Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Cочинение «Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Cочинение «Благородный ум Евгения и Эгоизм Онегина Онегин и его эпоха

Чем больше ты себя любишь,
тем большим врагом самому
себе становишься.
М. Эбнер-Эшенбах
Скука – наш самый большой враг
Вольтер

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.
Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».
Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:
Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:
… Отворотился и зевнул,
И молвил: всех пора на смену,
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.
В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» - так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом соглашался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!
Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Александр Сергеевич Пушкин в своем величайшем романе в стихах “Евгений Онегин” смог создать довольно сложную и противоречивую натуру, который, на мой взгляд, для разных людей представляется совершенно разным. Возможно, это происходит потому, что читатель видит в одном из главных персонажей отражение своего внутреннего мира. Ведь в каждом из нас непременно живет тот самый Евгений Онегин.

Поэтому многие импонируют ему и стараются оправдать его поступки, как часто сами оправдывают себя. Другим же читателям данный персонаж кажется

Плохим, холодным, грубым. Но ведь и сами мы не так редко бываем такими же холодными и безразличными.

Евгений Онегин – молодой человек из дворянского сословия. Вся его сознательная жизнь проходила именно в высшем обществе царской России. Когда он был совсем юным, то именно это общество невероятно манило и привлекало его своей пышностью, развлечениями, умными и знатными особами. Еще не зная настоящего содержания данного собрания знатных людей, он изначально был слишком сильно им очарован.

Евгению Онегину представлялось, что именно здесь он сможет показать себя и свои способности, здесь он сможет полностью себя

Самореализовать и возможно изменить чью-то жизнь к лучшему. Но достигнув положенного возраста и вступив в ряды дворянского общества, юноша навсегда и крепко в нем разочаровывается. Ведь в нем такие же знатные люди придаются однообразным сплетням, разговорам об одном и том же, редким пошлым развлечениям и бесконечной праздности и бездействию. Совершенно по другому молодой Евгений представлял себе этот мир. Он не дал ему ничего того, о чем мечталось юноше. Поэтому в скором времени Онегину надоело такое бесцельное времяпрепровождение, и он покидает это пристанище скуки и пошлости.

Но лишившись той привычной среды обитания, Евгений Онегин не понимает, что теперь он хочет и как следует жить дальше, чтобы его душа наконец-то обрела долгожданное счастье. Все чего он желал – это высшего общества. Но оказалось, что оно совершенно не такое, какое он себе представлял. Поэтому молодой человек остается как бы в изоляции от окружающие. Ведь новых стремлений у него пока еще нет, как и новой мечты. Поэтому он просто скучает и бездействует. Нет, он не оставляет поисков лучшего, того что ему бы понравилось всей душой. Но пока его поиски безрезультатны. Поэтому для окружающих он представляется холодным и бесчувственным молодым человеком. Но ведь само общество сделало его таким, не сумев дать того, чтобы смогло разбудить в его душе огонь страсти.

Сам по себе персонаж Евгений Онегин добрый человек. Нельзя сказать, что он отрицательный персонаж. Но он настолько запутался в себе и окружающем его мире, что многим кажется, что Евгений довольно эгоистичная личность. С другой стороны, какого человека нельзя назвать эгоистом? Таких очень сложно найти. Ведь на самом деле сложно помогать окружающим людям, пока в твоей душе царит смятение и неразбериха. Поэтому все мысли и действия Евгения в данный период времени на самом деле были направлены только на осознание себя, своего собственного я. Но ведь от этого зависит его жизнь и то как он ее проживет. В целом, слова Белинского о том, что Онегин страдающий эгоист, которого душат бездействие и пошлость, правдивые. Однако, понимать их стоит не настолько в негативном свете. Ведь он не сам стал таким, его таким сделало окружающие общество и люди, с которыми он общался. Но если бы Евгений Онегин смог разобраться в себе и понять, чего же он хотел в этой жизни, все бы могло сложиться совсем по-другому.

(3 оценок, среднее: 4.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Пушкин – великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Одним из его величайших произведений является роман “Евгений...
  2. “Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни. Роман Пушкина “Евгений Онегин” очень часто называют энциклопедией русской жизни. Причина тому – показанная...

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу литературное произведениеа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературное произведениеа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин - эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье - это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Образ музы неоднократно предстает на страницах литературное произведениеа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза - покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автор произведенияа. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и последовательно. Многоликость вдохновительницы поэтического творчества А. С. Пушкина естественна и гармонична, ведь она - олицетворение этапов духовного созревания поэта, непрерывного, питающегося жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о предназначении поэзии, обстоятельствами историческими и личными. Муза позволяет глубже раскрыть образ автор произведенияа, и ее глазами читатель отчетливее видит суть многих жизненных событий.

А. С. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал... весной при кликах лебединых... являться муза стала мне». Впервые явившись автор произведенияу в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями:

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Пушкин определяет источник поэтического вдохновения, жизненные ценности своего отрочества, ставшие предметом творчества: детские игры, забавы, мальчишеские мечтания, гордость отечественной историей. И с гордостью и благодарностью вспоминает первые признания своих поэтических опытов, первый выход в свет своей музы, ее приветливую, доброжелательную встречу с русским обществом:

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

В юности поэт «с толпою чувства разделяя... музу резвую привел на шум пиров и буйных споров...», источником его поэзии становятся дружеские компании, радость общения с интересными собеседниками за пир-шеским столом, беззаботное веселье, свойственное возрасту. Пушкин воздает должное утехам молодости: любви, вину, максималистским спорам о смысле жизни, будущем страны. И муза «как вакханочка резвилась», разделяя юношеские восторги поэта и его друзей, воспевая радость взросления, непосредственности и всех юношеских безумств.

