Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Детская косметика для взрослых: мифы и факты. Мифы Древней Греции. Несколько историй

Мифы о взрослой жизни, в которые верит чуть ли не каждый ребенок

Я слишком поздно понял, что пора перестать быть ребёнком и наконец вырасти. У меня ушло на это в два раза больше времени, чем у рядового обывателя. Было много причин, но самая главная – это страх. Страх, что однажды я нажму на выключатель, который осветит меня уже как взрослого мужчину. Мне кажется, что это необычный страх; мы испытываем его, когда пробуем что-то впервые.

Я не могу избавиться от этих страхов. Это то, что проходит с опытом, но я могу дать вам несколько советов, чтобы вы не совершали таких же ошибок, как я. Например…

1. Взрослая жизнь это не только работа, работа и ещё раз работа

«Мои родители вечно носились, пытаясь добиться какой-то цели, и они выглядели несчастными. Мама работала целыми днями, при этом пыталась держать дом в чистоте. Папа уже пятый год спит до 4 часов дня, а затем пьёт до того момента, пока не вырубится. Наблюдая за ними, я понял, что работа выматывает. Если я стану таким, то засуну пистолет себе в рот и… закончу свою жизнь розовым фонтаном и спутанными волосами.» — мои слова в 9 лет.

Ну а, когда ты повзрослел…

Взрослая жизнь не только работа, работа — это вклад. Мы знаем, что отец 9 летнего малыша не по-настоящему взрослый, хотя мы не можем ничего сказать о его жизни. Почему? Много взрослых людей пьют не потому что они любят виски, а просто потому, что не могут нормально войти в эту жизнь.

Но из тех слов, мы знаем, что отец того 9-летнего ребёнка просто кусок ДЕРЬМА, потому что он просто сидит и существует. Всю работу выполняет его жена. Я могу вспомнить только пару лет из их совместной жизни, когда мой отец был не под «опекой» моей матери. Он тогда работал и все свои деньги тратил на выпивку. Он работал, но это ничего не принесло в семью или в общество. Он умер, но так и не стал «взрослым» человеком.

Но если задуматься, то что означает «быть взрослым»? Работать больше, чем когда был подростком? Это решать вам: сколько времени тратить на карьеру. Но оглядываясь назад, я не замечаю, что сейчас мне работать стало сложнее, чем в школьные годы. Задумайтесь, ведь ваш день не заканчивается после 8 часов проведённых в школе. Вам есть ещё чем заняться после занятий, если вы занимаетесь спортом, хором или борьбой, то у вас больше времени, чем у меня в эти же годы.

Вклад – это ключ. Означает ли это, что вы должны завести семью или спасать мир волонтёрством? Нет! Вкладываться можно по-разному. Но, будучи трудоспособным и позитивно настроенным, люди чаще выбирают просто существование. В такие моменты о них никто не думает и не вспоминает. Это больше напоминает клумбу, а не человека.

2. Давление ответственности

«Почему я должен есть суп перед десертом? Это всё равно та же еда и какая разница, что окажется раньше в моем желудке? Пожалуйста, дайте поесть орехи за 20 минут до обеда» — обычные восклицания типичного подростка, у которого уже сформировалось свое мировоззрение.

Для многих детей обучение ответственности очень долгий и мучительный процесс. В первые годы мы просто познаем мир: играем, веселимся, пытаемся общаться. Ничего не поджег, никого не ударил – так и отвечать не за что. Потом нам приходиться заправлять свою постель. Далее, мы уже убираем всю нашу комнату, учимся готовить, а однажды, нас просят поменять трубы под раковиной.

Когда родители понимают, что вы вполне самостоятельный человек, они или отправляют вас учиться в Университет, либо устраивают кошмар в последние годы вашей подростковой жизни (зависит от того, когда они это понимают).

Паника начинается на обоих берегах. Одни думают, что их сын ленивый пень, который все умеет, но ничего не делает. А другие, что родители все сваливают на них, лишь бы самим отдохнуть побольше.

