Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Д.И. Фонвизин: биография писателя

Здравствуйте, дорогие любители интересных фактов. Сегодня мы с вами узнаем самые интересные факты о Фонвизине Денисе Ивановиче (1745—1792 ) — знаменитом литераторе и русском писателе, который подарил нам «Недоросля». Некоторые факты из его биографии вас просто поразят, поэтому они особенно будут полезны тем, кто готовит доклад или реферат.

1. Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля» по выражению Пушкина был «из самых перерусских русским». А вот фамилией обладал заграничной. При жизни драматург именовался Фон-Визиным и только почти через сто лет после его смерти окончательно закрепилось русифицированное написание в одно слово без дефиса.

2. Откуда такая интригующая фамилия? Денис Иванович принадлежал к рыцарскому лифляндскому роду, попавшими в Москву во время Ливонской войны. По одним данным, представители семьи попали в плен к русичам, по другим — переехали по собственному желанию, позже крестились в православие и остались насовсем.

3. Литератор учился в Москве в гимназии при университете. По городу прошел слух о способностях молодого человека к языкам. Один из книготорговцев предложил ему перевести ряд иностранных рукописей. Обещал расплатиться книгами. В руки 16-летнего юноши попали басни зарубежных авторов, украшенные картинками явно фривольного содержания. В незавершенной автобиографии Фонвизин впоследствии напишет, что эти эстампы развратили его воображение и привели к первым любовным похождениям сатирика.

4. Не обладающий внешностью героя-любовника, Денис Иванович избрал для первой интрижки далеко не первую красавицу в городе. Полной и глуповатой девице он показал картинки из книг в надежде на переход от теории к практике. Но в доме избранницы двери никогда не закрывались. Так что пришлось довольствоваться небольшими вольностями. Это вскоре надоело Фонвизину и он переключился на общение с матушкой девушки.

5. Удивительно, но слывший волокитой писатель оказался неудачником в любви. В 23 он влюбился в замужнюю даму, чувства к которой сохранил на всю жизнь. Приклонская ответила ему взаимностью, но осталась верна мужу.

6. Сам писатель своей жене верен не был. Супругу свою, Екатерину Хлопову, он встретил на службе. Ему пришлось разбираться с ее судебным делом. Во время процесса Екатерина полюбила Дмитрия Ивановича и это было всем заметно. Фонвизина упрекнули в любовной связи с подзащитной. Дело закончилось браком. Госпожа Хлопова делала попытки подать на развод из-за измен мужа, но у Фонвизина начались первые приступы паралича. Это сохранило семью.

7. В Московском университете Д.И. Фонвизин провел всего пару лет, после чего его отправили в Петербург как лучшего студента философского факультета. Звание лучшего не мешает молодому литератору вести достаточно разгульную жизнь. Любовь к плотной пище была у драматурга еще в детстве. Денис рос полным ребенком. В студенческие годы появилось увлечение выпивкой. Проблемы со здоровьем усугубились, Дмитрия Ивановича часто мучило несварение желудка. Но привычек писатель не менял.

8. К счастью, писатель мог себе позволить жизнь без ограничений. В Северной столице он продолжает заниматься литературой, переводит «Альзиру» — великолепную трагедию Вольтера. Денис Иванович обращает на себя внимание вице-президента Дворцовой канцелярии Елагина и попадает к нему на службу. Так Фонвизин появляется при дворе Императора и начинает получать солидное жалование.


9. Дальнейшая служба в коллегии иностранных дел позволяет сатирику несколько раз побывать за границей. Европейские страны не очаровали писателя. Однако по долгу службы он имел отношение к удивительному прозападномупроекту реформ. Согласно этому документу, верховная власть в стране должна была быть передана Сенату, а крепостничество отменено.

10. Полтора года Денис Иванович прожил во Франции. Там и зародились идеи для «Недоросля». Московские театры не рискнули ставить открыто-сатирическую пьесу. Премьера прошла в Петербурге. На сцену вышли самые известные по тем временам придворные актеры — Дмитриевский, Шумский, Правдин. После окончания представления, зрители забросали сцену кошельками с деньгами — это был показатель высокого успеха.