И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

Но жизнь поэта круто изменила свой стремительный ход: раскрепощенные, игривые и вольнолюбивые стихи Пушкина вызвали резко негативную реакцию царского окружения, и поэт был сослан. С юношескими забавами было вынужденно покончено, да и поэт быстро взрослел, рос духовно, и горячие, но бесплодные бесконечные споры, безудержное беззаботное веселье уже не могли удовлетворять Пушкина. Он отправился на юг, а верная подруга отправилась вслед за ним и «услаждала путь немой волшебством тайного рассказа». Она разделяла с поэтом одиночество, восторги от созерцания прекрасной южной природы. Какие упоительные, чарующие строки посвящены наполненным таинственными запахами и звуками летним кавказским ночам:
Как часта по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.

Несмотря на ссылку, настроение поэта окрашено лишь легкой дымкой грусти из-за оторванности от литературного круга, поэтической немоты, но восторженно литературное произведениетическое восприятие окружающего мира позволяет ему испытывать радость общения с природой.
Муза, «позабыв столицы дальней и блеск и шумные пиры», следует за поэтом «в глуши Молдавии печальной». Так происходит окончательное прощание поэта с юношеской литературное произведениетикой, наполненной энтузиазмом, бурным проявлением чувств, идеализацией действительности, пристрастием к ярким образам, шуму и блеску жизни, мечтами о прекрасном будущем в кругу свободолюбивого лицейского братства. Взгляд поэта на жизнь стал пристальнее, спокойнее, глубже, идеалы изменились: главными человеческими ценностями стали внутренняя сосредоточенность, одухотворенность, душевное богатство.

Очутившись в глубине России, на Псковщине, Пушкин описывает последнее перевоплощение музы:
Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

Несомненно сходство музы с главной героиней Татьяной Лариной. «Подруга ветреная» заметно преобразилась: свидетельница и вдохновительница юношеских забав, пиров, безудержного веселья стала обыкновенной русской девушкой - грустной, мечтательной, погруженной в мир книжных переживаний, тонко чувствующей, сосредоточенной на внутренних движениях души. Юность закончилась. Литературное произведениетические призраки рассеялись.

Поэту предстояло познавать жизнь во всей сложности. Последний образ музы предельно реалистичен, это воплощение идеала поэта, но не надуманное, а взятое из российской действительности в лучших ее проявлениях. Вдохновительница творчества Пушкина спокойно созерцает аристократическое собрание, воздавая должное изяществу нарядов, вкусу и безупречному поведению лучших представителей дворянства:

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

Муза поэта изменяется вместе с ним, все ее превращения - это этапы жизненного пути Пушкина, стадии духовной и творческой эволюции. В периоды вынужденного одиночества, затворничества в Михайловском, в Болдино Пушкин испытывал необыкновенный подъем творческих сил. Муза посещала поэта, когда он больше всего нуждался в эмоциональной поддержке, в обществе духовно близкой личности, и одиночество превращалось в насыщенную жизнь:

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует..


Страница: [ 1 ]

С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста : его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.

Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».

Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны . Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но ничего не вышло, читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать.

Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!

Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.

вывод : почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей:внешней и внутренней оболочки . Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина –это не столько его вина, сколько его беда , и именно поэтому он страдает.

Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

никаким полезным делом юноша так и не занялся «Молодой повеса» - такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим.

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить, но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню Он отправля­ется путешествовать.

Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!

Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Проблема развития характера впервой нашла исчерпывающее решение в творчестве Пушкина. Его Онегин, реально развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может остаться неизменным, Свет в романе бездвижен: в нем происходит постоянный круговорот одних и тех же ситуаций. Сцена за сценой вечно повторяются. Это состояние и есть признак общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Онегин сначала приспосабливается, чтобы стать таким, как все. Затем стихийно возмущается, обособляется от света, противопоставляет себя всем. И, наконец, оказывается лишним, выпадает из системы взаимоотношений в светском обществе.

С самого начала романа становятся очевидными незаурядность натуры Онегина, ее природные дарования и накопленный им опыт общения в свете. Складывается мнение о том, что движение Онегина - не постепенное оскудевание души героя, не падение личности. Он испытывает чувство опустошенности, вызванное светской праздной жизнью. Отталкивание же от нее вряд ли следует оценивать как регресс, как падение. Напротив, все это сложное, противоречивое движение Онегина к свободе от власти света должно рассматриваться не просто как усложнение, но и как обогащение личности, как выражение духовного роста человека. Становясь лишним человеком, он поднимается над уровнем определенной части дворянского общества.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся прежде всего в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии . И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора,а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

Главный герой романа - личность сложная и сильно противоречивая.

Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любвиПризнание Татьяны при последней встрече - "Я вас люблю (к чему лукавить?)" - вносит смятение в его душу. Онегин оставлен автором "в минуту, злую для него". Такая концовка романа не случайна. В ней выражается уверенность автора в том, что дальнейшая эволюция Онегиных и характер этой эволюции будут зависеть от конкретных социально-исторических условий.

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».
У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:
… француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…
Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…
Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.
Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.
В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.
Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.
Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…