3. Теряется способность радоваться

Вы уже достигли того возраста, когда стали циничным м*даком? Я не могу представить себя, переставшего любить музыку и мультфильмы. Хотя повзрослев, вы понимаете, что та музыка и все вещи, от которых вы так балдели в детстве, просто ужасны. Но со времён вашего детства многое изменилось. Сфера развлечений сделала большой шаг вперед. Даже будучи взрослым, вы обязаны попробовать многое из современных подростковых «увеселений». Я не уверен, что даже через 20 лет смогу устоять от головокружительных аттракционов или новых сверхреалистичных виртуальных игр.

Но большинство взрослых веселятся тогда, когда они этого хотят. Просто делают это по-разному. Просто двум разным поколениям очень сложно понимать друг друга. Например, моя бабушка смотрит телевизор целыми днями. Лично я не могу посмотреть более двух программ в неделю. Но она смотрит их целыми днями, ест во время просмотра, но при этом убирается, готовит и т.д. Почему же так?

Возможно, это напоминает им молодость. Ведь самые важные уроки жизни преподаются в молодости. В молодости у каждого поколения были доступные только для них способы весело проводить время. Бабушка любит смотреть телик потому, что он только-только появился во время её молодости. Ну а мне нравится рок 80-ых и пошаговые стратегии.

Мои же дети не поняли бы меня, если бы я подарил им на Новый Год пошаговую стратегию. «Это скучно! В это играют только лохи и старики». Тем не менее, первое, что я подарил своей дочке после компьютера, это наушники, чтобы не слышать её ужасную музыку. А когда она дорастет до моих лет, она сделает своему ребенку аналогичный подарок, потому что ей их музыка будет казаться ужасной. А она, в свою очередь, будет казаться скучным ходячим мешком.

4. Забываешь, как быть молодым

«Я знаю, что настал комендантский час, но мы просто погуляем. Мы не будем принимать наркотики или заниматься незащищенным сексом» — говорят взрослые подростки своим родителям, которые не хотят отпускать их допоздна. «Вы хотите, чтобы у меня жизнь была бы такой же скучной как у вас?»

Когда ты взрослеешь, ты можешь осознать все произошедшее с высоты полета своего возраста. Все эти удивительные воспоминания, эмоции, приключения, физические и эмоциональные травмы – именно они сделали вас таким. То есть, они сотворили из вас того, кем вы сейчас являетесь, и вполне естественно, что вы не хотите испытывать все это снова. Но не стоит огораживать от молодости (назовем все эти впечатления одним подходящим словом) свое чадо.

Взросление – это плавный процесс. Вы и не заметите как станете взрослым. Это произойдет однажды утром, или на Дне Рождении вашего сына, или на работе, когда будете просить прибавку. Не будет никаких сумасшедших откровений или глобального осознания. Вы даже не почувствуете ничего нового. Просто поймете, что уже прошло несколько лет, как вы повзрослели. А вечером пересмотрите любимый фильм детства, приготовите плюшки по маминому рецепту, или сделаете что-нибудь ещё ностальгическое. Начнете давать советы своим детям, чтобы помочь избежать тех ошибок, которых вы наделали. И будете видеть, что они не ценят вас пока вы рядом. И некоторые вещи станут чертовски предсказуемыми.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Почему так важно научить детей благодарности

От трех до семи, Это интересно!

Просмотрено

7 лет ребенку. Что он должен знать и уметь в этом возрасте

Советы родителям

Просмотрено

Есть продукты, которые женщина должна употреблять в обязательном порядке во время грудного вскармливания, а есть такие, которые стоит обходить стороной!

Детская психология

Просмотрено

Просто нужно придерживаться этих 4 секретов, и тогда ваши дети будут хорошо спать с первых месяцев жизни!

Советы родителям

Просмотрено

Несколько полезных советов мамам, которые хотят привить ребенку любовь к чтению!

