, А.Н. Островский делает Кулигина хорошим человеком – рассудительным, мечтательным и деятельным. Он симпатичен читателю за свои слова и поступки. Кулигин – один из первых, кто после Катерины смог продолжить протест относительно «темного царства».

А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин - мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин - человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле - средневековая идея, громоотвод - техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится - любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов - идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

Кулигин

Характеристика литературного героя

Кулигин – “мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле” (т. е. вечный двигатель).
К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней “Среди долины ровныя…” Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.
Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта “устарелость” подчеркивает

Глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, “новый человек”, но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион “антик, химик” Калинова хочет потратить на родной город: “работу надо дать мещанству-то”. А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Дикой Характеристика литературного героя Дикой Савел Прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова. Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. “Нет над тобой старших, вот Read More ......
  2. Феклуша Характеристика литературного героя Феклуша – странница. Странники, юродивые, блаженные – непременная примета купеческих домов – упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство Read More ......
  3. Гроза Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Read More ......
  4. Отзыв о драме “Гроза” г. Островского Вменив себе в особенную честь предложение императорской Академии наук, сообщенное Вашим превосходительством,1 в отношении от 2 минувшего февраля, рассмотреть препровожденную ко мне драму г. Островского “Гроза” и сказать о ней свое мнение, я располагал Read More ......
  5. Мещанская трагедия В русской народной драме герой, появляясь в балагане, тут же объявлял зрителям: “Я паршивая собака, царь Максимильян!” С той же определенностью заявляют о себе персонажи пьесы Островского “Гроза”. Уже первой своей репликой Кабаниха представляется: “Если хочешь мать послушать,…сделай Read More ......
  6. Кабаниха Характеристика литературного героя Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – “богатая купчиха, вдова”, свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары. К. – очень сильный и властный человек. Она религиозна, но не верит в прощение и милосердие. Эта героиня вся состоит исключительно из Read More ......
  7. Борис Характеристика литературного героя Борис Григорьевич – племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…” Б. – добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой Read More ......
  8. Варвара Характеристика литературного героя Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не Read More ......
Кулигин (Гроза Островский А. Н.)

Если только бессознательно чувствует красоту природы, то Кулигин выступает как_ее вдохновенный певец. С его восторженных слов о красоте Волги начинается действие в . Кулигин горячо сочувствует бедным и несчастным людям, но не имеет ни сил, ни. средств, чтобы помочь им. .Он только мечтает изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обратить эти деньги на помощь нуждающимся - «для общей пользы».

Осуждая бесчеловечные нравы «темного царства», он боится решительных действий. Кудряшу, который отвечает Дикому грубостью на грубость, ‘Кулигин советует: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». И делает бесполезные попытки «просветить» , в’ ответ же слышит одни - оскорбления. Эта робость Кулигина не является его личным недостатком. Он тоже жертва «темного царства». Несмотря на. сознательность и чувство собственного достоинства, он не может преодолеть веками воспитывавшуюся в народе рабскую покорность. Он и Борису говорит: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». Одиночество полуобразованного Кулигина среди совершенно невежественных калиновцев типично для предреформенной России.

Прав драматург и в том, что интеллигентные молодые, люди, «ожидающие наследства», не спешат на помощь талантам из народа. Борис знает, что вечный двигатель неосуществим, и мог бы объяснить это Ку-лигину, но общественные интересы Кулигина чужды Борису, он считает их пустыми мечтами и предпочитает не «разочаровывать» хорошего человека.

В «Грозе», по словам И. А. Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов. с беспримерною художественною полнотою и верностью». Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в пред-реформенной России, горячим призывом к свободе и свету.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа Кулигина в драме «Гроза» . Литературные сочинения!