11. С комедией связан самый известный анекдот из жизни Фонвизина. Якобы после премьеры к нему подошел Григорий Потемкин и произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Существует несколько вариаций фразы и несколько исторических личностей, которым она приписывается. Документального подтверждения легенде не существует.

12. Интересно, что название бытовой комедии которую декабристы прозвали «первой народной комедией», перекочевало на обложку первого в стране сатирического журнала. Через пять лет Денис Иванович попытался выпустить свое собственное сатирическое издание «Стародум», получившее имя самого разумного и рассудительного героя пьесы. Журнал был запрещен указом Екатерины II. Но литературу драматург не оставлял до самой смерти — незадолго до своего 48-летия.

Вот такие интересные факты о Фонвизине Д.И. мы для вас подготовили сегодня. Мы надеемся. что они вам понравились, и конечно же мы снова ждем вас на нашем познавательно-развлекательном сайте.

Сатирик и драматург Фонвизин (Фон-Визин) Денис Иванович родился 3(14).IV.1744 или 1745 г. в Москве в дворянской семье, умер 1(12).XII.1792 г. в Петербурге . Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дворян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимназического курса был переведен в студенты, но в том же году оставил университет и определился на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего театрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в особенности дружит с выдающимся актером И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Панине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777-78 совершил путешествие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энциклопедистом Д"Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «триумфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здоровья.

В 1784-85 ездил лечиться за границу - в Италию, а в 1786-87 в Австрию, но поездки эти не принесли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру пробудился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас литературных опытов писателя является перевод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдельным изданием - в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к получению удовольствия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1-4 ч., 1762 -1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассуждение Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Метаморфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире, - писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. - Острые слова мои носились по Москве ... Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе людей, отгонял их от себя и словами и пером. Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли...» («Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»).

Стихотворные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Петербург. В «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворений». Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему»), одна эпиграмма и ставшая знаменитой сатира в стихах «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не послание, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бытия. Большого мастерства достиг он в обрисовке слуг, ответы которых на заданный им вопрос выявляют индивидуальные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «вольтерьянство» Петрушки не выдуманы сатириком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и настроениями самого драматурга. Это делает его «Послание к слугам» прежде всего колоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Однако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в. развитие капиталистических отношений в России сопровождалось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно поэтому, что Фонвизин, наряду с резким сатирическим изображением русского крепостнического уклада, с большой остротой показывает в своем «Послании к слугам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоотношения. Жизненная сила и обличительная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оценку Белинского , утверждавшего, что «забавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион», поставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин , И. П. Елагин, Б. Е. Ельчанинов), - задачу создания русской национально-бытовой комедии путем «склонения на паши правы», т. е. переделки, произведений западноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила комедия французского поэта Грессе «Сидней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом. Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутствовавшее во французском тексте действующее лицо - крепостного крестьянина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия - «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792-1795). По справедливому выражению современника, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в наших нравах». В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей русской драматургии XVIII века явилась комедия «Недоросль» (1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содержащееся в этой пьесе обличение «злонравия» помещиков-крепостников, благодаря остроте художественно-сатирического обобщения, с невиданной ранее выразительностью раскрывает социальную сущность крепостничества. В «Недоросле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства» (М.Горький, История русской литературы, М., 1939, с. 22). По своему общественному значению комедия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обузданию крепостников. «Недоросль» -комедия социально-политическая, поскольку заключенный в ней подтекст направлен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления крепостничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания. Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки воспринимается как естественный результат всего крепостнического уклада. Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только посредством декларативных сентенций, произносимых положительными персонажами, но и в живых, запоминающихся образах. Одни из них заострены до гротеска, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью. В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в почти животную, примитивную и безрассудную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно неминуемо превратить его в тирана-крепостника, подобного матери. Отрицательным персонажам, согласно законам драматургии классицизма, противопоставлены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремился избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отражение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Недоросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С особенным мастерством индивидуализирована опять-таки речь сатирических действующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках драматургических правил классицизма. Однако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мотив сочувствия «страждущему человечеству») и реалистические тенденции вели к преодолению условностей классического комедийного жанра. В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии - «Бригадир» и в особенности «Недоросль» - оказали исключительно большое влияние на дальнейшее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедов а, называя их «истинно общественными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние... выставлены в очевидности потрясающей» (Полн. собр. соч., т. VIII, 1952, с. 396, 400).