От рождения до года

Просмотрено

Долгожданная радость — ПЕРВЫЕ ЗУБКИ

Новый тренд подчинил себе умы людей по обе стороны океана - молодые американские мамочки рассказывают на форумах, как заимствуют бьюти-арсенал своих пупсов и используют его с пользой для здоровья своей кожи: применяют крем от опрелостей, как средство для разглаживания морщин, молочко для тела, как регенератор против ожогов, а детский шампунь в качестве бальзама-ополаскивателя для смягчения волос.

На российских просторах еще с советских времен известно одно детское косметическое средство, секреты использования которого передаются от матери к дочери – это, конечно же, детский крем, панацея от любых бед, раздражений и высыпаний.

С тех пор, как на наш рынок поступили известные марки «косметики для всей семьи», из линеек которых одним и тем же гелем для душа, шампунем или кремом могут пользоваться и стар, и млад, косметический беби-бум в России поднялся на небывалую высоту.

С одной стороны такая любовь небезосновательна: считается, что детская косметика гипоаллергенна, в ней меньше вредных консервантов, парабенов, а значит, она не может навредить и коже взрослого. Но, может ли она принести пользу? На эти и другие вопросы отвечает эксперт сайт Екатерина Медведева – врач-дерматокосметолог клиники Отари Гогиберидзе «Время красоты».

Особенности детской кожи

Комплимент «твоя кожа нежная, как шелк», меркнет по сравнению со знаменитым сравнением «она такая мягкая, как попка младенца». С одной стороны мы можем только позавидовать беззаботной малышке, у которой и без всяких косметических прибамбасов, сеансов ботокса и биоревитализации кожа мягкая и гладкая.

И это не удивительно, ведь у детей, как у растущего организма, очень активный клеточный метаболизм. То есть дерма регенерируется быстрее, чем у взрослого, клетки обновляются с космической скоростью, продукты распада в организме не задерживаются, токсины выводятся моментально. Поэтому кожа малышей такая розоватая, гладкая, мягкая, и в целом представляет собой недостижимый идеал красоты для «лиц старшего поколения».

С другой стороны, ребятишкам не позавидуешь. Ведь у них собственная гидролипидная пленка (защитный слой кожи) еще не сформировалась. Поэтому кожа малышей гораздо тоньше, нежнее и более ранимая.

Потовые и сальные железы также развиты слабо, в связи с чем терморегуляционная функция кожи несовершенна. Поэтому дети могут так быстро простудиться, переохладившись, или, наоборот, перегреться на солнышке.

Например, обезвоженной роговой поверхности кожи очень нужна гиалуроновая кислота , чтобы восстановить водный баланс кожи, эксфолианты , чтобы очистить ее от омертвевших клеток и нормализовать поступление кислорода к тканям, сосудо-укрепляющие вещества - от покраснений.

И, наконец, с возрастом в организме усиливается процесс окисления липидов, на почве стресса, недосыпания может запуститься процесс увеличения количества свободных радикалов, в связи с чем могут появиться морщины. Чтобы этого не случилось, кожу нужно питать и защищать с помощью антиоксидантов . Всех выше перечисленных компонентов вы не встретите в детской косметике.

Зато найдете там вещества, которые образуют плотный защитный слой на коже и, если учесть, что у взрослого человека есть свой собственный, применяя детский крем, вы покрываете кожу панцирем, который нарушает поступление кислорода к клеткам и тканям, работу сальных желез, что чревато возникновением акне, воспалений, дерматитов, появлением морщин.

Иными словами, пытаясь вылечить кожу с помощью детской косметики, вы лишь вредите ее здоровью. Если вы обладательница чувствительной кожи, вам достаточно одного визита к косметологу, чтобы подобрать правильные косметические средства для ежедневного использования и получить необходимые советы по уходу за такой кожей.

2. Миф: детская косметика гипоаллергенна

Действительно, так может показаться со стороны, ведь при производстве детской косметики в меньших количествах используются компоненты химического синтеза.

Факт: производитель не может дать полную гарантию того, что у вас или у ребенка не проявится аллергия на какую-то минимальную дозу химического раздражителя. То же можно сказать о косметике на растительной и масляной основе.

