Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Cочинение «Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой. Любовь в жизни героев в романе Отцы и Дети: отношение к любви, история любви Николая Петровича и Фенечки, отношение к любви Кирсанова (Тургене

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

Вам понадобится

  • Текст произведения

Инструкция

Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот , хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете.

Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать именно так).

/ / / Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» наполнен не только конфликтной линией, которая постоянно разгоралась между главным героем – Евгением Базаровым, а также Павлом Петровичем и Николаем Петровичем. Конечно, эта тематика занимает основное место в романе, Тургенев уделяет наибольшее внимание описанию именно конфликта нового и старого поколения, столкновения их интересов.

Однако читатель имеет возможность наблюдать и за любовными сценами, за вспыхиванием чувств, за женитьбой и семейным счастьем. Наибольшим тому подтверждением являются отношения Аркадия и Катерины.

Аркадий был сыном Николая Петровича. Он, наконец-то, освободился из-под дурного влияния Базарова и принялся строить личную жизнь. Катерина, точно так же, как и ее возлюбленный, освободилась от контроля своей сестры Анны. И теперь, встретившись, между ними происходит сцена объяснения, с которой мы знакомимся во второй части романа.

Разговор Катерины и Аркадия сопровождается пением птиц. Их встреча назначена в прекрасном саду. Поначалу герои беседовали на общие темы, им обоим была приятна компания друг друга. Далее, Аркадий заводит речь о Базарове, однако, Катерина тонко подмечает, то мужчины не похожи, что они совершенно разные. В один момент Аркадий обижается на такие слова Кати, однако, понимает, что и сам не хочет больше походить на своего друга.

Параллельно этим отношениям раскрывается и связь между Евгением и Анной. Базаров признается Одинцовой в страстной, безумной любви, однако, хладнокровная женщина отвергает его. Такое стечение обстоятельств Базаров достаточно трудно переносит. А вот любовь Катерины и Аркадия была искренней и чистой, взаимной и настоящей. Именно поэтому, они находят счастье друг с другом.

В романе «Отцы и дети», образы Аркадия и Евгения совершенно разные. Несмотря на то, что они были друзьями, после приезда в имения Одинцовой, Кирсанов понимает и видит свое отличие от друга. Он соглашается с утверждением Кати, о том, что Базаров был «хищным» одиноким и отстраненным, а вот сам Аркадий и его Катерина совершенно «ручные», обычные, простые люди.

Именно после сцены разговора с Катериной, Аркадий все больше не понимает своего друга, он отдаляется от него, не разделяет его мнения. Кирсанов понимает, что совершенно бессмысленным является противопоставление себя обществу. Намного комфортнее и уютнее дружить с людьми и плыть по общему течению. Аркадий выбирает свой путь, герой идет по следам отца, на встречу счастливой и размеренной семейной жизни.


Легендарное произведение всех времен Тургенева "Отцы и Дети" охватывает множество тем и проблем. Но основная проблема, которая посетила каждого героя произведения, - это проблема любви. Любовь в жизни героев в романе "Отцы и Дети" играет очень большую роль. Но каждый персонаж испытывает чувство по-своему, не так как все. Итак, рассмотрим героев по отдельности.

Сперва поговорим о главном герое Евгении Базарове.

Любовь к Одинцовой очень непроста. Всю жизнь он презирал это чувство, но столкнувшись с ним, ничего с собой не может поделать. Любовь в его жизни перевернула все. Все его прежние взгляды оказались неверными. Это его и погубило.

Что же касается отношений Аркадия с Катей, то их любовь меняет героя, и его жизнь становится гораздо лучше. Ведь именно с Катей Аркадий может стать таким, какой он есть, и перестать претворятся, как это было в дружбе с Базаровым.

Николай Петрович Кирсанов – это довольно таки трагичная личности. После смерти жены, ему было крайне тяжело. И ту любовь, нежность и красоту, которых ему так не хватало по жизни, он нашел в молодой Фенечке.

Павел Кирсанов – это еще более трагичная персона.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Роман И. С. Тургенева в жанровом отношении многопланов. Во-первых, это семейный роман, так как в нём показаны взаимоотношения родителей и детей в семье. Во-вторых, он социально-идеологический, потому что отражает борьбу либералов-дворян и разночинцев. В-третьих, психологический, так как автор глубоко раскрывает внутренний мир своих героев, создаёт психологически точные типы людей.

И, наконец, мы можем назвать произведение Тургенева философским, вследствие того что писатель обращается к вечным темам жизни и смерти, смысла человеческого существования.

Эпизод «Объяснение Аркадия и Кати» помогает читателям понять, почему младший Кирсанов, боготворивший своего «учителя» - друга Базарова, отказывается от своих прежних убеждений и оставляет гордого и самолюбивого нигилиста в одиночестве. Почему застенчивая и робкая Катя оказалась сильнее не только самоуверенного Базарова, но и своей сестры Анны Сергеевны Одинцовой?

