Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Да винчи в эрмитаже какие картины. Леонардо да Винчи (Его Ученики И Подражатели). Зал искусства Италии XVI в

Реклама

Две работы Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже из-за большого числа посетителей, сообщили в пресс-службе Эрмитажа. Работники музея сообщили, что теперь картины расположены в новых витринах, созданных по проекту сотрудников экспозиционно-оформительского отдела. В них обеспечены влажность и температура воздуха, к которым «картины привыкли за последние 40 лет», а также специальная внутренняя система освещения.

Считается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место.

Картины да Винчи в Эрмитаже: «Мадонна Литта» вошла в коллекцию Эрмитажа в 1865 году, а «Мадонна Бенуа» — в 1914 году

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой хорошо знали о богатстве Россий. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. Четверть века спустя после его смерти герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

«Мадонна Бенуа»также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой.

Решение о перемещении работ было принято генеральным директором Эрмитажа в 2017 году.

Зал Леонардо для движения толпы совершенно невозможен, там все время сталкиваются. Поэтому в новых витринах мы развернем картины к стене, чтобы они фронтально были обращены к зрителю, - прокомментировал перемещение картин Да Винчи директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Картины да Винчи в Эрмитаже: В Эрмитаже представлено несколько картин гения эпохи Возрождения

Собрание Эрмитажа, которое относится к итальянскому периоду XV-XVI вв., является бесценным во всех смыслах этого слова. Жемчужиной всей экспозиции является коллекция картин одного из самых знаменитых художников, изобретателей всех времён и народов Леонардо да Винчи. Гениальность этого человека даже не оспаривается. Леонардо да Винчи был талантлив во всём и всё, что он делал, на шаг опережало само время, в котором он жил. По этой причине, его искусство является необыкновенным и волнующим.

В одном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина.

«Мадонна с младенцем» (Мадонна Лита) относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена. Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.

Реклама

В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины — это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения — художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения — эпохи величайшего прогрессивного переворота.

Картины да Винчи в Эрмитаже: о картинах "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта"

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство. Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения. Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо: «Мадонна Бенуа»; «Мадонна Литта». Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной. Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.

Картины да Винчи в Эрмитаже: почему переместили?

В Государственном Эрмитаже впервые за 40 лет переместили картины Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа” и “Мадонна Литта”.

Полотна разместили в новых витринах, отодвинули от прохода и повернули так, чтобы посетителям было удобнее их рассмотреть, сообщили со ссылкой на директора музея Михаила Пиотровского.

“Мы еще год назад решили развернуть витрины, чтобы было удобнее публике, и чтобы циркуляция была правильной”, – отметил Пиотровский.

По его словам, в новых витринах есть система стабилизации климата и “условия хранения картин по большому счету не изменились, и в этом есть плюс”.

“Системы должны обеспечить, чтобы все условия – влажность, температура были такими же, к которым картины привыкли за последние 40 лет”, – пояснил Пиотровский.

Кроме того, изменилось освещение экспонатов. Раньше свет из окон на них падал сбоку, теперь же – прямо".

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.


1. Между двумя сорокаминутными очередями на вход стоит весьма спорная скульптура «Утро или Гёльдерлин» немецкого скульптора Маркуса Люперца.

2. Было логично начать осмотр музея с самых древних экспонатов. Это памятники эпохи палеолита, неолита, энеолита из Восточной Европы и Сибири.

3. Изображение фантастического зверя из Хакасии возрастом более 3,5 тысяч лет.

4. Предметы египетской коллекции.

5.

6.

7. Залу античных статуй недавно вернули первоначальную отделку.

8. Вообще интерьеры музейных комнат Эрмитажа — отдельная тема.

9. Ими можно любоваться не меньше, чем наполняющими их шедеврами.

10.

11.

12.

13. Но вернёмся к античности.

14.

15. Древнеримская стенка саркофага с изображением мифа о Фаэтоне.

16.

17.

18.

19.

20.

21. Статуя Диониса. Ей почти 2 тысячи лет, а она как новая.

22. Ганимед и друг его орёл.

23.

24. Древнегреческая посуда возрастом около 2,5 тыс. лет. И ведь не разбилась за это время! Низкий сосуд внизу называется леканой, и для чего он предназначался — точно никто не знает. Слева стоит свадебный лебет (ваза).

25. Не менее поразительная идеальная сохранность стеклянных изделий.

26. В музее много европейской скульптуры XVI-XVIII веков.

27. Но она не вызывает таких эмоций, как настоящая античная.

28. Интересными оказались залы, посвящённые средневековью.

29. Здесь представлены доспехи и оружие.

30. Доспех для пешего поединка. Обратите внимание на пах.

31. Вместо стоп — утиные лапы.

32. Ружья с тончайшей резьбой.

33. Великолепный арбалет.

34. Замысловатые ручки шпаг.

35.

36. Также весьма занятна резьба по дереву в готическом стиле.

37.

38.