3. Миф: детские шампуни делают волосы мягкими, не разрушают структуру волоса

Детская косметика для взрослых: мифы и факты / shutterstock.com

Детские шампуни на это не способны и, используя их для мытья головы, вы лишь вредите своим волосам, способствуя их выпадению (потому что нарушается кожное дыхание, закупориваются поры), и даже вызывая себорею (перхоть).

4. Миф: косметические бренды, рассчитанные на всю семью, представляют безопасные средства для детей и взрослых

Самое главное, какая экономия для кошелька, когда одним и тем же кремом может пользоваться и ваша маленькая дочь, и вы.

Факт: проблема заключается в том, что у таких средств есть достаточно серьезные минусы. В них содержится усредненное число химических раздражителей, как бы рассчитанное и на кожу взрослых, и на кожу детей.

Но, как уже говорилось ранее, кожа малышей тонкая и беззащитная, а у взрослых покрыта толстым панцирем. Поэтому такие бьюти-средства могут быть опасны для детей, вызывать раздражения, дерматиты покраснения. При этом, такой арсенал абсолютно бесполезен для взрослых. Потому что очистить кожу взрослого и предоставить грамотный уход в силу своего состава они не в состоянии.

Со стороны детская косметика может казаться абсолютно безопасной, но она призвана помочь лишь коже малышей. Для кожи взрослого она несет серьезную угрозу. И, если вы уже переступили порог пубертатного возраста, задумайтесь о смене косметического меню. При серьезных проблемах с кожей не стесняйтесь обратиться за советом к специалисту, косметолог подберет для вас правильные средства ухода, и возможно пропишет необходимую терапию для вашей кожи.

Катерина ПОПОВА

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

Да и само название Эллада () тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия Балканский полуостров , на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес , полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу ) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос . Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса. Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

Утверждение, что детская косметика идеально подходит для взрослых людей верно лишь отчасти. Не вся и не для всех.

А ведь этот миф, которому не один десяток лет, довольно устойчив. Здесь и там появляется информация, что та или иная знаменитость, сохранившая красоту и свежесть молодости, пользуется, догадайтесь, чем? Конечно, детской косметикой! И неясно: так оно и есть на самом деле или это часть маркетинговых технологий фирм-производителей. В нашу информационную эпоху все может быть. Поэтому давайте пропустим это утверждение через сито здравого смысла и попробуем разобраться, где правда, а что чистая выдумка.

Чем отличается кожа ребенка от кожи взрослого человека?

У растущего детского организма активный клеточный метаболизм, поэтому клетки обновляются очень быстро, продукты распада в организме не задерживаются, то есть, токсины выводятся очень быстро. Именно поэтому кожа детей такая нежная, мягкая и гладкая. Но вместе с тем, у малышей еще не сформировался защитный слой кожи, так называемая гидролипидная пленка, из-за чего их кожа очень ранима и чувствительна. Поэтому производители детской косметики вводят в состав детских средств вещества, задача которых образовывать гидролипидную защитную пленку.

В подростковом возрасте у человека происходит формирование собственной гидролипидной пленки, соответственно, у кожи в это время отпадает необходимость в дополнительной защите. Более того, такой «навязчивый сервис» может ей только навредить: двойная пленка не позволяет коже нормально дышать, закупоривает поры, в результате - различные высыпания и .

В более старшем возрасте от детской косметики взрослому человеку, скажем так, ни вреда, ни пользы. Косметика от хороших производителей обязательно учитывает возрастные потребности кожи - от этого зависит ее состав. Скажем, возрастной коже необходима гиалуроновая кислота, ретинол, эксфолианты и другие компоненты, восстанавливающие водный баланс, замедляющие процессы старения, естественно, их в детской косметике нет и быть не может.

Может ли быть косметика для всей семьи?

Некоторые производители так и пишут на упаковках «Идеально подходит для всех членов семьи». Наша задача опять же включить здравый смысл и вспомнить, что задача производителя (каким бы надежным он нам ни казался) продать товар и максимально расширить границы целевой аудитории. Что происходит на самом деле? В таких средствах обычно содержится усредненное количество раздражителей и считается, что этот компромисс должен удовлетворить потребности как детей, так и взрослых. У детей этот «минимум» может вызвать раздражение, а для взрослых быть бесполезным. Так что - не верьте таким рекламным трюкам. Каждому, как говорится, свое.