Почти одновременно с окончанием «Недоросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначавшийся для наследника русского престола, трактат этот должен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона. Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаворитизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идейной направленностью «Недоросля». Впоследствии, сокращенный и переработанный применительно к условиям общественной борьбы конца 10-х - 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей творческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатирических в своей основе. Таковы:

«Опыт российского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-российского языка»),

«Челобитная российской Минерве от российских писателей»,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повествование мнимого глухого и немого» (все напечатаны в 1783),

«Каллисфен» греческая повесть (1786).

Большой общественный резонанс получили «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), содержавшие прямые выпады против внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раздражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати первую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, - «Друг честных людей, или Стародум», но издание было запрещено Управой благочиния. В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестящих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века - «Всеобщая придворная грамматика». Материалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей», появились в печати только в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатирические произведения, но и письма - замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (опубликовано в 1830).

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, является басня «Лисица-казнодей» (напечатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монархам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это время своего наивысшего общественно-политического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глубокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в русской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В суждениях А. Бестужев а, Пушкин а, Гоголя, Герцен а подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драматургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гончаров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щедрин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По определению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» («История русской литературы», с. 25).

«Недоросль» - единственная русская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Знаменитый писатель Екатерининской эпохи Д.И. Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье. Происходил из лифляндского рыцарского рода, совершенно обрусевшего (до середины XIX века фамилия писалась Фон-Визен). Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. В 1755-1760 годах Фонвизин учился в только что открытой гимназии при Московском университете; в 1760 году был "произведен в студенты" философского факультета, но пробыл в университете всего 2 года.

В студенческие годы, под влиянием некоторых профессоров, начинаются и литературные занятия Д.И. Фонвизина: в 1761 году он поместил в журнале Хераскова "Полезное Увеселение", переводную статейку "Правосудный Юпитер" и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. В следующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона: "Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая" и напечатал несколько переводов в издании профессора Рейхеля "Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий". К этому же времени относятся не дошедшие до нас оригинальные произведения Фонвизина, в которых выразилось его стремление к сатире. К годам учения относится и зарождение в Фонвизине любви к театру, в 1756-1759 годах он играл в любительском университетском театре, созданном по инициативе М.М. Хераскова, и в публичном театре.

В 1762 году учение Фонвизина в университете прекращается. Он определяется сержантом гвардии, хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее уклоняется, насколько возможно. В это время в Москву приезжает Императорский двор, и вице-канцлер определяет Фонвизина в коллегию иностранных дел переводчиком в чине капитан-поручика. Фонвизин переезжает в Петербург и в следующем году назначен "быть для некоторых дел" при кабинет-министре Елагине.

В это же время появляется первый опыт Фонвизина в области драмы: в 1764 году была представлена его первая комедия "Корион", а в 1768 году был написан "Бригадир", который произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Н.И. Панин отозвался о нем, как о "первой комедии в наших нравах"; Фонвизина сравнивали с Мольером, а комедия его не сходила со сцены.

Секретарем кабинет-министра Фонвизин служил до 1769 года. Затем он был вынужден опять определиться в Коллегию иностранных дел секретарём руководителя Коллегии графа Н.И. Панина. Фонвизин стал его близким помощником и доверенным лицом, ему была поручена обширнейшая переписка с российскими дипломатами при европейских дворах. Под руководством своего начальника он составляет крайне любопытный проект государственных реформ, по которому предполагалось предоставить верховному сенату законодательную власть, обеспечить "два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность", для чего нужно освободить крестьян. С 1769 до 1783 год Д.И. Фонвизин служил у графа Панина, разделяя его оппозиционные взгляды по отношению к Екатерине II.