39.

40.

41. «Лютнист» Караваджо.

43. «Даная» Рембрандта, пострадавшая от серной кислоты советского шизофреника. На восстановление ушло 12 лет.

44. В зале Леонардо да Винчи представлены две работы мастера. Первая — Мадонна Бенуа.

45. Вторая — Мадонна Литта. Надо отметить, что обе картины довольно маленькие, установлены на уровне груди в огромных пафосных рамах.

46. В соседнем зале висит картина, копирующая «Джоконду». Это «Донна Нуда», принадлежащая к школе Леонардо да Винчи.

47. Статуя Вольтера, выполненная в 1781 году по заказу Екатерины II.

48. Мозаичный портрет Елизаветы Петровны, выполненный Ломоносовым.

49. Военная галерея 1812 года, оформленная портретами всех генералов русской армии времён разгрома Наполеона.

50. Портрет Паскевича.

51. В конце под сенью, как и подобает — портрет Александра I на коне.

52. Рака для мощей Александра Невского, сделанная из серебра весом полторы тонны. Создана она была во времена Елизаветы Петровны, а в 1922 году передана в Эрмитаж.

53. Фото сделаны летом 2013 года, серебро полностью почернело, поэтому сейчас рака находится на реставрации, а для Александро-Неской лавры планируется изготовить копию.

54. Шедевр горнозаводского искусства — чаша из ревневской яшмы, высеченная в 1826-1843 годах на Колыванской шлифовальной фабрике по рисунку архитектора Мельникова. Её вес — около 20 тонн. От фабрики до реки Чусовой больше 2 тысяч километров её тянули от 120 до 160 лошадей. С Урала до Петербурга её везли водным путём целых полгода.

Сложно переоценить значение многогранного функционера, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, научного работника, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились отважные и заветные желания его современников, людей Возрождения - эпохи самого большого современного переворота. Настойчиво и неутомимо рвется Леонардо освоить и абсолютно точно взять в толк настоящий, земной мир - великолепный мир, находящийся вокруг человека; настигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета вещей и воздуха; усвоить механику перемещения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; в конце концов, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и взять в толк этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взоры, раскрывающие душевные перемещения человека.

Картин Леонардо да Винчи дошло настоящего времени очень мало, и из них, хранящиеся в Эрмитаже составляют значительную долю е художественного наследия.

В 214 -м зале Эрмитажа выставлены дв небольшие картины. Это произведен Леонардо да Винчи (1452- 1519) Мадонна Бенуа и Мадонна Литта. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше карти Леонардо на эту тему не сохранилось сохранилос

«Мадонна с цветком» - одна из первых работ молодого Леонардо. Это не слишком большая картина непрезентабельного камерного проекта. Дизайнер берет тему, немало разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Хотя дизайнеры XV в. еще чегото недоговаривали в собственных произведениях, их мадонны казались скованными в перемещениях и чувствах, хранили в собственном виде остатки условности. Картина была написана на доске, а позднее, поступив в Эрмитаж, переведена на холст.

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже, - «Мадонна Литта» - завершена несколькими годами позднее. На этот раз дизайнер избрал наиболее жесткий вид лица Мадонны, выдержал картину в иной красочной гамме, в том числе и обратился вновь к технике темперы, внеся в нее, однако, ряд свежих способов (Леонардо неустанно проводил различные эксперименты) Хотя главный содержание, идейное содержание произведения то же, что и ранее: такая же человечность, такая же любовь к настоящим, живым чувствам людей пронизывает все произведение.

Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем» . Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением купить её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами. Мадонна Литта была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Интересные факты: - эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре; - Павел Коган и Сергей Соловьёв в 1966 году сняли скрытой камерой документальный фильм «Взгляните на лицо» - о посетителях Эрмитажа, рассматривающих Мадонну Литта; - картина присутствует в одном из кадров фильма 2006 года «Код да Винчи» ; - картина была использована в оформлении альбома «Существо» музыканта Дельфина.

На обоих картинах Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» , исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.



В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины. Это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519). Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения - эпохи величайшего прогрессивного переворота. Настойчиво и неутомимо стремится Леонардо изучить и безошибочно понять реальный, земной мир - прекрасный мир, окружающий человека; постигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета предметов и воздуха; усвоить механику движения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; наконец, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и понять этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взгляды, раскрывающие душевные движения человека.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в небольшом городке Винчи. С 14 лет он жил и учился во Флоренции, многосторонняя культурная жизнь которой помогла развиться его научным и художественным склонностям. Период времени между 1482 и 1499 г. Леонардо да Винчи провел в Милане, работая как ученый, изобретатель, скульптор и живописец. В это время его воздействие на современное итальянское искусство становится очень значительным. В конце жизни Леонардо уехал во Францию, куда увез с собою любимые свои произведения.
Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше картин Леонардо на эту тему не сохранилось.

Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего - на щечке, на руке ребенка,- он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.


Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.
Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963