Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Дебюсси душа из какого произведения. Клод Дебюсси: биография, интересные факты, творчество. Скромный любитель бесславия

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов: Листа, Грига, композиторов русской школы: Бородина, Мусоргского, Римского -Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной которая раскрывается нам с таким изобилием», - говорил композитор (3, стр 227). Стремление к поискам нового в искусстве привлекло Дебюсси в кружок поэта Маллармэ, где группировались представители импрессионизма и символизма.

Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие.

В течении трех лет (1910-1913) исполняются и опубликовываются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как «Паруса», «Что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анаканрии». В них Дебюсси воплощает свои впечатления от природы.

В портретах: лирическом «Девушка с волосами цвета льна» и юмористическом «В знак уважения С.Пичвикуэск. П.Ч.П.К.» мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному одновременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серьезного тона к шутливо-игривому.

В легендах: «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные танцовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерство композитора в передаче пластики и разнообразных форм движения. А так же в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств.

Что касается воплощения произведений искусств, то это такие прелюдии как «Дельфские танцовщицы», которой открывается первая тетрадь прелюдий. Прелюдия навеяна впечатлением от скульптурного фрагмента фронтона греческого храма, а также прелюдия «Канопа». Крышка греческой урны украшавшей бюро Дебюсси, называемая «канопой» и послужила ему темой. Как и в «Дельфских танцовщицах» композитор делает звучащими задумчивые и мягкие линии, сдержанный ритм погребальной песни.

Сцены представлены у Дебюсси такими прелюдиями как «Прерванная серенада», «Менестрели», «Фейерверк». Каждую тему он раскрывает творчески, применяя различные соответствующие ей выразительные средства. Например: «Фейерверк» (эта прелюдия навеяна впечатлением от народного гулянья, скорее всего праздника 14 июля - дня взятия Бастилии, - во время которого звучит Марсельеза) интересен своими приёмами звукописи. Глиссандо, различные пассажи, аккордовые последования создают очень красочную звуковую картину.

«Прелюдии» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой характеристики, в мгновенном «схватывании» впечатления во всей его изменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких-либо характерных явлений действительности, передача внешнего впечатления света, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование различных состояний природы и т.д.

Имя Дебюсси прочно закрепилось в истории искусства как имя основоположника музыкального импрессионизма. Действительно, в его творчестве музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение. Дебюсси тяготел к поэтически одухотворенному пейзажу, к передаче тонких ощущений, которые возникают при любовании красотой неба, леса, моря (особенно любимого им).

В фактуре Дебюсси большое значение имеет движение параллельными комплексами (интервалами, трезвучиями, септаккордами). В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры сложные полифонические сочетания. Возникает единая гармония, единая вертикаль.

Не менее своеобразны мелодика и ритмика Дебюсси. В его произведениях редко встречаются развернутые, замкнутые мелодические построения - господствуют краткие темы-импульсы, сжатые фразы-формулы. Мелодическая линия экономна, сдержанна и текуча. Лишенная широких скачков, резких «выкриков», она опирается на исконные традиции французской поэтической декламации. Соответствующие общему стилю качества обрел и ритм - с постоянным нарушением метрических устоев, избеганием четких акцентов, темповой свободой.

Сопоставление «чистых» (не смешанных) тембров в оркестре Дебюсси прямо перекликается с живописной техникой художников-импрессионистов.

Влияние эстетики импрессионизма обнаруживается у Дебюсси и в выборе жанров и форм. В фортепианной музыке интерес Дебюсси обращен к циклу миниатюр, подобных своеобразным движущимся пейзажам. Формы в музыке Дебюсси трудно свести к классическим композиционным схемам, настолько они своеобразны. Однако в своих сочинениях композитор вовсе не отказывается от основополагающих формообразующих идей. Его инструментальные сочинения часто соприкасаются с трехчастностью и с вариационностью.