Кстати, часто адепты детской косметики кроют, как им кажется, железобетонным аргументом - детская косметика гипоаллергенна, обязательно проходит сертификацию и дерматологический контроль, в ней применяется только натуральная основа, она не содержит красителей, имеет нейтральный РН и поэтому походит тем, кто обладает чувствительной кожей. Мы уже объясняли, почему взрослым людям не стоит пользоваться детскими кремами в принципе. Что же касается гипоаллергенных свойств, качественная возрастная косметика от известных, проверенных временем компаний-производителей обладает этими свойствами вполне.

Неужели вся детская косметика бесполезна для взрослых?

Все вышесказанное касалось, прежде всего, кремов. Взрослым лицам они категорически не подходят. Здесь все абсолютно однозначно, а вот некоторые другие «детские» средства действительно могут быть полезными. Но опять же - не всем и не всегда.

Пена для ванны

Подойдет всем: и детишкам, и взрослым. Она содержит экстракты натуральных лечебных трав, помогает снять раздражение, смягчает и успокаивает кожу. Да и пенится обычно лучше, чем «взрослая».

Детское масло. Можно использовать в комплексе с пеной для ванны - оно действительно предотвращает обезвоживание, а при нанесении на влажную кожу, сохраняет в несколько раз больше влаги, чем «взрослые» средства, к тому же быстро впитывается.

Косметическое молочко. Обладает действием, аналогичным действию масла и подходит всем.

Детский шампунь

Здесь все очень избирательно. Многие детские шампуни не подходят даже детям, что уж там говорить про взрослых, у которых они запросто могут вызвать себорею . С другой стороны, если ваши волосы никогда не подвергались никакому химическому воздействию (покраске, завивкам, средствам укладки и т.п.) - можете попробовать. В противном случае не стоит - напрасно переведете продукт.

Салфетки. Они отлично заменят очищающие средства в походных условиях - ими удобно снимать макияж, поскольку отлично удаляют загрязнения. Но, конечно, рекомендуется их использовать для этих целей не всегда, а только в случае вынужденной необходимости. Никакие салфетки не заменят специально разработанного и правильно подобранного очищающего средства.

Детская присыпка. Это средство, без преувеличения, можно назвать универсальным, так как пользоваться им могут все. Проблема потницы бывает не только у детей - она также знакома полным людям. Присыпка выполняет те же функции, что и косметический тальк, помогая избавиться от натираний, покраснений и раздражения.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте.У меня расширенные поры,которые уже не удается замазать тоналкой и прыщи.Какими процедурами можно выровнять поверхность кожи и убрать поры?

Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бенка-дошкольника можно было бы назвать вероятностным мыш­лением. А анализ структур вероятностного мышления ребенка позволяет понять нечто существенное в природе того мифа, кото­рый организует горизонт видения первобытного человека.

Дело в том, что тотальность, всеобщность феномена мифоло­гического мышления в первобытном обществе можно понять и истолковать как своеобразное сохранение во взрослом состоянии некоторых структур интеллектуальной инфантильности, т.е. тех структур вероятностного мышления, которые в норме характери­зуют сознание ребенка-дошкольника. И если принять эту гипоте­зу, то многое в феномене первобытного мифологического мышле­ния станет понятным.

В какой-то мере суть тех обществ, которые мы называем пер­вобытными, в том и состоит, что это те общества, в которых не найден выход за границы вероятностного способа мышления и вероятностный способ мышления является не только способом мышления детей, но и способом мышления взрослых. Отличие "взрослого" от "детского" проявляется при этом лишь в появле­нии специфически взрослых реалий.