Именно под влиянием Кати Аркадий оставляет «сатирическое направление» и начинает искать идеалы не там, где искал их прежде. Он находит их в семье, которую создаёт, как мы узнаём из последней главы, с Катей.

Из лагеря «детей» он переходит в лагерь «отцов». У него рождается сын, он становится «рьяным хозяином».

Обратимся к эпизоду «Объяснение Аркадия и Кати» и попытаемся понять, как раскрываются в нём характеры действующих лиц романа.

Важное значение имеет место действия, та обстановка, в которой происходит разговор молодых людей. Высокий ясень, в тени которого на дерновой скамейке сидят Аркадий и Катя; бледно-золотые пятна света на садовой дорожке и на жёлтой спине борзой собаки Фифи, и «небольшая семейка воробьёв», которых девушка кормит, бросая им крошки белого хлеба, - всё в этой картине создаёт атмосферу покоя, умиротворения и гармонии. Молодым людям очень хорошо рядом друг с другом, между ними искренние и доверительные отношения. Они сходятся во многих взглядах, одинаково любят природу, искусство. С Катей Аркадий может быть самим собой. Он не боится, что какое-либо его высказывание вызовет неприятие или осуждение. Вспомним знаменательный разговор друзей у стога сена, когда Аркадий сравнил движения сухого кленового листа с полётом бабочки, а Базаров его прервал: «О мой друг Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво». Общаясь с Катей, молодой Кирсанов может позволить себе «говорить красиво»: «Не находите ли вы… что «ясень» по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он». Катя соглашается с ним, и Аркадий с удовольствием думает: «Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь».

Младшая сестра Одинцовой очень наблюдательна, её высказывания о людях верны и точны. Например, она хорошо понимает чуждость Базарова не только ей, но и Аркадию: «Он хищный, а мы с вами ручные», «Хищные» - это сильные, независимые натуры, стремящиеся переделать мир. Катя и Аркадий –« ручные», потому что они обладают простотой нрава, они не собираются разрушать старое, а лишь продолжать прежнее, развивать его. Девушка отмечает, что её сестра изменила своё отношение к Аркадию, стала к нему «расположена». Гордая и независимая Анна Сергеевна тоже находилась под влиянием Базарова, «но над ней никто долго взять верх не может».

Молодые люди даже думают одинаково, сходясь на том, что независимость им не нужна. Умная и чуткая Катя намекает Аркадию, что между ним и её сестрой могут быть какие-то чувства. Она самостоятельна, сдержанна, умеет владеть собой. Автор передаёт её скрытые переживания через жест. Из-за волнения она начинает бросать воробьям крошки слишком резко: «взмах её руки был слишком силен, и они улетали прочь, не успевши клюнуть». Именно в эту минуту Аркадий понимает внутреннее состояние девушки и произносит почти признание в любви: «…знайте, что я вас не только на вашу сестру, - ни на кого не променяю».

Прав был Базаров, говоря о Кате: «… а твоя и за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберёт…» Анна Сергеевна ничего не подозревает о чувствах молодых людей и имеет «виды» на Аркадия. Она снисходительна по отношению к младшей сестре, не догадываясь о том, что это «молодо – зелено» одержит над ней победу. Одинцова советует Кате примерить новые ботинки: «… а у тебя ещё такие прелестные ножки!» А восемнадцатилетняя девушка в эту минуту думает: «… прелестные ножки, говорите вы… Ну, он и будет у них».

Из эпизода «Объяснение Аркадия и Кати» можно сделать вывод, что эти герои составляют психологическую пару, обладая мягким и простым характером. У них родственные души.

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати - кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто и не думал о своем соседе, а втайне радовался его близости». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова -нетерпимое, резкое безапелляционное. Катя любит лирику Гейне, но не сатиру и считает, что любовь к сатире Аркадия -это «старые следы» его направления.

Внутренне соглашаясь с ней, Аркадий поражается про себя: «Если б Базаров это слышал!» И действительно, Катя делает вывод, что он уже не находится под влиянием Базарова: он не ссорится со стариками, провождает тетушку в церковь: «Не мог же я отказать!» Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров «чужой» и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя отмечает, что сестра ее также освободилась от влияния Базарова и стала лучше относиться к Аркадию, и Аркадий снова поражен: откуда в такой молодой девушке такая наблюдательность? Причина проста: Катя много жила одна и много размышляла о жизни. И больше всего радует Аркадия ее замечание о том, что она, Катя, не богата - ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия и сам этот факт: ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство свое и Кати. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. «…Я вас не только на вашу сестру -ни на кого в свете не променяю», - говорит Аркадий девушке, быстро после этого удалившись, «как бы испугавшись слов, сорвавшихся у него с языка».

Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».