Вместе с тем, искусство Дебюсси нельзя рассматривать только как музыкальную аналогию импрессионистической живописи. Сам он возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Он не был поклонником этого течения в живописи. Пейзажи Клода Моне представлялись ему «слишком назойливыми», «недостаточно таинственными». Среду, в которой формировалась личность Дебюсси, составляли преимущественно поэты-символисты, посещавшие знаменитые «вторники» Стефана Малларме. Это Поль Верлен (на тексты которого Дебюсси написал многочисленные романсы, среди них - юношеская «Мандолина», два цикла «Галантных празднеств», цикл «Забытые ариетты»), Шарль Бодлер (романсы, вокальные поэмы), Пьер Луис («Песни Билитис»).

Дебюсси высоко ценил поэзию символистов. Его вдохновляла присущая ей внутренняя музыкальность, психологический подтекст, а главное - интерес к миру утонченных вымыслов («непознаваемое», «невыразимое», «неуловимое»). Под покровом яркой живописности многих сочинений композитора нельзя не заметить символических обобщений. Его звуковые пейзажи всегда проникнуты психологическим подтекстом. Например, в «Море» при всей его картинной изобразительности напрашивается аналогия с тремя этапами человеческой жизни, начиная с «зари» и заканчивая «закатом». Многоподобныхпримеров в цикле «24 прелюдиидляфортепиано».

Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где по его мнению можно найти нечто важное для развития современного искусства. Изучая музыку Палестрины, Орландо Лассо Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности. Всё это помогло ему в создании собственного музыкального языка. Дебюсси очень ценил музыкальное наследие великих отечественных музыкантов XVIII века. В своей статье «Ж.Ф.Рамо» Дебюсси пишет о «чистой французской традиции» в творчестве этого композитора, проявившейся в «нежности, деликатной и прелестной, верных акцентах, строгой декламации в речитативе...».

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы. Главная её задача - возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло определенных впечатлений, настроений. И именно переход этих состояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.

Так же как и в живописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки. Вырастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

Прелюдии, тетрадь 1я (1909-1910)

I. Дельфийские танцовщицы (DanseusesdeDelphes) (3:30)

II. Паруса (Voiles) (3:56)

III. Ветернаравнине (Le Vent dans la Plaine) (2:12)

IV. Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе (LesSonsetlesParfums...) (3:19) дебюсси импрессионизм музыкальный оркестр

V. Холмы Анакапри (LesCollinesd"Anacapri) (3:23)

VI. Шаги на снегу (DesPassurlaNeige) (4:52)

VII. Что видел западный ветер (Cequ"AVuleVentd"Ouest) (3:37)

VIII. Девушка с волосами цвета льна (LaFilleauxCheveuxdeLin) (2:16)

IX. Прерванная серенада (LaSernadeInterrompue) (2:31)

X. Затонувший собор (LaCathedraleEngloutie) (6:21)

XI. Танец Пека (LaDansedePuck) (2:53)

XII. Менестрели (Minstrels) (2:13)

Прелюдии, тетрадь II (1912-1913)