Так, именно по логике мифа, а вовсе не по логике рациональ­ности происходит вхождение ребенка в пубертатный период. Это значит, что человек, пересекший черту физиологической взрос­лости, продолжает мыслить в принципиально допонятийных мыслительных схемах, продолжает мыслить по законам ирраци­онального, вероятностного мышления. Однако в центр этого -остающегося принципиально детским! - мышления выходит со­вершенно новая, а именно - сексуальная проблематика, и именно, эта проблематика определяет содержание подросткового корпуса мифов.

В современном обществе переход в подростковое состояние -это не только физиологическая революция, но и революция ин­теллектуальная. Именно в этом возрасте происходит смена схе­мы мышления: от мышления в комплексах (принципиально мифологического типа мышления) ребенок переходит к формаль­но-операционному мышлению или мышлению в понятиях. Что - же касается первобытного общества, то там перехода к формаль­но-операционной схеме мышления вообще не происходит, а мыш­ление застревает на вероятностной стадии, на стадии комплек­сов. Меняется только содержание мифов: подросток, прошедший суровый обряд инициации, обряд посвящения во взрослое состояние, посвящается в особую, эзотеричную группу взрослых ми­фов, густо замешанных на сексуальной проблематике.

Ознакомление инициируемых подростков с эзотерическим корпусом племенной мифологии, освященное жестокими и изо­щренными обрядами перехода, составляет суть той границы, ко-



торая в первобытном обществе отделяет взрослое состояние от детского. Эзотерическая информация (мифологически оформлен­ная и преподносимая в процессе сложного ритуального действа) плюс обряд инициации - это то, что в первобытных представле­ниях делает ребенка взрослым. И, вместе с тем, этот процесс пере­хода из детского состояния во взрослое ни в коей мере не связан с изменением самого способа мышления, способа интеллектуаль­ного отношения к действительности. Взрослый представитель племени мыслит так же, как и ребенок - в том смысле, что он пользуется принципиально теми же самыми мыслительными схе­мами - теми, которые были описаны выше как вероятностные. Это мышление акаузальное (равнодушное к причинно-следствен­ным связям), алогичное; и некий вывод совершается в простран­стве этого мышления не с жесткой необходимостью, а лишь с известной долей вероятности.

Понятно, что это принципиально отличает мир первобытнос­ти от знакомого нам, где различие между двумя состояниями -детским и взрослым - не просто информационное, не просто по параметру посвященности или социальной ответственности, но и по параметру лежащих в основании этих двух типов мышления мыслительных схем, мыслительных матриц. Иначе говоря, в на­шем мире сама логика детского мышления фундаментально не совпадает с логикой мышления взрослых.

Что является основой этого принципиального разрыва двух " мыслительных схем (детской и взрослой, вероятностной и поня­тийной), характерного для всех исторических (т.е. постперво­бытных) обществ? Разумеется, институт школы, институт обра­зования, на фундаменте которого строит себя человеческое обще­ство, начиная с эпохи ранних цивилизаций.

Первобытное общество - это общество, которое принципиаль­но не знает института образования, института школы как некоего особого периода человеческой жизни, отделенного от всей про­чей жизни достаточно жесткой чертой. Там есть только одна "шко­ла" - школа мифа, и эта школа менее всего озабочена сменой умственных схем, в которых мыслит ребенок. Поэтому переход во взрослое состояние в том обществе не предполагает никакого интеллектуального переворота, а обозначен чертой инициационных обрядов, отмечаемых физическим насилием над телом, когда само тело становится знаком свершившегося перехода. Интел­лектуальная разница взрослого и ребенка здесь состоит не в спо­собе мышления, а в содержании мифов, которые задают этому мышлению рамки. Таким образом, взрослые и дети говорят здесь о разном, но зато на одном языке. А сам переход из детского во взрослое здесь менее всего связан с изменением структур мышле­ния. Таким образом, взрослый человек в первобытном обществе -это человек, посвященный в реалии взрослой жизни, но продол­жающий мыслить мифологически. Он инициирован, он прини­мает на себя важную долю социальной ответственности и готов служить не своему личному "я", но социальному иному, т.е. внеш-