В 1783 году Фонвизин вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 300 рублей. Литературная деятельность Фонвизина за этот период его жизни не могла быть особенно велика, так как для нее не хватало времени; тем не менее именно в эти годы, может быть, вследствие постоянных впечатлений, которые испытывались в центре общественных и политических интересов эпохи, появились важнейшие произведения Фонвизина, в том числе комедия "Недоросль", представленная в первый раз в 1782 году. (первая постановка состоялась 24 сентября 1782 года, а премьера в Москве - 14 мая 1783 года на сцене театра Медокса).

"Недоросль" - кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина - "произведение ума сильного, острого, человека даровитого" (Белинский). В своей комедии писатель отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени - государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей. Смелость, "свободоязычие" этих вопросов вызвали против Фонвизина неудовольствие Екатерины II. После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой Императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал "Стародум", получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано.

В 1785 году Фонвизина разбил паралич, в 1786-м ему пришлось ехать лечиться в Вену и Карлсбад. Последние годы жизни вообще прошли для него в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальное благосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами. Литературная деятельность Фонвизина почти совсем прекращается, если не считать литературным произведением его письма из-за границы и путевые журналы. Они не предназначались для печати и были опубликованы уже в XIX веке, но представляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателя о тогдашней европейской жизни.

Умер Д.И. Фонвизин в Санкт-Петербурге 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. Его могила в чугунной ограде находится на т.н. Фонвизинской дорожке в дальнем конце кладбища, рядом с могилами архитектора И.Е Старова, математика Л. Эйлера и художника

Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.

Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Москов­ском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина , одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир . Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.

Денис Иванович Фонвизин

В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицин­ский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции ; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.

Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова . Обе они написаны прозой и отвечают канонам классиче­ской комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер , а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль , построена лучше. Но Недоросль , хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану , которого она зовет только «дитятком».

Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.

Фонвизин Денис Иванович был рожден в апреле 1745 года в Москве. Родители были обеспеченными дворянами, которые смогли обеспечить ему хорошее образование.

Юный Денис учился сначала в гимназии, образованной при Московском университете, а после этого на факультете философии в самом университете. Еще в годы студенчества его небольшие произведения стали печатать в московских журналах. Кроме того, Фонвизин занимался переводами литературных произведений зарубежных писателей.

После окончания университета Фонвизин отправился в Петербург, где начать работать в Коллегии иностранных дел на должности переводчика. В течении его работы переводчиком, писатель не переставал создавать произведения, которые в основном были написаны в форме сатирических комедий, поскольку ему был очень интересен театр.

Под конец жизни писатель начал серьезно болеть. Однако независимо от проблем со здоровьем, он продолжал творить. В это время Фонвизин начал работу над автобиографией. Д.И. Фонвизин ушел из жизни в 1792 году, оставив после себя наследие русской литературы.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Иоганн Вольфганг Гёте

    И.В. Гёте – один из самых известных поэтов, очень талантливый и всесторонне одарённый человек. Считается основателем современной немецкой литературы. Кроме огромного количества эпических и лирических стихотворений

  • Васильев Борис Львович

    Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.

  • Иван Айвазовский

    Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить интереснейшие события, происходящие в его жизни. Это был очень творческий и одаренный человек. На его пути встретилось множество уникальных людей

  • Иосиф Виссарионович Сталин

    Иосиф Сталин – выдающаяся личность 20 века. Одни называют его великим политиком, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Другие считают преступником.

  • Антон Иванович Деникин

    Антон Деникин вошёл в историю как «вождь белого движения». Но, помимо всего прочего он занимался военной журналистикой и писал мемуары. Деникин родился под Варшавой (Польша), которая входила в состав Российской империи