I. Туманы (Brouillard) (3:13)

II. Мёртвые листья (FeuillesMortes) (3:03)

III. Ворота Алгамбри (LaPuertadelVino) (2:56)

IV. Феи - прелестные танцовщицы (LesFeesSontd"ExquisesDanseuses) (3:39)

V. Вереск (Bruyeres) (3:05)

VI. Генерал Лявин-эксцентрик (GeneralLavine - eccentric) (2:38)

VII. Терраса, освещаемая лунным светом (LaTerrassedesAudiences...) (4:18)

VIII. Ундина (Ondine) (3:02)

IX. В знак уважения С.Пиквику, эсквайру (Hommage а S. Pickwick...) (2:34)

X. Канопа (Canope) (3:14)

XI. Чередующиеся терции (LesTiercesAlternees) (2:48)

XII. Фейерверк (Feuxd"Artifice) (4:59)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни К.А. Дебюсси

Французский композитор. 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).
В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А. Мармонтеля (фортепиано) и у А. Лавиньяка, Э. Дюрана и О. Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П. Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как «домашний пианист» - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мек - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.
Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату «Блудный сын.
Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г. Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле «Пять стихотворений Бодлера». Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.
В 1890 Дебюсси начал работу над оперой «Родриг и Химена» по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С. Малларме и впервые прочел Эдгара, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда», а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее «Свободная эстетика» - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов («Облака») автор сравнивал с «живописным этюдом в серых тонах».
К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также «Ивняк», незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.
В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы «Пеллеас и Мелисанда». Поставленный в парижской «Опера-комик» 30 апреля 1902, «Пеллеас и Мелисанда» произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл «Эстампы» - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море, а также замечательных вокальных циклов - «Трех песен Франции» и второй тетради «Галантных празднеств» на стихи Верлена.
В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике «Господин Крош - антидилетант»). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями «Образов» последовала сюита «Детский уголок», посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).
Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного «звукоизобразительного» письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл «Образы». Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету «Игры», который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.
В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе «Двенадцать этюдов», посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По «Падение дома Эшеров» - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из «Метрополитен-опера».

Дебюсси был гениальным композитором и музыкантом и весьма эмоциональным человеком.
Деревенское воспитание Дебюсси и его равнодушие и отстраненность отталкивали от него преподавателей и коллег-музыкантов, и Дебюсси подружился с некоторыми прогрессивными поэтами и художниками того времени. У него никогда не было больших денег, он ни разу в жизни не сходил на постановку своих собственных опер и всегда отвергал славу, которая пришла к нему, когда ему было уже за 50. Он, например, ненавидел, когда его называли профессиональным музыкантом.
Что касается личной жизни, то музыкальный гений Клода Дебюсси и его характер человека, постоянно погруженного в мрачное раздумье, производили неизгладимое впечатление на многих женщин. Его глубоко любили обе его жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него. Еще во время учебы в консерватории 17-летний Дебюсси летом нанялся в качестве учителя музыки для детей миллионерши из России Надежды фон Мек, покровительницы Чайковского. Дебюсси работал в этой семье три года подряд. В последнее лето он обратился к мадам фон Мек за разрешением жениться на ее дочери и наследнице Соне. Фон Мек, разумеется, ответила отказом, указав, что Дебюсси не является достойной парой для Сони, и уволила его. Он вернулся в Париж, чувствуя себя опозоренным.
Дебюсси начал работать аккомпаниатором молодой певицы, муж которой и не подозревал, что происходило во время репетиций в отдельном зале их дома, предназначенном для проведения музыкальных занятий. Именно во время работы с мадам Васнье Дебюсси получил Гран-при в Риме, но ему, видимо, так нравилось его место аккомпаниатора, что он опоздал с отъездом в Рим на целых 7 месяцев. Месье Васнье в конце концов понял свой промах и, не желая скандала, убедил Дебюсси, что он совершит непростительную ошибку, если откажется от поездки в Рим. Дебюсси провел в Риме два года вместо положенных трех, но когда вернулся в Париж, мадам Васнье сказала ему, что их связь осталась в прошлом, и он должен забыть о ней.
Два года у Дебюсси не было постоянного адреса до тех пор, пока он не поселился у молодой блондинки по имени Габриэль Дюпон. В течение 10 последующих лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать Дебюсси, который занимался сочинением гениальных музыкальных произведений. Дебюсси постоянно изменял ей, но она оставалась верной ему и продолжала жить с ним даже тогда, когда Клод уже был помолвлен с певицей Терезой Роже. Эта помолвка была разорвана после их совместной поездки в Брюссель, где Тереза узнала о том, что Дебюсси провел ночь с другой женщиной. Терпение Габриэль было просто потрясающим, но и ему пришел конец, когда она случайно нашла любовную записку, написанную Клоду какой-то его знакомой. Габриэль попыталась застрелиться, но осталась жива и попала в больницу. После выхода из больницы она жила с Дебюсси еще несколько месяцев, и он вел себя так, как-будто этого эпизода вообще не было в их жизни. Габриэль подружилась в это время с Розали "Лили" Тексье, молодой темноволосой красавицей, работавшей в небольшом парижском магазинчике. Подружки часто встречались, пили вместе кофе и проводили время за дружескими беседами. Габриэль огорчало лишь то, что Лили не нравилась Клоду, и он часто смеялся над ней. Насмешки, впрочем, вскоре уступили место комплиментам, и Дебюсси и Лили поженились в октябре 1899 года. Их семейная жизнь началась в полном безденежье. В день свадьбы Дебюсси дал урок игры на пианино, чтобы заплатить за их завтрак.
Лили была абсолютно предана Дебюсси, но ее молодость, преданность и красота были явно недостаточны, чтобы удержать Дебюсси. Через четыре года после свадьбы Дебюсси начал встречаться с Эммой Бардак, певицей и женой преуспевающего банкира. 14 июля 1904 года композитор вышел на свою утреннюю прогулку и не вернулся домой. Через несколько недель Лили узнала от друзей, что Эмма тоже ушла от своего мужа и живет с Дебюсси. 13 октября Лили не выдержала и дважды выстрелила в себя. Ее нашел вернувшийся Дебюсси, которому она успела послать записку о своем решении покончить с собой. Лили спасли врачи, но одну из пуль не извлекли, и Лили носила ее в своей груди до конца своей жизни. 2 августа 1904 года Дебюсси развелся с Лили, а осенью 1905 года у Эммы от него родилась дочь. Эмма развелась со своим мужем в 1908 году и вышла замуж за Дебюсси. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя некоторые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женился на деньгах. Эмма была немолодой и некрасивой, но очень умной женщиной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его, когда он заболел. Он умер в 1918 году в Париже, когда город уже обстреливала артиллерия приближающихся немецких войск.