нему по отношению к его "я" культурному сообществу, и риту­альные рубцы и татуировки его тела свидетельствуют о свершив­шемся обряде перехода. Однако при этом он продолжает мыс­лить в тех же самых структурах мышления, в которых мыслил, будучи ребенком. И, поскольку ребенок в этом обществе не полу­чает интеллектуальную травму образованием (коль скоро там отсутствует институт образования как таковой, т.е. школа как инструмент передачи отчужденного от человека знания), постольку у него не возникают базовые структуры рефлексивности. Он ми­фологически залипает с той информацией, которую он получает об окружающем мире, оказывается не способен вступить в диалог с этой информацией, оказывается не способен на диалог с пози­цией другого. В этом и состоит его тотальная мифологичность.

Что же касается всех постпервобытных обществ, то они бази­руются на особом институте образования, институте школы, осу­ществляющем вмешательство в сам вероятностный сценарий ком­плексного мышления и переводящем ребенка на рельсы понятий­ного, формально-операционного мышления. А в результате у ре­бенка происходит неизбежная интеллектуальная травма (и пото­му человек цивилизации - это всегда интеллектуально травматизированный человек), когда ребенок, еще вчера открытый всему миру в непосредственном мифологическом пафосе, начинает фор­мировать структуры рефлексивной опосредованности и рациональ­ности. И потому между взрослым и ребенком во всех постперво­бытных обществах существует глубокая разница: они фундамен­тально по-разному мыслят и говорят на разных языках. У одного - непосредственный язык мифа. У другого - рефлексивно опосре­дованный язык понятий и формально-логических структур. В изменении структур мышления заключается сама суть происхо­дящего здесь перехода.

И когда я говорю о похожести мифологического способа мыш­ления, характеризующего первобытные сообщества, на мышле­ние современных детей-дошкольников, на мышление ребенка, я имею в виду не столько то, что первобытность - это детство чело­вечества, сколько то, что первобытное мышление - это не про­шедшее этап рационализации и социального отчуждения мышле­ние ребенка, но при том мышление ребенка, поразительным об­разом обретшее взрослый статус. Это мышление, в котором все взрослые реалии - сексуальная жизнь, социальная ответствен­ность, необходимость создавать семью и воспитывать детей - вос­принимаются в границах того, что было охарактеризовано выше как вероятностное отношение к миру.

Впрочем, в отличие от детского мышления вероятностно-ми­фологическое мышление взрослого первобытного человека ока­зывается крайне консервативным и малоподвижным. И связано это с тем, что оно вынуждено выполнять особую социальную роль - роль хранилища информации. Принципиально воспроиз­водя структуры детского мышления, вероятностно открытые в будущее, оно оказывается информационно перегружено про-

шлым, что и делает его феноменом малоподвижным и косным. Живущие в первобытном мире взрослые вынуждены уделять огромную часть своих сил и времени не столько производству новых возможностей, сколько удержанию, накоплению и сохра­нению старых. Взрослые становятся заложниками накопленных за тысячелетия культурных ценностей и обслуживающей эти ценности мифологии, которая транслируется из поколения в поколение в устной форме. И это порождает один из самых уди­вительных парадоксов. Практически совпадая с детским веро­ятностным сознанием в своих базовых структурах, мифологи­ческое сознание первобытного человека принципиально отлича­ется от детского вероятностного сознания в своих взаимоотно­шениях со временем.

Если ребенок долгое время остается практически равнодушен к своему прошлому и весь обращен в будущее (что и продуцирует в нем, в частности, вероятностный тип мышления), то миф как мыслительный горизонт первобытного общества оказывается весь обращен в прошлое. Он субституирует свой высший социальный смысл как смысл поддержания традиции, как смысл трансляции будущим поколениям ценностей прошлого. Сохраняя вероятност­ную природу детского мышления, он использует ее в целях удер­жания прошлого и демонстрирует тем самым, что мышление, орга­низованное на вероятностной основе, может прекрасно служить делу накопления и хранения информации. В каком-то смысле взрослые формы первобытного мышления вообще не являются способом мышления о мире, а служат исключительно способом сохранения уже созданного культурного мира.