Клод Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

Клод-Ашиль Дебюсси родился в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа 22 августа 1862 года. Будущий композитор рос в самой французской по истории, духу и традициям части Франции, ее сердце - Иль-де-Франсе. В Сен-Жермене он жил до двух лет. Затем семья переехала в Париж. Но Дебюсси часто приезжали в Сен-Жермен, а также в Сен-Клу, что в 8 километрах от Сен-Жермена, между Парижем и Версалем. Это живописнейшие места в окрестностях Парижа. Отсюда «открывается вдали весь Париж, все прилегающие окрестности, все равнины, все села, леса, пруды, даже города и длинная извивающаяся голубая змея - Сена...», - так описывал террасу над Сеной в Сен-Жермен Ги де Мопассан.

Немало времени проводил маленький Клод на прогулках в тенистом лесу, примыкающем к старому сен-жерменскому замку, в украшенном статуями и фонтанами парке Сен-Клу. И, может быть, уже тогда у впечатлительного мальчика зародилось тонкое ощущение красоты и поэтичности природы, ставшей впоследствии для Дебюсси-композитора высшим источником вдохновения.

О своем детстве композитор не любил вспоминать. Оно почти не оставило ярких впечатлений. Скорее всего потому, что было, увы, безрадостным. Клод-Ашиль рос замкнутым, молчаливым ребенком. Ему уже в детстве свойственны были черты внутренней неуравновешенности. Он обладал легкой возбудимостью, душевной воспламеняемостью, но быстро переходил и к противоположному настроению безразличия и уныния. Семья Клода-Ашиля не отличалась высокими духовными интересами.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие.

22 августа исполняется 150 лет со дня рождения французского композитора Ашиль-Клода Дебюсси.

Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, музыкальный критик Ашиль-Клод Дебюсси (Achille Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле.

Его отец был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры Ашиль-Клоду давала Антуанетта-Флора Моте, теща поэта Поля Верлена.

В 1872 году Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию , где проучился до 1884 года. Его педагогами были Антуан Мармонтель (фортепиано), Александр Лавиньяк (сольфеджио), Эрнест Гиро (композиция).

В летние месяцы 1880-1882 годов Дебюсси работал домашним пианистом русской меценатки Надежды фон Мекк и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов "Могучей кучки".

В 1884 году, на окончание консерватории Дебюсси представил кантату "Блудный сын" и получил за нее Римскую премию (Prix de Rome) (присуждается ежегодно Академией искусств студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории). В 1885 году Дебюсси как стипендиат Римской премии уехал в Рим, где должен был в течение четырех лет продолжить занятия музыкой. Период пребывания Дебюсси в Италии ознаменовался острым столкновением его с официальными художественными кругами Франции. Отчеты лауреатов перед академией представлялись в виде произведений, которые рассматривались в Париже специальным жюри. Отзывы на сочинения Дебюсси симфоническую оду "Зулейма", симфоническую сюиту "Весна" и кантату "Дева избранница" были отрицательные.

В 1887 году, вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов символистов во главе со Стефаном Малларме.

Здесь он познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880 1890 е годы. Среди них "Мандолина", "Ариетты", "Бельгийские пейзажи", "Акварели", "Лунный свет" на слова Поля Верлена, "Песни Билитис" на слова Пьера Луиса, "Пять поэм" на слова крупнейшего французского поэта 1850 1860 х годов Шарля Бодлера.

1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной, камерно-инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В это время он создал два наиболее значительных симфонических произведения — прелюдию "Послеполуденный отдых фавна" и "Ноктюрны".

В 1890 году Дебюсси начал работу над оперой "Родриг и Химена" по либретто Катюлля Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Эдисоном Денисовым и поставлено в нескольких театрах).

В 1892 году приступил к созданию оперы на сюжет драмы Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда".

В 1894 году в Брюсселе в художественной галерее "Свободная эстетика" прошел первый концерт, посвященный музыке Дебюсси.

В октябре 1899 года Дебюсси женился на Лили Тексье. Их союз продлился лишь пять лет.

В 1901 году началась его деятельность профессионального музыкального критика.

Начало 20 века - высший этап в творческой деятельности композитора. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, говорят о новых тенденциях в творчестве и в первую очередь об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Композитора стали привлекать жанрово-бытовые сцены, музыкальные портреты и картины природы. Вместе с новыми темами и сюжетами в его творчестве появились черты нового стиля. Свидетельством этому являются такие фортепианные произведения , как "Вечер в Гренаде" (1902), "Сады под дождем" (1902), "Остров радости" (1904). Среди симфонических сочинений, созданных Дебюсси в эти годы, выделяются "Море" (1903 1905) и "Образы" (1909), куда входит знаменитая "Иберия".

В 1902 году он закончил вторую редакцию пятиактной оперы "Пеллеас и Мелисанда". Поставленный в парижской "Опера комик" 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Рихарда Вагнера.

В 1904 году Дебюсси вступил в новый семейный союз с Эммой Бардак.

В 1908 году в Париже состоялось первое выступление Дебюсси как дирижера.

В 1909 году Дебюсси был назначен членом Высшего педагогического совета Парижской консерватории.

Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличалось непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом.

Особенно велики художественные достижения Дебюсси последнего десятилетия его жизни в фортепианном творчестве: "Детский уголок" (1906-1908), "Ящик с игрушками" (1910), двадцать четыре прелюдии (1910 и 1913), "Шесть античных эпиграфов" в четыре руки (1914), двенадцать этюдов (1915).

В 1915 году композитор тяжело заболел. До последних дней жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

В 1916 году работал над кантатой "Ода Франции" на текст Луи Лалуа.

В 1919 году во исполнение воли самого Дебюсси его прах был перенесен на другое парижское кладбище Пасси.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Существует мнение, что композитор из Франции Клод Дебюсси определил будущее развитие музыки в XX веке. В его произведениях каждый аккорд обретает особую красочность, звуки постепенно растворяются в тишине. Если возможно говорить об импрессионизме в музыке, то Дебюсси – главный представитель этого движения.

Клод Ашиль Дебюсси появился на свет 22 августа 1862 года в Сен-Жермене, под Парижем. Его родители ценили музыку на обывательском уровне. Они изредка посещали оперу и, отдавая дань моде, определили девятилетнего Клода в музыкальную школу в класс фортепиано при Парижской консерватории. Одарённость мальчика проявилась сразу же: он получал премии по сольфеджио, интересовался новыми гармониями и сложными ритмами. Однако его игра не была виртуозной, и ни преподаватели, ни сверстники не признавали его таланта. Занимаясь гармонией в классе Эрнеста Гиро, юноша создаёт первые вокальные произведения «Чудный вечер» и «Мандолина», в которых проявляется его самобытность.

В 1881 году Дебюсси был приглашён на должность домашнего пианиста для сопровождения русской меценатки Надежды фон Мекк в путешествии по Европе. Подружившись с ней, он неоднократно посетил Россию, где и произошло его знакомство с творчеством , .

В 1884 году Дебюсси окончил консерваторию и стал обладателем Римской премии, которая обеспечила его четырёхлетнее проживание в итальянской столице, на вилле Медичи. Там он знакомился с итальянской музыкой эпохи Возрождения, что внесло новизну и разнообразие в его собственный стиль.

Дебюсси вернулся в Париж раньше намеченного. Там он завёл дружбу с поэтами-символистами, в частности со Стефаном Малларме. Так появились романсы на стихи Пьера Вернера, Поля Бурже, Пьера Луиса и Шарля Бодлера и первое произведение для оркестра « » (1894). В его единственной опере «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902) также прослеживается влияние символизма. В основе оперы лежит драма Мориса Метерлинка – трагическая история любви.

Дебюсси писал музыку почти исключительно для фортепиано, поскольку он сам был одарённым пианистом и дирижёром. Его музыка пронизана воздушностью, как у . Но он был не единственным источником вдохновения: композитор увлёкся французской музыкой эпохи рококо, а именно произведениями и Жана Филиппа Рамо. Их влияние прослеживается в « » Дебюсси. Он создал свой образ музыки того времени, не копируя её.

Чаще всего Дебюсси творил в жанре программной сюиты для оркестра и фортепиано. Примерами таких оркестровых произведений служат « » (1899), « » (1905), « » (1912), а фортепианных – « » (1903), « » (1906–1908), вторая серия пьес «Образы» (1907).

Также Дебюсси написал две тетради прелюдий (1910, 1913). Самыми яркими среди них стали «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск», «Терраса, посещаемая лунным светом», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». Их названия говорят сами за себя – музыка пронизана светом, звуки чисты и где-то насыщенны, а где-то тон можно сравнить с акварельным рисунком. Прелюдия «Затонувший собор» звучит эпически, а «Дельфийские танцовщицы» по-настоящему античны.

С годами музыка Дебюсси становилась сложнее и многограннее, проявился интерес композитора к сценической музыке: балеты «Камма» (1910–1912), «Игры» (1912–1913), «Ящик с игрушками» (1913). Он также работал с произведениями Шопена, редактируя их, что вдохновило его на создание Двенадцати этюдов (1915) в память о маэстро.

В 1915 году композитор тяжело заболел и перенес операцию, но не прекратил творческих поисков. В последние годы была сильна тяга музыканта к драматическим образам. Так родились произведения «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишённых крова», «Одна Франции».

Дебюсси погиб во время бомбардировки Парижа немцами в марте 1918 года. Своим новаторством и страстью к экспериментам он внёс неоценимый вклад в музыкальное искусство Франции и всего мира.

Все права защищены. Копирование запрещено